Внешнеэкономическая деятельность рк освобождение от налогов

Опубликовано: 22.04.2024

С 1 января 2020 года сроком на 3 года вступил в силу мораторий на проверки субъектов предпринимательства, также на данный период отдельные категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налогов. В данном материале расскажем, на какие виды проверок не распространяется мораторий, а также кто попадает под освобождение от уплаты и по каким видам налогов.

Категории субъектов, подпадающие под мораторий на проверки

Под действие моратория попадают субъекты, относящиеся к категориям малого и микропредпринимательства. К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

Вместе с тем, не признаются субъектами малого предпринимательства и микропредпринимательства налогоплательщики, осуществляющие:

  1. деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  2. производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  3. деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  4. проведение лотереи;
  5. деятельность в сфере игорного бизнеса;
  6. деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  7. банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  8. аудиторскую деятельность;
  9. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  10. деятельность кредитных бюро;
  11. охранную деятельность;
  12. деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Проверки, на которые не распространяется мораторий

Мораторий не распространяется на:

  1. Проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
  2. Проверки в соответствии с подпунктом 1) данного пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством РК, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом.
  3. Проверки и профилактический контроль с посещением, проводимые на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».
  4. Проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК.
  5. Проверки органов прокуратуры по поручению Президента РК и Генерального Прокурора РК.
  6. Таможенные проверки.
  7. Встречные налоговые проверки.
  8. Тематические налоговые по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом.
  9. Профилактический надзор с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  10. Проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением законодательства РК об аккредитации в области оценки соответствия.
  11. Проверки недропользователей.

Проверки, предусмотренные в подпунктах 1) и 2) проводятся на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа.

Категории субъектов, освобождаемые от уплаты налогов, и виды налогов

Освобождаются от уплаты налогов с доходов, полученных за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, субъекты микропредпринимательства или малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (СНР). К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

К субъектам, применяющим СНР, относят налогоплательщиков:

  • на основе патента,
  • упрощенной декларации,
  • с использованием фиксированного вычета,
  • производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов,
  • крестьянские или фермерские хозяйства.

Уменьшению на 100 процентов подлежат суммы:

  1. Корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса.
  2. Социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
  3. Единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Освобождение действует только на налоговые обязательства по уплате налогов, возникающих в указанный 3-х летний период. При представлении деклараций необходимо указывать данные о полученных доходах с указанием 0 в графе налог к уплате.

Налогоплательщики, на которых не распространяется освобождение от налогов

Освобождение от налогов не распространяется на лиц, осуществляющих следующие виды деятельности:

  1. Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
  2. Производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции.
  3. Деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах.
  4. Проведение лотереи.
  5. Деятельность в сфере игорного бизнеса.
  6. Деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов.
  7. Банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента).
  8. Аудиторскую деятельность.
  9. Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
  10. Деятельность кредитных бюро.
  11. Охранную деятельность.
  12. Деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
  13. Деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей.
  14. Реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти.
  15. Розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута.
  16. Внешнеэкономическую деятельность.

Освобождаются ли от ИПН и соц налога до 2023 г. ИП, ведущие ВЭД в рамках ЕАЭС.

Дата публикации 02.02.2021

Субъектов малого предпринимательства на спецрежимах с 01.01.2020 г. освободили от уплаты ИПН и социального налога на трехлетний срок –до 01.01.2023 г. Однако, распространяется ли это освобождение на доходы от торговли или оказания услуг контрагентам –резидентам стран ЕАЭС? Можно ли ближайшие три года не платить налоги с доходов от ВЭД, если она ведется в рамках ЕАЭС, расскажем далее…

Сотрудничество ИП и ТОО на спецрежиме с ЕАЭС: есть ли право не платить налоги?

Право субъектов микро- и малого предпринимательства (как ИП, так и ТОО) не платить в течение ближайших трех лет налоги с доходов, а также социальный налог, закреплено законом №290-VI от 27.12.2019 г. Данный закон ввел поправки в другой нормативный акт -закон № 121-VI ЗРК от 25.12.2017 г., введя в него новую статью 57-4.Согласно ст.57.4 закона №121-VI, от налогов освобождаются все субъекты микро- и малого бизнеса, за исключением 16 направлений деятельности, в т.ч. и осуществляющие ВЭД.

Однако, о том, признавать ли торговлю или оказание услуг странам-членам ЕАЭС внешнеэкономической деятельностью, велась дискуссия на протяжении нескольких месяцев. Итогом споров стали следующие документы:

  • Письмо МНЭ РК №19-1/2419 от 12.02.2020 г.;
  • Ответ Председателя КГД МФ РК на вопрос №594736 от 12.02.2020 г. в своем Блоге на портале dialog.egov.kz;
  • аналогичный Ответ на вопрос №623518 от 16.06.2020 г.

Ведомства сошлись во мнении, что применительно к освобождению от уплаты налогов, торговля или оказание услуг странам ЕАЭС внешнеэкономической деятельностью не признается. А значит, таким налогоплательщикам можно не уплачивать ИПН (КПН) и соцналог в период с 01.01.2020-31.12.2022 г.

Пример из практики:

ИП на «упрощенке» Смагулов А.Е. оказывает транспортные услуги: осуществляет перевозку грузов из Российской Федерации на территорию Казахстана и обратно. Наемных работников –водителей у ИП двое, годовой доход за 2019 г. составил 63 520 000 тг.

Согласно п.3 ст.24 Предпринимательского кодекса РК, субъекты, численность работников которых не более 15 человек или среднегодовой доход не более 30 000 МРП (в 2020 г. -79 530 000 тг.), признаются субъектами микропредпринимательства.

Поскольку ИП Смагулов подходит под критерии микропредпринимательства, он вправе в течение трех последующих лет не платить ИПН и соцналог с доходов.

Однако, следует иметь ввиду, что если в течение этого периода (01.01.2020-31.12.2022 г.) ИП Смагулов совершит хотя бы один коммерческий рейс в третью страну (помимо РФ, Беларуси, Армении и Кыргызстана), он потеряет право на освобождение от налогов. Причиной утраты права будет ведение внешнеэкономической деятельности вне ЕАЭС.

Также необходимо в течение всего трехлетнего периода следить за тем, чтобы не нарушить критерии отнесения к субъектам микро- или малого бизнеса (т.е. не превысить число наемных работников свыше 100 человек и годовой доход –свыше 300 000 МРП, установленного на 01.01.2020, 01.01.2021 и 01.01.2022 гг.)

Не должен предприниматель в этот период и уходить со спецрежима. Только соблюдение всех требований одновременно позволит экономить на уплате налогов в течение трех лет.

Аналогичные требования относятся и к ТОО на спецрежимах: на упрощенке или с использованием фиксированного вычета.

  • Налог с продажи квартиры: когда и сколько платить, подробнее
  • Электронный документооборот: в чем польза для организации, подробнее
  • Как проверить задолженность по налогам, подробнее
  • Как зарегистрировать ТОО в Казахстане и какие документы потребуются подробнее
  • Консультации для бухгалтеров, подробнее

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД

Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) отличается комплексностью и сложностью вследствие необходимости учета принципов международного налогового планирования, знания налогового права стран, в которых имеют место бизнеса (plase of business) коммерческие предприятия, участвующие в соответствующем проекте (сделке), а также условий международных договоров об избежании двойного налогообложения и, что немаловажно, гармонизации и практики их применения в соответствующем государстве.


Советы импортерам: наряду с налогами экономим на таможенных платежах Сразу отметим, что налоговое планирование импорта предполагает глубокое знание таможенного законодательства РФ, в частности, правил определения таможенной стоимости товаров, декларирования и таможенного контроля, а также выбора эффективного таможенного режима. Основная экономия на платежах, администрируемых Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), – таможенных пошлин, НДС и акцизов, достигается за счет грамотного определения таможенной стоимости товаров, выбора таможенного режима и использования налоговых льгот. Таможенная стоимость не совпадает с фактурной (договорной) стоимостью товаров и не зависит от финансовых взаимоотношений с нерезидентом (поставщиком товара). Она имеет сугубо таможенное значение: в целях расчета таможенных пошлин, НДС, акцизов и определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.93 «О таможенном тарифе» и массой инструкций ФТС РФ на основе 6 методов, основным из которых является метод по цене сделки. ФТС РФ, зная о злоупотреблениях импортеров и экспортеров (контрабанда, занижение таможенной стоимости посредством различных манипуляций, в т.ч. с кодами ТН ВЭД), весьма успешно с учетом положений нового Таможенного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 2004 г., использует т.н. Систему управления рисками (СУР), основанную на эффективном использовании ресурсов таможенных органов, обобщении аналитических данных и практики борьбы с правонарушениями в таможенной сфере (ст. 358 ТК РФ). Таким образом, в отличие от налоговой сферы, где рыночная цена определяется на основании ст. 20, 40 НК РФ и постфактум, т.е. преимущественно по итогам выездной налоговой проверки, таможенную стоимость товара практически невозможно ощутимо завысить или занизить и реакция на нарушение последует незамедлительно, препятствуя завершению процедуры декларирования товара. При импорте основная цель декларанта максимально занизить таможенную стоимость товара. Информационный обмен в таможенной сфере поставлен довольно неплохо, все таможенные декларации доступны в режиме он-лайн, постоянные ценовые ориентировки на товар, СУР делают практически невозможными грубые манипуляции с таможенной стоимостью на типичные товары. Занижение таможенной стоимости возможно только при ввозе уникальных и новых товаров и то она является крайне рискованной и чаще всего сопряжена с т.н. реинвойсингом (т.е. продажей товара через посредника, выставляющего счет по более низкой цене). Назвать законной такую схему вряд ли можно, учитывая деловую цель сделки. Более эффективен реинвойсинг с повышением цены в целях оптимизации налога на прибыль, особенно при ввозе товаров, которые подлежат льготированию и освобождению от уплаты НДС, например, медицинское оборудование (ст. 149, 150 НК РФ). При импорте товара важно также спланировать наиболее удачную юридическую конструкцию сделки. Например, выбрав вместо купли-продажи лизинг, помимо экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество можно сэкономить и на таможенных платежах, выбрав вместо режима внутреннего потребления (ст. 163 ТК РФ) режим временного ввоза, что позволяет рассрочить уплату таможенных пошлин и НДС до 34 месяцев (ст. 212, 213 ТК РФ). При ввозе технологического оборудования импортеру рекомендуется вместо купли-продажи или лизинга использовать инвестиционную схему, т.е. оформить ввоз оборудования в Россию как взнос иностранного соучредителя в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями. Фискальная экономия впечатляет: такая операция полностью освобождается от уплаты таможенных пошлин и НДС (ст. 16 ФЗ от 09.07.99 «Об иностранных инвестициях», подп. 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, ст. 37 Закона «О таможенном тарифе, Постановление Правительства РФ от 23.07.96 № 883).

Оптимизация налога на прибыль с помощью компаний-нерезидентов Наибольшую популярность в части оптимизации налога на прибыль, особенно в последнее время, когда в России была объявлена беспощадная борьба «схемам», приобрел метод оффшора или использования компаний-нерезидентов, имеющих постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет договоры об избежании двойного налогообложения. В этих целях российские компании могут вполне легально и эффективно, естественно не забывая о деловой цели, экономической обоснованности налоговой выгоды и расходов, использовать следующие договорные модели:

  1. агентский договор, посредством которого российская компания – Агент, действующая от своего имени, но за счет и в интересах иностранной компании – Принципала (купля-продажа товаров, оказание услуг, передача сырья в толлинг и последующая продажа) полученную прибыль переводит в налоговую гавань. При этом архиважно строго соблюсти условия договора об избежании двойного налогообложения и не допустить квалификации налоговыми органами возникновения в России постоянного местонахождения иностранного резидента.
    В частности, российскому брокеру, комиссионеру или агенту следует надежно обеспечить статус т.н. независимого агента, действующего в рамках своей обычной деятельности. См. например, п. 6 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.98 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
  2. простое товарищество (инвестиционное соглашение или договор о совместной деятельности), позволяющий большую или существенную часть прибыли от участия в инвестиционном проекте перевести в оффшор. Здесь важно обеспечить грамотный бухучет, а также экономически, документально и фактически обосновать получение иностранным инвестором существенной доли прибыли в проекте. В противном случае риск будет неуправляемым.
  3. трансфер товара, т.е. экспорт товаров по минимально возможной цене, последующая перепродажа товара нерезидентом по реальной рыночной цене с оставлением большей части прибыли на нерезиденте.
  4. франчайзинг, позволяющий посредством уплаты роялти за использование товарного знака, технологий, ноу-хау, принадлежащих иностранной компании, также часть прибыли переводить за рубеж. Однако, эта модель экономически менее интересна, к тому же при выплате роялти у российской компании возникает обязанность по уплате НДС (ст. 148 НК РФ).
  5. лизинг, о котором уже шла речь выше.
  6. займы, проценты по которым уплачиваемые иностранной компании обеспечивают снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Импорт работ и услуг: налоговый агент поневоле Заключая с нерезидентом договор об оказании услуг и работ, в т.ч. как неотъемлемую часть договора купли-продажи товаров важно знать, что при получении нерезидентом (иностранным контрагентом) прибыли из источника в РФ в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 309 НК РФ российский налогоплательщик, выплачивающий доход, приобретает статус налогового агента, т.е. обязан удержать из выплачиваемого дохода налог на прибыль. Из этого правила есть два исключения, т.е. когда обязанности по удержанию налога на прибыль из выплачиваемого нерезиденту дохода не возникает:
  1. нерезидент имеет в РФ постоянное представительство (ст. 306-309 НК РФ). В этом случае налоговый агент обязан иметь нотариально заверенную копию свидетельства о постановке нерезидента на учет в налоговых органах, оформленную не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.
  2. нерезидент имеет постоянное местонахождение (место ведения бизнеса) в государстве с которым РФ имеет договор об избежании двойного налогообложения (ст. 310-312 НК РФ). В этом случае налоговый агент должен иметь переведенное на русский язык подтверждение (справка, свидетельство, уведомление и т.д.), выданное нерезиденту компетентным органом соответствующего иностранного государства (Минфин, налоговая служба и т.д.). Внимание: копия выписки из Торгового реестра или Свидетельства о госрегистрации нерезидента в соответствующем государстве надлежащим доказательством не является.
Таким образом, при налоговой оптимизации налога на прибыль посредством использования иностранных компаний и оффшоров при применении договоров об избежании двойного налогообложения важно не допустить возникновения на территории РФ постоянного представительства и иметь надлежащим образом полученное и оформленное подтверждение о постоянном местонахождении нерезидента в государстве, с которым РФ имеет договор об избежании двойного налогообложения. Налоговые органы России очень внимательно отслеживают эти опции и в случае ошибок конфликт неизбежен (см. например, Постановление ФАС МО от 09.03.07, 15.03.07 № КА-А40/1507-07-П по делу № А40-48713/05-107-401). Кроме того, обязанности налогового агента у резидента возникают и по НДС в случае, когда местом оказания услуг и выполнения работ иностранным контрагентом является РФ (ст. 148 НК РФ).

Экспортеры: налоговые проблемы в России и за рубежом Что касается налогового планирования ВЭД при экспорте товаров, работ и услуг следует обратить внимание на следующие возможности и риски:

  1. продажа товаров иностранной компании по минимально возможной цене требует экономического, маркетингового и управленческого обоснования рыночной цены (ст. 20,40 НК РФ). Кроме того, борьба ФНС РФ с незаконным возмещением экспортного НДС, проблемными поставщиками, тезисы Постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.06 о деловой цели сделки предполагают надежное прикрытие со стороны поставщиков, которые должны пройти встречную проверку.
  2. при выборе условий экспортной поставки(цена, базис поставки, сроки, оплата товара и т.д.) или при продаже товара через посредника (агента, комиссионера) рекомендуется подробно изложить все нетипичные с фискальной точки зрения нюансы сделки в тексте контракта и заранее смоделировать возможные претензии налоговиков и сложности при обосновании нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ).
    Например, оплата экспортируемого товара векселем, посредством зачета или третьим лицом всегда вызывает у налоговиков претензии и нередко отказ в возмещении НДС, хотя с появлением Определения КС РФ от 04.04.06 № 98-О практика должна измениться в пользу налогоплательщика. С точки зрения налога на прибыль выгоднее выбрать базис поставки согласно ИНКОТЕРМС 2000 с минимальными расходами поставщика на отгрузку и доставки, например, EXW, FCA, а значит и с минимально возможной ценой реализации, упрощающей механизм ценообразования.
  3. моделируй сделку и выбирай наиболее эффективнуюдоговорную конструкцию.Так, например, продажа интеллектуальной собственности на материальных носителях (программное обеспечение, ноу-хау, технология), изготовление на заказ проектной, конструкторской документации не является продажей с юридической точки зрения и квалифицируется как услуга, что влечет совершенно иные налоговые последствия в отличие от экспорта товара. В частности, такая операция (лицензионное соглашение, информационные услуги и т.д.) не влечет возникновение объекта по НДС, т.к. местом оказания этих услуг является территория иностранного государства (ст. 148 НК РФ). Следовательно, в данном случае ни о каком возмещении входного НДС не может быть и речи! См. Постановление ФАС СКО от 13.11.06 № Ф08-5567/2006-2328А по делу № А32-8374/2006-33/214.
    В то же время экспорт конструкторской документации без предварительного заказа на ее изготовление квалифицируется как продажа товара, облагается НДС по ставке 0 % и позволяет возместить входной НДС. См. например, Постановление ФАС СЗО от 22.02.07 по делу № А56-35751/2005. Таким образом, грамотный выбор условий договора и юридической конструкции сделки позволяет легально оптимизировать налоговые последствия внешнеэкономической сделки.
  4. при заключении сложных или смешанных договоров, предполагающих экспорт товаров, одновременное выполнение работ и оказание услуг лучше объединить их в один договор с минимально возможным выделением в них стоимости собственно работ и услуг. При этом, учитывая проблемы двойного налогообложения, рекомендуется по возможности и согласии контрагента вообще исключить услуги и работы из стоимости договора, указав неделимую цену товара. Правда, при этом у контрагента возникает проблема декларирования таможенной стоимости при ввозе товара в свою страну, поскольку по правилам определения таможенной стоимости из нее вычитаются все расходы, которые возникают после пересечения товара таможенной границы (перевозка, монтаж, обучение работников, консалтинг и т.д.).
  5. при выполнении работ и оказании услуг за рубежом, при планировании там деятельности через посредника следует внимательно изучить налоговое законодательство соответствующего государствав целях определения налоговых последствий. Так, налоговое законодательство среднеазиатских республик СНГ (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан), не позволяет использовать преимущества международных договоров об избежании двойного налогообложения и «навязывает» нерезидентам свои правила игры, предлагая им сначала заплатить налог на прибыль, полученную в этом государстве, в бюджет последнего (или альтернативно на условный банковский вклад) и только потом возместить его.
    Такой механизм существенно усложняет, а то и вовсе нивелирует возможности международного налогового планирования вследствие сложившейся правоприменительной практики, нацеленной на защиту фискальных интересов этих государств. См. например, ст. 193, 198, 200 НК Республики Казахстан, которые практически сводят к нулю выгоды российских компаний, провозглашенные Конвенцией между Правительством РФ и Правительством РК от 18.10.96 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал».
  6. при формировании цены внешнеэкономической сделки и механизма ее уплаты необходимо заранее спланировать правила исчисления и уплаты НДС и налога на прибыльс учетом особенностей налогового права своей страны и страны контрагента. С учетом вышеприведенного примера по Казахстану российская компания может «неожиданно» недополучить всю выручку по сделке вследствие удержания налога на прибыль (корпоративного налога) иностранным контрагентом. Кроме того, это еще и повлечет нарушение валютного законодательства РФ за нерепатриацию валютной выручки (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
  7. если не удается устранить двойное налогообложение на основании договора об избежании двойного налогообложения или возвратить уплаченный в другом государстве налог на прибыль, то следует воспользоваться правилами ст. 311 НК РФ, т.е. зачесть налоги, уплаченные в другом государстве при уплате налога на прибыль в РФ.
  8. в случае, если деятельность в другом государстве по своей специфике и срокам (например, строительные работы, услуги, сервисное обслуживание товара) приводит к возникновению там постоянного учреждения, то во избежание проблем с двойным налогообложением следует рассмотреть вопрос о создании там дочерней компании или совместного предприятия. Это кстати, решает и ряд чисто политических и маркетинговых проблем, обусловливающих успех компании, особенно на рынках странах СНГ.

Взаимодействие с нерезидентом: забота друг о друге В заключение следует отметить, что помимо налоговых нюансов внешнеэкономических сделок следует уделить самое пристальное внимание ее управленческим аспектам и взаимодействию сторон в части содействия друг другу в исполнении норм публичного права соответствующей страны. Без координации действий, обмена информацией и документами, взаимной заботы и внимания возникают искусственные проблемы и как следствие налоговые споры. Вот яркий пример. В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Республики Беларусь от 15.09.04 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, с 01 января 2005 года в торговле с Белоруссией был введен принцип «страны назначения». Учитывая, что между странами нет таможенного контроля, возмещение экспортного НДС было обусловлено получением в течение 90 дней от белорусского покупателя его заявления в свой налоговый орган с отметкой об уплате НДС в бюджет. При отсутствии такого заявления у российского экспортера, последний лишается возможности возмещения (зачета) входного НДС! Всем известно, как неоправданно жестко подходят фискальные органы РФ к оценке экспортных сделок, запрашивая массу дополнительных оправдательных документов у налогоплательщика и его контрагентов. И здесь также важно обеспечить информационное и документальное взаимодействие со своим иностранным контрагентом, который был бы готов документально подтвердить по просьбе российского экспортера или импортера юридически значимые факты (пересечение товара границы, ввоз товара, цену сделки и т.д.).

Автор— Управляющий партнер Юридической фирмы «Ардашев и Партнеры» (г. Екатеринбург), бизнес-консультант, эксперт по частному праву, налогообложению и ВЭД.



  • Кратко о Казахстане
  • Преимущества Казахстана
  • Истории успеха
  • Пребывание в Казахстане
  • Информация о COVID-19
  • Прибытие в Казахстан
  • Открытие бизнеса
  • Развитие бизнеса
  • Меры государственной поддержки
  • Закрытие бизнеса
  • Взаимодействие с инвесторами
  • Проживание в Казахстане
  • Инвестиционные предложения
  • Отрасли
  • Выбор региона
  • Инвестиционные площадки
  • Государственная поддержка
  • Возможности финансирования бизнеса
  • Государственно-частное партнерство
  • Перечень отечественных компаний, потенциальных партнеров для инвесторов
  • Нормативные правовые акты
  • О KAZAKH INVEST
  • Совет директоров
  • Правление
  • Наша команда
  • Как мы помогаем
  • Партнеры
  • Корпоративное управление
  • Закупки
  • Карьера в компании
  • Контакты
  • FAQ
  • Пресс-релизы
  • Мероприятия
  • Видеосюжеты
  • Публикации и презентации
  • Вебинары
  • СМИ о нас
  • Инфографики
  • Бизнес, экономика, финансы

Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость на импорт

Освобождение об обложения налогом на добавленную стоимость на импорт предоставляется с 1 января 2017 года инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, а с 1 января 2018 года инвесторам, реализующим специальные инвестиционные проекты Информация об условиях предоставления данной преференции дана в Налоговом кодексе Республики Казахстан (далее – Налоговый кодекс).

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса освобождается от налога на добавленную стоимость импорт сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта (за исключением инвестиционного приоритетного проекта) при одновременном соответствии следующим условиям:

  • сырье и (или) материалы включены в перечень сырья и (или) материалов, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость в рамках инвестиционного контракта, утвержденный уполномоченным государственным органом по инвестициям по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом;
  • ввоз сырья и (или) материалов оформлен документами, предусмотренными таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
  • ввезенные сырье и (или) материалы будут использованы плательщиком налога на добавленную стоимость в пределах срока исковой давности исключительно при осуществлении деятельности в рамках инвестиционного контракта.

Освобождение от налога на добавленную стоимость импорта сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта предоставляется юридическим лицам Республики Казахстан на срок в течение пяти последовательных лет, начиная с 1 числа месяца, в котором введены в эксплуатацию фиксированные активы, предусмотренные в рабочей программе, являющейся приложением к инвестиционному контракту, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области инвестиций. В случае, если рабочей программой предусматривается ввод двух и более фиксированных активов, исчисление срока освобождения от уплаты от налога на добавленную стоимость импорта сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта производится начиная с 1 числа месяца, в котором введен в эксплуатацию первый фиксированный актив по рабочей программе.

В случае нарушения в течение пяти лет с даты выпуска товаров для свободного обращения либо внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан требований, установленных настоящим подпунктом, налог на добавленную стоимость по импортируемым сырью и (или) материалам подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары при их ввозе, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Перечень сырья и материалов, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость в рамках инвестиционного контракта, утвержден Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2018 года № 140

В случае нарушения в течение пяти лет с даты выпуска товаров для свободного обращения либо внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан требований, установленных настоящим подпунктом, налог на добавленную стоимость по импортируемым сырью и (или) материалам подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары при их ввозе, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Специальный инвестиционный прое кт

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса освобождается от налога на добавленную стоимость импорт сырья и (или) материалов в составе транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники, помещенных под таможенную процедуру свободного склада в рамках заключенного специального инвестиционного контракта с уполномоченным органом по инвестициям юридическим лицом, являющимся:

  • производителем транспортных средств, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств с уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;
  • производителем сельскохозяйственной техники.

В соответствии с пунктом 3 статьи 399 Налогового кодекса юридическое лицо, заключившее специальный инвестиционный контракт с уполномоченным органом по инвестициям, вправе применить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров в составе готовой продукции, произведенной на территории специальной экономической зоны или свободного склада, при соблюдении следующих условий:

  • 1) товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада;
  • 2) таможенная процедура свободной таможенной зоны или свободного склада завершается таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
  • 3) осуществлена идентификация товаров в составе готовой продукции в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 24 апреля 2020 г. N 03-01-11/33237 О рассмотрении предложений об освобождении от уплаты косвенных налогов ввоза товаров с территории Республики Казахстан на территорию города Байконур налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, а также об освобождении от налогообложения акцизами при ввозе подакцизных товаров с территории Республики Казахстан на территорию города Байконур

Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение, по налоговым вопросам сообщает.

Об освобождении от уплаты косвенных налогов ввоза товаров с территории Республики Казахстан на территорию города Байконур налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы.

В случае введения преференций в отношении указанных налогоплательщиков при ввозе товаров на территорию города Байконура с иной территории Республики Казахстан возможны риски увеличения потока товаров, приобретаемых в Республике Казахстан налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы и зарегистрированными в налоговом органе города Байконур, либо через них в целях последующего ввоза на территорию Российской Федерации. В связи с чем будет иметь место неуплата налога на добавленную стоимость в бюджет налогоплательщиками, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации, которыми ранее при приобретении товаров непосредственно у хозяйствующих субъектов Республики Казахстан налог на добавленную стоимость уплачивался при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

При этом контроль за фактическим потреблением товаров, ввезенных без уплаты налога на добавленную стоимость, только на территории города Байконур не может в существующих условиях быть полностью установлен.

Учитывая изложенное, предложение об освобождении от налога на добавленную стоимость ввоза товаров с территории Республики Казахстан на территорию города Байконур налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, не поддерживается.

В отношении освобождения от налогообложения акцизами при ввозе подакцизных товаров с территории Республики Казахстан на территорию города Байконур.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом налогообложения акцизом.

Согласно пункту 1 статьи 12-1 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года (далее - Соглашение) обороты (операции) по реализации товаров, совершаемые между индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, зарегистрированным в налоговом органе города Байконура, и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, зарегистрированным на иной территории Республики Казахстан, в случае вывоза товаров с иной территории Республики Казахстан на территорию города Байконура освобождаются от уплаты акцизов в отношении подакцизных товаров.

В то же время согласно пункту 3 указанной статьи Соглашения ввоз товаров на территорию города Байконура с иной территории Республики Казахстан облагается косвенными налогами по ставкам, установленным Кодексом, взимаемыми налоговым органом города Байконура, за исключением товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. При этом перечень таких товаров, в части акцизов установлен статьей 183 Кодекса.

Таким образом, нормами статьи 183 Кодекса освобождение от налогообложения акцизами при ввозе на территорию Российской Федерации алкогольной и табачной продукции не предусмотрено.

Согласно статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года взимание косвенных налогов в государствах - членах Евразийского экономического союза осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему в том числе освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

При импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.

Таким образом, при осуществлении операций по ввозу на территорию города Байконур с иной территории Республики Казахстан подакцизных товаров двойного налогообложения акцизами не возникает.

Учитывая изложенное, предложение об освобождении от налогообложения акцизами при ввозе подакцизных товаров индивидуальными предпринимателями и организациями на территорию города Байконур с иной территории Республики Казахстан не поддерживается.

Заместитель директора Департамента А.Т. Заитов

Обзор документа

Минфин не поддержал предложения:

- об освобождении от НДС ввоза товаров из Казахстана в Байконур налогоплательщиками на спецрежимах;

- об освобождении от обложения акцизами при ввозе подакцизных товаров предпринимателями и организациями в Байконур с иной территории Казахстана.

Читайте также: