Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов и сборов

Опубликовано: 11.05.2024

Юридическая компания «Пепеляев Групп» публикует резолюцию дискуссионной сессии «Законное налоговое планирование или уклонение от уплаты налогов: пределы административной переоценки хозяйственных решений», которая состоялась 16 мая 2019 г. в рамках IX Петербургского Международного Юридического Форума.

Участники дискуссионной сессии обсудили наиболее актуальные вопросы применения концепции необоснованной налоговой выгоды в налоговых спорах. По итогам обсуждения было проведено голосование по темам дискуссии, в котором приняло участие 87 специалистов различных юридических профессий.

Эксперты пришли к следующим выводам.

1. Концепция необоснованной налоговой выгоды получила максимально широкое применение в практике российских налоговых органов и судов. Дежурное применение концепции не соответствует общемировым тенденциям, ее сути и назначению. Нынешняя ситуация крайне неблагоприятна для развития бизнеса.

2. Российские суды устойчиво демонстрируют общее снижение требовательности к налоговым органам в отношении предмета доказывания, доказанности вменяемого правонарушения, правовой квалификации сделок или хозяйственных операций, толкования норм материального права.

3. Понятие «фиктивный документооборот» из-за неоправданно широкого применения утратило содержание, стало «правовым ярлыком». Это опасно, так как порождает правовую неопределенность. Существует экспертный консенсус (91%) в отношении того, что текущая практика использования этого понятия требует кардинального пересмотра. Понятие «фиктивный документооборот» не должно использоваться при обосновании выносимых решений пока не будет закреплено законодательно.

4. В делах о применении общей антиуклонительной нормы и пересмотре налоговых последствий сделок в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов требуется повысить стандарт доказывания. Налоговый орган обязан доказать, что задекларированная для целей налогообложения сделка недействительна (является мнимой или притворной). Если же недействительность сделки (группы сделок) не доказана налоговым органом, налоговые последствия не могут быть пересмотрены. За такой подход высказалось 76% экспертов.

5. Деловая и налоговая цели органически присущи любой сделке. Они взаимосвязаны и неразрывны. По этой причине их противопоставление недопустимо. Большая часть экспертов (74%) высказалась за то, что если деловая цель сделки доказана, то налоговые последствия сделки не могут быть изменены.

6. Постановление Пленума ВАС РФ №53 содержало правило, что налогоплательщику может быть отказано в налоговой выгоде, если налоговая цель была единственной целью сделки. Ст.54.1 НК РФ допускает доначисления налогов в случае, если налоговая цель является основной целью сделки. Это изменение создало неопределенную ситуацию в отношении права налогоплательщика на любое налоговое планирование. Четких правил и надежных методик «взвешивания» целей сделки не установлено. При сохранении этих условий необходимо вернуться к концепции Постановления Пленума ВАС РФ №53. Это предложение поддерживают 74% экспертов.

7. Чтобы решать, является ли налоговая цель основной целью сделки, необходимо установить ясные и понятные критерии, отвечающие принципу определенности в налоговом праве. Эксперты пришли к единодушному мнению, что такие критерии не могут устанавливаться Минфином РФ или ФНС России. Критерии, при наличии которых налоговая цель сделки может быть признана основной, должны быть установлены в НК РФ (51% проголосовавших) или выработаны судом (16% проголосовавших).

8. Споры об изменении налоговых последствий сделок (операций) в связи с их переквалификацией не могут рассматриваться без привлечения независимых экспертов-специалистов в соответствующих отраслях экономики, производства и т.п. Этот вывод поддержали 66% экспертов.

9. Право налогоплательщика выбрать способ достижения деловой цели в случаях, когда отсутствует специальное правовое регулирование (такое, как правило о недостаточной капитализации, о действительном выгодоприобретателе и т.п.), не должно подвергаться сомнению. Выбор способа достижения деловой цели – это исключительная прерогатива налогоплательщика. Налоговые органы не могут вмешиваться в этот выбор. С этим выводом согласны 97% экспертов.

10. Если выбранный налогоплательщиком способ достижения деловой цели позволяет достичь минимального налогового бремени, то этот факт сам по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом. Это верно в том числе в случае, когда деловая цель фактически не достигнута в результате деловых просчетов и т.п. обстоятельств. Исключение, по мнению 66% экспертов, составляют ситуации, когда налоговым органом доказано, что достижение поставленной цели выбранным налогоплательщиком способом с учетом обычных условий гражданского оборота было невозможно.

11. Требование к налогоплательщикам учитывать бюджетные интересы государства, вероятно, возможно к каких-то строго ограниченных случаях, но всегда на основе критериев, установленных исключительно законом.

В соответствии с суждениями и выводами экспертов, первостепенными практическими действиями законодателя и судебной власти должны стать:

  • исключение в правоприменении ссылок на «фиктивный документооборот»;
  • сопряжение доказывания необоснованной налоговой выгоды с доказыванием недействительности (мнимости или притворности) соответствующих сделок;
  • разработка и законодательное закрепление критериев для определения основной цели сделки;
  • повышение роли экспертов при рассмотрении налоговых споров, связанных с переквалификацией сделок;
  • ограничение полномочий налоговых органов по оспариванию и переоценке выбранного налогоплательщиком способа достижения деловой цели.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения
Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Тот факт, что Налоговый кодекс дает возможности оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, не является секретом для бухгалтеров. Однако, как выбрать из всего многообразия способов единственно верный? О способах налогового планирования корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказала Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Наиболее распространенный способ – перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки. В этом случает льготная по сравнению с налогом на прибыль ставка единого налога позволяет сокращать платежи в бюджет с помощью переноса прибыли с общего режима на упрощенный. Существует масса вариантов реализации этого преимущества. При этом не все из них эффективны и безопасны. Я бы выделила следующие наиболее популярные способы:

Во-первых, вспомогательная фирма оказывает разного рода услуги и выполняет работы. Причем желательно, чтобы эти услуги или работы были не абстрактными, а связанными с деятельностью основной фирмы, были экономически обоснованными и фактически оказывались (выполнялись).

Во-вторых, основная и вспомогательная фирма заключают «прямой» договор на поставку (куплю-продажу). Таким образом, торговую наценку собирают на «упрощенной» фирме. В дальнейшем товар продают конечному покупателю. Эта схема имеет два слабых места. С одной стороны, данный вариант возможен, только если покупатель не заинтересован в суммах «входного» НДС, а с другой – сумма договора с конечным покупателем будет ограничена предельным размером дохода вспомогательной фирмы (20 млн. руб.).

В-третьих, с вспомогательной фирмой заключают посредническое соглашение. Оно может быть оформлено, например, в виде договора поручения или комиссии. Также упрощенная компания может выступить в качестве агента. Оказывая посреднические услуги, вспомогательная фирма будет увеличивать себестоимость товарно-материальных ценностей или продукции, которые закупает или производит основная организация. Следует отметить, что налоговые работники уделяют особое внимание посредническим договорам. Чтобы снизить риски, не стоит использовать данную схему на постоянной основе и устанавливать слишком большое вознаграждение посреднику. Необходимо, чтобы сделка имела экономический смысл. Расходы на услуги посредника должны быть обоснованы. Кроме того, нужно иметь в виду, что работа с договорами комиссии значительно усложняет документооборот.

В-четвертых, основная фирма соглашается уплатить штраф по договорам, которые она заключила с вспомогательной организацией. При этом размер санкций должен быть сопоставим с суммой основного обязательства. Разумеется, суммы и сроки уплаты штрафов необходимо документально обосновать.

Еще один способ заключается в том, что вспомогательной фирме уступают право требования по долговому обязательству с убытком. Данную схему на практике применяют со следующими ограничениями: если у фирмы на УСНО объектом налогообложения являются «доходы», то стоимость уступки не должна превышать 75 процентов от суммы долгового обязательства; если «доходы минус расходы» – 37,5 процента (затраты на приобретение права требования долга не учитывают при расчете единого налога). В противном случае вспомогательная организация при реализации этого права требования заплатит единый налог в большем размере, чем сумма полученной экономии на налоге на прибыль.

И последнее – вспомогательная фирма может выдать основной организации процентный займ. В данном случае необходимо учесть ограничение по размеру принимаемых при расчете налога на прибыль процентов в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса. В то же время сумма самого займа должна быть весьма значительной. При реализации этой схемы на практике возникают сложности, связанные с отвлечением значительных сумм из оборота. К тому же не вполне ясно, на каком основании вспомогательная фирма будет получать деньги.

Формирование резервов позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку по налоговым периодам, то есть, по сути, получать отсрочку по налогу на прибыль?

Да. Однако здесь важно помнить, что формировать их имеют право только те фирмы, которые работают по методу начисления. В бухгалтерском и налоговом учете существует разный перечень резервов. Для целей налогообложения организация может использовать следующие резервы: на оплату отпусков (ст. 324 НК РФ), по сомнительным долгам (ст. 266), на ремонт основных средств (ст. 324), на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267), на возможные потери по ссудам (ст. 292) и т.д. О создании резервов необходимо написать в учетной политике. При этом следует указать способ резервирования, определить максимальную сумму отчислений и их ежемесячный процент в указанный резерв.

Существуют ли способы экономии налога на прибыль, если предприятие работает по кассовому методу?

Кассовый метод (ст. 273 НК РФ) могут использовать не все. Он разрешен только тем организациям, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (при превышении этого лимита необходимо перейти на метод начисления). У кассового метода есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам, несомненно, относится то, что учитывают лишь выручку, которая оплачена покупателем. Минус появляется в моменте признания расходов, ведь они уменьшают налогооблагаемую прибыль только после оплаты. Именно по этой причине многие считают для себя неприемлемым использовать данный способ.

Какие еще способы оптимизации налога на прибыль вы можете выделить?

Я бы отметила приобретение основных средств с помощью лизинга, из-за возможности применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3. Некоторые организации выбирают для себя этот способ оптимизации налога на прибыль в части учета основных средств. Их выгода состоит в том, что за довольно короткий срок можно списать расходы по стоимости производственных фондов. Ко всему прочему нет необходимости платить налог на имущество. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Смысл лизинговой сделки заключается в том, что фирма покупает дорогостоящее имущество через лизинговую компанию. Сумму его стоимости передают лизингодателю, после чего последний производит покупку. Цена покупки будет немного выше, так как придется заплатить комиссионное вознаграждение лизингодателю. Но, несмотря на это, данный способ выгоден компании. Тем более что по окончании договора фирма может выкупить основное средство за ничтожно малую стоимость, которую стороны в нем установили. А увеличить лизинговые платежи законодательство не запрещает. Средства, передаваемые лизингодателю на покупку имущества, можно оформить договором займа. В нем не следует указывать, на что именно предоставляют деньги. Для того чтобы связь между договором займа и лизингом не была прослежена, можно «пропустить» его через третье лицо или установить небольшой процент. Также в вашу пользу сыграет временной промежуток между заключением этих двух контрактов.

Российское законодательство дает возможности использовать для оптимизации налоговой нагрузки другие налоги? Например, НДС…

НДС является одним из самых сложных для оптимизации. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог можно не платить. Однако большинство организаций воспользоваться налоговыми льготами не могут. Оптимизация НДС возможна в рамках холдинга, в том случае, если разделить финансовые потоки с НДС и без НДС. Часть своей продукции холдинг реализует покупателям, не нуждающимся во «входящем» НДС. Это те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения или ЕНВД, освобожден от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ) либо имеет льготы по этому налогу. Также это физические лица, организации бюджетной сферы и любые покупатели, которые не приходуют у себя продукцию официально. Даже минимального процента доходов от таких покупателей достаточно для получения частичной экономии или отсрочки уплаты налога на длительный срок. Упрощенный режим налогообложения может эффективно использоваться в холдинге и с целью минимизации ЕСН. Сотрудников с их согласия увольняют путем перевода в организации, применяющие УСН. В результате налоговая база частично уменьшается.

Как часто возникают налоговые конфликты между налоговыми органами и компаниями?

В поисках способов оптимизации налогов налогоплательщики часто балансируют на грани законного и незаконного. Используя налоговое планирование в своей деятельности, надо все досконально просчитать и основательно подготовиться к возможным неблагоприятным последствиям. Помимо рисков, связанных с доначислениями налоговых платежей и взысканием штрафов, над налогоплательщиками висит угроза привлечения к уголовной ответственности. Необходимо учитывать и изменение позиции налоговых органов к налоговому планированию на откровенно враждебную. Налоговики в стремлении собрать как можно больше денег в бюджет готовы на всевозможные уловки и ухищрения. Налоговый кодекс не может дать однозначного ответа на многие вопросы. Этим нередко пользуются налоговики, трактующие ту или иную норму НК в свою пользу.

Недавно Федеральная налоговая служба разослала по всем своим подразделениям описание 16 типовых схем по уходу от налогов. Судя по этому документу, больше всего инспекторов заботит уклонение от НДС и налога на прибыль. Если налоговики начнут отказывать в возмещении НДС или уменьшении налогооблагаемой прибыли на произведенные расходы, используя эту методичку, то компании ждут многочисленные судебные процессы и доначисления налогов. ФНС России призывает автоматически наказывать компании за определенные операции, пусть даже сам налог поступил в итоге в бюджет. Можно ожидать в ближайшее время увеличения количества налоговых споров, связанных с применением налогового планирования.

Всегда ли компании выбирают путь оптимизации налогообложения или, пока еще у них страх перед возможными санкциями со стороны налоговых органов?

Добросовестные фирмы существенную часть своих доходов направляют на уплату налогов. Высокие налоговые ставки вынуждают компании искать способы снижения платежей в бюджет. Разрабатывая различные механизмы налогового планирования для наших клиентов, мы учитываем, что уход от налогов является как административно, так и уголовно наказуемым преступлением (ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»), соответственно незаконных методов налоговой оптимизации в своей работе мы не используем. Налоговое планирование применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволяет сократить налоговые платежи. Освобожденные средства можно инвестировать в развитие бизнеса.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации, разработке организационной структуры предприятия. Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации , преобразования и слияния предприятий.

Дискуссионная сессия в рамках МПЮФ

Тема борьбы с уклонениями от уплаты налогов вечна, также, как и само уклонение от налогов – заметил С.Г. Пепеляев, открывая дискуссию. Принято считать, что невозможно прописать четкой антиуклонительной нормы. Принимаемые и в России, и в других странах правила гибкие, аморфные, дают правоприменителю широкий простор для оценочного подхода. Но это же нормы права, от которого требуется определенность - одна из правовых ценностей.

Можно ли решить такой парадокс?

В странах, откуда заимствованы антиуклонительные нормы, свобода усмотрения контролеров балансируется надежной системой досудебного урегулирования налоговых споров, высоким авторитетом независимого суда, учетом мнений ученых и, самое главное - применением этих норм в исключительных случаях.

У России же объем норм, которые позволяют изменять нормы по усмотрению налоговых органов, уже достиг 10% общей части НК РФ[1]. Все это происходит на фоне активного роста поступлений налогов в бюджет (в 30 раз превышают темпы роста экономики) и резкого падения уровня институционального доверия граждан в том числе к судебной системе, которое зафиксировано социологами в 2018 г.

Очевидна необходимость выработки правовых механизмов, которые будут применяться при оценке так называемой необоснованной налоговой выгоды, чтобы жить по праву, а не по усмотрению.

Модератор сессии призвал всех слушателей в аудитории активно участвовать в обсуждении – представить себя парламентариями, обсуждающими законопроект о борьбе с уходом от налогов. Всем выданы пульты для интерактивного голосования.

В.Г. Акимова назвала сложившуюся на практике ситуацию «нормализацией ненормального»[2]. Социологи установили: чем выше подозрительность контролирующего органа, тем ниже стандарт доказывания. Обратимся к работе налоговых органов.

Формальный документооборот

Оспаривая сделки налогоплательщиков и изменяя их квалификацию, проверяющие практически не используют термины гражданского права – недействительная, мнимая, притворная сделка. Вместо этого они ввели в правовой обиход такое понятие, как «формальный (фиктивный) документооборот».

Под ним налоговые органы понимают оформление налогоплательщиком документов, не соответствующих действительным экономическим отношениям, с целью неуплаты налогов. При этом наблюдаемый в судах сниженный стандарт доказывания для налоговых органов позволяет им лишь сослаться на «формальный документооборот» для того, чтобы пересчитать налоги исходя из существа отношений, как их понимает последний.

Впервые этот термин прозвучал в 2005 г. в делах с участием фирм-однодневок, используемых через мнимые и притворные сделки для получения необоснованной налоговой выгоды. Почувствовав успешность этой тактики, налоговые органы стали расширять применение этого термина, дополняя его ссылками на «имитацию деятельности», «искусственность» и т.п. В итоге, определить, что такое «формальный документооборот», сегодня не представляется возможным. Он применяется налоговыми органами практически в любых спорах с любыми фактическими обстоятельствами.

Такая ситуация неблагоприятна для ведения бизнеса, не способствует правовой определенности в целом. Следует либо восстановить значение этого термина (если продолжать его использовать на практике), либо отказаться от него, вменив в обязанности налоговым органам доказывать недействительность сделок прежде чем доказывать необоснованную налоговую выгоду.

Налоговые обязательства организации – прямое следствие ее деятельности в экономической сфере, соответственно базируются на гражданско-правовых отношениях. Для пересмотра налоговых обязательств сначала необходимо переквалифицировать сделки с гражданско-правовой точки зрения, установить их недействительность, доказать, что действительная цель налогоплательщика не соответствует форме и/или содержанию сделки. Для такого подхода есть все основания - ст. 45 НК РФ о порядке переквалификации сделки.

Однако речь идет только об использовании инструментария гражданского законодательства в налоговых целях. Пересмотр налоговых обязательств на основе признания сделки недействительной не должен затрагивать гражданских прав сторон сделки, стабильность гражданского оборота не должна нарушаться. Да и у налоговой службы нет полномочий добиваться двусторонней реституции, ее задача – сбор налогов и сборов.

Н.А. Шевелева высказала иную позицию. Налоговое право автономно, поэтому инструментарий гражданского права для разрешения налоговых споров не должен использоваться. Иначе можно вернуться к проблеме разграничения добросовестности и недобросовестности налогоплательщика, которая в гражданско-правовых спорах тоже не имеет определенного решения. Поэтому совершенствовать нужно налоговое регулирование и администрирование.

Из анализа судебных дел можно сделать вывод, что термин «формальный документооборот» используется налоговыми органами не как ярлык, а как завершение сбора доказательств, их оценки и квалификации. При всех минусах этого термина, за которым действительно не осталось содержания – согласилась выступающая - есть и плюсы: налогоплательщики знают и понимают, какую технологию доказывания использует налоговый орган, а значит, могут выработать тактику защиты в споре.

Д.В. Винницкий заметил, что судебная практика за период 2007 - 2017 гг. свидетельствует, что примерно в 35 тыс. споров по НДС и 25 тыс. споров по налогу на прибыль налоговыми органами используется общая антиуклонительная норма (ссылки на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и на ст. 54.1 НК РФ), при том, что в друних странах это крайне редкие, исключительнеы случаи.

Практика в России отличается от всех других стран, уровень требований к доказыванию очень низкий, из-за этого российские налогоплательщики уязвимы.

Возникает вопрос: «формальный документооборот» – это характеристика фактических обстоятельств или их правовая оценка. Если первое, то рисков для налогоплательщика не возникает, если же второе, то для правовой оценки нужно нормативно определенные основания, которые влекут переквалификацию сделки налогоплательщика. В ГК РФ мы сможем найти правовую базу для решений по налоговым спорам, которая защитит бизнес.

А.А. Рябов пояснил, что бизнес-омбудсмены как правило сталкиваются с комплексными проблемами бизнеса, решение которых - на стыке гражданского, налогового и даже уголовного права. Обсуждаемый термин, по его мнению, опасен.

Он появился в профессиональном жаргоне по уголовным делам о мошенничестве, злоупотреблении полномочиями, присвоении и растрате как термин, дополняющий правовую квалификацию совершенного преступления. Основанием для квалификации он не стал.

Есть и языковая проблема с рассматриваемым термином. Как правило, негативному понятию противостоит позитивное: сделка недействительная – сделка действительная, договор неисполненный – договор исполненный и т.д. Какой термин противостоит «формальному документообороту»? «Неформальный документооборот»? В таком случае с позиции уголовного законодательства это «маркер» для оценки коррупционных рисков.

Изменение квалификации сделки - это интеллектуальный процесс, когда выявляются признаки, свидетельствующие о том, что совершена иная сделка. Этот процесс идентичен выявлению признаков мнимой и притворной сделки. А если процессы идентичны, можно использовать более развитые и разработанные инструменты одного из них для другого, в данном случае – это инструменты ГК РФ.

К. Демейер рассказал, что в законодательстве Бельгии более 60-ти лет закреплена соответствующая антиуклонительная норма, но все эти годы идет дискуссия вокруг нее и на практике эта норма применяется крайне редко.

Мы все чувствуем, что такое злоупотребление налоговым правом, но как его охарактеризовать, обозначить признаки и т.д.?

В Бельгии работает Комиссия по разрешению таких вопросов, налогоплательщики задолго до возникновения спора могут туда обратиться. Происходит конструктивный диалог, по результатам вырабатывается какое-то решение.

В России иначе: много спорят, возможно потому, что судебный процесс относительно дешевый и быстрый.

Н.В. Павлова напомнила, что судебные доктрины появились в офшорных спорах голландских и английских судов в 70-хх гг. прошлого века. И это были публичные, а не частно-правовые споры.

Гражданское право первично, гражданско-правовые споры строятся на состязательности сторон, и они не всегда выгодны участникам. По сравнению с этим налоговое право автономно и вполне может обойтись без гражданско-правовых конструкций.

Выступающая согласилась с предыдущими участниками в том, что формальный документооборот – это только термин с выхолощенным содержанием. При этом стоит задача уйти от формализма в правоприменительной практике.

Каждый юрист в своей работе формирует практику, правовые позиции. Если в конкретной ситуации обнаружена формальность, следует доказывать это, а также иное существо правоотношений. На первом месте в доказывании – выявление экономической сути спорных отношений, затем – ее оценка с помощью правовых критериев и таких принципов, как разумность, добросовестность. Далее стоит посмотреть, какова обычная деловая практика, затем на структурирование сделки (здесь может помочь ГК РФ). Если же спорная ситуация новая, нужно обратиться к науке, выяснить, что говорят ученые. И, наконец, - к зарубежному опыту. Только такой комплекс, в такой очередности эффективен.

Деловая или налоговая цели сделки: допустима ли конкуренция между ними?

В.Г. Акимова предложила перейти к обсуждению следующего блока вопросов.

Концепция деловой цели сделки появилась одновременно с термином «формальный документооборот» и затем была включена в Постановление Пленума ВАС РФ № 53, но не в виде определения, а в виде перечисления признаков:

- объем прав и обязанностей налогоплательщика должен определяться исходя из подлинного экономического содержания совершенных операций;

- любая сделка налогоплательщика должна быть обусловлена разумными экономическими причинами (целями делового характера);

- требование о наличии деловой цели является обязательным условием действительности сделок.

Тогда же стали появляться исследования, предлагающие использовать эту концепцию в узком смысле (для мнимых и притворных сделок в налоговых целях) или в широком смысле (когда в сделке есть и деловая, и налоговая цели). Ученые попытались сформулировать критерии концепции для использования ее в широком смысле. Но не найдя их, они предложили использовать концепцию только в узком смысле.

Однако практика пошла по иному пути, благоприятствуя налоговым органам. В итоге была разработана и принята ст. 54.1 НК РФ - не учитываются в уменьшение налоговых обязательств операции, если основной целью совершения сделки (операции) является неуплата налога (подп. 1 п. 2 статьи).

Это означает, что деловая цель конкурирует с налоговой целью при отсутствии в законе критериев признания цели в качестве основной. При сегодняшнем уровне правоприменения восполнить пробел практикой невозможно. По одному и тому же делу разные судебные инстанции принимают противоположные решения. Такая конкуренция недопустима.

Выступающая напомнила о позиции высших судебных инстанций, которые неоднократно подчеркивали, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Если сделка (комплекс сделок) действительна, то она обязательно имеет деловую цель, даже если в результате ее исполнения получена налоговая выгода.

Н.А. Шевелева назвала поставленные вопросы ключевыми, а указанную конкуренцию недопустимой. Любая деловая цель в качестве составляющей содержит цель налоговую. До тех пор, пока законодательство допускает разные налоговые режимы, в том числе преференциальные, налогоплательщики, думая о результатах сделки, будут определять возможные налоговые последствия и выбирать более удобные, выгодные.

Статья 54.1 НК РФ говорит об основной цели сделки, а Постановление Пленума ВАС РФ № 53 - о единственной цели. Иными словами, ранее не допускалось использование налоговых преимуществ при отсутствии деловой цели. Новая статья НК РФ ситуацию поменяла и обострила.

Д.В. Винницкий согласился с тем, что законодатель требует оценки цели, но насколько это возможно на практике? Понятие сделки закладывает в себе оценку, антиуклонительные нормы тоже требуют оценки. При этом доводы налоговых органов и налогоплательщиков всегда различны, противоположны. Как в условиях и рамках действующего процессуального законодательства суд определит, чья позиция верна, какая цель доказана? Поэтому нереалистично предложение определить понятие цели в законе. Можно определить только стандарт доказывания.

А.А. Рябов предложил вернуться к оценке цели сделки, которую выработал Пленум ВАС РФ в Постановлении № 53. И обратил внимание на то, что выработка критериев – это нормотворчество. А поскольку налог – это конституционное обременение права собственности, то и заниматься выработкой критериев может только законодатель. Вопрос только в его мобильности.

Также не стоит забывать, что в деловой цели, как и в любой другой, есть мотивы, которые сложно отделить. Бизнес может совершать убыточные сделки, демпинговать, чтобы завоевать рынок, к примеру. Можно ли в таких случаях говорить о налоговой цели, как основной?

К. Демейер назвал поставленные вопросы сложными. В Бельгии Комиссия по предварительным вопросам за последние пять лет разрешила более 150 подобных обращений налогоплательщиков. В любом случае должна быть обоснована деловая цель сделки, показана ее экономическая реальность, а не только юридическая фикция.

Судами же за последние пять лет было принято около 40 решений по этой категории споров. Основная часть споров решается в досудебном порядке. Работа адвокатов и консультантов - разрешить спор как можно раньше, заметил выступающий.

Н.В. Павлова подчеркнула, что деловая цель первична и налоговая цель - ее элемент. Пояснить и обосновать свою деловую цель – задача налогоплательщика, для чего он может привлекать консультантов, экспертов. Подобные заключения приветствуются судами. И даже когда в целом ситуация небезупречна, можно спасти ее в части – об этом стоит помнить налогоплательщикам.

Деловая цель сделки или способ ее достижения: что оценивается на практике?

В.Г. Акимова представила для обсуждения третий, заключительный, блок вопросов.

Одна и та же деловая цель (хозяйственный результат) на практике может достигаться различными способами путем совершения различных сделок с различными условиями. Например, маркетинговое исследование можно заказать у известной иностранной компании, а можно у фирмы по соседству. Приобрести земельный участок можно по договору купли-продажи, а можно, купив юридическое лицо – владельца участком. Для стабилизации цены товара в целях удержания рынка можно создать товарный запас перед предстоящим повышением налогов, а можно покупать товар потом, но уже по более высокой цене. «Проститься» с сотрудником можно, уволив его по сокращению штата, а можно более мирно - по соглашению сторон. В этих и других подобных ситуациях налоговые последствия будут разные.

Право налоговых органов оценивать деловую цель совершенных налогоплательщиками сделок не оспаривается. Но практика показывает, что они вмешиваются в деятельность налогоплательщиков и высказывают свое мнение о целесообразности тех или иных действий. Споры ведутся, в основном, о способе достижения хозяйственной цели.

Кроме того, они вменяют налогоплательщикам обязанность по исполнению социальной функции перед государством по уплате налогов. К сожалению, суды учитывают такой подход налоговых органов и в отдельных случаях даже декларируют его в своих решениях.

Предполагается разумным и основанным на нормах гражданского и налогового законодательства, что такая оценка должна быть ограничена анализом:

- реальности сделки и соответствия ее документального оформления фактическим обстоятельствам (в т.ч. функционалу сторон сделки);

- деловой цели сделки, т.е. на достижение какого результата экономической (хозяйственной) деятельности она направлена;

- причинной связи между установленной целью и планируемым результатом с предпринимательской деятельностью налогоплательщика.

Н.А. Шевелева однозначно указала, что оценивается только деловая цель, хотя практика нам показывает иную ситуацию. Налоговые споры вокруг дробления бизнеса – яркий тому пример.

Что предпринять? Вопрос непростой. Вернемся к термину «формальный документооборот», его парное противоположное понятие «реальная хозяйственная деятельность», которое тоже выработано судебной практикой. Суды могли бы опираться на этот термин.

Д.В. Винницкий заметил, что на поставленные вопросы есть только один ответ - целесообразность сделки вне правового регулирования.

А.А. Рябов добавил, что способ достижения деловой цели - прерогатива налогоплательщика.

К. Демейер уточнил, что налогоплательщик вправе выбирать способ налогообложения, если он сможет представить экономическое обоснование выбранного способа.

Н.В. Павлова напомнила: право – это мера свободы. У налогоплательщика есть право выбора наиболее оптимального способа экономического поведения. Все суды и в России, и за рубежом это право признают.

В голосовании участвовало 65 человек, присутствовавших в аудитории, среди них юристы предприятий, консультанты и адвокаты, представители науки и гоорганов.

К.Д. Титаев, представляя результаты опроса, пояснил, что в рамках данной сессии проведено экспертное исследование. Оно позволило однозначно установить, что обсуждаемая ситуация удовлетворительной не является. Заметен консенсус по ряду вопросов, но далеко не по всем. По отдельным вопросам участники дискуссии к согласию не пришли. Значит следует продолжать диалог и искать решения.

Результаты голосования также свидетельствуют, что эксперты не доверяют органам исполнительной власти в определении содержания недостающих в законодательстве терминов.

Имеющийся на практике пробюджетный подход экспертами не поддержан.

И последнее: российское юридическое и предпринимательское сообщества более подготовлены к диалогу с властью, чем об этом думают компетентные органы.

[1] Иванов А.А. «Налоговые нарушения: между умыслом и случайностью». Вестник экономического

правосудия РФ. 2018. № 4.

[2] В.Г. Акимова. «О рецепции международных антиуклонительных норм и ее последствиях». Налоговед. 2019. № 4.

[3] Подробные результаты голосования будут опубликованы отдельно.

Налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика. Платить меньше налогов и не иметь проблем с государством хотят все. К сожалению, не всегда легальными путями. Как избежать проблем с законом и в то же время оптимизировать налогообложение?

Право налогоплательщика

Субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налогоплательщик имеет право избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество, использовать законные основания для освобождения от налогов, выбрать выгодную форму предпринимательской деятельности, оптимальный вид платежа (п. 3 постановления КС РФ от 27.05.03 г. № 9-П).
При этом неуплата налога или уменьшение его суммы не ведет к нарушению публичных интересов и конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Например, фирма может перейти на «упрощенку», выбрав объект налогообложения. А вот договоры, совершенные без намерения создать реальные хозяйственные последствия, с целью уклонения от уплаты налогов, являются ничтожными сделками (п. 1 определения КС РФ от 8.06.04 г. № 226-О).

Что такое недобросовестность

В российской практике с 2000 года используется понятие недобросовестности налогоплательщика. Так как четкого юридического определения этого понятия нет, его следует считать неформальным. Отнесение налогоплательщика к добросовестным или недобросовестным остается на совести налогового инспектора и судьи. Анализ судебных решений с упоминанием этого понятия позволяет сделать вывод о том, что под недобросовестностью, как правило, понимается совокупность подозрительных признаков. Например:
- регистрация юридических лиц по утерянным паспортам, отсутствие поставщиков по указанным адресам, «молодой» возраст фирм-поставщиков;
- использование при расчетах векселей, зачетов, счетов третьих лиц;
- бартер и другие неденежные формы расчетов;
- отсутствие экономической выгоды в заключенной сделке;
- беспроцентные займы, «нулевые» декларации, резкие изменения финансовых показателей в отчетности и другие нетипичные условия;
- несоответствие количества и объемов, расхождение между расходами и другими экономическими показателями, иные фактические неточности и несоответствия и т.д.
Пленум ВАС РФ удачно заменил термин «недобросовестность налогоплательщика» термином «необоснованная налоговая выгода» (Постановления ВАС № 53 от 12.10.06 г.) Перечень критериев необоснованной выгоды в документе указан в п. 5 и является открытым.
Обратите внимание! Пленум ВАС РФ связывает критерии необоснованности налоговой выгоды с поведением самого налогоплательщика, а не его контрагентов. Это должно заставить налоговые органы приступить к исследованию действий непосредственно объекта налогового контроля.
Совет налогового консультанта: Признаки недобросовестности — это внутренний термин налоговой службы. Но признаки не есть доказательства, и по ним нельзя кого-либо обвинять. Существуют камеральные и выездные налоговые проверки, в ходе которых либо выявляются налоговые правонарушения, либо нет.

Минимизация или уклонение от уплаты налога

Использовать схемы минимизации налогов в условиях жесткой конкуренции в настоящее время вынуждены даже добросовестные налогоплательщики, чтобы не разориться.
«Минимизация (снижение) налогов» — термин, который вводит в заблуждение. Добиться снижения налогов можно двумя путями: легальным и нелегальным. Имейте в виду, что нелегальные «схемы» снижения налогов давно известны налоговикам, поэтому если вы пойдете по
этому пути, то это не останется без пристального внимания правоохранительных органов. Использование законных методов не позволит представителям налоговых органов классифицировать ряд мер, направленных на снижение налогов, как уклонение от их уплаты.
Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Большинство схем оптимизации налогов изначально направлены только на минимизацию налогов, поэтому они могут рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.
Обратите внимание! В действительности, конечной целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Минимизация одних налогов может привести к увеличению других и как следствие — к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов.
Все налоги условно можно разделить на четыре группы.
1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости (например, единый социальный налог — ЕСН).
Снижение этой группы налогов ведет к уменьшению себестоимости продукции, а значит, к увеличению прибыли организации и налоговых платежей в бюджет по налогу на прибыль. Таким образом, эффект от снижения этой группы налогов очень незначителен.
2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (например, налог на добавленную стоимость — НДС).
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов (зачетный метод). Поэтому нужно добиваться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов. Организации при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав невыгодно работать с партнерами, не являющимися плательщиками указанного налога.
3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (например, налог на прибыль).
Чтобы минимизировать налоговые платежи по этой группе налогов, налогоплательщик должен стремиться либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Например, добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, сидящих «внутри себестоимости».
4. Налоги, выплачиваемые из «чистой» прибыли.
Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.
Наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия налоги 3 и 4 группы.
Пример:
1 вариант (цифры условные). Предположим, выручка налогоплательщика за отчетный период равна 10000 рублей, а затраты составили 5000 рублей. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 5000 рублей (10000-5000). Налогоплательщик заплатит налог на прибыль в сумме 1200 рублей (5000 х 24%).
2 вариант: Можно добиться, чтобы предприятие вообще не платило налог на прибыль. Выручка за отчетный период налогоплательщика равна 10 000 рублей. Организация увеличила свои затраты до 10000 рублей. В итоге налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 0 рублей (10000-10000). Следовательно, налог на прибыль налогоплательщику платить не надо. Но самое главное, финансовых ресурсов у предприятия тоже ноль.
Очень важно! Организация добилась максимального снижения налога на прибыль. Однако если посмотреть внимательно, то минимизация налога на прибыль фактически привела к финансовому краху налогоплательщика. Финансовых ресурсов у него не осталось. Это не минимизация.
Первый вариант хоть и предполагает уплату налога на прибыль, однако приводит к тому, что у организации остаются финансовые ресурсы после уплаты налогов, т.е. сумма чистой прибыли равна 3800 руб. (5000 - 1200).
3 вариант: Выручка предприятия за отчетный период равна 10000 рублей, затрат нет. Тогда прибыль составит 10000 руб., налог на прибыль 2400руб. (10000 х 24%). У предприятия осталось 7600 руб. (10000-2400). Это не минимизация, но шанс выжить.
Выводы: конечной целью оптимизации налогов должно быть увеличение доходов организации после уплаты налогов, а не снижение отдельных налогов. Имейте в виду, что налоговые базы по ряду налогов могут пересекаться. Поэтому при принятии решений в отношении оптимизации следует учитывать возможные налоговые последствия.
Совет налогового консультанта: Грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов очень нечеткая. Используя те или иные методы оптимизации, следует об этом помнить.
К сведению: В США штрафуют за приписывание прибыли, а в России — за ее сокрытие.

Налоговое планирование

Если налогоплательщик рассчитывает работать в перспективе, то ему необходимо организовать систему налогового планирования — один из способов управления налогами.
Налоговое планирование — это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех законодательно предоставленных льгот и освобождений для уменьшения налоговых обязательств. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов при абсолютном соблюдении закона.
Налоговое планирование в организации основывается на использовании льгот при уплате налогов; разработке учетной политики; контроле сроков уплаты налогов. Смысл налогового планирования — работа на опережение.
Совет налогового консультанта: Льготы не всегда выгодны. Например, чтобы не платить ЕСН, многие компании стараются оформить выплаты так, чтобы не включать их в налоговую себестоимость. А в качестве источника использовать «чистую» прибыль организации. Если такие платежи не включать в налоговую себестоимость, то с них не нужно начислять ЕСН и, соответственно, взносы в Пенсионный фонд. В льготные выплаты попадают материальная помощь, премии за непроизводственные показатели работы, дивиденды, компенсации, которые начислены сверх норм и т. д. Но это невыгодно фирме. Экономия ЕСН вытекает в переплату налога на прибыль. В итоге организация теряет деньги.
Необходимость в налоговом планировании зависит от степени налоговой нагрузки. Существует много методик, позволяющих определить этот показатель. Например, можно определить величину налоговой нагрузки в соответствии с методикой, предлагаемой Минфином России, изложенной в Письме от 13.08.96 г. №04-01-15. Если величина налоговой нагрузки составляет более половины расходов организации, то такая компания не сможет обойтись без привлечения специалистов финансового менеджмента, создания отдела налогового планирования. Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.
Налоговое планирование, направленное на уменьшение налогового бремени на организацию, разделяется на перспективное и текущее. При перспективном налоговом планировании устанавливаются основные элементы налоговой учетной политики хозяйствующего субъекта, на основе которых строятся принципы ведения налогового учета на ряд лет, что в итоге влияет на размер налоговых платежей.
При текущем налоговом планировании используют методы, позволяющие налогоплательщику уменьшать налоговые обязательства в течение ограниченного периода времени или в конкретной ситуации. Все подлежащие уплате налоги группируют по каким-либо признакам. Внутри группы налогов анализируется состав налоговых баз по каждому налогу, в том числе налоговые льготы, и эффективность их применения. На основе проведенного анализа выбирается оптимальный вариант ведения налогового и бухгалтерского учета.
На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей, т.е. налоговый календарь. При составлении налогового календаря указываются конкретные даты уплаты суммы налогов. Следует контролировать своевременность уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, поскольку нарушение сроков перечислений влечет за собой штрафные санкции. По данным разработанного плана по истечении периода, на который он составлялся, проводится оценка его эффективности.
Налоговое планирование влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации. Оно считается составной частью системы финансового управления в организации.
Сегодняшнее налоговое законодательство дает возможность снизить бремя налоговой нагрузки, причем совершено законно. Анализируя налоговое, бухгалтерское и гражданское законодательство РФ, можно сказать, что фактически для этих целей законодатель предусмотрел общие и специальные способы снижения налогов, которыми вправе воспользоваться налогоплательщик.
К специальным методам можно отнести:
- способ замены отношений между сторонами
Субъекты хозяйственной деятельности вправе самостоятельно выбирать формы и условия сделки, партнеров и т.д. Поэтому, заключая какой-либо договор, предварительно проанализируйте его в плане налоговых последствий. Предпочтение следует отдать тому, который наиболее эффективен с точки зрения уплаты налогов. Но не следует забывать о том, что использование этого приема основано на замене прав и обязанностей сторон договора, а не на формальном изменении названия договора.
- способ разделения отношений
В основе данного приема лежит метод замены. При этом заменяется не полностью вся хозяйственная операция, а лишь ее часть. В качестве примера можно привести договор, предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания. Если реконструкцию здания разделить на две составляющие: на реконструкцию и капитальный ремонт, то налогоплательщик получит возможность включить в себе-стоимость продукции часть осуществленных затрат и уменьшит налоговую базу по налогу на прибыль.
- использование отсрочки по уплате налогов
Например, применение «кассового метода» по налогу на прибыль. До 1 января 2006 года применение этого приема было возможно и по НДС. Метод по мере получения денежных средств позволяет уплачивать налог в более поздний срок, после получения оплаты от контрагента.
- способ сокращения объекта налогообложения
Этот способ практически не имеет недостатков. Если нет объекта налогообложения (доходов, имущества и т.д.), то не возникает и обязанности по уплате налога. Этот способ характерен для минимизации налога на имущество организаций. Для сокращения налоговой базы по указанному налогу налогоплательщик использует инвентаризацию, переоценку и др. Но следует помнить, что сокращение объектов налогообложения не должно негативно сказываться на хозяйственной деятельности субъекта.
Совет налогового консультанта: Целью создания организации является получение прибыли, а не сокращение налоговых платежей, поэтому освободиться от всех объектов налогообложения субъект хозяйственной деятельности не может.
Поправки в ст. 75, 111 Налогового кодекса, действующие с 1 января 2007 года, освобождают налогоплательщиков не только от уплаты штрафов, но и от пени. Это произойдет только в случае, если налогоплательщик действовал в строгом соответствии с разъяснениями Минфина и ФНС России. Данное правило будет действовать, даже если эти разъяснения оказались неверными.

Просчеты налоговой оптимизации

Налоговая безопасность

Одной из задач налоговой безопасности является предотвращение налоговых рисков. Это можно делать путем изучения обзоров судебной практики по налоговым спорам, запросов в налоговые органы и консультационные компании, а также формирования своего рода налоговой «подушки безопасности» — выявления скрытых налоговых переплат. Таковые, как показывает практика, существуют в любой компании в огромных количествах. Например, чтобы снизить риск ответственности за поставщиков, предварительно проверьте их юридический статус и деловую репутацию, сформируйте специальное досье поставщиков. Поставщики должны быть надежными во всех отношениях.
Налогоплательщики могут заранее узнавать официальную позицию государства по наиболее важным для себя налоговым вопросам.
Совет налогового консультанта: Нужно четко представлять себе все варианты поведения, которые допускаются законом и практикой для той или иной ситуации. Наметив примерные варианты поведения, вы можете проанализировать и риски, связанные с выбором такого варианта. Прежде всего — риск привлечения к ответственности за те или иные действия.





Содержание:

  • Что такое оптимизация и налоговое планирование
  • Учетная политика
  • Стратегия и тактика
  • Этапы снижения фискальной нагрузки
  • Эффективность оптимизационного налогового планирования
  • Квалифицированная помощь в налоговом учете

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения – важная часть предпринимательской деятельности. Это законные меры, которые бизнес предпринимает, чтобы уменьшить налоговую нагрузку: сборы, пошлины, обязательные выплаты. Достичь цели можно за счет льгот, вычетов, более низкой ставки, права на возврат.

Заниматься оптимизацией и налоговым планированием важно с момента основания бизнеса, на каждом этапе работы предприятия. При грамотном подходе можно разработать такую структуру организации, которая будет отвечать сразу нескольким требованиям: эффективности с точки зрения получения прибыли, минимизации налоговых выплат и прозрачному управлению.

Чтобы уменьшить налогообложение, необходимо проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку. Лучше всего доверить эту задачу специалистам, потому что цена ошибки может быть слишком высокой для бизнеса.

Что такое оптимизация и налоговое планирование

Оптимизация и налоговое планирование – взаимосвязанные процессы. Чтобы уменьшить, то есть оптимизировать обязательные выплаты, необходимо грамотно распланировать рабочие процессы и финансовую деятельность предприятия.

Оптимизационное налоговое планирование – это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение выплат, а также обоснования величины обязательств с целью определения реальных доходов и управления ими. Одной из целей при этом является выбор оптимальной формы налогообложения и снижение фискальной нагрузки на бизнес. Важно, чтобы способы и методы достижения целей не выходили за рамки законодательства, иначе речь будет идти об уклонении от налогов.

Конкретный метод минимизации выплат называют налоговой схемой. Она включает в себя описание экономических действий, позволяющее применить благоприятный режим и сэкономить при уплате налогов. Налогоплательщик свободен в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и системы налогообложения. Он также может на свое усмотрение выбирать поставщиков, партнеров и согласовывать с ними условия сотрудничества.

Основные цели фискального менеджмента:

  • законное уменьшение фискальной нагрузки;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • повышение объема оборотных средств и, как результат, увеличение фактических возможностей для развития организации и повышения эффективности работы.

Общепринятая методика определения фискальной нагрузки – порядок расчета, разработанный Минфином. Он определяет сумму выплат как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке. На практике при уменьшении фискальной нагрузки часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму за расчетный период.

Одним из обстоятельств, которое может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности проверки, налоговые органы считают низкий показатель нагрузки в сравнении со средним уровнем по отрасли. Для таких случаев даже существует особый термин: налоговый разрыв, то есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактических выплат.

Учетная политика

Рационально составленная учетная политика хорошо влияет на налогообложение предприятия. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли влияют такие элементы учетной политики:

  • методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации;
  • порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.

Один из благоприятных для налогоплательщиков аспектов – законное разрешение создавать ряд резервов, отчисления в которые можно включить в расходы компании. Но важно учитывать, что при формировании учетной политики можно закрепить и аргументировано обосновать выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы. Почему мы обращаем внимание на эту возможность? Потому что при грамотной аргументации несложно снизить риски.

При выборе способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения для целей налогового учета помните, что некоторые из них отличаются от способов и методов ведения бухгалтерского учета. Поэтому с самого начала разделяйте бухгалтерский и налоговый учет.

Стратегия и тактика

Действия, направленные на уменьшение выплат, должны охватывать все сферы и аспекты деятельности. Квалифицированный специалист предложит стратегический и тактический план оптимизации фискальной нагрузки. Стратегия – это долгосрочный курс, решение крупномасштабных задач бизнеса с учетом налоговых интересов. Тактика затрагивает повседневные задачи и операции.

Стратегический план включает:

  • обзор судебной практики и правовой базы в определенной сфере, а также долговременный прогноз изменений;
  • прогнозирование налоговых обстоятельств и форс-мажоров, разработка плана действий на каждый из экстренных случаев;
  • график исполнения финансовых и коммерческих обязательств предприятия;
  • оценка рисков и вероятных причин отклонения от расчетных показателей;
  • подробное обоснование выбранной схемы с учетом рисков и последствий;
  • прогноз эффективных инструментов оптимизации.

Но главная задача стратегии заключается в выборе такой схемы налогообложения, которая лучше всего соответствует специфике предприятия и помогает снизить фискальную нагрузку. Тактика же направлена на эффективное решение текущих задач. Она подразумевает мониторинг правовых актов, которые затрагивают налоговую сферу и отрасль, краткосрочное прогнозирование, график исполнения обязательств и изменения активов.

Тактика уделяет больше внимания каждой конкретной сделке: исследованию условий, прогнозированию последствий и оценке рисков. Чтобы тактика оставалась эффективной, ее пересматривают не реже раза в месяц. Самостоятельно разработать эффективный стратегический и тактический план невозможно, необходима поддержка экспертов.

Этапы снижения фискальной нагрузки

Суть оптимизации – в уменьшении платежей и выборе наиболее эффективной, безопасной налоговой схемы. Если в момент старта бизнеса вы не задумывались о фискальной нагрузке, с высокой долей вероятности первым шагом к оптимизации станет полная или частичная реорганизация предприятия. Потому что необходимо выбрать систему налогообложения, которая лучше всего соответствует целям и задачам бизнеса.

Эксперты сначала определяют общее направление работы, то есть составляют стратегию. А только затем проводят реорганизацию тактики. Первые шаги к выбору стратегии – оценка рисков, анализ фискальных проблем, выбор основных инструментов планирования и разработка схемы. Деятельность предприятия планируется уже с учетом новой налоговой схемы (именно поэтому часто возникает необходимость в реорганизации бизнеса).

Налоговые риски – это вероятность увеличения выплат, возможность привлечения к уголовной ответственности или контроль со стороны управляющих органов. Иногда предприниматели нарушают законодательство ненамеренно, из-за непонимания тонкостей или из-за того, что не отслеживают изменения. Поэтому при любых изменениях фискальных схем и выплат важно консультироваться с экспертами, уточнять возможные риски. Критически важно, чтобы все решения принимались в правовом поле.

Перед тем как внедрить новую схему, следует сравнить потенциальную экономию и расходы, а также позаботиться о том, чтобы все изменения были письменно обоснованы. Каждая операция, которую проводит компания, должна фиксироваться документально. В случае проверки контролирующими органами только тщательное документирование поможет доказать, что все операции были обоснованы и проведены с соблюдением буквы закона.

Эффективность оптимизационного налогового планирования

Самые действенные инструменты снижения фискальной нагрузки – это уже знакомые нам налоговые схемы. С их помощью можно существенно уменьшить общую сумму обязательных выплат. Но нельзя оценивать эффективность схемы только с точки зрения снижения налогового бремени. Не меньшее значение имеют правовые риски. Так, например, доначисление и санкции после проверки могут оказаться намного больше суммы экономии. Не говоря уже о таком серьезном риске, как уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования выбранной схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие, как получение налоговой выгоды. Под этим понятием подразумевают уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат или возмещение из бюджета.

Важно учитывать, что контролирующие органы могут поставить под сомнение любую гражданско-правовую сделку, которая влияет на налогообложение. Именно поэтому так важно аргументированное обоснование выбранной схемы. Занимаясь налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, нужно учитывать не только формальное соответствие закону, но и другие обстоятельства, связанные с операциями и сделками, которые могут повлиять на правовые риски.

О необоснованности выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств:

  • невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для выбранного вида деятельности также требуется совершение и учет других операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

При выборе схемы оптимизационного налогового планирования нужно соблюдать рекомендации:

  • хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;
  • фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;
  • при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;
  • при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Квалифицированная помощь в налоговом учете

Компания VALEN предоставляет полный спектр услуг, связанных с фискальным учетом, обоснованием схемы налогообложения и уменьшением выплат:

  • анализ учета и правового обеспечения деятельности компании;
  • выявление рисков и их оценка;
  • разработка рекомендаций по осуществлению фискального планирования;
  • оценка экономической эффективности изменений;
  • разработка пошагового плана внедрения методов оптимизации;
  • выбор подходящей фискальной схемы.

Для консультации оставляйте заявку на сайте или набирайте наш телефон: +7 (495) 7-888-096!

Читайте также: