Налоговое планирование и прогнозирование учебник

Опубликовано: 03.05.2024

Прогнозирование и планирование в налогообложении, Бабленкова И.И., Кирина Л.С., Карпова Г.Н., Горохова Н.А., 2009.

Учебник предназначен для обучения студентов но специальности «Налоги и налогообложение». В нем содержится теоретический курс по дисциплинам «Прогнозирование и планирование и налогообложении» и «Налоговое планирование и организации». Может быть использован также студентами других экономических специальностей.

Прогнозирование и планирование в налогообложении, Бабленкова И.И., Кирина Л.С., Карпова Г.Н., Горохова Н.А., 2009

Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений.
Как было отмечено выше, прогнозирование и планирование поступления налоговых доходов представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого должен решаться широкий круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. Кроме того, разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах.

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования налоговых доходов следует отнести: научность, системность, альтернативность, маржинальность, точность, непрерывность, обоснованность, гибкость, оперативность, согласованность, адекватность, целенаправленность и приоритетность, социальная ориентация, сбалансированность и пропорциональность и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
I ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
1. Теоретические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации
1.1. Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджетов различного уровня
1.2. Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений
1.3. Особенности краткосрочного и среднесрочного прогнозирования и планирования налоговых доходов
2. Планирование поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации
2.1. Методика планирования поступлений но основным видам налогов и сборов
2.2. Методы оценки налогового потенциала регионов
2.3. Информационное обеспечение планирования и прогнозирования поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации
3. Планирование налоговых доходов на примере бюджета города Москвы
3.1. Законодательная основа планирования налоговых доходов бюджета города Москвы
3.2. Анализ структуры и динамики поступления налогов и сборов в бюджет города Москвы
3.3. Анализ существующей системы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджет города Москвы
3.4. Использование автоматизированных информационных систем управления бюджетным процессом при планировании налоговых доходов
3.5. Использование редактора MS Excel при расчете прогноза доходов бюджета города Москвы
II. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Теоретические основы налогового планирования
1.1. Понятие, сущность и принципы налогового планирования в организации
1.2. Виды налогового планирования
1.3. Методы налогового планирования
1.4. Пределы налогового планирования
2. Инструменты налогового планирования
2.1. Выбор организационно-правовой формы
2.2. Учетная политика как базовый инструмент налогового планирования в организации
2.3. Договорная политика организации
3. Налоговая нагрузка организации и методики расчета ее уровня
3.1. Методика, предложенная Министерством финансов РФ
3.2. Методика М.П. Крейниной
3.3. Методика Е.А. Кировой
3.4. Методика М.И. Литвина
3.5. Система показателей результативности налогового планирования
4. Организация корпоративного налогового планирования
4.1. Налоговый бюджет
4.2. Создание налоговых групп
4.3. Организация документооборота налогового планирования
4.4. Использование матрицы принятия решений
Заключение
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6.

6. Государственное налоговое планирование и прогнозирование

6.1. Содержание государственного налогового планирования

Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии). В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых поступлений по всем их видам.

Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.

Достижение цели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени, состава и структуры системы налогов и налогообложения на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля, а с другой стороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. При этом важно учитывать и структуру источников налоговых поступлений. Так, в настоящее время в России основные бюджетные поступления обеспечиваются за счет налогов с организаций, а в их составе за счет косвенных налогов, тогда как в большинстве развитых стран наоборот – за счет налогов с физических лиц и прямых налоговых платежей. Объективный предельный уровень налоговых изъятий (для каждой страны он индивидуален) ограничивает возможности государства в увеличении своих доходов на основе увеличения налогового бремени. В этой связи, важнейшей проблемой научного налогового планирования является поиск компромиссных решений, учитывающих обе противодействующие закономерности в конкретных практических действиях государственных органов законодательной и исполнительной власти.

Государственное налоговое планирование начинается с разработки или корректировки научно обоснованной концепции налоговой политики, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, задачи и методы их достижения, опять же исходя из стратегических и тактических параметров, заложенных в налоговой политике.

Целевые налоговые установки формируются на основе бюджетных заданий и параметров программ социально-экономического развития страны. Основная задача государственного налогового планирования состоит в экономическом обосновании количественных параметров бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции.

Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи:

· формирование правового поля и налогового законодательства;

· построение рациональной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налогового бремени и структуры системы налогов;

· оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы;

· разработка рациональной системы налоговых скидок и льгот;

· разработка налогового бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу.

В зависимости от периода, целей и задач планирования различают оперативное (на месяц, квартал), текущее (на один финансовый год) и стратегическое (долгосрочное) налоговое планирование. В основе текущего и стратегического планирования лежат прогнозные параметры налогового потенциала. Под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (имеется в виду не фактическая сумма поступлений как таковых, а именно способность, возможность)[14].

Стратегический налоговый потенциал определяется как прогнозируемый объем совокупной налоговой выручки, получаемый в сфере производства и обращения после вычета совокупных затрат по ее обеспечению[15]. Среди наиболее существенных факторов, определяющих стратегический налоговый потенциал, выделяют объем денежной массы в обращении, зависящие от него параметры внутреннего валового продукта, вещественные и трудовые факторы производства, индексы цен, инфляции и других показателей. Тактический налоговый потенциал определяется как суммарная величина прогнозируемого объема налоговых поступлений, рассчитываемого с учетом стратегического налогового потенциала и налоговых ставок[16].

Стратегическое налоговое планирование связывается с перспективной оценкой доходности территории, т. е. с определением стратегического налогового потенциала. Инструментом, с помощью которого осуществляется такая оценка, является прогнозирование налоговых поступлений, которым должны быть охвачены не столько сами величины налоговых поступлений, сколько их налоговые базы и составляющие их элементы. Стратегическое налоговое планирование не ограничивается лишь задачей прогнозирования налогового потенциала и ориентировано на оценку внутреннего потенциала системы налогообложения, реализующегося через совокупность кадровых, законодательно-нормативных, организационных и иных его составляющих, а также через принципы и методы управления налоговым производством. Результатом такой оценки должна стать выработка концепции долгосрочного развития налоговой системы.

Текущее налоговое планирование связывается с формированием плана налоговых поступлений на конкретный финансовый год и определением способов обеспечения заданных налоговых обязательств. Отправным моментом при реализации этого процесса должно стать принятие решений относительно общественных приоритетов на текущий год по конкретным направлениям и размерам государственных расходов. При этом, наряду с другими задачами, предусматривается обеспечить формирование доходной части бюджетов с учетом изменений налогового законодательства. Задание целевого ориентира в виде качественных и количественных параметров расходной части бюджетов ставит проблему поиска налоговых и неналоговых источников покрытия запланированных бюджетных расходов, определения их соотношения на конкретный плановый период.

В целом процесс налогового планирования на государственном уровне можно представить в виде следующей последовательности:

1) устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения;

2) разрабатываются методы и конкретные мероприятия по реализации поставленных целей;

3) разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней;

4) определяются и устанавливаются конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами различных уровней, составляющих основу налогового планирования;

5) составляется прогнозный расчет общих сумм налогов, взимаемых в каждой территории (административной единице), что должно обеспечить экономически обоснованные плановые показатели;

6) определяются общие объемы налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.

Необходимо отметить единство текущего и стратегического налогового планирования. Без тщательной проработки перспектив развития налогообложения, осуществленной с учетом возможных изменений внешней среды, невозможна разработка реалистических налоговых планов.

Формирование и принятие налоговой концепции как элемента государственных налоговой политики и налогового планирования представляет собой результат поиска наиболее приемлемого варианта налогового режима, выбираемого с учетом предполагаемых социально-экономических и политических условий. Следует отметить, что детальная проработка налоговых режимов (состава и структуры налоговых доходов, величины налоговых ставок, льгот и санкций, других способов обеспечения выполнения плановых налоговых заданий) составляет также содержание другого элемента государственного налогового менеджмента – государственного налогового регулирования.

Методом государственного налогового планирования является оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе экономически обоснованных объемов и структуры поступлений налогов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на обоснованно высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Прогнозирование инфляции

Прогнозирование инфляции Для работы с облигациями очень важно уметь предсказывать инфляцию. Иначе можно потерять много денег.Как только инфляция ускоряется, потребители начинают срочно тратить деньги. Они боятся роста цен и не хотят откладывать средства на черный день.

4. Налоговое правоотношение и его характеристика

4. Налоговое правоотношение и его характеристика Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания

18. Налоговое законодательство РФ

18. Налоговое законодательство РФ Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие

1.2. Понятие «налоговое планирование»

1.2. Понятие «налоговое планирование» Под стратегическим налоговым планированием понимаются:– ознакомление с проектами нормативных правовых актов и прогноз возможных изменений в законодательстве;– анализ судебной практики;– составление прогнозов налоговых

1.6. Международное налоговое планирование

1.6. Международное налоговое планирование С целью оптимизации налогообложения налогоплательщики часто используют возможности международного налогового планирования. Иными словами, они применяют схемы и инструменты, снижающие налоговые потери при проведении

21.2. Налоговое взыскание

21.2. Налоговое взыскание В первом варианте НК РФ, начавшем действовать в 1999 году, говорилось четко – штрафы взыскиваются только через суд. На наш взгляд, идея справедливая, но выяснилось, что арбитраж у нас слишком загружен. В одном из своих выступлений Владимир Путин

Налоговое планирование с участием нерезидентных структур

Налоговое планирование с участием нерезидентных структур В любом государстве вопросы налогового планирования с участием нерезидентных структур и эффективного ведения бизнеса тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому они обязательно возникают в процессе

Прогнозирование

Прогнозирование Процесс составления бюджета всегда требует прогнозирования объемов продаж и издержек. Обычно подобные прогнозы основываются на данных, полученных по последним объемам продаж и издержкам. Исходной точкой для таких прогнозов всегда является прошлая

4.2. Налоговое планирование

4.2. Налоговое планирование Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции

4.3. Налоговое регулирование

4.3. Налоговое регулирование Налоговое регулирование как функциональный элемент налогового менеджмента непосредственным образом связано с налоговым планированием. Налоговое регулирование – это один их наиболее мобильных элементов налогового менеджмента.Согласно

6.4. Государственное налоговое бюджетирование, ориентированное на результат

6.4. Государственное налоговое бюджетирование, ориентированное на результат Все элементы и результаты государственного налогового менеджмента и сам процесс управления могут быть представлены в налоговом бюджете государства (на уровне страны и ее регионов).Как любой

7. Государственное налоговое регулирование

7. Государственное налоговое регулирование 7.1. Содержание государственного налогового регулирования Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками,

5. Корпоративное налоговое планирование

5. Корпоративное налоговое планирование 5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА Планирование человеческих ресурсов должно составлять неотъемлемую часть планирования бизнеса. Стратегическое планирование необходимо для определения того, какие изменения будут произведены в объемах и видах

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА Прогнозирование спроса – это процесс оценки количества людей, необходимых в будущем, и их навыков и опыта. Идеальной основой прогнозирования является ежегодный бюджет и более долгосрочные бизнес-планы на уровне служб и отделов или решение о

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Прогноз предложения оценивает количество людей, которые, вероятно, будут в наличии внутри и вне организации, при определенных допусках на сокращение персонала (утечка работников и уход на пенсию), прогулы, внутренние передвижения и

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный торгово-экономический институт»

ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Утверждено Редакционно-издательским советом института в качестве учебного пособия по дисциплине «Налоговое планирование» для студентов всех форм обучения специальности 080105.65 «Финансы и кредит», по дисциплине «Налоги и налогообложение»в для студентов всех форм обучения специальностей: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в торговле),

Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Т.А. Цыркунова;

главный бухгалтер ООО «Аудит - Стандарт», член палаты налоговых консультантов РФ Е.Н. Дорохова

М Основы налогового планирования и прогнозирования : учеб. пособие / М. И. Мигунова ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2009. – 121 с.

Предлагаемое учебное пособие посвящено рассмотрению теоретических основ налогового планирования и прогнозирования. Материал, изложенный в пособии, подкреплен тестовыми и практическими заданиями для контроля за усвоением материала и приложениями.

Предназначено студентам экономических специальностей и студентам, учебным планом которых предусмотрено изучение дисциплин «Налоговое планирование», «Налоги и налогообложение и др., всех форм обучения, а также финансовым директорам, налоговым консультантам, профессиональным бухгалтерам и практическим работникам.

Утверждено на заседании кафедры Финансы и кредит Протокол № от 2009 года Рассмотрены и утверждены на заседании учебно-методической комиссии УЭФ

© ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт», 2008

© Мигунова М. И., 2009

1. Понятие налогового прогнозирования в налогообложении на государственном уровне…………………………. 5

1.1 Понятие налогового прогнозирования и его виды. …………. 5

1.2. Анализ в системе налогового прогнозирования……………. 7

1.3. Информационная база в налоговом прогнозировании..…. 15

1.4 Налоговый потенциал страны и методы его оценки..……….18

1.5. Планирование поступлений по отдельным видам налогов. 25

1.6. Налоговые риски государства и управление ими…………. 32

1.7. Государственное налоговое бюджетирование и регулирование………………………….……………………………35

2. Налоговое планирование в организации - теоретические основы.

2.1. Понятие и определение налогового планирования………….43

2.2. Правовое обеспечение налогового планирования и его пределы……………………………………………………..………45

2.3. Принципы налогового планирования………………………..47

2.4. Классификация налогового планирования ………………….48

2.5. Этапы налогового планирования…………………………….50

2.6. Основные формы организации налогового планирования и налоговые схемы……………………………………………………53

2.7. Оценка финансовых рисков в налоговом планировании……55

2.8. Отношение государства к налоговому планированию………65

3. Налоговое планирование в системе управления финансами предприятия…………………………………………………………73

3.1. Механизм определения налоговой нагрузки на организацию…………………………………………………………73

3.2. Налоговый менеджмент и его эффективность……………….77

3.3. Методы налогового планирования.…………………………. 82

3.4. Инструменты налогового планирования.…………………….87

3.5. Налоговое поле и налоговый паспорт организации…………97

Развитие в Российской Федерации рыночного механизма хозяйствования выдвигает в число актуальных и имеющих важное государственное значение проблему налогов и налогообложения, эффективной налоговой политики. Особенности и факторы процесса налогообложения, их значимость для экономического и социального развития общества объективно выделяют управление налогами в качестве составной и самостоятельной части общей системы управления. Исходя из этого, налоговое планирование выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта и является одной из структур внутреннего менеджмента. Налоговое планирование, также, является составной частью системы планирования в организации и позволяет прогнозировать ее налоговые отчисления в краткосрочном и долгосрочном периодах, оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, существенно снизить риск финансовых затруднений, избежать налоговых последствий, за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика. Для создания основы формирования эффективной системы планирования налоговых отчислений, безусловно, необходим высокий уровень теоретической подготовки студентов соответствующих специальностей, в первую очередь в специализированных высших учебных заведениях государственной системы высшего профессионального образования.

Данное учебное пособие имеет своей целью рассмотреть теоретические основы налогового планирования и прогнозирования, в связи, с чем может являться базовым при изучении дисциплины «Налоговое планирование» студентами специальности 080105.65 «Финансы и кредит»; «Налоги и налогообложение» студентами специальностей 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в торговле)» и 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

В учебном пособии рассмотрены способы и методы налогового планирования

и пргнозирования, а также вопросы налогового анализа, включая налоговые риски.

Тема 1. Понятие налогового прогнозирования в налогообложении на государственном уровне

План 1.1.Понятие налогового прогнозирования и его виды. 1.2.Анализ в системе налогового прогнозирования.

1.3.Информационная база в налоговом прогнозировании. 1.4.Налоговый потенциал страны и методы его оценки. 1.5.Планирование поступлений по отдельным видам налогов. 1.6.Налоговые риски государства и управление ими. 1.7.Государственное налоговое бюджетирование и регулирование. 1.8.Тестовые задания.

1.1. Понятие налогового прогнозирования и его виды

Налоговое прогнозирование на государственном уровне – совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.

Государственное налоговое прогнозирование решает следующие основные задачи:

• формирование правового поля и налогового законодательства;

• построение рациональной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налогового бремени и структуры системы налогов;

• оптимизацию объектов налогообложения и налоговой базы;

• разработку рациональной системы налоговых скидок и льгот;

• разработку налогового бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу.

В целом процесс налогового планирования на государственном уровне можно представить в виде следующей последовательности:

1. устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения;

2. разрабатываются методы и конкретные мероприятия по реализации поставленных целей;

3. разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней;

4. определяются и устанавливаются конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами различных уровней, составляющих основу налогового прогнозирования;

5. составляется прогнозный расчет общих сумм налогов, взимаемых в каждой территории (административной единице), что должно обеспечить экономически обоснованные плановые показатели;

6. определяются общие объемы налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективы на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на

федеральном, региональном и местном уровнях.. Налоговое прогнозирование служит основой:

во-первых, для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды;

во-вторых, своевременного и обоснованного составления проектов бюджетов всех уровней на предстоящий год;

в-третьих, для принятия необходимых социальных, экономических и политических решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

Методом государственного налогового планирования служит оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе экономически обоснованных объемов структуры поступлений налогов в бюджетной систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на обоснованно высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

Налоговое прогнозирование строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей: прирост (снижение) ВВП; ВРП; прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей, а также рядом других показателей, которые разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством Финисов РФ, ЦБ РФ, Госкомстатом РФ, финансовыми ведомствами субъектов РФ и муниципальных образований, инспекциями ФНС РФ и, кроме того, в этот процесс привлекаются ведущие ученые, научные организации, общественные организации, призванные защищать интересы налогоплательщиков.

Различают следующие виды налогового прогнозирования :

Оперативное прогнозирование осуществляется Минфином РФ и финансовыми органами на месяц или квартал, на основании данных, предоставленных налоговыми инспекциями.

Оперативное прогнозирование призвано:

1. обеспечить реальную оценку поступлений налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования в рамках утвержденного бюджета и государственных программ;

2. решить задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на один год) налогового прогнозирования, в ходе которого выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части бюджетов, а также уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве

и их влияние на рост или снижение недоимки.

Краткосрочное прогнозирование служит основой для составления проектов бюджетов различных уровней на очередной год. Его осуществляют те же органы,

что и оперативное прогнозирование. Процесс краткосрочного прогнозирования состоит из ряда взаимосвязанных, последовательных и практических действий перечисленных ведомств:

1. Осуществляется детальный анализ позитивных и негативных сторон действующего налогового законодательства, как в целом, так и по отдельным видам налогов.

2. Разрабатываются предложения по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию этих негативных воздействий.

3. Анализируются народнохозяйственные факторы, влияющие на поступление налогов в текущем году, и разрабатываются меры по устранению негативных факторов и укреплению позитивных тенденций.

4. На основе проведенного анализа хода поступлений по каждому виду налогов за истекший период и с учетом устраненных факторов по предыдущим действиям рассчитываются суммы поступлений по каждому виду налогов и в

совокупности, с учетом вероятностных отклонений.

Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две составляющие среднесрочного и текущего прогнозирования (два – три года), в процессе которого решаются в основном тактические задачи (составление налоговых планов и бюджетов), вследствие чего, создаются важнейшие предпосылки стратегического налогового прогнозирования.

Из-за неустойчивости экономических процессов в России, долгосрочное налоговое прогнозирование (5 лет и белее) не получило достаточно полного развития и является составной частью социально-экономического прогноза на долго- и среднесрочную перспективу (до 5 лет), который разрабатывается Министерством экономического развития РФ.

Налоговое прогнозирование базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, имитационное моделирование, корреляция, ранжирование и др. Непременным элементом налогового прогнозирования является экономический анализ поступлений налогов, как в целом, так и по отдельным их видам ни только по поступившим суммам, но и в динамике.

1.2. Анализ в системе налогового прогнозирования

Анализ налогов является важнейшим элементом финансово-экономического исследования. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе значительно возрастает в условиях свободного предпринимательства и рыночной конкуренции. Налоговая система России требует пристального изучения и анализа не только как одного из институтов рыночной экономики, но и как активного инструмента ее государственного регулирования. Анализу должны подвергаться и налоговая система сама по себе, и ее влияние на различные стороны общественно-экономической жизни.

Под анализом налоговых отношений понимается метод исследования и контроля налогов путем разложения и расчленения всей совокупности налоговой

системы и налоговых отношений, налогового механизма и элементов налога на составные части, сопоставления и группировки этих частей, установления между ними связей и взаимосвязей, степени влияния с целью эффективного управления, планирования и прогнозирования.

Цели анализа достигаются в результате решения конкретных задач. К таковым в налоговом анализе относятся:

1) научная и практическая обоснованность вводимых налогов, сборов и пошлин;

2) экономическая и фискальная целесообразность и эффективность тех или иных налогов и налоговой системы в целом;

3) анализ налогов по элементам;

4) соблюдение общепринятых и научно обоснованных принципов налогообложения;

5) выявление налогового потенциала плательщиков, регионов и страны в целом, а так же потребности государства в денежных средствах, их сопоставление и анализ;

6) оценка обоснованности установления плановых цифр поступления налоговых платежей в бюджеты разных уровней, нормативов отчислений от регулирующих налогов;

7) выявление и измерение факторов, повлиявших на отклонение фактических данных от плановых и определение резервов;

8) изучение уровня собираемости налогов и факторов, влияющих на нее;

9) определение влияния налоговой системы в целом и конкретных налогов по отдельности на поведение субъектов производственного процесса, на потребление и сбережения домохозяйств, на спрос и предложение, инфляцию;

10) анализ контрольной работы налоговых органов в сфере налогов;

11) оценка организации управления налогами, их учета и отчетности;

12) подготовка аналитической информации для принятия оптимальных управленческих решений.

Предметом анализа являются экономические и денежные отношения, возникающие между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой по поводу перераспределения ВВП и мобилизации денежных средств в бюджет.

Можно выделить следующие методы анализа налогов :

- горизонтальный (временной)- это сравнение каждой позиции налоговой отчетности с предыдущим периодом; - вертикальный (структурный) - предполагает определение структуры итоговых

показателей по налогам с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; - трендовый – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих

периодов и определение тренда (основной тенденции налогообложения). Данный метод позволяет рассчитывать прогнозные значения на ближайшую перспективу; - коэффициентный анализ (анализ относительных показателей) предполагает расчет

отношений между отдельными позициями отчетности или позициями различных форм отчетности и определение взаимосвязей показателей; - сравнительный (пространственный) - это оценка и сопоставление работы разных

отделов внутри одной налоговой инспекции или разных налоговых инспекций одного региона;

- факторный анализ - это определение влияния отдельных факторов или причин на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования (например, на объем налоговых поступлений в бюджет влияют такие факторы как ставка налога, налоговая база, льготы, уклонения от уплаты налогов и т.д.); - исторический анализ (ретроспективный);

- международный анализ - анализируются механизмы налогообложения разных стран.

Информационной базой для анализа служат формы отчетности налоговых органов, финансовых отделов, казначейства, счетной палаты, расчеты ФНС России.

Налоговый анализ можно классифицировать по следующим видам: 1) времени проведения: предварительный, текущий, перспективный;

2) полноте охвата данных: полный, частичный, тематический, комплексный;

3) степени охвата данных: сплошной, выборочный, комбинированный;

4) глубине проведения: сквозной, локальный;

5) по характеру материала: документальный, фактический;

6) по периодичности проведения: систематический, разовый;

7) по отношению к плану: плановый, внеплановый;

8) по предназначению результатов анализа: внутренний, внешний;

9) по объекту анализа: управленческий (анализ работы налоговых органов), непосредственный (анализ налоговой системы и ее воздействия общественного производства); 10) по субъекту проведения: анализ, проводимый государственными органами

власти, включая налоговые органы; анализ, проводимый аудиторскими службами; анализ, проводимый налогоплательщиками.

Важной частью анализа налогов является надлежащая его организация. Организационная работа состоит из следующих этапов (рисунок 1): составление программы анализа, сбор необходимой информации, аналитическая обработка информации, оценка и обобщение результатов анализа и реализация ее материалов.

Рассмотрим несколько показателей и способов анализа налогов, которые используются в мировой и отечественной практике. К одним из них относится коэффициент эластичности налога. Он отражает изменение объема налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов, например, валового внутреннего продукта, национального дохода, доходов населения, уровня розничных цен и т.д. В мировой практике его обычно рассчитывают по формуле

К Э 1 = НП : ЭП ,где НП ЭП

НП – начальный (базовый) уровень налоговых поступлений (всех налогов, отдельных их групп или видов);

НП – прирост названных налоговых поступлений; ЭП – начальный (базовый) уровень определяющего экономического показателя (ВВП, ВДС, национального дохода и т.д.);

ЭП – прирост названных показателей.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы при изменении определяющего фактора на 1%. Он может быть больше, равен или меньше единицы. Если коэффициент равен единице, то доля

налоговых поступлений государства в ВВП остается стабильной; если больше единицы, то поступления налогов увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, следовательно, растет и доля налогов в ВВП; если он меньше единицы, то, наоборот, доля налоговых доходов в ВВП снижается. Предпочтительно для экономики считается состояние К Э1 ≤ 1.

Используя аналогичный подход, можно построить систему следующих коэффициентов.

Коэффициент эластичности спроса государства на централизованные финансовые ресурсы (К э2 ):

Понятие налогового планирования, его роль в системе управления финансами предприятия.

Следуя логике изучения любой экономической категории при рассмотрении понятия налогового планирования, необходимо последовательно проанализировать категории налог и планирование.

В различных экономических словарях, а также в современной и зарубежной литературе даются самые различные определения планирования. Единой точки зрения на этот вопрос не существует, однако в большинстве случаев понятие планирование рассматривается как вид управленческой деятельности и способ оптимизации в действии хозяйствующих субъектов, поэтому под планированием на уровне хозяйствующего субъекта будем понимать неотъемлемую часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающуюся в установлении желаемого в будущем состояния объекта и оптимального способа достижения этого состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Уменьшение налогов или налоговая оптимизация – целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные платежи в бюджет, производимые в виде налогов.

Налоговое планирование является более широкой категорией и представляет собой часть управления финансово-хозяйственной деятельностью субъекта в рамках единой стратегии его экономического развития и представляет собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов для установления желаемого в будущем состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов.

1. Этапы и элементы налогового планирования.

Налоговое планирование является частью финансового и подчиняется следующим принципам:

1) разумность – при осуществлении планирования не рекомендуется нарушать нормы законодательства.

2) Нельзя строить налоговое планирование на использовании исключительно зарубежного опыта планирования и на пробелах законодательства, так как эти методы требуют индивидуального подхода и сопряжены с определенным риском, так как в этих случаях обоснование в применении метода может осуществляться только в суде.

3) Комплексный расчет экономии и потерь – при осуществлении налогового планирования всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные его последствия: 1.

4) Учет политических аспектов – при планировании нужно учитывать состояние бюджета территории, на которой осуществляется планирование; нормативное регулирование; роль, которую играет предприятие в формировании бюджета территории и т.д.;

5) Грамотное документальное оформление – особое внимание следует уделять документальному оформлению операций, так как небрежность в оформлении. Отсутствие документов может дать налоговым органам возможность переквалификации сделки.

Этапы налогового планирования (по Медведеву):

1. принятие решения о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования, расположении предприятия, его руководящих органов, филиалов и т.д. в зависимости от цели деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и цели деятельности. В западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства.

3. Текущее налоговое планирование. Оно состоит из:

1) использование налоговых освобождений и льгот с учетом изменений законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения.

2) Использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и планировании сделки.

3) Разработка учетной политики для целей налогообложения.

4. Принятие решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли, по проблемам инвестирования, так как правильное размещение позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях могут обеспечить возврат части уплаченного налога.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение налогового планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне, т.е. планирования доходов государственного бюджета. Изучение поставленного вопроса буду проводить исходя из поставленных задач:
иучить основы планирования налоговых поступлений,бюджетного планирования, налогового прогнозирования;
раскрыть понятия методологии оценки налогового потенциала регионов;
определить методику расчетов поступлений по каждому виду налогов и факторов влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений;
предолжить пути совершенствания налогового планирования и прогнозирования;

Содержание работы

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ
Налоговое прогнозирование -------------------------------------------------------------------5
Виды и методы налогового планирования на макроуровне -------------------------
Методы оценки налогового потенциала регионов --------------------------------------
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАСЧЕТУ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ И СБОРОВ В 2013 г.
Определение методики расчетов поступлений по налогам и сборам, формирующих бюджетную систему РФ ---------------------------------------------------------
Особенности расчетов налогов ---------------------------------------------------------------------
Налог на прибыль организаций -------------------------------------------------
Налог на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ ---------------------------------------
Налог на добычу полезных ископаемых -----------------------------------
Водный налог ---------------------------------------------------------------------------
Единый социальный налог -------------------------------------------------------
Прочие платежи ----------------------------------------------------------------------
Анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования
и планирования налоговых поступлений ------------------------------------------------------------
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ
3.1 Применение новых методов налогового прогнозирования ------------------------
3.2 Проблемы администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути их решения ------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------------
Список используемой литературы ------------------

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Налоговое прогнозирование.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО “ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Институт экономики и финансов

Кафедра “Налоги и налогообложение”

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему Налоговое планирование и прогнозирование

Выполнил: студент группы _________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ
    1. Налоговое прогнозирование ------------------------------ ------------------------------ -------5
    2. Виды и методы налогового планирования на макроуровне -------------------------
    3. Методы оценки налогового потенциала регионов ------------------------------ --------
  2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАСЧЕТУ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ И СБОРОВ В 2013 г.
    1. Определение методики расчетов поступлений по налогам и сборам, формирующих бюджетную систему РФ ------------------------------ ---------------------------
    2. Особенности расчетов налогов ------------------------------ ------------------------------ ---------
      1. Налог на прибыль организаций ------------------------------ -------------------
      2. Налог на добавленную стоимость на товары

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ

3.1 Применение новых методов налогового прогнозирования ------------------------

Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.Объективная необходимость планирования налоговых поступлений обусловлена деятельностью государства как субъекта рыночных отношений, обходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства, именно это обуславливает актуальность и значимость изучения налогового планирования и прогнозирования. Оъектом исследования даной работы считаю изучение планировния и прогнозирования как экономической и правовой категории на макроэконочиеском уровне.

Целью курсовой работы является изучение налогового планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне, т.е. планирования доходов государственного бюджета. Изучение поставленного вопроса буду проводить исходя из поставленных задач:

    • иучить основы планирования налоговых поступлений,бюджетного планирования, налогового прогнозирования;
    • раскрыть понятия методологии оценки налогового потенциала регионов;
    • определить методику расчетов поступлений по каждому виду налогов и факторов влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений;
    • предолжить пути совершенствания налогового планирования и прогнозирования;
    • обозначить проблемы администрирования крупных налогоплатильщиков;
    • на основании проделанной работы по изучению налогового планирования и прогнозирования зделать соответствующие выводы.

В качестве литературных источников при изучении темы курсовой работы послужили:

монографии и статьи И. Трунина, П. Кадочникова (Расчет нормативов по статьяю бюджета), Е. Солдатовой (Анализ форм и методов оценки налогового потенциала), О Луговой О. и др.(Оценка налогового потенциала субъектов Российской Федерации//www. auditopum.ru), И. Певнева «Проблемы и перспективы прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты»;

постатейный комментарий Налогового Кодекса РФ;

правительственный сайт Федеральной Налоговой службы (http://www.nalog.ru);

обзор экономических показателей бюджетной системы РФ (http://www.budgetrf.ru/index. htm)

  1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ

    1. Налоговое прогнозирование

Налоговое прогнозирование –это один из этапов бюджетного процесса, который представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, представляющего собой систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование включает определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.[3]

Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.

Важное значение имеют макропоказатели и параметры социально- экономического развития экономики на перспективу: динамика и структура производимого и используемого валового внутреннего продукта с учетом инфляции, производство продукции (товаров, работ и услуг), промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структура и источники инвестиций, оборот розничной торговли и др.

Ключевым моментом налогового прогнозирования являются достоверность информации, методы выявления и досчета скрытого и неформального производства, теневого оборота; группировка корпораций и населения по экономически однородным агрегатам, структура доходов и расходов, дифференцированная структура налоговой базы и т. д.

Особого внимания заслуживают прогнозы динамики скрытого и неформального производства и теневого оборота, которые не только камуфлируют налоговую базу, но и серьезно искажают представления об истинном состоянии национальной экономики, ее масштабах, структуре, тенденциях развития.

Итак, этап прогнозирования налогового процесса, который является одной из важнейших его составляющих, обеспечивает научную объективность, достоверность и , в конечном счете, выполняемость, включает в себя более детализованные задачи. Одна из них прогнозирование основных макро и социально-экономических показателей, развития национальной экономики, к которым относится валовой внутренний продукт , валовой национальный продукт, национальный доход, личные доходы населения платежный баланс и т.д.

Завершающей задачей прогнозирования результативности налогового процесса является определение в налоговом (бюджетном периоде достижимого объема государственных доходов как в целом, так и за счет отдельных источников).[8]

1.2 Виды и методы налогового планирования на макроуровне

Основная задача государственного налогового планирования на макроуровне– экономическое обоснование в части налоговых источников количественных и качественных параметров бюджетных заданий (консолидированного, федерального, регионального и местного бюджетов) и перспективных программ социально-экономического развития страны (региона) в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции.

В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может проводиться различными методами. Однако все расчеты должны учитывать следующие составляющие:

– фоновый уровень поступлений;

– сезонную составляющую их изменений;

– событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменений в налоговом законодательстве);

– остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.

Процесс налогового планирования базируется на общеэкономических методах:

а) экономический анализ поступления налогов;

б) экспертные оценки;

г) ранжирование и др.

Выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налогов.

В рамках стратегического налогового планирования достаточно широко применяются формализованные (количественные) методы прогнозирования:

а) методы прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей;

б) методы прогноза с помощью факторных моделей.

Наиболее простым методом является метод экстраполяции с помощью трендовых моделей, т.е продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. В качестве базы для применения этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д. При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.

Следующим, более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся экспертные расчеты возможного поступления конкретных налогов и сборов.

Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне (с учетом рассмотренных выше показателей), так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

При осуществлении планирования поступлений по важнейшим налогам и сборам на макро уровне, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.

В зависимости от периода планирования различают:

    • оперативное планирование (на месяц или квартал);
    • краткосрочное планирование (на 1 финансовый год);
    • среднесрочное и долгосрочное (на период свыше 1 года).

При этом оперативное и краткосрочное планирование рассматривают как 2 составные части текущего планирования.

Читайте также: