Налоговое и таможенное регулирование

Опубликовано: 16.05.2024

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины - применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

date image
2015-01-30 views image
1068

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Таможенный (тарифный) контроль - одна из форм государственного регулирования ВТД. Он осуществляется с целью защиты внутреннего рынка, а также влияния на развитие международ­ной торговли в своих национальных интересах. Правовые, экономические и организационные основы таможен­ного дела определяются Таможенным кодексом РБ. Он направлен на защиту эк. суверенитета и безопасности страны, активизацию связей РБ с мировым хозяйством, обес­печение прав граждан, субъектов хозяйствования и государственных органов; соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Товары участников ВТД (кроме запрещенных) пропускаются через границу при предос­тавлении на таможню лицензии (если необходимо) и контракта; декларирования товара; платы за проведение таможенных процедур и уплаты таможенных пошлин. Необходимы также Устав предприятия и товаросопроводительные документы. Таможня также кон­тролирует уплату акцизов, НДС.

Декларирование товаров осуществляется либо самими субъектами хозяйствования, либо декларантами, признанными таможней.

Товар - любое движимое имущество (в т.ч. тепловая, электроэнергия), перемещаемое через таможенную границу РБ.

Таможенный сбор - это отдельный вид там платежей, который взимается помимо там пошлины и представляет собой оплату за там оформление товаров, выдачу таможенных документов и оказание услуг. Он уплачивается предварительно или в момент предоставления товара к таможенному оформлению в установленном размере. Указ № 443 от 13 июля 2006 г. О таможенных сборах.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.

Таможенная пошлина - вид государственного налога, который взимается по установленным ставкам на конкретные виды ввозимых и вывозимых товаров.

Ставки таможенной пошлины приведены в таможенном тарифе (согласно закона РБ "О таможенном тарифе"), построенном в соответствии с международными нормами и прин­ципами. Он базируется на классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности).

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

Несмотря на национальные различия, таможенные тарифы характеризуются рядом общих закономерностей:

1. Существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики и став­ками импортных пошлин. Чем более развита экономика, тем ниже эти ставки. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны с развитой экономикой достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок аналогичной продукции высоким таможенным тарифом.

2. Структура таможенного тарифа у большинства стран построена по принципу эскалации, т.е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню ставки, а на готовые изделия - наиболее высокие.

3. Там. Тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с различными ставками по­шлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна - с более низкими, предназначенными для обложения товаров из стран, с которыми имеется дого­воренность о снижении тарифов; другая - со значительно более высокими пошлинами.

В международной торговой практике существуют тарифы с 3, 4 и большим кол-вом колонок пошлин. Таможенный тариф Японии имеет 4 колонки - с автономными, конвенциальными пошлинами, преференциальными - для развивающихся государств и сезонными пошлинами.

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциальные и автономные.




Конвенциальные - применяются к вещам, происходящим из стран, пользующихся в дан­ном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанав­ливаются в соответствии с межд. договорами и являются минимальными.

Автономные - напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их сою­зов, не пользующихся льготами, являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних эк. факторов и по размеру являются мак­симальными.

Особые таможенные пошлины могут быть конвенциальными и автономными. Делятся на три группы:

- Специальные - носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитных мер для отечественных производителей от иностранных конку­рирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

- Преференциальные - отличаются пониженным размером ставок и применяются в от­ношении товаров, происходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной тор­говли, в приграничной торговле, происходящих из развивающихся стран, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.

- Антидемпинговые- устанавливаются по инициативе конкурирующих с импортом фирм в случае доказательства факта демпинга. Величина пошлины устанавливается в размере демпинговых ножниц цен.

По времени действия:

Автономные (генеральные) - постоянно действующие.

Временные - на определенный период времени (период применения эк. санкций).

Сезонные - используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 ме­сяцев.

По направленности: импортные, экспортные, транзитные.

По методу исчисления:

Адвалорные - устанавливаются в % к таможенной стоимости товара.

Специфические - в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара (единицу веса, объема или количества).

Комбинированные - сочетают оба способа и предполагают либо одновременное их ис­пользование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наи­большую сумму таможенного сбора.

По количеству ставок для одного товара: простые и сложные.

Таможенная пошлина взимается в зависимости от таможенной стоимости товара или от его количества. Таможенная стоимость товара не равна его контрактной стоимости.

Определение таможенной стоимости производится с использованием различных мето­дов. Там стоимость экспорта - стоимость товара, проданного на условиях франко-завод, а импорта - складывается из стоимости по цене контракта и расходов по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию.

В случае, когда заявитель затрудняется определить таможенную стоимость, такое право предоставля­ется таможне.

Основным Документом для исчисления и внесения платежей, валютного контроля является декларация ПС.

По каждой внешнеторговой сделке экспортер или импортер обязан до предъявления товаров для там оформления предоставить в там органы ПС и контракт. ПС по содержанию - формализованный контракт, содержащий все необходимые при заключении договора сведения: дата и место заключения договора, количество, качество, цена товара, условия расчета и поставки, о валюте сделки, названии страны и места назначения экспортируемого товара, сроков поставки и т.д. Оформление ПС зависит от характера сделки, а не от характера товара или валюты платежа, определяется таможенными органами.

ПС составляется на все товары, которые подлежат ввозу-вывозу в РБ в порядке исполнения отдельного договора купли-продажи, мены, комиссии ил консигнации резидента с нерезидентом РБ. Ответственность за достоверность сведений, вносимых в ПС, возлагается на субъекта (клиента).

ПС не требуется:

1. при экспорте товаров по разовым сделкам со 100 % предоплаты (деньги пришли, а товар не отправлен)

2. при импорте товаров, купленных за рубежом ЧП без предварительного заключения сделки - ПС заменяет ГТД.

Образовательная программа «Таможенные платежи и валютное регулирование» направлена на получение знаний и навыков в сфере таможенного дела и организации внешнеэкономической деятельности.

Наряду с общепрофессиональными дисциплинами образовательная программа включает актуальные дисциплины по таможенному делу, внешнеэкономической деятельности и юриспруденции, администрированию таможенных платежей, валютному регулированию, налогообложению внешнеэкономической деятельности, разработанные с учетом мнения работодателей и отражающие современные тенденции развития рынка.

В рамках образовательной программы предусмотрено прохождение следующих видов практик: учебной, производственной и преддипломной. Для прохождения практик обучающиеся направляются в региональные таможенные управления, электронные таможни, центры электронного декларирования, в министерства и ведомства, в коммерческие организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, банки, налоговые органы и др.

Выпускники образовательной программы «Таможенные платежи и валютное регулирование» будут уметь администрировать таможенные доходы, исчислять таможенные платежи и контролировать их уплату, обеспечивать соблюдение законодательства РФ при расчетах по внешнеторговым сделкам, определять происхождение и таможенную стоимость товаров, выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления при контроле уплаты таможенных платежей, при валютном контроле, уметь применять информационные системы и информационные технологии, в том числе связанные с использованием электронных систем уплаты таможенных платежей, единых лицевых счетов.

Преподавательский состав представлен не только педагогами-теоретиками, но и практикующими специалистами в области таможенного дела, сотрудниками Федеральной таможенной службы, Евразийской экономической комиссии, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, других ведомств, а также крупных корпораций. Базовой кафедрой является кафедра таможенных платежей и валютного контроля факультета таможенного дела ИПиНБ .

Программа включена и аккредитована системой PICARD Всемирной таможенной организации, что позволяет выпускникам получить приложение к диплому признаваемое 84 государствами;

Основные дисциплины

  • Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары);
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;
  • Контракты и внешнеторговая документация;
  • Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
  • Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах;
  • Таможенные платежи в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами;
  • Валютное регулирование и валютный контроль;
  • Валютный контроль в таможенных органах;
  • Международное сотрудничество в области таможенного контроля;

Отличительные особенности

  • Программа включает актуальные дисциплины по таможенному делу, внешнеэкономической деятельности и юриспруденции;
  • Комплексное изучение таможенного законодательства ЕАЭС, налогового и валютного права Российской Федерации, основ товароведения, таможенных процедур и форм таможенного контроля, экономических основ деятельности таможенных органов, что даёт несравненное преимущество на современном рынке труда;
  • Оснащенные аудитории: лаборатория продовольственных и непродовольственных товаров;
  • Международная академическая мобильность;
  • Программа включена и аккредитована системой PICARD Всемирной таможенной организации, что позволяет выпускникам получить приложение к диплому признаваемое 84 государствами;
  • Высококвалифицированный преподавательский состав.

Карьера и трудоустройство

Выпускники образовательной программы «Таможенные платежи и валютное регулирование» могут стать должностными лицами и сотрудниками таможенных органов, менеджерами по работе с таможней, специалистами во внешнеэкономической деятельности, специалистами по совершению таможенных операций, таможенными представителями (таможенными брокерами), таможенными перевозчиками, логистами. специалистами по совершению таможенных операций, государственными служащими в налоговых органах, банковскими специалистами.

Договоры на прохождение практики заключены с более чем 100 организациями, с возможностью последующего трудоустройства, в том числе: Евразийская экономическая комиссия, Администрация Президента РФ, Государственная дума РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Домодедовская таможня, Шереметьевская таможня, Центральная энергетическая таможня, на таможенных постах Московской таможни (Железнодорожный, Выставочный, М/Почтамт, Центр электронного декларирования, Научно-инновационный ТП), на таможенных постах Московской областной таможни АО «Транспортная компания Трафт», компания «ФМ-ложистик», ЗАО Фирма «Скайфор», ООО «СЕВКО», ПАО «Промсвязьбанк» и др.

Научное издание / монография

Выпущено ООО Издательство «Креативная экономика»

Джабиев А.П. (2019) Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности России: возможности и перспективы качественных изменений / ISBN: 978-5-91292-266-4

Цитировать книгу:
Джабиев А.П. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности России: возможности и перспективы качественных изменений. М.:Креативная экономика, 2019. – 472 с. – ISBN: 978-5-91292-266-4 – doi: 10.18334/9785912922664

Аннотация:
В монографии рассматривается современное состояние и перспективы развития таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности России. В условиях продолжающегося экономического кризиса и международных санкций перед современной Россией стоят задачи глобального масштаба по максимальному совершенствованию таможенного регулирования внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В этой связи особое внимание в исследовании уделено вопросам развития, поиска возможных путей и внесения качественных изменений в таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. Аргументирован вывод о том, что вызовы и угрозы, динамично меняющийся мир заставляют нашу страну принимать кардинальные качественные изменения для эффективного функционирования таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Обосновывается мысль о том, что хорошо организованная, четко продуманная и сбалансированная таможенная политика может внести свой вклад по выходу из кризисного состояния национальной экономики и ее устойчивому росту. Для преподавателей, аспирантов, студентов экономических вузов, преподавателей цикла экономических дисциплин и дисциплин по таможенному делу.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экономическая безопасность, внешняя торговля, таможенно-тарифное регулирование, таможенное регулирование, всемирная торговая организация, международная торговля, Евразийский экономический союз, Федеральная таможенная служба

Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза (Матвеев М.М.) // Экономика, предпринимательство и право. № 3 / 2013

Источники:

Международные нормативные и правовые акты
1. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).
2. Соглашение ГАТТ по процедурам лицензирования импорта.
3. Соглашение ГАТТ по техническим процедурам.
4. Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс).
5. Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (по таможенной оценке).
6. Соглашение ГАТТ по субсидиям и компенсационным мерам.
7. Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА, 1961 г.).
8. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.).
9. Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 года.
10. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.) от 4 апреля 1947 г.
11. Международная Конвенция о дорожном движении» (Женева, 19.09.1949 г.) по части организации дорожного движения.
12. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП,1975 г.).
13. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 01.01.1988 г.
14. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 г.).
15. Приложение № 7 к Договору о ЕАЭС «Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».
16. Приложение № 8 к Договору о ЕАЭС «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».
17. Приложение № 9 к Договору о ЕАЭС «Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза».
18. Приложение № 12 к Договору «Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер».
19. Приложение № 26 к Договору о ЕАЭС «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности».
20. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».

Нормативные и правовые акты Российской Федерации

21. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
22. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
23. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
24. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
25. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (последняя редакция).
26. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
27. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
28. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования».
29. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015г. № 872 «Об утверждении Правил замены иностранных товаров эквивалентными товарами (применения эквивалентной компенсации) при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории».
30. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
31. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности».
32. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» (с изменениями и дополнениями от15 сентября 2017 г.) // Собрание законодательства РФ, 09.07.2012, № 28, ст. 3926.
33. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года (Приложение к решению коллегии ФТС России от 25 мая 2017 г).
34. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
35. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 гг.

Периодические издания и монографии

Подробнее об авторе:

Джабиев Александр Петрович
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Российского университета транспорта РУТ (МИИТ)
Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)

В настоящее время для разграничения налогового и таможенного законодательства по вопросам
таможенного обложения в законодательстве используется следующий подход.

В соответствии со ст. 2 НК РФ к отношениям, связанным с таможенным обложением, а именно “к
отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим (то есть Налоговым) Кодексом”.


На первый взгляд подобное разграничение налогового и таможенного законодательства в
отношении регулирования вопросов таможенного обложения должно вызывать удивление, поскольку приоритет налогового либо таможенного законодательства и смысл такого разграничения в данном случае не очевидны: таможенное законодательство действует в части, неурегулированной законодательством о налогах и сборах, которое, в свою очередь, в общем случае регулировать отношения в области таможенного обложения не должно.

Однако обратим внимание на то, что для лучшего понимания смысла предложенного
законодателем разграничения принципиальное значение имеют слова “если иное не предусмотрено”.

Получается, что нормы НК РФ по отношению к вопросам, касающимся таможенного обложения,
действуют не автоматически, а применяются в том случае, если та или иная статья НК РФ содержит положение, позволяющее однозначно заключить, что эта норма применяется по отношению к таможенным платежам.

Если же какая-нибудь норма, касающаяся таможенных платежей, приведена в налоговом
законодательстве, но аналогичный вопрос по-другому регулируется таможенным законодательством Таможенного союза, то должны применяться международные нормы при условии, конечно, прохождения ими всех законодательно установленных процедур, связанных с их введением в действие.

На практике описанный подход может вызывать спорные ситуации.

Об этом, в частности, свидетельствовали судебные дела, а также подзаконные акты, которые, по мнению налогоплательщика, не позволяют ему воспользоваться, например, законодательно установленной для таких товаров льготой, поскольку определяют требования и ограничения, не предусмотренные законодательством.

В подобной ситуации налогоплательщик, естественно, заинтересован в том, чтобы обратиться в
Минфин России и получить соответствующее разъяснение по спорному случаю, которой касается “ввозного” НДС.

При решении вопроса о возможности получить разъяснения Минфина России необходимо
учитывать следующее.

Статья 34.2 НК РФ, посвященная полномочиям финансовых органов в области налогов и сборов,
не содержит положений, которые однозначно указывали бы на то, что нормы этой статьи
распространяются и на таможенные платежи, значит, четко устанавливали бы полномочия Минфина России давать разъяснения при возникновении спорной ситуации в отношении уплачиваемого в составе таможенных платежей “ввозного” НДС.

Вместе с тем уплачиваемый при ввозе товаров НДС в отличие от таможенной пошлины
официально находится в составе системы налогов и сборов, и вопросы его уплаты регулируются
законодательством о налогах и сборах, разъяснения которого должен готовить именно Минфин России.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Представленный подход позволяет предположить, что, поскольку налоговые органы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России по вопросам применения налогового законодательства, таможенные органы также обязаны руководствоваться этими разъяснениями в отношении налогов, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу, и уплату которых контролируют таможенные органы.

Таможенное же законодательство вообще никак не затрагивает вопросы, связанные с получением разъяснений в уполномоченном министерстве (Минфине России) по ситуациям, аналогичным изложенным в примере.

Таким образом, можно констатировать, что возможность получить обязательные для таможенных органов разъяснения Минфина России прописана в законодательстве неоднозначно и является спорной.

В целом же отметим, что действующая модель разграничения налогового и таможенного
законодательства не всегда позволяет понять, на какие нормы и каким образом следует опираться при возникновении спорных случаев.

Читайте также: