Представитель короля который контролировал сбор налогов и судебных штрафов в англии

Опубликовано: 15.05.2024

Т е м а 7. Английское государство и право в феодальный

1. Англосаксонское государство и право в V – X вв.

2. Влияние нормандского завоевания Англии 1066 г. на государственно-правовое развитие страны.

3. Реформы Генриха II.

4. Характеристика Великой Хартии вольностей 1215 г.

5. Сословно-представительная монархия в Англии.

6. «Незавершенность» английского абсолютизма.

7. Развитие Средневекового права в Англии.

1. Англосаксонское государство и право в V – X вв.

Возникновение раннефеодальной государственности на территории Британии связано с ее завоеванием германс­кими племенами. С I по V в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. Затем началось завоевание Британии англосаксами — северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших коренное кельтское население (бриттов) на окраины острова.

В V—VI вв. племена англов, саксов, ютов образовали семь варварских королевств. Местное кельтское население, избе­жавшее уничтожения после ухода римских легионов, было ассимилировано завоевателями. К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Эссекс, Суссекс, Нортумбрия, Кент, Мерсия, Вос­точная Англия). На протяжении следующих веков между этими королевствами с переменным успехом шла борьба за верховенство. Их примерению и объединению страны содей­ствовало христианство, которое стало вводиться примерно с 600 г. Грамотные священники, авторы теологических трак­татов стали духовными наставниками светских властителей.

В IX в. (829 г.) под главенством Уэссекса семь раннефео­дальных королевств объединились в единое государство -Англию (король Экберт).

Государственный строй англосаксонских королевств дол­гое время сохранял черты военной демократии. До VII в. ко­роль по своим властным функциям напоминал племенного вождя, полномочия его ограничивались органами местного самоуправления - народными собраниями округов. Округа объединялись в сотни, руководимые сотенными собрания­ми, а сотни составляли графства (скиры или шайры), воз­главляемые своими народными собраниями.

К объединению страны подтолкнули не столько про­цессы феодализации, сколько военная угроза со стороны датчан и норвежцев. Единое англосаксонское государство было раннефеодальным. Король постепенно превращался н носителя государственности с наследственной властью. Он был верховным собственником всех земель, обладал монопольным правом чеканки монеты, взимания налогов и судебных штрафов (включая специальный поземельный поенный налог в пользу короля — «датские деньги»), от его имени вершилось правосудие. В то же время все важнейшие государственные вопросы он решал по согласованию с вы­сшим государственным органом — «советом мудрых» (уита-магемот). В него входили члены королевской семьи, высшее духовенство, могущественные землевладельцы — вассалы короля (всего до 100 человек). Совет утверждал порядок наследования престола, избирал высший суд королевства, назначал высших должностных лиц, скреплял королевские грамоты о земельных пожалованиях, решал военные и дип-поматические вопросы.

В сфере администрации сохранялись старые традиции самоуправления. К IX в. руководителей народных собра­ний из числа родовой знати вытеснили королевские пред­ставители в графствах - шерифы. Во главе графств были поставлены должностные лица (элдормены), утвержденные тсударственным советом. Они осуществляли администра-1и иное управление и судопроизводство при участии собра­ния местной знати. Графства делились на сотни (от 4 до 64); низшим территориально-административным звеном была община.

К началу XI в. феодальные отношения в Англии находи-иось еще на стадии формирования: крестьяне в массе своей ос I а вались свободными, феодальная вотчина еще не полу­чила распространения, а феодальная иерархия не приняла «конченного вида. Государственное единство поддержива-нось внешней угрозой, а королевская власть сохраняла чер-м.| военного предводительства.

Основная особенность становления феодализма у анг­лосаксов проявилась в длительном сохранении свободной сельской общины. В первое столетие после завоевания ос­нову общества составляли свободные крестьяне-общинни­ки (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала превилегированное положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался ко­роль при утверждении своей власти и раздавая им земель­ные пожалования — общинные земли вместе с жившими на них крестьянами.

Крестьяне несли повинности в пользу земельных собс­твенников и были лично зависимыми от своих господ. Те же из крестьян, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства. По мере роста социально­го неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев — лэндлордов.

К концу XI в., благодаря поддержке как со стороны ко­ролевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие фео­дальной собственности на землю и оправдывавшей зака­баление крестьян, общинные отношения были вытеснены феодальными.

В англосаксонскую эпоху потребности обороны от набе­гов скандинавских норманнов и необходимость сплочения высших социальных слоев для преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки возвышения и укрепления королевской власти. Несмотря на то, что еще сохранялись традиционное отношение к королю как к воен­ному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно закрепил за собой:

— право верховной собственности на землю;

— монопольное право на чеканку монеты, на сбор пош­лин;

— право на получение натуральных поставок со всего свободного населения;

— право на военную службу свободных граждан.

Королевский двор сделался центром управления стра­ной, а королевские приближенные — должностными лица­ми государства. КХ в. полицейские и судебные полномочия получил личный представитель короля — герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзиравший за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

В течение 1035-1037 гг. Англия вместе с Данией и Нормандией, объеденились в государство Кнута Датского.

Англосаксонские варварские законы, или «правды варваров» в славянском прочтении, - это записи правовых обычаев англосаксов. К ним относят Закон Этельберта (VI в.), ?акон Инэ (конец VII в.), Законы датского короля Кнута (X в.) и многие другие.

В отличие от Рипуарской, Баварской, Салической и иных континентальных записей норм обычного права, названных но наименованиям соответствующих племен, англосаксонские варварские законы получали имя того короля, в правление которого они были составлены. В остальном же различия между континентальными и англосаксонскими «правдами варваров» не имеют принципиального характера. И в тех и других большинство санкций за совершенные правонарушения, преступления - это композиции (штрафы), порой чрезвычайно высокие.

И в тех и других «правдах» к нормам обычного права добавлены казусы - случаи из юридической практики. Поэтому нормы во всех варварских законах имеют конкретный, а не абстрактный характер. Есть данные и о том, что, когда, например, англосаксонский король Этельберт создавал свои законы, то они имели прямые параллели с «Салической правдой»: около 20 из 90 статей Правды Этельберта явно заимствованы.

В англосаксонские варварские законы, как и в европейские континентальные, по приказам королей вносились изменения, что позволяло применять их на местном уровне достаточно продолжительно.

§ 1. Англосаксонская раннефеодальная монархия

Становление феодального общества. Формирование феодального общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций. В правдах VI–VII вв. среди населения выделяются родоплеменная знать (эрлы), свободные общинники (кэрлы), полусвободные (лэты) и домашние слуги-рабы. Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был искать себе покровителя (глафорда) и не имел права уходить от него без его позволения. В памятниках VII–IX вв. особо упоминаются дружинники-таны, в число которых входили как эрлы, так и кэрлы, обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхождения в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера (5 гайд). Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, получив от господина или короля участок земли. По свидетельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленников.

Одновременно продолжается развитие отношений господства и подчинения. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда (принудительная коммендация). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объявлена неприкосновенной как для зрлов, так и для кэрлов. Параллельно укрепляется институт поручительства — за любого человека поручались его глафорд и определенное количество свободных людей (не более 12 человек).

К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и в починке мостов. Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т. п. Постепенно таны образуют военное сословие.

Из обедневших кэрлов образовались многочисленные категории зависимого крестьянства — как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд получал все его имущество.

Значительное распространение по-прежнему имел рабский труд завоеванного населения. Церковь осуждала произвол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным.

Английское духовенство во главе с архиепископом Кентерберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях.

Английская церковь была крупным землевладельцем — ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права").

Англосаксонское государство. Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля — так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные — должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX–XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями — управляющими в административных округах.

Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху — витанагемот — совет витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции — избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики — в частности в распределение земель.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (Х в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления — сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков — семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля — герефы.

Герефа — королевский министериал — назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

Формирование феодального общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций.

Сословный состав донормандской Англии:

  • родоплеменная знать (эрлы);
  • свободные общинники (кэрлы);
  • полусвободные (лэты);
  • домашние слуги-рабы.

Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был искать себе покровителя (глафорда) и не имел права уходить от него без его позволения. В памятниках VII-IX вв. особо упоминаются дружинники-таны, в число которых входили как эрлы, так и кэрлы, обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхождения в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера. Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, получив от господина или короля участок земли. По свидетельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленников.

К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности:

  • участвовать в походе;
  • в строительстве укреплений;
  • в починке мостов.

Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т.п. Постепенно таны образуют военное сословие.

Из обедневших кэрлов образовались многочисленные категории зависимого крестьянства - как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд получал все его имущество.

Значительное распространение по-прежнему имел рабский труд завоеванного населения. Церковь осуждала произвол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным.

Английское духовенство во главе с архиепископом Кентерберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях.Английская церковь была крупным землевладельцем - ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права").

Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, развитие государственности в феодальной Англии характеризуется сохранением отношения к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных.

Король считался носителем высших полномочий, которому принадлежала законодательная власть, право высшего суда, право назначения должностных лиц, обладающих властью над населением. Особое положение короля вытекало из его права распоряжаться землями страны: верховное распоряжение гаванями, пристанями, большими дорогами, лесами. От имени короля происходило наделение землями из общественного фонда – главным образом церкви и частным владельцам. Монарху принадлежало право на труд населения, т. е. на привлечение к общественным работам, право на конфискованное имущество. Из верховных полицейских полномочий короля по поддержанию общественного порядка произошло право на сбор пошлин в пользу короны. Короли могли вмешиваться во внутренние дела церковных округов, в назначения на церковные должности. Имущество короля подлежало большей правовой охране, нежели имущество иных сословий. Тем не менее власть королей не была полностью наследственной так как наделение нового монарха государственными полномочиями имело вид избрания его верхушкой высших сословий страны.

Королевский двор был практически единственным институтом централизованного управления в стране. Всего во дворце насчитывалось до 24 стабильных чинов-должностей. Двор составляли главным образом королевские министериалы-дружинники, связанные вассальной верностью и покровительством короля, они выполняли основную массу текущих государственных дел. Стабильные административные функции принадлежали маршалу, ведавшему королевскими конюшнями и вследствие этого конной дружиной, гофмейстеру – управляющему дворцом, кравчему – ведавшему королевским столом и, соответственно, поставкой натуральных припасов. Существенную роль в общегосударственном управлении из всего двора играл капеллан (священник, состоящий при католической часовне), в подчинении которого был штат писцов и своего рода дворцовая канцелярия.

У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля - так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями - управляющими в административных округах.Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху - витанагемот - совет витанов, «мудрых» включал:

  • короля;
  • высшее духовенство;
  • светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля.

При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики - в частности в распределение земель.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (X в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город.Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом.

  • графства;
  • города;
  • деревни.

Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам, в котором должны были участвовать все свободные люди округа. Городские собрания, превратились затем в городские и купеческие суды. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы.

Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху возникновение государственности в Англии характеризуется появлением на местах механизма централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

§ 1. Англосаксонская раннефеодальная монархия

Становление феодального общества. Формирование феодального общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций. В правдах VI–VII вв. среди населения выделяются родоплеменная знать (эрлы), свободные общинники (кэрлы), полусвободные (лэты) и домашние слуги-рабы. Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был искать себе покровителя (глафорда) и не имел права уходить от него без его позволения. В памятниках VII–IX вв. особо упоминаются дружинники-таны, в число которых входили как эрлы, так и кэрлы, обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхождения в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера (5 гайд). Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, получив от господина или короля участок земли. По свидетельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленников.

Одновременно продолжается развитие отношений господства и подчинения. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда (принудительная коммендация). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объявлена неприкосновенной как для зрлов, так и для кэрлов. Параллельно укрепляется институт поручительства — за любого человека поручались его глафорд и определенное количество свободных людей (не более 12 человек).

К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и в починке мостов. Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т. п. Постепенно таны образуют военное сословие.

Из обедневших кэрлов образовались многочисленные категории зависимого крестьянства — как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд получал все его имущество.

Значительное распространение по-прежнему имел рабский труд завоеванного населения. Церковь осуждала произвол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным.

Английское духовенство во главе с архиепископом Кентерберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях.

Английская церковь была крупным землевладельцем — ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права").

Англосаксонское государство. Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля — так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные — должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX–XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями — управляющими в административных округах.

Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху — витанагемот — совет витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции — избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики — в частности в распределение земель.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (X в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления — сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков — семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля — герефы.

Герефа — королевский министериал — назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

Первые раннефеодальные государства в, Англии стали образовываться на базе разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IX-XI веков в Англии окончательно побеждают феодальные отношения. Все крестьянство подвергается феодальной эксплуатации: свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне - в пользу феодалов, обладающих судебной и личной властью над ними.

Вся власть в государстве сосредоточивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет - уитенгамот ( "собрание мудрых"). Уитенгамот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни проводить какие-либо важные государственные мероприятия.

Вся страна была разделена на 32 округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Во главе графства стоял назначаемый королем с согласия уитенгамот из числа местной знати элдормен. В X в. большую роль в местном управлении стал играть личный представитель короля – шерифа, который контролировал сбор налогов и судебных штрафов.

9. 2. Нормандское завоевание. Образование централизованного государства

Новый этап в истории феодальной Англии связан с завоеванием страны в 1066 г. нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Аглосаксонская знать была большей частью истреблена. Завоеватели приступили к дележу земли. Все получавшие землю становились вассалами короля. Среди последних различались великие бароны, бывшие крупными землевладельцами, малые бароны или рыцари, получившие землю на условиях военной службы в пользу короля, и лица, получавшие землю от баронов. Феодальный строй получил, благодаря этому обстоятельству, более строгую организацию, чем, например, во Франции. В Англии действовало правило «вассал моего вассала – мой вассал».

Это обстоятельство способствовало значительному усилению центральной власти, препятствуя в то же время развитию децентрализаторских устремлений. В руках монарха были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Это объясняется прежде всего необходимостью сплочения завоевателей для удержания в повиновении покоренного населения. Немаловажным было то, что король являлся верховным собственником земли, и все получавшие землю становились вассалами короля. Будь то бароны, получившие землю из рук короля, или рыцари, получавшие свои феоды от баронов. Кроме того, вассалы были обязаны королю не только воинской службой но и денежными взносами, а земельные владения нормандской знати не составляли единых массивов и были разбросаны по стране. Им было запрещено занимать должности шерифов в графствах (округах), где были их поместья. Усилению королевской власти способствовали огромные личные владения короля (ему принадлежала 17 всей пахотной земли) и постоянные налоги.

При короле действовала так называемая Королевская курия -совещательный орган из знати и приближенных короля. Высшими должностными лицами были: маршал, командовавший войском, камерарий, управляющий землями и имуществом короля, канцлер. -руководитель королевской канцелярии, юристиарий - первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.

В начале XII века из Королевской курии выделяется специальный орган, ведавший исключительно вопросами финансов - палата Шахматной доски.

Управление на местах осуществляли шерифы, которые руководили администрацией, сбором налогов и контролировали правосудие.

Правление Генриха I в Англии характеризовалось значительным укреплением королевской власти и важными реформами, направленными на создание централизованного административного аппарата. Королевская курия приобрела более чёткую структуру, была создана система оплаты для высших государственных должностей. Привлечение среднего и мелкого рыцарства на службу при дворе способствовало зарождению в Англии чиновничества. Функции отдельных подразделений курии стали более специализированными. Главным нововведением в административной сфере стало учреждение Палаты шахматной доски — высшего органа финансового управления и суда. Шерифы графств перестали представлять интересы местных баронов и превратились в королевских чиновников, руководящих исполнением королевской воли на местах, собирающих государственные доходы и регулярно отчитывающихся перед Палатой шахматной доски и самим королём. Генрих I предписал также проводить заседания судов графств и сотен в тех же местах и с той же периодичностью, как и во времена Эдуарда Исповедника. Хотя король практически не издавал новых законов и сохранял правовую систему англосаксонского периода, его постоянное личное участие в отправлении правосудия и строгий надзор за работой королевских чиновников на местах способствовали упорядочению судебной системы и внедрению более эффективных форм судопроизводства, в частности было расширено применение суда присяжных, а использование таких архаичных институтов, как ордалии и судебные поединки, сократилось. Для финансирования государственных расходов король стал активно прибегать к взиманию щитового сбора, средства от которого в значительной степени шли на содержание наёмных отрядов для ведения войн во Франции. Ведущим советником Генриха I и инициатором многих его административных мероприятий был Роджер, епископ Солсбери, канцлер и верховный судья Англии, неоднократно замещавший короля во время его отсутствия в стране.

9. 3. Реформы Генриха II

Дальнейшее укрепление центральной власти связано с преобразованиями короля Генриха II, центральное место в которых занимали военная и судебная реформа.

Особенностью английского феодального государства был довольно ранний отказ от войска, состоявшего из военных дружин-вассалов. Наличие крупных военных формирований в условиях отсутствия внешней угрозы стало представлять значительную угрозу самой королевской власти. Король Генрих II заменил для своих вассалов обязанность военной службы денежной повинностью (так называемые "щитовые деньги"), что позволило ему создать наемное войско. На случай внешней угрозы был предусмотрен созыв народного ополчения, а всем свободным гражданам вменено в обязанность обладание вооружением согласно своему имущественному положению.

Другим важным мероприятием, укрепившим роль королевской власти, стала судебная реформа Генриха II. В ходе реформы из сениориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела и значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Королем были изданы в разное время ассизы (иск, а также распоряжение о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предшественника; ассиза о новом захвате, ассиза о последнем представлении на приход. Во всех этих случаях речь идет о земле, это земельные иски. Королевская курия стала постоянно действующим верховным судебным органом. В XIII веке Королевская курия разделяется на суд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб, ведавший делами общего характера.

Во второй половине 12 века оформился институт разъездных судей. Эти судьи разбирали иски преимущественно связанные с интересами короны. Также осуществляли ревизию местного самоуправления.

Развитию и укреплению королевской юрисдикции способствовало введение института присяжных обвинителей. Присяжные времени Генриха Второго – это не судьи, а просто сведущие люди. Постепенно присяжные становятся судьями.

Но сильная королевская власть и централизация управления создали благоприятные условия для произвола и деспотизма и, как следствие, возникновения движения за ограничение; полномочий короля и его чиновников.

В начале XIII века Англия была втянута в войну с Францией, потребовавшую огромных расходов. Английский король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов, поддержанных городами и частью крестьянства. Этот конфликт завершился подписанием Великой Хартии Вольностей (1215 г. ).

Читайте также: