Налоговое администрирование налога на доходы физических лиц курсовая

Опубликовано: 16.05.2024

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель итоговой работы заключается в разработки рекомендаций по совершенствованию оценки налогового потенциала региона.
В процессе рассмотрения данной работы были выдвинуты следующие задачи исследования:
раскрыть сущность налога на доходы физических лиц;
осуществить анализ поступлений НДФЛ в бюджет Республики Бурятия за 2012-2014 гг. и
определить основные проблемы администрирования налога на доходы физических лиц и пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Виды и условия предоставления имущественных налоговых
вычетов. 4
Виды имущественных налоговых вычетов. 4
1.2 Особенности и условия предоставления имущественных налоговых вычетов. 6
Глава 2. Практика в предоставлении имущественных налоговых
вычетов 14
2.1 Практика в предоставлении имущественных налоговых
вычетов 14
Заключение 16
Библиографический список 17

Файлы: 1 файл

Итоговая работа.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Приволжский институт повышения квалификации

Федеральной налоговой службы»,

г. Нижний Новгород

по программе обучения: Актуальные вопросы налогообложения

Тема: Налог на доходы физических лиц и актуальные проблемы его администрирования

Слушательница 93 группы

«___» ______________ 201_г.

Глава 1. Виды и условия предоставления имущественных налоговых

    1. Виды имущественных налоговых вычетов. 4

1.2 Особенности и условия предоставления имущественных налоговых вычетов. 6

Глава 2. Практика в предоставлении имущественных налоговых

2.1 Практика в предоставлении имущественных налоговых

Библиографический список 17

Налоги представляют собой один из важнейших финансовых инструментов экономической политики государства, являясь основным источником доходов государства. Именно за счет налоговых поступлений государство выполняет возложенные на него функции [34, С. 33].

Необходимость налога на доходы физических лиц в Российской Федерации доказана временем, т.к. за всю историю своего существования он показал себя как эффективный фискальный и регулирующий инструмент, являющийся важным элементом налоговой политики многих стран. Этот налог охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности.

Цель итоговой работы заключается в разработки рекомендаций по совершенствованию оценки налогового потенциала региона.

В процессе рассмотрения данной работы были выдвинуты следующие задачи исследования:

  • раскрыть сущность налога на доходы физических лиц;
  • осуществить анализ поступлений НДФЛ в бюджет Республики Бурятия за 2012-2014 гг. и
  • определить основные проблемы администрирования налога на доходы физических лиц и пути его совершенствования.

Глава 1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его основные элементы.

Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его значение можно оценить, выявив место этого налога в налоговой системе государства. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ), часть II, глава 23.

НДФЛ - налог федеральный, прямой, личный. Данный налог уплачивается исключительно физическими лицами.

В Российской Федерации, согласно статье 207 НК РФ, плательщиками НДФЛ являются физические лица – налоговые резиденты РФ, а также физические лица, которые не являются резидентами Российской Федерации, но при этом получают доходы от источников в России.

Понятие "налоговый резидент" закреплено в п. 2 ст. 207 НК РФ. Так, налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1. от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2. от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Законодательством определено, что не подлежат налогообложению государственные пособия, все виды пенсий, все виды компенсационных выплат физическим лицам, отдельные суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям, лотереям, по вкладам в банках и др.

Таким образом, чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать налог на доходы физических лиц, необходимо установить не только его налоговый статус, но и источники его доходов.

Согласно положениям НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые он получил или право на распоряжение которыми у него возникло, в любой форме: денежной; натуральной; в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Основная налоговая ставка НДФЛ составляет 13%. Ею облагается большинство доходов налогового резидента. К ним, в частности, относится зарплата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также другие доходы, которые не указаны в пп. 2-5 ст.224 НК РФ.

Есть ряд случаев, когда доходы налогового нерезидента РФ также облагаются ставкой 13%:

- доходы иностранных работников - высококвалифицированных специалистов.

- доходы иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента.

- доходы участников Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей, совместно переселившихся на постоянное место жительства в Россию.

- доходы иностранные граждан или лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ.

- доходы от трудовой деятельности членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ.

В отношении отдельных видов доходов предусмотрены специальные налоговые ставки - 9, 15 , 30 и 35%.

Налогообложение по ставке 9% производится в следующих случаях:

- при получении до 2015 года дивидендов (с 2015 года дивиденды облагаются налогом в размере 13%);

- при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;

- при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Налогообложение по ставке 15% производится в отношении:

- дивидендов, полученных от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

Налогообложение по ставке 30% производится в отношении:

- всех доходов, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, за исключением доходов, для которых установлены специальные ставки в размере 13% и 15%;

- доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту.

Налогообложение по ставке 35% производится в отношении:

- доходов от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых по результатам конкурсов, игр и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг (налог уплачивается со стоимости приза свыше 4000 рублей);

- процентных доходов по банковским вкладам, в части их превышения над суммой процентов, рассчитываемой:

- по рублевым вкладам - исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%;

- по вкладам в иностранной валюте - исходя из 9% годовых;

- дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по заемным (кредитным) средствам в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;

- дохода в виде платы за использование кредитным потребительским кооперативом денежных средств, внесенных пайщиками;

- процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых от пайщиков в форме займов.

Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить на налоговый вычет. Чтобы применить налоговый вычет, нужно иметь налогооблагаемый доход.

Существует пять видов налоговых вычетов:

  1. Стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям физических лиц и имеют фиксированный размер для каждой категории «льготников». Стандартные вычеты не зависят от наличия каких-либо расходов и применяются ежемесячно.
  2. Социальные налоговые вычеты предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик несет так называемые социальные расходы - связанные с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.
  3. Имущественные налоговые вычеты применяются в трех ситуациях:

- при продаже имущества, доли в уставном капитале организации или при уступке прав по договору участия в долевом строительстве.

- при строительстве или покупке жилья или земельных участков, а также при погашении процентов по кредитам, использованным на эти цели.

- при выкупе у налогоплательщика имущества для государственных или муниципальных нужд.

4. Профессиональные налоговые вычеты - это вычеты, связанные с профессиональной деятельностью налогоплательщика. Это документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с деятельностью:

- индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (нотариусы, адвокаты и т.п.);

- налогоплательщиков по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг);

- налогоплательщиков по созданию произведений науки, литературы, искусства, авторов открытий, изобретений.

5. Инвестиционные налоговые вычеты введены с 1 января 2015 года. Эти вычеты могут быть предоставлены:

Пример готовой курсовой работы по предмету: Налоги, налогообложение и налоговое планирование

СОДЕРЖАНИЕ

1. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 4

1.1. Налоги как составляющие элементы бюджетной системы РФ 4

1.2. Виды налогов 5

1.3. Налоговая инспекция как орган налогового администрирования 6

2. НАЛОГОВЫЙ УОНТРОЛЬ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДФЛ 10

2.1. Сущность налога НДФЛ 10

2.2. Выездные налоговые проверки НДФЛ 11

2.2. Камеральные проверки налоговой декларации по НДФЛ 13

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ НДФЛ 19

3.1. Работа с налогоплательщиками 19

3.2. Рекомендации по совершенствованию повышения квалификации персонала ИФНС 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Выдержка из текста

Практическая значимость работы состоит в том, что показаны пути решения выявленных проблем собираемости НДФЛ, которые могут применяться в практической работе государственных органов, связанных с налогообложением доходов физических лиц.

Усилия законодателя по администрированию налога на доходы физических лиц посредством устранения «точечных» недостатков в Налоговом кодексе Российской Федерации показало бесперспективность и неэффективность такой деятельности. Представляется, что проблемы могут быть решены на основе формирования и реализации правового механизма налогообложения доходов физических лиц.При этом следует отметить, что такая задача на научном и законодательном уровне еще не ставилась, а практика налогообложения доходов физических лиц опережает научно-обоснованные исследования, следуя путем проб и ошибок.

Особенности исчисления налога на доходы физических лиц (аналитическая часть).

2.3 Новое в налогообложении на доходы физических лиц. Практика исчисления налоговой базы налога на доходы физических лиц в ЗАО «Гуровское» Муромцевского района Омской области (практическая часть).

Предметом исследования являются вычеты по налогу на доходы физических лиц, особенности исчисления, а так же его место и роль в системе регулирования в нашей стране; анализ и оценка системы налогообложения на доходы физических лиц в экономической практике.

Предметом исследования являются вычеты по налогу на доходы физических лиц, особенности исчисления, а так же его место и роль в системе регулирования в нашей стране; анализ и оценка системы налогообложения на доходы физических лиц в экономической практике.

Предметом исследования являются вычеты по налогу на доходы физических лиц, особенности исчисления, а так же его место и роль в системе регулирования в нашей стране; анализ и оценка системы налогообложения на доходы физических лиц в экономической практике.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе рассмотрения литературных источников, анализа и обобщения действующей системы налогового контроля охарактеризовать действующую систему проведения налоговых проверок по НДФЛ, а также предложить пути совершенствования действующего механизма налогового контроля за исчислением, удержанием и перечислением в бюджет НДФЛ.

Методологической основой исследования являются законодательные акты, постановления правительства России и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, указы Президента, инструкции, труды современных и отечественных экономистов.

Методологической основой исследования являются законодательные акты, постановления правительства России и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, указы Президента, инструкции, труды современных и отечественных экономистов.

Методологической основой исследования являются законодательные акты, постановления правительства России и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, указы Президента, инструкции, труды современных и отечественных экономистов.

Для любого государства и его налоговой политики налог на доходы физических лиц очень важен как элемент налоговой системы. Доля налога на доходы физических лиц в бюджете государства напрямую зависит от уровня развития экономики региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от

3. июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление СФ ФС РФ от 26.11.2008 N 443-СФ «О бюджетной стратегии на период до 2023 года». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике // Финансы. 2012. N 10.

5. Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. 2011. N 7.

6. Васильева А., Гурвич Е., Субботин В. Экономический анализ налоговой реформы // Вопросы экономики. 2011. N 6. С. 28 — 60.

7. Шмелев Ю.Д. Противодействие схемам уклонения от уплаты налогов и социальных платежей при налоговой оптимизации // Вестник университета. 2011. N 15. С. 8.

8. Медведева О.В. О некоторых результатах политики в области налогообложения физических лиц // Налоговая политика и практика. 2010. N 4. С. 14 — 18.

9. Аганова А.А. Развитие налогообложения доходов физических лиц в РФ: Дис. …к. э. н. М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 2009. С. 9

10. Попова Л.В., Дрожжина Н.А., Маслов Б.Г. Налоговая система РФ: Учеб.-метод. пособие. М.: Дело и Сервис, 2010. 68 с.

11. Кашин В.А. Налоги и налогообложение: курс-минимум: Учебное пособие для вузов. — М.: Магистр, 2011. — С. 47.

12. Измайлов А.Т. Налоговое администрирование и его значение в повышении собираемости налогов: Дис. …к. э. н. — М., 2009. — С. 17.

13. www.gks.ru. Российский статистический ежегодник: Сборник. — М., 2013, 2014

14. Куницын В.Е., Терещенко Е.Д., Андреева Е.С. Налогообложение. М.: Налоги, 2010. С. 72

15. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Налоги и налогообложение. М.: Астрель; Тверь: АСТ, 2010. 319 с. (Высшая школа).

1.3. Место и роль НДФЛ в системе налогообложения.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источ­ников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физи­ческого лица, включая доходы, полученные от исполь­зования капитала.

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет области и является одним из основных источников дохода.

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Поступления налога на доходы физических лиц за первое полугодие 2006 год, на 126% выше уровня первого полугодия 2005 года.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в миро­вой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

В развитых странах он составляет значитель­ную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет сред­ний уровень доходов или ниже.

Такая ситуация свойственна экономике пере­ходного периода. Чтобы, с одной стороны, сти­мулировать рост производства и потребления, а с другой — упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государ­ство вынуждено снижать ставки налогов на до­ходы (имеются в виду доходы всех экономиче­ских агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извле­кают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является дос­тижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от на­логообложения.

Из вышеизложенного можно сделать выводы, что налог на доходы физических лиц по сравнению с другими видами налогов является «молодым». Регулирование налога на доходы физических лиц производится главой 23 ст. 207-233 Налоговым Кодексом РФ. Этот налог играет значимую роль в налоговой системе нашей страны, бюджета регионов и городов. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Это один из самых распространенных в миро­вой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. Основные элементы налога

В соответствии со статьей (далее как ст.) 207 гл.23 НК налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно статье 209 НК объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

· от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

· от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам, полученным на территории РФ, относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

5) доходы от реализации:

недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;

в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;

иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;

8) исключен. - Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ);

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;

9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;

9.1) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

В ст.208 НК РФ приведены доходы, которые не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. Это доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.

Это положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:

1) поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), находящихся на территории Российской Федерации;

2) к операции не применяются положения пункта 3 статьи 40 настоящего Кодекса;

3) товар не продается через постоянное представительство в Российской Федерации.

В случае, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, доходом, полученным от источников в Российской Федерации, в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, относящаяся к деятельности физического лица в Российской Федерации.

При последующей реализации товара, приобретенного физическим лицом по внешнеторговым операциям к доходам такого физического лица, полученным от источников в Российской Федерации, относятся доходы от любой продажи этого товара, включая его перепродажу или залог, с находящихся на территории Российской Федерации, принадлежащих этому физическому лицу, арендуемых или используемых им складов либо других мест нахождения и хранения такого товара, за исключением его продажи за пределами Российской Федерации с таможенных складов.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных подпунктом 2, пункта (далее как п.) 1 настоящей статьи;

3) доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

5) доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

- за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций;

- прав требования к иностранной организации, за исключением прав требования, указанных в четвертом абзаце подпункта 5 пункта 1 настоящей статьи;

- иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки), за исключением предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 ст.208 НК;

9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.

В п.5 ст.208 НК РФ указан особый случай, когда полученный физическим лицом доход не признается объектом обложения налога на доходы физических лиц. Это касается доходов от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ.

Статьей 217 НК РФ определен перечень доходов не подлежащий налогообложению.

1. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Опираясь на анализ процесса администрирования и его форм, выясним особенности основ налогообложения, механизмы управления налоговой системой в РФ, а также контроль в системе налогового администрирования.
Задачами курсовой работы являются:
− выявление взаимосвязи реформы налогообложения и налогового администрирования;
− экономическая сущность налога, его роль в экономике государства;
− сущность и противоречия налоговой политики и приоритеты ее социальной направленности;
− принципы налоговой политики;
− виды, методы и формы налогового контроля в РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
1 Сущность налогового администрирования…………………………. ….. 5
2 Экономико-правовые основы налогообложения………………………….8
2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………. …..……8
2.2 Налоговые органы РФ, структура, предмет деятельности…….……. ….11
2.3 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ……. 14
3 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации. 17
3.1 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ………. 17
3.2 Механизм управления налоговой системой РФ. Принципы налогообложения…………. …………………………………………………23
4 Налоговая политика России………………………..………………………32
4.1 Понятия, инструменты, и типы налоговой политики……………………..32
4.2 Налоговая реформа России…………………………………………………41
5 Контроль в системе налогового администрирования……………. ……48
Выводы и предложения……………………………………………..…………53
Список использованных источников………………………………………..56

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая - налоговое администрирование в РФ.docx

1 Сущность налогового администрирования…………………………. ….. 5

2 Экономико-правовые основы налогообложения…………………… …….8

2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………. …..……8

2.2 Налоговые органы РФ, структура, предмет деятельности…….……. ….11

2.3 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ……. 14

3 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации. 17

3.1 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ………. 17

3.2Механизм управления налоговой системой РФ. Принципы налогообложения…………. ………… ………………………………………23

4 Налоговая политика России………………………..………………………32

4.1Понятия, инструменты, и типы налоговой политики………………… …..32

4.2 Налоговая реформа России……………… …………………………………41

5 Контроль в системе налогового администрирования……………. ……48

Список использованных источников………………………………………..56

Значимость налоговых проблем определяет необходимость развития налоговой теории и совершенствования налоговой практики. На наш взгляд, налоговая теория не учитывает новых рыночных реалий в системе производственных отношений и измененной роли государства в производственном процессе. Нельзя забывать, что экономическая сущность налога - это его внутренняя форма, а правовая – внешняя. Экономическая сущность налога, его функции и принципы чрезмерно затушевывается его правовой формой.

Осознание того факта, что налогоплательщик – работодатель государства, поможет установить доброжелательные отношения между налогоплательщиком и налоговыми органами, это потребует уточнения многих процессуальных моментов в целях использования налогового законодательства.

Налоговая система – важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. В нашем обществе усилиями и органов власти и экономической науки и практики за долгие годы реформ создано негативное отношение к государству и налогом. Поэтому налоговое администрирование должно приниматься с учетом возможных социальных и политических последствий. Огромный практический и теоретический опыт экономически развитых стран в этой сфере может быть использован лишь относительно, с учетом экономических, социальных и политических условий развития России.

Налоговое администрирование предполагает создание органов контроля и согласования налоговой политики федерального уровня. В его компетенцию также входят управление налоговыми потоками в рамках регионального сообщества, анализ воздействия на объединенную экономику, планирование прогнозирование общего уровня налогообложения.

Предметом данной курсовой работы является изучение системы налогового администрирования, которое предполагает создание органов контроля и согласования налоговой политики.

Опираясь на анализ процесса администрирования и его форм, выясним особенности основ налогообложения, механизмы управления налоговой системой в РФ, а также контроль в системе налогового администрирования.

Задачами курсовой работы являются:

  • выявление взаимосвязи реформы налогообложения и налогового администрирования;
  • экономическая сущность налога, его роль в экономике государства;
  • сущность и противоречия налоговой политики и приоритеты ее социальной направленности;
  • принципы налоговой политики;
  • виды, методы и формы налогового контроля в РФ

Налоговое администрирование по способу, целям и задачам необходимо рассматривать как осуществление административной реформы в сфере налогообложения. Налоговое администрирование, как административную реформу проводит само государство.

Целями налогового администрирования являются:

  • повышение качества и доступность государственных услуг;
  • ограничение вмешательства налоговых служб в деятельности субъектов предпринимательства, в том числе прекращение установления планов по сбору налогов;
  • повышение эффективности налоговых отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Современная административная реформа осуществляется путем уточнения функций и разграничений полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, реформирования государственной службы, а также местного самоуправления и муниципальной службы. Реформа придает управлению налогообложением другой более сложный экономический смысл и предъявляет к нему иные требования.

1 Сущность налогового администрирования

Среди российских экономистов дл сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, организациями и физическими лицами, т.е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина – «налоговый контроль».

Необходимо выделение проблематики, связанной с управлением налогообложения, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса.

Такой подход диктуется тем, что в силу разобщенности, разноведомственности органов государственной власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно – правовом обеспечении процессов налогообложения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Нам представляется, что причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.

Таким образом, налоговое администрирование – это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на использование законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

Задачами налогового администрирования являются:

  1. Анализ экономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их отклонения;
  2. Детальная и концептуальная разработка налогового законодательства;
  3. Ввод в действие принимаемых налоговых законов;
  4. Обеспечение повседневной деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов;
  5. Разработка и реализация мероприятий, повышающих эффективность функционирования налоговых органов.

Проблемы налогообложения, усложнение налоговых процедур и правил, их несоответствие рыночным отношениям и связям, обеспечение правовой составляющей налогообложения вызывают принятие следующих форм налогового администрирования.

Со стороны налоговых органов в процессе налогового администрирования необходимо:

  • Осуществить концентрацию учетной, счетной и контрольной работы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных.
  • Вывести налогоплательщика на единый канал расчетов по всем основным видам налогов.
  • Модернизировать работу налоговых органов,
  • Повысить качество долгосрочного и краткосрочного оптимального прогноза и планирования налогообложения,
  • Обеспечить взаимодействие совместных информационных технологий в налоговой системе,
  • Совершенствовать организационную структуру аппарата налоговых органов.
  • Создать базу данных о налоговых угрозах.
  • Повсеместно внедрять досудебное налоговое разбирательство.

Качество налогового администрирования отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Для построения отношений партнерства необходимо разработать и законодательно утвердить процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений.

2. Экономико-правовые основы системы налогообложения

2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение. Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти . » (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1.Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов:

Первый вид - налоги на доходы и имущество:

- подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);

- на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность) , включая землю и другую недвижимость;

- налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и

- другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;

-акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

Читайте также: