Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков в российской федерации

Опубликовано: 20.09.2024

"Российский налоговый курьер", 2006, N 10

В столице 524 организации, которые относятся к категории крупнейших налогоплательщиков. С какими проблемами сталкиваются сотрудники налоговых органов при администрировании таких налогоплательщиков?

Общие принципы

К категории крупнейших относятся налогоплательщики, которые соответствуют критериям, установленным в Приказе МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ (далее - Приказ N САЭ-3-30/290@). Перечислим основные критерии.

Показатели финансово-экономической деятельности. Они берутся из годовой бухгалтерской отчетности организации. При этом учитывается один из следующих показателей:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов. Этот показатель уменьшается на суммы НДС, принимаемые к вычету по внутренним оборотам. Суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0% согласно данным налоговой отчетности, в расчет не принимаются;
  • суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (показатель строки 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках") и операционных доходов (показатели строк 060 - 070 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках");
  • активы (сумма внеоборотных и оборотных активов). Этот показатель берется из бухгалтерского баланса (строка 300 формы N 1).

Отношения взаимозависимости между организациями в соответствии со ст. 20 НК РФ. Организация, которая связана с крупнейшим налогоплательщиком и способна оказывать влияние на результаты его деятельности, также признается крупнейшим налогоплательщиком независимо от финансово-экономических показателей своей деятельности.

Согласно Приказу N САЭ-3-30/290@ организация является крупнейшим налогоплательщиком в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Администрирование крупнейших налогоплательщиков происходит на федеральном и региональном уровнях (п. 2 Приказа N САЭ-3-30/290@).

На федеральном уровне администрирование осуществляется в специализированных (по отраслевому принципу) межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Пунктом 8 Приказа N САЭ-3-30/290@ установлено следующее. Организации, относящиеся к крупнейшим налогоплательщикам и подлежащие налоговому администрированию на федеральном уровне, до постановки на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам подлежат налоговому администрированию в специализированной по отраслевому принципу Межрайонной инспекции ФНС России. Если такая инспекция отсутствует, крупнейшего налогоплательщика администрирует налоговый орган по месту нахождения организации. В последнем случае функции контроля за налоговым администрированием крупнейшего налогоплательщика возлагаются на соответствующее Управление ФНС России.

Организации, подлежащие налоговому администрированию на региональном уровне (п. 9 Приказа N САЭ-3-30/290@) в межрайонных инспекциях, но расположенные в субъектах РФ, на территории которых не предусмотрено создание таких инспекций, подлежат налоговому администрированию в специализированной по отраслевому принципу Межрайонной инспекции ФНС России. Если такая инспекция не создана, налогоплательщика администрирует налоговый орган по месту нахождения организации. Функции контроля за налоговым администрированием такого налогоплательщика возлагаются на соответствующее Управление ФНС России.

Как администрируют крупнейших налогоплательщиков в Москве

Чтобы усовершенствовать процесс администрирования крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в Москве, была создана специализированная Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 48. Кроме того, для усиления контроля со стороны налоговых органов за деятельностью крупнейших налогоплательщиков в Управлении ФНС России по г. Москве в I квартале 2005 г. сформирован отдел контрольной работы N 2. В его функции входит мониторинг крупнейших налогоплательщиков, который позволяет охватить выездными проверками максимальное число таких налогоплательщиков.

В 2006 г. Федеральная налоговая служба утвердила новый перечень крупнейших налогоплательщиков. Отбор происходил на основании финансово-экономических показателей деятельности за 2002 - 2004 гг. в соответствии с требованиями Приказа N САЭ-3-30/290@. В перечень вошли 524 организации. Из них 166 подлежат переводу в Межрайонную инспекцию ФНС России N 48 по г. Москве, 19 - в межрегиональные инспекции.

Основная задача при администрировании крупнейших налогоплательщиков - совершенствовать предпроверочную подготовку и аналитическую работу по мониторингу финансово-хозяйственных связей крупнейших налогоплательщиков и взаимозависимых структур. Поговорим об этом подробнее.

На этапе предпроверочного анализа важно, используя доступные источники информации, выявлять максимальное число организаций, входящих в структуру крупнейшего налогоплательщика. Кроме того, нужно установить зависимые от данного налогоплательщика организации, а также созданные по его инициативе дочерние (зависимые) фирмы.

Практика показывает, что косвенным подтверждением того, что налогоплательщик применяет налоговые схемы, служит специально созданная сложная система взаиморасчетов с использованием векселей и механизма переуступки задолженности, а также активное применение механизма поручительства (агентирования). Подобные схемы всегда связаны с налоговыми рисками. Задача проверяющих состоит в том, чтобы досконально разобраться в применяемой схеме взаиморасчетов, установить наличие материальной выгоды для участников схемы, оценить ее влияние на налоговую базу участников и выявить слабые места такой схемы.

Как мы организуем проверки? Перед началом выездных проверок изучаем структуру холдинга. При этом используем все имеющиеся информационные базы, в частности Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) и Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Мы также анализируем налоговую и бухгалтерскую отчетность известных нам компаний холдинга. Результаты аналитической работы передаем в налоговый орган, в котором состоит на учете головная организация холдинга.

Кроме того, мы анализируем информацию о проведенных ранее контрольных мероприятиях по организациям, входящим в структуру холдинга, изучаем состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности налогоплательщика по каждому дебитору (кредитору). Запрашиваем банки, которые обслуживают налогоплательщика и которые предоставляют нам выписки о движении денежных средств по расчетным счетам интересующей нас организации.

Проверке предшествуют встречные проверки контрагентов по наиболее крупным или регулярным платежам. Выявленных контрагентов проверяем по специальной базе фирм-однодневок. Мы также обмениваемся сведениями о конкретном налогоплательщике с другими контролирующими структурами и правоохранительными органами. И, наконец, мы следим за публикациями в прессе о наиболее заметных экономических и политических событиях с участием интересующего нас крупнейшего налогоплательщика.

Чтобы повысить эффективность контрольных мероприятий, целесообразно одновременно с крупнейшим налогоплательщиком проверять банки, где совершаются основные операции плательщика, и страховые организации, с которыми заключены договоры на проверяемый период.

Подобный подход позволит расширить информационный поток по деятельности налогоплательщика и выявить дополнительные элементы применяемых схем.

Проблемы и перспективы

Как показала практика администрирования крупнейших налогоплательщиков, есть ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Так, одна из проблем в Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве, администрирующей крупнейших налогоплательщиков, - это нежелание налогоплательщиков представлять регистры и различную информацию в электронном виде. Обработка данных, полученных не на бумаге, а в электронном виде, требует меньше времени, а качество проверки выше. Кроме того, суды неохотно принимают в качестве доказательств документы в электронном виде.

Чтобы повысить результативность контрольной работы, мы совершенствуем механизм запроса первичных документов и информации. Требования о представлении документов в электронном виде или на бумаге должны быть составлены корректно и четко.

Для создания эффективной системы мониторинга и контроля за ходом выездных налоговых проверок, проводимых московскими инспекциями, в 2005 г. был разработан и внедрен программный комплекс, а также сформирована база данных "Планирование и контроль за выездными налоговыми проверками".

Использование программного продукта позволяет оптимизировать работу сотрудников столичного управления по методологической поддержке проведения проверок и разработке рекомендаций для территориальных инспекций.

Таким образом, основные направления контрольной работы Управления ФНС России по г. Москве по крупнейшим налогоплательщикам предполагают:

  • постоянный анализ отчетности и поступлений в бюджет для планирования и анализа налоговых поступлений в консолидированный бюджет;
  • организацию и проведение обязательных камеральных проверок (с истребованием подтверждающих документов, проведением встречных проверок);
  • максимальный охват выездными проверками налогоплательщиков, состоящих на учете. При этом необходимо неукоснительно выполнять указания ФНС России и проводить комплексные выездные налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков не реже одного раза в два года.

Мы внедряем новые программные продукты. Они позволяют в автоматическом режиме оценивать финансовую деятельность организации, проводить углубленный анализ основных показателей и сравнительный анализ налогоплательщиков по отраслевому признаку (среди однотипных групп налогоплательщиков), наблюдать динамику финансового состояния конкретного предприятия и строить прогноз на ближайший период.

В заключение перечислим направления работы по администрированию крупных налогоплательщиков на 2006 г., которые Управление ФНС России по г. Москве обозначило как приоритетные.

Во-первых, необходимо повышать квалификацию сотрудников налоговых инспекций, контролирующих крупнейших налогоплательщиков.

Во-вторых, нужно использовать источники информации, что позволит контролировать обоснованность применения ставки 0% и вычетов по НДС.

В-третьих, надо добиться, чтобы споры с налогоплательщиками решались в досудебном порядке.

И, наконец, в-четвертых, следует усилить аналитическую составляющую в контрольной работе. Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок должен быть обоснованным.

Если перечисленные задачи будут реализованы, налогоплательщики не смогут скрывать истинную налоговую базу и уклоняться от уплаты налогов и сборов.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.08.2014 2014-08-11

Статья просмотрена: 5711 раз

Библиографическое описание:

Вакуленко, К. Э. Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков / К. Э. Вакуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12316/ (дата обращения: 20.05.2021).

Крупнейшие налогоплательщики — крупные организации-налогоплательщики, которые по показателям финансово-экономической деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории крупнейших (критерии отнесения закреплены в приказе ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3–06/308@). Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений. Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в РФ создаются отраслевые межрегиональные инспекции на федеральном уровне (далее — Межрегиональные инспекции) и межрайонные инспекции на региональном уровне (далее — Межрайонные инспекции) по крупнейшим налогоплательщикам. Создание таких инспекций позволяет обеспечить качественное обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и рост доходов государства.

Ежегодно контрольным управлением ФНС России формируется Список организаций — крупнейших налогоплательщиков. Организации, переставшие удовлетворять установленным ФНС России критериям и исключенные из данного списка, продолжают считаться крупнейшими налогоплательщиками в течение трех лет. При постановке на учет организации — крупнейшего налогоплательщика выполняются следующие действия:

1) присваивается новый код причины постановки на учет (КПП);

2) вносятся данные в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);

3) выдается организации «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика». В нем указывается оставшийся без изменения идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), новый КПП и код из общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (с 1 января 2014 года — код из Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКВЭД)) [2].

До постановки на учет в Межрегиональной инспекции крупнейшие налогоплательщики подлежат налоговому администрированию в Межрайонной инспекции. Если в субъекте РФ не существует Межрайонной инспекции, то налоговое администрирование данных организаций осуществляется в налоговом органе по месту нахождения.

При постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в Межрегиональной или Межрайонной инспекции он не снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения [3].

Для проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверки крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде [1].

Если крупнейший налогоплательщик состоит на учете в Межрегиональной инспекции, но расположен в другом субъекте РФ, либо имеет обособленные подразделения, находящиеся в других регионах, то региональные и местные налоги уплачиваются организацией в налоговый орган по месту нахождения, а налоговая декларация представляется по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика [3].

Срок проведения выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков — два месяца, но по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до четырех или шести месяцев.

Выездной контроль крупнейших налогоплательщиков федерального уровня должен проводиться раз в два года, а регионального значения — раз в три года. Проверкой охватываются три календарных года деятельности организации [1].

Основной принцип проверки данной категории налогоплательщиков — проверка организации в целом, включая зависимые компании, наиболее значимых контрагентов и организации, выделившиеся из структуры крупнейшего налогоплательщика с активами или имуществом.

В налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков важное место занимают сотрудники, проводящие проверку. Проверка промышленного предприятия требует очень высокой специфической подготовки, и инспекторам недостаточно хорошего знания налогового законодательства. Необходимо в рабочий процесс деятельности Межрегиональных и Межрайонных инспекций внедрить регулярный учебный процесс с привлечением преподавателей горных институтов, представителей нефте- и газодобывающих предприятий и т. п. [5].

Одним из недостатков Межрегиональных инспекций является то, что они создаются на основе субъектного отраслевого принципа. Это выражается в том, что они контролируют налогоплательщиков, занятых в определенной отрасли производства, а не расположенных или осуществляющих деятельность на какой-либо территории. В связи с этим налогоплательщики выражают свое недовольство: «Почему находящиеся на Дальнем Востоке, в Сибири крупные организации вынуждены состоять на учете в Межрегиональных инспекциях, расположенных в Москве, и нести потери, связанные с необходимостью направлять в Москву документацию, отчетность, сотрудников в командировки и т. д.?» [4].

Решением данной проблемы может стать администрирование всех крупнейших налогоплательщиков Межрайонными инспекциями с возможностью при необходимости увеличения их количества и деления по отраслям.

Еще одним недостатком налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является недостаточное регламентирование в налоговом законодательстве. Весь процесс администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков регулируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России, которые постоянно изменяются. В НК РФ ни один принципиально важный вопрос не раскрыт по существу.

Для урегулирования этого вопроса необходимо внести в НК РФ следующие изменения:

1) в статье 19 «Налогоплательщики и плательщики сборов» первой части НК РФ раскрыть понятие «крупнейший налогоплательщик»;

2) в главе 14 «Налоговый контроль» первой части НК РФ отразить особенности учета и контроля крупнейших налогоплательщиков, касаемые, в частности периодичности проведения выездных налоговых проверок, правил учета обособленных подразделений и т. п.

Из-за сложной структуры «самых прибыльных» налогоплательщиков, колоссальных потоков денежных средств, масштабного документооборота, осуществления огромного количества хозяйственных операций, наличия партнерских отношений с различными фирмами для крупнейших налогоплательщиков становится возможным применение различных налоговых схем, позволяющих снижать налоговое бремя. Поэтому специализированные инспекции являются необходимым условием полной и точной работы налоговых органов.

В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово. Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли. Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков. При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала. Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 83 НК РФ особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков определяет Минфин. Так, по общему правилу, крупнейшими налогоплательщиками могут быть только организации, отвечающие определенным критериям, которые установлены Приказом ФНС от 16.05.2007 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@»:

- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации (за любой отчетный год из предшествующих трех лет, не считая последнего);

- признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;

- наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;

- проведение налогового мониторинга.

Особого внимания заслуживают такие критерии, как показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год и проведение налогового мониторинга.

  • Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации.

От величины годового дохода зависит то, в какой инспекции ФНС России организация будет стоять на учете:

- от 10 млрд. до 35 млрд руб. включительно – в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (налогоплательщики регионального уровня);

- от 35 млрд руб. и выше – в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (налогоплательщики федерального уровня);

Однако, если ФНС приняла решение об отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков и территориальных особенностях администрирования, организация может быть переведена в межрайонную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, если она и не подпадает под установленные критерии (п. 6.1 Приказа ФНС от 16.05.2007 г. № ММ-3-06/308@).

  • Проведение налогового мониторинга.

В том случае, если в отношении организации налоговым органом принято решение о проведении налогового мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ, она может быть поставлена на налоговый учет в межрайонную инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Налоговый мониторинг – это форма контроля, которая применяется ФНС России с 2016 г. Ее смысл заключается в добровольном предоставлении налогоплательщиком финансово-хозяйственной информации о своей деятельности посредством онлайн-взаимодействия.

Если в ходе проведения мониторинга будут выявлены нарушения, налоговый орган потребует представить пояснения и внести исправления.

В случае выявления нарушений, налоговым органом составляется мотивированное заключение, которое не является решением о привлечении к ответственности и не влечет наложения штрафа.

Безусловным плюсом налогового мониторинга является отсутствие камеральных и налоговых проверок, однако, налоговым законодательством предусмотрены случаи, когда налоговые проверки проводятся.

Перейти на налоговый мониторинг могут организации, которые соответствуют одновременно следующим условиям:

- общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за предыдущий год составила не менее 300 млн руб.;

- доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год составили не менее 3 млрд руб.;

- балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года составляла не менее 3 млрд руб.

Такая форма контроля проводятся в отношении ряда крупнейших налогоплательщиков, и работа по привлечению большего их числа продолжается и в настоящее время.

Налоговый мониторинг не является обязательным, а носит заявительный характер.

При этом администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и в межрайонных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. Территориальные особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков не установлены.

Основной целью администрирования по отраслям является анализ и сравнение равных налогоплательщиков в отрасли, выявление отраслевых рисков, характерных для организаций со схожими бизнес-моделями.

Структура инспекций, осуществляющих администрирование крупнейших налогоплательщиков выглядит следующим образом:

  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (налоговое администрирование КН, отнесенных к транснациональным компаниям (доля участия ин. лиц(а) в уставном капитале организации прямо или косвенно превышает 50%, и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (добыча (предоставление услуг по добыче) нефти и газа природного горючего, производство нефтепродуктов, оптовая торговля, транспортировка нефти, нефтепродуктов и горючего природного газа с использованием трубопроводного вида транспорта, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 3 (оптовая и розничная торговля, производство и (или) реализация пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, растениеводство и животноводство).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (производство машин, транспортных средств, оборудования, техники и иных товаров, производство которых осуществляет Организация, не администрируемая иной межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в том числе для нужд оборонно-промышленного комплекса, строительство зданий и инженерных сооружений).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (добыча полезных ископаемых, за исключением нефти и газа природного горючего, металлургическое производство, производство химических веществ и химических продуктов).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией).
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (деятельность в области информации и связи)
  • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (администрирование в финансово-кредитной и страховой сфере).

Межрегиональные и межрайонные инспекции ставят на учет крупнейших налогоплательщиков самостоятельно, без каких-либо заявлений последних.

После постановки на учет в качестве крупнейшего, организации направляется уведомление, в котором указан КПП налогоплательщика в качестве крупнейшего, у которого 5-й и 6-й знаки – 50.

Вместе с тем, организация продолжает состоять на учете в инспекции по месту нахождения, в связи с чем ей присваивается КПП по двум основаниям: по месту нахождения и по отнесению к крупнейшим налогоплательщикам.

Таким образом, возникает проблема «двойного» учета, поскольку пунктом 3 статьи 80 НК РФ предусмотрено представление всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, а по страховым взносам – в налоговый орган по месту своего нахождения.

Подводя итог вышеописанному, особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков могут вызывать определенные трудности у налогоплательщиков не готовых к принудительному переходу в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам.

Константин Сасов,
юрист ОАО «Кольская ГМК»

До недавнего времени крупнейшие налогоплательщики были обязаны администрироваться исключительно в специальных межрайонных инспекциях ФНС РФ. Однако решение Высшего Арбитражного Суда изменило существовавший порядок. Как теперь должны поступать эти компании?

Высший Арбитражный Суд вынес решение по заявлению трех российских нефтяных компаний (N 7448/04 от 25 ноября 2004 года). Предметом рассмотрения стал Порядок определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков-российских организаций (Приказ МНС РФ от 31 августа 2001 года № БГ-3-09/319).

В своем решении суд признал абзацы 7 и 9 Порядка частично недействующими, поскольку они противоречат пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. В частности, судьи сочли незаконным предписание для межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (далее – инспекции по КН) направлять им Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (далее – КН). Также инспекции по КН больше не имеют права признавать недействительным Свидетельство о постановке КН на учет в налоговом органе по его месту нахождения на территории России.

Затратная обязанность

Оспаривая указанный нормативный акт, заявители ссылались на то, что обжалуемый нормативный акт существенно увеличивает их налоговые обязанности. Они доказывали, что указанные документ нарушает их право подвергаться налоговому администрированию по месту своего нахождения. Более того, его применение причиняло им убытки, связанные с территориально удаленным налоговым администрированием.

Действительно, инспекции по КН полностью принимали на себя налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками. Так, они самостоятельно снимали КН с налогового учета в инспекциях по месту их нахождения и ставили на учет у себя. Также они обязывали КН сдавать только им всю налоговую отчетность и уплачивать все налоги на специально указанные счета по месту своего нахождения.

Крупнейшие, но равные

Оценив доводы заявителей, Высший Арбитражный Суд пришел к заключению, что с порный приказ ФНС не возлагает на налогоплательщиков каких-либо обязанностей. Этот ключевой вывод Суда означает, что на крупнейших налогоплательщиков Кодекс распространяется без каких-либо ограничений и изъятий . Вторым ключевым выводом Суда стало заключение о том, что КН должны оставаться на учете в налоговом органе по месту своего нахождения.

Значение этого судебного акта трудно переоценить. Он должен придать налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков правовые очертания и снять с них неоправданные расходы. При этом их взаимоотношения с инспекциями по КН претерпят существенные изменения. Попробуем понять, как они будут строиться теперь.

Ситуацию, при которой налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах, Кодекс предусматривает (ст. 83 НК РФ). При этом закон не указывает, какой из налоговых органов будет являться «главным администратором».

Налогоплательщики обязаны уплачивать установленные налоги и представлять по ним декларации в налоговый орган по месту учета (пп. 1.1, 1.4 ст. 23 НК РФ). Соответствующие главы второй части НК РФ определяют, в какой налоговый орган налогоплательщик должен сдавать налоговые декларации, на какой территории и в какой бюджет ему следует уплачивать налоги (см. таблицу).

Места подачи налоговых деклараций и уплаты основных налогов

Вид налога

Место подачи налоговой декларации

Место уплаты налога

По месту учета организации (п. 5 ст. 174 НК РФ)

По месту учета организации (п. 5 ст. 174 НК РФ)

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 5 ст. 204 НК РФ)

По месту производства, реализации (передачи) акцизных товаров; по месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 4 ст. 204 НК РФ)

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (пп. 7, 8 ст. 243 НК РФ)

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 8 ст. 243 НК РФ)

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 1 ст. 289 НК РФ)

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 1 ст. 288 НК РФ)

По месту нахождения организации (п. 1 ст. 345 НК РФ)

По месту нахождения участка недр или по месту нахождения организации (п. 2 ст. 343 НК РФ)

По месту нахождения транспортного средства (ст. 363 НК РФ)

По месту нахождения транспортного средства (ст. 363 НК РФ)

По месту нахождения организации, обособленных подразделений, имущества (п. 1 ст. 386 НК РФ)

По месту нахождения организации, обособленных подразделений, имущества (ст. 383, 384, 385 НК РФ)

Нужны ли «крупнейшие» инспекции?

Какие же контрольные функции остаются у инспекций по крупнейшим налогоплательщикам? Во-первых, они вправе проводить выездные налоговые проверки КН, однако только непосредственно на проверяемых объектах. Кроме того, инспекции по КН могут проводить встречные налоговые проверки. Это право должно реализовываться только в связи с выездной или камеральной проверкой другого налогоплательщика.

Особо следует подчеркнуть, что статья 93 Налогового кодекса не предусматривает право налогового органа истребовать документы у налогоплательщика вне рамок налоговой проверки. Следовательно, такие запросы КН имеет право не исполнять (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Подобное сужение функций инспекций по КН ставит под вопрос целесообразность их существования. Указанные функции вполне могут быть реализованы местными и региональными налоговыми органами без создания отдельной структуры. Однако этот вопрос решать уже не крупнейшим налогоплательщикам, а Федеральной налоговой службе России.

Административный беспредел прекращен

За комментариями по этому вопросу редакция журнала «Консультант» обратилась к Сергею Пепеляеву, управляющему партнеру юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Сергей Геннадьевич долгое время занимался проблемами налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков.

– Сергей Геннадиевич, как бы Вы могли прокомментировать решение ВАС РФ от 25 ноября 2004 года № 7448/04?

– Решение ВАС – это очень важный шаг в правильном направлении. Ведь что у нас получалось: Министерство по налогам и сборам создало неконституционные органы – межрегиональные инспекции (МРИ). Дело в том, что Конституция РФ предусматривает всего два вида государственных органов: федеральные и территориальные. И последние должны иметь некую территориальную ограниченость своих полномочий.

В Налоговом кодексе четко прописано: к федеральным органам относится только сама Федеральная налоговая служба, остальные органы являются территориальными. В то же время МРИ реализуют свои полномочия в рамках конкретных отраслей – то есть на территории всей России. Таким образом, они являются федеральными органами, а значит были созданы незаконно.

Кроме того, статья 83 НК РФ предусматривает четыре основания для регистрации налогоплательщика. Это место его нахождения, а также место нахождения его имущества, обособленных подразделений и транспортных средств. В той же статье сказано, что Минфин вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Однако анализ этого положения говорит о том, что эти особенности касаются только порядка регистрации, а никак не изменения оснований для нее. Тем не менее МНС ввело пятое основание – принадлежность налогоплательщика к крупнейшим. То есть крупнейшие должны были регистрироваться в МРИ, сдавать только в них свою отчетность и т. д. Мне известны примеры, когда эту отчетность приходилось доставлять буквально специальными самолетами. Иначе, как административным беспределом, это назвать нельзя.

– И что же изменил Высший Арбитражный Суд?

– Согласно его решению, может быть хоть десять оснований для регистрации, но они должны носить только вспомогательный характер. То есть налогоплательщик должен оставаться на учете в региональной налоговой инспекции. Только с ней он должен иметь правовые отношения: сдавать отчетность, отвечать на запросы, подвергаться проверкам и т. п. Остальные же налоговые органы, желающие получить информацию о налогоплательщике, должны общаться исключительно с данной налоговой инспекцией.

– Как Вы думаете, какие последствия повлечет это решение?

– Крупнейшие налогоплательщики, находящиеся в регионах, должны будут встать на учет в своих налоговых инспекциях. Исключение здесь будут составлять только крупнейшие налогоплательщики Москвы, так как для них расположенные в столице МРИ являются и региональными.

– На Ваш взгляд, теперь порядок налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков не нарушает их законных прав?

– Да, думаю, что не нарушает.

– А какая судьба ожидает теперь межрегиональные инспекции ФНС?

– Они смогут теперь выступать только как методические центры, поставщики кадров для других подразделений ФНС. Наличие отраслевых управлений налоговых органов может расцениваться только положительно. Однако следует еще раз подчеркнуть, что сам факт существования межрегиональных инспекций не соответствует Конституции.

Налоги и налогообложение

Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в Российской Федерации

ID (номер) заказа

Налоги и налогообложение

Нужен в короткие сроки

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Проблемы и перспективы развития объединения стран брикс

Доклад, мировая экономика

Срок сдачи к 25 мая

Срок сдачи через 3 часа

Решение задач, бухгалтерский учёт

Срок сдачи к 20 мая

Помочь решить задания по дисциплине

Решение задач, Экологическая химия

Срок сдачи к 29 мая

Разработка уп для обработки

Срок сдачи к 27 мая

Курсовая, таможенные платежи

Срок сдачи к 28 мая

Декоративный тематический натюрморт, 20.

Курсовая, живопись с основами цветоведения

Срок сдачи к 22 мая

Решение задач, Математический анализ

Срок сдачи к 27 мая

Решить 4 задания в каждой теме под 4 вариантом

Контрольная, Метрология, стандартизация и сертификация

Срок сдачи к 20 мая

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Курсовая, конституционное право

Срок сдачи к 30 мая

Решить 2 задания не дорого

Контрольная, теория вероятностей и математическая статистика

Срок сдачи к 21 мая

Выполнение курсовой работы по заданию

Курсовая, Архитектурное проектирование

Срок сдачи к 27 мая

Чертеж по предмету «инlt»

Срок сдачи к 23 мая

Ответить на вопрос на 3-4 страницы

Поиск информации, История

Срок сдачи к 21 мая

Сделать реферат на 15-20 страниц

Реферат, Исследование систем управления

Срок сдачи к 23 мая

Срок сдачи к 31 мая

Ответы на билеты, Английский язык

Срок сдачи к 20 мая

Техник, находясь на вершине сферического купола укрытия ан-тенны.

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 21 мая

Показатели экономической эффективности производства и пути ее.

Курсовая, экономика организации

Срок сдачи к 27 мая

47 106 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 425
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 517 Сдано работ: 4 517
Рейтинг: 74 212
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 001 оценка

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 942
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 028 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Читайте также: