Налоговая ставка 2020 год

Опубликовано: 12.05.2024

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.


Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Image 1

Пример налогового уведомления

Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

Изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года

Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

  • отменен вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ);
  • введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п. 66 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ);
  • при расчете налога будет применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
  • вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров – лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:
    • 0.2 – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
    • 0.4 (в 2019 году был 0.2) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. – 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта – в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).

Почему в 2020 году изменились налоги на имущество

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.


Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. рост коэффициента к налоговому периоду. в частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области). в 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. – 0,2). в 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. – 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. в 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. в 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. – 1,481);
  2. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).


Как воспользоваться налоговой льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;

для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800 222-22-22.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые изменения 2021


С 1 января 2020 г. вступили в силу ряд изменений в законодательстве РФ, которые коснутся и бухгалтерского учета. Поправки затронули бухгалтерскую отчетность, взносы и налоги, с которыми сталкиваются практически все организации — НДС, налог на прибыль, НДФЛ. Рассмотрим самые значительные изменения для бухгалтера.

Бухгалтерская отчетность

В первую очередь, законодатели внесли поправки в заголовки всех форм отчетности добавили строку для отметки об обязательном аудите. Также показатель «млн руб.» и соответствующий ему код «385» исключили — отчетность теперь нужно будет составлять только в «тыс. руб.». Изменили в формах и коды ОКУД. Новые коды внесли в отчеты об изменении капитала, движении денежных средств и целевом использовании средств. Новые бланки применяются, начиная с отчетности за 2019 г.

Еще одним изменением стало то, что все организации, за исключением субъектов малого предпринимательства, должны сдавать бухотчетность в электронном виде. Малые организации могут отчитываться на бумаге или через интернет — на выбор. Однако нужно учесть, что за 2020 г. даже малые организации будут отчитываться исключительно через интернет. Ранее все организации могли сдавать бухотчетность как на бумаге, так и в электронном виде (закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ).

Важное изменение коснулось отчета о финансовых результатах. Он скорректирован с учетом нового ПБУ 18/02 (приказы Минфина от 20.11.2018 № 236н и от 19.04.2019 № 61н). Законодатели убрали строки с постоянными налоговыми обязательствами (активами), а также исключили строки, в которых отражали изменения текущих налоговых обязательств и активов.

Налог на прибыль разделили на текущий и отложенный. Появилась новая строка в отчете — «Налог на прибыль по операциям, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода». Также внесли поправки в упрощенную форму отчета о финансовых результатах. Строка «Налоги на прибыль (доходы)» будет включать текущий налог на прибыль и отложенный налог. Однако отражать по-новому данные в отчете о финансовых результатах организации должны с отчетности за 2020 год, с отчетности за 2019 год отчитываются организации добровольно, если решили применять ПБУ 18/02 в новой редакции досрочно.

Налог на прибыль

Изменения коснулись в первую очередь дивидендов — в листе 03 необходимо отдельно показывать дивиденды в пользу иностранных компаний, фактическими получателями которых являются российские организации — в строке 041.
В приложении 5 к листу 02 по обособленным подразделениям теперь необходимо будет указывать свой статус участника инвестиционного проекта или оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также нужно будет отметить вид деятельности, если она льготируется по налогу на прибыль: образовательная, медицинская, социальная или туристско-рекреационная деятельность.

Чтобы инспекторам проще было проверить право налогоплательщика на льготу, в новой форме нужно будет указывать реквизиты закона, которым установлена ставка субъекта, — строка 061 приложения 5 к листу 02 и строка 061 приложения 6а к листу 02 по консолидированной группе.

Еще одним изменением по налогу на прибыль стало то, что 1 января 2020 года региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами теперь могут применять ставку по налогу на прибыль 0 %. Право применять данную льготу получили и учреждения культуры, такие как музеи, театры, библиотеки (п. 3, 7 и 9 ст. 1, п. 4 ст. 2 Закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

Следующей поправкой стала отмена с 1 января 2020 г. сдачи индивидуальными предпринимателями декларации 4-НДФЛ о своем предполагаемом доходе. Теперь, согласно п. 7 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ ИП будут самостоятельно рассчитывать авансы по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев. Сроки уплаты — до 25 апреля, 25 июля и 25 октября, соответственно.

Для налоговых агентов по НДФЛ также внесены изменения с 1 января 2020 г. Теперь платить НДФЛ за свой счет налоговый агент вправе в случае, если налог доначислен при проверке. НДФЛ, который налоговый агент перечислил за гражданина после доначислений по результатам налоговой проверки, не считается доходом гражданина (пп. «в» п. 16 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). До 2020 г. налоговые агенты такого права не имели.

Страховые взносы

В обновленной форме расчета на титульном листе добавлены поля с информацией об обособленном подразделении, которое лишили полномочий (закрыли), также был исключен лист со сведениями о физлице без статуса ИП. В форму законодатели добавили приложение № 1.1 к разделу 1, которое заменило подраздел 1.4, а в приложение 2 включен код тарифа плательщика.

Помимо этого, в разделе 1 теперь введено поле для указания кода типа плательщика и исключены строки, в которых указывались итоговые суммы страховых взносов к уплате за отчетный период.

В подразделах 1.1 и 1.2 добавлены отдельные строки про вычет по авторским договорам, а в подразделе 1.3.2 не нужно указывать основания заполнения расчета. Новым стало приложение 7 для расчета условий применения пониженного тарифа организациями-аниматорами. Важные поправки коснулись раздела 3 — теперь бухгалтерам не нужно указывать номер корректировки, расчетный период, календарный год, номер и дату, признак застрахованного лица в системе. Но вместо этого появилась строка для указания признака аннулирования сведений о застрахованном лице.

Также с 1 января 2020 г. обязанность сдачи расчета по страховым взносам в электронном виде коснулась еще большего числа организаций. Так, если численность работников за расчетный или отчетный период превышает 10 человек — организации необходимо отчитаться в электронном виде (п. 85 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Ранее электронные расчеты были обязательны при среднесписочной численности работников больше 25 человек.

Также законодатели прояснили, когда заявить вычет по товарам, работам, услугам, которые компания приобрела для создания нематериальных активов (п. 6 ст. 171 НК РФ). Теперь с 1 января 2020 г. организация сможет заявить вычет сразу после приобретения товаров, работ или услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ). Вычет распространяется на товары, работы, услуги и имущественные права, приобретенные для создания НМА и применяется после того, как эти покупки организация приняла к вычету (п. 3, 5 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Также установлены новые основания для восстановления входного НДС, начиная с 1 января следующего года, организации, которые совмещают общую систему налогообложения и ЕНВД, должны восстанавливать НДС, принятый к вычету по товарам, работам, услугам, которые они будут использовать в деятельности на ЕНВД. Восстановить НДС нужно в том квартале, когда организация начинает совмещать налоговые режимы согласно п. 2 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Вакцинация иностранных работников

Постановление содержит пункт «3. Работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори».

Пункт трактуется так: нужно запросить у иностранных работников любые свидетельства об иммунитете против кори, то есть наличие прививки либо выписка из мед. карты о перенесенной болезни, а так же можно сделать анализ на антитела класса IgG к вирусу кори, которые сохраняются и после перенесенной болезни, и после вакцинации, по их присутствию в крови можно судить о наличии иммунитета к кори. Все эти документы лучше собрать и хранить в личном деле иностранных работников.

Изменения МРОТ

Отмена детского пособия

Помощь в размере 50 рублей с 1994 г. получают работающие матери или другие родственники, ухаживающие за ребенком. Кроме того, на выплату могут рассчитывать женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Материальная помощь сохранится для тех, кому пособие назначили до вступления указа в силу.

Во время прямой линии Путин заявил, что семьи с доходом порядка 45 тысяч рублей с 2020 года будут получать пособия на ребенка в среднем около десяти тысяч рублей.

Более 850 тысяч семей будут получать пособия на детей с 2020 года

Нилов отметил, что не раз предлагались варианты по продлению нормы, при которой россияне могли получить пособие, находясь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. По его словам, после долгих обсуждений эти предложения были закреплены законодательно.

Депутат Ольга Окунева, комментируя НСН решение Путина об отмене пособий в 50 рублей, также напомнила о новых выплатах семьям, чей доход не превышает величины двух региональных прожиточных минимумов.

Быстрые ссылки:


Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
Индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

Территория, где применяется НПД, ограничена: в 2020 году это всего 23 региона РФ (из 85).

Регионы (422-ФЗ, статья 1):
1) с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан ( Татарстан);
2) с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • только 23 региона РФ;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже с общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Конкретного перечня видов деятельности, которые подходят под самозанятых нет.
Есть только перечень исключений, а все остальные виды деятельности подходят.

Исключения (КОГДА НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ НПД) перечислены в:

  • 422-ФЗ, статья 4, пункт 2(не вправе применять налоговый режим НПД)
Здесь: реализация подакцизных товаров, перепродажа товаров, добыча или реализация полезных ископаемых, предпринимательская деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения (комиссии, агентских), доставка товаров с приемом платежей в интересах третьих лиц

  • 422-ФЗ, статья 6, пункт 2(не признаются объектом налогообложения НПД доходы от)
Здесь: продажа недвижимого имущества и транспортных средств, сдача в аренду нежилых помещений, продажа личного имущества, реализация долей в уставном капитале, реализация ценных бумаг, деятельность в рамках договора простого товарищества, деятельность по доверительному управлению имуществом, услуги "бывшим" работодателям (в пределах 2 лет), уступка прав требований, деятельность лиц, занимающихся частной практикой (арбитражных управляющих, медиаторов, оценщиков, нотариусов, адвокатов).

Примечание: для целей применения НПД оба пункта равнозначны и полностью исключают возможность применения НПД, так как НПД не совместим ни с какими налоговыми режимами (и ни с какими операциями, которые не облагаются НПД).
Формулировка "не признаются объектом налогообложения НПД" не означает, что указанные операции совсем не облагаются налогами, просто это не НПД, а НДФЛ.

Для того, чтобы начать применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" нужно встать на учет в ИФНС в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
Это можно сделать в любой день.

Если ИП переходит на НПД с УСН (ЕСХН или ЕНВД), то он должен в течение месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД, уведомить налоговую инспекцию по месту жительства (месту ведения предпринимательской деятельности) о прекращении применения соответствующего спецрежима. В противном случае постановка на учет в качестве плательщика НПД аннулируется.

Если налогоплательщик впоследствии слетит с НПД, то он вправе сразу вернуться на УСН, не дожидаясь первого января следующего года.

В 2020 году сохранен 13-ти процентный НДФЛ с заработной платы. Для малых и средних компаний снижены страховые взносы с ФОТ. В целом, картина по сумме удержаний налогов и взносов из заработной платы сильно не изменилась.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Ставки НДФЛ и порядок его уплаты зависят от налогового статуса работника: резидент или нерезидент.

  • Ставка 13% - применяется к заработной плате работника – налогового резидента РФ.
  • Ставка 30% применяется к доходам работников- нерезидентов РФ.

Сейчас налоговые резиденты РФ – это физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Но, в 2020 году, будет сокращен срок для статуса налогового резидента РФ. На момент публикации этого материалы закон принят в третьем чтении.

Бухгалтеру важно помнить, что если статус работника изменился, нужно изменить и применяемую ставку НДФЛ (либо 13% либо 30%)

Ставки НДФЛ в 2020 году
Статус работника Ставка НДФЛ
Налоговый резидент РФ 13%
Гражданин страны ЕАЭС 13%
Высоквалифицированный специалист – гражданин иностранного государства 13%
Нерезиденты РФ 30%

НДФЛ с зарплаты в 2020 году иностранных работников

Ставка НДФЛ для работников иностранцев – нерезидентов РФ составляет 30%.

Ставка НДФЛ 13% установлена для:

  • высококвалифицированных специалистов граждан иностранных государств,
  • беженцев или лиц, получивших временное убежище в России,
  • граждан стран ЕАЭС,
  • граждан работающих в России по найму на основании патента.

НДФЛ с зарплаты высококвалифицированного специалиста - иностранца

НДФЛ с зарплаты высококвалифицированного специалиста – 13% независимо от налогового статуса.

Но, ставка 13% установлена только с основной зарплаты, то есть с доходов по профилю деятельности. Если такой работник получает матпомощь, подарки, компенсацию расходов на проживание и питание, транспорт - к этим доходам нужно применять ставку 30%. Отпускных высококвалифицированного специалиста-нерезидента также облагаются НДФЛ по ставка 30%.

НДФЛ с зарплаты граждан ЕАЭС

С доходов граждан из стран ЕАЭС, НДФЛ удерживают по ставке 13 % (ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Страны ЕАЭС: Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика.

Страховые взносы в 2020 году

С апреля 2020 года для компаний малого и среднего бизнеса, включенных в реестр МСП, установлена пониженная ставка страховых взносов: 15% (ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Но, ставка 15% применяется к выплатам работникам свыше МРОТ – 12 130 рублей. Сумма 12 130 рублей – облагается взносами по ставке 30%.

Кроме того, пониженные страховые взносы платят Организации и предприниматели, которые зарегистрированы на территории свободной экономической зоны (СЭЗ), платят страховые взносы по пониженным тарифам с выплат физическим лицам, занятым в реализации инвестиционного проекта.

В отношении начисления взносов по льготным ставкам участники СЭЗ разделяются на получивших этот статус до 01.01.2018 и после 01.01.2018. В первом случае применять льготные тарифы можно в течение десяти лет со дня получения статуса участника СЭЗ. Во втором случае платить взносы по пониженным тарифам можно не ранее чем с 01.01.2020 и до окончания срока существования СЭЗ.

Тарифы страховых взносов для компаний, которые не относятся к МСП

Для взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) установлены предельные базы, после превышения которых тариф снижается.

Взносы на пенсионное страхование
до 1 292 000 рублей 22%
свыше 1 292 000 рублей 10%
Взносы на социальное страхование
до 912 000 рублей 2,9%
свыше 912 000 рублей 0%
Взносы на медицинское страхование 5,1%

Тарифы страховых взносов для компаний МСП

Предельные базы для начисления пенсионных и страховых взносов в случае применения МСП пониженных тарифов, не «работают». Тариф в размере 10,0% не пенсионное обеспечение применяют, как в рамках предельной величины базы для исчисления страховых взносов, так и свыше предельной базы. При тарифе 0% на соцстрахование предельная база значения не имеет, ведь тариф все равно 0%, а в пределах МРОТ нужно платить 2,9%.

Взносы В пределах МРОТ Свыше МРОТ
на пенсионное страхование 22% 10%
на социальное страхование 2,9% 0%
на медицинское страхование 5,1% 5%

Полезное по теме:


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Читайте также: