Налоговая составляющая экономической безопасности россии курсовая

Опубликовано: 21.09.2024

Пример готовой дипломной работы по предмету: Финансы

Содержание

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ НАЛОГОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6

1.1 Сущность и факторы экономической безопасности 6

1.2 Налоги и налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности 11

1.3 Анализ законодательной базы в области налогообложения и ее влияние на возникновение рисков и угроз экономической безопасности 16

ГЛАВА 2 Методический аспект оценки влияния налогового фактора на экономическую безопасность 27

2.1 Основные инструменты российской налоговой системы в обеспечении экономической безопасности государства 27

2.2 Методология оценки влияния состояния налоговой системы на экономическую безопасность 33

2.3 Методика оценки влияния ущерба со стороны системы налогообложения на экономическую безопасность 46

ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 60

3.1 Задачи налоговой системы с учетом возникновения новых угроз экономической безопасности 60

3.2 Оптимизация налогообложения как фактор повышения экономической безопасности 64

3.3 Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

Выдержка из текста

Экономическая безопасность присутствует практически во всех сферах деятельности и является составляющей всех уровней экономических отношений. В экономической сфере политика государства складывается из финансовых, кредитно-денежных, бюджетных и налоговых компонентов.

Налоговая политика оказывает существенное влияние на экономическую безопасность России. Сущность налогов определяет их значение для обеспечения экономической безопасности, поскольку их возникновение связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством своих функций.

В современных экономических системах налоги играют исключительно важную роль. Они являются составляющей частью всех звеньев финансовой системы, с помощью налогов формируются основная часть доходов бюджетов бюджетной системы и финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. Эффективность деятельности основных звеньев экономики, развития предпринимательской активности и удовлетворения основных потребностей государства целиком зависят от продуманности и адекватности налоговой системы в рамках государственной экономической политики. Это обуславливает закономерность установления в российских условиях налогов и налоговой политики как важнейшего объекта и направления рыночных реформ.

Среди проблем налоговых отношений в обеспечении экономической безопасности государства справедливо выделяют две основных, заключающихся в систематизации налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и стимулирование деловой активности экономических субъектов. От их решения зависит наличие и рост налогового потенциала.

Важнейшим направлением налоговой политики является наполнение бюджетов средствами с помощью налогов. Уровень и объем налоговой составляющей в бюджете страны существенно влияет на способность национальной системы экономической безопасности обеспечивать сопротивление внутренним и внешним угрозам. Для создания в России экономики инновационного типа, радикального повышения ее эффективности, необходима устойчивая, «агрессивная» налоговая система, способная обеспечить формирование достаточного объема финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.

Поэтому задачей современной налоговой политики является определение такого механизма функционирования налоговых отношений, который способствовал бы поступлению налогов в доходы бюджетов в соответствии с современными экономическими условиями. Для этого необходимо проведение анализа проблем функционирования указанных отношений относительно потенциально присутствующих в них рисков.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы. Объектом исследования являются налоговые аспекты формирования и развития экономики Российской Федерации.

Предметом исследования являются отношения в процессе разработки и проведения налоговой политики в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Цель работы состоит в исследовании налоговой системы РФ и налоговой политики как фактора экономической безопасности и предложение направлений совершенствования системы налогообложения с целью повышения экономической безопасности.

Достижение указанной цели требует постановки и решения следующих задач:

  • исследовать теоретические аспекты изучения роли налогов в обеспечении экономической безопасности;
  • охарактеризовать основные инструменты российской налоговой системы в обеспечении экономической безопасности государства;
  • провести анализ оценки влияния состояния налоговой системы на экономическую безопасность и оценки влияния ущерба со стороны системы налогообложения на экономическую безопасность;
  • разработать предложения повышения уровня экономической безопасности на основе реформирования системы налогообложения, включающие в себя оптимизацию налогообложения и совершенствование налогового контроля.

При написании работы использованы следующие методы исследования: статистические, наблюдения, сравнение, системный и факторный анализ, экономико-математические методы, обработка информации посредством синтеза и анализа.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Теоретической и методологической базой работы явились разработки и исследования отечественных и зарубежных ученых и исследователей в изучаемой области, Федеральные Законы и Кодексы, Законы субъектов Федерации в области экономической безопасности и налогообложения, статистическая информация в области налогообложения, периодическая литература, относящаяся к данному исследованию.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от

1. декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. —

2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от

3. июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3823.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от

3. июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3824.

4. Закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

5. Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от

3. июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». – Электрон. текстовые дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

6. Соглашения от

1. октября 2010 г. № 1/8656 (МВД РФ) и № ММВ 27-4/11 (ФНС) о взаимодействии между МВД РФ и ФНС

7. Борох А.К. Налоговые инструменты воздействия на экономическое развитие государства // Финансы и кредит. 2011. № 36.-С.70-75

8. Богданович А.Е. Теневая экономика продолжает рост: Эксперт. 2012. № 42.№ 43.

9. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. 296 с.

10. Брызгалин А.В. Налоговые проверки, Виды, процедуры, ограничения.- М.: Эксмо-Пресс, 2012, 160 с.

11. Верстова, М. Е. Проблемы взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами в процессе совершенствования обязанностей по уплате налогов и сборов. – Электрон. текстовые дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Загл. с экрана.

12. Гализдра С.В. Налоговое администрирование необходимо совершенствовать. / // Финансы.2010. № 3

13. Главной задачей ФНС России остается качество администрирования налогов//материалы заседания коллегии ФНС//Финансы.2011.№ 3.

14. Година Т.А., Терехова А.Е. Современные информационные системы управления финансовой деятельностью предприятия.// «Промышленные АСУ и контроллеры».2005.№ 9

15. Гребнев Л.Ф. Экономика. Учебник. М.: Логос, 2011.

16. Дадашев А.З. Налоговый фактор финансово-экономической безопасности государства// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.33(174)

17. Дадашев, А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. – М.: КноРус, 2009, 128 с.;

18. Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие. М.: РИОР, 2008

19. Дуканов С.С. От фирм однодневок к компаниям минимальных требований.// Налоговая политика и практика.-2012-№ 1

20. Журавков И.А. Государственное управление регионами России в сфере экономической безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. 2009.№ 6. С. 24-29

21. Ильина И.Л. Влияние налогового администрирования на собираемость налогов // Финансовое право. 2011. № 4. С. 20-23

22. Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.–М.: Прогресс,2007, 304с.

23. Кириллова С. С. Аналитическая работа налоговых органов // Налоги и налогообложение. 2009. № 2. С. 23-26.

24. Коровяковский, Д. Г. Правовые основы информационного взаимодействия налоговых органов с таможенными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, МВД России и с банками // Бухгалтер и закон. 2009. № 5. С. 5– 9.

25. Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития налогового контроля//Финансы.-2011.-№ 10.-с.39

26. Кривцов А.И. Концептуальный подход к обеспечению налоговой безопасности организаций // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века : материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта – 26 сентября 2012 года : в 2-х ч. Ч. 2 / отв. ред. Е. Н. Шереметьева. – Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012. – 392 с.

27. Кузнецов К.. Раскрытие информации российскими акционерными обществами — требования законодательства и особенности деловой практики// Общество и экономика.2008.№ 1.с.130

28. Курочкин В.В. Басиев М.К. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления//Финансы.-2010-№ 1

29. Ликвидация проблемных юридических лиц: криминогенные аспекты // Налоговая политика и практика.2011.№ 12

30. Макеева И.А. Проблемные аспекты правового регулирования налоговых проверок, проводимых с участием органов внутренних дел//Налоги и финансовое право.2010.№ 11

31. Малис Н.И. Социальный аспект налогового реформирования// Финансы.2012.№ 5

32. Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма// Финансы.2012.№ 12.с.34

33. Малис Н.И. Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно//Финансы.2010.№ 5, с.43

34. Мациевский Н. С. Социально –экономический анализ теневой экономики в современной России // Известия ИГЭА. 2011. № 2.

35. Мешков Р.А. Тенденции в динамике и структуре задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ // Налоговый вестник. 2007. № 8.

36. Минаков А.В. Модели анализа и прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 10.

37. Мистинеева Н.Ю. Пути совершенствования механизма урегулирования образовавшейся налоговой задолженности / Н. Ю. Мистенеева // Экономика. Налоги. Право. 2009. № 2. С. 100-107.10

38. Мишустин М. В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования / М. В. Мишустин // Российский налоговый курьер. – 2010. № 13− 14. – С. 22 – 27.

39. Мишустин М.В.Налоговые итоги года//Бюджет.2013.№ 3

40. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студ., обуч. по спец. «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. – М.: КноРус, 2009. 448 с.

41. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов: практ. пособие / под ред. Н. О. Овчинникова. – М. : Проспект, 2009. – 125 с.

42. Налоговые и полицейские проверки/. Чего ждать от 2012 года?// Финансы.2012. № 4.с.42

43. Николаев, И. А. Взаимодействие налоговых органов и органов милиции / И. А. Николаев // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 11. С. 31– 36.

44. Паскачеев А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика/ А. Б. Паскачев, Ф. К. Садыгов, В. И. Мишин, Р. А. Саакян [и др.]; под ред. Ф. К. Садыгова. – М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. – 232 с.

45. Пименов Н.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства // Налоги. 2010. № 5.

46. Петрова, Н. А. МВД и ФНС продолжают взаимодействовать / Н. А. Петрова // Налоговая проверка. № 1. 2011.

47. Подоляко М.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля//УЭкС.2011.№ 4

48. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.

49. Романовский М.В.Врублевская О.В.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.- Питер: ЮГ,2008, 528 с.

50. Сайфиева С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития // Эко. 2012. № 2. С. 97-115

51. Самушенок Т. В. Современные угрозы экономической безопасности. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 406.

52. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс.- М: Дело, 2005.-896

53. Тимофеева И.Ю. Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений // Экономический анализ. 2010. № 25. С. 23.

54. Тимофеева И. Ю. Недобросовестные налогоплательщики и налоговая безопасность государства //Бухгалтер и закон.2010.№ 8С.35-38

55. Тимофеева И. Ю. Налоговые режимы для малого бизнеса: советы предпринимателям. Смоленск: Универсум, 2011. 190 с.

56. Улюмджиева Е. В. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).

Т. I. М.: РИОР, 2011. С. 75-77.

57. Фелюст А.А. Налоговая сфера экономики как один из источников финансовой безопасности// Вестник АКСОР.2009.№ 4

58. Феофилова, Т. Ю.Риски и угрозы экономической безопасности :идентификация, оценки и противодействие влиянию//Бизнес, менеджмент и право. -2010. № 1. С. 19 – 23

59. Филон И.Л. Налоговый контроль как специфическое направление финансового контроля // Финансы и кредит. 2010. № 8-(392)

60. Чипуренко Е.В. Налоговый анализ: новое научное направление // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 14. С. 28-36.

61. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров: АСА, 2007.

62. Г.Я. Чухнина. Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции//Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.

3. Экон. Экол. 2012. № 2 (21)

63. Якубова Ю.Налоговая инспекция: итоги и долги//Бизнес.2011.№ 5

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

Актуальные проблемы налоговой политики государства. Характеристика налогов и определение их роли в формировании доходной базы бюджета. Пути совершенствования бюджетно–налоговой политики РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности 7
1.1Налоги и их роль в формировании доходной базы бюджета государства 7
1.2 Механизм формирования доходов бюджета за счет налогов 13
1.3 Проблемы формирования доходов бюджета 19
2 Исследование налоговых поступлений в доходную часть бюджетов 27
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 27
2.2 Анализ формирования республиканского бюджета РМ за счет федеральных налогов 30
2.3 Анализ формирования бюджета РМ за счет региональных налогов 33
3 Пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны 36
3.1 Основные направления бюджетно – налоговой политики на перспективу 36
3.2 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов государственного бюджета 42
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из 1 файл

Налоги и эк.безопасность.doc

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества. При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет. Одно из этих преимyществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее резyльтатов. Налоги органически вписываются в формирyемyю в нашей стране систему экономических отношений, основаннyю на действии прежде всего закона стоимости. При разyмных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

  • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

Налоговый кодекс РФ (п.1.ст.8) определяет налог - как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пеней, штрафов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства [12, C. 181].

Однако, на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

  • четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;
  • ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них
  • проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;
  • оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;
  • анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
  • анализ исходных условий;
  • корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.

Проведение государственной политики регулирования доходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота.

Налоговая ставка определяет процент налоговой базы или её части, денежной оценкой которой является величина налога. Изменяя её, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанных с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Таким образом, всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

1.2 Механизм формирования доходов бюджета за счет налогов

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги и взносы на социальные нужды;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина;
  • задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • прочие неналоговые доходы;

Налоги

Налоги являются частью системы поддерживающей экономическую безопасность.

1. Налоги и налогообложение в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Обеспечение экономической безопасности страны – одно из приоритетных направлений политики российского государства. Здесь особое значение приобретает проведение сбалансированной налоговой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. Налоговая политика активно влияет на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве, а сами налоги служат одним из основных источников финансовых ресурсов государства. При этом налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор воспроизводственного процесса, оказывая прямое воздействие на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов перераспределяется значительная часть национального дохода страны, именно с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры страны в целом, а также инвестируя в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Решение задач укрепления экономической безопасности, как указывается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно - технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно - техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно - исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно - технической и коммерческой информации. Это требует развитой и четко функционирующей налоговой системы, способной обеспечить поступление необходимых денежных средств в бюджет государства и способной эффективно служить одним из важнейших компонентов материальной основы экономической безопасности страны.

Общий налоговый режим и налоговое бремя, несомненно, относятся к важным макроэкономическим факторам прогресса. Как заметил А.А. Соколов, «если даже налог вво­дится по чисто фискальным соображениям, он все же является тем но­вым искусственным фактором, который вторгается в прежние хозяй­ственные отношения и приводит к их перестройке, влияя на цены и прибыль, производство и потребление как облагаемых, так, отчасти, и необлагаемых товаров»[1].

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, поскольку основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи, с учетом которых формируются государственные и социальные программы и фонды, обеспечивается функционирование государственного аппарата. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс, писавший, что «налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов»[2].

Налоговая составляющая обеспечивает практически все уровни экономической безопасности необходимыми финансовыми ресурсами и является одной из фундаментальных составляющих многоуровневой системы экономической безопасности.

Несовершенство налоговой системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных льгот, способны существенно затруднить решение многих социально-экономических проблем, поскольку с налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства в целом, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций, всех хозяйствующих субъектов. Пробелы в налоговом законодательстве порождают различные конфликты в области налоговых правоотношений, что может оказать негативное воздействие и на состояние экономической безопасности. Как верно замечает И.В. Цветков, «более всего для экономики опасны конфликты в сфере налоговых правоотношений, так как они прямо или косвенно затрагивают интересы всех, начиная от государства и заканчивая простыми гражданами страны. Все мы в той или иной степени оказываемся вовлеченными в названные правоотношения: мы являемся плательщиками (не только юридическими, но и фактическими) большого количества различных налогов - прямых и косвенных. Налоговые конфликты как никакие иные методично разрушают экономику, а при определенных обстоятельствах способны привести к политическому и экономическому кризису общества»[3].

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета и внебюджетных фондов. Удельный вес налоговых поступлений в государственных доходах большинства стран рыночной экономики составляет в среднем 80-90 %. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится: в США - 90 %, в Германии - 80%, в Японии - 75% от всех доходов бюджета. В России доля налоговых поступлений в общей сумме доходов консолидированного бюджета составляет около 85%.[4] При этом значение налоговых поступлений в экономической жизни общества неуклонно возрастает ввиду роста государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Таким образом, налоги выступают в качестве основы государственного финансового хозяйства. Как отмечает С.В. Барулин, «масштабы распределения и пере­распределения ВВП и национального дохода через налоги настолько существенны в современной экономике, что их позитивное или нега­тивное воздействие становится решающим фактором при построении и реализации политики экономического роста. Налоги - это важней­ший инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов, а также антицикличного развития экономики»[5].

Поскольку налоговые поступления формируют основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они, тем самым, обеспечивают возможность воздействия на пропорции и темпы общественного развития через их расходную часть. Эго позволяет органам государственного управления осуществлять бюджетное субсидирование отраслей промышленности и от­дельных хозяйствующих субъектов, реализовывать социальную политику, направлять государственные инвестиции в экономику, проводить взвешен­ную ценовую и кредитную политику, организовывать общественные работы. За счет бюджетных расходов государство финансирует социально значимые секторы экономики, создает новые высокотехнологичные производства, формирует промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регио­нах, осуществляет прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции.[6] Следовательно, налогообложение выступает в ка­честве элемента организации и управления процессами общественного про­изводства и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности государства.

Важное значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет соблюдение баланса между экономическими интересами граждан, хозяйствующими субъектами и государства. Этот баланс возможно достичь только путем использования такого инструмента, как налоги. Налоги затрагивают интересы всех граждан и юридических лиц как налогоплательщиков, всего общества и государства: государство желает максимизировать совокупные налоговые обязательства налогоплательщиков, а налогоплательщики, со своей стороны, стремятся минимизировать налоговое бремя.

Институт налогов создается не только для принудительного изъятия части доходов и направления их сферу бюджетного потребления, но для обеспече­ния относительного равновесия между частными, корпоративными и общенациональными интересами. Налоги по самой своей сути призваны обеспечить баланс, оптимальное сочетание общественных и частных интересов, выполнять роль буфера при их столкновениях.

В этой связи актуальное значение имеет определение опти­мальных размеров налогового бремени, с тем, чтобы в равной степени обеспечить учет общегосударственных и частных интересов. Возможность достижения баланса этих интересов определяется тем обстоятельством, что, как пишет В.В. Коровин, «при всех их различиях эти интересы имеют и определенные объективные точки соприкосновения. И государство, и корпоративные, и частные собственники для достижения своих отлич­ных друг от друга целей практически в равной степени заинтересованы в обеспечении социальной стабильности в обществе»[7].

Формирование эффективного рыночного механизма во многом определяется налоговой политикой государства. Через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. При этом налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства и во многом определяет ее успех,

В современных условиях налоговая политика государства призвана стимулировать:

- активизацию перехода к рыночным принципам хозяйствования и устойчивому экономическому росту;

- развитие эффективных форм хозяйствования на основе оптимальной структуры собственности, адекватной динамике рыночной экономики;

- рост рентабельности, снижение затрат и накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике;

- социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач;

- формирование достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития.[8]

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.[9]

В Российской Федерации не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации, поскольку это ставит под угрозу ее экономическую безопасность. Это означает, что недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Для регулирования отношений в сфере экономической безопасности существенное значение имеют положения ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

В целях обеспечения справедливости, всеобщности, формально - юридического равенства, единства экономического пространства и других конституционных принципов федеральный законодатель вправе не только формулировать общие принципы налогообложения и исчерпывающий перечень региональных (местных) налогов и сборов, но и прямо устанавливать общие (стандартные) для всей территории Российской Федерации элементы региональных (местных) налогов и сборов.

Однако, такое вмешательство не должно быть произвольным. Федеральный законодатель не вправе определять существенные условия взимания конкретных региональных налогов, если только это не продиктовано необходимостью реализовать те или иные общие принципы налогообложения, не обосновано с позиции достижения равновесия между правами субъектов Федерации - с одной стороны, и основными правами человека и гражданина, принципом единства экономического пространства - с другой.[10]

Целена­правленное использование налогов в качестве инструмента государст­венного регулирования экономики основано на использовании регу­лирующей функции налогов, и реализуется в рамках системы налогооб­ложения в целом за счет неравномерного воздействия налогов на различные объекты налогообложения и различные катего­рии налогоплательщиков. Такая заданная неоднородность воздей­ствия налогов и создает желаемый результи­рующий эффект регулирования. Ослабляя налоговое давление в ка­ком-либо направлении, государство создает более благоприятные условия для развития эко­номики в нужном направлении. Усиление же налогового давления в другом направлении создает дополнительные препятствия для развития экономики в этом направлении.

Налоговая система представляет собой весьма действенный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Ю.А. Крохина в связи с этим указывает, что «современная налоговая система Российской Федерации отражает не только стремление государства к пополнению через налоги бюджетной системы, но и желание воздействовать на поведение частных субъектов. Поэтому отдельные налоги (или налогообложение отдельных объектов) изначально предназначались для государственного регулирования общественных отношений (например, налог на покупку иностранной валюты, налог на землю, повышенное налогообложение игорного бизнеса, производства алкогольной продукции и т. д.). Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги способны влиять на доходы частных субъектов, уменьшая их посредством установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т.д.»[11].

Таким образом, посредством налоговой системы возможно создание условий, стимулирующих хозяйствующие субъекты к определенному виду деятельности в интересах развития всего народного хозяйства страны в целом, что ведет к усилению экономического потенциала государства. Используя такие инструменты, как налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и укрепляет свою экономическую безопасность. Можно также отметить, что посредством налогообложения государство может регулировать международные интеграционные процессы, воздействуя, в частности, на инвестиционный климат – ограничивая иностранные инвестиции путем установления повышенных налоговых ставок на ввоз капитала либо, наоборот, стимулируя приток капитала посредством освобождения от налогообложения.

Налоги являются не просто одним из средств пополнения доходной части государственного бюджета, но и инструментом, способствующим общественному взаимопониманию между гражданами и корпоративными образованиями с одной стороны и государством – с другой. Поэтому от того, насколь­ко оптимально определен уровень налогообложения, зависит не только успешное развитие индивидуального и корпоратив­ного бизнеса, но и богатство нации в целом, а, следовательно – экономическая безопасность страны. Значение системы налогообложения заключается не ограничивается созданием финансовой базы функционирования государства и наполнением на этой основе государственного бюджета, она также обеспечивает выполнение широкого спек­тра социальных задач, осуществление которых возможно исключительно на принципах централизованного аккумулирования значительных финансовых ресурсов, формирования основной доходной части общегосударственного, региональных и местных бюджетов. Это означает, что налогообложение как процесс установления и взимания налогов является социальной деятельностью, направленной регулирование широкого спектра как экономических, так и связанных с ними неэкономических отношений, и способствующей укреплению экономической (и шире – национальной) безопасности государства.

[1] Соколов А.А. Теория налогов. М., 2003. С. 228.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 83.

[3] Цветков И.В. Налоговые споры: вопросы теории и практики // Проблемы и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Ростов-на-Дону. 2003. С. 59.

В данной статье рассматриваются инструменты государственного налогового регулирования экономики с целью обеспечения экономической безопасности, представляется оценка их эффективности; выявляются пробелы современной российской государственной налоговой политики.

Ключевые слова: финансовая безопасность, экономическая безопасность, налог, налоговая система, бюджетно-налоговая сфера, налоговые преступления.

Важнейшим условием развития любого общества в современных условиях является формирование государственной организации, которая наиболее полно гарантирует его безопасность. Безопасность объекта - это защита его жизненно важных интересов от внешних и внутренних негативных воздействий, при которых создаются нормальные условия для его функционирования и возможность его устойчивого развития. Государственная безопасность зависит от национальной силы, выражающейся в ее способности вносить вклад в дела международного сообщества, выживать в условиях экстремальных международных кризисов и условий, полностью реализовывать национальные интересы внутри страны и за ее пределами.

Безопасность Российской Федерации сегодня обеспечивается в нескольких областях: экологическая безопасность, экономическая безопасность, военная безопасность, ресурсная безопасность, информационная безопасность, социальная безопасность, научно-техническая безопасность, энергетическая безопасность, ядерная безопасность, политическая безопасность, инновационная безопасность, техническая безопасность и т. д.

Поскольку экономика представляет собой основу жизнедеятельности любого общества, обеспечение экономической безопасности становится одним из приоритетов в деятельности государства.

Экономическая безопасность – э то такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. [1]

Основой экономической безопасности является финансовая безопасность, которая заключается в обеспечении уровня развития финансовой системы, финансовых отношений и процессов в экономике Российской Федерации, в которой создаются условия, необходимые для социально-экономической стабильности, поддержание целостности и единства финансовой системы государства, успешное преодоление внутренних и внешних угроз в финансовом секторе.

За последние десять лет в целях создания условий для добросовестной конкуренции и обеспечения эффективного экономического развития была предпринята попытка приспособить предпринимательскую деятельность к внутренним потребностям, обеспечив разнообразие и равенство всех форм собственности. В начале реформ государство, надеясь на прямое и саморегулируемое действие рыночных законов, ошибочно минимизировало свое влияние на экономические отношения.

Это не только не привело к ощутимым положительным результатам, но также привело к многочисленным злоупотреблениям и криминализации экономики в целом. Причина заключается в игнорировании одного из законов переходного периода, в соответствии с которым преобразовательная деятельность в экономической сфере должна эффективно и разумно сочетаться с деятельностью по обеспечению национальной экономической безопасности. Эта проблема может быть решена только при условии должного контроля со стороны государственных структур за экономической деятельностью субъектов рынка, четкой, стабильной и хорошо разработанной стратегии развития во всех областях правовой базы.

Основным звеном финансовой безопасности является бюджетно-налоговая сфера. От нее зависит стабильность государственных финансов, что означает способность государства выполнять свои важнейшие функции в обеспечении обороноспособности страны, социальной защиты населения, образования и здравоохранения.

В свою очередь, бюджетная составляющая экономики напрямую зависит от налогов, которые являются основным каналом доходной части бюджета и формируют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. Эффективность основных частей экономики и удовлетворение основных потребностей государства и населения зависят от продуманной и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям.

В целом налоговая система России характеризуется как носитель регрессивных отношений, поскольку в ней отсутствует прогрессивная шкала подоходного налогообложения и имеет место высокий уровень косвенных налогов, что ограничивает выбор потребителя. Такая ее качественная определенность не соответствует рыночным и налоговым принципам и ведет к восприятию налогообложения как социально несправедливого экономического явления, что негативно отражается на налоговой безопасности. Российское государство, проводя политику в области реформирования социальной сферы, идет по пути сокращения производства и потребления общественных благ. Такое состояние подрывает экономическую природу налога, его социальную значимость, а поэтому он становится инструментом экономического насилия по отношению к налогоплательщику, что также снижает уровень налоговой безопасности.

Бурное развитие налогового права началось в России в 90-е годы двадцатого столетия. Налоги тогда заменили существовавшую в социалистическом периоде систему планового распределения прибыли предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования различных производственных фондов в соответствии с установленными нормами. При возникновении различных форм собственности только налогообложение доходов могло обеспечить равные условия хозяйственной деятельности и развитие рыночной конкуренции, а также контроль со стороны государственных органов за экономической деятельностью хозяйствующих агентов. С этой целью был создан массив законов о налогах и сборах, впоследствии подвергнутый первичной кодификации, сформирована разветвленная и всеобъемлющая система налоговых органов, наработана административная и судебная практика в области налогообложения, подготовлены юристы-налоговики. Но очевидными фактами являются молодость этой отрасли права и незавершенность налоговой реформы. Законодательство в сфере налогов и сборов все еще остается разрозненным и часто изменяемым, ему не хватает конкретности, четкой определенности, стабильности, чем пользуются недобросовестные налогоплательщики, использующие «прорехи» в законах и коррупционные связи в налоговых и таможенных органах для ухода от уплаты налогов и таможенных платежей (или значительного их снижения). Результатом названных процессов становится недополучение бюджетами всех уровней многомиллиардных денежных выплат, что, с одной стороны, снижает эффективность деятельности исполнительной власти, с другой — способствует незаконному обогащению определенных групп граждан, усиливает позиции теневой экономики и в конечном счете приводит к деформациям в экономической сфере, создающим угрозу экономической стабильности и безопасности Российской Федерации.

Значение роли налогов и налоговой политики в обеспечении экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой безопасности. В соответствии с трактовкой содержания экономической безопасности, налоги и налоговая политика являются факторами «такого развития экономики, при котором будут созданы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» [3]. Как фактор экономической безопасности, налоги должны обеспечивать такие условия экономического развития, которые будут способствовать устойчивости противостояния угрозам безопасности страны извне, а также внутренним угрозам социальной, финансовой, бюджетной и иным системам России.

Уже не вызывает сомнения тот факт, что налоговая система и налоговая политика объективно являются частью системы экономической безопасности по трем направлениям:

— как финансовый ресурс, который находится в руках государства;

— как инструмент регулирования экономическими и социальными процессами;

— как фактор зависимости государства от налогоплательщиков и регионов.

Таким образом, налоговая система является ресурсом обеспечения экономической безопасности и инструментом ее обеспечения, а также фактором возникновения угроз. Однако стоит отметить, что налоги как ресурсный фактор могут вызывать повышенные угрозы и риски в случае потери налогового потенциала и средства обеспечения безопасности в случае увеличения налогового потенциала.

Роль налогов в обеспечении или угрозе национальной, в частности экономической безопасности, в значительной степени зависит от особенностей пути экономического развития и экономической политики, проводимой государством. Экономика в состоянии кризиса, просчеты в экономической политике не могут не привести к необходимости реформирования налоговой системы для того чтобы избежать возможного превращения ее в угрозу государству, его безопасности лишая ее финансовых ресурсов.

Ошибки в деятельности государственных органов в области налоговой политики и, как следствие, неэффективная налоговая система могут ослабить финансовую систему, привести к дисбалансу региональной и бюджетной политики и поставить интересы государства и предпринимательского сообщества, а также налогоплательщиков и государственной власти в противостояние друг другу.

На сегодняшний день говорить об обеспечении налоговой безопасности в Российской Федерации определенно нельзя. Нельзя хотя бы потому, что в России прочно укрепились такие понятия как «двойная бухгалтерия», «зарплата в конверте», «теневая экономика». Следовательно, несовершенство налоговой системы препятствует реализации налогами своих основных функций. Одной из них является фискальная функция. Ее суть заключается в финансовом обеспечении деятельности государства. Данные, представленные в таблице 1, наглядно отражают степень реализации данной функции относительно федерального бюджета Российской Федерации за период 2016–2018 гг. Анализируя данные, представленные в таблице 1, необходимо отметить, что неналоговые поступления в 2017 году имели набольший удельный вес в общей структуре доходов (25,61%). Тем не менее, в исследуемом периоде наблюдается отрицательная динамика данного показателя. При этом в 2016–2018 гг. прослеживается тенденция увеличения налоговых поступлений как по абсолютной величине (на 30,88 млрд. руб.), так и по показателю удельного веса в общей структуре (на 3,21%) до уровня 77,48% (что в натуральном исчислении составляет 62 млрд. руб.). Данная динамика оказывает благотворное влияние на стабилизацию структуры доходов бюджета.

Таблица 1 - Доходы федерального бюджета Российской Федерации в разрезе источников поступлений за период 2016–2018 гг.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.06.2020 2020-06-01

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Массаров, В. А. Роль налоговой политики государства в обеспечении экономической безопасности региона / В. А. Массаров, Г. Ф. Яричина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/312/71008/ (дата обращения: 20.05.2021).

Главная потребность жизни людей, общества или государства — это потребность в безопасности, то есть потребность в защите от внешних и внутренних угроз. Важнейшим элементом национальной безопасности государства является экономическая безопасность, функционирование которой невозможно без корректной налоговой политики.

Целью данной работы является определение места и роли налоговой политики государства в обеспечении экономической безопасности региона.

– изучить структуру экономической безопасности государства;

– определить место и роль налоговой политики в системе экономической безопасности;

– выделить угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы региона.

Экономическая безопасность — защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения [1].

Структура системы экономической безопасности представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Структура системы экономической безопасности

Важнейший структурный элемент экономической безопасности — финансовая безопасность, в рамках которой безопасность бюджетно-налоговой системы является одной из самых уязвимых сфер.

Рассмотрим налоги и налоговую политику в разрезе 3 ключевых аспектов, представленных на рисунке 2.


Рис. 2. Основные подходы в рассмотрении налогов и налоговой политики в аспекте обеспечения экономической безопасности

Ключевой задачей государства в бюджетно-налоговой сфере является реализация фискальной политики, поскольку сбор и перераспределение налогов — важнейший элемент в формировании бюджета как государства, так и региона (например, в 2019 году налоговые доходы Красноярского края составили 89 % в структуре бюджета региона [2]). Рассмотрим количество налоговых доходов в бюджете Красноярского края на рисунке 3 [3,4].


Рис. 3. Налоговые доходы в структуре бюджета Красноярского края, млрд руб.

На основании данных, представленных на рисунке 3, можно сделать вывод, что налоговые доходы Красноярского края — важнейший элемент его экономической деятельности. Доля налоговых доходов в 2015 году составила 82,5 % от бюджета региона, а в 2019 году рекордные 89 %. Это свидетельствует о том, что регион в значительной мере может обеспечивать себя самостоятельно, не рассчитывая на такие финансовые инструменты, как дотации, субсидии, субвенции и прочее.

Несмотря на эффективную работу налоговой системы региона, существуют угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы:

– несоответствие фактического уровня сбора налогов с их плановыми показателями (например, в 2018 году налоговая задолженность по Красноярскому края составила 14,1 млрд руб.);

– отсутствие стабильного экономического роста в реальном секторе экономики;

– низкий уровень налоговой культуры населения.

Таким образом, рациональное построение налоговой системы, а также ее оптимизация в новых экономических реалиях, позволит нейтрализовать угрозы безопасности бюджетно-налоговой сферы, что в свою очередь укрепит экономическую безопасность как субъекта РФ, так и государства в целом.

Читайте также: