От какого из перечисленных видов расходов можно отказаться в случае необходимости уплата налогов

Опубликовано: 15.05.2024

Кликните по вопросу, чтобы узнать ответ
  • Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:
  • Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…
  • Что не относится к внешнему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Капитал может выступать в двух формах:
  • К факторам роста издержек, зависящим от предприятия, относится:
  • К функциям оптового товарооборота не относится:
  • К системам оплаты труда не относится:
  • Розничная цена велосипеда НЕ включает:
  • Назовите основные виды предпринимательства:
  • В чем сущность постоянных затрат предприятия:
  • Что не входит в состав основных фондов предприятия:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Механизм минимальной социальной защиты государства не включает:
  • Предприятие прибегает к лизингу оборудования, если:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Самостоятельная, инициативная деятельность граждан или юридических лиц, не запрещенная законом, направленная на получение прибыли, это:
  • В чем сущность переменных затрат предприятия:
  • Какое из утверждений неверно:
  • Какой из перечисленных видов цен не относится к классификации цен по стадиям ценообразования :
  • Какая организационно-правовая форма не относится к коммерческим предприятиям:
  • В состав финансов организаций, предприятий, учреждений не входят:
  • Показателем, характеризующем стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника, является:
  • Какие факторы наиболее влияют на покупательский спрос:
  • В каком разделе бизнес-плана анализируется ценовая политика и методы стимулирования продаж:
  • От каких факторов не зависит эффективность использования основных фондов:
  • Методом финансового планирования является:
  • Одежда продается населению:
  • Если темп прироста реализации равен +5%, темп роста прибыли равен 105%, то рентабельность:
  • Какой из разделов бизнес-плана в сжатой форме представляет основные идеи бизнес-проекта:
  • Как называется долгосрочная аренда имущества с правом последующего выкупа:
  • Что относится к внутреннему источнику финансовых ресурсов предприятия:
  • Что понимается под товарооборотом торгового предприятия:
  • Прибыль торгового предприятия это:
  • Фондовооруженность рабочего это:
  • Какие факторы влияют на формирование цены:
  • Факторами роста производительности труда являются:
  • Основные фонды учитываются:
  • Выручка предприятия выросла на 6%, прирост стоимости основных фондов составил +4%, штат предприятия увеличился на 10%. Это свидетельствует о том, что.
  • Условием стабильности предприятия является:
  • Прирост стоимости основных фондов составил + 4%. Численность штата предприятия возросла на 6%, а производительность труда в среднем увеличилась на 0,5%. Заключение какого экономиста Вы считаете справедливым:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • Какие основные элементы включает в себя цена:
  • Как называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль:
  • Под распределением прибыли понимается:
  • В состав внереализационных расходов не включают:
  • В тарифную систему не входит следующий элемент:
  • К ненормируемым оборотным средствам относятся:
  • К относительным показателям деятельности предприятия не относится показатель:
  • Через цены осуществляется связь между производством и потреблением. Цена в этом случае выполняет функцию:
  • Назовите два основных метода ценообразования:
  • Какое из перечисленных понятий отражает абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени:
  • К какой категории персонала предприятия относится бухгалтер:
  • Какие цены (тарифы) являются регулируемыми в РФ:
  • Рентабельность капитала показывает:
  • Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о:
  • Назовите основные формы собственности:
  • Что является «имущественным комплексом, предназначенным для достижения какой-либо хозяйственной цели»:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Какие из перечисленных ниже затрат можно отнести к переменным:
  • Какие из представленных видов оборотных средств являются ненормируемыми:
  • Норма численности работников – это показатель…
  • Какая организационно-правовая форма не относится к некоммерческим организациям:
  • Внереализационными расходами являются:
  • Чистая прибыль это:
  • Темп роста продаж составляет 106%. Уровень нетто-валового дохода возрос на 2%,а Уровень издержек обращения возрос на 1%. Мнение какого экономиста Вы считаете неверным:
  • Какой показатель не характеризует уровень использования основных производственных фондов:
  • К внешним факторам, влияющим на объем полученной прибыли
  • Оплата денежных подарков, социо-культурных мероприятий осуществляется предприятием за счет средств:
  • Среднесписочная численность работников – это показатель…
  • Что не является сферой государственного регулирования экономики
  • Явочная численность работников – это показатель…
  • Что характеризует показатель фондоотдачи:
  • Длительность одного коммерческого цикла характеризуется показателем
  • К переменным затратам не относятся:
  • Что не относится к оборотным средствам предприятия:
  • К какой категории персонала предприятия относится экономист
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Производственная структура предприятия включает в себя:
  • Материальные затраты включают в себя расходы на:
  • Помимо оклада, работник может также получать:
  • Основной капитал предприятия включает в себя:
  • К внутренним факторам, влияющим на объем полученной прибыли, относятся:
  • Что относится к имуществу организации:
  • Длительность коммерческого цикла называется:
  • Процесс перенесения стоимости изношенной части основных фондов на созданную продукцию называется:
  • В состав основных фондов не включаются:
  • Что не относится к основным фондам предприятия:
  • Средства фонда потребления могут быть направлены на:
  • Какого вида логистики не существует:
  • К оборотным производственным фондам НЕ относится:
  • Факторами роста производительности труда не являются:
  • Прирост выручки торгового предприятия составил +7%. Одновременно произошел рост издержек обращения на 6% (в т.ч. прирост расходов на повременную оплату труда - +8%, прирост расходов на рекламу (размещение рекламы в журнале) - +0,4%). Мнение какого экономиста неверное
  • Издержки, сумма которых растет пропорционально объему товарооборота, называются:
  • На ускорение товарооборачиваемости не влияет:
  • Показатель фондоемкости является обратным показателем…
  • Какое из определений розничного товарооборота является верным
  • Какая из перечисленных не является функцией цен:
  • На размер торговой наценки влияет:
  • Выручка(нетто) торгового предприятия составила 20 млн.руб. При этом Уровень валового дохода составил 25%, а Уровень издержек обращения составил 15%. Прибыль торгового предприятия будет равна:
  • К нематериальным активам не относятся:

Рабочим документом предприятия, в котором оно ставит свои цели и детально прорабатывает пути их достижения, является:

Какое из утверждений верно: «Коммерческие предприятия и организации…

имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли

Компании на общей системе налогообложения и на упрощенке 15% могут платить меньше налогов за счет расходов. Это работает так: заработали сто рублей, потратили сорок рублей, заплатили налог с оставшихся шестидесяти. Но не все расходы налоговая принимает, иногда она может сказать: «Нет, ребята, эти расходы мы не учитываем, платите больше налогов». Разбираемся, почему так бывает и что в этом случае делать.

Марина Назарова

Какие расходы принимает налоговая

У налоговиков есть понятие «налоговая база» — это сумма, с которой компания платит налоги. Налоговая база — это не все заработанные деньги, из них вычитают расходы компании. Так налоговая база уменьшается, и можно заплатить меньше налогов.

Если бы налоговая не следила за расходами, все бы писали, что потратили много, и теперь налогов должны чуть-чуть. Поэтому расходы тщательно проверяют, какие угодно не учитывают, а только те, которые:

экономически обоснованы — действительно были нужны компании, а товары и услуги имеют рыночную стоимость. Нельзя купить дизайнерский диван за миллион, заплатить за перевозку с соседней улицы двадцать тысяч, а поставить его на дачу директора. Налоговая спросит: почему перевозка такая дорогая, зачем компании этот диван и где он стоит у вас в офисе;

документально подтверждены — есть договоры, счета, транспортные и товарные накладные, отчеты, принимают даже переписку в мессенджере и фотографии на телефоне. Возможно, компании нужен диван за миллион, чтобы производить впечатление на клиентов. Но тогда принесите накладную, которую подписал мебельный салон, транспортная компания и сама компания. Приложите фотографии этого дивана из офиса, а еще службную записку с объяснениями, почему именно этот диван.

Все расходы всех-всех компаний налоговая не проверяет, но она смотрит обороты, отчеты, сравнивает с тем, как в целом по отрасли, и понимает, жульничает компания с расходами или нет.

Для упрощенки 15% налоговая еще проверяет, входят ли расходы в список разрешенных. Для общей системы налогообложения такого списка нет — расходы могут быть любыми, но с документами и экономическим обоснованием.

Расходы для упрощенки 15%

Почему налоговая отказывает

Бывает, что компания работает честно, а налоговая всё равно не принимает расходы. Чаще всего так происходит, если компания не смогла объяснить и подкрепить документами свои покупки.

Торговая компания заказала у агентства маркетинговое исследование, его стоимость — миллион рублей. Компания подписала договор, оплатила счет и получила акт о выполненных работах — эти документы она и предоставила в налоговую. Налоговая компании отказала.

Если разбирать ситуацию глазами налоговой, она выглядит так:

Компания отдала миллион рублей за то, что нельзя потрогать руками. Возможно, это важно для компании, но в акте всего одна фраза: выполнено маркетинговое исследование. Зачем компании оно, почему за миллион, почему у этого агентства, что исследование дало — непонятно.

А вот как должно было быть:

Торговая компания заказала исследование, в договоре она прописала, что агентство предоставит полный отчет. Из отчета видно, что сотрудники агентства проверили компанию под видом тайных покупателей, сходили к конкурентам, предоставили фотографии ассортимента по всем магазинам города. Благодаря исследованию торговая компания смогла расширить ассортимент, потеснить конкурентов и заработать больше.

Когда налоговая не принимает расходы, она всегда объясняет, почему так. Отсутствие обоснования и документов — самая частая причина, но и есть другие. Например, компания работала с фирмой, которую налоговая считает однодневкой. Можно предоставить любые документы, но налоговая откажет, потому что компания-поставщик похожа на однодневку. Единственный выход тут — суд.

Что делать, если отказали

А теперь краткая инструкция о том, что же делать, если налоговая не принимает расходы по разным причинам. Идем по шагам:

  • собрать и дополнительно предоставить налоговой всё, что может подтвердить расходы: накладные, путевые листы, отчеты, договоры, презентации с картинками, электронные письма;
  • написать возражение. Когда налоговая рассмотрит расходы, она напишет и передаст акт. Можно не согласиться с результатами и написать в акте возражение, которые налоговая обязана рассмотреть. Возражение писать обязательно: если дело дойдет до суда, без него суд может отказать в рассмотрении заявления;
  • написать жалобу на должностное лицо в вышестоящую налоговую, если возражение не приняли. Жалобу пишут в свободной форме, в двух экземплярах — один отправляют в свою налоговую, вторую в вышестоящую;
  • обратиться за консультацией к налоговому юристу — он подскажет, стоит ли идти в суд, какие шансы выиграть;
  • идти в суд, но только если есть поддержка налогового юриста.

По опыту, если компания честная, а расходы реальные, вышестоящая налоговая еще до суда соглашается принять расходы.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

При определении налогооблагаемой базы организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывают расходы согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ .

Рассмотрим отдельные виды расходов, входящие в этот закрытый перечень, а именно:

  • затраты на уплату налогов и сборов;
  • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации;
  • расходы на проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
  • плату за предоставление информации о зарегистрированных правах;
  • расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
  • расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
  • расходы на судебные и арбитражные с

Расходы на уплату налогов и сборов

Суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, могут быть учтены в составе расходов при УСНО (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ). С учетом пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ они учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

Документы, которые обосновывают произведенные расходы на уплату налогов и сборов:

  • документы, подтверждающие перечисление налогов (сборов) в бюджет (платежное поручение, платежное требование);
  • декларация или расчет по налогу (сбору).
В Книге учета доходов и расходов налоги и сборы отражаются после их фактической уплаты.

С какими вопросами чаще всего сталкиваются «упрощенцы» при определении расходов на уплату налогов и сборов?

Можно ли включить НДФЛ в состав расходов, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ? Пояснения по данному вопросу неоднократно давались финансовыми органами: суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из доходов работников организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, не могут включаться в состав расходов, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Кодекса. НДФЛ учитывается в составе начисленных сумм оплаты труда, к которым в соответствии со ст. 255 НК РФ относятся любые начисления работникам, предусмотренные трудовыми договорами (письма Минфина РФ от 28.04.200 7 № 03-11-05 / 84 , от 22.02.200 7 № 03-11-04 / 2 / 48 ). Налогоплательщик, применяющий УСНО, согласно пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ имеет право при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда.

Можно ли учесть в качестве расходов сумму единого налога, перечисленного в бюджет? Разъяснения по данному вопросу были даны Минфином в Письме от 19.12.200 6 № 03-11-04 / 2 / 281 . Налогоплательщики, применяющие УСНО, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ , при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ . Причем перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ , является исчерпывающим. При этом вышеназванным перечнем не предусмотрен такой вид расходов, как расходы в виде уплаченного единого налога. На основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ плательщики единого налога вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, от уплаты которых они не освобождены в связи с применением УСНО.

Аналогичное мнение высказано и налоговыми органами в Письме УФНС по г. Москве от 27.07.200 6 № 18-11 / 3 / 66235@ .

Можно ли учесть в составе расходов по налогам и сборам государственную пошлину? На основании п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина относится к сборам, взимаемым с юридических и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении них юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ . Согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. В связи с этим суммы государственной пошлины, уплаченной за выдачу сертификатов, за регистрацию прав на земельный участок в порядке и размерах, установленных гл. 25.3 НК РФ , организация может учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (Письмо УФНС по г. Москве от 03.07.200 6 № 18-11 / 3 / 57704@ ).

Может ли организация учесть расходы по уплате патентной пошлины?

При учете данного вида расходов необходимо помнить, что перечень расходов, уменьшающих полученные плательщиками единого налога доходы, является исчерпывающим и учесть в расходах можно только сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ. В качестве примера можно привести Письмо Минфина РФ от 22.03.200 6 № 03-11-04 / 2 / 63 , в котором разъяснен порядок применения пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ . В данном случае речь идет об уплате патентной пошлины. Патентная пошлина является государственным сбором. Однако ее взимание регулируется Патентным законом РФ от 23.09.199 2 № 3517-1 и Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров , утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12.08.199 3 № 793 , а не законодательством о налогах и сборах РФ. Патентная пошлина не является сбором, уплачиваемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ, расходы на оплату названного сбора не учитываются в целях налогообложения.

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации

Согласно пп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», могут учесть расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие). Учету подлежат не все расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации, а только если эти действия обязательны в силу требований закона. Согласно п. 90 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности 1 в случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.199 6 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
  • пояснительной записки.
Согласно ст.16Федерального закона № 129-ФЗ публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Статьей18Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете: руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае несоблюдения сроков ее (бухгалтерской отчетности) представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации . Наказание предусмотрено ст.15.11 КоАПРФ .

На основании п. 1 ст. 97 ГК РФ ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Так как ОАО подлежит обязательному аудиту, оно должно публиковать и аудиторское заключение. Для ООО такой обязанности не предусмотрено, за исключением случаев, установленных законодательством.

В случаях, если организация подлежит обязательному аудиту, она обязана публиковать аудиторское заключение и расходы на публикацию можно учесть для целей исчисления единого налога при УСНО согласно пп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ .

Под публикацией иной информации понимается следующее:

  • контроль над зависимым обществом (п.2 ст.106 ГКРФ );
  • уменьшение уставного капитала (ст.30 Федерального закона от26.12.1995 № 208-ФЗ «Обакционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ), ст.20 Федерального закона от08.02.1998 № 14-ФЗ «Обобществах сограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ);
  • реорганизация (ст.15 Закона № 208-ФЗ , ст.51 Закона № 14-ФЗ );
  • ликвидация (ст.63 ГКРФ , ст.22 Закона № 208-ФЗ ).

Расходы на проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы

Возможность учета расходов на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов при возникновении спора об исчислении налоговой базы определена п. 27 ст. 346.16 НК РФ . Данные расходы внесены в перечень расходов по УСНО с 01.01.200 6. Следует обратить внимание на то, что расходы на оценку, упомянутые в пп. 27 п.1 ст. 346.16 НК РФ , можно учесть при налогообложении только в том случае, если они являются обязательными согласно закону.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.199 8 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Причем целью проведения обязательной оценки является именно контроль за правильностью уплаты налогов. Осуществляют его налоговые органы (гл. 14НК РФ ).

Согласно ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в налоговом контроле, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Отказ специалиста от участия в налоговой проверке влечет ответственность по ст. 129 НК РФ .

Оценка для целей налогообложения должна отвечать следующим требованиям. Во-первых, полнота учета. Оценка производится по всем объектам независимо от режима налогообложения (подлежит ли объект учета вычетам, относится ли он к льготируемым и т. д.). Это позволяет обосновать льготы, распределить налоговое бремя, вести взвешенную политику налогообложения. Во-вторых, легитимность учета и полученной информации, источников сведений об объекте, его характеристиках, правовом статусе.

При выполнении всех вышеперечисленных требований данный вид расходов можно будет учесть при налогообложении по упрощенной системе.

Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах

«Упрощенцы» могут учесть расходы в виде платы за предоставление информации о зарегистрированных правах согласно п. 28 ст. 346.16 НК РФ .

В соответствии с п. 2ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, порядок взимания и зачисления в федеральный бюджет устанавливаются Правительством РФ. Правила осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.200 4 № 773 .

На основании п. 2 данного постановления размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (за исключением сведений о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс) составляет:

  • для физических лиц – 100 руб.;
  • для юридических лиц – 300 руб.
Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс равен 600 руб.

Расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков)

Дополнение закрытого перечня расходов пп. 29п. 1 ст. 346.16 НК РФ обусловлено введением в действие нового Земельного кодекса РФ и необходимостью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, регистрацией прав на землю и недвижимое имущество. У предприятий и организаций, в том числе применяющих УСНО, возникают расходы по регистрации прав на землю, оплате услуг специализированных организаций по оценке земли, изготовлению документов кадастрового и технического учета, по проверке и уточнению границ, площадей и правового статуса земельных участков. Принятие данных расходов соответствует порядку, предусмотренному гл. 25 НК РФ . Согласно п. 40 ст. 264 НК РФ данные затраты носят текущий характер и могут быть учтены в целях налогообложения.

В Письме Минфина РФ от 18.04.200 6 № 03-11-04 / 2 / 84 дается разъяснение о том, что организация может учесть расходы по оформлению договора выкупа из государственной собственности земельного участка. В то же время стоимость земельного участка для целей налогообложения учитываться не должна, так как согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в состав основных средств, стоимость которых учитывается при применении УСНО, включается только амортизируемое имущество. В соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) не подлежат амортизации.

Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности

Согласно ст. 49 ГК РФ лицензия определяется как специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых утверждается законом. Право на осуществление деятельности, для занятия которой необходимо получить лицензию, возникает с момента выдачи лицензии или указанного в ней срока и прекращается по окончании срока ее действия. Перечень таких видов деятельности определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.200 1 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ). Данный закон направлен на проведение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка и регулирует отношения, возникающие в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.

Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности, организация, применяющая УСНО, может учесть при расчете налогооблагаемой базы на основании п. 30 ст. 346.16 НК РФ .

Расходы на судебные и арбитражные споры

Для того чтобы определиться с перечнем расходов, установленным в пп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ , необходимо обратиться к Гражданско-процессуальному кодексу (в случае рассмотрения дел в суде общей юрисдикции) и Административно-процессуальному кодексу (если дела рассматриваются в арбитражном суде). В соответствии со ст. 88 ГПК РФ и ст. 101 АПК РФ к судебным расходам и арбитражным сборам можно отнести государственную пошлину и судебные издержки.

В арбитражном процессе к судебным издержкам относятся:

  • суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;
  • расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;
  • расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле.
  • Судебными издержками на основании ст.94 ГПКРФ являются:
  • суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
  • расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • затраты на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  • расходы на оплату услуг представителей;
  • расходы на проведение осмотра на месте;
  • компенсация за фактическую потерю времени, выплачиваемая по правилам ст.99 ГПКРФ ;
  • связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, и другие признанные судом необходимыми расходы.
Разрешив принимать данные расходы при расчете единого налога при УСНО, законодатели, к сожалению, не прописали порядок принятия данного вида затрат в целях налогообложения. По общему правилу в соответствии с п.2 ст.346.17НКРФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Также в силу п.2 ст.346.16 НКРФ расходы, указанные в п.1 ст.346.16 НКРФ , принимаются при условии их соответствия критериям, установленным п.1 ст.252 НКРФ : обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

1 Приказ Минфина РФ от 29.07.199 8 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

СТ 83 БК РФ

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

2. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Комментарий к Ст. 83 Бюджетного кодекса РФ

1. Комментируемая статья применяется в следующих случаях:

- если был принят новый федеральный закон или иной правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом;

- если применение федерального закона или иного правового акта порождает бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете.

2. В отношении описанных случаев комментируемая статья устанавливает два принципа:

- бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете;

- установление новых бюджетных обязательств, обусловленных принятием или изменением федерального закона (иного нормативного акта), не должно влечь увеличение дефицита бюджета.

3. Первый принцип находит свое отражение в п. п. 3 - 5 комментируемой статьи. Так, п. 3 устанавливает, что финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.

Если предполагается, что в следующем финансовом году бюджетных средств будет недостаточно для финансирования всех расходов, обусловленных действующим законодательством, то в соответствии с п. 4 комментируемой статьи в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в законе (решении) о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта.

Пункт 5 комментируемой статьи применяется к случаям, когда законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете. Для разрешения возникающей при этом коллизии законодатель установил приоритет закона (решения) о бюджете перед иными нормативными правовыми актами.

4. Второй из названных принципов финансирования расходов, не предусмотренных законом (решением) о бюджете, реализуется в п. п. 1, 2 и 6 комментируемой статьи. Так, при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия такого правового акта не финансировались ни одним бюджетом, в указанном правовом акте должны содержаться положения, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты нижестоящих уровней.

Если в законе (решении) о бюджете финансирование расходов, обусловленных федеральными законами или иными нормативными актами, не было предусмотрено, но в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом (решением) о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично (не в полной мере) источниками финансирования в бюджете на соответствующий год, если бюджетным законодательством не предусмотрено иное.

В бухгалтерском учете налоги, которые платит фирма, могут включаться в состав расходов по обычным видам деятельности (например, земельный налог) или в состав прочих расходов (например, налог на имущество). В налоговом учете это прочие расходы. Однако есть непростые моменты, от которых зависит, можно ли учесть в расходах тот или иной налог.Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Что учитывается

В прочих расходах по налогу на прибыль учитываются начисленные налоги (авансовые платежи по ним) и сборы (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ):

  • транспортный налог;
  • налог на имущество, исчисленный как исходя из балансовой, так и из кадастровой стоимости;
  • земельный налог;
  • восстановленный НДС, который по НК учитывается в прочих расходах. Это, например, налог, восстановленный при получении освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ (пп. 2, 6 п. 3 ст. 170 НК РФ);
  • госпошлина;
  • страховые взносы во внебюджетные фонды.

Что не учитывается

В налоговых расходах не учитываются следующие налоги, платежи и взносы (авансовые платежи по ним):

  • налог на прибыль;
  • ЕНВД;
  • НДС, предъявленный покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг);
  • платежи за выбросы загрязняющих веществ с превышением нормативов;
  • торговый сбор.

Опасные моменты

На практике у налогоплательщиков нередко возникают вопросы относительно учета в расходах отдельных платежей в бюджет.

Земельный налог

Так, в письме Минфина РФ от 17 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/8707 идет речь о земельном налоге. В нем сказано, что если согласно действующему законодательству о налогах и сборах организация признается налогоплательщиком земельного налога, то расходы на его уплату учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном НК РФ. Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

То есть статус плательщика земельного налога определяется наличием обязательств, установленных законодательством РФ. А как быть в случае, если земельный участок не используется налогоплательщиком или используется в деятельности, не приносящей доход?

В статье 270 Налогового кодекса нет указания на то, что суммы земельного налога, уплаченного по земельному участку, не используемому налогоплательщиком или используемому в деятельности, не приносящей доход, должны быть исключены из состава расходов, формирующих налогооблагаемую прибыль.

Однако есть опасный момент, на который указал Минфин. Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, а расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

То есть расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что они документально подтверждены и экономически обоснованы. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Любые затраты признаются расходами при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А значит, расходы по уплате земельного налога, уплаченного за период, когда земельный участок, приобретенный в собственность, фактически не использовался в хозяйственной деятельности организации, не подлежат учету в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ). Поскольку проверяющие могут расценить, что данные расходы не отвечают критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Такой вывод финансисты делали ранее (см., например, письмо от 16.06.2006 г. № 03-03-04/3/12). Хотя в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 г. № 7379/07, ФАС Уральского округа от 07.09.2010 г. № Ф09-7086/10-С3, а также и в более поздних разъяснениях того же Минфина были сделаны выводы в пользу налогоплательщиков (см., например, письмо от 18.04.2011 г. № 03-03-06/2/64).

Поэтому, учитывая неоднозначную позицию финансистов, не исключено возникновение споров с налоговыми органами, которые расходы в виде суммы земельного налога по «непроизводственному» участку, скорее всего, будут рассматривать как экономически не обоснованные.

Страховые взносы на выплаты за счет прибыли

В письме Минфина России от 25 апреля 2016 г. № 03-03-06/1/23678 разъяснено, что даже если страховые взносы были начислены на выплаты работникам, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль, их можно учесть их в составе прочих расходов.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, таможенных платежей, сборов и страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, кроме перечисленных в статье 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Конкретно страховые взносы, начисленные на выплаты, которые не признаются расходами при налогообложении прибыли, в статье 270 НК РФ не поименованы. В то же время указанный перечень не является закрытым. А последним 49 пунктом в нем указаны расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таковой является также деятельность, являющаяся необходимой для налогоплательщика. Она направлена на сохранение уже имеющегося дохода, предотвращение уменьшения имущества предприятия, снижение риска каких-либо потерь. Таким образом, для обоснования принятия в состав прочих расходов страховых взносов, начисленных на не учитываемые при налогообложении прибыли выплаты, одного того, что они конкретно не поименованы в статье 270 Налогового кодекса, недостаточно. Поэтому в данной ситуации дополнительным критерием для подтверждения обоснованности расходов является необходимость этих расходов для налогоплательщика. А именно – обязанность их уплатить в соответствии с законодательством о страховых взносах и риск наложения штрафных санкций в связи с неуплатой.

Таким образом, страховые взносы во внебюджетные фонды списываются в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, независимо от того, учитываются соответствующие выплаты работникам при налогообложении прибыли или нет.

Ошибочно начисленные взносы

А вот ошибочно уплаченные страховые взносы не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Организация облагала страховыми взносами стипендии по ученическим договорам, согласно которым работники были обязаны пройти обучение и проработать по трудовому договору с работодателем не менее трех лет. От квалификации, сложности, качества, конкретных условий выполнения работ выплачиваемые ученикам суммы не зависели. Проверяющие не признали их оплатой труда, исключили неправомерно начисленные страховые взносы из налоговых расходов и доначислили налог на прибыль. Судьи поддержали эту позицию.

Вывод суда таков: поскольку предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции, стипендия, которая выплачивается обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, не облагается страховыми взносами. Соответственно, ошибочно уплаченные страховые взносы не уменьшают налогооблагаемую прибыль (Постановление АС Московского округа от 29 июня 2016 г. № А40-158373/2014).

Как заполнить декларацию

Суммы налогов и сборов, принятых в качестве прочих расходов, отражают по строке 041 приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (п. 7.1 Порядка заполнения декларации).

Заполняя строку 041 декларации за отчетный (налоговый) период, укажите в ней сумму всех начисленных в этом периоде налогов (авансовых платежей по ним) и сборов нарастающим итогом независимо от даты их уплаты в бюджет (письмо Минфина от 21 сентября 2015 г. № 03-03-06/53920).

Вся сумма, указанная по строке 041, включается в общую сумму косвенных расходов (строка 040 Приложения № 2 к Листу 02 декларации).

Читайте также: