Налоговая система великобритании курсовая

Опубликовано: 17.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги – это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.

Файлы: 1 файл

АНГЛИЯ.doc

Министерство сельского хозяйства

ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный
университет им. К.Д. Глинки

Кафедра налогов и налогообложе ния

по дисциплине:
Налоговые системы зарубежных стран

Налоговая система Великобритании

студент 5 курса

факультета бухгалтерского учёта

заочной формы обучения

«Налоги и налогообложение»

Лаптиёва Ксения Викторовна

к.э.н., доцент Деревенских М.Н.

I. Государственные структуры, участвующие в формировании и реализации налоговой политики

II. Налоговая система Великобритании

II.1. Влияние понятий «резидент» и «домициль» на налоговый режим

II. 2. Налоги на доходы

II.2.1. Личный подоходный налог (Personal Income Tax)

II.2.2. Корпорационный налог (Corporation Tax)

II.3. Налоги на расходы

II.3.1. Налог на добавленную стоимость - НДС (Value Added Tax)

II.3.2. Акцизы (Excise Duties)

II. 4. Налоги на капитал

II.4.1. Налог на прирост капитала (Capital Gains Tax)

II.4.2. Налог на наследство (Inheritance Tax)

II.5. Таможенные пошлины, сборы и платежи

II.5.1. Таможенные пошлины (Customs Duties)

II.5.2. Гербовый сбор и налог на землю (Stamp Duty Land Tax)

II.5.3. Иные виды сборов

II.5.4. Взносы в систему социального страхования ( National Insurance Contribution)

II.6. Местное налогообложение

II.6.1. Налог на объекты хозяйственной деятельности (National Non Domestic Rates)

II.6.2. Муниципальный налог (Council Tax)

III. Устранение двойного налогообложения

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги – это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.

В современной России налоги – одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую.

Поэтому опыт развитых государств в решении налоговых прблем, в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики, способствующей экономическому развитию и повышению благосостояния общества особенно важен в Российской Федерации при переходе к рынку. Изучение и анализ теории и практики налогов в наиболее развитых странах мира необходимо для более полного понимания сути процессов, связанных с влиянием принятых систем налогообложения на экономическое и социальное развитие общества. На примере западной модели страна с переходной экономикой может понять, к чему в перспективе необходимо стремиться и чего избегать.

Одним из высокоразвитых государств Западной Европы является Великобритания. Страна является родиной науки о налогообложении. Опыт налогообложения данного государства ценен для России, его становление, а также реформирование налоговой системы Великобритании занимают два столетия. Великобритания имеет развитую налоговую систему. Время подтвердило ее стойкость и жизнеспособность. Разнообразные виды налогов обеспечивают государственным органам возможность контроля за каждым плательщиком налога (физическим и юридическим лицом), а следовательно, за производством, обращением, распределением и потреблением.

Законодательство Великобритании предусматривает благоприятные условия обложения инвестиций. Данный опыт важен для России в области привлечения иностранных инвестиций для поднятия производства, повышения качества жизни населения.

Предметом исследования в курсовой работе является механизм функционирования налоговой системы Великобритании и его особенности.

Цель написания курсовой работы “Характеристика налоговой системы Великобритании “- изучение методик сбора и контроля за уплатой налогов в Великобритании.

Достижение данной цели требует решения следующих задач: изучение особенностей налоговой системы Великобритании, структуры доходов государственного бюджета, видов налогов, органов, осуществляющих сбор и контроль за уплатой налогов, результатов налоговой реформы Великобритании.

В данной курсовой работе использовались труды следующих ученых: Мещеряковой О.В., Морозова В.П., Починка А.П., Русаковой В.А., Черника Д.Г., Черника И.Д., Харлоф Э., Хесина Е..

I. Государственные структуры, участвующие в формировании

и реализации налоговой политики

В области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играют два государственных органа:

- Министерство финансов (HM Treasury),

Министерство финансов формирует бюджетную политику и осуществляет надзор в валютной и налоговой области; планирование и контроль за расходами на общественные нужды; ведет правительственный учет валютных средств; осуществляет надзор за качеством общественных услуг; является субъектом международных финансовых отношений; контролирует сферу финансовых услуг, управляет центральным правительственным долгом.

- Служба налоговых сборов и таможни (HM Revenue and Customs).

: Служба налоговых сборов и таможни взимает налоги с прибыли, доходов и капиталов, гербовый сбор и налог на землю, а также ведет сбор и учет таможенных пошлин и платежей, налогов и сборов (включая НДС), связанных с импортом товаров; выполняет агентские функции, включая контрольные в области импорта и экспорта; осуществляет введение защитных мер; отвечает за ведение торговой статистики.

Местные власти взимают местные налоги, такие, например, как налог на объекты хозяйственной деятельности и муниципальный налог.

II. Налоговая система Великобритании

Главными источниками государственных доходов Великобритании являются следующие группы налогов:

- налоги на доходы, включающие личный подоходный налог, корпоративный налог и налог на продажу нефти;[1]

- налоги на расходы, включающие налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизные сборы;

- взносы в систему социального страхования;

- налоги на капитал, включая налог на наследство, налог на прирост капитала, муниципальный налог и налог на объекты хозяйственной деятельности.

II.1. «Резидент» и «домициль» как объекты налогообложения

В отношении физического лица по общему правилу статус «резидента» определяется, учитывая количество дней, проведенных лицом в Великобритании, а также цели его нахождения на территории страны.

Физическое лицо считается резидентом Великобритании, если оно:

· находится в Великобритании более 183 дней в течение одного финансового года (с 6 апреля по 5 апреля); или

· более 91 дня в каждом году в течение четырехлетнего периода; или

· приехало в Великобританию на срок свыше 2 лет;

· имеет жилье в Великобритании. В этом случае один день, проведенный им в Великобритании, уже дает ему статус резидента, даже если указанное жилье им не используется для проживания.

В британском праве также используются такие понятия, как:

«обычный резидент» (ordinarily resident);

Оно применяется в тех случаях, когда физическое лицо прожило в Великобритании 3 года и более, или по прибытии в страну заявляет о своем намерении остаться на период свыше 3 лет.

В соответствии с британской концепцией права физическое лицо будет иметь статус домициля в Великобритании, если он/она родились в Великобритании в семье британских родителей, либо после достижения 16-летнего возраста он/она приняли решение сделать Великобританию своим постоянным местожительством. Статус домициля отличается от статуса резидента тем, что лицо может быть резидентом более чем одной страны, в то время как домицилем только одной страны.

Британский режим налогообложения физического лица непосредственно зависит от наличия или отсутствия статуса резидента, обычного резидента и домициля. Ниже приводятся данные об обязательствах физического лица по уплате личного подоходного налога (income tax), налога на прирост капитала (capital gains tax) и налога на наследство (inheritance tax).

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 5

1.1 Налоговые органы и налоговое администрирование 5

1.2 Налоговое законодательство 11

2. ВИДЫ НАЛОГОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 17

2.1 Основные виды налогов 17

2.2 Налоги на доходы 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Обязанность по уплате налогов является одной из основных обязанно-стей граждан любого государства. Обязанность граждан Российской Федерации уплачивать налоги закреплена в ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Так подчеркивается особая значимость отношений, возникающих между государством и его гражданами по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей.

Формирование оптимальной налоговой системы, является одной из ос-новных проблем налоговых преобразований в большинстве государств мира. Не является исключением и Российская Федерация. Разработка и совершенствование методов противодействия уклонению от уплаты налогов является одной из приоритетных задач, как на внутригосударственном уровне, так и во внешнеполитической деятельности большинства современных государств. Способы решения заявленной проблемы различаются в зависимости от исторически сложившихся основ организации государственных органов, текущих целей и задач политики и т.д.

Наиболее интересным примером государства, создающего эффектив-ную и экономичную налоговую систему, является Соединенное Королевство Великобритании. Длительный период развития британской налоговой системы позволил накопить колоссальный опыт решения сложнейших экономических и правовых задач в этой сфере.

Налоговое право Великобритании имеет достаточно глубокие, в том числе с исторической точки зрения, корни. Не случайно, что одними из самых древних из дошедших до нас правовых актов являются налоговые декларации. В архивах Британского музея хранятся документальные свидетельства, которым более четырех тысяч лет. Тем самым подтверждается тезис о том, что, если имеется – в той или иной форме – социальная организация, должны быть налоги и прочие общеобязательные платежи, взимаемые с населения (если только это не тотальное рабовладение или крепостное право, когда действуют иные экономические регуляторы). Даже в не столь продолжительной публичной истории Англии (и еще более короткой истории Великобритании) налогообложение играло центральную роль. Факты свидетельствуют о том, что оно нередко служило причиной мятежей, восстаний (в том числе бунтов в американских колониях) и крахов правительств, как в прошедшие исторические эпохи, так и в современный период.

В этих условиях тема анализа налоговой системы Великобритании являются актуальной. Анализ данной темы и является целью данной работы. В свою очередь, из поставленной цели вытекают задачи анализа основных составляющих налоговой системы Великобритании, а именно:

• анализ налоговых органов и системы налогового администрирова-ния;

• анализ нормативно-правовой налоговой системы;

• анализ основных видов налогов.

До 2005 года в области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играло три государственных органа: Министерство финансов (HM Treasury), Управление налоговых сборов (Inland Revenue) и Королевская служба таможен и акцизов (HM Customs and Excise) .

Министерство финансов формировало бюджетную политику; осуществ-ляло надзор в валютной и налоговой области, планирование и контроль за расходами на общественные нужды; вело правительственный учет валютных средств; осуществляло надзор за качеством общественных услуг; контролировало сферу финансовых услуг; управляло центральным правительственным долгом.

Управление налоговых сборов взимало налоги с прибыли, доходов и капиталов, гербовый сбор и налог на землю. Его структурное подразделение Contributions Office являлось ответственным за формирование государственной системы социального страхования (National Insurance Contribution).

В компетенцию Королевской службы таможен и акцизов, в частности, входило: сбор и учет таможенных пошлин и платежей, налогов и сборов (включая НДС), связанных с импортом товаров; агентские функции, включая контрольные в области импорта и экспорта; введение защитных мер; ведение торговой статистики.

Изменения в структуре Правительства Великобритании повлекли реформирование многих государственных управлений и служб, в том числе Управления налоговых сборов и Королевской службы таможен и акциз, которые в соответствии с Актом об уполномоченных по государственным доходам и таможням 2005 г. были объединены в Управление государственными доходами и таможнями (HM Revenue and Customs, далее – Управление) .

Как и во всех странах, в Великобритании налоги являются важнейшим источником регулирования бюджета. Налоговая система Великобритании – хорошо организованный инструментарий, отлаженный механизм, основная функция которого – регулирующая. Налоговая администрация Великобритании подразделяется на два уровня: центральную и местную.

Налоговое законодательство Великобритании активно развивается и совершенствуется. Парламентские акты о прямых налогах в Великобритании подверглись процедуре переиздания, что позволило придать им большее единообразие, упорядоченность, современность изложения, удалить накопившиеся атавизмы. Реформирование и совершенствование системы налогов и сборов происходит и в настоящее время по следующим направлениям:

1) совершенствование налогообложения путем изменения (увеличения и уменьшения) налоговых ставок, уровня налогооблагаемых доходов, объекта налогообложения для поддержания конкурентоспособности экономики Вели-кобритании на мировом рынке;

2) административная реформа налоговых органов;

3) совершенствование налогового законодательства.

Система учета налоговых схем, разработанная британской налоговой службой, является эффективным инструментом для выявления схем, наиболее часто участвующих в организации налогового планирования в Великобритании.

В области налоговой политики в Великобритании ключевую роль играют два государственных органа: Министерство финансов или Казначейство (HM Treasury), Управление государственными доходами и таможнями (HM Revenue and Customs).

Накопленный в последние годы опыт Великобритании по объединению ведомств и перераспределению их полномочий, равно как и имеющиеся наработки в области социальной направленности деятельности и использования современных технологий для повышения качества работы с налогоплательщиками, на взгляд автора, весьма полезны для анализа и заимствования в практике налогового администрирования в Российской Федерации.

Главными источниками государственных доходов Великобритании являются следующие группы налогов:

- налоги на доходы (прибыль), включающие личный подоходный налог, корпоративный налог и налог на продажу нефти;

- налоги на расходы, включающие налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизные сборы;

- взносы в систему социального страхования;

- налоги на капитал, включая налог на наследство, налог на прирост капитала, муниципальный налог и налог на объекты хозяйственной деятельности.

Великобритания относится к числу государств, в которых преобладает прямое налогообложение, в первую очередь, налоги на доходы.

1. Бурукина О.А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции. // Финансовое право. 2008. №10.

2. Еремян Э.В. Налоговая политика в процессе трансформации традицион-ной правовой системы Великобритании и Северной Ирландии. // Право и политика. 2007. №11.

3. Иванец Ю.Л. Система обязательной регистрации налоговых схем: опыт Великобритании. // Налоги и налогообложение. 2010. №4.

4. Мамуркова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. посо-бие. – М.: ИКФ Омега-Л, 2008.

5. Махров А.В. Налоговая система Великобритании. // Все о налогах. 2004. №9.

6. Налоги и налогообложение.// Учебник. Под ред. Ромашкова М.М. – М., 2008.

7. Налоги и налогообложение: Учебник/ Д. Г. Черник и др.//2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008.

8. Налоги в развитых странах: под ред. Русакова И. Г. – М.: Финансы и статистика, 2007.

9. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: «Аналитика-Пресс», 2007.

10. Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В. Г. – М.: Закон и право, Юнити, 2007.

11. Титов А.С. Подоходный налог в налоговой системе Великобритании. // Налоги. 2007. №3.

12. Шередеко Е.В. Новеллы налоговой системы Великобритании. // Налоги. 2008. №1.

13. Шередеко Е.В. Современное состояние органов налогового администрирования Великобритании. // Налоги и налогообложение. 2008. №7.

14. Шередеко Е.В. Развитие налогового законодательства Великобритании в конце XX – начале XXI в. // Финансовое право. 2010. №1.

15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Великобритания является унитарным государством, но имеет схожую с Россией систему налогового управления по территориальному признаку. В связи с этим из многовекового опыта Великобритании для развития нашей налоговой системы можно почерпнуть положительные черты администрирования системы налогообложения. Следовательно, данная тема является актуальной.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Особенности налоговой системы Великобритании………………….……….5
Налоговые реформы Великобритании………………………………. 5
Государственные органы и структура налоговых доходов государственного бюджета Великобритании……6
2. Система налогообложения Великобритании в условиях современного развития…………………………………………10
2.1. Центральные налоги……………………………………………………..10
2.2. Местные налоги…… ……………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………. 34

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс, Н-Н,нужно сдать.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

ЮЖНО – РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

Специальность «Налоги и налогообложение»

Кафедра налогообложения и бухгалтерского учета

Дисциплина «Налоговые системы зарубежных стран»

«Налоговая система Великобритании»

студентка 3 курса, группы № 534

Сафронова Юлия ______________________ ______

1. Особенности налоговой системы Великобритании…………………. ……….5

    1. Налоговые реформы Великобритании………………………………. .5
    2. Государственные органы и структура налоговых доходов государственного бюджета Великобритании…………….………………………… ..6

2. Система налогообложения Великобритании в условиях современного развития……………………………………………….……… ..…. …………………. 10

Список использованной литературы…………………………………………. . 34

Наличие налогов в государстве – это главный признак суверенного государства. Налоговая система является средством удовлетворения потребностей общества. Поэтому в последние годы основное внимание государственных органов управления уделяется совершенствованию налоговой системы.

Великобритания является унитарным государством, но имеет схожую с Россией систему налогового управления по территориальному признаку. В связи с этим из многовекового опыта Великобритании для развития нашей налоговой системы можно почерпнуть положительные черты администрирования системы налогообложения. Следовательно, данная тема является актуальной.

Объектом исследования является налоговая система Великобритании.

Предмет исследования – реализация налоговыми органами администрирования налоговой системы Великобритании.

Целью курсовой работы является изучение современного состояния налоговой системы Великобритании.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

● рассмотреть основные налоговые реформы Великобритании;

● исследовать структуру налоговых доходов государственного бюджета;

● описать состав налоговой службы Великобритании;

● выделить основные принципы администрирования различных видов налогов;

● определить современные тенденции развития налоговой системы.

Для реализации поставленных перед нами задач мы использовали следующие методы научного исследования: системный подход, сравнительный анализ, синтез и индукция, метод классификации, изучение нормативно-правовой базы, которые позволили изучить характерные особенности налоговой системы Великобритании.

Курсовая работа «налоговая система Великобритании» состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

В первой главе говорится о структуре налоговых доходов государственного бюджета, исследуется структура управления налоговой системой, прослеживается история реформирования налоговой системы Великобритании, также рассматриваются некоторые другие вопросы, характеризующие налоговую систему.

Вторая глава раскрывает основные признаки администрирования налогов.

В заключении подводится итог работы, обобщает материал.

Глава I. Особенности налоговой системы Великобритании

    1. Налоговые реформы Великобритании

Великобритания – это историческая родина первых научных теорий налогообложения, авторами которых были Ф. Бэкон, У. Пети, Д. Риккардо и А. Смит.

Основы налоговой системы Великобритании, действующей в настоящее время, были заложены реформами 1965 и 1973 гг.:

    • В 1965 г. подоходный налог был разделен на две основные разновидности – налог на прибыль корпораций и индивидуальный подоходный налог.
    • В 1973 г. в Великобритании была введена единая система обложения заработанного и инвестиционного дохода. Налоговая реформа этого года внесла существенные изменения в структуру налоговой системы страны. Было проведено поэтапное снижение ставок подоходного налога: с 33 до 10% для физических лиц и с 52 до 24% для корпораций. Самые низкооплачиваемые британцы – самые высокооблагаемые, а высокооплачиваемые – наоборот.

В 1980-х гг. Великобритания, возглавляемая «железной леди» М. Тэтчер, придерживалась тех же самых постулатов макроэкономической политики, что и США. Одной из важнейших составляющих « тэтчеризма» в Великобритании стала налоговая реформа, проведенная в точном соответствии с рекомендациями сторонников экономики предложения. Ставки подоходного налога были существенно снижены, а основной ролью налогов стала задача регулирования хозяйственной активности.

Наиболее значимые изменения системы налогообложения в Великобритании в 2010 – 2012 гг. коснулись:

· налогообложения дивидендов, полученных от иностранных компаний;

· правил в отношении контролируемых иностранных компаний;

· правил капитализации группы;

· налогообложения отложенной уплаты процентов в отношении сделок с аффилированными лицами.

Налогообложение дивидендов, полученных от иностранных компаний. Начиная с налогового периода 2010 – 2011 гг. дивиденды, получаемые от иностранных компаний (попадающие по определению дивидендов, освобождаемых от налогообложения), не уплачивают налоговую базу по налогу на прибыль компании – резидента Великобритании.

Вместе с освобождением от налога на прибыль при реализации акций ассоциированных предприятий, освобождение от налогообложения дивидендов делает Великобританию достаточно привлекательной холдинговой юрисдикцией. Но при этом следует учитывать особенности применения отдельных соглашений об избежании двойного налогообложения, в частности с Российской Федерацией.

Так, в соответствии со статьей 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества», только если получатель подлежит налогообложению в отношении дивидендов в другом договаривающемся государстве, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10% валовой суммы. Таким образом, компания в Великобритании, получающая дивиденды от компании в Российской Федерации, не может пользоваться предусмотренной конвенцией льготной ставкой, и в Российской Федерации будет возникать налог у источника по ставке 15% в соответствии со статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поэтому применительно к использованию соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Великобританией целесообразно рассмотреть возможность уведомления налоговой инспекции Великобритании об отказе от использования льготы, освобождающей дивиденды от налогообложения, и применении налоговых вычетов в Великобритании в размере сумм налога на прибыль, уплаченных российским плательщиком дивидендов, а также суммы налога у источника по пониженной ставке 10%, которую российская компания удержит как налоговый агент.

Изменение правил в отношении контролируемых иностранных компаний. Компания для целей применения налогового законодательства Великобритании считается контролируемой иностранной компанией, если:

· не является резидентом Великобритании;

· контролируется резидентом Великобритании;

· находится в низконалоговой юрисдикции, то есть уплачиваемая сумма налога иностранной компанией меньше, чем 75% суммы налога, которая была бы уплачена компанией при проведении аналогичной деятельности в Великобритании.

Если компания признается контролируемой, часть ее прибыли, пропорциональная доле участия, вменяется контролирующим ее в Великобритании компаниям и прибавляется к их налоговой базе по корпоративному налогу.

С налогового периода 2011г. ужесточен порядок применения правил о контролируемых иностранных компаниях и прекратил действовать ряд освобождений, позволяющих не увеличивать налоговую базу резидентов Великобритании на сумму доходов контролируемых иностранных компаний. Так, налоговые последствия для материнской компании остаются, даже если контролируемая иностранная компания распределяет значительную часть (более 90%) своей прибыли.

Значительно ужесточилось применение освобождения при проведении контролируемой иностранной компанией деятельности с 2012 г ., соответствующей следующим условиям:

· контролируемая иностранная компания имеет фактическое присутствие на территории своей резидентности;

· контролируемая иностранная компания управляется с территорией своей резидентности;

· деятельность контролируемой иностранной компании в основном не носит инвестиционный характер, не является операциями импорта и экспорта, и хозяйственными операциями с аффелированными лицами.

Правила капитализации группы. Основная идея правил капитализации группы – ограничение финансовых расходов компании, входящих в группу и являющихся налоговыми резидентами Великобритании, максимальной суммой, равной сумме финансовых расходов, подлежащих уплате всеми компаниями группы по займам, кредиторами по которым выступают лица, не входящие в группу. Данные правила действуют с 1 января 2010г.

Правила налогообложения отложенной уплаты процентов в отношении сделок с аффилированными лицами. Специальные правила отнесения на расходы для целей налогообложения процентов по займам действуют, если существуют две аффилированные компании, одна из которых предоставляет займ другой, при этом проценты фактически выплачиваются в следующих отчетных периодах, и кредитор не платит в данном отчетном периоде английский налог.

При соблюдении этих условий, если проценты фактически не были перечисленны кредитору в течение 12 месяцев после окончания отчетного периода, в котором они были начислены, то они могут быть отнесены на расходы для целей налогообложения только в периоде, в котором они будут фактически уплачены.

В совокупности с возможностью использовать освобождение от применения правил трансфертного ценообразования для маленьких компаний отсутствие необходимости фактически перечислять денежные средства по займам от взаимосвязанных лиц позволит использовать английские компании более широко, в том числе и для рефинансирования деятельности аффилированных лиц через займы 1 .

В перспективе предполагается реформировать порядок налогообложения благотворительной деятельности, осуществляемой в виде безвозмездной передачи развивающимся странам лекарственных средств и вакцин от наиболее тяжелых заболеваний (СПИД, малярия, туберкулез). Одновременно правительство страны считает необходимым принять меры, гарантирующие оказание помощи именно тем людям, которые действительно в ней нуждаются 2 .

В целом, налоговые реформы Великобритании призваны решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

    1. Государственные органы и структура налоговых доходов государственного бюджета Великобритании

Доходная часть государственного бюджета Великобритании строится в основном на налоговых поступлениях. Доля налогов в бюджете составляет около 95%. На долю прямых налогов приходится 39%, а на косвенные налоги – 28% доходов бюджета. Страховые взносы приносят 17% доходов, а пошлины и иные сборы – 11% .

Если рассматривать участие физических и юридических лиц в формировании бюджета, то наблюдается следующая особенность – в среднем 66% поступлений прямых налогов осуществляется за счет граждан, а организации уплачивают всего лишь 16% 3 .

Источниками государственных доходов являются:

    • налоги на доходы (личный подоходный налог, корпоративный налог и др.);
    • налоги на расходы (НДС, таможенные пошлины, акцизные сборы);
    • налоги на капитал (налог на наследство, налог на прирост капитала, муниципальный налог и пр.);
    • взносы в систему социального страхования.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [1]

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы в России, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую.

Поэтому опыт развитых государств в решении налоговых проблем, в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики, способствующей экономическому развитию и повышению благосостояния общества особенно важен в Российской Федерации.

Изучение и анализ теории и практики налогов в наиболее развитых странах мира необходимо для более полного понимания сути процессов, связанных с влиянием принятых систем налогообложения на экономическое и социальное развитие общества. На примере западной модели страна с переходной экономикой может понять, к чему в перспективе необходимо стремиться и чего избегать.

Одним из высокоразвитых государств Западной Европы является Великобритания. Страна является родиной науки о налогообложении. Опыт налогообложения данного государства ценен для России, его становление, а также реформирование налоговой системы Великобритании занимают два столетия. Великобритания имеет развитую налоговую систему. Время подтвердило ее стойкость и жизнеспособность. Разнообразные виды налогов обеспечивают государственным органам возможность контроля за каждым плательщиком налога (физическим и юридическим лицом), а следовательно, за производством, обращением, распределением и потреблением. Законодательство Великобритании предусматривает благоприятные условия обложения инвестиций. Данный опыт важен для России в области привлечения иностранных инвестиций для поднятия производства, повышения качества жизни населения.

1. Налоги с доходов

1.1 Подоходный налог

Подоходный налог в Великобритании взимается по прогрессивной ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходного налога - 20% - взимается с дохода от 0 до 4300 фунтов стерлингов. Основная ставка - 23% - взимается с дохода от 4301 до 27100 фунтов стерлингов. И, наконец, максимальная ставка подоходного налога составляет 40% для ежегодного дохода свыше 27100 фунтов стерлингов. Правительство объявило о своем решении не поднимать основную и максимальную ставки налога в своем нынешнем составе парламента. Оно также надеется снизить минимальную ставку подоходного налога до 10%. Из приблизительно 26 миллионов налогоплательщиков 7,6 миллиона платят по минимальной ставке, 16,2 миллиона платят по основной ставке и 2,4 миллиона платят по максимальной ставке подоходного налога.

Суммы, не облагаемые подоходным налогом, разнообразны. Всем налогоплательщикам освобождается от уплаты налогов сумма в 4195 фунтов стерлингов. Кроме этого, дополнительными налоговыми льготами пользуются семейные пары, вдовы и вдовцы, граждане старше 65 лет и слепые.

Среди наиболее важных налоговых льгот можно выделить льготы на выплаты по займу на покупку недвижимости до 30 тысяч фунтов стерлингов. Льгота составляет 10% от суммы, при этом выплаты, которые заемщик платит банку, снижаются с учетом налоговой льготы, а сумма налоговой льготы передается непосредственно банку, минуя налогоплательщика. Другая льгота покрывает взносы работников в счет своих пенсий.

В целом, подоходный налог взимается со всего дохода, полученного в Великобритании, хотя некоторые формы дохода, например, пособие по уходу за ребенком, являются исключением, а также со всего дохода, который получили за границей граждане Великобритании. Соглашения более чем с сотней стран - самая большая сеть налоговых соглашений в мире - позволяют избежать двойного налогообложения. Граждане Великобритании, работающие за границей, могут выиграть до 100% налоговых льгот.

Большинство наемных работников платят подоходный налог по схеме Pay-As-You-Earn (зарабатывай и плати), где налог вычисляется и передается Управлению внутренними бюджетными поступлениями работодателем. Это позволяет большинству налогоплательщиков избежать ошибок при подсчете и отчислении налогов.

Была введена в действие система самооценки подоходного налога. Это касается в основном людей, которые платят по максимальной ставке налога и частных предпринимателей. Они должны сами подать налоговую декларацию и заплатить налоги. Налогоплательщики в этом случае могут производить расчеты сами или предоставить эту работу Управлению внутренними бюджетными поступлениями. [2]

Для сравнения ставка НДФЛ в России устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом. [1]

Великобритания – одна из самых привлекательных стран мира в плане инвестиций в недвижимость, однако налоговое законодательство этого государства имеет массу нюансов, которые нужно непременно учитывать при решении о покупке жилья, ведении бизнеса – или переезде в Англию на ПМЖ.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Налоги в Великобритании

Система налогообложения Великобритании имеет ряд отличий от других стран, благодаря которым Туманный Альбион зачастую называют «налоговой гаванью». Подоходные налоги здесь относительно невысоки – и касаются лишь доходов, полученных на территории Великобритании, но не в других государствах. Так, между Российской Федерацией и Соединенным Королевством действует Конвенция об отсутствии двойного налогообложения: если налоги уже заплачены в России, то денежные средства могут свободно ввозиться в Великобританию, необходимости платить налоги второй раз нет. Это привлекает большой поток капитала в страну. Налоговый год в Великобритании начинается 6 апреля, а заканчивается 5 апреля следующего года.

С 2015 года система налогообложения Великобритании претерпела ряд перемен, и сегодня нерезиденты должны платить налог на прирост капитала, которым раньше облагались лишь граждане страны. Также с 1 апреля 2015 года изменился порядок расчетов налога на прирост капитала для недвижимости стоимостью выше £2 млн: теперь это не фиксированная ставка, как раньше, а прогрессирующая, которая может достичь 12%. Эксперты отмечают, что нововведения не остановили инвесторов: и по-прежнему состоятельные граждане многих стран, включая Россию, приобретают здесь недвижимость и переезжают в Великобританию на ПМЖ.

ВИДЫ НАЛОГОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Общегосударственные: прямые налоги (Direct taxes) – подоходный налог с физических лиц, корпоративный подоходный налог, налог на прирост капитала, налог на доходы от нефти, налог на наследство; а также косвенные налоги (Indirect taxes) – налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы. Местные: налог на имущество.

Подоходный налог

Налоги в Англии

Основным налогом в Великобритании является подоходный (Income tax). Он рассчитывается на основе дохода индивидуума, и является прогрессивным – чем выше доход, чем выше ставка налога. Так, доходы ниже £34 370, облагаются по ставке 20%, а не превышающие £42 475 – по ставке 40%. Ранее подоходный налог для сумм, превышающих этот порог, составлял 50%. В 2013–2014 годах эта ставка была понижена до 45%. Сумма необлагаемого налогом дохода на сегодняшний день составляет £9205.

Взносы по национальному страхованию (National insurance contributions) оплачивают как сами налогоплательщики, так и работодатели. Сумма выплат колеблется от 9% до 13,8% от суммы дохода.

Налог на добавленную стоимость (Value Added Tax, VAT) на сегодняшний день в Великобритании составляет 20%. Это косвенный налог, часть добавленной стоимости, которая вносится в бюджет по мере реализации товаров и услуг.

Налог на прирост капитала

Прирост капитала – это прибыль от продажи так называемых «капитальных активов», то есть недвижимости, ценных бумаг, франшиз, гудвилла (деловой репутации компании) и др. Сумма налога рассчитывается с учетом периода времени, в течение которого актив находился в собственности, а также уровня доходов налогоплательщика. Необлагаемый годовой минимум доходов от сделок с капитальными активами с апреля 2015 года составляет в Великобритании £11 000.

НАЛОГИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

Гербовый сбор

Гербовый сбор государству (Stamp duty) при приобретении недвижимости или земельных участков Великобритании выплачивается единоразово в момент совершения сделки как резидентами, так и нерезидентами страны и зависит от суммы сделки. Для физических лиц им облагаются сделки, сумма которых превышает £125 000.

Ранее вся собственность облагалась гербовым сбором по единой ставке, однако с 4 декабря 2014 года гербовый сбор рассчитывается по прогрессивной шкале: его сумма зависит от разницы между стоимостью недвижимости и установленным порогом ставки. При этом покупатель вправе выбрать порядок расчетов гербового сбора по старым или новым тарифам в случае, если подписание договора купли-продажи произошло 3 декабря 2014 года или ранее.

Cтавки гербового сбора для физических лиц в Великобритании, согласно данным официального сайта правительства Великобритании, составляют:

  • 0% с первых £125 000 от стоимости недвижимости;
  • 2% со следующих £125 000;
  • 5% со следующих £675 000;
  • 10% со следующих £575 000;
  • 12% с оставшейся части стоимости (более £1,5 млн).

Так, при покупке недвижимости стоимостью £275 000, гербовый сбор составит £3750, или:

  • £0 с первых £125 000;
  • £2500 со следующих £125 000;
  • £1250 с оставшихся £25 000.
  • Для юридических лиц при сделках с недвижимостью стоимостью более £500 000 ставка гербового сбора составляет 15%.

Эксперты отмечают, что увеличение гербового сбора на дорогую недвижимость делает особенно выгодным вклад средств в строительство – в сравнении с приобретением уже готового жилья. Инвестируя в дом на этапе строительства, собственник может заработать от 20% от его стоимости и выше. При покупке участка земли расчет сбора основывается на стоимости участка, но не стоимости дома, который будет на нем построен. Так, при стоимости готового дома в £15 млн, величина гербового сбора составит £1 713 500. При самостоятельном строительстве на участке стоимостью £7,5 млн и стоимостью строительства £7,5 млн, величина гербового сбора составит уже £813 750. Данный вид инвестиции предоставит не только экономию в £900 000 на гербовом сборе, но и возможность поэтапного финансирования строительства с тем, чтобы избежать выплат девелопером, самостоятельно осуществляющим застройку, кредита английским банкам (6%), что поможет выиграть дополнительные £450 000.

Что же касается Шотландии, то с 1 апреля 2015 года при покупке недвижимости гербовый сбор здесь не взимается. Однако, покупатель недвижимости должен уплатить Налог на сделки с землей и строениями (Land and Buildings Transaction Tax), который также рассчитывается по прогрессивной шкале и составляет от 2% до 12% от суммы сделки.

Особые условия выплаты гербового сбора

Особый порядок уплаты гербового сбора применяется в случае: покупки двух и более объектов недвижимости у лиц, с которыми покупатель состоит в родственных или партнерских отношениях, покупки недвижимости в долевую собственность; перехода права собственности в результате заключения брака, гражданского партнерства, развода, по завещанию или к компании. Также гербовый сбор уплачивается по новым ставкам и порогам, если недвижимость используется для:

Сдачи в аренду в качестве коммерческой недвижимости;
Строительства или перепродажи;
Проживания постояльцев на коммерческой основе;
Сдачи в аренду в качестве жилой недвижимости.
Так, если стоимость сдаваемой в аренду недвижимости составляет более £125 000, гербовый сбор уплачивается в размере 1% от разницы между стоимостью недвижимости и порогом £125 000. Полная информация предоставлена на официальном сайте правительства Великобритании.

НЕДАВНИЕ ПЕРЕМЕНЫ

С 1 апреля 2015 года физические лица-нерезиденты Великобритании должны платить налог на прирост капитала при продаже жилья в том же объеме, что и граждане страны. Изменения не касаются корпоративных инвесторов. Правительство надеется при помощи этой меры предотвратить появление пузыря на рынке недвижимости, сохранить доступность покупки жилья самими гражданами Великобритании, а также увеличить доходность бюджета на £700 млн.

В апреле этого года изменилась и структура расчета налога на прирост капитала на недвижимость Великобритании стоимостью свыше £2 млн. Если раньше вся недвижимость, имеющая цену от £2 млн, облагалась налогом 5%, то сегодня в действие вступила прогрессивная шкала налогообложения, когда недвижимость большей стоимости облагается и большим налогом. Его ставка может достигать 12%. Для юридических лиц (резидентов и нерезидентов) эта ставка составит 28%. Представители ведущих риэлторских агентств отмечают, что нововведение не повлияло на спрос со стороны состоятельных покупателей как из России, так и из других стран, так как налог на прирост капитала выплачивается единоразово, а инвестиционный потенциал недвижимости в Великобритании очень высок.

ПОКУПКА НЕДВИЖИМОСТИ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

При приобретении недвижимости в Великобритании инвестор также должен учесть: комиссию риэлторского агентства (1%-2%), юридическое сопровождение сделки (менее 0,1% от стоимости недвижимости), муниципальные сборы (около £400). В случае привлечения ипотечного кредита стоимость услуг налогового консультанта составит 0,5%-2% от суммы ипотеки. Законодательство Великобритании не требует привлечения юриста и нотариуса для купли-продажи недвижимости, однако, согласно статистике, около 90% сделок происходит с их участием.

Ежегодного налога на недвижимость в Великобритании не существует. Вместо него выплачивается ежемесячный муниципальный сбор (Сouncil tax). Его размер зависит от стоимости недвижимости: для жилья стоимостью выше £320 000 сбор составит £900-£3000 в год, в зависимости от местоположения (район, муниципалитет).

Эксплуатационные сборы (Service charge) выплачиваются муниципалитету ежемесячно за ремонт и обслуживание объекта недвижимости. На объем сборов влияет несколько факторов: оснащенность здания, его изношенность, наличие консьержа, бассейна, парковки и др. В среднем сумма эксплуатационных сборов составляет £30-£150 за 1 кв. м, при этом, в нее не входят коммунальные платежи (Utility bills) – оплата воды, электричества, газа, от £50 в месяц.

Система наказания неплательщиков в Великобритании весьма строга и работает как часы. После нескольких напоминаний и предупреждений, при отсутствии оплаты, задолженность взыскивается через суд.

НАЛОГ НА НАСЛЕДСТВО И ДАРЕНИЕ

Налогом на наследство и дарение (Inheritance tax) облагается имущество и/или денежные средства в случае смерти владельца – и уплачивается его прямым наследником. Налогом не облагается наследство, общая стоимость которого оценивается в £325 000. Все имущество и активы, оцениваемые в более высокую сумму, облагаются по ставке 40%. Данный налог является одним из самых высоких в Европе. Для супружеских пар, в случае смерти одного из супругов, с 2007 года необлагаемая база на наследство и дарение составляет £650 000.

ТРИ СОВЕТА ИНВЕСТОРАМ, ПРИОБРЕТАЮЩИМ НЕДВИЖИМОСТЬ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

1. Заручиться поддержкой налогового консультанта.

Лучше, если им станет представитель крупной компании «с именем». Порой даже на бытовом уровне можно ошибиться и случайно нарушить закон, поскольку в Великобритании существует большое число «бытовых» и др. налогов, которые можно по незнанию проигнорировать. К примеру, в стране существует налог на просмотр телевизора, который уплачивается только в том случае, если абонент подключен к центральному ТВ, которое вещает в прямом эфире. Таких мелочей очень много, и нужно учитывать каждую из них.

2. Определиться с формой собственности, заранее взвесив все «за» и «против».

Зачастую инвесторы считают, что покупка объекта на юридическое лицо поможет снизить налоговые сборы, но это не всегда так. Приобретение жилья на компанию имеет целесообразность при инвестициях в несколько активов. Если речь идет о покупке одного-двух инвестиционных объектов для собственного использования, то стоимость обслуживания для юридического лица может оказаться выше, чем сэкономленные средства от разницы в налогах.

3. Составить точный бюджет покупки с учетом всех налогов и платежей.

Своеобразный «бизнес-план» поможет избежать ошибок при приобретении недвижимости в Великобритании – стране со «сложной» системой налогообложения. При содействии налоговых консультантов следует точно просчитать все затраты, которые уйдут на осуществление сделки, а также – максимально точно оценить суммы, которые потребуются на обслуживание недвижимости. Как правило, эксперты рекомендуют иметь до 10% от суммы сделки в запасе.

Читайте также: