Налоговая система научные статьи

Опубликовано: 01.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 3413 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, Т. Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т. Н. Дубровская, А. Р. Леденева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64068/ (дата обращения: 20.05.2021).

В современном мире у каждого на слуху словосочетание налоговая система, но если спросить у гражданина нашей страны что же это такое, то далеко не каждый даст четкий ответ на поставленный вопрос. Давайте попробуем разобраться что же такое Налоговая система на примере нашей страны.

Ключевые слова: налоговая система, налог, НДФЛ, НДС, Налоговый кодекс РФ.

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством.

Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах. А именно после распада СССР в 1991 году, когда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В течение 7 лет велись разработки материалов для создания Налогового Кодекса. И вот в 1998 году была издана 1 часть. А на разработку второй части НК РФ потребовалось еще 3 года, и наконец в 2001 году она была опубликована. Так, в России появился самый главный документ по регулированию отношений между налогоплательщиком и государством.

Итак, познакомимся поближе с главным налоговым законом России — Налоговым Кодексом Российской Федерации. НК РФ состоит из двух частей. 1-ая часть регулирует общие вопросы по налогообложению. В ней раскрываются понятия основных налогов и других платежей, расписан порядок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность участников налоговых отношений и другие аспекты.

2-ая часть отражает ставки, порядок и сроки уплаты всех налогов, которые есть и действуют на территории России.


Налоговая система РФ состоит из трех уровней. Как правило устанавливаются фиксированные ставки, исключения составляют акцизы (их ставки зависят от видов подакцизных товаров), водный налог зависит от способа водопользования, также от вида запрашиваемого действия зависит размер государственной пошлины, налог на добычу полезных ископаемых устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении.

Важно отметить, что с 1 января 2019 года повысился налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Это вызвало массу неудобств, так как уже за первый квартал организации обязаны были отчитаться по новой форме. Но так как система не была отлажена, многие предприятия очень понервничали при сдаче отчетности за 1 квартал.

Что же касается местных налогов и сборов, то здесь ставки плавающие, имеют место быть и прогрессивные. В основном это зависит от вида объекта [1].

Прежде чем начать открывать свой бизнес на территории Российской Федерации, необходимо изучить какие налоговые режимы действуют на территории нашей страны. С 2019 года их количество увеличилось до 6. Рассмотрим их в таблице 1.

Режимы налоговой системы РФ

Основная система налогообложения

Такой режим присваивается сразу после регистрации в ИФНС, его могут использовать и ООО, и ИП

Упрощенная система налогообложения

Здесь есть некоторые условия, такие как:

—среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;

—остаточная стоимость амортизируемых осн.ср-тв не более 150 млн руб.;

—доходы за 9 мес не превышают 112,5 млн руб..

Единый налог на вмененный доход

В п.2 ст. 346.2 НК РФ отражены те виды предпринимательской деятельности, которые могут применять этот спец режим, но при условии, что их среднечисленность не превышает 100 человек

Единый сельскохозяйственный налог

Данный режим имеют право использовать только сельскохозяйственные производители

Его вправе применять только индивидуальные предприниматели, смысл в том, что комерсант выкупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев

Налог на профессиональный доход или налог для самозанятых

Касается тех, кто работает не на работодателя, а на себя. Это могут быть как физ лица, так и ИП. Одним из условий является то, что не должны иметь нанятых работников. Кроме того, воспользоваться новой схемой могут только те, чей доход за год не превышает 2,4 млн руб (или 200 тысруб с мес).

Налоговые ставки: 4 % — если оказывают услуги физ лицам; 6 % — если деньги поступают от юр лиц

Ни для кого не секрет, что в нашей стране существует очень много минусов и недочетов в налоговой политике государства. Так, например, ежегодно в казну поступает всего лишь около 60 % из 100 %, остальные 40 % не доходят, так как имеет место быть теневому рынку и многие продолжают уходить от уплаты налогов. Все это негативно влияет на развития нашей страны и общество в целом. Ведь налоговые поступления формируют Федеральный бюджет нашей страны. Еще одним минусом является отсутствие стабильности, это вызвано большим количеством налогов. Люди путаются и ошибаются, так как правительство регулярно вносит поправки. Это несет за собой ошибки, за которые начисляются пени, из-за этого граждане несут убытки, а вместе с тем негатив относительно налоговой системы нашей страны [2].

В планах на 2019–2020 годы у правительства появилось много идей по изменению налоговой политики государства. Это стало связано с тем, что обещание, данное В. В. Путиным, истекло и с 01.01.2019 года развязались руки всем тех, кто давно хотел внести свои коррективы. Так одним из самых волнующий вопросов особенно для населения России стал об изменении ставки НДФЛ. На рассмотрение было представлен проект о смене регрессивной ставки на прогрессивную со следующими показателями [5]:

Изменение ставки НДФЛ сучетом разницы суммы годового дохода физлица

НДФЛ

Годовой доход

менее 100 тыс.руб.

100 тыс.руб-1 млн руб.

1 млн руб-5 млн руб.

свыше 5 млн руб

Рассмотрим на примере: «Сотрудник Иванова работает лаборантом в государственном образовательном учреждении, в связи с небольшой загруженностью занятость ее составляет пол дня, соответственно занимает она пол ставки. Оклад 1 ставки составляет 7100 руб в мес, соответственно 0,5 ставки 3550 руб в месяц. Но необходимо взять во внимание, что сумма заработной платы не должна быть ниже установленного в регионе МРОТа. Так минимальный размер оплаты труда по Воронежской области с 01.01.2019 года составляет 11 280 руб, соответственно за 0,5 ставки — 5 640 руб в месяц. Работодатель обязан доплачивать до минимального размера оплаты труда.

Рассчитаем размер заработной платы за год, чтобы узнать по какой ставке будет взиматься НДФЛ.

5 640 руб. x 12 месяцев = 67 680 руб за год

Таким образом, заработная плата за год менее 100 тысруб и соответственно ежемесячный доход будет облагаться по ставке в размере 5 % подоходного налога.

Проанализируем еще один пример. Бухгалтер одной логистической компании работает ежедневно по график 5/2, и имеет заработную плату в размере 29 300 руб. Как мы видим, размер заработной платы превышает МРОТ, поэтому производим расчет таким образом: 29 300 руб x 12 = 351 600 руб в год. Так, заработная плата бухгалтера попадает в промежуток от 100 тыс. руб — до 3 млн руб, соответственно заработная плата сотрудника будет облагаться ставкой в размере 13 %.

Рассмотрев два наглядных примера, я считаю, что прогрессивная шкала имеет свои плюсы и минусы. Конечно, такое решение могло бы наладить справедливые взимания подоходного налога с граждан. Действительно, у граждан, получающих больший доход — возможностей производить более высокие отчисления больше. Но как отмечалось раньше в России имеет место быть теневой рынок и заработные платы в конвертах. Такое введение сподвигнет работодателей вести еще большую теневую экономику. Они перестанут показывать реальный уровень продаж, начнут экономить на сотрудниках и производстве. Обороты и покупательная способность спадет и экономическое развитие страны остановится.

Я считаю, наиболее правильное решение — это рассмотреть законопроект о предоставлении льгот определенным гражданам, таким как, например, инвалиды, многодетные семьи и гражданам, имеющим доход ниже среднего.

Возвращаясь к примерам о повышении налоговых ставок, невозможно не согласиться с Алексеем Кудриным, который высказался, что позорно говорить о бедности в стране, имея такой уровень ВВП на душу населения, а именно, этот показатель на 2019 год составляет 1 935 147,6 руб.

Для развития налоговой системы необходимо:

1) Сделать налоговую систему простой и доступной, для этого нужно упростить систему налогообложения так, чтобы простым гражданам стало понятно за что с них взимается тот или иной налог;

2) Как отмечалось выше, продолжать борьбу с теневым рынком, ведь если государство будет получать налоговые вычеты в соответствии с установленными требованиями, то ему не придется создавать новые налоговые вычеты для пополнения Федерального бюджета;

3) Усилить контроль за взимание налогов в коммерческих и негосударственных организациях, чтобы бизнес был построен на законных основаниях;

4) Увеличить акцизы на алкогольную и табачную продукцию, тем самым мы поддержим проект «Здоровая нация», а также урегулируем правовые отношения между государством и производителями данной продукции;

5) Ввести льготы, о которых говорилось выше.

Таким образом, Налоговая система РФ требует еще много доработок. Наше правительство старается улучшить эту сферу экономики как может. Главное продолжать уделять должное внимание данному вопросу, а также прислушиваться к населению.

  1. Васильева О. Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018–2020 годах // Инновации в науке и практике. — 2018. — с.83–89.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
  3. Нововведения в бухгалтерском учете, налогообложении и аудите Дубровская Т.Н, Чугунов А. В. Серебрякова И. А. Научный Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия «Экономика и предпринимательство» — Воронеж: ВГТУ, 2018 г. — Выпуск 13 — с.71–77
  4. Consultant.ru
  5. garant.ru
  6. nalog.ru
  7. nalogovaya-politika-rossii-na-2019–2020-gody

Экономические теории

«Сравнительный анализ налоговых систем федеративных государств»

В данной статье проведен сравнительный анализ российской и немецкой налоговых систем. В работе выявлены основные сходства и различия, а также выявлены особенности налоговых систем в этих странах.

[08.00.00] Экономические науки

«Пути радикального изменения образа налоговых и таможенных служащих»

В данной статье рассматривается проблема изменения образа налоговых и таможенных служащих. Налоговая и таможенная система – многофункциональная структура. В целях обеспечения унифицированного применения налогового законодательства должна быть организована профессиональная подготовка персонала с применением методических рекомендаций, семинаров, тренингов и других инструментов для сотрудников территориальных и региональных налоговых и таможенных служб. Для повышения доверия к налоговой системе и расширения возможностей, наряду с реализацией законодательных реформ и применением передовых технологий, роль профессионального налогового служащего имеет большое значение.

«Механизмы налогового администрирования и приоритеты реформирования налоговой системы в деле улучшения бизнес-среды»

В XXI веке на современном этапе обостряющейся конкуренции и экономических реформ в мировой экономике все более возрастает роль налогового администрирования. Изучен человеческий фактор как неотделимая часть общей системы налогового администрирования. Изучены также проблемы, возникшие перед налоговым администрированием: предоставление новых налоговых льгот на экспорт в условиях членства в Евразийском экономическом союзе, создание благоприятного налогового поля для местного производства, сдерживание соотношения «налоги/ВВП» и др., даны объяснения упущениям в каждой области и предложены пути их решения.

Социально-экономическая политика России и зарубежных стран

«Особенности формирования налоговой культуры российского общества»

В данной статье обобщены результаты исследования основных этапов становления российской налоговой системы и их ключевые характеристики. Уделено особое внимание факторам, влияющим на формирование налоговой культуры страны. Сделан вывод о необходимости осуществления мер по формированию новой налоговой политики и совершенствованию налоговой культуры с учётом имеющегося исторического опыта во избежание повторения ошибок прошлого.

Налогообложение

«Косвенные налоги и их значение в системе налогообложения»

В статье рассмотрены основные косвенные налоги. Приведены данные, на основе которых можно сделать определенные выводы о налоговой системе, заметить тенденция увеличения или снижения поступлений в бюджет страны. Авторами раскрывается значение косвенных налогов и роль, которая отведена им в налоговой и бюджетной политике.

Экономические науки

«Сравнение налоговой системы России и Германии»

Налоги являются одним из основных источников денежных средств государства, которые формируют его бюджет. Для того чтобы налоговые поступления непрерывно поступали в бюджет государства, для удовлетворения финансовых потребностей страны, создана налоговая система, которая и выполняет экономические функции. Налоговые системы в различных странах имеют свои характерные особенности. В данной статье авторы приводят сравнительный анализ налоговых систем России и Германии, а именно рассматривается подоходный налог этих стран.

Финансы, денежное обращение и кредит, бюджетная и налоговая политика

«Проблемы налогового контроля и пути их решения»

В данной статье рассматриваются критерии и показатели для оценки работы налоговых органов в регионе, а также эффективность контроля в данной области. В работе также представлены мероприятия, необходимые для эффективной системы налогового контроля.

Экономические аспекты образовательной деятельности

«Некоторые проблемы налогообложения образовательных учреждений»

В статье рассматриваются проблемы льготного налогообложения образовательных учреждений. Одним из ключевых вопросов данного исследования является рассмотрение исчисления и уплаты косвенного налога.

Экономические науки

«Организационные аспекты проведения камеральных налоговых проверок»

В данной статье рассматривается проблема правового регулирования налоговых проверок, которая в настоящее время имеет высокую важность как с теоретической точки зрения для совершенствования законодательства в налоговой сфере, так и с практической – для более эффективной защиты прав налогоплательщиков и интересов государства.

«Сравнительная характеристика современных систем налогообложения»

В данной статье рассмотрены основные требования к действующим в России налоговым режимам. Целью данной статьи является уточнение особенностей применения налоговых систем, которые являются законодательно установленным. На основе сравнительного анализа наиболее распространенных налоговых режимов автор делает вывод о возможности применения тех или иных налоговых систем юридическими лицам и индивидуальными предпринимателями.

«Значение налога на прибыль организаций и его учет в современной российской практике»

Данная статья посвящена изучению сущности налога на прибыль организаций и его учета в российской практике. Первая часть статьи раскрывает эволюцию налога на прибыль в Российской Федерации, а также конкурентоспособность национальной налоговой системы на международной арене. Вторая часть статьи посвящена основным аспектам учета по расчету налога на прибыль организаций.

«Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики»

В статье рассмотрены особенности налоговой политики России, а также основные факторы, оказывающие влияние на налоговую политику Российской Федерации; приведены и проанализированы меры, которые должны позволить повысить эффективность функционирования налоговой системы РФ в 2016–2018 годах.

Экономика (экономическая теория, финансы, бухгалтерский учет, статистика и др.)

«Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации»

В работе предложены суждения, отражающие сегодняшнее состояние системы налогообложения России, касающиеся уровня налоговой нагрузки. Сопоставляется налоговое бремя со странами зарубежья. Отражаются тенденции, формирующиеся в налоговой системе Российской Федерации, изменения нагрузки на бизнес и граждан.

Экономика

«Анализ становления и развития патентной системы налогообложения»

В статье представлены результаты работы, способствующие решению проблемы становления и развития патентной системы налогообложения в РФ. Рассмотрена нормативно-правовая база и этапы формирования современного варианта данного специального режима налогообложения. Приведены статистические данные о количестве выданных патентов по регионам РФ в разрезе видов предпринимательской деятельности. Предложены мероприятия, позволяющие дополнительно мобилизовать в бюджет налоговые платежи и повысить уровень их собираемости. Было проанализировано влияние введения патентной системы налогообложения на динамику налоговых доходов бюджета.

«Налоги как источник дохода государственного бюджета»

В статье рассматриваются федеральные, региональные и местные налоги. Особое внимание уделяется налогам как экономическим регуляторам, влияя на совокупный спрос и совокупное предложение. Раскрывается сущность налогов, обозначается их важность и значимость для всего общества.

«Особенности учёта НДС при импорте товаров и услуг»

В статье рассматривается краткая характеристика налога на добавленную стоимость, приводится динамика поступления НДС в консолидированный бюджет. НДС при импорте товаров и услуг имеет ряд особенностей, выделяющих его на фоне иных видов этого налога.

«Упрощенная и патентная системы налогообложения: преимущества и недостатки для индивидуального предпринимателя»

Как отмечают исследователи данной работы, каждый начинающий предприниматель сталкивается с проблемой выбора налогового режима. Для того чтобы принять правильное решение, нужно грамотно изучить информацию о плюсах и минусах каждой системы и определить, какая из них выгоднее.

Экономические науки

«Актуальные проблемы взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и пути их решения»

В данной статье рассмотрены основные положения, актуальные проблемы и перспективы, характеризующие систему налогов РФ. Поскольку налогообложение физических лиц занимает ключевое место в налоговой системе РФ, основной целью работы выступает определение степени развитости налогообложения физических лиц, порядок постановки на учет и оценка действенности механизма налогообложения.

Экономика (экономическая теория, финансы, бухгалтерский учет, статистика и др.)

«Роль налогового мониторинга в налоговом контроле»

В данной статье исследователями подробно рассматривается вопрос налогового мониторинга как системы, формы налогового контроля.

«Экономическая сущность налогов и их функции»

В статье анализируется понятие налога, раскрывается его экономическая сущность и значимость финансовых, т.е. экономических отношений. Автором рассматриваются функции налогов и их особенности, раскрывается значимость налоговой системы и ее влияние на экономический рост предприятий.

Экономика

«Система администрирования налогов в России: состояние, проблемы и перспективы»

В статье освещены теоретико-методические аспекты функционирования системы администрирования налогов в России. Выделены элементы национальной системы администрирования налогов и ее функции, а также виды налоговых отношений, возникающих между субъектами в процессе администрирования налогов. Рассмотрен ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы администрирования налогов в России, и сформулированы рекомендации, способствующие ее совершенствованию с учетом опыта европейских стран.

«Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков»

Актуальность данной статьи обусловлена не совершенствованием налогового законодательства по учету крупнейших налогоплательщиков, несмотря на то, что налоговые поступления составляют больше половины всех поступлений в бюджет. Система налогового администрирования на современном этапе должна одновременно обеспечивать: повышения уровня собираемости налогов, сокращение издержек налогоплательщиков, создание удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов, соблюдение принципа справедливости. В статье рассматривается сравнение критериев отбора для крупнейших налогоплательщиков на федеральном и региональном уровне.

Юриспруденция

«Предпосылки становления налогового контроля в России»

Развитие налогового контроля в России – очень сложный и трудоемкий процесс, который длится с древних времен по настоящее время. В статье определяются основные предпосылки становления налогового контроля в России. Прослеживаются закономерности формирования налоговых органов, вследствие чего выявляются особенности налогового контроля. При проведении научного исследования использовались следующие методы: общенаучные методы – индукция, анализ, обобщение, методы теоретического уровня исследования – систематизация, историко-генетический метод, частнонаучные методы – формально-юридический метод. В связи с чем проведена оценка налогового контроля на первоначальном этапе его развития.

Библиографическая ссылка на статью:
Быкова Н.Н., Лядов А.А. Налоговая система, её принципы и функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/76535 (дата обращения: 20.05.2021).

Мировой опыт свидетельствует, что налоговый механизм обладает огромными возможностями влияния на развитие предпринимательской деятельности, структуру и динамику общественного производства, его размещение.

Налоговые платежи и сборы представляют собой основной источник формирования государственного бюджета, поскольку любое государство для исполнения своих функций нуждается в фондах денежных средств [1].

На наш взгляд, в современных условиях особенное значение имеет результативность налоговой системы, которая способна обеспечивать бюджет доходными источниками и выполнять все возложенные на себя публично-правовыми образованиями обязательства по расходам.

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц. Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Принципы построения российской налоговой системы определяются в Конституции Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации (далее НК РФ). В России функционирует трехуровневая налоговая система, которая состоит из федерального, регионального и местного уровней, что отвечает мировому опыту федеративных стран.

Результативность налоговой системы обеспечивается соблюдением установленных требований, критериев и принципов налогообложения. В основе построения большого количества функционирующих налоговых систем находятся идеи Адама Смита, которые были сформулированы в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) в виде четырех важнейших принципов налогообложения. Рассмотрим эти принципы применительно к российской налоговой системе.

1. Принцип определенности предполагает, что каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все обязательные элементы: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок расчёта налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в пользу плательщика.

2. Принцип справедливости предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета Российской Федерации и финансировании его расходов.

3. Принцип удобства подразумевает, что каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

4. Принцип экономии заключается в том, что государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

5. Принцип равенства, предполагающий, что все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде [2].

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части Налогового кодекса РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в российском налоговом законодательстве. Здесь отметим, что с 1 января 2017 года в налоговое законодательство России принято очень большое количество изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Принципы построения российской налоговой системы также сформулированы в первой части НК РФ, которая определяет важнейшие основы законодательства о налогах и сборах:

- каждое лицо является должным осуществлять уплату законно установленных налогов и сборов. Нормы законодательства о налогах и сборах основаны на признании всеобщности и равенства налогообложения. При определении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщиков к осуществлению уплаты налогов;

- налоги и сборы не могут обладать дискриминационным характером и различным образом использовать расовые, социальные, национальные, религиозные и иные подобные критерии;

- запрещается определять дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

- налоги и сборы должны обладать экономическим основанием и не могут быть произвольными;

- запрещается определять налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство России и, в частности, прямым или косвенным образом ограничивают свободное перемещение в пределах государственной территории товаров (услуг, работ) или финансовых средств, либо по-другому создавать ограничения или препятствия не воспрещенной законодательством экономической деятельности физических лиц и предприятий;

- ни на кого не может возлагаться обязанность осуществлять уплату налогов и сборов, а также иных взносов и платежей, обладающих определенными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, которые не предусмотрены им либо установлены в прочем порядке, чем это установлено Налоговым кодексом РФ;

- при определении налогов должны определяться все элементы налогообложения. Законодательные акты о налогах и сборах должны формулироваться так, чтобы каждый мог точно знать, какие существуют налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен осуществлять их уплату.

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах истолковываются в пользу налогоплательщиков (плательщиков сборов) [3, ч.1, ст.3].

Принято считать, что налоги выполняют распределительную, регулирующую, фискальную, стимулирующую, контролирующую и воспроизводственную функции.

В историческом аспекте фискальная функция является первичной. Налоги дают возможность государству осуществлять изымание части доходов и формирование централизованных финансовых ресурсов, которые являются нужными для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т.д. Это обозначает, что уровень налоговых платежей всегда определяется масштабами государственных расходов.

Распределительная функция логическим образом истекает из рассмотренной выше фискальной функции: для того чтобы располагать финансовыми средствами, следует их изымать у тех, кто ими располагает. Перераспределение мобилизованных денежных средств осуществляется государством между отраслями отечественной экономики (в экономическом аспекте), а также между социальными группами (в социальном аспекте). Нельзя исключать то, что через налоговые платежи станут осуществлять изъятие сверхдоходов (ренты); распределение финансовых средств в целях социальной защиты малоимущих слоев населения.

Регулирующая функция налогов особенное значение получила в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налоги зарекомендовали себя как более мобильное и высоко результативное средство регламентирования государством экономических и социальных процессов. Очевидно, что система налогообложения должна отвечать принятой концепции социально-экономического развития.

Из регулирующей функции непосредственным образом проистекает стимулирующая функция налогов. Суть в том, что налоги оказывают прямое влияние на состояние и формирование экономических интересов тех или иных хозяйствующих субъектов. Исполнение налогами стимулирующей функции подразумевает:

- адресное доведение налогов до плательщиков вместе с исключениями, оговорками, преференциями, специальными комментариями и т.д.;

- выделение определенной цели стимулирования экономической деятельности (уменьшение или увеличение объемов производства, экологии, масштабов применения тех или иных производственных факторов; хозяйственная форма; структура себестоимости; цена и качество изделия; защита отечественных товаропроизводителей и другие).

Воспроизводственная функция налогов нацелена на обеспечение возобновляемости процессов отечественного производства, тем самых подразумевает совершенную компенсацию используемых в производстве экономических ресурсов.

Контролирующая функция налогов взаимосвязана с тем, что в подобном случае может возникнуть возможность в четком отслеживании денежных и товарных потоков, а также самой хозяйственной деятельности. При подобном контроле осуществляется уточнение степени результативности применения используемых в производстве ресурсов, установление сопричастности к социальным и государственным задачам. Происходит формирование налоговой дисциплины, которая подразумевает своевременность платежей и расчетов, выплат заработной платы наемным работникам, а также соблюдение хозяйственного законодательства.

Наиболее тесным образом с фискальной функцией налогов взаимосвязана их распределительная функция, которая выражает экономическую сущность налогов как инструмента распределительных отношений. Сущность этой функции состоит в том, что посредством налогов через бюджетные и внебюджетные фонды государством осуществляется перераспределение финансовых ресурсов из сферы производства в общественную, осуществляется финансирование крупных социальных и межотраслевых целевых программ, обладающие общегосударственным значением, в силу чего эту функцию иногда называют социальной.

С фискальной и распределительной функциями тесным образом взаимосвязана контрольная функция. Механизм исполнения данной функции выражается, с одной стороны, в проверке результативности хозяйствования, с иной стороны, в контроле за эффективностью осуществляемой государственной экономической политики. В острых конкурентных условиях налоги принимают на себя роль одного из самых важных инструментов независимого контроля за результативностью финансовой и хозяйственной деятельности. При других аналогичных условиях из конкурентной борьбы выпадает тот, кто не может произвести расчеты с государством. В то же время дефицит финансовых ресурсов в бюджете свидетельствует государству о необходимости внесения поправок в бюджетную, социальную или налоговую политику.

Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что в условиях современных рыночных отношений налоговая система представляет собой один из самых важных экономических регуляторов, основанием финансового механизма государственного регулирования экономики [4].

международный ежемесячный научный журнал

Каримов С.М. Особенности современной налоговой системы России // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №8. — С. 44-48.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ Н А ЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

С.М. Каримов , студент

Финансов ый университет при Прав и тельстве РФ

( Россия, г . Москва )

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности налоговой системы Ро с сии на современном этапе и предпосылки их возникновения во взаимосвязи с пра к тической реализацией. Проводится анализ структуры налогов, выявляются недо с татки, особенности их функционирования. В работе рассмотрены нововведения в налоговой системе с 2015 г о да, связанные с антикризисными мерами, дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые каникулы, национальная экономика.

Роль налогов в жизни государства сложно переоценить. Налоги это то, за счет чего существ у ет институт государства. За счет налогов содержится государственный аппарат, законодател ь ные и контролирующие органы, образование и здравоохранение, обеспечивается обороносп о собность страны. Они дают возможность увеличить масштабы производства, расширить сп е циализацию и экономическое содержание внутреннего рынка стр а ны, получить дополнительные доходы за счет создания новых производств путем инвест и ций из государственного бюджета, улучшить уровень жизни граждан страны . Для выполнения этих задач создается налоговая система государства.

Каждая страна самостоятельно строит свою налогову ю систему, но при этом возможно пр и менение налоговых схем, нараб о танных в других странах. При этом слепое копирование чужих систем, пусть даже эффективных для других, не может являться гарантом построения гарм о ничной налоговой системы страны. Обязательно нужно учит ы вать специфику исторического и социального развития страны, менталитет населения, политическую и экон омическую обст а новку в стране. Только продуманная налоговая система способна обеспечит эффективное функционирование народного хозяйства и го с у дарства в целом. Допущенные в налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве и з менений. В конечном итоге, неэ ф фективно функционирующая налоговая система становится тормозом эконом ического и социального развития государства и его территориальных обр а зований, вызывает всеобщее недовольство налогоплател ь щиков.

Налоговая система России имеет ряд особенностей, которые необходимо выд е лить.

Учитывая, что принципы и механизмы налогообложения при социалистическом строе б ы ли несколько иные, налоговую систему России можно назвать молодой и ра з вивающейся. Как все новое, налоговая система развивается путем проб и ошибок. Отсюда вытекает нек о торые колебания курса развития, свою роль вносит и нестабильность в экономике и полит и ческих проце с сах, происходящих в стране и в мире.

Необдуманность, а так же недостаточно глубокие проработка и научное обоснование о т дельных положений Налогового кодекса Росси йской Федерации ( НК РФ) на практике пр и водят к постоянному внесению поправок, «отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново» [1] . Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «изли ш ни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, против о речия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогопл а тельщика.

Еще одной особенностью налоговой системы России является то, что основную долю н а логовых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве ра з ви тых стран, а налоги с бизнеса. Несмотря на то, что определенная часть экономистов считают данный по д ход экономически неоправданным, тем не менее, по мнению автора, это является частью с о циальной направленности налоговой политики государства. Нечасто встречаются те, кто, н а пример, счита ет низки м подоходный налог в размере 13 % от заработной платы . Отчасти это является наследием социалистического режима, когда через систему подоходного налогоо б ложения из ымалось в разные годы не более 6- 7 % дохода [2] , а в перспективе планировалась вообще уйти от практики изымания подоходного налога с заработной платы и построить первое в мире государс т во без налогов.

Больше всего нареканий специалистов и налогоплательщиков вызывает налог на доба в ленную стоимость ( НДС ) , точнее нес о вершенство методов его исчисления. «Множественные вычеты, возможность манипуляций с «входным» НДС заканчиваются постоянными попы т ками контролирующих органов ввести ограничительные положения в налоговое законод а тельство» [3] . Вместе с тем, вносимые многочисленные поправки до сих пор не помогли в решение назревших проблем администрирования данного налога. Несмотря на все прин и маемые меры, поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из созда н ной налоговой базы.

В числе других, многие ученые отмечают такие особенности как:

— общий высокий уровень налогового бремени ;

— неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и о т дельным налогоплательщикам ;

— сложность и методическая неотработаность законодательных норм и правил и с числения налогов ;

— низкая эффективность штрафных сан к ций;

— необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета ;

— отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами (паспортными столами, миграционными службами, ГИБДД), а также между терр и тори альными налоговыми и н спекциями.

В сегодняшней динамично меняющейся экономической среде, время постоянно диктует н о вые условия. Наметившиеся в последние годы снижение темпов роста производства, междун а родные санкции, изменение курса рубля, увеличение ключевой ставки ЦБ, вносят новые пр а вила в экономику. Все это, конечно же, затрагивает и налоговую сферу. «В силу глубокой и н теграции налоговой системы в экономические процессы страны любые перемены «извне» прямо или косвенно отражаются на динамике налог о вых поступлений. Поэтому крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и в ы страивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки ада п тироваться к меняющимся усл о виям» [4] .

С 2015 года вступили в силу законы о горизонтальном налоговом мониторинге, налоговом маневре, контролируемых иностранных компаниях, а НК РФ был дополнен двумя новыми гл а вами « Торговый сбор » и « Налог на имущество физических лиц » . Пл а тельщикам НДС отменено ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Бизнесу также предоста в лена возможность поэтапного восстановления НДС, принятого к вычету по оплате (частичной оплате), перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания у с луг). Увеличен и срок уплаты НДС. Теперь по общему правилу налог перечисляется в бюджет равными долями не позднее 25-го (а не 20-го, как ранее) числа каждого из трех месяцев, сл е дующих за истекшим налоговым периодом.

Но есть поправки и со знаком минус. Ст а тья 76 НК РФ (« Приостановка операций по счетам налогоплательщиков » ) распространяется теперь и на организации, которые обязаны предста в лять декларации по соответс т вующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, то есть налоговыми агентами. Это могут быть, например, применяющие упрощенную систему нал о гообложения (УСН) организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Также с 0 1.01. 2015 г. введено право налоговых органов проводить осмотр территорий проверяемого лица, документов и предметов. Причем не только при выездной, но и при к а меральной проверке декларации по НДС, в сл едующих случаях: если представлена деклар а ция с заявленной суммой налога к возмещению; выявлены определенные противоречия и н е соответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении су м мы налога к возмещению.

Так же , в 2015 году , государство пытается поддержать налоговыми мерами реальный се к тор экономики, малый и средний бизнес, вернуть капиталы в национальную юри с дикцию и пр.

Антикризисный план, утвержденный в конце января 2014 года российским кабинетом м и нистров, также содержит ряд налог о вых мер: планируется наделить регионы правом снижать ставки по упрощенной системе налогообложения с 6% до 1%; расширить перечень видов деятельности по патентной системе; установить возможность уплаты « самозанятыми » гра ж данами налога по патенту и страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП); пр е доставить регионам право снижать ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%; распространить право на применение двухлетних налоговых каникул всеми впервые зарегистрирова н ными ИП в производственной, социальной и научной сферах.

Несмотря на то, что предоставление нал о говых каникул широко рекламируется в средствах ма ссовой информации , не все здесь так радужно, как кажется на первый взгляд. Проводимые учеными экономистами исследования показывают, «что налоговые каникулы, предоставля е мые до начала пр о изводственной деятельности, могут привести к фактическому увеличению налогов в будущем. Таким образом, может сложиться следующая ситуация: организации пр е доставляются налоговые каникулы, т. е. она о с вобождается от уплаты налога на прибыль в тот период, когда прибыли и вовсе не обр а зовалось» [5] .

Минпромторгом представлен пакет мер налогового стимулирования промышленных предприятий. В частности, предлагается зачет суммы капитальных вложений в умен ь шение суммы налога на прибыль ( tax credit ), или, по-другому, « зачет инвестиций в основные фо н ды » . Такая льгота будет доступна новым промышленным предприятиям, и минимальный размер инвестиций должен составлять 20 млн. руб. в год (50 млн. за 3 года, 200 млн. за 5 лет).

В целом затраты на перечисленные и иные меры составят примерно 159 млрд. руб., а к о нечный ожидаемый эффект 2,156 трлн. руб. дополнительного дохода.

В последнее время широко обсуждается введение института налогового консультиров а ния. Ректор Финансового университета М.А. Эскиндаров [6] отмечает назревшую необход и мость данного шага, и особо подчеркивает, что работа профессиональных налоговых ко н сультантов принесет пользу и налогоплательщикам, и государству.

Глава ФНС М. В. Мишустин [7] считает, что физическим лицам и представителям малого бизнеса самостоятельно вести ра с четы с бюджетом сложнее, чем крупным компаниям, это становится причиной возникновения у них дополнительных налоговых рисков в связи с н е достаточным уровнем знаний в области налогообложения. Большинству налогоплательщ и ков необходима профессиональная помощь специалистов, которые помогут им заполнить налоговую декларацию, подготовить необходимый пакет документов, подтверждающий льготы, и решить другие практические в о просы налогового администрирования. Гражданам нужна профессиональная, доступная помощь. Если в России появится большой выбор кв а лифицированных ко н сультантов с их жестким отбором в реестр, то для граждан, бизнеса, налоговых органов это будет большим подспорьем.

Совет Федерации одобрил законопроект, передающий ФНС полномочия правительства РФ по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов на срок от о д ного года до трех лет. Сейчас, согласно НК РФ, ФНС мог принимать решения по уплате н а логов на срок, не превышающий один год. Также ФНС сейчас устанавливает наличие осн о ваний для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, проводит ан а лиз финансового состояния хозяйствующих субъектов на признаки банкротства и другое. Думается, передача полномочий ФНС позволит упростить процедуры рассмотрения мат е риалов и принятия соответствующих решений, а также исключить дублирующие функции. Логично, что то же самое ведомство, которое проверяет правильность отчетности, может оценить платежеспособность предприятия и наличие оснований для отсрочки, будет заниматься решением вопрос а о ее предоставлении [8] .

Таким образом, все эти принимаемые правительством меры подтверждают, что «в крит и ческих условиях активность налоговой политики возрастает вместе с повышением роли ед и ной государственной соц и ально-экономической политики» [9] .

Итак, н алоговая система, являясь составной частью экономики России, имеет сложную структуру, но при этом е ё элементы все более тесно переплетаются, размывая четкие границы. В ближайшей перспективе работа по ее совершенствованию должна быть направлена на гармонизацию отношений в налоговой сфере. Необходимо также отметить, что г ос у дарственная политика России должна быть направлена на то, чтобы использовать инс т рументы налоговой системы таким образом, чтобы улучшать благосостояние народа и обеспечить стабильный рост национальной экономики.

1. Пансков В.Г . Налоги и нал огообложение: теория и практика : учебник д ля бакалавров: углубленный курс – 3-е изд., перераб . и доп. – М.: Юрайт , 2012. с. 24.

2. Налоги и налогообложение : учебник (Электронный ресурс) / Аксенов С., Битюкова Л. , Крылов А . , Ласкина И.; Региональный финансово-экономический инс-т . – Курск, 2010. с. 101.

3. Мандрощенко О.В. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности о рганизации / О.В. Мандрощенко / Доклады и выступления участников 13-го семинара Управление эффе к тивностью и результативностью (июль 2013г.) // Эффективное ант икризисное управлений. – 2013. – № 3 (78). – С. 66 http://www.e-c-m.ru/index.php / jour / issue / view /4/ showToc

4. Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 8.

5. Мандрощенко О.В. Указанное соч. с. 63

6. Эскиндаров М.А. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового ко н сультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Эк ономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 153.

7. Мишустин М.В. Материалы научно-практической конференции «Роль налогового ко н сультанта во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками» // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3.

8. Захарова Л. Бизнесу дадут отсрочку // Российская Бизнес-газета № 988 от 10.03. 2015 г. http://www.rg.ru/2015/03/10/nagruzka.html

9. Горский И. В . К проблеме налоговой нагрузки в России // Экономика. Налоги . Право 2015. №1. C. 126 .

FEATURES OF THE MODERN TAX SYSTEM IN RUSSIA

SM Karimov , student

Financial university under the Government of the Russian Federation

Abstract: This article discusses the features of the tax system in Russia at the present stage, at the origin stage and background in relation to the practical implementation. The analysis of the tax structure, its drawbacks and functioning was made. The paper discusses the innovations in the tax system made in 2015, which are related to the anti-crisis measures, their brief characteristic.

Keywords: taxes, tax system, tax burden, tax holidays, the national economy.


На современном этапе экономического развития, в условиях снижения цен на энергоносители и продолжающихся антироссийских санкций в первоочередном порядке планируется принимать меры, для увеличения

Основным источником увеличения налоговых поступлений должны стать как принятие существенных мер в области улучшения налогового администрирования, так и изменение норм и правил исчисления и взимания отдельных налогов. Как и в предыдущие годы, налоговая политика на предстоящий среднесрочный период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации [2].

В перспективе до 2018 годов приоритетами Правительства РФ в сфере налоговой политики являются создание эффективной налоговой системы с сохранением сложившейся к настоящему моменту налогового налоговой нагрузки и налоговое стимулирование импортозамещения. Исходя из выше изложенного следует, Основные направления налоговой политики до 2018 года составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых задач и целей.

Налоговая система России совсем не отражает существующую потребность в инновационном развитии всей страны. Требуется совершенствование налоговой системы в целом. Это же было отражено и в бюджетном послании на 2015 год президента страны. Явным недостатком налоговой системы России также является нестабильность налогового законодательства. Все было бы намного проще, если нормативно правовая база была более стабильной (неизменной) [9].

Так в налоговый кодекс России очень часто вносится поправки (различного рода изменения). Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему желанию нормами Налогового Кодекса России.

Правительство нашей страны должно усовершенствовать элементы налогов и всевозможных сборов с учетом происходящих изменений в специфическом развитии страны.

Налоговая система России обязана сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами других мировых стран, которые борются борьбу за привлечение инвестиций на мировом рынке. Процедуры налогового администрирования не должны ущемлять добросовестных налогоплательщиков. Одним из основных факторов налоговой политики, проводимой Правительством РФ должно стать поддержание сбалансированности бюджетной системы России [4].

Следует отметить, что Россия довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного производственного потенциала на мировом рынке. Весь рост фактически сводится к увеличению объема добычи и экспорта сырьевых ресурсов, а также наращиванию объемов ввозимой из-за рубежа готовой продукции. И этот результат в значительной степени обусловлен особенностями применяемой в РФ системы налогообложения.

Отметим некоторые недостатки действующей в России налоговой системы. По мнению отдельных экономистов в частности – доктора экономических наук Кашина В.А. [4]:

– НДФЛ фактически превратился в косвенный налог на заработную плату, не содействует снижению неравенства в распределении доходов и через включение его в издержки производства способствует непосредственно инфляционному процессу;

– налог на имущество организаций на налог прибыль серьезно тормозят экономический рост в реальном секторе производства;

В настоящее время практически во всех индустриально развитых странах, существует система государственной поддержки инновационной деятельности [1]. Например, во Франции, распространено временное освобождение от взимания налога на прибыль или снижение части уплачиваемой суммы («налоговые каникулы»), которое распространяется на вновь создаваемые субъекты малого бизнеса, со снижением за первые пять лет их деятельности 50 % подоходного налога. В Англии для начинающих инновационных фирм налог на прибыль снижается с 20 до 1 процента. Объем не облагаемых этим налогом инвестиций таких фирм увеличен на 50 %процентов и доведен до 150 тыс. фунтов стерлингов.

Для стимулирования инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, на наш взгляд, необходимо также осуществить комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства, в частности:

– уменьшение налоговых вычетов и льгот, которые не имеют социальную направленность и не связаны с инновационной и научной деятельностью;

– освобождение от налогообложения сверхнормативных затрат на подготовку кадров для инновационных предприятий и в первую очередь на подготовку менеджеров инновационной направленности;

– освобождение от налога на прибыль фирм, которые экспортируют не менее 50 % продукции, изготовленной с использованием российской интеллектуальной собственности;

– освобождение от налога на прибыль хозяйствующих субъектов при выпуске импортозамещающей продукции и ее реализации на территории РФ.

По нашему мнению, для прогрессивного развития налоговой системы России необходимо учесть прогрессивный опыт Германии в области горизонтально – вертикального выравнивания. Именно этот прогрессивный элемент налогообложения позволит России за очень короткий срок развить ряд отстающих регионов страны, в последующем и страны в целом при этом минимизировав всевозможные риски с помощью применения зарубежного опыта налогообложения [5, 10].

В Российской Федерации, ставки акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, а также алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 % на 2016 год будут проиндексированы на 10 % к уровню 2015 года. [7] По табачной продукции ставки акцизов проиндексированы с учетом положений Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 годах. Так, в 2014 году минимальная специфическая ставка акциза на сигареты проиндексирована на 42 % к уровню 2013 года, в 2015 году – на 20 % и в 2016 году – на 28 % к предыдущему году соответственно [6].

На наш взгляд, основные резервы роста акцизов кроются не в повышении ставок, а в улучшении налогового администрирования и усилении контроля за оборотом подакцизной продукции (прежде всего алкогольной).

В настоящее время основным способом уклонения от уплаты акцизов на алкоголь считается использование так называемой «спиртосодержащей схемы». Суть ее заключается в том, что производители алкоголя в нарушение требований всех существующих норм и правил используют сырье для производства алкогольной продукции не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. При этом плательщики акцизов уменьшают сумму исчисленную акциза, по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении спиртосодержащей продукции, использованной в качестве сырья.

Здесь неправомерная замена материала, используемого в качестве сырья, становится причиной завышения акцизной суммы, подлежащей налоговому вычету, то есть возмещаемая из бюджета.

Целесообразно включить в соответствующие статьи НК РФ норм, предусматривающих обязанность плательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, которые приняты к вычету, по использованному подакцизному сырью при возврате налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утрате, в процессе производства, хранения и реализации.

Не менее важной проблемой минимизации налогов является теневой сектор экономики. По оценкам экспертов от 25 до 40 процентов экономики РФ находится в «тени». Нередко это вполне законные, нормально созданные и успешно действующие организации [8].

Одной из таких сфер экономики является ликероводочное производство. В настоящее время более с половины производимой в РФ водки не уплачиваются акцизы и все остальные налоговые платежи.

Существуют два возможных варианта для решения данной проблемы. Первое – необходимо для предприятий водочной отрасли установить пороговую величину загрузки производственных мощностей, с которой они будут уплачивать налог на вмененную мощность вместо акциза. Второе направление – вернуться к государственной монополии на производство и оборот этилового спирта. В этом случае государство должно выкупить акции у спиртопроизводящих заводов, чтобы они стали государственными унитарными предприятиями [11].

На современном этапе финансовые ресурсы экономики России заметно ослаблены. Доходы от нефтегазовой отрасли, составляющие основу бюджетной системы Российской Федерации, уже не покрывают возросшие потребности государства. Финансово – экономические санкции введенные в отношении РФ усугубляют эту ситуацию. Как следствие, впервые, со времени принятия и введения в действие НК РФ, были секвестированы бюджетные расходы федерального бюджета на 2014-2016 гг.

В таких условиях необходимы решительные шаги по реформированию финансовой политики, в том числе и в области налогообложения, с целью выявления дополнительных источников роста. Одним из таких источников могут, стать резервы роста налоговых поступлений за счет введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и улучшения механизма его администрирования.

Читайте также: