Налоговая система как инструмент государственной политики

Опубликовано: 28.04.2024

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Налоговая система как инструмент фискальной политики государства РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6109 (дата обращения: 13.04.2021).

Выполнение основных функций и направлений государства требует финансовых средств, главным источником получения которых являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства.

Разные виды налогов включаются в налоговую систему, которая является важным инструментом по взиманию и распределению национального дохода.

Основная функция налоговой системы является фискальная, нацеленная на пополнение государственного бюджета.

Налоги в России взимаются согласно трем уровням налогообложения: федерального, регионального, и местного, входящих в консолидированный государственный бюджет.

Контроль и надзор за выполнением налогового законодательства возлагается на федеральную налоговую службу, которая находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов РФ.

Данные Федеральной налоговой службы (ФНС) по налоговым начислениям и поступлениям в консолидированный бюджет РФ показаны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)

Начислено к уплате

Консолидированный бюджет
субъектов РФ

По данным ФНС за период с 2009 по 2013 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2009 году – 33,3%, в 2010 году-30,3%, в 2011году- 30,9%, в 2012 году- 26,6%, а в 2013 году – 31%.

Таблица 2- Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)

на 1 августа 2013года

на 1 августа 2014года

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

Налог на прибыль, доходы

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

Налоги на имущество

Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

Налог, взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог

Налог взимаемый в связи с
применением патентной системы налогообложения

Налог взимаемый в виде
стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Итого налоговых поступлений

Налоговые поступления на январь-июль 2013 и 2014года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)

на 1 августа 2014 года

Всего задолженность перед бюджетом по
налогам и сборам

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми
органами

Задолженность за период с 2009 по 2013 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.

По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2014 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.

Для улучшения уровня налогообложения в РФ и борьбе с задолженностью по налогам и сборам налоговой службой в 2014-2017 годах планируются следующие основные направления деятельности:

‑ обеспечение повышения эффективности работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения и
выявлению сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков;

‑ повышение качества контрольных мероприятий;

‑ повышение эффективности взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок;

- содействовать отказу налогоплательщиков от непрозрачных и низкоэффективных схем ведения бизнеса;

- принимать все меры по повышению поступлений от применения мер принудительного взыскания задолженности и урегулирования задолженности путем проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания;

- проведение мониторинга по выполнению антикоррупционных мероприятий в ФНС России и предоставление информации в Минэкономразвития России;

Таким образом, важность налоговой системы неоценима в поступлении финансовых средств в бюджет государства необходимых в области социальной зашиты граждан, а также в регулировании других областей экономики.

Библиографический список

  1. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС,2009.
  2. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru ;
  3. Официальный портал Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Налоги и их функции.Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги -это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Функции налогов.

Фискальная функция -основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

Экономическая функцияозначает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция). Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая – обязанность государства перед налогоплательщиками.

Социальная функция налогов заключается в поддержании социального равновесия и сглаживания неравенства путем перераспределения доходов между отдельными группами населения.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства.

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления – налоговые ставки и налоговая база. Налоговая ставка – это определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода. Налоговые ставки определяются законом и закрепляются для каждой категории доходов на длительное время. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствуют целям и задачам экономической политики государства. Их изменение может осуществляться в сторону повышения или уменьшения. В целом государство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые обеспечивают и развитие рыночной экономики, и максимальное поступление средств в бюджет.

Существуют разные методы установления налоговой ставки. Если ставка налога остается постоянной независимо от величины дохода, то это пропорциональное налогообложение. Если налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода, то имеет место прогрессивное налогообложение. Понижение налоговой ставки по мере роста дохода характерно для регрессивного налогообложения.

Другой элемент налоговой системы – налоговая база: общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, т.е. сумма дохода, к которой применяется налоговая ставка. Величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые разрешаются законодательством производить из дохода, подлежащего налогообложению (например, в соответствии с предоставляемыми льготами).

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономической характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию.




Виды налогов. По форме налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества. Косвенные налоги – это налоги в виде надбавки к цене товара, т.е. они оплачиваются не производителем, а потребителем (НДС, акцизы).

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества (земля, дом, предприятие), которые взимаются исходя из внешних признаков (площадь земельного участка, численность работающих, число квартир в доме). Реальные налоги сохраняются в основном в системе местных налогов.

К личным налогам относятся налог с доходов физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, налог на имущество, налог с наследств и дарений. В основу обложения личным налогом кладется величина дохода.

Подоходный налог взимается со всех доходов граждан и носит массовый характер. Он исчисляется двумя методами: глобальным, когда налогообложению подлежит весь доход по единой ставке, соответствующей величине дохода; модулярным, когда делится на части, к которым применяется отдельная ставка (например, в зависимости от источника формирования дохода).

Налог на прибыль начисляется на доходы юридических лиц. Он определяет размеры обязательных платежей предприятий в государственный бюджет. Объектом обложения является валовая прибыль – сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Косвенные налоги– это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавки к ценам. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и фискальные монопольные налоги. Акцизы – налоги, взимаемые внутри страны путем включения их в цены товаров широкого потребления. Таможенными пошлинами облагаются импортные, экспортные товары. Фискальные монопольные налоги устанавливаются на товары массового потребления, производство и реализация которых являются государственной монополией (табак, спирт, соль).

Основным косвенным налогом в настоящее время является налог на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения при исчислении НДС является добавленная стоимость, которая образуется путем исключения из объема продукции стоимости потребляемых сырья, материалов, полуфабрикатов. Добавленная стоимость включает заработную плату, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т.п. Сумма НДС, вносимая в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, уплаченными поставщиками за издержки производства и обращения. Следовательно, непосредственными плательщиками НДС являются конечные потребители, хотя перечисляют его в бюджет производители. Ставки НДС обычно дифференцированы по социальным показателям. Среднеевропейский уровень ставки НДС составляет 14-20%. НДС приносит основную часть бюджетных поступлений от косвенного налогообложения.

Налоговая система активно используется государством для воздействия на экономику.

Принципы построения налоговой политики. Классические принципы построения налоговой политики сформулированы А. Смитом в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Они состоят в следующем.

Поданные государства должны поддерживать государство соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства (т.е. платить налоги).

Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Налоговая система строится так, что сначала определяются расходы государства (бюджетные расходы), а потом уже доходы, которыми можно покрыть государственные расходы. Расходы государства должны отражать интересы общества. Это делает государство дешевым, а налоги – признаком не рабства, а свободы.

В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Среди этих принципов следует выделить:

- всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы);

- верховенство представительной власти в их установлении;

- стабильность (устойчивость видов и ставок налогов во времени);

- однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения);

- очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

- определенность налогообложения (в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется);

Инструменты воздействия налоговой системы на экономику. Важнейший инструмент воздействия налоговой системы на экономику – налоговые льготы. В США их насчитывается более 100, в Великобритании – около 80.

Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных наукоемких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.

Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от него. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия.

Также широко применяются специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложени ядля малых предприятий), используются необлагаемй минимум и вычеты из налоговой базы.

Разновидностью налоговых льгот можно считать ускоренную амортизацию, т.е. ускоренное возмещение затрат на основной капитал. Норма амортизации устанавливается в законодательном порядке. Как правило, налоговое законодательство разрешается проводить амортизационные списания в размерах, значительно превышающих фактический износ основного капитала. Это достигается либо путем ускоренного списания стоимости основного капитала в первые годы его службы, либо путем установления заниженных сроков его работы.

Вопросы для самоконтроля по теме 2.

1). Что такое государственный бюджет?

2). Какие функции выполняет бюджетная система?

3). Перечислите основные принципы построения государственного бюджета.

4). Что собой представляет государственный долг и в каких формах он выступает?

5). Дайте определение налога.

6). Какие бывают виды налогов?

7). Назовите основные функции налогов.

8). В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику?

Тесты по теме 2.

1. Фискальная функция налогов заключается:

а) в формировании государственного бюджета;

б) в распределении ресурсов;

в) в стимулировании слаборазвитых отраслей экономики;

г) в поддержании малоимущих групп населения.

2. К прямым налогам относятся:

а) НДС, акциз, налог на прибыль;

б) подоходный налог, налог на имущество, НДС;

в) налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог;

г) подоходный налог, НДС, акциз.

3. Принцип единства при построении государственного бюджета заключается:

а) по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

б) сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства;

в) правдивое отражение доходов и расходов государства;

г) обязательное информирование населения о структуре государственного бюджета.

4. Метод установления налоговой ставки, при которой ставка остается постоянной независимо от величины дохода, называется:

5. Налоговая база – это:

а) доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет, выраженная в процентах;

б) доля дохода, необлагаемая налогом;

в) совокупность всех сборов, пошлин и налогов, подлежащих взносу в бюджет;

г) общая сумма дохода, подлежащая налогообложению.

| следующая лекция ==>
Проблема бюджетного дефицита и государственного долга | На предложение денег в экономике

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

Содержание

Введение 3
1. Налоговая система как инструмент государственной политики 4
1.1 Функции и принципы налогообложения 4
1.2 Классификация налогов 7
2. Социальная дифференциация и ее показатели 10
3. Конспект статьи из журнала экономического содержания 14
Заключение 25

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая системаДОДЕЛАТЬ.doc

Введение

В контрольной работе рассматриваются проблемы государственного регулирования экономики, такие как:

- налоговая система как инструмент государственной политики;

- социальная дифференциация и ее показатели.

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

Другим важным вопросом является сглаживание государством социального неравенства в обществе.

Социальная дифференциация представляет собой сложившиеся в данный исторический момент времени комплекс распределительных отношений, базирующихся на отношениях собственности.

1. Налоговая система как инструмент государственной политики

1.1 Функции и принципы налогообложения

Налогообложение – способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно-денежных отношений.

Функция – представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. В современных условиях налоги выполняют основные и дополнительные функции.

К основным функциям относят:

А) фискальную – отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств. Данная функция является главной функцией налогов и призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;

Б) социальную – поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения;

В) регулирующую – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса. Данная функция имеет 3 составляющих:

1) стимулирующую – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

2) сдерживающую – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства путем увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

3) воспроизводственную – которая предназначена для концентрации средств на восстановление используемых ресурсов.

К дополнительным функциям относят:

А) перераспределительную – процессы перераспределения части совокупного общественного продукта главным образом чистого дохода и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. бюджет государства;

Б) контрольную – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений.

Каждый налог содержит следующие элементы:

- субъект налога, или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары); часто название налога вытекает из его объекта, например, земельный налог, подоходный налог и т. д.;

- источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого выплачивается налог; по некоторым налогам и объект и источник совпадают;

- единица обложения – единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному налогу – гектар, акр);

- налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения;

- налоговый оклад – сумма налога, выплачиваемая субъектом с одного объекта;

- налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В системе налогообложения должны быть заложены определенные принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Принципы налогообложения – это базовые категории, по которым формируется налоговая система в конкретных условиях экономики страны.

Четыре принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом:

  1. подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу;
  2. налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен;
  3. Вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику;
  4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа и удерживал возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

К основным принципам налогообложения относят:

А) принцип легитимности – законодательно утверждаемый размер налогов и порядок их взимания;

Б) принцип единства – этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных доходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах;

В) принцип равномерности и справедливости – обложение налогом должно быть достаточно жестким для обеспеченных лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;

Г) принцип определенности – означает, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

Д) принцип удобства – предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;

Е) принцип эффективности – налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

Ж) принцип всеобщности – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы;

З) принцип обязательности – принудительность налога и неизбежность его выплаты;

И) принцип стабильности – характеризуется не только длительным постояноством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы.

1.2 Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция - это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственног о процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

  • центральные;
  • местные.

В России существует трехуровневая система:

  • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
  • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
  • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

  • маркированные;
  • немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

  • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс. руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то - 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Содержание работы

Введение………..………………………………………………..………….
1. Налоги и их функции……………………………………………. ……..
2. Виды налогов ……………………………………………………. ….
3. Налоги как инструмент государственной политики…………. ….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы………………….

Содержимое работы - 1 файл

KR_gos_regulirovanie.doc

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы.

Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

1. Налоги и их функции

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. 1

В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. 2

Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов (например, сбор на нужды образовательных учреждений, на содержание правоохранительных органов и т.п.). Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.

Основными элементами налоговой системы являются:

  • совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;
    • система полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;
    • государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

К числу участников налоговых отношений в России относятся:

1) организации и физические лица – налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;

2) государственные налоговые органы – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

3) государственные таможенные органы – Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;

4) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

5) Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов федерации и органов местного самоуправления – при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также других вопросов, отнесенных к их компетенции налоговым законодательством. 3

Важнейшими участниками налоговых отношений являются налогоплательщики и плательщики сборов. Под налогоплательщиком (или субъектом налога) понимается физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога

Особую группу участников налоговых отношений образуют налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Например, подоходный налог может удерживаться с работников организации по месту работу. В этом случае работникам не нужно по истечении года заполнять налоговую декларацию и самостоятельно перечислять налоги в бюджет. Платежи от их имени осуществляет организация-работодатель, которая и является налоговым агентом.

Все налоги и сборы, действующие в стране, должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог может считаться установленным только тогда, когда определен круг его плательщиков, а также установлены следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога. 4

Объектом налогообложения называется имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаро в (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Объекты налогообложения очень разнообразны.

Понятие объекта налогообложения тесно связано с понятием налоговой базы. В российском законодательстве под налоговой базой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (Налоговый кодекс РФ, ст. 53).

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Например, для налога на доходы физических лиц единицей измерения налоговой базы является 1 рубль доходов физического лица, полученных за отчетный период. Налоговая ставка определяется как размер налога в расчете на эту величину.

Ставки налогов могут устанавливаться как в абсолютном выражении, так и в относительном (в процентах). Если ставка налога, исчисляемая в процентах от единицы налогообложения, не зависит от размера налоговой базы, налог называется пропорциональным. Однако, в ряде случаев налог имеет не единую ставку, а шкалу ставок, различные уровни которой применяются при различной величине налоговой базы. Налоги, имеющие шкалу ставок, могут характеризоваться как прогрессивные или регрессивные. При определении прогрессивности налога принято исходить из величины средней налоговой ставки, которая представляет собой соотношение суммы уплаченного налога и объема базы налогообложения. Если при увеличении налоговой базы средняя налоговая ставка растет, налог называется прогрессивным, а если снижается, налог – регрессивным.

Примером пропорционального нал ога может служить налог на доходы физических лиц, взимаемый в настоящее время по единой ставке 13% (исключение составляют только отдельные виды доходов, такие как выигрыши в лотереи, превышение выплат по договорам добровольного страхования и некоторые другие). Ранее налогообложение доходов граждан в России было прогрессивным, и действовала шкала ставок налога: 12% для доходов менее 50.000 руб. в год, 20% - от 50.000 до 150.000 руб.; и 30% - свыше 150.000 руб.

Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для различных налогов налоговые периоды могут быть разными. Так, в России для налога на добавленную стоимость налоговым периодом является календарный месяц, для налога на доходы физических лиц - календарный год.

В экономической системе налоги выполняют три функции: фискальную, перераспределительную и стимулирующую. Исторически наиболее ранней и одновременно основной функцией налогов является фискальная. Ее содержание состоит в том, что за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые необходимы для дальнейшего осуществления расходов (оборонных программ, социальных выплат и т.п.). Налоги являются основой доходов государства, поскольку именно они обеспечивают наибольшую часть поступлений в бюджет.

Перераспределительная функция налогов связана с использованием как инструмента выравнивания доходов населения. Рыночный механизм обеспечивает рост эффективности производства, однако он безразличен к социальным последствиям принимаемых решений. Возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. В рамках рыночной системы часть людей по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить себе такой уровень доходов, который необходим для нормальной жизни. Речь идет о социально-уязвимых слоях населения, таких как инвалиды, пожилые граждане, многодетные семьи и др. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в данной области в послевоенные годы, низкий уровень жизни определенных слоев населения продолжает оставаться острой проблемой не только в развивающихся, но и в экономически развитых странах.

Перераспределение доходов с помощью налоговой системы может достигаться путем применения прогрессивных налогов, при которых более высокие доходы облагаются по более высоким ставкам. Как правило, по прогрессивной шкале рассчитывается подоходный налог с физических лиц, а в ряде случаев - налог на собственность и на прибыль предприятий. С другой стороны, косвенные налоги, играющие не менее заметную роль в структуре обязательных отчислений, фактически имеют регрессивный характер.

Благодаря наличию стимулирующей функции налогов государство имеет возможность косвенно воздействовать на функционирование рыночной экономики с целью обеспечения ускоренного развития определенных ее секторов и отраслей.

Стимулирующая функция реализуется с помощью системы налоговых льгот, предоставление которых увязывается с определенными признаками налогоплательщика или объекта налогообложения. Налоговые льготы - это законодательно установленные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Можно выделить следующие основные виды налоговых льгот:

  • установление необлагаемого минимума объекта налогообложения (пример - стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц);
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков (льготы по налогу на доходы физических лиц для инвалидов, Героев Российской Федерации и др.);
  • применение пониженных налоговых ставок (например, пониженные ставки НДС на продовольственные товары и товары детского ассортимента);
  • целевые налоговые льготы;
  • налоговый кредит;
    • другие виды налоговых льгот. 5

По форме налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества. Косвенные налоги — это налоги в виде надбавки к цене товара, т. е. они оплачиваются не производителем, а потребителем.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества (земля, дом, предприятие), которые взимаются не в зависимости от фактического дохода, а исходя из внешних признаков (площадь земельного участка, численность работающих, число квартир в доме). Реальные налоги сохраняются в основном в системе местных налогов.

К. личным налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, поимущественный налог, налог с наследств и дарений. В основу обложения личным налогом кладется величина дохода.

Подоходный налог взимается со всех доходов граждан и носит массовый характер. Он исчисляется двумя методами: глобальным, когда налогообложению подлежит весь доход по единой ставке, соответствующей величине дохода; модулярным, когда доход делится на части, к которым применяется отдельная ставка (например, в зависимости от источника формирования дохода).

Уплата подоходного налога может осуществляться безналичным путем (автоматически вычитается сумма налога) и путем декларации, в которой сам налогоплательщик указывает величину доходов и исчисляет сумму налогов. Доля личных подоходных налогов в бюджетах различных стран составляет от 75 до 90%. В США, Англии, Германии, Франции до 30% доходов средней семьи уходит на уплату налогов.

Налог на прибыль начисляется на доходы юридических лиц. Он определяет размеры обязательных платежей предприятий в государственный бюджет. Объектом обложения является валовая прибыль — сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Читайте также: