Налоговая система армении презентация

Опубликовано: 18.09.2024

База данных "Законодательство Армении" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Армении

Общие положения

Налоговое законодательство Республики Армения не кодифицировано и согласно закону Республики Армения от 12.05.1997 г. № ЗР-107 "О налогах" состоит из данного закона, а также законов, регулирующих применение отдельных видов налогов.

Налоговая система является двухуровневой. Все налоги подразделяются на две категории:

  • государственные налоги
  • местные налоги

Государственные налоги

Налог на прибыль(установлен законом Республики Армения от 27.101997 года №ЗР-155 "О налоге на прибыль"). Этот налог является прямым. Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – прибыль, полученная на территории государства и за его границей (для резидента), а также прибыль, поступающая из армянских источников (для нерезидента). Размер налога составляет 20 процентов от облагаемой прибыли.

Подоходный налог(регулируется законом Республики Армении от 30.12.2010 года № ЗР-246 "О подоходном налоге"). Является прямым. Плательщики – физические лица. Объект налогообложения – доходы, полученные как на территории страны, так и за ее границей (для резидента), а также доходы, поступающие к нерезидентам из армянских источников. Ставка налога прогрессивная, повышается по мере роста дохода, минимальная ставка – 24.4 процента. В некоторых отдельных случаях предусмотрена льготная ставка, равная десяти процентам.

Акцизный налог(установлен законом Республики Армения от 27.07.2000 года № ЗР-79 "Об акцизном налоге"). Является косвенным. Объект налогообложения – различные операции с подакцизными товарами. К подакцизным товарам относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты. Ставки различаются зависимости от вида продукции. Минимальная установлена для вина – десять процентов от стоимости, максимальная – пятьдесят пять процентов для ряда спиртных напитков. Для табачных изделий и нефтепродуктов акцизы устанавливается в виде твердой денежной суммы.

Налог на добавленную стоимость(установлен законом Республики Армения от 16.06.1997 года №ЗР-118 "О налоге на добавленную стоимость"). Является косвенным, уплачивается при ввозе, производстве, обращении различных товаров, а также оказании услуг на внутри страны. Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект налогообложения – стоимость определенных операций (сделок), производимых плательщиком налога внутри государства. НДС по общему правилу составляет двадцать процентов от оборота товаров (услуг).

Перечень государственных налогов является единым, обязательным на всей территории страны и не подлежит расширительному толкованию на местах.

При соблюдении ряда условий (например, осуществлении определенного вида деятельности, получении прибыли (дохода) ниже установленного максимума и т.д.) все государственные налоги, за исключением акцизного, могут быть заменены фиксированным или патентным платежами, упрощенным налогом, налогом с оборота.

Такая специальная возможность предусмотрена специальными законами Республики Армения:

  • от 22.07.1998 г. № ЗР-236 "О фиксированных платежах" ;
  • от 30.12.2008 г. № ЗР-247 "О патентных платежах" ;
  • от 19.06.2000 г. №ЗР-61 "Об упрощенном налоге" ;
  • от 28.12.2012 г. №ЗР-236 "О налоге с оборота" .

Местные налоги

Согласно главе 2.1 Закона "О налогах", местные налоги в полном объеме поступают в бюджет муниципального района, внутри которого они сформированы. Обязательными для любого муниципального образования Армении являются земельныйи имущественныйналоги, ставки по ним являются общими для всех муниципальных образований страны. По остальным налогам местного значения их виды, а также минимальный и максимальный размеры ставок устанавливаются муниципалитетами самостоятельно.

К местным налогам относятся:

Налог на имущество(установлен законом Республики Армения от 30.12.2002 года № ЗР-82 "О налоге на имущество"). Является прямым. Плательщики – собственники имущества, подпадающего под налогообложение. Объекты налогообложения – недвижимость разных видов и транспортные средства. По обоим видам имущества ставка является прогрессивной. Для недвижимости она зависит от ее стоимости. Для транспорта варьируется в зависимости от мощности.

Земельный налог(установлен законом Республики Армения от 27.04.1994 г. № С-1005-1-ЗР-101 "О земельном налоге") Является прямым. Плательщики – законные владельцы земельных участков. Объект налогообложения – кадастровая стоимость земельных участков. Ставка зависит от категории земель.

Гостиничный налог

Налог на парковочное место транспортных средств

Льготы

Действующим налоговым законодательством Армении предусмотрен широкий спектр налоговых льгот:

  • льготное уменьшение объекта налогообложения
  • сокращение ставки налога и общей суммы, подлежащей уплате
  • отсрочка срока исчисления и уплаты налога
  • освобождение, сокращение, отсрочка уплаты пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства

Краткий сравнительный анализ налогового законодательства Армении и России.

Если проводить сравнительный анализ налогового законодательства двух государств – Республики Армения и Российской Федерации, то первой отличительной чертой, бросающейся в глаза, является отсутствие в Армении кодификации данной отрасли законодательства. Это обстоятельство значительно усложняет не только применение налоговых законов, но подчас и их понимание. Данная проблема существовала и в РФ, однако была решена с принятием в 1998-2000 гг. двух частей Налогового кодекса.

Различие в системах налогообложения России и Армении кроется в разных формах государственного устройства.

Так, РФ является федеративной республикой, поэтому помимо местной и федеральной власти, имеет также и региональную. В связи с этим и налоговая система в России является трехступенчатой, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Унитарная Армения поделена на муниципалитеты, поэтому налоговая система имеет только две ступени.

Видимо, в связи с этим общее количество налогов в РФ намного больше, чем в Армении (только федеральных налогов восемь против четырех государственных в Армении).

Однако стоит отметить, что ставки по некоторым российским налогам значительно ниже армянских. Так, в России минимальная ставка подоходного налога по общему правилу составляет тринадцать процентов, в Армении – 24.4 процента; минимальная ставка НДС составляет десять процентов, а в Армении – двадцать.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоговая система в Республике Армения регулируется законом № 3Р 107 «О налогах» от 12 мая 1997 года.

Налоги в Армении классифицируются на государственные и местные.

Про уровень жизни в Армении можно узнать на нашем сайте.

Государственные налоговые платежи

Государственные налоговые платежи — это:

  1. Платеж на прибыль.
  2. Подоходный налог.
  3. Акцизный сбор.
  4. НДС.

Рассмотрим каждый из налоговых платежей более детально.

Налоговый платеж на прибыль

Налог на прибыль регулируется законом № 3Р 155 «О налоге на прибыль». Он выплачивается юридическими лицами. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная юридическим лицом вследствие коммерческой деятельности. При этом место получения прибыли роли не играет. Если налогоплательщик зарегистрировал организацию за пределами Республики Армения и регулярно получает доход с компании, то он обязан выплачивать данный платеж.

Налог на прибыль

Налоговая ставка равняется 20 %.

Подоходный сбор

Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.

Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.

При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.

Подоходный налог в разных странах мира

Подоходный налог в разных странах мира

С иностранцев, работающих на территории страны, дополнительно взимаются такие сборы:

  1. Страховое возмещение в сумме 5 % от годового дохода.
  2. Другие платежи (дивиденды, роялти) в сумме 15 %.

Акциз

Акцизный сбор регулируется законом № 3Р 79 «Об акцизном налоге». Это косвенный платеж, выплачиваемый исключительно от операций с различными группами товаров, подпадающих под акциз.

К акцизному товару относится алкогольная продукция, табачные изделия и нефтяные продукты. Единой ставки не существует. Она зависит от типа товара.

Акциз

Список акцизных ставок исходя из товара:

  1. Пиво (за 1 л) — 70 драм.
  2. Вино (за 1 л) — 100.
  3. Шампанское (за 1 л) — 180.
  4. Вермут (за 1 л) — 500.
  5. Сидр (за 1 л) — 180.
  6. Спирт (за 1 л) — 600.
  7. Коньяк (за 1 л) — 300.
  8. Спиртные настойки (за 1 л) — 1500.
  9. Табак (за 1 кг) — 1500.
  10. Нефтяные продукты (за 1 т) — 27 000.
  11. Дизельное топливо (за 1 т) — 11 500.
  12. Нефтяной газ (за 1 т) — 1000.

Что необходимо для получения гражданства Армении можно узнать здесь.

НДС регулируется законом № 3Р 118 «О налоге на добавленную стоимость». Данный вид платежа выплачивается в следующих ситуациях:

  • Ввоз товара на территорию Республики Армения.
  • Производство товаров.
  • Реализация услуг на территории страны.

Он платится юридическими лицами и частными предпринимателями.

Стандартная ставка сбора равна 20 %.

НДС

От уплаты данного сбора освобождаются люди в таких ситуациях:

  1. Оплата за обучение в любом образовательном учреждении Армении.
  2. Реализация канцелярской продукции, необходимой для образовательного процесса (ручек, тетрадей и др.).
  3. Проведение исследовательских работ.
  4. Реализация:
  • Сельскохозяйственной продукции.
  • Печатной продукции.
  • Лотерейных билетов.
  • Драгоценных камней.
  1. Проведение операций по страхованию.

Местные налоговые платежи

К местным налоговым платежам относятся:

  1. Платеж на имущество.
  2. Земельный.
  3. Гостиничный.
  4. Платеж за место парковки транспортного средства.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Платеж на имущество

Данный тип налога прямой. Он выплачивается владельцами недвижимого и движимого имущества, в частности, недвижимости и различных транспортных средств.

Платеж на имущество

Единой ставки нет. Она прогрессивная, то есть напрямую зависит от оценочной стоимости имущества. Ставка для транспортных средств рассчитывается исходя из мощности средства передвижения.

Если оценочная стоимость недвижимости ниже трех миллионов драм, то владелец не облагается налогом.

При цене недвижимости от трех до 10 миллионов налог равен 100 драмам. Дополнительно выплачивается 0,1 % от суммы, которая превышает три миллиона драм.

При цене недвижимости от 10 до 20 миллионов драм ставка возрастает до 7100 драм. Дополнительно оплачивается 0,2 % от суммы, которая превышает 10 миллионов драм.

При цене недвижимости от 20 до 30 миллионов ставка возрастает до 27 100 драм. Дополнительно оплачивается 0,4 % от суммы, которая превышает 20 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 30 до 40 миллионов драм ставка равна 67 100 драмам. Дополнительно владельцем выплачивается 0,6 % от суммы, которая превышает 30 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 40 миллионов и выше сбор равен 127 100 драмам. Дополнительно собственник платит 0,8 % от суммы, которая превышает 40 миллионов драм.

Таблица. Размеры ставок для транспортных средств

Критерии Количество лошадиных сил Цена за каждую лошадиную силу (указана в драмах)
Средство вместимостью до 10 человек до 120 200
Средство вместимостью до 10 человек от 120 до 250 400
Средство вместимостью до 10 человек свыше 250 500
Средство вместимостью свыше 10 человек до 200 100
Средство вместимостью свыше 10 человек свыше 200 200

Земельный сбор

Данный тип налогового платежа прямой. Он выплачивается собственниками земельных участков. Единая ставка отсутствует. Она зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения.

Для участков, расположенных в населенных пунктах, применяется ставка в размере 1 %.

Для участков, расположенных за пределами населенного пункта, ставка равняется 0,5 %.

Уплата налогов

Заявление об уплате косвенных налогов — это документ, подтверждающий уплаченные налоговые платежи. Данное заявление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации обязательно до 20 числа.

В 2021 году действует также новая услуга подачи бумаг в электронном виде.


Налоги, применяемые в Республике Армения

Государственные налоги

  • налог на прибыль,
  • подоходный налог,
  • акцизный налог,
  • налог на добавленную стоимость,
  • экологический налог,
  • Дорожный налог,
  • налог с оборота

Տեղական հարկերն են.

  • налог на недвижимость
  • налог на имущество транспортных средств

Сборы, применяемые в РА

а) Государственные платежи,государственная пошлина, плата за природопользование, социальные выплаты, разрешение на использование радиочастоты (продление срока действия) обязательный платеж и обязательный платеж, обязательный платеж за регулирование общественных услуг, пенсионный взнос

б) местные сборы ( местный долг, местный сбор):

Действующие в Армении системы налогообложения

В Республике Армения применяются следующие налоговые процедуры

а) Общая процедура налогообложения.

В этом случае налогоплательщики обычно рассчитывают и платят свои налоги, налог на добавленную стоимость или налог на прибыль.

б) Специальные налоговые системы.

  • Налог с оборота,в случае чего налогоплательщики в результате своей деятельности рассчитывают и платят налог с оборота, который заменяет:

а) НДС или налог на прибыль для коммерческих организаций

б) НДС для индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

  • Система налогообложения микропредприятий, при которой налогоплательщик, осуществляя соответствующую деятельность, определенную законом, освобождается от всех видов государственных налогов, связанных с предпринимательством.

В случае специальных систем налогообложения обычно легче рассчитывать и платить налоги.

Налог с оборота

Оборот налогоплательщиков.

Плательщиками являются коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и нотариусы, оборот которых в прошлом году не превышал 115 млн драмов.

Кстати, оборот продаж включает оборот продаж, относящийся к видам деятельности, осуществляемым по патентному налогу и в рамках специальных систем налогообложения для налогообложения семейного бизнеса.

Шаги необходимо считать налогоплательщиком оборота.

Для того, чтобы считаться налогоплательщиком оборота, единоличный собственник, организация и нотариус должны представить в налоговый орган заявление о месте их регистрации в качестве плательщика налога с оборота.

Кого нельзя считать налогоплательщиком с оборота?

  • Патентные налогоплательщики по этим видам деятельности.
  • акцизные налогоплательщики ․
  • Банки, кредитные, страховые, инвестиционные организации, ломбарды, валютные трейдеры, валютно-дилерские брокерские трейдеры, инвестиционные фонды, управляющие фондами, платежные и расчетные организации, аудиторские организации, казино и игорные организации.
  • Организации, которые совершили третье нарушение правил работы кассового аппарата в течение налогового года и с даты регистрации нарушения УЦ до конца налогового года, следующего за налоговым годом, включенным в этот день ․
  • Организации и индивидуальные предприниматели Соглашения о совместном предприятии, а также Агентство по поставке товаров и поставке товаров Агентству от имени Агента.
  • По решению главы налогового органа организации считаются взаимосвязанными и частными предприятиями, если общий оборот продаж всех признанных коммерческих организаций и частных лиц в течение предыдущего налогового года или всех видов деятельности в течение текущего налогового года превышает 58,35 млн. Драмов.
  • Организованные организации и частные лица, за исключением случаев, когда их дочерние организации или физические лица представили налоговую декларацию в налоговый орган после даты подачи заявления и даты подачи заявления, фактически не действовали после этой даты.

Ставка налога с оборота.



  • Объектом налога с продаж является налог с оборота.
  • Оборот налогоплательщиков не обязан подтверждать свои достижения документами.

Особенности налогообложения лиц, получающих доходы от коммерческой деятельности.

  • Те, кто обосновывает свою прибыль, получат возможность уменьшить сумму налога на 4% от стоимости документа, но сумма налога, рассчитанная за отчетный период, не может составлять менее 1,5% от выручки за период.
  • Расходы включают сумму таможенной пошлины, НДС, акцизного или экологического налога, уплаченного за товары, приобретенные или импортированные для немедленной продажи.
  • Документ, подтверждающий расходы, также считается кассовым чеком, если в квитанции указан номер НДС организации покупателя или индивидуального предпринимателя.

Кстати: В случае коммерческой деятельности не подлежащая вычету часть суммы налога может быть уменьшена в следующих кварталах.

Особенности налогообложения лиц, получающих доходы от предприятий общественного питания.

  • Те, кто обосновывает свои расходы на общественное питание, смогут уменьшить сумму налога на документы на 3%, но сумма налога, рассчитанная за отчетный период, не может составлять менее 4% от выручки от деятельности общественного питания за этот период.
  • Расходы также включают в себя сумму таможенной пошлины, НДС, акцизного налога или экологического налога, уплаченного за приобретенные или импортированные товары.
  • Расходы не включают стоимость приобретения или строительства основных средств, капитальные и текущие расходы на основные средства и амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, а также расходы на их приобретение в случае отчуждения других не кулинарных активов.

Кстати,невозможно уменьшить не вычитаемую часть суммы налога в следующих кварталах.

Отчетный период и уплата налога.

Ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за кварталом.

Другие положения

  • Покупатели (пользователи услуг) списывают расчетные документы в порядке, установленном законодательством.
  • В написанных ими расчетных документах не указывается ставка и сумма НДС,
  • Освобождены от обязанности по уплате 20% подоходного налога с товаров, приобретенных по необоснованным документам в качестве налогового агента.
  • Индивидуальные предприниматели и нотариусы рассчитывают налог на прибыль в размере 5000 драмов в месяц, который они платят до 20 апреля года, следующего за данным налоговым годом, в том числе:
  • Информация о ежеквартальной сумме снятия наличных включается в расчет налога с оборота.
  • Если общая налоговая система переносится из системы налога с оборота, 25-кратное снижение стоимости покупки товаров уменьшается с валового дохода отчетного периода, который включает переход от системы налогообложения оборота к общему дню налогообложения.

Система микропредприятий (Налоговый кодекс РА, глава 56)

С 1 января 2020 года субъектом микропредприятий можно считать жилые коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, оборот которых по всем видам деятельности за предыдущий календарный год без учета НДС не превышал 24,0 млн. драмов.

Кстати, оборот продаж также включает оборот оборота, относящийся к видам деятельности, осуществляемой в рамках системы налогообложения оборота.

Чтобы считаться субъектом микропредприятия, индивидуальные предприниматели и организации должны подать в налоговый орган заявление о месте регистрации, кроме того, если оно считается субъектом микропредприятия.

  • Действующие индивидуальные предприниматели и организации должны подавать заявку на каждый год до 20 февраля этого года.
  • Недавно зарегистрированные индивидуальные предприниматели должны подать заявление со дня государственной регистрации до 20-го числа следующего за этим днем.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, которые прекратили свою деятельность до 20 февраля налогового года, должны представить свои декларации на 20-й день, следующий за днем ​​возобновления деятельности.
  • Индивидуальные предприниматели, которые были сняты с регистрации до начала налогового года, должны вновь подать заявление до 20-го дня, следующего за днем ​​регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Для перерегистрации в качестве индивидуального предпринимателя в конкретном налоговом году индивидуальные предприниматели, которые были сняты с учета в течение налогового года, должны повторно подать заявление до 20-го дня, следующего за днем ​​регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кого нельзя считать микропредприятиями?

1. Избирательная деятельность.

  • Физические лица, занимающиеся коммерческой (куплей-продажей) деятельностью на территории города Еревана.
  • Лица, занимающиеся коммерческой (покупательско-сбытовой) деятельностью на ярмарках в регионах Республики Армения, в торговых центрах и местах проведения торгов.

Для информации: согласно Закону РА о торговле и услугах.

-Торговым центромсчитается,комплексом общественных общепита и развлекательных заведений, расположенных в одном законченном здании или соединенных друг с другом в целостном здании или соединенных постоянными (стационарными) переходами, которые также заняты организатором торгового места.

-С точки зрения осуществления торговли, территория рассматриваемая организатором торговой площадки в целом, управляется, разделяется, строится, меблируется, с двумя или более торговыми площадками, где могут быть предоставлены зоны общественного питания и другие услуги.

-Ярмарка (рынок) - это рыночное мероприятие, организованное по субботам, воскресеньям и праздничным дням в отведенном для этого месте, где продажа осуществляется юридическими и физическими лицами.

  • Лица, занимающиеся коммерческим (покупка и продажа) авто для личного пользования.
  • Лица, занимающиеся коммерческой (покупательской) деятельностью в рамках электронной коммерции;

ВНИМАНИЕ: Лица, занимающиеся коммерческой деятельностью (покупка и продажа) за пределами ярмарок, торговых центров и торговых центров регионов Республики Армения, которые осуществляли сделки по поставке товаров другим организациям или индивидуальным предпринимателям, не могут считаться субъектами микропредприятия.

2. Финансово-кредитная деятельность

  • Банки, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные компании, специализированные участники фондового рынка, ломбарды, валютные трейдеры, валютно-дилерские брокеры, инвестиционные фонды, управляющие фондами, лотерейные организации, нотариусы, казино, казино организаторы организации.

3. Услуги

  • Консультативный, юридический, бухгалтерский учет, аудит, инжиниринг, реклама, дизайн, маркетинг, перевод, экспертиза, медицинские, стоматологические услуги, обработка информации (включая сбор и обобщение информации)
  • те, кто выполняет аналогичную работу или предоставляет аналогичные услуги для работ или услуг, упомянутых в вышеупомянутом подпункте;

Для информации:Характер работ или услуг определяется министром экономики РА 19.09.2013. В соответствии с классификаторами видов экономической деятельности утверждены приказом N874-N.

4. Общественное питание

-Те, кто осуществляет деятельность в сфере общественного питания в пределах административных границ города Еревана.

5. Деятельность, определенная статьями 19.7 и 19.8 Закона РА о государственных пошлинах.

-Организации, эксплуатирующие межрегиональные, внутрирегиональные и внутригородские маршруты или организующие пассажирские перевозки легковыми легковыми автомобилями и индивидуальными предпринимателями в рамках этих видов деятельности.

-Управляемые монетами (или) монетные торговые автоматы с продуктами питания, а также организации, организующие игры (за исключением выигрышных игр и казино) с помощью монетных автоматов, и индивидуальные предприниматели в отношении этих видов деятельности.

6. Связанные лица

-В соответствии с решением главы налогового органа, организации считаются аффилированными с ФА, если общее количество взаимосвязанных коммерческих организаций и общие налоговые поступления за предыдущие финансовые годы или текущие налоговые и другие доходы превышают 24 млн. Драмов.

-Организованные и неаффилированные организации, за исключением случаев, когда их аффилированные организации (или физические лица) подали заявление в налоговый орган после даты подачи заявления, а в случае указания в объявлении другого дня прекращения деятельности, фактической активности после этого дня нет. осуществляется.

7. Организации, допустившие третье нарушение правил работы кассового аппарата в течение налогового года и даты налогового года, следующего за налоговым годом, с даты регистрации нарушения УЦ до этого дня ․

8. Организации и физические лица, являющиеся сторонами договора о совместной деятельности, а также условия договора на поставку товара, комиссионное вознаграждение или поставку товара от имени агента.

Оплата налогов и сборов

  1. Субъекты микропредприятий освобождаются от всех государственных налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог с оборота), взимаемых с микропредприятий.
  2. Субъекты микропредприятия не выпускаются.
  3. От обязанности исчислять налоги и платить в государственный бюджет в порядке, установленном для товаров, ввозимых в Республику Армения (в том числе из стран ЕАЭС).
  4. От обязанности платить из государственного бюджета за исчисление экологических или дорожных налогов,
  5. От обязанности платить подоходный налог в размере 5000 драм в месяц за каждого нанятого члена микропредприятия.

Внимание:Для работника, нанятого микропредприятием в качестве налогового агента, социальные выплаты и гербовые выплаты рассчитываютсяи выплачиваются в соответствии с законом.

Подача налоговых расчетов.

Организации и частные предприятия, которые считаются субъектами микропредприятий.

  1. За каждый отчетный год до 1 февраля года, следующего за отчетным, налоговый орган представляет отчет об обороте по всем видам деятельности.
  2. До 20 числа каждого месяца, следующего за каждым отчетным месяцем, они представляют расчет подоходного налога для наемного работника, участвующего в микропредприятии.
  3. В случае, если налогоплательщиком считается акцизный налог, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, включая налоговый орган, представляется единый расчет акцизного налога по НДС.
  4. В случае списания налоговой накладной по ошибке они представляют единый расчет акцизного налога с НДС, отражающий сумму отделенного НДС.
  5. В случае уплаты экологического налога и платы за природопользование предоставляется совместный расчет налога за экологический налог и плату за природопользование.
  6. В случае ввоза товаров со статусом ЕАЭС из стран-членов ЕАЭС на территорию Республики Армения налоговые органы представляют документы, определенные законодательством (Налоговый кодекс РА, статья 7).

Другие положения

  • не являются налоговыми агентами,
  • не пишите налоговые накладные,
  • Покупатели (пользователи услуг) списывают расчетные документы в порядке, установленном законодательством.
  • Несоответствующие предприниматели несут ответственность за использование кассовых аппаратов, если они не соответствуют правилам использования кассовых аппаратов.

Лица, которые не становятся индивидуальными предпринимателями, могут считаться субъектами микропредпринимательства, если ․

  • В течение предыдущего календарного года оборот товаров,предоставленных услуг по всем видам деятельности, не превышал 24,0 млн. Драмов.

Кстати։Если работающий не по найму человек зарегистрирован в другом месте как наемный работник, доход от работы, выполненной в качестве наемного работника, не включается в вышеупомянутый оборот продаж.

  • не использовать работу других лиц, которые не являются единоличными владельцами, для осуществления своей деятельности;
  • не являются сторонами соглашения о совместном предприятии, за исключением производства сельскохозяйственной продукции.
  • Деятельность осуществляется исключительно через одно место, за исключением видов деятельности, которые в силу своего характера не имеют постоянного места осуществления.

Шаги, необходимые для получения лицензии, должны рассматриваться как субъект микропредприятия.

  • Субъектом микропредприятия считается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, если налоговый орган подал заявление, которое считается субъектом микропредприятия, путем голосования, утвержденного налоговым органом.
  • Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, должно подать заявление о том, что оно считается субъектом микропредприятия на период времени (за любой отчетный месяц или более одного отчетного месяца или налогового года или налоговых лет) в течение налогового года до или после такой деятельности.
  • Лицензия, считающаяся субъектом микропредприятия, выдается физическому лицу налоговым органом в течение одного рабочего дня, следующего за днем ​​подачи заявления.

Другие положения:

Физические лица, которые считаются субъектами микропредприятий.

  • Они не являются налоговыми агентами и не пишут налоговые накладные
  • списывать расчетные документы в порядке, установленном законодательством,
  • Налоговые органы не представляют отчеты (расчеты, декларации, информацию) о видах деятельности микропредприятия.
  • Государственный бюджет Республики Армения уплачивает налог на добавленную стоимость и акциз, подлежащие уплате таможенным или налоговым органам при ввозе товаров на территорию Республики Армении

Основные бюджетообразующие налоги Армении: механизм исчисления и взимания

Налоговые отношения в республике Армении регулируются:

  • налоговым законодательством;
  • постановлениями Правительства Республики Армения — в случаях и пределах, определяемых налоговым законодательством;
  • актами, принятыми Налоговой инспекцией Республики Армения.

Под налогом понимается обязательная и безвозмездная плата в целях удовлетворения государственных и общественных нужд, взимаемая с физических и юридических лиц, предприятий, не имеющих статуса юридического лица, в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством и в установленные им сроки. Налоги уплачиваются в государственный и муниципальные бюджеты Армении.

Под налоговым агентом понимается любое юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, выплачивающие доходы налогоплательщикам, на которого в соответствии с законом при выплате доходов налогоплательщикам возлагается обязательство по исчислению, удержанию и уплате налогов с их доходов в бюджет.

Изменение ставки налога, установление либо отмена налога проводятся только с начала финансового года. Один и тот же объект налогообложения за отчетный период может быть обложен тем же видом налога только один раз. Сумма дохода налогоплательщиков в Армении, полученная за ее пределами, стоимость принадлежащего им по праву собственности имущества включаются в общую сумму дохода, общую стоимость имущества, подлежащих налогообложению в Армении, и учитываются при определении размера налогов.

В Армении установлены следующие виды налогов:

  • налог на прибыль;
  • подоходный налог;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • налог на имущество;
  • земельный налог;
  • упрощенный налог 1 См.: Данилин А.М. Анализ тенденций развития торгово-экономического сотрудничества СНГ // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. № 11. С. 41-56. .

Законом могут устанавливаться фиксированные платежи или упрощенные налоги, заменяющие названные виды налогов. Установленные налоги уплачиваются в Государственный и (или) муниципальные бюджеты Республики Армения. Налоги уплачиваются в армянских драмах.

Налог на прибыль взимается с прибыли предприятий, имеющих статус юридического лица резиденты Республики Армения и нерезиденты, за исключением бюджетных учреждений Республики Армения и Центрального банка Армении.

Объектом налогообложения для резидентов является облагаемая прибыль — положительная разница между валовым доходом налогоплательщика (общая сумма всех доходов налогоплательщика в отчетном году, независимо от источников их получения) и установленными вычетами (расходы, потери и иные вычеты). Объектом налогообложения для нерезидентов считается облагаемая прибыль, получаемая от армянских источников.

Ставка налога на прибыль составляет 20% для резидентов Республики Армения. Ставки налога на прибыль нерезидента — 5% со страховых возмещений, платежей перестрахования и доходов от перевозок (фрахта) и 10% с дивидендов, процентов, роялти, доходов от сдачи имущества в аренду, прироста стоимости имущества и иных пассивных доходов (кроме доходов от перевозки (фрахта), а также других полученных из армянских источников доходов.

Налогоплательщики-резиденты определяют сумму налога на прибыль по итогам каждого года и представляют в орган налоговой инспекции по месту своего учета расчеты налога на прибыль, а также бухгалтерские (финансовые) отчеты до 15 апреля года, следующего за отчетным. Налогоплательщики в течение года обязаны вносить авансовые платежи налога на прибыль, которые определяются в размере 1/16 фактической суммы налога за предшествующий год, и уплачиваются не позднее 25 числа данного месяца. «Новоучрежденный» налогоплательщик может не производить авансовых платежей налога на прибыль до 25 апреля следующего года, предварительно сообщив об этом органу налоговой инспекции.

Налогоплательщик, который не имел облагаемой прибыли в предшествующем году или сумма налога на прибыль не превысила 500 тыс. драмов, может после представления расчета по налогу на прибыль не вносить авансовых платежей по налогу на прибыль. Налогоплательщик обязан уплатить сумму налога в государственный бюджет до 25 апреля (включительно) года, следующего за отчетным.

Налогоплательщики-нерезиденты определяют сумму налога на прибыль в следующем порядке: если сумма налога на прибыль за предшествующий год налогоплательщика — нерезидента, осуществляющего деятельность через подразделение, превышает 2 млн. драмов, то в течение года нерезидент раз в полугодие вносит авансовые платежи налога на прибыль в размере фактической суммы налога за предшествующий год равными долями до 1 июля и 31 декабря отчетного года. Нерезидент не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет налоговой инспекции декларацию о годовых доходах, а также отчет о своей деятельности в произвольной форме.

Исчисление налога на прибыль нерезидента, имеющего подразделение или «место» в Республике Армения, проводится органом налоговой инспекции на основе декларации. В течение 10 дней после представления декларации налогоплательщику выдается платежное извещение об окончательной сумме исчисленного налога на прибыль.

Подоходный налог взимается с доходов физических лиц (резидентов и нерезидентов). Объектом налогообложения для резидента считается облагаемый доход, получаемый на территории Республики Армения и за ее пределами. Объектом налогообложения для нерезидента считается облагаемый доход, получаемый от армянских источников. Облагаемый доход — это положительная разница между совокупным доходом (общая сумма всех доходов) налогоплательщика и вычетами (вычитаемые доходы, персональные вычеты и расходы.

Подоходный налог налоговый агент исчисляет по следующим ставкам (табл. 4.3): при месячном облагаемом доходе до 80 000 драмов ставка налога составляет 10%; при доходе свыше 80 000 драмов — сумма налога составит 8 000 драмов + 20% с суммы, превышающей 80 000 драмов. Подоходный налог от роялти, доходов от сдачи в аренду имущества и процентов исчисляется по ставке 10%, без учета вычетов. Для отдельных плательщиков и (или) видов деятельности могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие подоходный налог. Удержание налога осуществляется при каждой выплате. Расчет облагаемого дохода и налога проводится нарастающим итогом.

При выплате доходов иностранным гражданам и лицам без гражданства налоговые агенты удерживают налогу источника выплаты дохода (за исключением случая, когда выплачиваемые доходы являются результатом предпринимательской деятельности) в следующих размерах: со страхового возмещения и доходов от перевозки (фрахта) — 5%; с таких доходов как роялти, проценты, доходы от сдачи имущества в аренду, прирост стоимости имущества и других пассивных доходов, полученных от армянских источников (в том числе доходы от предпринимательской деятельности) — 10%.

При определении облагаемого дохода от предпринимательской деятельности необходимо руководствоваться Законом Республики Армения «О налоге на прибыль». Налогообложение доходов нерезидентов проводится в общем порядке. Окончательную сумму налога налогоплательщик исчисляет самостоятельно и в установленном порядке отражает в декларации о годовых доходах.

Декларация о годовых доходах должна быть представлена не позднее 1 марта следующего года. Налогоплательщик, получающий доходы от предпринимательской деятельности, обязан вносить авансовые платежи ежеквартально в размере 1/6 фактической суммы подоходного налога за предыдущий год не позднее 15 числа последнего месяца квартала. Сумма подоходного налога налогоплательщиком должна быть уплачена в государственный бюджет до 1 мая года, следующего за данным отчетным годом.

Акцизы — косвенный налог, уплачиваемый в государственный бюджет за ввоз определенных товаров или за отчуждение этих товаров лицами, производящими их на территории Армении. К товарам, подлежащим обложению акцизным налогом относятся: пиво, виноградные и прочие вина, вино материалы, спирт и спиртные напитки, промышленные заменители табака, табачная продукция, бензин, сырая нефть и нефтепродукты, дизельное топливо, нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа).

Для видов товаров с содержанием спирта свыше 40%, ставка налога за каждый процентный пункт, превышающий 40% содержания спирта, увеличивается на 7,5 драма. Ставки акцизного налога на табачную продукцию и бензин устанавливаются отдельными законами. Могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие акцизный налог.

Правительство Республики Армения имеет право установить порядок маркировки отдельных ввозимых в Республику Армения и производимых в Республике Армения товаров, подлежащих обложению акцизным налогом. Сумма, уплаченная для приобретения акцизных марок, для налогоплательщика считается авансовым платежом, а для плательщиков фиксированного платежа, заменяющего акцизный налог, — суммой, подлежащей вычету из фиксированных платежей.

Акцизный налог за ввозимые в Республику Армения товары, уплачивается налогоплательщиками в течение 10 дней со дня их ввоза в порядке, установленном Правительством Республики Армения. В этом случае плательщики не представляют налоговым органам расчет по налогу. Отчетным периодом по акцизному налогу за производимые в Республике Армении товары считается месяц. Плательщики уплачивают акцизный налог и представляют в налоговую инспекцию расчеты по налогу ежемесячно до 15 числа месяца следующего за отчетным.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который уплачивается в государственный бюджет при ввозе товаров; на всех стадиях их производства и обращения, а также оказания услуг на территории Республики Армения.

Плательщиками НДС являются физические и юридические лица, предприятия, не имеющие статуса юридического лица, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность в порядке, установленном законом, и осуществляющие следующие сделки: поставка товаров, оказание услуг, безвозмездное потребление, ввоз товаров в таможенном режиме «ввоз товаров для свободного обращения» (за исключением товаров, ввозимых организациями и индивидуальными предпринимателями, включенных в утвержденный законом перечень, за ввоз которых ставка таможенной пошлины установлена 0% и которые не подлежат обложению акцизным налогом, а также товаров, ввозимых на внутреннюю территорию Республики Армения, оборот которых освобожден от НДС).

Объектом обложения НДС считается вся стоимость (оборот) всех осуществляемых плательщиками НДС на территории Республики Армения сделок (операций). Ставка НДС устанавливается в размере 20% (расчетная ставка 16,67%). Ставка налога 0% применяется в отношении отдельных сделок и операций:

  • облагаемого оборота товаров, вывозимых в таможенном режиме за пределы таможенной территории Республики Армения, а также топлива для заправки воздушных судов, осуществляющих полеты на международных линиях, и поставки товаров, предусмотренных для потребления экипажем и пассажирами на воздушных судах на протяжении всего маршрута;
  • розничной продажи товаров для отбывающих по международным маршрутам пассажиров в аэропортах в специально отведенных местах за таможенной территории и территорией паспортного контроля;
  • облагаемого оборота услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа, грузов и почты всеми транспортными средствами в части осуществляемых за пределы территории республики перевозок;
  • облагаемого оборота услуг по переработке и сборки продукции из сырья, материалов и полуфабрикатов иностранных юридических лиц, предприятий, не имеющих статуса юридического лица, или физических лиц по их заказу, услуг по ремонту и модернизации движимого имущества на территории Армении и иных аналогичных услуг, вывозимых за пределы таможенной границы Республики Армения;
  • товаров, ввозимых или приобретаемых на территории республики в целях официального пользования дипломатических представительств и консульских учреждений, приравненных к ним международных и межправительственных организаций, оказываемых им услуг;
  • транзитных перевозок иностранных грузов через территорию республики.

Для отдельных плательщиков НДС, групп плательщиков, отдельных видов сделок и операций могут устанавливаться заменяющие НДС фиксированные платежи. Отчетным периодом для уплаты НДС считается квартал, за исключением случая, когда налогоплательщиками направляется в орган налоговой инспекции соответствующее объявление о признании себя помесячным плательщиком НДС. Платежи в государственный бюджет исчисленных сумм НДС, а также представление соответствующих расчетов по уплате НДС в органы налоговой инспекции производится до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (включительно).

Налог на имущество — прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками за принадлежащее им на праве собственности или полного (частичного) хозяйствования имущество. Налогоплательщиками налога на имущества являются физические и юридические лица, предприятия, не имеющие статуса юридического лица, которым на территории Республики Армения на праве собственности принадлежит имущество (жилые строения, средства автомобильного транспорта, воднотранспортные средства), за исключением бюджетных учреждений. Центрального банка и органов местного самоуправления Республики Армения.

Объектом налогообложения считаются принадлежащие налогоплательщику на праве собственности:

  • жилые строения, строения общественного и произвола венного назначения;
  • средство автомобильного транспорта, за исключением тех средств автомобильного транспорта, посредством которых осуществляется транспортная деятельность на основании лицензий, полученных в порядке, установленном законодательством Республики Армения;
  • воднотранспортные средства.

Налогооблагаемой базой строений считается их стоимость. Оценка (переоценка) проводится раз в три года государственным органом, ведущим кадастр недвижимого имущества, по данным, учтенным по состоянию на 1 июля, принимается за основу в целях определения облагаемой базы на три года, следующие за годом оценки (переоценки).

Налогооблагаемой базой транспортного средства является мощность тягового двигателя, считающегося объектом налогообложения транспортного средства, принадлежащего на праве собственности данному налогоплательщику.

Ставки налога на имущество для строений;

  • для строений общественного и производственного назначения — 0,6%;
  • для садовых домиков и отдельно стоящих автогаражей, принадлежащим налогоплательщикам — физическим лицам — 0,2%;
  • налог на имущество по другим строениям взимается по ставкам, отраженным в таблице.

Обязательство по исчислению и уплате налога на имущество для налогоплательщика наступает с месяца, следующего за месяцем возникновения права собственности по отношению к объекту налогообложения или его части. В случае отчуждения принадлежащего физическим лицам облагаемого объекта или его части, на нового собственника переходят непогашенные на момент отчуждения налоговые обязательства по данному облагаемому объекту.

Налогоплательщики — юридические лица исчисляют налог на имущество ежеквартально и представляют расчеты в органы налоговой инспекции до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовые расчеты — до 25 февраля года, следующего за отчетным.

Упрощенный налог — налог на предпринимательскую деятельность, заменяющий НДС и налог на прибыль (подоходный налог), уплачиваемый в государственный бюджет. К плательщикам упрощенного налога не применяются налоговые льготы по НДС и налогу на прибыль (подоходному налогу) и не учитываются вычеты из валового дохода.

Плательщиками упрощенного налога могут считаться лица, у которых общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) за предыдущий год не превысила 30 млн драмов. Указанное ограничение не распространяется на торговую деятельность через магазины, киоски (павильоны) и деятельность в сфере общественного питания. Некоторые лица не могут считаться плательщиками упрощенного налога (плательщики фиксированных платежей, плательщики акцизного налога, кредитные и страховые организации и др.).

Объектом налогообложения является оборот по реализации поставленных товаров и оказанных услуг в течение отчетного периода. В оборот по реализации не включается оборот по реализации основных средств, принадлежащих плательщику упрощенного налога на праве собственности, приобретенных и учтенных в целях обеспечения осуществления его деятельности.

Ставки налога: налог в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) исчисляется по ставке 4% к обороту по реализации, а в части деятельности в сфере общественного питания — по ставке 7%; остальные плательщики упрощенного налога исчисляют налог по следующим ставкам к обороту от реализации: а) к сумме до 30 млн драмов — 7%; б) к сумме свыше 30 млн драмов — 12%.

Плательщики упрощенного налога ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговый орган расчет налога и производят уплату налога. Для плательщиков упрощенного налога в установленных законодательством случаях сохраняется порядок уплаты налога на имущество, земельного налога, исчисления, взимания и уплаты налогов с заработной платы и приравненных к ней доходов (в том числе в качестве налогового агента), исчисления и уплаты взимаемых на таможенной границе НДС, акцизного налога, а также иных обязательных платежей в установленных законодательством случаях.

Объединение налогов, сокращение их количества, отмена многочисленных налоговых льгот позволит уменьшить уровень налоговых изъятий у налогоплательщиков, упростит их администрирование, увеличит объем налоговых поступлений и не приведет к сокращению доли доходов бюджета в ВВП.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание

На ранних стадиях развития государства взимание налогов оправдывалось различными религиозными и светскими причинами. Только на стадии капитализма налоги приобрели современную форму обязательных регулярных безвозмездных денежных взносов физических и юридических лиц, устанавливаемых государством.
Налоги выступают в качестве своеобразной кровеносной артерии финансовой системы любого общества.

Работа состоит из 1 файл

содержание.doc

История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Налоги известны с момента появления первых в истории человечества государств. Уже тогда налоги в качестве регулярной и обязательной повинности населения выделялись среди других источников пополнения государственной казны, носящих случайный и непостоянный характер (контрибуции, конфискации, доходы от государственного имущества и т.д.). На ранних стадиях развития государства взимание налогов оправдывалось различными религиозными и светскими причинами. Только на стадии капитализма налоги приобрели современную форму обязательных регулярных безвозмездных денежных взносов физических и юридических лиц, устанавливаемых государством.

Налоги выступают в качестве своеобразной кровеносной артерии финансовой системы любого общества.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – соци альной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов.

Современные налоговые системы развитых стран характеризуются необычайной изощрённостью форм , методов обложения и многообразием применяемых налогов (в некоторых странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные принципы и характеристики едины, но в их применении и налоговой политике имеются существенные различия.

В качестве объекта в данной работе выбраны системы налогообложения двух стран — Армении и России. Обе налоговые системы являются очень молодыми, они существуют с 1992 г. и находятся в стадии реформирования. В то же время Армения и Россия — это разные страны, которые существенно отличаются по своим размерам, численности населения, государственному устройству, системе социально-экономических показателей и проч.

Сравнивая системы налогообложения двух стран, главной целью является выявление плюсов и минусов разных систем налогообложения и возможность использования накопленного положительного опыта для их совершенствования.

Глава 1 Общие сведения о налоговой системе

В Республике Армения налоговая система находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, которая направлена на развитие свободы предпринимательской деятельности.

Действующая налоговая система Республики Армения прошла несколько этапов становления:

1. Создание новой налоговой системы (1992–1995).

2. Принятие отдельных законов о налогах (1995–2000).

3. Продолжение налоговых реформ (до 2010).

Налоговые отношения в Республике Армения регулируются:

1.Законом Республики Армения «О налогах» № 3Р-107 от 14.04.1997 г

2. Постановлениями Правительства Республики Армения - в случаях и пределах, определяемых налоговым законодательством;

3. Актами, принятыми Налоговой инспекцией Республики Армения.

Под налогом понимается обязательная и безвозмездная плата в целях удовлетворения государственных и общественных нужд, взимаемая с физических и юридических лиц, предприятий, не имеющих статуса юридического лица, в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством и в установленные им сроки. Налоги уплачиваются в государственный и муниципальные бюджеты Армении.

Под налоговым агентом понимается любое юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, выплачивающие доходы налогоплательщикам, на которого в соответствии с законом при выплате доходов налогоплательщикам возлагается обязательство по исчислению, удержанию и уплате налогов с их доходов в бюджет.

Изменение ставки налога, установление либо отмена налога производятся только с начала финансового года. Один и тот же объект налогообложения за отчетный период может быть обложен тем же видом налога только один раз. Сумма дохода налогоплательщиков в Армении, полученная за ее пределами, стоимость принадлежащего им по праву собственности имущества включаются в общую сумму дохода, общую стоимость имущества, подлежащих налогообложению в Армении, и учитываются при определении размера налогов.

Налоги, взимаемые в Армении с суммы дохода налогоплательщиков, со стоимости принадлежащего им на праве собственности имущества, сокращаются на сумму налогов, взимаемых с налогоплательщиков Армении в иностранных государствах в соответствии с их законодательством. При этом размер сокращаемых сумм не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в Армении с полученного в иностранных государствах дохода (прибыли), со стоимости находящегося в этих государствах имущества.

В Армении установлены следующие виды налогов: налог на прибыль; подоходный налог; акцизный налог; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; земельный налог; упрощенный налог.

Законом могут устанавливаться фиксированные платежи или упрощенные налоги, заменяющие вышеперечисленные налоги.

Налоговым законодательством устанавливаются следующие виды налоговых льгот:

- уменьшение объекта налогообложения,

- сокращение ставки налога,

- отсрочка срока исчисления налога,

- отсрочка срока уплаты налога,

- освобождение, сокращение, отсрочка срока уплаты установленных налоговым законодательством пени и штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства и других правовых актов, регулирующих налоговые отношения в Армении.

В порядке, установленном налоговым законодательством, налогоплательщикам компенсируется сумма уплаченного налога. При прекращении или изменении действующей налоговой льготы устанавливается порядок ее применения в отношении налогоплательщиков, пользующихся данной льготой.

Налоги уплачиваются в армянских драмах.

Глава 2 Основные бюджетообразующие налоги

2.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, который уплачивается в государственный бюджет при ввозе товаров, на всех стадиях их производства и обращения, а также оказания услуг на территории Армении.

Плательщиками НДС считаются физические и юридические лица, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность. Граждане Армении и иностранные граждане, которые согласно заключенным с работодателями договорам являются наемными работниками и одновременно не осуществляют хозяйственные сделки, не являются плательщиками НДС.

Объектом обложения НДС считается стоимость сделок, осуществляемых плательщиками НДС на территории Армении.

Ставка налога на добавленную стоимость устанавливается в размере 20% к облагаемому обороту товаров и услуг.

Местом поставки товаров считается место нахождения товаров, с которого они фактически поставляются. Товары в Армении считаются поставленными, если они:

а) отгружены или доставлены покупателю на территории Армении;

б) экспортированы из Армении. Импортированные товары считаются поставленными в Армению с момента их ввоза.

Услуга считается оказанной в Армении, если место оказания услуг находится на ее территории. Местом оказания услуг считается такое место, где лицо, оказывающее услугу, осуществляет предпринимательскую деятельность, а в случае отсутствия такого места или невозможности его определения - место нахождения лица. Местом оказания услуг, связанных с недвижимым имуществом, считается такое место, где находится недвижимое имущество или предусмотрено его сооружение. Местом оказания транспортных услуг считается такое место, с которого начинается перевозка грузов, почты, пассажиров и багажа.

При аренде транспортных средств местом оказания услуг считается такое место, где арендодатель осуществляет предпринимательскую деятельность, или при его отсутствии - его юридический адрес или место проживания.

Освобождением от НДС является его неначисление на облагаемый оборот. От НДС освобождаются сделки и операции:

1) плата за обучение в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних профессиональных и высших учебных заведениях подготовки и переквалификации.

2) реализация школьных тетрадей для письма и нотных тетрадей, альбомов для рисования, детской и школьной литературы, школьных учебных изданий; реализация научных и учебных изданий, выпущенных вузами, специализированными научными организациями, Национальной академией наук Республики Армения;

3) научно-исследовательские работы;

4) реализация произведенной в Армении сельскохозяйственной продукции ее производителем;

5) радиопередачи и неоплачиваемые потребителями телевизионные передачи, включая получение средств от третьих лиц для осуществления этих передач;

6) реализация газет и журналов;

7) религиозные обряды, реализация поставляемых религиозным организациям культовых принадлежностей, а также реализация этих принадлежностей религиозными организациями;

8) реализация лотерейных билетов по номинальной стоимости;

9) операции по страхованию, финансовые операции;

10) безвозмездное потребление общественными и религиозными организациями;

11) операции, связанные с получением и выдачей патентов, авторского права, лицензий;

12) реализация драгоценных и полудрагоценных камней, указанных в перечне, установленном Правительством Армении.

По налоговому законодательству Армении налогообложением по нулевой ставке является необложение налогом на добавленную стоимость экспорта товаров и услуг на территории страны-экспортера и полное возмещение (зачет) экспортирующему товары и услуги лицу сумм, подлежащих уплате за экспортируемые товары и услуги, НДС. Нулевая ставка НДС применяется:

1) в отношении облагаемого оборота товаров, вывозимых в таможенном режиме "вывоз товаров для свободного обращения" за пределы таможенной границы Армении;

2) в отношении розничной продажи товаров для отбывающих по международным маршрутам пассажиров в аэропортах в специально отведенных местах за таможенной территорией и территорией паспортного контроля;

3) в отношении облагаемого оборота услуг, место оказания которых в соответствии с законодательством не находится на внутренней территории Армении;

4) в отношении товаров, ввозимых или приобретаемых на территории республики в целях официального пользования дипломатических представительств и консульских учреждений, оказываемых им услуг;

5) в отношении транзитных перевозок иностранных грузов через территорию республики.

При осуществлении облагаемых по нулевой ставке сделок (операций) у плательщиков НДС суммы НДС по линии связанных с ними приобретенных товаров и оказанных услуг, выделенные в представленных поставщиками налоговых счетах, подлежат возврату (зачету) в общем порядке, установленном законодательством.

Плательщики НДС при поставке товаров и оказании услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, обязаны выписывать налоговые счета. Налоговым счетом считается расчетный документ установленного образца, подтверждающий поставку товаров или оказание услуг.

При покупке товаров в сфере розничной торговли и приобретении услуг в сфере обслуживания лица, являющиеся плательщиками НДС, обязаны по требованию покупателей (клиентов) выписать налоговый счет.

Лица, уплачивающие НДС, обязаны вести учет в хронологическом порядке и не менее трех лет со дня выписки хранить все выданные ими копии налоговых счетов и иные касающиеся НДС документы.

В государственный бюджет уплачивается сумма НДС, исчисленная в отношении облагаемого оборота по осуществленным в налоговом периоде сделкам, из которой вычитаются:

1) поставщиками товаров, приобретенных в отчетном периоде на внутреннем пространстве республики для производственных и иных коммерческих целей, и оказанных услуг - в размере суммы НДС, выделенной в налоговых счетах;

2) по ввезенным на территорию республики товарам - в установленных законом порядке и размерах, в размере сумм НДС, изъятых таможенными органами Армении.

Платежи в государственный бюджет исчисленных сумм НДС производятся до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, включительно.

2.2 Акцизный налог

Акцизный налог - это косвенный налог, уплачиваемый в установленном законом порядке и размере в государственный бюджет за ввоз товаров или за отчуждение этих товаров лицами, производящими их на территории Армении.

К товарам, подлежащим обложению акцизным налогом, относятся: пиво, виноградные и прочие вина, виноматериалы, спирт и спиртные напитки, промышленные заменители табака, сигары, и сигареты из табака или его заменителей, бензин, сырая нефть и нефтепродукты, дизельное топливо, нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (за исключением природного газа). Акцизный налог в Армении уплачивают юридические лица и физические лица, ввозящие или производящие вышеуказанные товары.

Читайте также: