Налоговая система африки доклад

Опубликовано: 15.05.2024

Перейти на страницу:
скачать реферат | 1 2

Несмотря на то что техника обложения персональным налогом обладает рядом недостатков, связанных со сложностью определения доходов, начисления налогов и т.д., «предположительной» оценке дохода в африканских странах придается большое значение. На опыте ее применения страны Африки ищут формы обложения, которые были бы в большей степени приспособлены к специфическим местным условиям. В большинстве африканских стран корпорации рассматриваются как самостоятельные юридические лица и их прибыль облагается особым налогом— так называемым налогом на корпорации или на компании. Прибыли предприятий, находящихся в единоличной собственности, и партнерств облагаются, как правило, по ставкам подоходного налога на население, если на этот счет нет специальных оговорок в налоговом законодательстве. С точки зрения техники налогообложения, налог на компании обладает значительными преимуществами по сравнению с другими видами подоходных налогов. Все крупные компании, как правило, зарегистрированы, их доходы просто учесть - они регулярно ведут счета и не могут избежать уплаты налога путем быстрой смены местонахождения.
Для определения облагаемой прибыли из чистой прибыли предприятия исключаются так называемые допустимые вычеты. К ним относятся, как правило, проценты по государственным облигациям, а также суммы, имеющие целевое назначение, расходы и потери, связанные исключительно с производством, вклады в одобренные правительством фонды, сомнительные; долги и некоторые другие виды расходов. Кроме этих вычетов, суммы облагаемых прибылей уменьшаются за счет льгот, предоставляемых инвесторам: освобождение от налогов части прибыли, предназначенной для реинвестиций и компенсации потерь, понесенных в предшествующие годы, инвестиционные скидки, позволяющие освобождать от обложения налогом в первый год функционирования предприятия часть прибыли в размере до 20% суммы инвестиций, использование механизма ускоренной амортизации и т.д.
Ставки налогов на корпорации в государствах Африки находятся в среднем на уровне 45-50% прибыли, что соответствует среднему уровню ставок в разе капиталистических странах, В некоторых странах налог на прибыль компаний взимается по прогрессивной шкале, например, в Либерии ставки составляют от 20% (на доход до 10 тыс. долл.) до 50% (на доход с 100 тыс. долл.). Существуют специальные ставки налогов для мелких предприятий, для компаний, занятых добычей минерального сырья, нефти т.д. Особенностью франкоязычных стран Африки является существование минимального налога на корпорации, взимаемого в размере 1% товарооборота прошлого года. При обложении подоходным налогом компаниям предоставляется скидка, равная сумме уплаченного налога. Однако, если уплаченная сумма превышает сумму подоходного налога, разница между ними компенсируется.
В настоящее время в африканских странах используется ряд налогов на собственность, однако они не имеют пока серьёзного значения ни как источник доходов, ни как инструмент регулирования. Этими налогами охвачен небольшой процент населения из больших сложностей, связанных с их изъятием.
Под термином «собственность», или «богатство», в налоговых законодательствах понимается что весь основной капитал, принадлежащий тому иному лицу, а также его имущество, жилище и т.д. Общий налог на богатство, применяемый в развитых капиталистических странах, в Африке, как правило отсутствует. Наиболее распространенным является налог на недвижимость, причем во многих странах облагаются лишь городские строения и земля, или , городской и сельской местности устанавливаются разные ставки. В Либерии, например, налог на недвижимость взимается со строений и составляет от 0,5 до 1% оценочной стоимости зданий. Иногда устанавливаются специальные ставки для неиспользуемой городской земли с целью предотвращения спекуляций. Такой налог существует, например, в Габоне.
Довольно широкое распространение в Африке получил налог на передачу наследств и дарение. Например, в Нигерии такой налог взимается при передаче собственности на сумму свыше 100 тыс.найр, ставки его составляют от 10 до 60% стоимости собственности, в Кении и Танзании- от 1 до 50%. Кроме того, достаточно широко распространен налог на автомобили.
Поскольку все африканские страны стремятся стимулировать накопления, в них, как правило, не применяется специальный ежегодный налог на капитал. Налогом облагается лишь увеличение капитала (по существу, его прирост) вследствие биржевых операций, спекуляции землей и собственностью, инфляции и т.д. Например, если на рынке продаются акции, цена которых выросла с момента их приобретения, с полученной прибыли взимается налог. Этот налог используется сравнительно недавно и далеко не во всех африканских странах. В Гане, например, он существует с 1975 г. С целью воспрепятствовать спекулятивным, переливам капитала ставки налога на его прирост устанавливаются дифференцированно в зависимости от того, какое время находились те или иные активы в руках данного индивидуума. Например, в соответствии с налоговым законодательством Ганы, если со времени приобретения акций прошло 20 и более лет, налог взимается по ставке 15% прибыли, полученной в результате реализации, а если не более 5 лет - ставка составляет 55%.
Использование этого вида налогов представляет большие сложности для африканских государств. Его применение - скорее подражание опыту развитых капиталистических стран, чем реальная мера по мобилизаций финансовых ресурсов. Важной составной частью налогового механизма является управление налогами, включающее в себя учет доходов налогоплательщиков, начисление и сбор налогов, контроль за их уплатой. Налоговое законодательство никогда не сможет выполнить своих зад при неэффективной работе налоговых органов. Для африканских государств совершенствование системы управления налогами имеет особое значение, так к уклонение от налогов достигло в них чрезвычайно больших масштабов. По мнению многих специалисте доходы от прямых налогов в большинстве стран континента составляет в настоящее время менее 50% потенциально возможных поступлений.
Достаточно точные сведения о размерах неуплаты налогов по отдельным странам, как правило, отсутствуют. О них можно судить лишь по имеющимся разрозненным данным. Так, обследование, проведенное 70-х годах в Западной Нигерии, показало, что в этом районе около 1/3 взрослого мужского населения совершенно не платило прямых налогов. Не менее важной проблемой является частичное уклонение от налогов результате сокрытия части дохода. То же обследование показало, что благодаря этому от 80 до 9 налогоплательщиков облагалось по минимальной ставке.
В африканских странах имеет место уклонение только от подоходного налога, изъятие которого представляет большие трудности в условиях слабо учета, но и от косвенных налогов. Так, по имеющим оценкам, в начале 70-х годов в Либерии поступлений от таможенных пошлин составляли 40-70% сумм, подлежащих изъятию. Потеря доходов возникала из-за н правильной классификации товаров, недооценки стоимости. В целом по Африке от 40 до 50% доходов от налога на продажи поступает в государственную казну из-за сокрытия предпринимателями объема своих продаж.
Такие масштабы уклонений от налогов не только: уменьшают объем ресурсов, мобилизуемых государством, но и ограничивают регулирующую роль налогов.

Заключение
Недостатки в области управления налогами в африканских странах вызваны в значительной степени объективными причинами. Неграмотность большинства, населения затрудняет использование налоговых деклараций, значительно упрощающих процесс исчисления подоходных налогов. Квалификация налоговых чиновни ков, как правило, не отвечает необходимым требованиям. Вместе с тем уже сейчас может быть принят ряд мер, направленных на увеличение эффективности функционирования налогового механизма. Налоговое законодательство может быть упрощено, в большей степени приспособлено к возможностям африканских государств. Во многих из них в настоящее время нет четкого разграничения между отдельными видами налогов - один и тот же товар может облагаться различными налогами, уплачиваемыми в разное время, с разной налоговой базой. Используются налоги с таким количеством скидок и исключений, что их практически никто не уплачивает. Политика стимулирования капиталовложений и регулирования отраслевого размещения капитала страдает от отсутствия четких критериев на основании которых могут быть предоставлены льготы. В результате этот вопрос часто приходится рассматривать отдельно для каждого конкретного случая что при недостаточно высокой квалификации налогового аппарата приводит к необоснованным потерям в доходах государственного бюджета.
В последние годы правительства ряда африканские государств придают большое значение вопросам управления налогами. Так, в Нигерии в конце 70-х годов работала специальная рабочая группа, внесшая ряд предложений по совершенствованию организациям налогообложения . В соответствии с этими предложениями для всех предпринимателей был введен обязательный образец счетов. Те, кто не ведет счетов, платят налог по стандартной ставке. Создан банк данных, касающихся налогообложени я. Предусмотрено также начисление коммерческого процента за задержку уплаты налога и штраф, составляющий 10% суммы налога. Если в течении двух лет задолженность не ликвидируется, налогоплательщик привлекается к судебной ответственности.
Ряд мер по борьбе с уклонениями от налогов предусмотрен в Программе восстановления экономит: Уганде. Там, в частности, отмечается, что налоговая реформа - это длительный процесс. Она включает в себя как изменения в структуре налогов, так и совершенствование управления ими. Предложен ряд мер по упорядочению налоговых систем. Отменен специальный налог, которым ранее облагался импорт товара, если аналогичный товар начинал производиться внутри страны. Это сделано с целью упрощения налогообложения, так как импорт и без того перегружен налогами (таможенные пошлины, налог с оборота).
В отношении подоходных налогов отмечается, что действовавшие с 1966 г. ставки были слишком высокими и это вело к широкому уклонению от налогов. В программе предусмотрено сокращение ставок: минимальной - с 12,5 до 10%, максимальной на доход свыше 300 тыс. шилл - с 77,5 до 60%. Вместе с тем для обеспечения контроля уплатой налогов приняты специальные меры: запреты покупка и продажа недвижимости, а также использование транспортных средств до предоставления сертификатов об уплате налога.
Контроль за правильностью уплаты налогов - важное условие реализации задач налоговой политики. Очевидно, в дальнейшем правительства африканских государств будут уделять этому все большее внимание. Учет взаимосвязи между налоговым законодательством и средствами его практического применения, также совершенствование того и другого могут уже на данном этапе повысить эффективность функционирования налоговых систем.


ьправо на доср-ю уплату н-гов;
ьправа при пров-и экспертизы;
ьправо давать. возр-я по акту нал-й пр-к.
Обяз-ти:
1. Рег-ция и уплата н-гов
2. Бухгалтерский учет
3. Пред-е док-в в нал-е органы по месту учета нал-ков
4. Вып-е треб-й нал-го органа

13. Налоговые агенты: права и обязанности.
Нал-е агенты – это лица, на кот. в соотв-и с НК РФ возл-ны обяз-ти по исч-ю, уд-ю у нал-щика и переч-ю в соотв-щий бюджет налогов.
Нал-е агенты имеют те же права, что и нал-щики.
Об-сти нал-х аг-в связ. со специф. их деят-сти

За невып-е своих обяз-й нал. агент несет отв-сть в соотв-и с зак-вом РФ. неполное перечисление сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подл-й переч-ю.
14. Сборщики налогов.
Cбор средств в уплату налогов и переч-е их в бюджет может осущ-ся гос-ми орг-ми, орг-ми мест. сам-ния, др. упол-ми орг-ми и долж-ми лицами - сборщиками налогов .
Единая централ-я с-ма органов МНС РФ состоит из:
ьфед. органа исп-й власти – МНС РФ;
ьтер-х органов МНС РФ, вкл-х упр-я МНС РФ по суб-там РФ, межрег-е инсп-и МНС РФ, инсп-и МНС РФ по районам, районам в городах.
В с-му МНС РФ входят подвед-е орг-ции, созд-е в уст-м зак-вом РФ порядке для обесп-я деят-сти тер-ных органов МНС РФ.
Права налоговых органов:
1. треб-ть от нал-щика документы по формам, устан-м гос-ми орг-ми, служ. осн-ми для исч-я и уплаты н-гов, а также д-ты, подтв-е прав-ть исч-я и своевр-ть уплаты н-гов;
2. проводить нал-е проверки в порядке, уст-м НК
3. вызывать нал-щиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с нал-й проверкой, а также в иных случаях, связ. с испол-м ими зак-ва о налогах;
5. приост-ть оп-ции по счетам нал-щиков в и нал. арест на им-во нал-ков;
6. осматривать любые исп-е нал-щиком для извл-я дохода произв-е, складские, торговые и иные пом-я, проводить инвент-ю принадл-го нал-щику им-ва.
7. опред. суммы н-гов, подлеж. внес. нал-ками
8. взыскивать недоимки по налогам, а также взыскивать пени;
9. контр-ть соот-е крупн. расх-в ф. лиц их дох-м;
15. Обяз-ти и отв-сти нал-вых органов.
1. соблюдать зак-во о налогах и сборах;
2. осущ-ть контроль за собл-м зак-ва о налогах и сборах;
3. вести в уст-м порядке учет нал-щиков;
4. инф-вать нал-щиков о действ-х налогах, предст-ть формы уст-ной отч-ти;
5. осущ-ть возврат или зачет излишне упл-х или излишне взыск-х сумм налогов, пеней и штрафов
6. соблюдать налоговую тайну;
Должностные лица налоговых органов обязаны :
1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
16. Налоговая полиция явл-ся правоохр-м орг. В ее состав входят:
1 – Фед. служба налоговой полиции
2 – органы ФСНП по субъектам РФ;
3 – органы налоговой полиции в районах, местные органы налоговой полиции;
4 – организации, создаваемые для обеспечения деятельности ФСНП.
Органы налоговой полиции выполняютфункциипо предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями ,
Права:
1. Пр-ть дозн-е по делам о прес-ях, связ. Н-гами;
2. Пр-дить следствие по делам о преступлениях
3. осущ-ть оперативно - розыскную деят-сть;
4. по запросу нал-х орг-в участ-ть в нал-х пр-ках;
5. производить проверки, на осн-и кот. органами нал. полиции прин-ся одно из след-х решений:
ьв случае обнар-я нал-х правонар-й, сод-х состав прест-я, - о возб-и уголовного дела;
ьпри отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уг-го дела;
Органы нал-й полиции при выяв-и обст-тв, треб-х сов-я дейс-й, отн-х к полном-м нал-х органов, обязаны в 10 дневный срок со дня выяв-я таких обст-тв нап-ть мат-лы в соотв-й нал-й орган.
17. Обяз-ти по уплате налога.
Об-сть по уплате налогапрекр-ся:
1) с уплатой налога нал-щиком;
2) с возн-ем обст-ств, с кот. зак-во связ-т прекр-е об-сти по уплате данного налога и сбора;
3) со смертью нал-щика;
4) с лик-ей орг-ции – нал-щика после пров-я ликв-й комиссией всех расчетов с бюджетами
Нал-щик обязан самостоятельно исполнить обяз-ть по уплате налогав срок, уст-й зак-вом илидосрочно.
В случае неуплаты произв-ся взыскание налога за счет д/с, нах-ся на счетах нал-щика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного им-ва нал-щика Вз-е налога с орг-ций произв-ся вбесспорном порядке, вз-е налога с физ. лица пр-ся всудебном порядке.
Обяз-ть по уплате налога счит. исп-ой нал-щиком с момента предъявления в банк поруч-я на уплату соотв-го налога, а при уплате налогов нал-ми д/с - с момента внес-я д-й суммы в счет уплаты налога.
Обя-ть по уплате налога исп-ся в валюте РФ. Ин-ми орг-циями, а также физ. лицами, не явл. нал-ми рез-ми РФ обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Неисп-е обяз-ти по уплате налога явл. осн-м для прим-я мер прин-го исп-я об-сти по уплате налога.
18. Объект нал-ния.
Об-т нал-ния – это об-т (оп-ции по реал-и товаров (работ, услуг), им-во, пр-ль, доход, ст-сть реал-х товаров (вып-х работ, оказ-х услуг) либо иной объект), им-й ст-стную, кол-ную или физ-ю хар-ки, с нал-м кот. у нал-ка зак-во о налогах и сборах связ-ет возн-ние обяз-ти по уплате налога.
1.имущество
2товар –любое им-во, реал-е либо предн-е для реал-и;
3работа– деят-ть, рез-ты кот. имеют мат-е выр-е
4услуга– деят-сть, рез-ты кот. не им. мат-го выр-я, реал-ся и потр-ся в пр-се осущ-я этой деят-сти;
5реализациейтоваров, работ или услуг орг-ей или инд-м предпр-м призн. передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты вып-х работ, возм-е оказание услуг.
6 –дивидендлюбой доход, получ. акционером) от орг-и при распр-и прибыли, по принадлежащим акционеру акциям
7 –процентылюбой заранее заяв-й доход получ-й по долговому обяз-ву любого вида.
19. ИСЧИС-Е НАЛОГА, НАЛОГОВОЙ БАЗЫ.
Налщик должен самост-но исчислить сумму налога за опред-й для каждого налога нал-й период. Это могут делать налоговый орган или налоговый агент.
при исчислении налога учитываются:
ь Нал-я база – это ст-стная, физ-я или иная хар-ка об-та нал-ния, к кот. при-ся нал-е ставки для опр-я суммы налога:
Нал-щики – орга-ции исч-ют нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да.
Инд-е предпр-ли исч-т нал-ю базу по итогам кажд. нал-го п-да
ь Налоговая ставка – это вел-на нал-х нач-й на ед-цу изм-я налоговой базы;
Ставки налогов могут быть трех видов:
Адвалорные(выраженные в процентах);
Специфические(выр-е в руб на ед-цу налоговой базы);
Комбинированные(выр-е и в % и в ин-ой валюте).
ь Льготы – это преим-ва, предост-е отд-м кат-м пл-ков налогов и сборов по ср-ю с др. пл-щиками.
НК предусм-т след. виды льгот:
Возмо-ть не уплачивать налог или сбор;
Возм-ть упл-ть налог или сбор в меньшем размере.
20. СРОК И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются:
ькалендарной датой;
ьистечением периода времени,
ьуказанием на событие,
ьуказанием на действие, кот. д.б. сов-но.
В сл-ях, когда расчет нал-й базы произв-ся нал-м органом, обяз-ть по уплате налога воз-тне ранее даты получения налогового уведомления.
порядок уплаты налогов и сборов:
1. Уплата налога произ-ся разовой уплатой всей суммы налога
2. Подлежащая уплате сумма налога упла-ся нал-щиком в уст-е сроки.
3. Уплата налогов произ-ся в нал-й или безн-ной ф-ме.
4. Конкр-й п-ок упл. н-га уст-ся прим-но к кажд. н-гу:
порядок уплаты фед-х налогов уст-тся НК РФ.
порядок уплаты рег-х и местных налогов уст-тся соотв-но з-нами субъектов РФ
Изм-е срока уплаты налога и сбора приз-ся перенос уст-го срока уплаты на более поздний срок.
Изм-е срока уплаты осущ-ся в след-х формах:
ьотсрочки;
ьрассрочки;
ьналогового кредита;
ьинвестиционного налогового кредита.
Отсрочка или рассрочкапо уплате налога предст-ет собой изм-е срока уплаты налога на срок от 1 до 6 мес. Соотв-но с единовр-й или поэтапной уплатой нал-ком суммы зад-ти.

Перейти на страницу:
скачать реферат | 1 2

Современная налоговая система Южной Африки базируется на территориальных источниках. Доход, полученный за пределами Южной Африки, налогами в Южной Африке обычно не облагается, даже если он туда переводится и причитается резиденту Южной Африки. Это ставит страну в эффективное положение юрисдикции — “хозяина” для холдинговых, инвестиционных и управленческих компаний в части операций и сделок в той части Африки, которая на карте находится ниже пустыни Сахара.

Флажок ЮАР

Торговый и инвестиционный возврат Южной Африки в мировую экономику обусловил необходимость тщательного пересмотра ее международного налогового профиля. Данный процесс в настоящее время ведется налоговой комиссией в рамках общей налоговой реформы, основная концепция которой заключается в том, что налоговая система должна составлять часть общей стратегии экономического роста.

Южная Африка находится в процессе быстрого расширения своей сети соглашений во избежание двойного налогообложения. Налоговые договора более чем с 50 странами в настоящее время находятся на завершающем этапе или в стадии переговоров. Так, уже заключены всесторонние соглашения с рядом стран, в числе которых можно назвать Германию, Нидерланды, Швейцарию, Великобританию и некоторые южноафриканские государства.

В ежегодно составляемом Мировом Рейтинге Глобальных Систем (Рейтинг Всемирного Банка и аудиторской компании PriceWaterHouseCoopers) Южно-Африканская Республика с каждым годом занимает все более и более высокие места. Будущее ЮАР многие видят именно в развитии налоговой системы.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ

  1. Пошлина на доходы физических лиц – 18-41%
  2. Пошлина на доходы юридических лиц – 30%. Возможно снижение ставки до 12,5% в случае, если предприятие выплачивает дивиденды.
  3. Прирост капитала не облагается налогом за исключением случаев, когда фирма зарабатывает на перепродаже имущества. В противном случае ставка равна 33%.
  4. НДС составляет 14%.
  5. Гербовый сбор и государственная пошлина отменены с 2015 года, но юрисдикция не является оффшором.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Деньги ЮАР

Все население республики делится на резидентов и нерезидентов. Первые постоянно проживают на территории страны, вторые обязаны находится в пределах границ государства не менее 91 дня в году. Если иностранное лицо пребывало в ЮАР не менее 915 дней за последние 5 лет, оно автоматически становится налоговым резидентом и обязано выплачивать пошлины наравне с местными жителями. При последующем отсутствии резидента в стране более 330 дней, он теряет свой статус.

Физические лица облагаются налогами по принципу общемирового дохода, от обложения освобождаются пенсии, социальные пособия, выплаты по страховке, гранты, алименты и прочее. Ставки аналогичны как для резидентов, так и для иностранцев с одним отличием – последние оплачивают подоходный налог только с прибыли, полученной внутри ЮАР. Ставки рассчитываются по нижеприведенной схеме:

Уровень дохода, ZAR Уровень налогообложения, %
0 — 181900 18
181901 — 284100 26
284101 — 393200 31
393201 — 550100 36
550101 — 701300 39
701301 и более 41

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

  1. Ставкой облагается только та прибыль, что получена с внутреннего дохода.
  2. Не нужно оплачивать пошлины с дивидендов вне зависимости от того на территории какой страны они получены.
  3. Доход от процентов подлежит налогообложению только для тех предприятий, которые берут кредиты у резидентов страны.
  4. Роялти и ноу-хау облагаются налогом по ставке 12%.

Вне зависимости от организационно-правовой формы компании, основанной на территории ЮАР, она может вести как закрытую деятельность, так и учреждать филиалы в других странах. В первом случае максимально снижаются все ставки налогов и к бенефициару предъявляются минимальные требования.

НДС В ЮАР

ЮАР

Value added tax – налог предусмотренный на федеральном уровне. Стандартная ставка налогообложения составляет 14% и может быть снижена для ряда товаров и услуг. Пошлиной облагаются все организационно-правовые формы бизнеса, однако регистрироваться в Палате нужно только тем, чей ежегодный доход составляет не менее ZAR: 1000000. Добровольную регистрацию может пройти предприниматель с уровнем товарооборота от ZAR: 50000. При меньших доходах регистрация не нужна.

НДС облагаются не только товары и услуги, но и продукция, импортируемая в Южно-Африканскую республику. На экспорт пошлин нет. Полностью от НДС освобождены образовательные услуги, финансовый сервис на некоммерческой основе, сдача в аренду жилой недвижимости, а также рельсовый транспорт и дороги общественного назначения.

НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Частные предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридических лиц, обязаны подавать декларации до конца февраля года, следующего за текущим отчетным периодом. В исключительных случаях и по предварительной договоренности с уполномоченными представителями налоговой службы возможна отсрочка даты.

Чаще государственная служба сама присылает уведомления о необходимости составления и передачи декларации. Подобные повестки не приходят тем предпринимателям и физическим лицам, чей уровень годового дохода не превышает 250 000 рандов, что в эквиваленте составляет 15000 евро.

Фирмы и самозанятые граждане, зарегистрированные как юридические лица, обязаны оплачивать налоги по частям. Уровень дохода рассчитывается дважды в год, соответственно, подается две декларации, в каждой из которых отражен товарооборот за прошедшее полугодие. Первая декларация подается до конца августа текущего года, вторая – до конца февраля года, следующего за налоговым периодом.

Основные налоговые ставки в ЮАР:

  • Налог на прибыль — 30%
  • НДС — 14%
  • Вторичный налог с компаний с суммы распределенных дивидендов (Secondary Tax on Companies — STC) — 12,5%

Прирост капитала не облагается налогом (исключения часто составляют случаи, когда активы компании откровенно приобретаются для перепродажи с прибылью).

Прибыль в виде дивидендов от иностранных или южноафриканских компаний освобождена от налога. Налог от дохода от процентов взимается только в случае кредитования компании резидентами ЮАР.

Платежи за ноу-хау и Роялти подлежат налогообложению по ставке 12%, если иное не предусмотрено договорами об избежании двойного налогообложения.

Договоры об избежании двойного налогообложения ЮАР подписала с 40 государствами, среди которых почти все европейские страны, США и Канада.

Южно-Африканская Республика не является офшорной зоной.

Закон о подоходном налоге ЮАР не делает различий в налогообложении лиц–резидентов и не резидентов. Главное — местонахождение источника доходов. «Любые доходы, источник которых находится на территории Южно-Африканской Республики (или считается находящимся на его территории), облагаются налогом». Это применимо к физическим лицам, компаниям и другим субъектам.

Подоходный налог в ЮАР платят:

  • Физические лица, когда-либо проживавшие в Южно-Африканской Республике и осуществляющие предпринимательскую деятельность на её территории в момент налогообложения;
  • Дивиденды, полученные:лицами, не являющимися резидентами и не ведущими в Южно-Африканской Республике предпринимательскую деятельность, а также компаниями, оперативное руководство которыми осуществляется из-за пределов Южно-Африканской Республики

Налог не платят:

  • Физические лица, обычно проживающие за пределами Южно-Африканской Республики, и юридические – компании, управляемые или контролируемые из-за пределов ЮАР, если ими получены или накоплены проценты по государственным акциям или ценным бумагам (включая казначейские векселя).
  • Подданные Южно-Африканской Республики, физически отсутствовавшие на ее территории как минимум 183 дня отчетного года, за который ими были получены или накоплены проценты
  • Нерезиденты так же, как и резиденты Южно-Африканской Республики, физические и юридические лица, получившие доход по дивидендам из южно-африканского источника.

Новые налоги в ЮАР:

Не так давно ЮАР решило присоединиться к мировому стремлению ввести налог на углеродные выбросы. Страна добровольно приняла на себя обязательства о сокращении внутренних выбросов парникового газа. (ЮАР генерирует ежегодно около 500 млн. тонн эквивалента углекислого газа (СО2), Она входит в число 20 крупнейших мировых эмитентов парниковых газов и третье место в мире по объемам их эмиссии на душу населения). Даже несмотря на то, что единые ставки еще не определены, и международные соглашения пока остаются на уровне «стремления». ЮАР при планировании государственного бюджета и политики налогообложения на 2012 год будет учитывать и налог на выбросы.

Другие интересные нововведения в налоговой системе страны — это планирование ввести налог на азартные игры. С 2012 года выигрыши, полученные в азартных играх, будут подвергаться налогообложению по ставке 15%. Аналитики же считают, что введение налога вызовет незамедлительную потерю тысячи рабочих мест и окажет самое негативное влияние на, к примеру, конный спорт в Южной Африке в целом.

Источником платежа роялти считается место, где налогоплательщик применяет свой труд, расширяя активы, дающие основание для роялти.

ЮАР флаг

Согласно “Закону” источник роялти считается местным, если он имеет отношение к использованию в Южно-Африканской Республике патентов, авторских прав, торговых марок, дизайна и других активов. Это не относится к авторским гонорарам за печатные публикации, полученным нерезидентами или внешней компанией. Принцип определения источника распространяется также на научные, технические, промышленные и коммерческие знания и информацию при их применении на территории Республики.

Международные компании, ведущие коммерческую деятельность, подлежат налогообложению согласно статье №31Закона”. Она предусматривает борьбу с неуплатой налогов компаниями, манипулирующими ценами на товары и услуги, то есть занимающимися “узкой капитализацией”. Если акционерный капитал компании меньше привлеченного, то ее принято считать “узко-капитализированной”.

Процентные выплаты компании, как правило, подлежат вычету в счет налогов, в то время как проценты компании-нерезидента обычно налогообложению не подлежат. Наличные дивиденды, не подлежащие вычету у выплачивающей их компании, хотя и вычитающиеся у компании получающей, облагаются вторичным налогом на компании. Поэтому при объединении компаний “узкая капитализация” может быть выгодной с точки зрения налогообложения.

Согласно статье №9АЗакона” определенные инвестиционные доходы иностранных компаний считаются полученными из источника, находящегося на территории Южно-Африканской Республики, если ими распоряжаются акционеры, обычно проживающие на территории страны, или внутренние компании. Статья определяет такие компании как имеющие статус акционерного общества, зарегистрированные, управляемые или контролируемые в соседнем государстве. Такой же статус имеют компании, если в любое время финансового года они косвенно или напрямую контролировались резидентами Южно-Африканской Республики, а источником прибыли полностью или в основном был инвестиционный доход. Под инвестиционным доходом подразумеваются любые суммы, полученные из источника, находящегося как на территории Южно-Африканской Республики, так и за её пределами в виде процентов, дивидендов, рент (это не относится к ренте на недвижимое имущество за пределами Южно-Африканской Республики), прибыли от приобретения или погашения рыночных ценных бумаг.

Южно-африканская республика

Резидентом Южно-Африканской Республики будет считаться лицо, обычно проживающее на территории Южно-Африканской Республики, или внутренняя компания, включая лиц, действующих в качестве поверенных (траста или агента) от имени и в интересах бенефициара любой иностранной инвестиционной компании, если бенефициар является резидентом Южно-Африканской Республики.

Однако, согласно сообщениям исполнительного директора одного из крупнейших южноафриканских газетных издательств: Новая налоговая система, вступившая в силу с 1 января 2002 года, сделала Южно-Африканской Республике не популярной для транснациональных корпораций, т.к. новые изменения, внесенные в налоговые режимы, самым негативным образом отражаются на привлекательности региона для транснациональных корпораций, желающих переместить свой бизнес на территорию Южно-Африканской Республики.

Так, до 2002 года, иностранные компании были обязаны уплачивать налоги, только с той части прибыли, которая извлечена из местных источников. Однако в результате законодательных изменений, вступивших в силу 1 января 2002 года, транснациональные корпорации, зарегистрированные в Южно-Африканской Республике, будут обязаны платить налог с их оффшорного дохода.

В интервью южно-африканской газете, Business Day, глава одной из крупных международных корпораций, SAPPI, отметил, что новый налоговый режим “резко снизил прибыльность работы компании”, и в настоящее время он думает о том, чтобы переместить свою компанию в юрисдикцию, предлагающую более выгодные налоговые режимы.

Структура налоговых систем африканских стран во многом еще сохраняет черты колониального прошлого. Это выражается в сходстве налоговых законодательств с аналогичными законами бывших метрополий,

в либеральном налогообложении иностранных компаний, преобладании в структуре налоговых поступлений таможенных пошлин. Вместе с тем за годы независимого развития произошли изменения, которые были

направлены на приспособление налогов к нуждам национальной экономики.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Реальные налоги взимаются с реальной собственности вне всякой связи с возможностями налогоплательщика (например, подомовой налог исчисляется взависимости от количества окон, общей площади и т.д.).

Личные же налоги определяются в соответствии с доходом субъекта налогообложения. В развитых капиталистических странах реальные налоги на современном этапе потеряли свое значение. В странах Африки, они вообще не получили широкого распространения.

Действующее в африканских странах законодательство о прямых налогах во многом испытывает на себе влияние бывших метрополий. С точки зрения используемой техники налогообложения выделяются две большие группы стран: следующие английским традициям налогообложения (англоязычные) и опирающиеся на французский опыт (франкоязычные).

Особенно ярко различия между двумя этими группами проявляются при обложении подоходным налогом.

Во франкоязычных странах Африки для обложения доходов населения используется, как правило, так называемый шедулярный подоходный налог. Этим налогом облагается не весь доход налогоплательщика, а только какой-нибудь конкретный его вид (по источнику входа). Например, существует три шедулярных подоходных налога. Это, во-первых, налог на доход от предпринимательской деятельности в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Уплачивается он, главным образом, мелкими товаропроизводителями, торговцами и фермерами. Ставка налога составляет 35%, при этом 25% мобилизуется в бюджет, а 10% поступает в Национальный фонд капиталовложений.

Во-вторых, - налог на коммерческие доходы, (сюда относится прибыль от недвижимости, рента). Ставка этого налога, так же как и налога на доход от предпринимательской деятельности, составляет 35%, однако она может быть уменьшена до 15%, если доход используется на приобретение ценных бумаг, выпускаемых местными банками.

В-третьих, - это налог на заработную плату, пенсии и другие выплаты, которым облагается 80% полученной заработной платы по ставке 1,5%.

В англоязычных странах используется, как правило, глобальный подоходный налог, взимаемый по прогрессивной шкале ставок. При определении облагаемого дохода в соответствии с налоговым законодательством английского образца налогоплательщику предоставляются персональные льготы.

Долгое время во всех африканских странах применялся подушныйналог. Он был одним из первых налогов, которым колониальные власти облагали африканское население с целью изъятия доходов и стимулирования работы по найму. Это был массовый налог - им облагался, каждый мужчина, достигший совершеннолетия. Для всех налогоплательщиков была установлена единая фиксированная сумма платежей, не связанная с размерами доходов. Поступления от этого вида налогов были невелики из-за очень низких ставок, а с ростом различий в доходах населения росло и неравенство обложения. К настоящему времени подушный налог сохранился лишь в Либерии, Гвинее-Бисау, Мали, Чаде и некоторых других африканских странах.

В ряде государств Африканского континента используется так называемый африканский персональный налог, который занимает промежуточное положение между подушным и подоходным налогами, являясь переходной ступенью от первого ко второму.

В большинстве африканских стран корпорации рассматриваются как самостоятельные юридические лица, и их прибыль облагается особым налогом - так называемым налогом на корпорации или на компании.

Наиболее распространенным является налог на недвижимость, причем во многих странах облагаются лишь городские строения и земля городской и сельской местности. В Либерии, например, налог на недвижимость взимается со строений и составляет от 0,5% до 1% оценочной стоимости зданий. Иногда устанавливаются специальные ставки для неиспользуемой городской земли с целью предотвращения спекуляций. Такой налог существует, например, в Габоне.

Довольно широкое распространение в Африке получил налог на передачу наследств и дарение. Например, в Нигерии такой налог взимается при передаче собственности на сумму свыше 100 000 найр, ставки его составляют от 10% до 60% стоимости собственности, в Кении и Танзании- от 1% до 50%. Кроме того, достаточно широко распространен налог на автомобили.

Вместе с тем, ряд товаров продолжает облагаться специфическими пошлинами. Эти пошлины применяются в том случае, когда обложение продиктовано чисто фискальными соображениями. Специфическими пошлинами чаще облагается экспорт африканских государств, хотя они могут распространяться и на импортные товары.

Обычно различают два основных вида налогов на внутреннюю торговлю - акцизы и общий налог на продажи (или налог с оборота). Трудно четко определить различие между двумя этими видами налогов, так как оно достаточно условно. В качестве критерия могут быть использованы области применения налога и ставки.

Стремление к увеличению поступлений от внутренних косвенных налогов заставило африканские государства в конце 80-х - начале 90-х годов ввести универсальный акциз - общий налог на продажи. Первоначально он был установлен во франкоязычных (а позднее - в бывших английских) колониях. Универсальный характер этого налога заключается в том, что им облагаются все товары, реализуемые в стране, как произведенные национальной промышленностью, так и импортированные из-за рубежа.

Существуют различные виды налога на продажи:

1) каскадный налог, взимаемый на всех стадиях движения товара от производителя к потребителю;

2) налог на оптовую торговлю, уплачиваемый производителями или компаниями, занимающимися оптовой торговлей;

3) налог на розничную торговлю;

4) налог на добавленную стоимость (НДС), который, подобно каскад ному, взимается на всех стадиях движения товара, но на каждой после дующей стадии налогоплательщику предоставляется скидка в размере налога, уплаченного им на предыдущей стадии [3]

Всемирный Банк ежегодно проводит анализ налоговых систем экономик разных стран.

В ежегодно составляемом Мировом Рейтинге Глобальных Систем (Рейтинг Всемирного Банка и аудиторской компании PriceWaterHouseCoopers) Южно-Африканская Республика с каждым годом занимает все более и более высокие места. Будущее ЮАР многие видят именно в развитии налоговой системы.


Всемирный Банк ежегодно проводит анализ налоговых систем экономик разных стран. Оценивается налоговое «бремя» налогоплательщика и простота процесса.

В таблице приводится место страны из всего 183 стран.

Простота налоговой системы

Время на налоговый учет

Общая налоговая ставка

Из всех стран БРИКС ЮАР оперирует самой простой, по показателям, налоговой системой.

Всего в ЮАР различаются 9 налогов (для сравнения: в России выделяется 11 налогов, в Бразилии 10, в Китае 7, но в Индии — 56).

-налогов на труд — 3

-налогов на прибыль — 2

-других налоговых платежей — 4

Показатель TTR — The Total Tax Rate или общая налоговая ставка, которая рассчитывается как сумма всех налогов, уплачиваемых предприятием, выраженная в процентах к доходу до уплаты этих налогов, — ЮАР показывает 30%. Это и есть средняя стоимость налогов для налогоплательщиков в стране.

Полностью Рейтинг можно посмотреть здесь (оригинал на английском языке):

Налоговая система в Южной Африке базируется на территориальных источниках. Все налоги платят только с «внутренних» источников. Все основывается на том, что налогом не облагается ни один доход, полученный за пределами Южной Африки. Это касается и резидентных и нерезидентных компаний.

Основные налоговые ставки в ЮАР:

-Налог на прибыль — 30%

-Вторичный налог с компаний с суммы распределенных дивидендов (Secondary Tax on Companies — STC) — 12,5%

Прирост капитала не облагается налогом (исключения часто составляют случаи, когда активы компании откровенно приобретаются для перепродажи с прибылью).

Прибыль в виде дивидендов от иностранных или южноафриканских компаний освобождена от налога. Налог от дохода от процентов взимается только в случае кредитования компании резидентами ЮАР.

Платежи за ноу-хау и роялти подлежат налогообложению по ставке 12%, если иное не предусмотрено договорами об избежании двойного налогообложения.

Договоры об избежании двойного налогообложения ЮАР подписала с 40 государствами, среди которых почти все европейские страны, США и Канада.

Южно-Африканская Республика не является офшорной зоной.

Закон о подоходном налоге ЮАР не делает различий в налогообложении лиц–резидентов и не резидентов. Главное — местонахождение источника доходов. «Любые доходы, источник которых находится на территории Южно-Африканской Республики (или считается находящимся на его территории), облагаются налогом». Это применимо к физическим лицам, компаниям и другим субъектам.

Подоходный налог в ЮАР платят:

— Физические лица, когда-либо проживавшие в Южно-Африканской Республике и осуществляющие предпринимательскую деятельность на её территории в момент налогообложения;

— Дивиденды, полученные:лицами, не являющимися резидентами и не ведущими в Южно-Африканской Республике предпринимательскую деятельность, а также компаниями, оперативное руководство которыми осуществляется из-за пределов Южно-Африканской Республики

Налог не платят:

— Физические лица, обычно проживающие за пределами Южно-Африканской Республики, и юридические – компании, управляемые или контролируемые из-за пределов ЮАР, если ими получены или накоплены проценты по государственным акциям или ценным бумагам (включая казначейские векселя).

— Подданные Южно-Африканской Республики, физически отсутствовавшие на ее территории как минимум 183 дня отчетного года, за который ими были получены или накоплены проценты

— Нерезиденты так же, как и резиденты Южно-Африканской Республики, физические и юридические лица, получившие доход по дивидендам из южно-африканского источника.

Новые налоги в ЮАР:

Не так давно ЮАР решило присоединиться к мировому стремлению ввести налог на углеродные выбросы. Страна добровольно приняла на себя обязательства о сокращении внутренних выбросов парникового газа. (ЮАР генерирует ежегодно около 500 млн. тонн эквивалента углекислого газа (СО2), Она входит в число 20 крупнейших мировых эмитентов парниковых газов и третье место в мире по объемам их эмиссии на душу населения). Даже несмотря на то, что единые ставки еще не определены, и международные соглашения пока остаются на уровне «стремления». ЮАР при планировании государственного бюджета и политики налогообложения на 2012 год будет учитывать и налог на выбросы.

Другие интересные нововведения в налоговой системе страны — это планирование ввести налог на азартные игры. С 2012 года выигрыши, полученные в азартных играх, будут подвергаться налогообложению по ставке 15%. Аналитики же считают, что введение налога вызовет незамедлительную потерю тысячи рабочих мест и окажет самое негативное влияние на, к примеру, конный спорт в Южной Африке в целом.

Описание файла

Документ из архива "Налоги и налогообложение Африканских стран. Налогообложение ЮАР", который расположен в категории "рефераты". Всё это находится в предмете "право" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "право" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "121035"

Текст из документа "121035"

1. Особенности развития налоговых систем стран

2. Прямое и косвенное налогообложение стран Африки………9

2.1. Прямое налообложение африканских стран………………….……9

2.2. Косвенное налогообложение африканских стран……………….20

3. Налоги и налоговая система Южно-Африканской

3.1. Налоги и налогообложение Южно-Африканской Республики…..29

3.2. Соглашения по устранению двойного налогообложения……….37

Повышенный интерес к африканским странам стал возможным благодаря удивительному, подобному «чуду» самоосвобождению стран и уверенности в том, что политические и экономические перемены создали условия для быстрого экономического роста, который в свою очередь создаст прекрасные инвестиционный возможности для иностранных инвесторов.

Принятие рыночной политики, появление новых групп клиентов, обширный промышленный сектор, хорошо развитая физическая инфраструктура, современная правовая и финансовая система, богатые запасы полезных ископаемых – все это создает привлекательную среду роста для инвесторов. В других африканских странах, получающих выгоды от развития экономики Южной Африки и демонстрирующих позитивные признаки возникновения собственных рыночных систем, также имеются инвестиционные перспективы.

Потенциал роста африканских стран подкрепляется следующими факторами:

сильные финансовые позиции Южной Африки и в особенности низкий уровень задолженности в государственном и корпоративном секторах открывают перспективу быстрого роста инвестиционных расходований;

ожидаемое экономическое усиление чернокожего населения существенно повысит потребительские расходы, что приведет к расширению хозяйственной сферы для удовлетворения нового спроса;

Южная Африка возвращается в мировую экономику, увеличивая торговые потоки на новые и действующие рынки;

иностранные инвестиции набирают силу через иностранные государственные обязательства перед так называемой Программой реконструкции и развития, покупку и перекупку иностранцами местных компаний, создание совместных предприятий и реализацию новых капитальных проектов с иностранным финансированием. Наблюдается также резкий рост иностранного участия в южноафриканских акциях, облигациях, жилищной и коммерческой собственности.

Стоит заметить, что налоговые системы, практически всех африканских стран, так или иначе, связаны, да и к тому же, в ряде случаев, схожи с налоговой системой Южно-Африканской Республики (ЮАР), т.к. данная страна является на сегодняшний день наиболее развитой в экономическом и политическом смысле, нежели остальные страны Африканского континента.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что рыночные отношения и реформы, проводимые в Российской Федерации по поводу налогообложения и налогового законодательства обозначили острую потребность в изучении механизмов функционирования мирового налогового законодательства.

Предметом исследования в работе выступают механизмы функционирования и регулирования налоговых взаимоотношений зарубежных стран, а именно, стран Африканского континента.

Объектом исследования работы выступают субъекты налоговых взаимоотношений, т.е. юридические и физические лица африканских стран.

Что касается задач данной курсовой работы, то в работе нашли своё отражение и освещены следующие проблемы:

особенности развития налоговых систем стран африканского континента;

особенности и методика прямого и косвенного налогообложения стран Африки;

особенности налоговой системы одной из наиболее развитых стран Южной Африки – Южно-Африканской Республики;

урегулирование двойного налогообложения Южно-Африканской Республики путём заключения соответствующих соглашений с некоторыми странами, в число которых входит и Российская Федерация.

Следует отметить, что в работе будут рассмотрены налоги и налогообложения стран Африканского континента и освещены некоторые данные «налогового характера» этих стран, подверженные огласки средствами массовой информации и периодической печати, а так же более подробно в конце работы будет рассмотрен наглядный материал по урегулированию двойного налогообложения между Южно-Африканской Республикой и Российской Федерацией.

1. Особенности развития налоговых систем стран африканского континента.

Структура налоговых систем африканских стран во многом ещё сохраняет черты колониального прошлого. Это выражается в сходстве налоговых законодательств с аналогичными законами бывших метрополий, в либеральном налогообложении иностранных компаний, преобладании в структуре налоговых поступлений таможенных пошлин. Вместе с тем за годы независимого развития произошли изменения, которые были направлены на приспособление налогов к нуждам национальной экономики.

В государствах, существовавших на территории континента до его колонизации, уже использовались отдельные простейшие налоги – пошлины за провоз товаров, налоги на скот, доля в производимой продукции (в натуральной форме), но это была лишь начальная стадия развития налогообложения. Колонизаторы принесли с собой современные виды налогов – личный подоходный налог, налоги на корпорации и т.д. В связи с интенсивным развитием внешних связей с метрополиями широкое распространение получили таможенные пошлины 1 .

Системы налогообложения в то время были подчинены интересам колониальных администраций и выполняли следующие основные задачи: во-первых, финансировали затраты на содержание административного аппарата (это достигалось главным образом за счет доходов от таможенных пошлин); во-вторых, стимулировали приток дешевой рабочей силы на плантации и промышленные предприятия (чтобы уплатить подушный налог, установленный для всего взрослого мужского населения, африканцы вынуждены были наниматься на постоянную или временную работу).

Объем ресурсов, перераспределяемых при помощи налогов, зависит не только от величины налоговой базы, но и от усилий государство по их мобилизации. Эффективность этих усилий в значительной мере обусловлена организацией налогообложения, т.е. применением той или иной налоговой системы. Последняя может быть определена как совокупность регламентации, связанных с изъятием налогов (ставки, методы исчисления, способы изъятия т.д.).

Любая налоговая система включает в себя прямые и косвенные налоги. Критерием для отнесения к тому или иному виду налогов является способ их изъятия. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика, косвенные – в виде определенной суммы с каждой единицы товара или в процентах к стоимости товаров. Например, личный подоходный налог, относящийся к прямым налогам, устанавливается как фиксированный процент с некоторою суммы дохода, а акциз, являющийся косвенным налогом, взимается как надбавка к цене облагаемого товара. Кто и в какой форме уплачивает налог, т.е. кто является его носителем, часто определить очень трудно. Это зависит от действия многих факторов. Например, налог на корпорации при наличии достаточного спроса может быть переложен на потребитель путем повышения цен и, в конечном счёте, будет выступать для него в виде косвенного налога. Или, наоборот, он может перекладываться на производителей сырья и оборудования посредством занижения закупочных цен. И, наконец, он может быть перенесен на рабочих за счет понижения заработной платы 2 .

Рассмотрение вопросов распределения налогового бремени, исследование корней налоговой политики в каждом конкретном случае требуют детального анализа степени переложения различных видов налогов, выяснения их носителей. Вместе с тем такой анализ далеко не всегда возможен из-за отсутствия, а иногда и умышленного сокрытия необходимых данных, и в любом случае он может носить лишь предположительный характер. Это особенно касается стран Африканского континента, с их слабой статистической базой. Поэтому для удобства классификации, требующей единого, критерия, налоги подразделяются на прямые и косвенные в зависимости от налоговой базы, используемой при оценке налога. Косвенный характер налогов при таком определении выражается в том, что сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, зависит от количества и стоимости потребленных им товаров. Налогоплательщик может избежать уплаты налога, если откажется от потребления того или иного товара. Поскольку традиционно в капиталистических странах косвенными налогами облагаются главным образом предметы широкого потребления, имеющие наибольший удельный вес в структуре потребления беднейшей части населения, эти налоги выступают как наиболее несправедливые. Вместе с тем для социальной характеристики налоговой системы недостаточно констатации преобладания косвенных налогов. Много зависит от налоговой политики государства, от того, какие именно товары попадают в сферу косвенного обложения и как это соотносится со сложившейся структурой потребления. Кроме того, на определенном этапе развития стран Тропической Африки такое преобладание неизбежно.

2. Прямое и косвенное налогообложение стран Африки.

2.1. Прямое налогообложение африканских стран.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Реальные налоги взимаются с реальной собственности вне всякой связи с возможностями налогоплательщика (например, подомовой налог исчисляется в зависимости от количества окон, общей площади и т.д.).

Личные же налоги определяются в соответствии с доходом субъекта налогообложения. В развитых капиталистических странах реальные налоги на современном этапе потеряли свое значение. В странах Африки, они вообще не получили широкого распространения.

К личный налогам относятся:

подоходный налог населения и на прибыль корпораций (при этом корпорация рассматривается как юридическое лицо);

налог на сверхприбыль;

налог на передачу наследств и дарении;

налог на капитал,

К реальным же относятся:

налог от доходов по ценным бумагам.

По сравнению с косвенными налогами прямые налоги обладают рядом преимуществ: непосредственная связь с размерами дохода, прогрессивность (увеличение ставки обложения по мере роста доходов налогоплательщика), относительная стабильность по сравнению с доходами от таможенных пошлин, зависящих от колебаний мировых цен на африканский экспорт. Сферу прямого налогообложения ограничивает также освобождение от налогов правительственных чиновников, военной верхушки, щедрые налоговые льготы иностранным компаниям.

Действующее в африканских странах законодательство о прямых налогах во многом испытывает на себе влияние бывших метрополий. С точки зрения используемой техники налогообложения выделяются две большие группы стран: следующие английским традиция налогообложения (англоязычные) и опирающиеся на французский опыт (франкоязычные). Особенно ярко различия между двумя этими группами проявляются при обложении подоходным налогом.

Во франкоязычных странах Африки для обложения доходов населения используется, как правило, так называемый шедулярный подоходный налог. Этим налогом облагается не весь доход налогоплательщика, а только какой-нибудь конкретный его вид (по источнику входа). Например, в Кот-д ' Ивуаре существует три шедулярных подоходных налога. Это, во-первых, налог на доход от предпринимательской деятельности в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Уплачивается он, главным образом, мелкими товаропроизводителями, торговцами и фермерами. Ставка налога составляет 35%, при этом 25% мобилизуется в бюджет, а 10% поступает в Национальный фонд капиталовложений. Во-вторых, – налог на коммерческие доходы, (сюда относится прибыль от недвижимости, рента). Ставка этого налога, так же как и налога на доход от предпринимательской деятельности, составляет 35%, однако она может быть уменьшена до 15%, если доход используется на приобретение ценных бумаг выпускаемых местными банками. В-третьих, – это налог на заработную плату, пенсии и другие выплаты, которым облагается 80% полученной заработной платы по ставке 1,5%.

Кроме того, в Кот-д ' Ивуаре имеется общий, или, глобальный, подоходный налог, взимаемый по прогрессивным ставкам (максимальная-60%). Им облагается также не весь доход налогоплательщика, а его определенные составляющие.

Налоговые законодательства разных стран включают в эту категорию различные виды доходов с учетом персональных льгот. Например, в соответствии с налоговым законодательством Кот-д ' Ивуара, при обложении глобальным подоходным налогом к разрешенным вычетам из валового дохода относятся: проценты по займам; периодические выплаты некоторым лицам (например, родителям, детям), осуществляемые в добровольном или принудительном порядке; все прямые налоги; вклады в пенсионные фонды и страховые премии. В Кот-д ' Ивуаре и в большинстве франкоязычных стран Африки, отсутствуют персональные льготы. Вместо этого облагаемый доход делится на части по числу членов семьи налогоплательщика. Например, доход женатого человека без детей делится на две части. Если налогоплательщик имеет двоих детей и жену, его доход делится на три части (на каждого из детей приходится по половине доли) и т.д. Затем налоговая ставка по прогрессивной шкале применяется к полученный в результате деления долям дохода, после чего определяется сумма налога 3 .

Такая система подсчёта налога достаточно сложна что делает практически невозможным использованы формы налоговых деклараций. В результате данный налог затрагивает главным образом рабочих и служащих относительно крупных компаний. Это сужает сферы применения общего подоходного налога, уменьшает объем ресурсов, которые он может мобилизовать. Обложение доходов населения дважды - шедулярным и общим подоходным налогом – приводит к удорожанию соответствующего административного аппарата, усложняет контроль за уплатой, предоставляя тем самым возможность уклонения от нее.

В англоязычных странах используется, как правило, глобальный подоходный налог, взимаемый по прогрессивной шкале ставок. Так, в Нигерии существую следующие ставки подоходного налога:

Таблица 1 – Ставки подоходного налога в Нигерии.

Читайте также: