Криминалистическое обеспечение расследования налоговых преступлений курсовая

Опубликовано: 30.04.2024

Криминалистическое обеспечение расследования налоговых преступлений

ID (номер) заказа

Криминалистическое обеспечение расследования налоговых преступлений, 25-35 страниц, оригинальность не нужна

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Контрольная, теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 25 мая

Анализ влияния уровня несимметрии напряжения на потери электроэнергии

Срок сдачи к 4 июня

Срок сдачи к 20 мая

Срок сдачи к 20 мая

Просьба решить поскорее желательно до 14

Контрольная, дифференциальные уравнения

Срок сдачи к 20 мая

Проектирование автомобильных дорог IV категория Венгерского.

Курсовая, Изыскание и проектирование автомобильных дорог и аэродромов

Срок сдачи к 24 мая

Сделать контурную карту

Срок сдачи к 21 мая

Психологические механизмы воздействия в журналистике

Курсовая, теория коммуникации

Срок сдачи к 7 июня

3 глава, доработка 1 и 2 главы работы, заключение, список литературы список литературы,

Магистерская диссертация, экономика и управление на предприятии

Срок сдачи к 31 мая

Тестирование по физкультуре

Тест дистанционно, Элективные дисциплины по физической культуре и спорту

Срок сдачи к 31 мая

Чертеж, САПР автомобилей и тракторов

Срок сдачи к 23 мая

Презентация по теме экономика Норвегии

Презентация, мировая экономика

Срок сдачи к 21 мая

Эксплуатация газовых скважин

Контрольная, Нефтегазовое дело

Срок сдачи к 25 мая

Решение задач, Программирование на c++

Срок сдачи к 23 мая

Написать 2 билета по Всемирной истории

Эссе, Всемирная история

Срок сдачи к 22 мая

Решить 4 задачи по физике

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 20 мая

Решение примеров, уравнений.

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 24 мая

ответить на вопросы

Поиск информации, Социальная антропология

Срок сдачи к 21 мая

47 710 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 516 Сдано работ: 4 516
Рейтинг: 74 178
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем что, налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства, являются "экономическим базисом" общеуголовной и насильственной преступности, поскольку большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности. И в то же время большая часть населения страны не считает эти преступления опасными.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 2-3
Глава 1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений……………………………………………………. 4-17
§ 1 Субъект налоговых преступлений………………………………… 7-8
§ 2 Способы совершения налоговых преступлений……………….. 8-11
§ 3 Выявление налоговых преступлений………………………….. 11-17
Глава 2. Методика расследования налоговых преступлений……………………………………………………. 18-24
§ 1 Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении….. 18-20
§ 2 Первоначальные и последующие действия………………… 20-23
§ 3 Назначение и проведение экспертиз…………………………… 23-24
Глава 3. Проблемы расследования налоговых преступлений……………………………………………………. 25-30
Заключение…………………………………………………………. 31
Список использованной литературы……………………………. 32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

Глава 1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений……………………………………………… ……. 4-17

§ 1 Субъект налоговых преступлений………………………………… 7-8

§ 2 Способы совершения налоговых преступлений……………….. 8-11

§ 3 Выявление налоговых преступлений………………………….. 11-17

Глава 2. Методика расследования налоговых преступлений……………………………………………… ……. 18-24

§ 1 Возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении….. 18-20

§ 2 Первоначальные и последующие действия………………… 20-23

§ 3 Назначение и проведение экспертиз…………………………… 23-24

Глава 3. Проблемы расследования налоговых преступлений……………………………………………… ……. 25-30

Список использованной литературы……………………………. 32

Актуальность данной работы обусловлена тем что, налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства, являются "экономическим базисом" общеуголовной и насильственной преступности, поскольку большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности. И в то же время большая часть населения страны не считает эти преступления опасными. В обществе нет негативного отношения к нарушителям налогового законодательства. Законопослушные налогоплательщики не уверены, что их налоги направляются на благие дела - обеспечение безопасности жизни и здоровья, социальные нужды, развитие экономики, разумное управление государством, издание справедливых законов. Получается противоречие - государство в устанавливаемых им законодательных актах требует беспрекословного подчинения при уплате налогов, в то же время не обеспечивает надежными гарантиями осуществления свободной экономической деятельности.

Современное состояние экономической преступности, теневой экономики, проникновение криминального капитала практически во все сферы деятельности человека с необходимостью ставят вопрос об изучении тех преступных деяний и способов их совершения, а также источников, которые питают криминальную среду. Важность и актуальность теоретических исследований и практических мероприятий в этой области вытекает из Послания Президента России В.В. Путина Федеральному собранию 26 мая 2004 года: «Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов»

Целью данной работы является изучение методики расследования налоговых преступлений. Для достижения данной цели перед автором ставятся следующие задачи:

во-первых, дать криминалистическую характеристику налоговых преступлений;

во-вторых, описать методику расследования налоговых преступлений;

в-третьих, выявить проблемы расследования налоговых преступлений;

Проблема способов раскрытия налоговых преступлений изучалась рядом авторов — Алексеевым Н. С., Лукашевичем В. 3., Бабаевым В. К., Белкиной Р. С., Кучеровым И. И., Но некоторые вопросы ещё недостаточно изучены. В частности, в работах по данной теме скудно освещена методика расследования налоговых преступлений. Особенно мало внимания уделяется тактике проведения отдельных следственных действий, хотя данный вопрос требует пристального внимания, так как от этого зависит успех следствия.

С развитием экономики совершенствуется и налоговая система, а вместе с ней «совершенствуются» и правонарушители, использующие в своей деятельности все более изощренные способы совершения налоговых преступлений.

Глава 1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений

Под налогом понимается обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований. 1

Плательщиками налогов являются физические и юридические лица, которые в соответствии с законодательством обязаны уплачивать налоги.

Если рассматривать налоговые преступления с криминалистической точки зрения, то можно сказать, что в их основе лежит конфликт между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками. 2

Процессы детерминации и причинности налоговой преступности не только в значительной степени отличаются от аналогичных процессов, связанных с общеуголовной преступностью, но и имеют свою специфику по сравнению с другими преступными проявлениями в экономической сфере. В качестве основных причин можно выявить следующие:

    • экономические, порожденные коренными изменениями в экономической жизни страны ( падение производства, перевод рублевой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу)
    • правовые, включающие в себя нестабильность и несовершенство налогового законодательства.
    • психологические, выразившиеся в том, что для большинства граждан характерно негативное отношение к налоговой системе и четко выраженная налоговая мотивация.

В 2000 году органами налоговой полиции самостоятельно и совместно с налоговыми и иными государственными органами выявлено 44 290 нарушений налогового законодательства, в том числе почти 28 572 – в крупном и особо крупном размере. В 2001 году было возбуждено свыше 36 000 уголовных дел о налоговых и иных экономических преступлений (дела о непосредственно налоговых преступлениях составили 70%). 3

При рассмотрении криминалистической характеристики преступлений важным является элементный состав этой категории. Диапазон мнений ученых по вопросу элементного состава криминалистической характеристики преступлений достаточно широк. Вместе с тем, большинство считает необходимым включение в состав криминалистической характеристики сведений о способе совершения преступления, обстановке, личности преступника.

Применительно к криминалистической характеристике налоговых преступлений особенно трудно говорить о построении какой-либо жесткой системы элементов. Для того чтобы криминалистическая характеристика отвечала предъявленным к ней требованиям, необходимо, чтобы в ее основании лежал достаточный фактический и экспериментальный материал. Трудность заключается в том, что в отличии от других видов преступных посягательств налоговые преступления – один из новых видов преступлений. В настоящий момент еще не накоплен достаточный фактический материал, на основании которого можно было бы построить законченную систему элементов, подлежащих включению в криминалистическую характеристику налоговых преступлений.

Для того чтобы определить оптимально необходимое количество элементов криминалистической характеристики налоговых преступлений, место и значение каждого из элементов для максимальной эффективности разработанной на основе этой характеристики методики, нужно использовать принцип полноты расследования. При строгом ограничении количества элементов криминалистическ5ой характеристики построенная на ее основе методика расследования не сможет обеспечить соблюдение этого принципа, и какие то важные вопросы останутся невыясненными. В тоже время необоснованное расширение круга элементов криминалистической характеристики загромождает частную методику. Анализ изложенного свидетельствует о многовариантности структуры криминалистической характеристики в зависимости от вида преступлений, о возможности включения в ее различного количества элементов с учетом их иерархии. Применительно к криминалистической характеристики налоговых преступлений могут быть сформулированы некоторые принципы ее построения, в том числе:

    • типичность, подтвержденная следственной практикой;
    • относимость элементов к преступлению;
    • наличие в составе криминалистической характеристики следующих элементов – способа и обстановки совершения налогового преступления, его субъекта, мотива и цели преступного поведения, места и времени совершения преступления;
    • доминирующее криминалистическое значение способа соверше5ния преступления.

§ 1. Субъект налоговых преступлений

Налоговые преступления могут быть совершены довольно широким кругом лиц. Часто преступления этой категории совершаются по предварительному сговору группой лиц. Кроме того, у непосредственных исполнителей есть, как правило, пособники, в том числе невольные, не осознающие в полной мере преступного характера осуществляемой деятельности. Поэтому большое значение для расследования уголовных дел о налоговых преступлениях имеет своевременное ограничение круга лиц, могущих иметь непосредственное отношение к совершению преступления. Это избавляет следователя от выполнения впоследствии большого объема ненужной работы.

Субъектами налоговых преступлений являются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 16 лет, если они имеют налогооблагаемый доход и обязаны в соответствии с законодательством представлять в налоговый орган декларацию о доходах для исчисления и уплаты налогов. Либо должностные лица организаций, подписывающие соответствующие бухгалтерские документы, поступающие в налоговую инспекцию, или бухгалтерские документы, не представляемые, но хранящиеся в организации (первичные документы). Это – руководители этих организаций, главные бухгалтера или просто бухгалтера. Возможно, виновными могут быть и другие сотрудники организации, не принимавшие участие в оформлении бухгалтерских документов, однако по каким-то причинам их создавшие. Доказывание виновности таких лиц очень затруднительно. 4

Для должностных лиц характерно достаточно высокое их служебное (а следовательно и социальное) положение, сознательная установка на достижение цели уклонения от уплаты налогов, обширные деловые и личные связи в различных сферах жизни, нередко в том числе связи с криминогенным элементом, четкое распределение ролевых функций и др. Следует напомнить про зарубежный опыт, который показывает, что привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления долгое время являлось основным способом борьбы с главарями организованных преступных группировок. 5

Данные следственной и судебной практики и научные исследования показывают, что в 74% случаев преступниками являются мужчины. Средний возраст злостных неплательщиков налогов составляет 38 лет. По делам данной категории лица, виновные в совершении преступлений, моложе 20 лет не встречаются. Лицами в возрасте от 21 года до 30 лет совершено 20% налоговых преступлений, от 31 года до 40 лет – 36%, от 41 года до 50 лет – 36%, и старше 51 года – 8%. 58% осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, а 22% среднее специальное образование. Число ранее судимых среди налоговых преступников не велико – 7%. В 82% случаев инициатива совершения налоговых преступлений исходила от руководителей, которые зачастую являлись и владельцами предприятий. 6

§ 2. Способы совершения налоговых преступлений

Данные о способе совершения преступления, соответствующих ему типичных следах, механизме образования следов, их сокрытии представляют собой важнейший элемент криминалистической характеристики преступлений. Это объясняется в первую очередь тем, что способ преступления определенным способом детерминирован, что позволяет установить его взаимосвязи с признаками, относящимися к другим элементам криминалистической характеристики. 7

Наиболее распространенными способами уклонения от уплаты подоходного налога физическими лицами являются:

заполнение налоговой декларации ненадлежащим способом (например, неуказание всех мест работы);

  1. ненадлежащие оформление первичных документов на выплату денежных средств на предприятиях (платежных ведомостей). В этом случае фактическое количество выплаченных денег работнику может не совпадать с денежной суммой, за которую он расписался в платежной ведомости. Это может достигаться включением в штатную ведомость «мертвых душ», т.е. людей, фактически не работающих на предприятии, но числящихся в его штатном расписании. В этом случае при формально правильном заполнении налоговой декларации налицо полное несоответствие между реальным и учтенным доходом субъекта налогообложения, а следовательно, прямой уход от уплаты налогов;
  2. полное отсутствие какого-либо оформления выплаченных денежных средств физическому лицу. В этом случае налоговая декларация может не заполняться вообще, так как операция по выплате наличных денежных средств не нашла отражения в бухгалтерских документах;
  3. выплата наличных денег не из кассы предприятия, а через страховые фирмы. Это достигается путем заключения мнимых договоров, предусматривающих выплаты страховых возмещений физическим лицам, которые (страховые возмещения) в действительности являются не чем иным, как денежным вознаграждением, или реальным доходом физического лица;
  4. предоставление работникам безвозмездных ссуд, с последующим открытием депозитных счетов и размещением этих денег на указанные счета. 8

Разнообразны приемы и способы уклонения от уплаты различных налогов юридическими лицами:

  1. отсутствие надлежащего юридиче ского оформления хозяйственной деятельности. Это означает, что, будучи незарегистрированной, в установленном законодательством Российской Федерации порядке как юридическое лицо, хозяйственная единица не осуществляет постановку на учет в налоговые органы, что порождает полное отсутствие контроля за оборотом денежных средств и доходов, фактически ее получаемые;
  2. отсутствие бухгалтерского оформления хозяйственных операций или даже отдельных видов деятельности хозяйствующим субъектом;
  3. необоснованное списание товарно-материальных ценностей при фактической их продажи без оприходования выручки, что приводит к возникновению «черных» денег, возникновению неправомерных убытков хозяйствующего субъекта, занижению выручки, и, соответственно, неуплате налогов;
  4. полное неоприходование выручки за фактически реализованную продукцию с последующем неотражением ее в бухгалтерских документах;
  5. частичное неоприходование выручки характерно в случаях необоснованного фиктивного занижения цен на реализуемую продукцию с осуществлением реальных расчетов наличными деньгами. Следствием является недоплата тех же налогов (НДС и других налогов, базой для взимания которых является выручка от реализации, а так же налога на прибыль);
  6. исползование в хозяйственном обороте внеооборотных активов, не состоящих на балансе организации. В результате образования неучтенных денежных средств, они могут быть использованы на покупку дорогостоящей техники для предприятия без отражения этой операции в бухгалтерском учете. В результате этого возникает неоприходованое имущество, следствием чего является уход от уплаты налога на имущество;
  7. отнесение на себестоимость продукции затрат, которые не имели место в действительности путем составления поддельных документов на отпуск материалов в производство (например, с использованием при этом материалов заказчика);
  8. завышение стоимости приобретаемых товарно-материальных ценностей путем использования поддельных первичных документов;
  9. отнесение на себестоимость продукции затрат, не связанных с производством продукции или осуществленных в непроизводственной сфере (работы по благоустройству городов);
  10. отнесение на себестоимость затрат сверх установленных законодательством нормативов (например, командировочные расходы);
  11. подмена реального договора на оказание услуг, налогообложение по которому предполагается более жестким другим договором с более льготным налогообложением (например, договор о совместной деятельности, вместо договора аренды);
  12. осуществление сделок с партнерами через счета третьих лиц (могут быть и подставные фирмы), при том, что последние пользуются налоговыми льготами; 9

Развитие экономических отношений, реформирование политической структуры власти влекут за собой глубокие перемены в сфере экономической деятельности Российского государства.

Конституция Российской Федерации, гарантируя приоритет прав и свобод личности, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Вместе с тем, анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что в современных условиях латентность налоговых и иных экономических преступлений остается значительной и постоянно растет.

Налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства. Ответственность за налоговые преступления установлена в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», а именно в статьях 198, 199, 199.1, 199.2.

Время совершения налогового преступления отличается существенной спецификой. Оно включает установленные налоговым законодательством и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах фактические сведения, указывающие на конкретный период выполнения обязательств налогоплательщика по исчислению и уплате соответствующих видов налогов (сборов).

Время совершения налогового преступления тесно связано с понятием налоговый период. Согласно ст. 55 Налогового кодекса РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.

Место совершения налогового преступления с позиции криминалистической характеристики означает территорию, на которой находится налогоплательщик, совершивший уклонение от уплаты налогов (сборов). Субъекты преступления выбирают время, место, способ преступной деятельности, но в то же время они ограничены обстановкой, которая либо создает объективную возможность для совершения преступления, либо затрудняет его или даже делает невозможным.

Таким образом, между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение. Действия виновного, в свою очередь, отображаются в обстановке в виде следов. Только при подробном анализе обстановки, сведения о которой содержатся в материалах уголовного дела, следователь может оценить собранные доказательства по каждому из обстоятельств, подлежащих доказыванию, и спрогнозировать возможные версии защиты и способы их опровержения.

Одним из важных элементов криминалистической характеристики является личность преступника.

Следует отметить, что личность вероятного преступника, совершившего налоговое преступление, существенно отличается от лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления.

К ответственности за совершение уклонения от уплаты налогов с организации могут быть привлечены лишь те служащие организаций, в обязанности которых входит оформление соответствующих документов об уплате налогов и сборов и представление их налоговый орган.

В подавляющем большинстве случаев обвиняемый (подозреваемый) в совершении налогового преступления являлся директором предприятия – 91,7%, почти в три раза реже привлекались главные бухгалтера – 32,75%. Иные служащие и заместители привлекаются крайне редко – 3,9%. Субъект налогового преступления имеет, как правило, высшее образование – 84,6%, гораздо реже средне-специальное – 15,5%. Если обобщить приведённые выше данные, то можно сделать вывод, что чаще всего к уголовной ответственности за налоговые преступления привлекаются лица в возрасте 25-40 лет (63,8%) с высшим образованием (84,6%), занимающие должность директора (91,7%).

Среди работников организации могут быть причастны к уклонению от уплаты налогов и (или) сборов ее руководитель; главный (старший) бухгалтер и лица, занимающие иные должности, но выполняющие функции данных субъектов.

Анализ судебно-следственной практики свидетельствует о том, что приблизительно в 74% случаев совершения налоговых преступлений преступниками являются мужчины. Это обусловлено тем, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство. Женщины среди лиц, совершающих налоговые преступления, традиционно занимают должности, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности. Как правило, инициатива совершения налоговых преступлений исходит от руководителей, которые зачастую являются владельцами данных предприятий. Нередко при совершении данного преступления руководитель предприятия не ставит в известность бухгалтера о совершаемых им финансовохозяйственных операциях, а денежную выручку, не сдавая в кассу организации, использует по своему усмотрению.

Бухгалтерские работники при совершении налоговых преступлений чаще всего выступают в роли соучастников.

Для налоговых преступлений типично, что лица, совершающие данные преступления, имеют сознательную установку на уклонение от уплаты налогов, обширные деловые и личные связи в различных сферах жизни, нередко, в том числе, связи с криминогенным элементом, четкое распределение ролевых функций и др.

При совершении налоговых преступлений целью, как правило, является снижение размеров налоговых и страховых взносов, подлежащих уплате, или полный отказ от выполнения обязательств по уплате налогов и страховых взносов с последующим обращением сокрытых средств в личную или иную собственность. Мотивы у налоговых преступников носят преимущественно корыстный характер.

Высокая степень латентности налоговой преступности во многом зависит от достаточно высокого общеобразовательного уровня налоговых преступников, обладающих в том числе и достаточными знаниями в области права и экономики, что позволяет им совершать преступления со знанием дела, с различными ухищрениями.

Способ совершения преступления является центральным элементом криминалистической характеристики. Именно способ связан наибольшим количеством отношений и связей с другими элементами преступного события. Способ совершения налоговых преступлений – это наиболее сложная составляющая из обстоятельств, подлежащих доказыванию. Разработанная классификация способов способствует выявлению механизма совершения данных преступлений.

Формирование способа налоговых преступлений происходит преимущественно под влиянием обстановки преступления, особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, наличия у субъекта определенных знаний и навыков, возможности воспользоваться необходимыми ему средствами. Однако, более всего, способ уклонения от уплаты налогов зависит от особенностей исчисления того или иного налога.

По мнению большинства специалистов, наибольший ущерб экономике наносят преступления, связанные с уклонением налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.

Наиболее часто сокрытие налогооблагаемой прибыли достигается путём неоприходования денежной выручки в кассу. Как правило, в этом случае преступники вносят искажения в первичные бухгалтерские документы.

Достаточно часто используется способ завышения затрат путём отнесения на затраты расходов, не предусмотренных законодательством или сверх установленных размеров, а также путём необоснованного списания продукции и товаров в брак. Кроме того, применяются способы занижения цены реализованных товаров с получением оплаты наличными деньгами без документального оформления или завышения стоимости приобретённых товаров или сырья.

Для уклонения от уплаты налогов предприятия активно пользуются налоговыми льготами.

Наконец, в качестве способа уклонения от уплаты налогов и сборов следует рассматривать деятельность предприятия (организации, физического лица) без государственной регистрации и постановки на учёт в налоговых органах. Такая деятельность распространена повсеместно и часто сопровождается использованием поддельных бланков и печатей, утерянных паспортов, адресов и фамилий других людей.

Для методики выявления, раскрытия и расследования налоговых преступлений важное теоретико-прикладное значение имеет изучение элементов механизма следообразования.

В механизме следообразования по уголовным делам о налоговых преступлениях ведущее место занимают доказательства – документы. Возникновение доказательственной информации в тех или иных документах по всем делам этой категории объясняется тем, что каждая финансово-хозяйственная операция, совершаемая любым хозяйствующим субъектом, должна найти свое оформление в соответствующих документах.

В механизме следообразования важное место занимают документы, свидетельствующие о способах и схемах совершения криминальной финансово-хозяйственной операции. Механизм следообразования в зависимости от способов совершения налогового правонарушения (так называемые «бухгалтерские» и «небухгалтерские») определяет особенности доказывания при расследовании преступлений данного вида.

К числу явных следов – признаков следует выделить следующие:

  • полное не соответствие реальной хозяйственной операции ее документальному отражению;
  • несоответствие записей в учетных и отчетных документах;
  • наличие материальных подлогов в документах, имеющих отношение к расчету величины дохода (прибыли) и суммы налога.

К неявным признакам следует отнести:

  • несоблюдение правил ведения учета и отчетности;
  • нарушение правил ведения кассовых операций;
  • нарушение правил списания товарно-материальных ценностей;
  • нарушение правил документооборота;
  • нарушение технологической дисциплины.

Данная классификация признаков налогового преступления отражает специфику выявления механизма следообразования по уклонению от уплаты налогов или сборов, а также способы сокрытия объектов налогообложения.

Важным условием успешного расследования налоговых преступлений является знание типичных механизмов сокрытия недобросовестными предпринимателями прибыли от государственного налогового контроля, т. е. способов уклонения от уплаты налогов с организаций.

При сокрытии прибыли или других объектов налогообложения, способами совершения могут быть:

  • завышение в первичных документах данных о материальных затратах (включение в затраты материалов заказчика; составление подложных документов по списанию материалов на производство; внесение в авансовые отчеты фиктивных командировочных расходов, завышение в накладных цен на приобретенный товар; включение подставных лиц в платежные ведомости на получение заработной платы; частичное изменение (материальный подлог, дописки сумм в сторону увеличения в ведомостях на получение заработной платы);
  • завышение в документах учета данных о материальных затратах (включение предлагаемых затрат в затраты отчетного периода; включение в стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимости основных средств);
  • завышение в отчете о финансовых результатах данных о материальных затратах;
  • занижение в первичных документах данных о выручке (занижение количества приобретенных товаров; занижение цены реализации товаров; оплата товаром «черный бартер»);
  • занижение в документах учета сведений о выручке; уменьшение величины доходов за сдачу в аренду основных средств производства; покупка и реализация товарно-материальных ценностей за наличный расчет «черный нал»;
  • занижение в отчетных документах сведений о выручке (заниженное отражение выручки в главной книге и балансе; заниженное отражение выручки в отчете о финансовых результатах);
  • занижение налогооблагаемой прибыли (создание незарегистрированного предприятия возможно на базе ликвидированного; завышение расходов на оплату труда; завышение численности работающих; необоснованное (незаконное) получение налоговых льгот;
  • сокрытие прибыли по сговору с руководителями других предприятий, пользующихся льготами по налогообложению (фиктивная сдача в аренду основных средств предприятиям, которые пользуются налоговыми льготами); перечисление прибыли на предприятие, имеющее налоговые льготы и другие.

К обстоятельствам, подлежащим доказыванию по данной категории дел можно отнести следующие:

  • наименование налогоплательщика, его фамилия, имя, отчество, ИНН, фактический адрес и юридический адрес, название предприятия или организации;
  • когда было совершено уклонение от уплаты налогов (время совершения преступления);
  • каким способом совершено уклонение от уплаты налогов (путем неподачи декларации о доходах, включения в конкретные бухгалтерские документы искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, перечислены ли в бюджет налоги в меньшей сумме, чем причиталось, или не были перечислены вовсе);
  • от уплаты каких конкретно налогов уклонился налогоплательщик; превысило ли уклонение от уплаты налогов и сборов установленный ст. 199 УК РФ объем.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов в РБ стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, "двойная бухгалтерия", когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы.

Содержание работы

Криминалистический анализ
налоговых преступлений …………………..…………..….…….…….7-17

Организационно-тактические вопросы,
связанные с расследованием налоговых преступлений

Выявление признаков преступлений и тактика проверочных действий…………18-21
Анализ исходной информации и следственные ситуации ………………………..22-25
Построение, разработка версий и планирование расследования…………………………………………………………………….…..26-29
Особенности возбуждения уголовных дел
о сокрытии, занижении прибыли, доходов или иных
объектов налогообложения………………………………………………………….30-36

Особенности проведения отдельных следственных действий
при расследовании налоговых преступлений

Первоначальные следственные действия
Тактика допросов при расследовании налоговых преступлений………………………………………………………………………. 37-46
Тактика проведения обыска при расследовании налоговых преступлений………………………………….…………………………………..…47-48
Последующие следственные действия
Особенности проведения судебно-экономических экспертиз
при расследовании налоговых преступлений…………………………………..…49-55
Криминалистическое исследование документов………………….………………56-63

Список использованной литературы ……………………

Файлы: 1 файл

Рассл-ие налог-х преступл. (дипл).docx

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра криминалистики

Расследование налоговых преступлений

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Шумак Г. А.

кандидат юридических наук,

доцент Лапин А. В.

  1. Криминалистический анализ

  1. Организационно-тактические вопросы,

связанные с расследованием налоговых преступлений

  1. Выявление признаков преступлений и тактика проверочных действий …………18-21
  2. Анализ исходной информации и следственные ситуации ………………………..22-25
  3. Построение, разработка версий и планирование расследования…………………………………………… ……………………….…..26-29
  4. Особенности возбуждения уголовных дел

о сокрытии, занижении прибыли, доходов или иных

объектов налогообложения……………… ………………………………………….30-36

  1. Особенности проведения отдельных следственных действий

при расследовании налоговых преступлений

  1. Первоначальные следственные действия
  2. Тактика допросов при расследовании налоговых преступлений……………………………………………… ………………………. 37-46
  3. Тактика проведения обыска при расследовании налоговых преступлений………………………………….………… ………………………..…47-48
  4. Последующие следственные действия
  5. Особенности проведения судебно-экономических экспертиз

при расследовании налоговых преступлений…………………… ……………..…49-55

  1. Криминалистическое исследование документов………………….………………56-63

Список использованной литературы ……………………………….… …. 71-73

Экономическая ситуация, сложившаяся в Республике Беларусь в период перехода к рынку, потребовала создания принципиально новой, эффективной налоговой системы. Современная налоговая система Республики Беларусь была создана в начале 90-х годов и представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических лиц и физических лиц на территории страны.

Налоговая преступность определяется в литературе как общественно опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.[12; c.100].

Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает интересы лишь личности или в крайнем случае группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства.

Общественная опасность налоговых преступлений состоит в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, торпедируется бюджетная и налоговая политика страны, правительство и административно- территориальные единицы Республики Беларусь лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой - денежных средств. Недостаток их в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность.

Несовершенство налогового законодательства, недостаточная эффективность работы органов налогового контроля предоставляют широкое поле деятельности для злостных неплательщиков налогов по изысканию различных ухищренных способов совершения налоговых преступлений. Большое число нормативных актов иной раз путает простого налогоплательщика, а совершение преступного деяния порой происходит невиновно. Налогообложение реального сектора экономики слишком обременительно. Оно угнетающе действует на производителя, который может работать без убытка, как правило, только в условиях сокрытия своих доходов от налогового учета. Но большое количество различных видов налогов в нашей стране никоим образом не оправдывает злостных неплательщиков, которые пользуются сложившимся положением, когда экономические отношения развиваются гораздо быстрее догоняющего их легального обоснования.

Налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства, являются "экономическим базисом" общеуголовной и насильственной преступности, поскольку большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности.

Для борьбы с налоговыми преступлениями в Республике Беларусь создан Государственный Комитет Финансовых Расследований. Он был образован 1 февраля 1998г. указом Президента Республики Беларусь N 71. Согласно положению "О государственном комитете финансовых расследований" ГКФР является составной частью правоохранительных органов и сил, обеспечивающих экономическую безопасность страны.

В соответствии с Положением о Государственном комитете финансовых расследований, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 12.06.1998 N 313 [12; ст.1]. Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь (ГКФР) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим руководство системой органов финансовых расследований (финансовой милиции) в целях обеспечения в пределах своей компетенции экономических интересов государства в сфере предпринимательства и налогообложения.

Основными задачами ГКФР являются:

    • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере предпринимательства и налогообложения;
    • производство дознания и предварительного следствия по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и другим делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;
    • обеспечение защиты работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
    • разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах;
    • взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью.

При осуществлении функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, у ГКФР немало общего с налоговыми инспекциями ГНК. ГКФР и налоговые инспекции ГНК едины в вопросах взыскания в бюджет налогов и платежей, пользуются одной законодательной базой. Однако налогоплательщик должен видеть основное различие: объект внимания ГКФР - преступления. В связи с этим органам ГКФР предоставлены и соответствующие права. Скажем, сотрудники ГКФР могут вести оперативно-розыскную деятельность.

Сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов в РБ стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, "двойная бухгалтерия", когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы.

В 2000 году органы ГКФР выявили 16.753 правонарушения, в т.ч. 3.542 преступления, по которым возбуждено 3.189 уголовных дел. Сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила 879,5 млн. рублей, из которых вернуть удалось 842,9 млн. (95,8%). К административной ответственности привлечены 11.849 человек, которые подвергнуты штрафам на сумму 375 млн. рублей. Благодаря усилиям сотрудников ГКФР, прекращена деятельность 137 лжепредпринимательских структур (фирм-однодневок). На их счетах арестовано 819,5 млн. рублей.

Совокупность всех проблемных аспектов порождает необходимость в изучении и исследовании налоговых правонарушений как вида преступлений, налоговой преступности в целом, как социально-негативного явления, а также выработки методики расследования налоговых преступлений. Методика расследования отдельных видов и групп преступлений позволяет проводить рациональное разделение и кооперацию труда следователя. Специализация позволяет глубоко изучить способы совершения и сокрытия определенных видов криминальных деяний и на этой основе создавать и применять наиболее эффективные тактические приемы при расследовании, приобретать опыт раскрытия преступлений. [23ж с.58]

Данной проблеме посвящена настоящая работа.

ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Криминалистический анализ не относится к общему понятию преступления. Он складывается на основе изучения и научного обобщения криминальной практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные криминалистические особенности различных видов (групп) преступлений, а также отдельного, конкретного преступления. [19; c.8]. Криминалистический анализ преступлений динамичен и изменяем в зависимости от криминальной практики. Относительно отдельных видов преступлений - это подвижная категория, отражающая криминалистически значимые особенности этих преступлений в определенный период времени.

Для успешного раскрытия преступлений могут использоваться данные, относящиеся к уголовно- правовой, криминалистической, психологической и другим видам характеристик преступлений. Дать исчерпывающий перечень элементов криминалистического анализа не представляется возможным, ибо он так же изменчив, как изменчива сама криминальная практика. Для каждого конкретного вида преступления элементы криминалистического анализа находятся в различных соотношениях, где те или иные элементы имеют преобладающее значение над другими.

Существуют различные подходы к структурным элементам криминалистического анализа налоговых преступлений.

Элементарный подход связан с описанием некоторых основных элементов криминалистического анализа. Определение структуры криминалистического анализа идет на основе определенных факторов.[5; c.31]

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Планирование первоначального этапа расследования. Уяснив, посредством каких следственных действий и оперативных мероприятий оптимальное решить предстоящие задачи, следователь приступает к планированию расследования. Почти всегда ему необходима экономическая оценка финансовых результатов незаконных хозяйственных операций, приведших к занижению налоговых платежей. Такую оценку может дать налоговый инспектор, проводивший выездную или камеральную проверку. При обнаружении фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, нужно выдвинуть рабочие версии, объясняющие его возможный механизм.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работ3.doc

Планирование первоначального этапа расследования. Уяснив, посредством каких следственных действий и оперативных мероприятий оптимальное решить предстоящие задачи, следователь приступает к планированию расследования. Почти всегда ему необходима экономическая оценка финансовых результатов незаконных хозяйственных операций, приведших к занижению налоговых платежей. Такую оценку может дать налоговый инспектор, проводивший выездную или камеральную проверку.

При обнаружении фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, нужно выдвинуть рабочие версии, объясняющие его возможный механизм. Тогда вся относящаяся к делу информация и бухгалтерская документация будут рассматриваться в определенных ракурсах. Даже версия, не подтвердившаяся при проверке, может стать отправной точкой для новых, более обоснованных предположений. Их выдвижение и проверка зависят от опыта и профессиональной подготовки следователя.

Для начала расследования характерны такие следственные ситуации. Первая ситуация. Исходные данные о налоговом преступлении получены оперативно-розыскным путем в результате гласных и негласных мероприятий. Их источниками могут быть: сообщения негласных сотрудников органов налоговой полиции, криминальной милиции, таможни и ФСБ; оперативное наблюдение за процессами производства, перевозки, и сбыта сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; негласный осмотр помещений, транспортных средств и бухгалтерской документации; беседы с осведомленными лицами; консультации со специалистами по результатам оперативно-розыскных мероприятий и бесед; получение образцов для сравнительного исследования; предварительный анализ документов, продукции, сырья; использование сведений из криминалистических и специализированных банков данных.

Вторая ситуация. Исходные сведения о налоговом преступлении получены из открытых, официальных источников (например, из материалов МНС, актов КРУ Минфина, заключений аудиторских служб и др.). Тогда типичными проверочными действиями будут: инвентаризации и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации; аудиторские проверки; осмотры помещений и документов; контрольные закупки для получения образцов сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; допросы должностных и материально-ответственных лиц, осведомленных о налоговом преступлении.

На базе исходной информации выдвигаются такие общие версии: 1) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из имеющихся материалов; 2) налоговое преступление совершено организованной группой; 3) налогового преступления нет, но имеются признаки совершения иных уголовно-наказуемых деяний. Типичные частные следственные версии, выдвигаемые в начале расследования: 1) о соучастниках налогового преступления и характере их взаимоотношений; 2) о способах сокрытия налогооблагаемой базы; 3) об источниках незаконного получения сырья и полуфабрикатов; 4) о путях реализации выпущенной продукции; 5) о способах получения налоговых льгот; 6) о криминальных связях подозреваемых, местах хранения средств, нажитых преступным путем, и др.

В делах о налоговых преступлениях типичными средствами решения следственных задач считаются: 1) допросы налогового инспектора и других участников проведенной проверки; 2) допросы руководителя, главного (старшего) бухгалтера и иных должностных лиц организации, причастных к расследуемому преступлению; 3) допросы руководства предприятий-партнеров; 4) обыски, выемки документов и компьютерных носителей информации; 5) аудиторские проверки, судебно-бухгалтерские или судебно-экономические экспертизы.

По делам данной категории нужно установить следующие обстоятельства:

1. Место совершения преступления: название, юридический и фактический адреса организации; к какой категории налогоплательщиков она относится, кто ее учредители; когда и где она была зарегистрирована в качестве хозяйствующего субъекта и встала на налоговый учет.

2. Какие объекты налогообложения сокрыты: совершено сокрытие одного или нескольких объектов, какими нормативными актами предусмотрена уплата организацией налогов с данных объектов налогообложения.

3. Способы уклонения от уплаты налогов или страховых взносов: не имеет ли данная организация особенностей учета хозяйственных операций в соответствии с принятой ею учетной политикой; совершено занижение дохода (выручки) или завышение данных о расходах либо сокрыты иные объекты; в каких бухгалтерских документах данные искаженные данные отражены.

4. Время совершения действий по уклонению от уплаты налогов или страховых взносов: каковы сроки представления в ИМНС бухгалтерских документов и уплаты налогов, какими нормативными актами должна была руководствоваться организация; когда конкретно она представила в ИМНС расчеты по налогам и бухгалтерские отчеты; когда были составлены бухгалтерские документы, содержащие искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо других объектах налогообложения. В случае если уклонение от уплаты налогов или страховых взносов совершено путем несоставления первичных документов, то когда производились хозяйственные операции, не показанные документально, и какие документы нужно было составить; в каких конкретно налоговых периодах было совершено сокрытие объектов налогообложения и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов.

5. Размер сокрытия объектов налогообложения к каждому сроку платежа: какую ставку налога следовало применить по каждому сокрытому объекту; правильно ли налоговый инспектор применил ставку налога к данной хозяйственной операции и обосновано ли это ссылкой на соответствующие нормативные документы; в какой сумме не был уплачен налог по каждому сроку платежа с сокрытых объектов; каково соотношение суммы налога, не уплаченного организацией, и минимального размера оплаты труда.

6. Субъекты преступления: кто перечислил в бюджет не весь налог или не перечислил его вовсе; кем подписаны и кем составлены расчеты налогов и документы бухгалтерской отчетности, в которых сокрыты объекты налогообложения; кем в балансовые счета и документы аналитического учета к ним внесены искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо совершено сокрытие других объектов налогообложения; кто составил и кто подповествовал первичные документы, содержащие данные искаженные данные.

В ходе дальнейшего расследования крайне важно установить обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъектов преступления, а также способствовавшие уклонению от уплаты налогов или страховых взносов, раскрыть другие преступления, сопутствовавшие искажениям в бухгалтерских документах доходов (выручки) или расходов либо сокрытию иных объектов налогообложения.

Методика расследования налоговых преступлений обязательно содержит в себе такие следственные действия, как обыск и выемка, осмотр и анализ документов, наложение ареста на имущество и почтово- телеграфную корреспонденцию, допросы, очные ставки, назначение и производство судебных экспертиз.

Выемка документов. Своевременная выемка бухгалтерских документов обеспечивает полноту изъятия, предотвращает их возможное уничтожение или фальсификацию. Производится она по мотивированному постановлению следователя, ибо всякое иное получение первичных бухгалтерских документов может лишить их статуса доказательств по расследуемому уголовному делу.

Выемку документов требуется производить не только из бухгалтерии, но и из канцелярии, кабинетов руководителей, архива, складов и др. Следует изымать документы учета операций по расчетным счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, услугами которых пользовалась организация. Нужные документы могут быть изъяты из вышестоящих организаций, аудиторской конторы, страховой компании, транспортных предприятий – перевозчиков товаров виновной организации, а также у других партнеров по деловым и производственным отношениям.

Многие коммерческие организации хранят сведения о финансово-хозяйственных операциях в памяти персональных компьютеров (ПК), а также на магнитных дискетах. Стоит сказать, для их обнаружения и выемки необходима помощь специалиста по ПК. При выемке рекомендуется скопировать на дискеты компьютерные файлы по делопроизводству, бухгалтерскому, торговому, складскому учету и итоговой отчетности.
При возможности изымаются и осматриваются также дневники, записные книжки, в т.ч. электронные, служебные и неофициальные записки, черновики документов, записи «черной» бухгалтерии лиц, участвовавших в совершении налогового преступления.

Следственный осмотр документов содержит в себе осмотр и анализ содержания: 1) регистрационных документов (заявление, учредительный договор, устав, протокол общего собрания, свидетельство о регистрации), из которых можно почерпнуть сведения об учредителях предприятия, размере его уставного капитала, дате и месте регистрации, юридическом адресе и др.; 2) приказов и распоряжений, содержащих сведения о назначении на должность директора и главного (старшего) бухгалтера организации, о приеме и увольнении ее сотрудников, их численности, командировках, болезнях и пр.; 3) договоров, регулирующих производственно-хозяйственные сделки и отражающих их предмет, сроки, суммы, ответственность за нарушение обязательств; 4) форм отчетности и расчетов налогов, представленных в налоговый орган (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, расчеты по налогам на прибыль и НДС, справки об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности), аккумулирующих данные об использованных приемах преступного искажения отчетности; 5) документов синтетического учета (главная книга, журналы-ордера, оборотные ведомости, сверки расчетов и др.), содержащих сведения об учтенных операциях с денежными средствами; 6) документов учета операций по расчетному счету (заявление об открытии счета; карточка с образцами подписей лиц, имеющих право визировать денежные документы, и оттисками печати; платежные требования и инкассовые поручения; извещения о сумме причитающегося к уплате налога; выписки из банка о расчетах; реестры счетов и банковские авизо), отражающих операции, проведенные по расчетному счету, источники денежных средств и понесенные расходы; 7) первичной документации кассовых операций (приходные и расходные кассовые ордера, журнал их регистрации, платежные ведомости, кассовая книга), содержащей сведения о движении наличных денежных средств, их источниках и расходовании; 8) документов учета расчетов с подотчетными лицами, содержащих информацию о правильности расходования наличных денег, выданных в подотчет; 9) документов по учету заработной платы (лицевые счета рабочих и служащих, расчетно-платежные ведомости), содержащих данные о начисленной заработной плате, лицах, ее получивших, численности работников предприятия; 10) документов по учету основных средств (инвентарные карточки и ведомости учета данных средств, акты их списания), содержащих информацию о наличии и движении основных средств; 11) документов по учету материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, содержащих данные об их движении; 12) документов по учету затрат на производство (ведомости учета и калькуляции себестоимости), аккумулирующих сведения о перечне затрат предприятия, отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг); 13) документов по учету готовой продукции (книга и карточки складского учета, счета-фактуры), отражающих сведения о наличии и движении готовой продукции; 14) носителей оперативного хозяйственного учета (книги, тетради, журналы, дискеты, записные книжки и др.), содержащих сведения о фактических операциях с денежными средствами (особо полезны при отсутствии надлежащего бухгалтерского учета).

Анализируя первичные документы, учетные регистры, отчетную документацию, следует обратить внимание на дописки, подчистки, исправления, травление, а также на интеллектуальный подлог, полное или частичное отсутствие бухгалтерских документов и учета в целом, ведение «двойной» бухгалтерии. При этом следователь проверяет, за какой отчетный период они представлены, даты их отправки в ИМНС и получения адресатом, какие искаженные данные об объектах налогообложения они содержат, кем данные документы составлены и подписаны.

В следственных ситуациях, когда виновные отрицают умысел на сокрытие объектов налогообложения, нужно изучить акты предыдущих налоговых проверок и первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции, аналогичные тем, при документальном оформлении которых выявлено сокрытие. Акты изучаются для выявления нарушений, сходных с обнаруженными в интересующем следствие периоде.

С учетом конкретной следственной ситуации бывает крайне важно провести осмотр жилых и служебных помещений, участков местности, транспортных средств, тары и упаковки в целях обнаружения неучтенного сырья, продукции, товаров, оборудования и автомобилей, не отраженных в балансе предприятия, а также получения данных о сроках и объемах имевшей место производственно-хозяйственной деятельности.
Тогда же следует выяснить емкость складских, торговых и иных помещений, грузовых площадок, подъездных путей и др. Это позволит определить объемы хранившегося там оборудования и имущества, скрытого от налогообложения.

Осмотр технологического оборудования, инструментов и приспособлений, контрольных приборов, лекал, пресс-форм дает информацию о соблюдении технологических норм и правил при осуществлении производственных операций на данном предприятии, ориентирует на количество продукции, которая могла быть произведена и сокрыта от налогообложения.

Обыск обычно проводится не только для обнаружения доказательств уклонения от уплаты налогов или страховых взносов, но также имущества, подлежащего аресту для обеспечения исковых требований и возмещения причиненного материального ущерба. Обыск преследует и цель отыскания черновых записей, подложных документов, составляемых для прикрытия хозяйственной операции, проводимой бездокументально, компьютерных дискет и других магнитных носителей информации, не оформленных товаров и т.п.

Наряду с личным обыском заподозренных субъектов, обыском в офисе и по месту жительства целесообразно обыскивать автомобили, гаражи, дачи, помещения дочерних фирм. Обыск должен проводиться одновременно по месту работы и жительства всех подозреваемых. Найденные деньги, иностранная валюта, ювелирные изделия, антиквариат и другие ценности, нажитые преступным путем, помогают установить истинные доходы членов группы налоговых преступников.

Читайте также: