Налоговая реформа в россии доклад

Опубликовано: 14.05.2024

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ

  • Титульный лист
  • Содержание

Этапы налоговой реформы в Российской Федерации.


В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирование налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами, в том числе множеством ведомственных инструкций. Чисто фискальная функция налогов выражалась в прямом их изъятии и накоплении на союзном уровне с последующим распределением средств сверху - вниз . Проведение реформ в России потребовало коренного изменения налоговых отношений.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 120.

В 1991 году начинается первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации , принятый 27 декабря 1991 года 2118-1. Этот закон определил общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей (федеральные, субъектов Федерации и местные налоги), а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11.

Вслед за ним были приняты и другие законы. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. О налоге на добавленную стоимость . Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. О подоходном налоге с физических лиц . Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. О налоге на прибыль предприятий и организаций . Закон Российской Федерации от 20 декабря 1991 г. Об инвестиционном налоговом кредите . Закон Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц . Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. О налоге на имущество предприятий . Закон Российской федерации О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения .
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 51, ст. 1871. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 591. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 11, ст. 526. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 603. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 597. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, 12, ст. 593.

В соответствие с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти.
По смыслу закона под другими органами государственной власти не понимались ни Президент Российской Федерации, ни Президиум Верховного Совета, а только Верховные Советы республик в составе Российской Федерации и местные советы народных депутатов.
На уровне Российской Федерации полномочия по всем ключевым налоговым вопросам принадлежали Верховному Совету Российской Федерации, который принимал по ним законы и постановления, имеющие определенное значение для всей системы налогового законодательства. Только Верховный Совет Российской Федерации был вправе вводить и отменять налоги, а также вводить льготный режим налогообложения на территории Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации мог делегировать право установления определенных налогов, а также льготного налогообложения на территории Российской Федерации другим законодательным или представительным органам власти.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995. С. 111.

После распада СССР начались центробежные процессы, которые коснулись взаимоотношений центра и регионов по поводу взимания налогов. Поэтому потребовалось более жесткое закрепление принципа единства налоговой политики. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации было определено, что законодательные и нормативные акты органов власти и управления по вопросам налогообложения применяются постольку, поскольку они не противоречат закону РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации . Фактически же вопреки Конституции и закону об основах налоговой системы правовые акты по налоговым вопросам, входящим в компетенцию высшего представительного органа Российской Федерации принимали другие органы: Президент Российской Федерации, Президиум Верховного Совета, Правительство Российской Федерации. Президенту Российской Федерации V Съездом народных депутатов Российской Федерации было предоставлено право принимать указы, носящие нормативный характер и изменяющие действующие законы.
_________________________
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1993, 32, ст. 1875. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1991, 44, ст. 1456.

22 декабря 1993 г. Президентом Российской Федерации был принят Указ 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году . Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. Указ установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль . Таким образом, в дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могли устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.
_________________________
См.: Основы налогового права. Под ред. С.Г. Пепеляева - М: 1995, С. 113

Результат первого этапа налоговой реформы был не велик.
Сравнительный анализ с налоговом законодательством СССР показал, что принятый в декабре 1991 г. пакет налоговых законов России в значительной мере основывался на той же нормативной базе. Это прежде всего касалось вопросов терминологии, понятийного аппарата, определений (важнейших для налогового права нормативных элементов), конструкций норм, построения отдельных институтов (особенно показателен Закон о налогообложении доходов физических лиц, в котором основным классифицирующим признаком режимов налогообложения является наличие места основной работы). Неразработанными остались основные общие и общерегулирующие институты (прежде всего касающиеся прав налогоплательщиков, обязанностей и ответственности налоговых органов); процедурно-процессуальные (порядок проведения проверок, производство по делам о налоговых правонарушениях), остались вне законодательного регулирования такие важнейшие институты, как представительство в налоговых правоотношениях, защита и другое.
_________________________
См.: Концепция развития Российского законодательства. Под редакцией Окунькова Л.А., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: 1994. С. 124.

В 1992 - 1993 гг. налоговая реформа пошла не по пути решения этих проблем, а по пути усиления фискального характера налогообложения, административной и уголовной репрессии. Высокие ставки налога, незначительный объем льгот, отсутствие или расплывчатость основных терминов, сложных экономических понятий и категорий, нечеткость процедур расчета делали налоговый климат в стране неблагоприятным.

Второй этап налоговой реформы начинается с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. К этому времени все острее назревали потребности обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства.
Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.
Конституционные нормы и принципы, по которым построены налоговая система можно разделить на две группы: Первая - принципы определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между Федерацией и субъектами. Вторая - принципы определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
_________________________
См.: Российская юридическая энциклопедия. - М.: 1999, ст. 1686.

На этом этапе с 1 января 1994 года Указом Президента РФ N 2270 от 22 декабря 1993 года вводятся новые федеральные налоги:
- специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей;
- транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
С 1 января 1996 года специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей отменен.
_________________________
См.: Федеральный закон N 25-ФЗ от 23 февраля 1995 года.

С 15 ноября 1997 года транспортный налог отменен, так как Указ Президента РФ от 22.12.93г. N 2270, в соответствии с которым был введен транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) утратил силу с 15.11.97г. на основании Указа Президента РФ "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" от 15.11.97г. N 1233.
Важная особенность второго этапа налоговой реформы заключалась в том, что впервые в истории России на конституционном уровне была закреплена норма, устанавливающая право вводить налоги только законодателю.
В связи с этим с принятием Конституции 1993 г. возникла острая потребность обновления и дальнейшего развития налогового законодательства, которое на этом этапе впервые приобретает значение подотрасли финансового законодательства. Неурегулированность налоговых правоотношений являлось одним из факторов экономической и социальной напряженности. Важнейшей задачей в этих условиях являлось принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему.

Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом, и это впервые за всю историю российской государственности. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.
Часть первая НК РФ, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 г. формулирует основные принципы современной системы налогообложения в Российской Федерации, дает определения, касающиеся таких понятий, как налоги и сборы по уровням бюджетов , налоговая база , налоговый агент , налогоплательщик , налоговые ставки , налоговые правонарушения , меры ответственности за налоговые правонарушения , налоговый контроль и др.
Первые главы части второй НК РФ приняты Федеральным законом от 5 августа 2000 г. 118-ФЗ. К концу 2002 года вторая часть НК РФ состоит уже из 11 глав, половина которых была принята в 2002 году и которыми определен порядок исчисления и уплаты основных налогов.
Большинство положений второй части Кодекса отличается несомненной новизной.
Во-первых, часть вторая Кодекса является особенной и включает нормы, регулирующие конкретные виды налогов. Как уже говорилось, их одиннадцать: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.
Во-вторых, положения части второй Кодекса вносят принципиальные изменения в систему законодательства о налогах и сборах. Появились совершенно новые налоги, например, единый социальный налог. Правовое регулирование ранее существующих налогов идет по пути их объединения и упрощения, что значительно видоизменяет его характер.
В-третьих, часть вторая Кодекса очень часто дополняет, а также изменяет, уточняет) нормы первой части. Например, все элементы налога, которые перечислены в статье 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия ("объект налогообложения", "налоговая база", "особенности определения налоговой базы", "освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов") конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части Налогового кодекса.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т. е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России. Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Активно начали работать основные качества кодифицированных актов:
- всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов;
- системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала;
- особая правовая значимость;
- высокая технико-юридическая отработанность;
- длительность действия, стабильность юридических режимов.
Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов.
Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.

Не все знают, что начало масштабной налоговой реформе в России положил Указ Президента от 08.05.1996 № 685. Весьма примечательный документ, между прочим! Напоминает современные послания президента, но во многом играл роль закона.

Основными направлениями налоговой реформы тогда были названы:

1. Сокращение числа налогов.

2. Построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство и непротиворечивость, а также неизменность в течение финансового года системы налогов.

3. Облегчение налогового бремени производителей продукции.

Что же мы видим сегодня?

1. В середине 90-х в стране в результате местного «налоготворчества» насчитывалось около сотни налогов. Сегодня Налоговый кодекс содержит 15 обязательных платежей, включая страховые взносы, и 5 спецрежимов, каждый из которых предусматривает свой платеж. Всего 20 официальных налогов и сборов (скоро к ним добавится налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья – НДД). И еще порядка 50 «неофициальных» – так называемых неналоговых платежей, удивительно похожих на налоги и сборы. Итого 70. Это только на федеральном уровне. Что на региональном, не знает никто. Возможно, на ту же сотню и выходим.

2. Если разделить количество дней в году на количество изменяющих законов (46 в 2017 году), то получается, что сейчас Налоговый кодекс меняется «в среднем» раз в 8 дней. Другими словами, «период стабильности» Кодекса – одна неделя.

Да, новые налоги вводятся с нового календарного года. Но система налогов – это не только их перечень, но и основные параметры. Так что неизменность в течение финансового года системы налогов обеспечить по-настоящему не удалось.

С целью единства и непротиворечивости правового регулирования налогообложения, как известно, был принят Налоговый кодекс. При этом знакомых каждому налогоплательщику случаев несогласованности, коллизий и прямых противоречий в нем не счесть. Например, согласно п. 2 ст. 4 НК Федеральная налоговая служба не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогообложения. Точка. В то же время, сам Налоговый кодекс предусматривает десятки случаев, когда налоговому ведомству законодатель прямо делегирует полномочия по изданию нормативных актов (что неопровержимо подтверждается их регистрацией в Минюсте). Нет, но да…

3. Что касается налоговой нагрузки, то она снижена, и не только на производителей, если речь идет о номинальной нагрузке. Если же мы говорим о реальной нагрузке, то учитывая состоявшийся в целом выход из тени, нагрузка повысилась. Об этом свидетельствует и увеличение размеров бюджетов всех уровней. Но тут надо еще посмотреть долю налогов в ВВП в 90-е и тогда делать окончательные выводы.

Кроме того, Указом предлагалось:

- развитие налогового федерализма (в результате сегодня налоговая система России стала еще ближе к налоговым системам унитарных государств, но это скорее следствие политических процессов; впрочем, ситуация начинает меняться: признан, хотя и не всегда соблюдается, принцип «двух ключей», когда речь идет о федеральных льготах по региональным и местным налогам);

- сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения (с 2001 года количество льгот было резко сокращено, однако нельзя не заметить, что в последние десять лет льготы раздают налево и направо);

- увеличение роли экологических налогов и штрафов (тогда еще никто не знал, что Конституционный суд без публичного рассмотрения вынесет печально известное Определение от 10.12.2002 № 284-О, призванное преодолеть окольным путем решение Верховного суда и спасти плату за загрязнение, установленную не законом, а Правительством. Определение, которое лишило государство эффективного администрирования платы за загрязнение, а также появившихся в дальнейшем утилизационного и экологического сборов. Определение, которое запустило процесс появления все новых и новых «неналогов»;

- проведение в 1996 году налоговой амнистии для организаций (ближайшая амнистия была проведена в 2007 году для граждан).

Благодаря Указу появилось понятие технических ошибок (сегодня это ст. 81 НК): если налогоплательщик самостоятельно выявил и сообщил налоговым органам об ошибках, допущенных при составлении и расчете налоговых платежей, такие ошибки не признавались налоговыми правонарушениями.

А самая известная инновация, внедренная именно Указом – счета-фактуры, сакральный смысл которых российские бухгалтеры и инспектора не смогли постичь за много лет (изменения наметились лишь в последние три года благодаря АСК НДС-2, а также решениям Конституционного и Верховного судов о том, что если продавец выставил счет-фактуру и сделал начисление, то покупатель имеет право на вычет, даже если операция по закону не облагается).

С одной стороны, ставки понизились, экономика во многом обелилась, расширив налоговую базу, прошла кодификация, налоговая служба перестроила свою работу.

С другой стороны, не удалось:

- заметно сократить количество налогов;

- обеспечить непротиворечивость налогового законодательства и стабильность налоговой системы;

- развить налоговый федерализм;

- создать работоспособную систему экологических платежей.

С тех пор Налоговый кодекс правится перманентно.

Наиболее активная фаза налоговой реформы пришлась на «нулевые», когда активно пополнялась новыми главами вторая часть Кодекса. Но и в последние годы поправки тоже были довольно заметны.

Только за последние восемь лет появились торговый сбор и патенты, имущественные налоги переведены на исчисление от кадастровой стоимости, администрирование страховых взносов вернулось налоговой службе, розница перешла на онлайн-кассы. Налоговый кодекс пополнился принципиально новыми институтами: появился целый новый раздел – V.1 (ТЦО), введены КГН, налоговый мониторинг, международный автоматический обмен финансовой информацией, понятия контролируемых иностранных компаний и фактического получателя дохода. Законодательно определены пределы налоговой экономии, предусмотрены особенности налогообложения региональных инвестпроектов. Не говоря уже об ощутимых изменениях налога на прибыль, НДС, акцизов и других платежей.

Итак, двадцать лет назад был принят Налоговый кодекс (часть первая). Он прошел стадию бурного развития. Казалось бы, налоговая реформа завершилась, и надо лишь устранить недоделки. Ведь даже в президентском послании 1 декабря 2016 г. прозвучало осторожное предложение провести «настройку» налоговой системы и в дальнейшем ее существенно не менять.

Что же будет дальше?

А вот что. Налоговый кодекс. заново перепишут.

В опубликованных недавно рекомендациях Парламентских слушаний на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» содержится такой примечательный пункт:

«2.6. Новая редакция Налогового кодекса Российской Федерации

Основным законодательным актом налоговой системы Российской Федерации является НК РФ, принятый в 1998 году. Будучи законом прямого действия, он был призван кодифицировать правила налогообложения, существовавшие на тот момент в десятках нормативных актах, и создать правовую основу для формирования налогового законодательства Российской Федерации. Однако за прошедшие 20 лет это значение НК РФ во многом было утрачено и он стал трудноприменимым. Так, в настоящее время НК РФ представляет собой набор большого количества отсылок как к нормам самого НК РФ, так и к актам Правительства Российской Федерации или актам региональных и местных органов власти. При этом частое и порой несистемное внесение изменений в него влечет возникновение противоречий между содержащимися в нем нормами, порождая необходимость внесения новых изменений.

В связи с этим, участниками парламентских слушаний поддержано предложение о необходимости подготовки новой редакции НК РФ, разработанной на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений».

По совпадению или нет, но ровно такую же идею высказывает председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы А.М. Макаров с самого начала этого года на Гайдаровском, Сочинском, Питерском экономических форумах, а теперь вот и на Парламентских слушаниях.

Из официальной стенограммы Слушаний от 09.07.2018:

«Так вот в этой связи возникает вопрос, что мы могли бы сделать? Что можно было бы добавить к тому, что сегодня предлагается? Почему я сейчас об этом говорю? Вот, скажем, налоговая политика, никто не сомневается, что это важнейший инструмент. Но вот в этом месяцев, в июле, 20 лет, как мы приняли общую часть Налогового кодекса. Это был лучший объективный документ 20 лет тому назад. А сегодня он отстает, сегодня он не соответствует тем возможностям, которые наработаны налоговой службой. Просто когда он писался, мы даже представления не имели о цифровизации, мы не имели представления о тех возможностях, которые сегодня возникнут. И получается, что Налоговый кодекс сегодня тормозит те возможности, которые есть для того чтобы решать эти проблемы. Правда, мы пытаемся это успешно решить. Мы, например, более 40 законов, поправок в Налоговый кодекс принимаем ежегодно. Уже в эту сессию, например, у нас к принятию 25 налоговых законов. Чтобы было понятно, налоговых законов за это время, за 20 лет мы приняли более 600. Это несколько десятков тысяч поправок. С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия просто невозможно. Объективно нужна новая редакция Налогового кодекса».

Как вы думаете, что все это значит? Правильно, новую работу для юристов, консультантов и аудиторов: консультации, семинары, споры.

А как же иначе, ведь если задумка лишь в том, чтобы переписать Кодекс набело, изложить его грамотным русским языком (наконец-то!), понятным если не каждому гражданину, то хотя бы каждому бухгалтеру, то смысловые изменения неизбежны.

Если хотя бы "просто" перенумеровать статьи "по порядку", да поменять/добавить/удалить какие-то фразы, да слова переставить, «чтоб было красиво», неизбежно полетит вся экосистема Налогового кодекса, вся его "грибница": многочисленные официальные и неофициальные разъяснения, многолетняя судебная практика, привязанные к конкретным пунктам и абзацам - все надо будет отыскивать заново и заново открывать (толковать).

Даже если поменять несколько слов в предложении, его содержание неизбежно изменится (а иначе зачем менять?). По крайней мере, появится повод для нового прочтения. Тут можно только еще раз порадоваться за налоговых специалистов, бухгатеров, инспекторов, адвокатов, судей, разработчиков программных средств и средств массовой информации – они без работы в ближайшие десять лет точно не останутся. Как и депутаты комитета по бюджету и налогам.

Если же цели более серьезные, чем поддержание занятости населения, то хотелось бы понимать, что это за цели. Для чего переписать? Чтобы что?

Новую редакцию предлагается разработать "на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений". Сравнивая 53-е Постановление ВАС РФ о налоговой выгоде и статью 54.1 НК, можно представить, что ждет в таком случае Кодекс и всех нас. Именно на этом примере все мы, свято верящие в прогресс, отчетливо поняли и убедились, что новое – не всегда хорошее. Суды ведь сказали вслед за ФНС, а Верховный суд подтвердил, что новая статья не применяется к старым проверкам и текущим спорам. Почему? Да потому что не предусматривает никаких дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков.

С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия действительно невозможно. Но он и не был никогда таковым, с самого начала подразумевая целый пласт подзаконных актов. Удалось лишь отказаться от инструкций как обязательных для налогоплательщиков нормативных актов, но их место закономерно заняли многотысячные письма Минфина и ФНС. И вряд ли нужно "выпрямлять" Кодекс, отсекая возможность приказов и официальных разъяснений - это изначально нежизнеспособная и совершенно негибкая система в нашу-то эпоху перемен.

Переписать закон заново - дело нехитрое. Но переписать Кодекс на принципиально ином качественном уровне, так, чтобы в нем стало меньше неясностей, пробелов и противоречий, хватит ли у нынешней Думы переписывалки?

Новая редакция неизбежно приведет к новому столкновению интересов и противоборству различных общественных сил, к изменению status quo, это надо понимать.

Лично я уверен, что налоговое законодательство и дальше будет заметно меняться, именно поэтому предлагаю ввести существенную отсрочку изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Лично я давно мечтаю переписать Налоговый кодекс человеческим языком, с соблюдением юридических принципов, правил законодательной техники, логики, здравого смысла и все такое. Еще с тех пор, как двадцать лет назад, в кризисном августе 1998 года, работал над первым профессиональным комментарием к свежепринятому Кодексу (посмотрите ради интереса, как выглядела самая первая редакция части первой: читать ее было невозможно, но зато говорилось о принципе справедливости налогообложения).

На мой взгляд, для начала работы над новой редакцией Налогового кодекса нужны по меньшей мере веские политические гарантии и правовые механизмы неухудшения положения налогоплательщиков, а также объявление целей "редактирования". По большей мере - создание институтов качества, например, таких, как при подготовке и доработке Гражданского кодекса, остающегося общероссийским примером высокого уровня законотворческой работы.

Пока же мы услышали лишь некие претензии депутатов к качеству закона. По сути - признание собственного многолетнего брака ("частое и порой несистемное внесение изменений"). Если это повод "позвать редактора", то повод сомнительного свойства. Но точно не причина, и тем более не цель.

И в завершение.

Помните недавнее определение КС от 11.10.2016 № 2152-О, которым было одобрено не просто внесение поправок в законопроект во втором чтении, а его полное переписывание, в том числе включение нового налога (торгового сбора)?

Как готовятся и принимаются налоговые законопроекты во втором чтении, мы можем узнать, например, из стенограммы принятия 21 ноября 2008 г. во втором чтении законопроекта № 122143-5 (стал Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

"Макаров А.М. […] Коллеги, мне очень сложно говорить, извините, ради бога, мы просто работали до 8 часов 30 минут утра сегодня, поэтому я буду очень благодарен, если представитель правительства, конечно, не будет меня слушать, я понимаю, что неинтересно, он это всё знает, но всё-таки хотя бы даст мне говорить. Спасибо.

Председательствующий. Андрей Михайлович, действительно, хочу попросить вас секундочку подождать. Я обращаюсь к залу. Вот Макаров говорит в полный голос, но даже здесь мне слышно очень плохо, потому что идёт страшный гул из зала. Коллеги, если у кого-то есть настоятельная необходимость поговорить, пожалуйста, делайте это вот там, в холле, не делайте этого в зале. Очень трудно слушать докладчика. Я прошу тишины. Пожалуйста, Андрей Михайлович.

[…] Федоткин В. Н. По ведению. Уважаемые коллеги, законопроект очень большой, почти шестьдесят поправок поддерживается и восемь отклоняется. Нам его раздали только при входе в зал. Вот как можно сегодня его качественно принимать, если депутаты на ходу. даже пролистать не успели? Мне это непонятно".

Налоги и налогообложение

"Налоговые реформы в России в последние 10.

ID (номер) заказа

Налоги и налогообложение

"Налоговые реформы в России в последние 10 лет"

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

2 теор и 1 практ зад

Контрольная, Управление организацией (предприятием)

Срок сдачи к 20 мая

Требуется отчёт по практике НИР и отчёт по производственной практике

Отчет по практике, Ветеринарно-санитарная экспертиза плодовоовощной продукции производителей ЯО"

Срок сдачи к 24 мая

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 20 мая

Контрольная, Трубопроводный транспорт нефти

Срок сдачи к 27 мая

Срок сдачи к 25 мая

Курсовая, бухгалтерский финансовый учёт

Срок сдачи к 23 мая

10-15 страниц, 14 размер, 1,5 интервал, шрифт Times New Roman

Доклад, Теория и история социально-культурной деятельности

Срок сдачи к 25 мая

Тема: «Проблемы человеческого бытия, добра и зла в произведениях.

Срок сдачи к 25 мая

Срок сдачи к 23 мая

Вещи как объект гражданского права

Курсовая, Гражданское право

Срок сдачи к 29 мая

заполнить трудовую книжку по образцу

Отчет по практике, документоведение

Срок сдачи к 22 мая

Контрольная, предпринимательское право

Срок сдачи к 21 мая

Разработка информационной системы учёта на производстве

Отчет по практике, Программирование

Срок сдачи к 27 мая

первая задача из каждого бока (итого 2)

Решение задач, Сопромат

Срок сдачи к 20 мая

Контрольная, Комбинаторика и теория графов

Срок сдачи к 27 мая

Решение задач, управление органзацией преприятием

Срок сдачи к 20 мая

Решение задач, экономика

Срок сдачи к 27 мая

Разработка технологического процесса сборки-сварки обечайки химического аппарата

Диплом, Сварочное производство

Срок сдачи к 30 мая

46 909 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 517 Сдано работ: 4 517
Рейтинг: 74 192
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 001 оценка

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально-экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом.

Оглавление

Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики…………………………………………………………………………6

1.1Сущность и функции налогов………………………………………………..6

Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………. 16

2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16

2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..21

2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………………. …23

2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26

Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29

3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29

3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31

Список используемой литературы……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики……………………………………………………… …………………6

1.1Сущность и функции налогов……………………………………… ………..6

1.2Принципы налогообложения……… ………………………………………..13

Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………. 16

2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16

2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………… ………………..21

2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………… ……. …23

2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26

Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29

3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29

3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31

Список используемой литературы…………………………………………….. 36

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Государство может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. В настоящее время большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов – это один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Каждое предприятие, осуществляя свою деятельность, уплачивает налоги и сборы в соответствующие бюджеты. Налоги - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов предприятия, поэтому любое изменение налоговой системы сразу же оказывает влияние на его деятельность. В связи с этим огромное значение имеет то, каким образом организован анализ расчетов с бюджетом, насколько быстро компания способна реагировать на изменения в налоговой системе.

Так же при помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально- экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Главная цель моей курсовой работы попытаться раскрыть теоретические аспекты налогообложения, рассмотреть действующую в РФ налоговую систему и пути ее реформирования.

Исходя из цели работы, мне необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность, виды, функции налогов;
  • проанализировать особенности налоговой системы РФ;
  • рассмотреть проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики

Глава I. Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики

1.1 Сущность и функции налогов

Налоги - это одно из важнейших понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений. Налоги появились с разделением общества на классы и с возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

Понятие “налог” уходит своими корнями вглубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).

В современном понимании налог - это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организации и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах ив установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Исходя из этого определения, можно назвать следующие основные признаки налога:

Императивность-( безусловность, категоричность), которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

Смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

Безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратиться субъекту налогу и он не получит никаких прав, в том числе и права на участие в распределении отданной части своего дохода;

Легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

Налоги как экономическую категорию следует рассматривать с точки рения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога. Теоретическая экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо, и в целом на народное хозяйство как единое целое. Поэтому экономическая природа налога лежит в сфере производства и распределения, в том числе в системе государства. Она раскрывается в том, что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Налоги исторически являются одним из источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников пополнения казны, которые во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и ,во-вторых, поступая в бюджет, являются той частью, на которую государство не затрачивает средств .

Социально-экономическая природа налогов, их значение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа. Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы и т.д.)

С точки зрения формирования бюджета налоги есть экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

- удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем;

- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры;

- решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

- обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

Налоги – основа существования современного государства, поэтому их использование в процессе регулирования экономики требует тщательного прогноза налоговых последствий. Для осуществления такого прогнозирования необходимо определить инструменты и критерии оценки эффективности налогового регулирования.

Регулирование осуществляется путем выполнения налогами своих функций. Основные функции налогов следующие:

Фискальная или бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах.

После возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций. Содержательная же функция – это необходимость обеспечения возможности экономического существования государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Читайте также: