Теневые налоги в россии

Опубликовано: 12.05.2024

Статья в журнале

Цитировать:
Дагаев Г.В., Помулев А.А. Взаимосвязь эффекта Лаффера и теневой экономики // Теневая экономика. – 2020. – Том 4. – № 4. – С. 225-234. – doi: 10.18334/tek.4.4.111467.

Аннотация:
Статья посвящена анализу влияния налоговой ставки на теневой сектор экономики. В частности, автор работы излагает, как эффект Лаффера действует на объем неуплаченных в бюджет государства денежных средств в виде налогов. Задачами исследования являются изучение теории Артура Лаффера в области налогообложения, определение такого понятия, как теневая экономика и выявление зависимости величины неуплаченных налогов от величины той или иной налоговой ставки. Методом исследования выступает библиометрический анализ различных актуальных на сегодняшний день источников, официальные данные Федеральной налоговой службы.

Ключевые слова: эффект Лаффера, теневая экономика, налогообложение, уклонение от уплаты налогов

JEL-классификация: O17, E62, H21, H26

Введение

На сегодняшний день в Российской Федерации теневая экономика существует практически во всех сферах экономической деятельности, но точно оценить ее масштаб не представляется возможным, ведь она стала неотъемлемой частью экономической системы России. Однако стоит заметить, что масштаб теневого сектора очень велик в нашей стране [11] (Goygereeva, 2016). Некоторые ученые считают, что влияние теневой экономики и ее вес возросли до уровня, когда правительству сложно контролировать процессы, происходящие в экономике. Немалую, а точнее, ведущую роль в данном случае играет коррупция, ведь высокий уровень коррупции является благоприятным для развития нелегальной экономической деятельности. Данные явления оказывают взаимное воздействие друг на друга. Коррупция развивает теневой сектор, а он, в свою очередь, порождает коррупцию [12] (Kireenko, Nevzorova, 2019). Четкого определения понятия теневой экономики не существует, многие авторы предлагают свои версии. Например, лауреаты Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон и Вильям Нордхаус отмечали, что «теневая экономика – это экономическая деятельность, осуществление которой официально не зарегистрировано [11] (Goygereeva, 2016). То есть теневая экономическая деятельность состоит в уклонении от соблюдения законодательства, суть которого заключается в умышленном сокрытии или предоставлении недостоверной информации о хозяйственной деятельности. Целью в данном случае является обогащение лица за счет совершения незаконных действий [13] (Krempovaya, Moskalyuk, Vlasov, 2016). Необходимо отметить, что данная деятельность приводит, по сути, к возникновению ущерба, который несет государство. Чаще всего это происходит по причине того, что денежные средства, которые должны поступить в бюджет, не поступают в него. Направлением влияния вышеизложенных явлений в Российской Федерации выступает именно уклонение от уплаты налогов [8] (Pogorletskiy, Bashkirova, 2015). Чтобы решить эту проблему, государству следует помимо прочего внести изменения в налоговую систему.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что проблема, заявленная в статье, является актуальной и важной для России на сегодняшний день.

Статья построена следующим образом. В первой части рассмотрена связь таких понятий, как теневая экономика и уклонение от уплаты налогов. Во второй части изложена суть эффекта Лаффера. В третьей части проанализирована возможность применения эффекта Лаффера в борьбе с уклонением от налогов. В заключительной части сформулированы выводы по результатам исследования.

Связь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов

На первый взгляд кажется, что теневая экономическая деятельность подразумевает уклонение от уплаты налогов, но на самом деле уклонение от уплаты налогов возникает в том случае, когда экономическая деятельность не скрывается, а нелегальная деятельность, в свою очередь, не может быть рассмотрена с точки зрения уклонения от налогов, так как доходы от такого вида деятельности не могут являться базой налогообложения, ведь если прибыль облагается налогом, то она признается законной. Иными словами, такая деятельность не должна существовать. То есть данные явления являются связанными между собой, но все же самостоятельными [10] (Volkova, 2013).

Взаимосвязь данных явлений содержит множество аспектов, таких как проблемы и распределение налогового бремени, отношения между налоговыми органами и субъектами налогообложения, а также то, насколько справедлива налоговая политика [5] (Kizon, 2013).

Анализируя литературные источники, делаем вывод, что в науке выделяется три подхода к изучению теневой экономики.

1. Статистический. Любая деятельность, которая должна быть отражена в официальной статистике, но не отраженная в ней [12] (Kireenko, Nevzorova, 2019).

2. Юридический. В данном случае теневой деятельностью является любая хозяйственная деятельность, нарушающая законодательство. Уклонение от уплаты налогов является незаконным деянием, поэтому в данном случае оно является частью теневой экономики [12] (Kireenko, Nevzorova, 2019).

3. Фискальный (бюджетно-налоговый). Данный подход является основным в рамках темы статьи, поэтому подробнее рассмотрим именно его.

Заключается он в том, что теневая деятельность определяется как деятельность, в результате которой производятся незапрещенные товары или услуги, но налог умышленно не уплачивается производителем [12] (Kireenko, Nevzorova, 2019). То есть субъект скрывает от государства свою деятельность с целью получения экономической выгоды. Примером служит нарушение каких-либо стандартов и норм, которые требуют расходования денежных средств или уклонения от уплаты налогов. В данном случае именно нелегальная деятельность, то есть незаконная, не рассматривается с точки зрения уклонения от исполнения налоговых обязанностей [7] (Sokolovskaya, Sokolovskiy, 2015).

Выводом является тот факт, что с научной точки зрения уклонение от уплаты налогов и теневая экономика имеют много общего и тесно связаны, но все же не являются одним и тем же, а выступают в роли отдельных понятий.

Сущность эффекта Лаффера

Выдающийся американский экономист Артур Лаффер создал теорию, сутью которой является следующий эффект: при повышении ставки налога [1]растет сумма налоговых поступлений, но в определенный момент будет достигнута точка, после которой при дальнейшем повышении налоговой ставки общая сумма налоговых поступлений в бюджет будет уменьшаться [9, 14] (Podkovyrov, 2010).

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между динамикой налоговых ставок и суммой налоговых поступлений в государственный бюджет. Данная кривая показывает, что снижение налоговых ставок является мощным инструментом в руках государства. Эти меры оказывают сильное воздействие на объемы производства, стимулируя его. Уменьшая ставки, правительство увеличивает объем налоговых поступлений. Это объясняется тем, что производители заинтересованы в производстве большего количества продукции при низких ставках. При увеличении объемов производства растет налоговая база. Ее расширение приводит к росту доходов государства, так как потери от уменьшения налоговых ставок компенсируются ростом налоговой базы. Но действует это до определенного момента, после которого уменьшение ставки приведет к потерям бюджета. При увеличении налоговой ставки в определенный момент будет достигнута такая ее величина, после которой у производителей пропадет стимул увеличивать свой доход, ведь значительную его часть придется заплатить государству. Соответственно, по достижении этого момента любое увеличение налоговой ставки приведет к уменьшению налоговых поступлений [15] (Strugova, 2012).

Теоретически кривая Лаффера является некой параболой, имеющей вершину и ось симметрии. В некоторых случаях она несимметрична, но все же описывает идеальную ситуацию. На практике кривая всегда выпукла, но имеет не один, а несколько локальных экстремумов.

Рассмотрим на примере подоходного налога суть кривой Лаффера, изображенной на рисунке 1.


Рисунок 1. Кривая Лаффера [2]

На оси абсцисс отложен объем налоговых поступлений в государственный бюджет (T). На оси ординат – величина налоговой ставки (t). При увеличении налоговой ставки от 0% до 100% государственный доход увеличивается от 0 до точки L, а затем до максимального уровня в точке M, равного, предположим, 50%. После прохождения точки экстремума величина доходов бюджета уменьшается вновь до нуля. Заметим, что доходы государства при ставке в 0% и 100% равны. Говоря точнее, они отсутствуют. Ставка налога, которая изымает весь доход, является мерой, ответом на которую будет нелегальная деятельность, уклонение от налогов либо вовсе закрытие конкретного предприятия. Если экономика находится в точке K, то снижение ставки налога приблизит налоговую выручку к максимуму, и наоборот, в ситуации, описываемой точкой L, увеличение ставки приблизит доход государства к максимуму. Лаффер считает, что данный результат связан с тем, что низкие ставки повышают стимул к труду и приведут к увеличению налоговой базы, а также приведут к расширению производства, увеличению уровня занятости населения. Соответственно, снизится социальная нагрузка на бюджет государства, уменьшится количество трансфертных выплат [3, 15] (Panskov, 2018; Strugova, 2012).

Таким образом, повышение налоговых ставок целесообразно, если экономика находится ниже точки M, а если выше, то к увеличению бюджета приведут мероприятия по снижению налоговых ставок.

Цель фискальной политики любого государства в том числе заключается в том, чтобы найти оптимальную величину налоговых ставок. Для каждой страны эта величина индивидуальна и зависит от экономических, исторических, социальных и других условий. При этом оптимальный уровень ставок не является константой и постоянно меняется в связи с экономической обстановкой. По этой причине система налогообложения для каждого государства индивидуальна, зарубежный опыт нецелесообразно перенимать, но стоит его анализировать и учитывать [3] (Panskov, 2018).

При проведении маркетинговых исследований компании зачастую используют кривую Лаффера, анализируя динамику ее изменения по годам. С помощью данного анализа производитель понимает, какой объем производства является оптимальным в данный момент. Государство на основе анализа кривой Лаффера изменяет налоговые ставки или субсидии, тем самым воздействуя на совокупное предложение и спрос в конкретном регионе, в конкретной отрасли [14] (Podkovyrov, 2010).


Однако на практике рассчитать кривую Лаффера достаточно проблематично в силу нехватки качественной информации. Возьмем, к примеру, динамику объемов поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет России.

Рисунок 1. Темп прироста налоговых поступлений в Федеральный бюджет, %

Источник: Федеральная налоговая служба [3].


Динамика сборов существенно замедлилась сначала 2020 года до 13% (рис. 1), однако прирост положительный в отличие от динамики ВВП, которая продемонстрировала существенное падение до 12% в мае 2020 (рис. 2).

Рисунок 2. Темп прироста ВВП России

Источник: Tradingeconomics.com

Данные свидетельствуют о жесткой налоговой политике государства и об отсутствии обоснования по оптимальному уровню налоговой нагрузки.

Даже в условиях ограничений в пандемию помесячная динамика сбора федеральных налогов не снижается, а растет. Структура экономики, которая в основном состоит из корпораций государственного сектора, позволяет реализовывать данную политику. Однако это негативно отражается на состоянии сектора малого и среднего предпринимательства России, который вынужден оптимизировать свою налогооблагаемую базу самостоятельно.

Влияние величины налоговой ставки на объем неуплаченных налогов

Как говорилось ранее, при увеличении налоговых ставок выше оптимальных объем налоговых поступлений в государственный бюджет снижается. Производители снижают объемы производства, вовсе закрывают его или стараются обмануть государство путем неуплаты налогов. Некоторые юридические лица выводят в страны с особыми условиями ведения бизнеса для компаний, то есть в офшоры. На сегодняшний день существует много способов, к которым прибегают компании, чтобы не платить часть налогов [4] (Avdiyskiy, Dadalko, 2010).

Приведем их основные группы: «непредставление документов, связанных c исчислением и уплатой обязательных платежей, занижение сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, сокрытие объектов налогообложения, занижение объектов налогообложения – умышленное неправильное исчисление базы налогообложения и сокрытие (несообщение) утраты оснований для льгот по налогам» [13] (Krempovaya, Moskalyuk, Vlasov, 2016).

Организации вынуждены прибегать к данным мерам, потому что в Российской Федерации достаточно высокие уровни налогов, особенно большая налоговая нагрузка ложится на производителей полезных товаров. Налог на прибыль организаций на сегодняшний день составляет 20% [4]. Налог на имущество на первый взгляд не является большим (2,2% для большинства регионов РФ) [5], но в производственном секторе лица владеют большим количеством имущества в денежном эквиваленте, поэтому уплачивают крупную сумму в бюджет. Большое количество денежных средств организации уплачивают в виде отчислений в государственные внебюджетные фонды от заработной платы работников [6]. Все это приводит в лучшем случае к оптимизации прибыли, а в худшем – к уклонению от уплаты налогов [1, 2, 6] (Murzina, 2012).

По мнению автора, в данном случае применим эффект Лаффера. Государству помимо прочих мер необходимо вычислить оптимальные ставки налогов, при которых количество лиц, уклоняющихся от их уплаты, будет таким, при котором доходы бюджета будут оптимальными. Очевидно, что установив низкие ставки, государство уменьшит количество нарушителей законодательства, но роста налоговой базы будет недостаточно, чтобы увеличить налоговые доходы бюджета, что является целью правительства. При слишком высоких ставках наблюдается обратный эффект: ставки растут, но налогооблагаемая база снижается, поэтому государство теряет часть средств. Необходимо ввести такие ставки, которым будет соответствовать максимальная величина поступлений в бюджет.

Для объективной оценки ситуации и оценке риска увеличения теневой экономики в стране необходимо учитывать совокупную налоговую нагрузку в % от ВВП, т.к. величина процентов налоговых ставок не характеризуется высокой волатильностью. После оценки налоговой нагрузки на экономику возможно рассчитать эффект роста/снижения динамики ВВП в зависимости от налогового фактора. Гипотеза состоит в том, что при наблюдении обратного эффекта (с ростом налоговой нагрузки – снижаются темпы роста страны), вероятнее всего, на эту сумму увеличится объем теневой экономики.

Заключение

По результатам работы мы выявили, что такая модель, как эффект Лаффера, применима не только в общем случае при рассмотрении зависимости величины налоговых поступлений в бюджет государства от величины той или иной налоговой ставки, но и при анализе структуры теневой экономики, в частности, ее составляющей, связанной с уклонением от уплаты налогов. С помощью данной модели аналитики способны регулировать количество уклоняющихся от уплаты налогов организаций и, как следствие, величину дохода бюджета.

Однако необходимо оценить реальную совокупную налоговую нагрузку на предприятия в разных отраслях народного хозяйства, чтобы определить ее оптимальный уровень, который будет способствовать экономическому росту страны и снижению теневого сектора.

Дальнейшим направлением исследования является оценка налоговой нагрузки на экономику и обоснование оптимального размера налогов и сборов в отраслях с учетом текущих макроэкономических ограничений.

[1]«Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.» (п1 ст 53 НК РФ)

[2]Рисунок составлен автором на основе информации из источника [3]

[4]НК РФ Статья 284. Налоговые ставки п.1

[5] НК РФ Статья 380. Налоговая ставка, СТАВКИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(по состоянию на 01.06.2020) [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157394/

Подробнее об авторах:

Дагаев Григорий Вячеславович
Россия, Москва
студент 2 курса факультета международных экономических отношений
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Помулев Александр Александрович
Россия, Москва
департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, кандидат экономических наук, доцент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
ORCID: 0000-0002-3189-1534

Теневая экономика

Сегодня хочется порассуждать о таком негативном для государства явлении как теневая экономика. В этой статье я рассмотрю, что представляет собой теневой сектор экономики, каковы основные причины и последствия теневой экономики, дам немного данных по статистике и масштабам теневой экономики в России, Украине и мире, а также предложу некоторые меры по борьбе с этим явлением.

  1. Что такое теневая экономика?
  2. Виды теневой экономики
  3. Масштабы теневой экономики
  4. Причины теневой экономики
  5. Влияние теневой экономики на развитие государства
  6. Теневая экономика, минусы
  7. Теневая экономика, плюсы
  8. Борьба с теневой экономикой

Что такое теневая экономика?

Итак, в каждом государстве есть своя экономическая система, свой бюджет, который наполняется доходами из разных источников и расходуется по разным направлениям трат. Все это происходит на основании законодательных актов страны, которые и предписывают, как должен работать бизнес, кто какие налоги должен платить, что можно делать, а что нельзя, проще говоря. При этом, вся деятельность фиксируется различными государственными органами, и по ее результатам высчитываются макроэкономические показатели, которые и отражают состояние экономики страны: ВВП, инфляция, безработица и т.д.

Однако, далеко не все поступают так, как предписано законами. Почему? Все просто: потому что так финансово выгоднее. С целью оптимизации своих расходов и увеличения прибыли многие предприниматели и рядовые граждане страны зарабатывают деньги в той или иной степени нелегально. Соответственно, их деятельность полностью или частично нигде не учитывается, и не влияет ни на наполнение бюджета и других государственных фондов, ни на макроэкономические показатели страны, как бы оставаясь «в тени» всего этого. Отсюда и появились термины «теневая экономика», «теневой рынок».

Теневая экономика — это совокупность всех экономических процессов в стране, протекающих стихийно, в обход законодательных актов, вне контроля государства, и не оказывающих какого-либо влияния на его показатели. Главный мотив теневой экономики — сокрытие доходов и уклонение от налогообложения.

К теневой экономике можно отнести любые сферы товарно-денежных отношений, происходящих в государстве: производство, сбыт, перепродажу, оказание услуг, трудоустройство и т.д.

Виды теневой экономики

Можно выделить 3 вида теневой экономики:

  1. Фиктивная экономика. Ее еще называют «вторая экономика» — это деятельность, которая известна государству, контролируется им, но по разного рода причинам не ведется официально и не оказывает влияния на бюджет и макроэкономические показатели. Фиктивная экономика используется для наполнения второго, неофициального бюджета, который, в свою очередь, расходуется на такие же неофициальные мероприятия, например, поддержку правящей партии на выборах и т.п.
  2. Серая экономика. Сюда относятся бизнес-процессы, протекающие полуофициально или полулегально. К примеру, предприятия, декларирующие меньший, чем на самом деле, оборот, имеющие в штате как официально оформленных, так и нелегальных работников, выплачивающие минимальную зарплату официально, а остальное — «в конвертах», и т.п.
  3. Черная экономика. Вид теневой экономики, который вообще никаким образом не «светится», протекает исключительно подпольно. Как правило, черная экономика функционирует под «покровительством» чиновников или правоохранительных структур, которые всегда знают о ее существовании, и имеют от этого свой коррупционный доход.

Масштабы теневой экономики

Реальные масштабы теневой экономики всегда очень сложно оценить, поэтому по разным оценкам они могут существенно отличаться. В целом можно констатировать, что чем слабее общий экономический уровень развития государства — тем сильнее в нем развита теневая экономика, и наоборот.

Даже в развитых странах, таких как США, Япония, Германия, Франция и др., масштабы теневой экономики оценивают в 9-15% от ВВП этих стран, что достаточно много.

Масштабы теневой экономики в России по официальным данным Росстата составляют 15-16% от ВВП, по оценкам разных экономистов и экспертов — до 50% ВВП и более.

Масштабы теневой экономики в Украине по разным оценкам составляют от 25 до 60% от ВВП страны.

Причины теневой экономики

Рассмотрим основные причины развития теневой экономики.

  1. Чрезмерно высокие налоги. Чем выше налоговое бремя, тем менее выгодно вести официальную деятельность. Иногда может возникать ситуация, при которой легально вести бизнес в принципе невозможно (к примеру, в совокупности вы должны будете заплатить налогов более 100% от своей прибыли). Это может касаться, например, отдельных отраслей экономики.
  2. Высокий уровень бюрократизации. Но не только налоги оказывают влияние на развитие теневой экономики (например, во многих европейских странах налоговые ставки очень высокие, но теневая экономика там развита не так сильно, как у нас). Второй важной причиной является чрезмерный уровень бюрократизации всех процессов, связанных с оформлением и ведением бизнеса. Когда предприниматель, например, видит, что официальное открытие бизнеса займет у него долгие месяцы, а то и годы, а неофициально он может «договориться» за считанные дни — конечно, он выберет второй вариант.
  3. Высокий уровень государственного вмешательства. Когда легальный бизнес постоянно «терроризируют» проверками и облагают штрафами за все, что можно и нельзя, естественно, выгоднее работать нелегально и платить тем же структурам какую-то оговоренную регулярную плату.
  4. Высокий уровень коррупции. Ну и конечно же, чем выше уровень коррупции в стране — тем сильнее в ней будет развит теневой бизнес. Можно сказать, что понятия «коррупция» и «теневая экономика» взаимодополняющие.
  5. Несущественные наказания за раскрытие теневых схем. К примеру, если предприниматель условно будет платить 100 тысяч денежных единиц штрафа за выявленные у него теневые обороты, а зарабатывать на них будет 1 млн. денежных единиц за тот же период — естественно, ему будет выгодно вести теневой бизнес.
  6. Кризисные явления в экономике. Когда наступает финансовый кризис, легальная деятельность во многих сферах становится неэффективной, убыточной, поэтому бизнесмены и их работники уходят в теневую сферу, чтобы сохранить хотя бы частично свои заработки (иначе у них не останется средств к существованию).

В целом все причины теневой экономики сводятся к одному: чем сложнее и дороже зарабатывать легально — тем сильнее будет развит теневой рынок в стране.

Влияние теневой экономики на развитие государства

Теперь давайте рассмотрим, как теневая экономика влияет на развитие государства и его общества, на экономические процессы, происходящие внутри страны. На первый взгляд, наверное, всем кажется, что влияние теневой экономики носит исключительно негативный характер, однако, это не так: в теневом рынке можно найти и свои положительные моменты. Рассмотрим это подробнее.

Теневая экономика, минусы

  1. Замедление роста экономического развития государства. Теневая экономика ухудшает все важнейшие макроэкономические показатели развития страны: ВВП (страна не «добирает» объемов производства); безработицы (нелегальное трудоустройство увеличивает этот показатель) и т.д.
  2. Снижение доходов бюджета. Поскольку теневой сектор экономики не платит налоги или платит их в недостаточном количестве — от этого страдает бюджет страны, недополучая доходы.
  3. Сокращение расходов бюджета. Соответственно, когда меньше доходов, меньше становится и расходов. От этого особенно страдают люди, в большой степени зависящие от финансирования государства: работники бюджетных структур, пенсионеры, получатели социальных выплат и т.д.
  4. Рост коррупции. Так же, как коррупция способствует развитию теневого рынка, так и теневой сектор экономики способствует росту коррупции, поскольку эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
  5. Криминализация экономики. Чем сильнее развивается теневой бизнес, тем сильнее развиваются и теневые способы «решения вопросов». Как правило, теневая экономика всегда в той или иной степени криминализирована, особенно наиболее крупные ее представители.

Теневая экономика, плюсы

  1. Рост доходов задействованных граждан. У тех, кто вращается в теневой сфере, доходы выше, а это оказывает свой положительный эффект на экономику страны: выше уровень платежеспособности, выше спрос на товары и услуги, что стимулирует развитие производства.
  2. Больше возможностей для заработка. Когда человек, допустим, не имеет возможности официально трудоустроиться, он может работать неофициально в теневом бизнесе, и получать доход, в то время как иначе он бы не зарабатывал ничего вообще.
  3. Смягчение негативного влияния кризиса. Когда в экономике государства обостряются кризисные явления, как бизнесмены, так и их работники уходят в теневой сектор экономики. Если бы они просто закрыли свой бизнес и были уволены — они бы вообще лишились источников дохода, соответственно, пострадали бы от кризиса существенно сильнее.

Теневая экономика не оказывает исключительно отрицательного влияния на экономику государства: хотя оно и преобладает, свои плюсы в этом тоже можно найти.

Борьба с теневой экономикой

Ну и напоследок пару слов о том, как бороться с теневой экономикой. Обычно все меры по такой борьбе сводятся к усилению ответственности за использование каких-либо теневых схем ведения бизнеса. Возможно, такой способ и имеет определенное воздействие, но в целом, на мой взгляд, он малоэффективен. Да и на практике, думаю, все легко могут убедиться, что это так, просто посмотрев по сторонам.

Борьба с теневой экономикой, чтобы она была эффективной, должна предполагать устранение причин, которые ее порождают (они описаны выше), а не последствий. Я считаю, что такую борьбу нужно осуществлять в двух ключевых направлениях:

  1. Экономические методы. Чтобы уменьшить теневой сектор экономики, нужно, в первую очередь, стремиться создать экономические условия, которые позволяли бы бизнесу прибыльно работать и развиваться в реальном секторе. То есть, снижать налоговое бремя, предоставлять всевозможные льготные безналоговые периоды (при начале деятельности, в кризис и т.д.). Предприниматели должны ощутить на личных финансах, что легально им выгоднее работать, чем нелегально, и это будет самый главный мотив к тому, чтобы вывести свои обороты из теневой сферы.
  2. Борьба с коррупцией. Ну и, конечно же, борьба с теневой экономикой будет малоэффективной, если одновременно с ней не проводить борьбу с коррупцией, которую я тоже предлагаю вести экономическими методами, т.к. они наиболее эффективны (по ссылке можете почитать, как именно).

Теперь вы имеете более полное представление о том, что такое теневая экономика, почему она возникает, к каким последствиям приводит, и как с ней лучше бороться.

Как всегда, буду рад услышать ваше мнение по изложенной теме в комментариях. До новых встреч на Финансовом гении: заходите, здесь всегда интересно и познавательно!

Содержание

Цифровой налог в России

Налоговый вычет в России

Tax Free

2021: Минцифры хочет обязать иностранные ИТ-компании платить НДФЛ с зарплат сотрудников из РФ

В начале марта 2021 года стало известно о предложении Минцифры обязать иностранные ИТ-компании платить НДФЛ с зарплат сотрудников из России. За счет этой инициативы, изложенной в разработанном ведомством плане стимулирования развития ИТ-отрасли, ее авторы рассчитывают увеличить число «физических лиц, ведущих деятельность в области ИТ в правовом поле» и, соответственно, нарастить поступления от такой деятельности в бюджет.

Соответствующий законопроект планируется подготовить к середине 2021 года. По словам источников «Ведомостей», такая мера будет представлена на рассмотрение вице-премьеру Дмитрию Чернышенко.

«

»



По словам источника ТАСС в ИТ-отрасли, иностранные компании используют российский человеческий капитал и не платят налоги за российских сотрудников, а потом они могут предлагать лучшие условия по зарплатам.

«

»

Как пояснила «Ведомостям» замдиректора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная, в ИТ-сфере часто используются теневые схемы, в которых расчеты не привязаны к местоположению налогоплательщика. В результате подоходный налог он не платит вообще.

В России относительно невысока ставка подоходного налога для физлиц, что стимулирует российских программистов, нанятых зарубежными компаниями, работать дистанционно с сохранением статуса налогового резидента РФ, отметил юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Илья Горшков. [1] [2]

Владимир Путин подписал закон о повышении НДФЛ на доходы более 5 млн рублей до 15%

23 ноября 2020 года стало известно о том, что с 1 января 2021 года ставка НДФЛ по доходам, превышающим 5 млн рублей в год, увеличится. До достижения порога в 5 млн рублей доходы будут облагаться по ставке 13%, все, что свыше — по ставке 15%. С таким предложением выступил Президент РФ.

«

»

По данным Правительства РФ, в бюджет по итогам 2021 года поступит 60 млрд рублей, по итогам 2022 года — 64 млрд рублей, в 2023 году — 68,5 млрд рублей.

10 ноября 2020 года во втором чтении было принято 18 поправок. В том числе добавлено, что единовременные доходы граждан (например, выплаты по страховке, суммы, полученные от продажи имущества), превышающие 5 млн рублей, будут облагаться полностью по ставке 13% и не будут учитываться в общем доходе за год.

Такой порядок взимания НДФЛ распространится, в частности, на зарплаты, дивиденды по акциям, доходы от операций с ценными бумагами. [3]

Срок для налогового резидентства в России сократили вдвое - 90 дней

В середине июля 2020 года Правительство РФ одобрило поправки в Налоговый кодекс, которыми срок для получения налогового резидентства России уменьшается со 183 до 90 дней. Это нововведение особенно необходимо тем, кто не смог приехать в РФ из-за рубежа по причине коронавирусных ограничений, сообщил глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов.

«

»



Чтобы сохранить для граждан РФ, которые по объективным причинам не смогли вернуться в страну, условия налогообложения доходов, предлагается дать им право быть признанными налоговыми резидентами России, если он будут находиться в стране от 90 до 182 календарных дней с 1 января по 31 декабря 2020 года.

Налоговый резидент России уплачивает подоходный налог со своих общемировых доходов, а не только с доходов, полученных в России.

Есть разные категории физлиц: для одних сокращение срока для признания резидентом может быть выгодным, для других нет. Например, иностранные высококвалифицированные специалисты, которые приезжают в Россию, но проводят много времени и в других странах, могут быть заинтересованы в облегченном приобретении налогового резидентства, поскольку здесь одна из самых низких ставок подоходного налога в мире — 13%.

С другой стороны, если человек является налоговым резидентом страны (по ее объективным критериям), с которой у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), то такое лицо при пребывании в России от 90 дней было бы вынуждено платить налог с мировых доходов в двух странах. [4]

За год средний платеж за владение имуществом вырос на 16%

24 декабря 2019 года компания Яндекс.Деньги сообщила, что по результатам проведенного исследования выяснилось, что через интернет можно заплатить любой налог, но в 2019 году большинство платежей пришлось на имущественный — 57% от всех взносов в пользу ФНС на сайте Яндекс.Денег. За год средний платеж за владение имуществом вырос на 16%, по другим видам налогов — примерно на 11%. К таким выводам пришли аналитики Яндекс.Денег, изучив, как россияне платят налоги электронными деньгами и банковскими картами. Учитывались платежи с 1 января по 4 декабря 2019 года и за такой же период годом раньше.

Данные исследования Яндекс.Деньги

По данным исследования по всей стране, средний платеж физических лиц в пользу ФНС составляет 1415 рублей. На ноябрь приходится 24% от всех налоговых платежей физлиц через Яндекс.Деньги за год и 27% — от общей суммы. Около 6% платежей проходит в первых числах декабря — перед крайним сроком уплаты налогов.

Среди налогоплательщиков мужчин больше, чем женщин: 56% против 44%. Годом раньше распределение этих долей было менее равномерным: 68% против 32%.

Дороже всего россиянам обходится владение автомобилями, мотоциклами и другим транспортом. Средний платеж по транспортным налогам вырос за год на 12% и составил 3966 рублей. Больше всего он в Москве (6129 рублей), Санкт-Петербурге (5895 рублей) и Воронеже (4948 рублей). А меньше всего платят владельцы транспорта в Омске (2230 рублей).

Самые небольшие суммы у пользователей уходят на уплату имущественных налогов — средний платеж по стране составляет 760 рублей. При этом за год он увеличился на 16%. Если смотреть по городам, то больше всего в пользу ФНС через Яндекс.Деньги платят жители Москвы (1984 рубля), Санкт-Петербурга (830 рублей) и Казани (735 рублей), а меньше всего — пользователи из Омска (155 рублей).

Средний платеж россиян по земельным налогам вырос за год на 10% — до 827 рублей. Ниже всего он в Омске (271 рубль), а лидируют по этому показателю Казань (1985 рублей), Челябинск (1496 рублей) и Екатеринбург (1023 рубля).

Россияне обычно платят налоги на ведение предпринимательской деятельности каждый квартал, поэтому у них пики платежей приходятся на январь, апрель, июль и октябрь. Если смотреть по всей стране, за год средний платеж бизнесменов в пользу ФНС увеличился на 13% — до 6092 рублей. Но в зависимости от города этот показатель заметно различается. Больше всего он в Воронеже (9843 рубля), Омске (8536 рублей) и Казани (8264 рубля). А самый маленький средний платеж у ИП — в Челябинске. Он составляет 3787 рублей — это в 1,6 раза меньше, чем по России.

В России выросла налоговая нагрузка

По итогам 2018 года в России увеличилась налоговая нагрузка, такие данные приводит Федеральная налоговая служба (ФНС).

Речь идет о данных по итогам 2018 года, так, уточняется [5] на официальном портале ведомства, в целом российские компании выплатили в бюджет страны налогов на 0,2% больше (ведомство рассчитывает уровень налоговой нагрузки как отношение суммы налогов и сборов к выручке организаций).

Один из самых высоких уровней налоговой нагрузки на бизнес был зафиксирован в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых (52,5%), а также в сфере операций с недвижимостью (20,5%). Высоким был и уровень налогового бремени в строительной сфере (10,4%). Именно в сфере добычи полезных ископаемых уровень нагрузки за год увеличился с 45,4% до 52,5%. А вот в сфере операций с недвижимостью, напротив, было зафиксировано некоторое снижение нагрузки.

Повышение налоговой нагрузки на бизнес действительно есть, и это вызвано как прямым увеличением налоговой нагрузки или введением новых налогов (как было с торговым сбором), так и путем изменения налоговых ставок (как это было с НДС), уточняет Денис Зайцев, руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm.

«

»

Но также растет и налоговая нагрузка в скрытой форме, например меняются правила налогообложения. Еще в 2012 году говорилось о сохранении налоговой нагрузки, но сразу же после этого были введены правила, по которым налог на имущество начал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости. Из-за изменения администрирования налог будет взиматься еще в большем размере, так как вступят в силу новые правила оценки недвижимости и новый порядок оспаривания такой оценки. Однако стоит также учитывать и такой фактор, как администрирование налогов.

«

»

В России появится сразу шесть новых налогов

Благодаря инициативе Минфина у бизнеса может появиться сразу несколько новых налогов, обязательных к уплате. Как сообщает «Коммерсантъ», ведомство намерено «погрузить» в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей, более того, затем к ним может добавиться еще около 200 различных сборов. Такое предложение министерство отправило в правительство по итогам систематизации и регулировании неналоговых платежей.

Речь идет о таких платежах, как курортный, утилизационный и экологический сборы, а также о плате за негативное воздействие на окружающую среду, плате с грузовиков через систему «Платон» и о сборе с операторов связи. Ранее отечественный бизнес, в том числе в лице бизнес-ассоциаций, рассчитывал на сохранение прежнего уровня налоговой нагрузки. Однако дело не только в росте последней. Одним из ключевых новелл законопроекта Минфина является риск уголовной ответственности в случае неуплаты неналоговых платежей, которые планируется закрепить в Налоговом кодексе, поясняет налоговый эксперт Виталий Лазарчук. Более того, уточняет он, в случае изменения законодательства станут возможны блокировка счетов и взыскание задолженности с учредителей.

В числе причин инициативы ведомства эксперт видит стремление улучшить платежную дисциплину и, как следствие, наполнение бюджета.

2018: Рекордный рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет до 21,3 трлн руб (+23%)

Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2018 году стал рекордным за последние пять лет — 23%, или плюс почти 4 трлн руб., сообщил 20 февраля 2019 г в ходе расширенной коллегии ФНС глава службы Михаил Мишустин.В 2018 году в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб.— это почти на 4 трлн руб., или на 23%, больше уровня 2017 года. Такой прирост стал максимальным с 2013 года. Глава службы пояснил, что результаты обеспечены не только ростом сборов НДПИ в полтора раза, но и хорошей динамикой ненефтегазовых налогов. Налога на прибыль поступило 4,1 трлн руб. (плюс 24,6% к 2017 году), НДС — 3,6 трлн руб. (16,4%), НДФЛ — 3,7 трлн руб. (рост 12,4%, и это на 2,5 пункта выше темпов роста заработной платы). Имущественных налогов поступило на 1,4 трлн руб., или на 11,7% больше уровня 2017 года [6] .

2017: Методичка ЦБ для банков по поиску компаний с обналичкой

В 2017 году Центробанк РФ поручил кредитным организациям активнее искать обналичку и сообщать о сомнительных компаниях налоговикам. Банки будут смотреть и на размер налогов по конкретному параметру, и сравнивать зарплату с НДФЛ и взносами. И еще много чего. Рассказываем, по каким критериям банк посчитает ваш бизнес сомнительным и донесет в налоговую.

Методичка (от 21.07.2017 № 18-МР) вышла у Центробанка по выявлению налоговых схем.

ЦБ хочет, чтобы банки отслеживали у своих клиентов размер налогов и других платежей в бюджет.

Если компания или ИП платит налогов меньше 0,9% от дебетового оборота, то счет, в большой вероятностью, заблокируют.

Конечно, Центробанк делает приписку: уплата налогов ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

Кроме критерия по уровню уплаты налогов ЦБ в методичке № 18-МР предложил банкам следующие:

  • со счета не платят зарплату работникам клиента;
  • НДФЛ и взносы либо сам размер зарплаты не соответствует среднесписочной численности сотрудников;
  • фонд заработной платы установлен из расчета ниже прожиточного минимума;
  • перечисляется НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • нет остатка средств на счете или он маленький по сравнению с объемами обычных операций;
  • платежи не имеют отношения к затратам, присущим виду деятельности;
  • нет связи между основаниями зачисления денег на счет и их последующего списания;
  • произошло резкое увеличение оборотов по счету;
  • нет платежей, обычных для бизнеса: например, аренды, коммуналки, закупки канцелярских товаров и др.;
  • средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС. Банк посмотрит на других своих клиентов, которые занимаются аналогичным бизнесом. И сравнит, что у них происходят с НДС в аналогичных ситуациях.

Но и вышеперечисленных критериев ЦБ недостаточно. Он напоминает об обязанности банков отслеживать:

  • IP-адрес,
  • МАС-адрес,
  • номер SIM-карты,
  • номер телефона и т.д.

Более того, банкам предписывается выяснять, не совпадают ли эти данные с данными других фирм, счета которых были закрыты в рамках «противолегализационных» мероприятий.

Т.е. под пристальное внимание могут попасть фирмы, обслуживаемые одной и той же бухгалтерской фирмой, если какой-то из клиентов оказался неблагонадежным.

Вторая методичка ЦБ (от 21.07.2017 № 19-МР) касается компаний и ИП, которые получают наличку с использованием корпоративных карт. Центробанк считает, что возможными целями таких операций является легализация доходов и помощь террористам.

ЦБ обвиняет банки в игнорировании рекомендованной для юрлиц и ИП максимальной суммы налички, которая может быть получена с использованием корпоративных карт в течение одного операционного дня (не более 100 тыс. рублей).

Признаки из методички № 19-МР, по которым компанию или ИП признают недобросовестным:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денег к оборотам по банковским счетам 30% и больше;
  • с даты создания юрлица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой поступают деньги на счет и списываются с него, не создает обязательств по уплате налогов. Или налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на счет от контрагентов, по банковским счетам которых идут транзитные операции;
  • поступление от контрагента средств на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на счета других клиентов;
  • деньги идут на счет суммами, как правило, не превышающими 600 тыс руб.;
  • снятие налички регулярно: как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех - пяти дней со дня поступления;
  • наличности снимают, как правило, не больше 600 тыс руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей установленного банком лимита на день;
  • наличные снимаются в конце операционного дня с последующим снятием налички в начале следующего операционного дня;
  • у клиента нескольких корпоративных карт, и с их использованием преимущественно проводятся операции по получению наличности.

В методичке № 19-МР даны рекомендации банкам, которые сделают его лучше в глазах ЦБ. Банкам надо:

  • периодически анализировать суммы наличности, которая может выдаваться в течение одного операционного дня с использованием всех корпоративных карт клиента;
  • проводить не реже одного раза в неделю мониторинг операций клиентов, руководствуясь новой методичкой;
  • направлять в Росфинмониторинг сведения о подозрительных клиентах.

Новые рекомендации ЦБ особо опасны для ИП, которые используют корпоративные карты для снятия собственных денег с расчетных счетов. Если банки начнут работать по методичке, это может привести к невозможности использования карт для таких операций. Ведь доказать, куда пошли снятые деньги, ИП не сможет [7] .

Бухгалтер может не только учитывать факты хозяйственной жизни компании, но и помогать директору планировать работу. Кому как не бухгалтеру знать, с какими налоговыми рисками может столкнуться бизнес и где подстелить соломки? В помощь вам — мнение экономистов и налоговых юристов о том, как налоговое администрирование может измениться в ближайшие годы.

Эксперты:

Виктор Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал», кандидат экономических наук, магистр права, аттестованный аудитор

Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ

Дмитрий Желнин, управляющий партнёр Mitsan Consulting

Михаил Кобрин, экономист, эксперт в области экономической безопасности

Марина Удалова, юрист налоговой практики юридической фирмы «Клифф»

Налоговые ставки

Главный тренд — «обеление» экономики

Эксперты в один голос утверждают, что ставки налогов в ближайшее время, скорее всего, не вырастут. Как отмечает Михаил Кобрин, у государства несколько путей пополнения бюджета. Можно повышать существующие налоги и вводить новые, а можно выводить на свет теневые доходы. «Последние нововведения — ввод онлайн-касс, маркировки, расчёт части налогов на стороне ФНС — говорят о том, что государство выбрало второй вариант», — заключил эксперт.

Рост налоговых поступлений подкрепляет эту гипотезу. По данным ФНС, за 9 месяцев 2019 года в среднем по России за выездную проверку инспекторы доначисляют 36 млн рублей — против 22 млн за аналогичный период 2018 года. Параллельно, как отмечается в Проекте итогового доклада ФНС за 2019 год, растут поступления по результатам аналитической работы, без выездных проверок: в 2019 году бюджет получил таким образом в 1,7 раза больше, чем в 2018 году.


Соотносится это и со стратегией развития ФНС, где говорится про «совершенствование аналитических инструментов налогового контроля», что позволит налоговым органам выявлять «сокрытую налоговую базу». Объявленный Даниилом Егоровым, новым главой ФНС, тренд на «обеление экономики» — вода на ту же мельницу.

По отдельным налогам, впрочем, все не так однозначно.

НДС: ставка не вырастет, но льготы могут отменить

Ставка НДС увеличилась до 20 % в прошлом году и в ближайшее время вряд ли вырастет ещё. Как отмечает Марина Удалова, такая мера обеспечила значительное пополнение бюджета и помогла достичь поставленных целей, в том числе финансирования нацпроектов.

Дополнительно налог вряд ли поднимут, а вот отмена льгот вероятна: «В рамках реформации ЕСН уже лишены льгот по НДС сельхозпроизводители, а в ближайшее время мы будем наблюдать “сворачивание” ЕНВД», — заключил эксперт.

В дальнейшем нельзя исключать, что НДС частично заменят другим налогом, который будет проще администрировать, считает Михаил Кобрин. Сторонники этого сценария предлагают вернуть налог с продаж, который действовал в России в 1991 и 2002–2004 годах.

НДФЛ: прогрессивную шкалу пока не введут

Об этом говорит Минфин в письме от 30.12.2019 № 03-04-05/103357. В 1992–2000 годах прогрессивная шкала применялась и показала свою неэффективность: компании и работники стремились скрыть свои реальные доходы, чтобы снизить налоговую нагрузку, и администрировать такую систему было крайне сложно. Единая ставка налога учитывает интересы и бюджета, и бизнеса, и в 2021–2022 годах этот подход сохранится (см. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»).

«Для повышения налогового давления на население уже использован налог на имущество физлиц, ужесточается контроль за денежными переводами населения. Пока государство будет использовать этот ресурс для пополнения бюджета», — заключает Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ.

Земельный налог: пока ставка не увеличится

Как полагает Дмитрий Желнин, тому есть две причины. Во-первых, пока власти заняты не изменением ставок, а инвентаризацией всего недвижимого имущества страны. Это должно увеличить налогооблагаемую базу за счёт неучтённых пока зданий, сооружений и земельных участков. Во-вторых, пока не завершён переход с уплаты имущественных налогов по балансовой стоимости на уплату по кадастровой стоимости, ставки, скорее всего, не повысят, — объяснил эксперт.

Страховые взносы могут снизить

В правительстве обсуждают возможность снизить страховые взносы с 30 до 23–25 %. Об этом писали «Ведомости» в публикации от 10 февраля 2020 года. Но, как считает Виктор Иваницкий, радоваться преждевременно.

«Это очень маленькое снижение. Давайте посчитаем (дальше цифры с учётом округления). Чтобы выдать 100 рублей зарплаты, надо начислить 115 рублей (с учётом того, что придётся удержать НДФЛ 13 %). Если ставка страховых взносов 30 %, затраты на начисление зарплаты и уплату страховых взносов составят 149 рублей. Так как перед тем, как понести эти расходы, придется заплатить НДС 20 %, то для выдачи на руки 100 рублей нужна добавленная стоимость 179 рублей. Если все те же расчёты провести со ставкой страховых взносов 23 %, мы получим цифру 170 рублей. Итого затраты бизнеса на выплату на руки 100 рублей зарплаты сократятся на 5,4 %. Это слишком мало для вывода неофициальных доходов из тени. А если вспомнить, что до 2011 года ставка страховых взносов для “спецрежимников” была 14 %, то поводов для радости не остаётся вовсе», — заключил Виктор Иваницкий.


Направления налогового администрирования

Итак, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы ФНС займётся не повышением налогов, а на взысканием существующих. Каким образом это будет сделано и кто рискует в первую очередь?

Виктор Иваницкий проанализировал арбитражную практику и определил, что становилось поводом для судебных разбирательств в последнее время. Не исключено, что в 2020–2022 годах эти векторы сохранятся.

До августа 2017 года ФНС делала упор на «проблемных контрагентов». В августе 2017 года выходит письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ с обзором арбитражной практики по дроблению бизнеса. Понятно, что такого рода споры были и раньше, а общие подходы к их разрешению были сформулированы еще в Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53.

Трендом 2018–2019 гг. стали споры по налогу на имущество. Значимый судебный акт — Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241.

Пристальное внимание налоговая уделяет и взаимодействию с иностранными компаниями (концепция «фактического права на доход», ненужные посредники, контроль за ценой сделок для целей налогообложения).

Наконец, самый большой блок арбитражных дел касается взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Бизнесу приходится доказывать три обстоятельства:

  1. «Физическую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, а услуги оказаны (п. 1. ст. 54.1 НК РФ);
  2. «Исполнительскую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, услуги оказаны именно контрагентом, который назван в первичных документах (пп.2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ);
  3. Должную осмотрительность при выборе контрагента (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53, который коррелирует с пп. 2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ).

По второму пункту — «исполнительской» реальности сделки — судебная практика неоднозначна. Формально, если доказана «физическая» реальность сделки, но не доказано, что она была исполнена именно стороной сделки, в вычетах по НДС и возможности признать расходы по налогу на прибыль могут отказать (письмо Минфина РФ от 13.12.2019 № 01-03-11/97904, письма ФНС от 11.10. 2019 № ЕД-4-1/20922@, от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Но иногда в такой ситуации суды позволяют учесть расходы по налогу на прибыль расчётным путём (Решение АС КО от 25.09.2019 по делу № А27-17275/2019, от 21.10.2019 по делу № А27-18448/2019, Постановление АС УО от 23.01.2020 по делу № А50-17644/2019).


Что ещё возьмут под контроль

Всё больше процессов оказывается в фокусе внимания госорганов. Маркировка позволяет прослеживать весь путь товара от производителя до потребителя, благодаря онлайн-кассам как на ладони все продажи. Продукцию животного происхождения контролируют через «Меркурий» и — в порядке эксперимента — через тот же Честный ЗНАК. Мы спросили экспертов, что ещё может оказаться под контролем.

Звонки и переписка

Не исключено, что скоро ФНС сможет запрашивать у сотовых операторов детализацию по счетам абонентов. Показательное разбирательство идёт сейчас, в начале 2020 года.

Напомним: Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 7 потребовала, чтобы операторы сообщили налоговым органам информацию о звонках их абонентов. Операторы — а дело коснулось «большой тройки»: «Вымпелкома», МТС и «МегаФона» — отказались предоставить данные. Налоговая выставила штраф. Операторы не согласились с таким решением и пошли в суд. В суде первой инстанции они проиграли (ПАО МТС — дело А40-272873/19-75-4881, ПАО «Вымпелком — Коммуникации» — дело № А40-272737/2019, ПАО «Мегафон» — дело А40-272978/19).

Как напоминает Виктор Иваницкий, по Конституции каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (в ч. 2. ст. 23 Конституции РФ). Ограничивать это право можно только по решению суда. При этом тайной телефонных переговоров считаются любые сведения, которые передаются и хранятся с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих звонках (Определения Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 345-О и от 21.10.2008 № 528-О-О).

Скорее всего, полагает эксперт, сотовые операторы будут обжаловать решения суда первой инстанции. Войдёт ли истребование таких данных в практику, покажет время. Если это случится, ФНС сможет использовать эти данные, чтобы доказывать связь компании с проблемными контрагентами и подконтрольность лиц, которые формально не взаимозависимы, отмечает Виктор Иваницкий. Также эта информация поможет налоговым органам доказать, что физлицо занимается предпринимательской деятельностью и не платит налоги или что компания умышленно уходит от уплаты налогов, заключая сделки, не имеющие экономического смысла, добавляет Максим Марамыгин. Наконец, эти данные могут послужить доказательством сокрытия трудовых отношений, считает Михаил Кобрин.

Земельные участки

Дмитрий Желнин напомнил, что с 2020 года Росреестр обязан информировать ФНС о нарушениях в использовании земельных участков. Это напрямую связано с налогообложением.

Например, земли сельхозназначения облагаются налогом по ставке не более 0,3 % от стоимости. Если земельный надзор Росреестра выявит, что участок не используется или используется не по назначению, он сообщит об этом в налоговую, а она начислит налог по максимальной ставке — 1,5 %.

Такая же ситуация и с участками для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По НК РФ, они облагаются по льготной ставке. И если собственник участка ИЖС использует его в коммерческих целях, то есть построил на нём магазин, СТО или шиномонтаж, ФНС может пересчитать налог по максимальной ставке.

Не исключено, что в будущем ФНС и Росреестр объединятся, полагает Дмитрий Желнин. В пользу такого сценария, по мнению эксперта, говорят два факта. Во-первых, система кадастрового учёта и система работы фискальных органов строились при непосредственном участии нынешнего премьер-министра России Михаила Мишустина. Во-вторых, Росреестр выведен из-под ведения Министерства экономического развития и подчинен напрямую Правительству.

В этом случае, объясняет Дмитрий Желнин, налоговые органы смогут не только начислять земельный и имущественный налог, но и регистрировать права на недвижимое имущество. А это упростит инвентаризацию объектов недвижимости и сделает прозрачнее администрирование налогов.

Что ждёт «физиков»: НПД и контроль доходов

У физлиц будет все меньше возможностей зарабатывать, не платя налоги. С одной стороны, расширяется эксперимент с самозанятыми. С другой стороны, ФНС всё жестче контролирует тех, кто получает регулярный доход, но не регистрируется как ИП или плательщик налога на профессиональный доход.

Виктор Иваницкий отмечает, что тренд на переквалификацию доходов физлиц в доходы от предпринимательской деятельности обозначился ещё в конце 2017 года. (обобщение судебной практики см. в письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614).

Но теперь подходы ФНС могут измениться: Даниил Егоров, новый глава ФНС, считает одной из своих задач на ближайшее время создание реестра домохозяйств (см. «Ведомости» от 19 января 2020 года). Означает ли это, что ФНС станет отслеживать источники доходов семей и как именно, покажет время.

Контролировать доходы граждан налоговые органы теоретически могут через банки. Уже сейчас банки отслеживают операции физлиц, но в категорию сомнительных попадают только крупные и регулярные переводы (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Также банк может заблокировать счёт или расторгнуть договор, если посчитает, что человек использует личный счёт в бизнес-целях: это считается нарушением режима счёта (п. 2.2 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И). Однако пока это чревато только сложностями с банком, а не с ФНС. Как ситуация будет развиваться дальше?

Обрабатывать подобные сигналы от банков вручную налоговые органы вряд ли будут, полагает Михаил Кобрин. Вероятнее, что появится автоматизированная система, которая позволит банкам и ФНС отслеживать операции, выдающие в обычном физлице предпринимателя — по аналогии с алгоритмами, которые сейчас используют банки для выполнения требований 115-ФЗ.

Вероятным такой сценарий считает и Максим Марамыгин. «Контроль за денежными переводами физлиц будет ужесточаться, так как именно в этом власть видит способ пополнения госбюджета. Население — единственный реальный источник роста налоговых сборов», — отметил эксперт.

В то же время ФНС даёт возможность легализоваться тем, кто получает регулярный доход не в найме, но не хочет регистрировать ИП из-за высоких налогов и отчётности. Это самозанятость, или налог на профессиональный доход.

Эксперимент запустили в 2019 году в 4 регионах России, с 1 января к ним присоединились ещё 19 регионов. А с 1 июля 2020 года эксперимент могут распространить на всю территорию страны: об этом говорится на сайте Минфина и в проекте итогового доклада ФНС за 2019 год.

Максим Марамыгин считает, что постепенно для тех, кто ведёт бизнес без привлечения наёмных работников, преимущества НПД станут очевидны, и они начнут выходить из тени. Пока по сравнению с другими налоговыми режимами самозанятость выгодно выделяется.

  • Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


    Русская версия
    English version

    2020. Том 6. № 1 (21)

    Федотов Дмитрий Юрьевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет (г. Иркутск); fdy@inbox.ru, ORCID: 0000-0001-9908-802Х

    В статье исследуется степень влияния налоговой нагрузки на формирование теневой экономики в России в разрезе видов экономической деятельности. Рассмотрены точки зрения различных авторов о том, что налоги оказывают наибольшее влияние на стремление налогоплательщиков «уходить в тень». Изучены различные методы измерения величины теневой экономики, применяемые в современных исследованиях. Проведен анализ масштабов теневой экономики России в 2011-2017 гг. с применением различных методов. На основе метода, измеряющего долю экономических операций, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами, проанализирована величина теневой экономики в отраслях российской экономики.

    Установлено, что наибольший уровень теневой экономики наблюдается в сфере операций с недвижимым имуществом, в сельском хозяйстве и в строительстве. Наименьший уровень теневой экономики выявлен в финансовой сфере, в добывающих отраслях и в электроэнергетике. Анализ отраслевых различий налоговой нагрузки в России выявил наличие обратной зависимости между величиной налоговой нагрузки и масштабом теневой экономики: в тех отраслях, где выявлена низкая налоговая нагрузка, обычно наблюдается высокая доля теневой экономики, и наоборот.

    Полученные результаты позволили подтвердить первоначально выдвинутую гипотезу о том, что высокая налоговая нагрузка не является ведущим фактором, провоцирующим отечественных хозяйствующих субъектов «уходить в тень» с целью уклонения от уплаты налогов.

    Агентова Г. В. Статистическая оценка ненаблюдаемой экономической деятельности / Г. В. Агентова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2016. № 1 (85). С. 59-69.

    Буров В. Ю. Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений / В. Ю. Буров // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С. 118-124.

    Верещагин С. Г. Политика государства по борьбе с теневой экономикой, уклонением от уплаты налогов и противодействию легализации «грязных денег» / С. Г. Верещагин // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2006. № 3-4. С. 38-55.

    Какаулина М. О. Методика количественной оценки ненаблюдаемой экономики на региональном уровне на основе отраслевой структуры валовой добавленной стоимости / М. О. Какаулина // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Том 17. № 6. С. 1021-1037.

    Киреев Н. В. Сравнительный анализ понятий ненаблюдаемой экономики и неформальной экономики в современных статистических методиках / Н. В. Киреев // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25). С. 97-101.

    Киреенко А. П. Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов / А. П. Киреенко // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С. 164-171.

    Малис Н. И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов / Н. И. Малис // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 81-90.

    Малкина М. Ю. Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов Российской Федерации / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин // Финансы и кредит. 2013. № 3. С. 21-29.

    Национальные счета России в 2011-2016 годах: стат. сб. / Росстат. M., 2017. 263 с.

    Национальные счета России в 2014-2018 годах: стат. сб. / Росстат. M., 2019. 245 с.

    Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: стат. сб. / Росстат. M., 2018. 142 с.

    Федеральная служба государственной статистики: оф. сайт. URL: https://www.gks.ru/

    Сото Э., де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире / Э. де Сото; пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2001. 272 с.

    Сото Э., де. Иной путь: Экономический ответ терроризму / Э. де Сото; пер. с англ. Челябинск: Социум, 2007. 408 с.

    Трусова Н. С. Мировой опыт выявления и противодействия уклонению от уплаты налогов / Н. С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Том 7. № 4 (25). С. 194-202.

    Тюгай В. В. Влияние изменения ставки налога на прибыль на консолидированный бюджет и развитие «теневой экономики» / В. В. Тюгай // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 151-159.

    Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 383 с.

    Уханов В. В. Подходы к определению понятия и сущности теневой экономики и анализу ее масштабов / В. В. Уханов // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 22. С. 3405-3418.

    Федорова Е. И. Налоги как фактор возникновения и развития теневой экономики / Е. И. Федорова, Т. Ю. Васильева // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 475-478.

    Читайте также: