Ifric 23 неопределенность в отношении расчета налога на прибыль

Опубликовано: 18.05.2024

  • Back to Вестник 2017
  • Проект концептуальных основ
  • Оценочное обязательство по выводу из эксплуатации
  • Поправки к МСФО (IFRS) 2 «Платежи на основе акций»
  • Демистификация МСФО (IFRS) 9: Модель ожидаемых кредитных убытков
  • Как не заблудиться в лабиринте перехода на МСФО (IFRS) 15
  • Обновление ссылок на Концептуальные основы
  • Анализ отношений принципал – агент – выручка или обязательство?
  • Дискуссионный документ «Отчетность о финансовом влиянии тарифного регулирования»
  • Основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание при работе с операционными сегментами
  • Учетная политика согласно МСФО
  • Неопределенные налоговые позиции
  • Суждения и выбор учетной политики в МСФО

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 23 вносит некоторую определенность в отражение неопределенных налоговых позиций

Эрнесто Мендез рассматривает основные элементы Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23 – новой интерпретации неопределенных сфер налогового учета.

Комитет по разъяснениям МСФО (КРМФО) выпустил Разъяснение (IFRIC) 23, в котором уточняется, как требования МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» применяются к признанию и оценке в случае возникновения неопределенности в налоговом учете.

Когда применяется данное разъяснение?

В случае наличия неопределенности при отражении налогов на прибыль применяется МСФО (IAS) 12, а не МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В Разъяснении КРМФО (IFRIC) 23 представлено, как признавать и оценивать отложенные и текущие активы и обязательства по налогу на прибыль в случае, если имеется неопределенность при отражении налога.

Неопределенность при отражении налога на прибыль возникает, когда организация применяет какой-либо подход к отражению налогов и при этом существует неопределенность относительно того, признает ли налоговый орган его правомерным.

Например, решение представить к вычету некоторые расходы или не включать отдельную статью дохода в налоговую декларацию приводит к неопределенности при отражении налога на прибыль, если допустимость такого решения не определена в налоговом законодательстве.

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 23 применяется ко всем аспектам отражения налога на прибыль, когда имеется неопределенность в отношении налогооблагаемой прибыли или убытка, налоговых баз активов и обязательств, налоговых убытков и кредитов и налоговых ставок.

Что является единицей учета?

Каждый случай неопределенности при отражении налога рассматривается отдельно или вместе с другими случаями как группа в зависимости от того, какой подход позволяет наилучшим образом прогнозировать разрешение неопределенности. Факторы, которые организация может при этом учитывать, включают:

  • то, как она определяет и обосновывает свою позицию при отражении налога;
  • и подход, который, как она полагает, налоговые органы должны применить в ходе проверки.

Какие допущения должна применять организация
в отношении проверки порядка налогового учета налоговыми органами?

Организация должна исходить из предположения о том, что налоговый орган, обладающий правом проверять и оспаривать отражение налогов, будет проверять это отражение и располагать всей полнотой знаний обо всей значимой информации. При признании и оценке неопределенности при отражении налога риск необнаружения не учитывается.

Когда организация должна учитывать неопределенность при отражении налогов?

Если организация приходит к выводу о том, что существует высокая вероятность принятия налоговыми органами решения по конкретному вопросу, в отношении которого существует неопределенность при отражении налога и который был применен или который предполагается применить при составлении налоговой декларации, она должна вести учет налога на прибыль в соответствии с этим порядком их отражения. Если организация приходит к выводу о маловероятности принятия налоговыми органами решения по конкретному вопросу, в отношение которого существует неопределенность при отражении налога, она должна отразить последствия неопределенности в учете налога на прибыль в том периоде, когда был сделан такой вывод (например, путем признания дополнительного налогового обязательства или применения более высокой налоговой ставки).

Как в учете признается эффект неопределенности?

Организация должна оценить влияние неопределенности, используя метод, обеспечивающий наиболее достоверный прогноз относительно разрешения неопределенности: метод наиболее вероятного значения или метод ожидаемого значения.

Применение метода наиболее вероятного значения может быть обоснованным, если возможные исходы носят бинарный характер или концентрируются в пределах одной величины. Применение метода ожидаемого значения может быть обоснованным, если имеется диапазон возможных исходов, которые не носят бинарного характера и не концентрируются в пределах одной величины. Некоторые случаи неопределенности влияют как на текущий, так и на отложенные налоги на прибыль (например, неопределенность в отношении года, когда расход уменьшает налогооблагаемую базу). Разъяснение КРМФО (IFRIC) 23 требует последовательного применения суждений и оценок в отношение текущего и отложенных налогов на прибыль.

Что делать в случае изменения обстоятельств?

Суждения и оценочные значения, использованные при признании и оценке неопределенности при отражении налогов, переоцениваются в случае изменения обстоятельств или получения новой информации, которая оказывает влияние на эти суждения.

Новая информация может включать действия налоговых органов, подтверждения того, что налоговые органы занимают определенную позицию по аналогичному вопросу, или истечение срока действия права налоговых органов на проверку конкретного вопроса по отражению налога на прибыль.

В Разъяснении КРМФО (IFRIC) 23, в частности, указывается, что

отсутствие комментариев со стороны налоговых органов при отсутствии других фактов, скорее всего, не будет являться изменением обстоятельств или новой информацией, которая приводит к изменению оценки.

Какую информацию следует раскрывать?

В Разъяснении КРМФО (IFRIC) 23 не содержится новых требований к раскрытию информации. Однако организациям напоминают о необходимости раскрытия информации о суждениях и оценках, сделанных при выявлении неопределенности при отражении налогов, в соответствии с МСФО (IAS) 1.

Дата вступления в силу
и переход к новому порядку учета

Данное разъяснение вступает в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2019 года или после этой даты. Досрочное применение разрешается. При первоначальном применении данного разъяснения организация может выбрать один из следующих вариантов применения:

1. ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8, но без оценки прошлых событий задним числом или

2. ретроспективно с признанием кумулятивного влияния первоначального применения интерпретации на дату первоначального применения в качестве корректировки остатка нераспределенной прибыли на начало периода (или иного компонента капитала в зависимости от обстоятельств).

к приказу Министерства финансов

от 12.12.2017 N 225н

РАЗЪЯСНЕНИЕ КРМФО (IFRIC) 23

"НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

- МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"

- МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"

- МСФО (IAS) 10 "События после отчетного периода"

- МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль"

1 МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" устанавливает требования к учету текущих и отложенных налоговых активов и обязательств. Организация применяет требования МСФО (IAS) 12, руководствуясь применимым налоговым законодательством.

2 Может существовать неясность в отношении того, как налоговое законодательство применяется к конкретным операциям или обстоятельствам. Приемлемость конкретного истолкования норм налогового законодательства может быть неизвестна до тех пор, пока соответствующий налоговый орган или суд не примет решение в будущем. Следовательно, оспаривание или проверка налоговым органом конкретного истолкования норм налогового законодательства может оказать влияние на учет организацией текущих или отложенных налоговых активов или обязательств.

3 В настоящем Разъяснении:

(a) "налоговые трактовки" означают те истолкования норм налогового законодательства, которые организация применяет или планирует применять при подготовке декларации по налогу на прибыль;

(b) "налоговый орган" означает орган или органы, которые принимают решения в отношении того, являются ли налоговые трактовки допустимыми в соответствии с налоговым законодательством. К такому органу может относиться суд;

(c) "неопределенная налоговая трактовка" - это налоговая трактовка, применительно к которой отсутствует ясность в отношении того, согласится ли соответствующий налоговый орган с такой налоговой трактовкой согласно налоговому законодательству. Например, решение организации не представлять декларацию по налогу на прибыль в данной налоговой юрисдикции или не включать определенные доходы в расчет налогооблагаемой прибыли, является неопределенной налоговой трактовкой, если допустимость такого решения согласно налоговому законодательству неясна.

4 Настоящее Разъяснение поясняет, как необходимо применять требования МСФО (IAS) 12 к признанию и оценке в случае, когда существует неопределенность налоговых трактовок в отношении налога на прибыль. В таком случае организация должна признавать и оценивать свои текущие и отложенные налоговые активы или обязательства в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 12 на основе налогооблагаемой прибыли (налогового убытка), налоговой базы, неиспользованных налоговых убытков, неиспользованных налоговых льгот и ставок налога, определенных в соответствии с настоящим Разъяснением.

5 Когда существует неопределенность налоговых трактовок в отношении налога на прибыль, настоящее Разъяснение рассматривает следующие вопросы:

(a) рассматривает ли организация неопределенные налоговые трактовки по отдельности;

(b) допущения, которые организация делает в отношении проверки налоговых трактовок налоговыми органами;

(c) как организация определяет налогооблагаемую прибыль (налоговый убыток), налоговую базу, неиспользованные налоговые убытки, неиспользованные налоговые льготы и ставки налога; и

(d) как организация рассматривает изменения фактов и обстоятельств.

Рассматривает ли организация неопределенные налоговые трактовки по отдельности

6 Организация должна решить, рассматривать ли каждую неопределенную налоговую трактовку по отдельности или вместе с одной или несколькими другими неопределенными налоговыми трактовками, в зависимости от того, какой подход позволит с большей точностью предсказать результат разрешения неопределенности. При определении подхода, который позволит с большей точностью предсказать результат разрешения неопределенности, организация может принимать во внимание, например, (a) каким образом она подготавливает свою декларацию по налогу на прибыль и обосновывает налоговые трактовки; или (b) ожидания организации в отношении того, как налоговые органы будут проводить проверку и решать вопросы, которые могут возникнуть в результате проверки.

7 Если, следуя пункту 6, организация рассматривает сразу несколько неопределенных налоговых трактовок, организация должна считать, что ссылки на "неопределенную налоговую трактовку" в настоящем Разъяснении означают ссылку на всю группу неопределенных налоговых трактовок, рассматриваемых вместе.

Проверка налоговыми органами

8 При анализе того, оказывает ли, и каким образом неопределенная налоговая трактовка оказывает влияние на порядок определения налогооблагаемой прибыли (налогового убытка), налоговой базы, неиспользованных налоговых убытков, неиспользованных налоговых льгот или ставок налога, организация должна исходить из допущения, что налоговые органы проведут проверку сумм, которые они имеют право проверять, и что при проведении таких проверок будут полностью осведомлены о всей соответствующей информации.

Порядок определения налогооблагаемой прибыли (налогового убытка), налоговой базы, неиспользованных налоговых убытков, неиспользованных налоговых льгот и ставок налога

9 Организация должна оценить, существует ли высокая вероятность того, что налоговый орган согласится с неопределенной налоговой трактовкой.

10 Если организация придет к заключению, что налоговый орган с высокой вероятностью согласится с неопределенной налоговой трактовкой, организация должна определять налогооблагаемую прибыль (налоговый убыток), налоговую базу, неиспользованные налоговые убытки, неиспользованные налоговые льготы или ставки налога в соответствии с той налоговой трактовкой, которую она использовала или планировала использовать при подготовке декларации по налогу на прибыль.

11 Если организация придет к заключению, что отсутствует высокая вероятность того, что налоговый орган согласится с неопределенной налоговой трактовкой, организация должна отразить влияние неопределенности при определении соответствующей налогооблагаемой прибыли (налогового убытка), налоговой базы, неиспользованных налоговых убытков, неиспользованных налоговых льгот или ставок налога. Организация должна отразить влияние неопределенности применительно к каждой неопределенной налоговой трактовке, используя один из следующих методов, в зависимости от того, какой метод по ожиданиям организации позволит с большей точностью предсказать результат разрешения неопределенности:

(a) метод наиболее вероятной суммы - в наиболее вероятной сумме из диапазона возможных результатов. Метод наиболее вероятной суммы может с большей точностью предсказать результат разрешения неопределенности, возможные результаты являются бинарными или сконцентрированы вокруг одной величины;

(b) метод ожидаемой стоимости - в сумме произведений возможных значений диапазона результатов и их вероятности. Метод ожидаемой стоимости может с большей точностью предсказать результат разрешения неопределенности, если существует диапазон возможных результатов, которые не являются бинарными и не сконцентрированы вокруг одной величины.

12 Если неопределенная налоговая трактовка затрагивает текущий и отложенный налоги (например, если она затрагивает как налогооблагаемую прибыль, использованную для определения текущего налога, так и налоговую базу, использованную для определения отложенного налога), организация должна применять непротиворечивые суждения и расчетные оценки для текущего и отложенного налогов.

Изменения фактов и обстоятельств

13 Организация должна повторно проанализировать суждение или расчетные оценки, требуемые настоящим Разъяснением, в случае изменения фактов и обстоятельств, на которых были основаны данные суждения или расчетные оценки, либо в случае появления новой информации, которая оказывает влияние на указанные суждения или расчетные оценки. Например, изменение фактов и обстоятельств может изменить вывод организации о допустимости той или иной налоговой трактовки или расчетную оценку организации о влиянии неопределенности, или и то и другое. В пунктах A1 - A3 содержатся указания в отношении изменений фактов и обстоятельств.

14 Организация должна отражать влияние изменения фактов и обстоятельств или появления новой информации как изменение в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменение в бухгалтерских оценках и ошибки". Организация должна применять МСФО (IAS) 10 "События после отчетного периода", чтобы определить, является ли изменение, которое происходит после отчетного периода, корректирующим или не корректирующим событием.

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Данное приложение является неотъемлемой частью Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23 и по своей силе равнозначно другим разделам Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23.

Изменение фактов и обстоятельств (пункт 13)

A1 При применении пункта 13 настоящего Разъяснения организация должна оценить значимость и влияние изменения фактов и обстоятельств или появления новой информации в контексте применимого налогового законодательства. Например, определенное событие может привести к пересмотру суждения или расчетной оценки в отношении одной налоговой трактовки, но не других, если эти налоговые трактовки относятся к разным налоговым законам.

A2 Примеры изменений фактов и обстоятельств или появления новой информации, которые, в зависимости от обстоятельств, могут привести к пересмотру суждения или расчетной оценки, требуемых настоящим Разъяснением, включают следующие, но не ограничиваются ими:

(a) проверки или действия, предпринятые налоговым органом. Например:

(i) согласие или несогласие налогового органа с данной налоговой трактовкой или аналогичной налоговой трактовкой, используемой организацией;

(ii) информация о том, что налоговый орган согласился или не согласился с аналогичной налоговой трактовкой, используемой другой организацией; и

(iii) появление информации о сумме, полученной или выплаченной для урегулирования вопросов по аналогичной налоговой трактовке;

(b) изменение правил, установленных налоговым органом;

(c) истечение права налогового органа на проведение проверки или повторной проверки налоговой трактовки.

A3 Отсутствие согласия или несогласия налогового органа с той или иной налоговой трактовкой само по себе, вероятнее всего, не будет являться изменением фактов и обстоятельств или появлением новой информации, оказывающими влияние на суждения и расчетные оценки, требуемые настоящим Разъяснением.

A4 Когда существует неопределенность налоговой трактовки в отношении налога на прибыль, организация должна решить, будет ли она раскрывать информацию:

(a) о суждениях, принятых ею при определении налогооблагаемой прибыли (налогового убытка), налоговой базы, неиспользованных налоговых убытков, неиспользованных налоговых льгот или ставок налога, в соответствии с пунктом 122 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"; и

(b) о допущениях и расчетных оценках, использованных при определении налогооблагаемой прибыли (налогового убытка), налоговой базы, неиспользованных налоговых убытков, неиспользованных налоговых льгот или ставок налога, в соответствии с пунктами 125 - 129 МСФО (IAS) 1.

A5 Если организация придет к заключению, что существует высокая вероятность, что налоговые органы согласятся с неопределенной налоговой трактовкой, организация должна решить, следует ли раскрыть информацию о потенциальном влиянии неопределенности в качестве относящегося к налогам условного обязательства или условного актива в соответствии с пунктом 88 МСФО (IAS) 12.

ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данное приложение является неотъемлемой частью Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23 и по своей силе равнозначно другим разделам Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23.

Дата вступления в силу

B1 Организация должна применять настоящее Разъяснение в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2019 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данное Разъяснение в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

B2 При первоначальном применении организация должна применять настоящее Разъяснение:

(a) ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8, если это возможно без использования более поздней информации; либо

(b) ретроспективно с суммарным эффектом первоначального применения настоящего Разъяснения, признанным на дату первоначального применения. Если организация принимает решение использовать данный подход, она не должна пересчитывать сравнительную информацию. Вместо этого организация должна признать суммарный эффект первоначального применения настоящего Разъяснения в качестве корректировки вступительного сальдо нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, в зависимости от ситуации). Датой первоначального применения является начало годового отчетного периода, в котором организация впервые применяет настоящее Разъяснение.

Организация должна применить поправку в данном приложении одновременно с применением Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23.

Поправки к МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности"

После пункта 39AD включить пункт 39AF следующего содержания:

39AF Разъяснением КРМФО (IFRIC) 23 "Неопределенность в отношении учета налога на прибыль" добавлен пункт E8. Организация должна применить данную поправку одновременно с применением Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23.

После пункта E7 включить пункт E8 и заголовок следующего содержания:

Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль

E8 Организация, впервые применяющая МСФО, которая переходит на МСФО до 1 июля 2017 года, вправе принять решение не отражать применение Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23 "Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль" в сравнительной информации в своей первой финансовой отчетности по МСФО. Организация, которая принимает такое решение, должна признать суммарный эффект применения Разъяснения КРМФО (IFRIC) 23 в качестве корректировки вступительного сальдо нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, в зависимости от ситуации) в начале первого отчетного периода по МСФО.

Текущие налоговые расходы за период основаны на налогооблагаемых и подлежащих вычету суммах, которые будут показаны в налоговой декларации за текущий год. Предприятие признает обязательство в бухгалтерском балансе в отношении текущих налоговых расходов за текущий и предыдущие периоды в той степени, в которой оно не выплачено. Он признает актив, если текущий налог был переплачен. МСФО (IAS) 12 посвящен налогам на прибыль, включающим текущий налог и отложенный налог.

Текущие налоговые активы и обязательства за текущий и предыдущие периоды оцениваются по сумме, ожидаемой к уплате (возмещению) из налоговых органов, с использованием налоговых ставок и налогового законодательства, которые были приняты или по существу вступили в силу на отчетную дату.

Налог, подлежащий уплате, исходя из налогооблагаемой прибыли, редко совпадает с ожидаемыми расходами по налогу на прибыль, основанными на учете прибыли до налогообложения. Налоговое законодательство и стандарты финансового учета признают и измеряют доходы, расходы, активы и обязательства по-разному.

Отложенный налоговый учет стремится устранить это несоответствие. Он основан на временных различиях между налоговой базой актива или обязательства и его балансовой стоимостью в финансовой отчетности. Например, если актив переоценивается в сторону увеличения, но не продается, переоценка создает временную разницу (если балансовая стоимость актива в финансовой отчетности превышает налоговую базу актива), а налоговые последствия представляют собой отложенный налог ответственность.

Отложенный налог предоставляется в полном объеме для всех временных разниц, возникающих между налоговой базой активов и обязательств и их балансовой стоимостью в финансовой отчетности, за исключением случаев, когда временная разница возникает из:

— Первоначальное признание гудвилла (только для отложенных налоговых обязательств);
— Первоначальное признание актива или обязательства в сделке, которая не является объединением бизнеса и не влияет ни на бухгалтерскую прибыль, ни на налогооблагаемую прибыль; а также
— Инвестиции в дочерние компании, филиалы, ассоциированные компании и совместные предприятия, но только в тех случаях, когда применяются определенные критерии.

Отложенные налоговые активы и обязательства оцениваются по ставкам налога, которые, как ожидается, будут применяться к периоду реализации актива или погашения обязательства, на основании ставок налога (и налогового законодательства), которые были приняты или по существу приняты в бухгалтерском балансе. Дата. Дисконтирование отложенных налоговых активов и обязательств не допускается.

Как правило, оценка отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов отражает налоговые последствия, которые вытекают из того, как организация ожидает на отчетную дату восстановить или урегулировать балансовую стоимость своих активов и обязательств.

Балансовая стоимость не подлежащего амортизации актива (такого как земля) может быть восстановлена ​​только путем продажи. Что касается других активов, то способ, которым руководство ожидает получить актив (то есть путем использования или продажи, или их комбинации), рассматривается на каждую отчетную дату.

Исключение было введено для инвестиционной собственности, оцениваемой с использованием модели справедливой стоимости в МСФО (IAS) 40, с опровержимым допущением, что такая инвестиционная собственность полностью возмещается посредством продажи. Руководство признает отложенный налоговый актив только для вычитаемых временных разниц в той степени, в которой существует вероятность того, что будет получена налогооблагаемая прибыль, против которой вычитаемая временная разница может быть использована. Это также относится к отложенным налоговым активам за неиспользованные налоговые убытки, перенесенные на будущие периоды.

Текущий и отложенный налог признается в составе прибыли или убытка за период, если только налог не возникает в результате объединения бизнеса или операции или события, которое признается за пределами прибыли или убытка, либо в составе прочего совокупного дохода, либо непосредственно в капитале, в той же или иной сумме. период. Налоговые последствия, которые сопровождают, например, изменение налоговых ставок или налогового законодательства, переоценку возмещаемости отложенных налоговых активов или изменение ожидаемого способа восстановления актива, признаются в составе прибыли или убытка, за исключением случаев, когда что они относятся к предметам, ранее начисленным или зачисленным за пределы прибыли или убытка.

КИМСФО 23 «Неопределенность в отношении налоговых режимов»

Данная КИМСФО разъясняет, как применяются требования МСФО (IAS) 12 «Налог на прибыль» в отношении признания и оценки, когда существует неопределенность в отношении режимов подоходного налога. Действует с 1 января 2019 года.

Віктор ШЕКЕРА, директор з корпоративного оподаткування KPMG в Україні

Український переклад IFRIC 23 «Uncertainty over Income Tax Treatments», затверджений IASB у травні 2017 року, був оприлюднений 14.06.2019 р. на офіційному вебсайті Мінфіну ( КТМФЗ 23 «Невизначеність щодо підходів до податку на прибуток» ), і відтак відповідно до частини першої ст. 12 Закону про бухоблік КТМФЗ (IFRIC) 23 став частиною «українських» МСФЗ та обов’язковим для застосування під час складання офіційної фінансової звітності в Україні для деяких категорій підприємств. Передусім йдеться про «великі» підприємства, інші підприємства, що становлять суспільний інтерес банки, підприємства, які застосовують МСФЗ за власним рішенням тощо. Тож проаналізуємо його основні положення, а також надаємо поради щодо практичних аспектів застосування КТМФЗ 23 в українських реаліях 1 .

Скільки відтінків у невизначеності щодо податку на прибуток?

Основні вимоги КТМФЗ (IFRIC) 23 стосуються розкриття (або нерозкриття) у фінансовій звітності впливу невизначеного підходу до податку — підходу до декларування податку на прибуток, щодо якого (підходу) існує невизначеність із приводу того, чи визнає такий підхід податковий орган прийнятним за податковим законодавством (§ 3 (в) КТМФЗ 23 ).

Зокрема, платнику податку слід розглянути, наскільки ймовірним є прийняття (або неприйняття) податковими органами (у тому числі й судами) невизначеного підходу до податку, якщо такий підхід застосовувався (застосовуватиметься) під час декларування податку на прибуток (§§ 9, 10 КТМФЗ 23 ).

У тому разі, якщо існує ймовірність прийняття податковим органом невизначеного підходу до податку, відповідно до § 10 КТМФЗ 23 та § А5 додатка А «Керівництво щодо застосування» до КТМФЗ 23 платник:

  • визначає оподатковуваний прибуток (податковий збиток), невикористані податкові збитки, невикористані податкові вигоди або ставки оподаткування згідно з підходом до податку, який використовують або планують використовувати під час декларування податку на прибуток;
  • визначає доцільність розкриття у своїй фінансовій звітності за МСФЗ потенційного впливу невизначеності як пов’язаної з податком непередбаченої події із застосуванням § 88 МСБО 12 «Податки на прибуток» (тобто інформації про пов’язані з податком на прибуток суттєві умовні зобов’язання та умовні активи відповідно до положень МСБО 37 «Забезпечення, умовні зобов’язання та умовні активи» ).

§§ 11, 12 КТМФЗ 23 передбачено, що якщо не існує ймовірності прийняття податковим органом невизначеного підходу до податку (який був застосований під час декларування податку на прибуток), вплив невизначеності відображають під час визначення відповідного оподатковуваного прибутку (податкового збитку), баз оподаткування, невикористаних податкових збитків та податкових відшкодувань із використанням одного із таких методів, залежно від того, який метод, за оцінкою платника, найкраще підходить для оцінки впливу невизначеності: (а) метод найімовірнішої суми або (б) метод очікуваного значення.

Тобто у разі коли прийняття податковим органом невизначеного підходу до податку не є ймовірним, додатково до звичного бухгалтерського проведення Дт 98 «Витрати з податку на прибуток» Кт 64, субрахунок «Податок на прибуток», на суму податку на прибуток, зазначену в декларації, платник буде зобов’язаний відобразити у фінансовій звітності «додаткове» нарахування/витрати (і відповідні зобов’язання) з податку на прибуток на основі такої невизначеності — за методом найімовірнішої суми або за методом очікуваного значення.

Якщо невизначений підхід до податку впливає як на поточний податок на прибуток, так і на відстрочений податок (наприклад, у разі впливу на податкові бази активів та зобов’язань), платник застосовує послідовні судження та оцінки щодо розкриття (або визнання) у фінансовій звітності ефекту невизначеності як щодо поточного податку на прибуток, так і щодо відстрочених податкових зобов’язань та активів згідно з положеннями МСБО 12 .

Текущие налоговые расходы за период основаны на налогооблагаемых и подлежащих вычету суммах, которые будут показаны в налоговой декларации за текущий год. Предприятие признает обязательство в бухгалтерском балансе в отношении текущих налоговых расходов за текущий и предыдущие периоды в той степени, в которой оно не выплачено. Он признает актив, если текущий налог был переплачен. МСФО (IAS) 12 посвящен налогам на прибыль, включающим текущий налог и отложенный налог.

Текущие налоговые активы и обязательства за текущий и предыдущие периоды оцениваются по сумме, ожидаемой к уплате (возмещению) из налоговых органов, с использованием налоговых ставок и налогового законодательства, которые были приняты или по существу вступили в силу на отчетную дату.

Налог, подлежащий уплате, исходя из налогооблагаемой прибыли, редко совпадает с ожидаемыми расходами по налогу на прибыль, основанными на учете прибыли до налогообложения. Налоговое законодательство и стандарты финансового учета признают и измеряют доходы, расходы, активы и обязательства по-разному.

Отложенный налоговый учет стремится устранить это несоответствие. Он основан на временных различиях между налоговой базой актива или обязательства и его балансовой стоимостью в финансовой отчетности. Например, если актив переоценивается в сторону увеличения, но не продается, переоценка создает временную разницу (если балансовая стоимость актива в финансовой отчетности превышает налоговую базу актива), а налоговые последствия представляют собой отложенный налог ответственность.

Отложенный налог предоставляется в полном объеме для всех временных разниц, возникающих между налоговой базой активов и обязательств и их балансовой стоимостью в финансовой отчетности, за исключением случаев, когда временная разница возникает из:

— Первоначальное признание гудвилла (только для отложенных налоговых обязательств);
— Первоначальное признание актива или обязательства в сделке, которая не является объединением бизнеса и не влияет ни на бухгалтерскую прибыль, ни на налогооблагаемую прибыль; а также
— Инвестиции в дочерние компании, филиалы, ассоциированные компании и совместные предприятия, но только в тех случаях, когда применяются определенные критерии.

Отложенные налоговые активы и обязательства оцениваются по ставкам налога, которые, как ожидается, будут применяться к периоду реализации актива или погашения обязательства, на основании ставок налога (и налогового законодательства), которые были приняты или по существу приняты в бухгалтерском балансе. Дата. Дисконтирование отложенных налоговых активов и обязательств не допускается.

Как правило, оценка отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов отражает налоговые последствия, которые вытекают из того, как организация ожидает на отчетную дату восстановить или урегулировать балансовую стоимость своих активов и обязательств.

Балансовая стоимость не подлежащего амортизации актива (такого как земля) может быть восстановлена ​​только путем продажи. Что касается других активов, то способ, которым руководство ожидает получить актив (то есть путем использования или продажи, или их комбинации), рассматривается на каждую отчетную дату.

Исключение было введено для инвестиционной собственности, оцениваемой с использованием модели справедливой стоимости в МСФО (IAS) 40, с опровержимым допущением, что такая инвестиционная собственность полностью возмещается посредством продажи. Руководство признает отложенный налоговый актив только для вычитаемых временных разниц в той степени, в которой существует вероятность того, что будет получена налогооблагаемая прибыль, против которой вычитаемая временная разница может быть использована. Это также относится к отложенным налоговым активам за неиспользованные налоговые убытки, перенесенные на будущие периоды.

Текущий и отложенный налог признается в составе прибыли или убытка за период, если только налог не возникает в результате объединения бизнеса или операции или события, которое признается за пределами прибыли или убытка, либо в составе прочего совокупного дохода, либо непосредственно в капитале, в той же или иной сумме. период. Налоговые последствия, которые сопровождают, например, изменение налоговых ставок или налогового законодательства, переоценку возмещаемости отложенных налоговых активов или изменение ожидаемого способа восстановления актива, признаются в составе прибыли или убытка, за исключением случаев, когда что они относятся к предметам, ранее начисленным или зачисленным за пределы прибыли или убытка.

КИМСФО 23 «Неопределенность в отношении налоговых режимов»

Данная КИМСФО разъясняет, как применяются требования МСФО (IAS) 12 «Налог на прибыль» в отношении признания и оценки, когда существует неопределенность в отношении режимов подоходного налога. Действует с 1 января 2019 года.

Читайте также: