Концепции налогообложения в конце xix начале хх вв

Опубликовано: 15.05.2024

Во второй половине XIX -- начале XX века налоговая система Российской империи включала два уровня налогообложения: государственные доходы и местные сборы. Главным источником дохода государственного бюджета являлись налоги, государственные сборы и пошлины. Рассмотрим основные принципы функционирования налоговой системы того времени,и, соответственно, налоговой политики.

1.К концу XIX века налоговая система Российской империи находилась в состоянии перехода на новый уровень экономических отношений, построенных на подоходно-имущественных началах. Несмотря на отставание России от европейской модели российская налоговая система обеспечивала достаточный объем прогрессирующих поступлений в бюджет, необходимых для финансовой стабильности государства.

2. Во второй половине XIX - начале XX века в России не соблюдались принципы справедливости (всеобщности и равномерности) налогообложения, поскольку вся тяжесть не только косвенного, но и прямого налогообложения ложилась на беднейшие слои населения.

3. Налоговая система начала XX века обладала недостатками, связанными с отсутствием единого критерия построения самой системы, нарушением принципа равномерности.

4. Преобладание косвенного налогообложения в системе доходов обуславливало неэластичность и несовершенство всей налоговой системы Российской империи. Это связывалось с тем, что она была ориентирована на получение доходов от налогов с продуктов потребления, представляющих наиболее простейший механизм взимания.

5. Общей закономерностью реформирования косвенного налогообложения стал переход к патентно-акцизной системе, при которой общий сбор включал акциз, представлявший собой собственно налог на потребление и патентный сбор как особый вид промыслового налога.

6. Таможенная политика Российской империи являлась мощным инструментом регулирования, как всей экономической жизни страны, так и отдельных отраслей промышленности.

7. Реформирование налоговых органов Российской империи было связано с учреждением податных инспекторов, в результате которого была реализована основная идея преобразования и последовательная реализация принципов дифференциации и справедливости налогообложения.

Правила налоговой политики

Первое правило состоит в том, что распределение основной массы налогового бремени должно основываться на принципах социальной справедливости. При налогообложении сферы потребления принцип социальной справедливости выражается в льготном (пониженном) налогообложении товаров, продуктов и услуг, входящих в состав необходимого минимума потребления (основные продукты питания,

Второе правило состоит в том, что весь процесс налогообложения должен быть экономически эффективным, т.е. затраты государства и налогоплательщиков в связи с выполнением последними своих налоговых обязательств должны быть минимальными.

Третье правило устанавливает, что приоритетной целью налоговой политики является обеспечение необходимых условий для экономического развития и инвестиций в национальную экономику.Главной идеей здесь выступает принцип, установленный еще классиками политэкономической науки: налогообложение при всех ситуациях не должно выходить за пределы текущих доходов граждан и предприятий.

Четвертое правило требует, чтобы принятая система налогообложения не могла препятствовать законному праву каждого гражданина самостоятельно, своими силами и средствами в законном порядке обеспечивать достойное проживание себе и своей семье.

Пятое правило утверждает, что в основе налоговой политики государства должна быть заложена защита законных интересов нации в целом и каждого отдельного гражданина в частности.Государственная налоговая политика России должна защищать национальные интересы как внутри страны, так и за ее пределами.

Шестое правило рекомендует устанавливать основные налоговые режимы таким образом, чтобы они либо наказывали практику нарушения режима самосохранения или воспроизведения окружающей среды, либо способствовали накоплению финансовых средств в специальных фондах, используемых для восстановления природы и ее ресурсов.

Седьмое правило требует, чтобы государство воздерживалось от использования налогов и системы налогообложения в целом для вмешательства в хозяйственную и частную жизнь граждан.Граждане вправе возражать против неоправданного расширения прав налоговых органов и против использования налоговых средств для решения других задач государственных органов, не связанных непосредственно с финансовым обеспечением их деятельности.

Восьмое правило признает, что праву государства на взимание налогов непосредственно противостоит обязанность государства и его органов публично, своевременно и исчерпывающим образом информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях.

Девятое правило в применении к нашей стране состоит в том, что Россия придерживается принципа налоговой недискриминации в отношении граждан и предприятий других стран, но только в тех случаях, когда его применение не противоречит защите ее национальных интересов.

Десятое правило утверждает запрет двойного налогообложения. Во всех этих случаях государства — каждое в отдельности или на основе их сотрудничества — должны принимать все необходимые меры, чтобы исключить двойное налогообложение.

Одиннадцатое правило запрещает государству использовать свою эмиссионную политику как средство скрытого повышения налогообложения.

Двенадцатое правило устанавливает, что налогоплательщикам должно быть дано право учитывать при взыскании с них обязательных налоговых платежей имеющиеся встречные обязательства государства (его органов). В качестве альтернативного средства защиты от возможных налоговых штрафов и санкций за налогоплательщиком должно быть признано право авансовой (досрочной) уплаты налогов.

Налоговая политика ВОВ

Великая Отечественная война коренным образом перестроила народное хозяйство страны и внесла серьезные изменения в финансовую и налоговую политику. Поскольку экономический потенциал государства значительно сократился в связи с оккупацией западных регионов СССР, снизились доходы госбюджета.

В налоговой системе государства произошли существенные изменения:

− значительно повысились налоги и различные сборы с населения

− расширился круг налогоплательщиков в основном за счет привлечения к уплате налогов лиц, «не имеющих собственных доходов», т.е.

− более полно учитывалась налогооблагаемая база, в частности доходы крестьян от продажи на рынке своей продукции по повышенным ценам;

− изменился принцип взимания некоторых налогов (например, при введении в 1942 г. военного налога был использован давно забытый принцип подушного налога, который значительно упростил его администрирование).

Основные налоги стали повышаться уже с первых дней войны. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения». Плательщики надбавки подразделялись на две категории:

1) рабочие и служащие;

2) прочие плательщики.

Внутри каждой категории размер надбавки зависел от отношения плательщика к действительной военной службе или призыву в армию по мобилизации.

Надбавка была установлена в размере 100% к сумме сельскохозяйственного налога. Семьям колхозников и единоличников, имевшим военнослужащих, предоставлялись льготы: 1 военный – скидка 50%, 2 и более – полное освобождение. Сроки уплаты сельхозналога были передвинуты на 1 мес. вперед.

Кроме того, Президиум ВС СССР принял Указ «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР», по которому налог распространялся на лиц, достигших 20- летнего возраста и не имевших детей. Мужчины от 50 лет и старше, а женщины с 45 лет и старше налог не платили.

Указом Президиума вводился военный налог «для покрытия военных расходов» с одновременной отменой надбавок к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Его уплачивали все граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, «независимо от наличия источника дохода» Исключение составляли военнослужащие, находящиеся на фронте, члены их семей и инвалиды войны и труда 1-й и 2-й групп. Мужчины 60 лет и старше, а также женщины 55 лет и старше, пенсионеры платили налог лишь в том случае, если они имели самостоятельные источники дохода. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердой ставке. Необлагаемый минимум не устанавливался.

С кустарей, ремесленников, владельцев строений и других граждан, имевших доходы, налог взимался по «утроенным ставкам», установленным для рабочих и служащих. Ставка 100 руб. устанавливалась для иждивенцев. В результате количество плательщиков военного налога намного превысило число плательщиков сельскохозяйственного и подоходного налогов.

В налоговом администрировании применялась дифференцированная прогрессивная шкала налогообложения практически во всех сферах деятельности.

Следует отметить, что такие меры налоговой политики во время военного кризисного функционирования экономики были достаточно эффективными.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Российские экономисты осознавали, что отечественная налоговая система должна обеспечивать наполнение бюджета, способствовать росту экономического потенциала страны и стабилизации социальных отношений. В трудах российских ученых XIX - начала XX веков прослеживается идея многофункциональности налоговой политики.

Еще в начале 19 в. российскими экономистами выделяется фискальная функция как прямое отчуждение части доходов отдельного человека или предприятия в пользу государства. Таким образом, российскими финансистами делается первый шаг в поисках обоснованности налоговых сборов и оптимального давления налоговой нагрузки.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные.

В обосновании правомерности налоговых сборов абсолютное большинство российских исследователей приходит к осознанию существования стабилизирующей функции налоговой политики, т.е. восприятия налогов в качестве основы стабильного функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-политической структуры - «налог есть часть имущества и трудов… людей, уделяемый ими на удовлетворение нужд… общества».

Но если в XIX в. основными функциями налоговой системы в рамках государственной финансовой политики российскими учеными рассматриваются фискальная и стабилизирующая функции, то уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. (особенно в исследованиях 20-х годов) появляется осознание возможности использовать налоги в качестве «орудия экономических и социальных реформ» , условия «развития производительных сил»

Таким образом в Х1Х-ХХ вв., осознается возможность использования регулирующей и стимулирующей функций налоговой политики - использования налогов и сборов в качестве системы мер экономического воздействия на общественное производство: его структуру, динамику, направления и темпы модернизации.

Для российских исследователей в сфере теории налогов характерен также поиск оптимальной налоговой нагрузки, прежде всего, в сочетании систем прямого и косвенного налогообложения.
Таким образом, отечественными учеными уже к концу первой четверти XX века были в полной мере сформулированы и определены принципы реализации налоговой политики. Так, российской финансовой наукой признавались: фискальная, стабилизирующая, регулирующая, стимулирующая и социальная функции налоговой политики. Понятие «всеобщности налогов» обусловливало теоретическое обоснование наличия еще одной функции налогов - контрольной, которая призвана обеспечить непрерывное воспроизводство налоговойсистемы на всех уровнях отношений между государством и налогоплательщиками (т.е. воспроизводство самой фискальной функции).
Основными принципами налоговой политики признавались: всеобщность, определенность и справедливостьналогообложения, нашедшие свое теоретическое обоснование в разработках оптимизации налоговой нагрузки посредством обоснованного сочетания систем прямого и косвенного налогообложения.

В начале XX века в правительственных кругах Российской Империи рассматривался вопрос о введении прогрессивного подоходного налога. В 1907 г. Государственная Дума Российского государства впервые обсуждала проект введения прямого подоходного налога. Прогнозируемое снижение доли косвенного обложения позволило бы говорить о развитии прогрессивного характера российской налоговой политики, социальной ориентации изменений в распределении налогового бремени. Однако, начало первой мировой войны оборвало прогрессивные тенденции в развитии финансовой системы России и в значительной степени нивелировало ее многофункциональный характер.

Вторая группа проблем включает исследование процессов трансформации основных направлений налоговой политики в Советской России 20–30-х годов, прежде всего анализ системы налогообложения в годы НЭПа, а также исследование основных направлений и результатов налоговых реформ 30-х годов.

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Огромный рост финансовых потребностей и обесценение денег в годы Первой мировой войны значительно снизили реальное значение налогов. с национализацией кредитных и промышленных предприятий, ликвидацией частной собственности на землю, значительным сокращением частной торговли круг объектов, подлежащих налогообложению, все больше сужался. Политика всеобщих национализации и конфискаций, запрещение в конце 1918 г. частной торговли и переход к карточной системе распределения продуктов питания и личного потребления через единый заготовительный и распределительный государственный аппарат - Компрод (декрет СНК от 21 ноября 1918 г.) - привели к фактическому отмиранию и прямых налогов, и акцизов, и пошлин.




Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919–1920 гг. определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота»."

В связи с предполагавшейся отменой денежного обращения и внедрением натурального хозяйства 3 февраля 1921 г. был издан декрет об отмене всех денежных налогов и сборов, а 9 февраля 1921 г. налоговый аппарат был распущен.

Исследуя налоговые отношения в годы НЭПа, автор отмечает своеобразный трансформационный парадокс, когда в середине 1921 г. г началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе. Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.

Налоговая политика РФ, а затем СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.

| следующая лекция ==>
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ 17-19 веков | Принципы налогообложения. Структура и принципы построения налоговой системы РФ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоги и налогоплательщики в России на рубеже ХIХ?ХХ веков

В России на рубеже ХIХ?ХХ вв. прямыми н алогами ведал Департамент окладных сборов Министерства финансов. Косвенное обложение концентрировалось в Главном управлении неокладных сборов и казенной продажи питей, реорганизованном в 1900 г. из Департамента неокладных сборов в связи с расширением казенной винной операции. На местах сбором всех видов податей ведали Казенные палаты, в подчинении которых находился штат податных инспекторов. По положению о податной инспекции, принятому в 1899 г., была существенно расширена компетенция этого института, впервые возникшего в 1885 г. в связи с налоговыми реформами Н.Х. Бунге. По положению 1899 г. податным инспектором мог стать только человек с высшим образованием. Основными задачами инспектора были наблюдение за взиманием прямых налогов и надзор за общественными и сословными учреждениями, обязанными уплачивать казенные сборы.

На податную инспекцию была возложена большая работа по взиманию платежей и недоимок с крестьян, в связи с чем штат инспекторов был расширен. Накануне Первой мировой войны наряду с центральным аппаратом Департамента окладных сборов (около 200 штатных единиц) налоговая инспекция насчитывала примерно 1300 служащих (1 тысяча податных инспекторов и 300 их помощников) и, несмотря на относительную малочисленность, успешно справлялась со своим делом 1 .

По закону о государственном поземельном налоге его взиманием ведало возглавляемое губернатором соединенное губернское присутствие, в состав которого наряду с местными землевладельцами входили податные инспекторы. Налогом с недвижимости в городах ведало Губернское присутствие во главе с управляющим местной Казенной палатой, куда входили чины податной инспекции, представители Министерства финансов, городской голова, председатель губернской земской управы и до трех депутатов от плательщиков. Непосредственно в городах действовали Городские по налогу с недвижимости присутствия под началом местного податного инспектора, представителей городского самоуправления и депутатов от плательщиков.

Основной налог прямого обложения ? промысловый ? находился в компетенции Особого присутствия под председательством директора Департамента окладных сборов, а на местах начисление и взимание налога осуществлялось податной инспекцией под надзором управляющего Казенной палатой. В состав созываемых им Общих и Особых присутствий, помимо депутатов от городского и земского самоуправления, входили представители торгово-промышленных кругов, избираемые от купеческих и биржевых обществ данного города. Жалобы на неправильное обложение приносились в Губернское по промысловому налогу присутствие под председательством губернатора. Низовую структуру образовывали Раскладочные присутствия во главе с местным податным инспектором, в заседаниях его принимали участие как представители государственных учреждений и местного самоуправления, так и сами плательщики налога. Та же схема коллегиального органа сбора (присутствия), обеспечивавшего максимальный баланс интересов казны и плательщиков податей, с возложением ответственности за сбор на аппарат казенных палат и податной инспекции практиковалась и при взимании государственного квартирного налога 2 .

Коллегиальная форма налоговой администрации была действительно эффективной, объединяя интересы фиска с экспертизой общественных деятелей и депутатов-налогоплательщиков. Недовольство последних, особенно торгово-промышленных предпринимателей, вызывало засилье аграриев-латифундистов в присутствиях по поземельному налогу и недостаточное представительство буржуазии в органах обложения городской недвижимости и промыслов, где они оказывались в меньшинстве по сравнению с чинами налогового ведомства 3 . Однако, допуская деловых экспертов к обсуждению проблем взимания налога, представители Департамента окладных сборов право принятия решения оставляли безоговорочно за собой.

Важным аспектом характеристики российской налоговой системы является анализ социальных типов налогоплательщиков и уровень их обложения. В самом общем виде тяжесть податного бремени отражает соотношение между национальным доходом на душу населения и объемом платимых этой ?душой? налогов. Имеющиеся сводные данные на 1912 г. демонстрируют средний уровень налогообложения в России на фоне других европейских стран (см. таблицу 1) 4 .

Таблица 1. Уровень налогообложения в европейских странах в 1912 году

Налогов на душу населения, руб.

Национальный доход на душу населения, руб.

Отношение налога к доходу, %

Налоговое бремя в России в абсолютных цифрах, таким образом, оказывалось в 2?4 раза легче, чем в развитых западноевропейских державах, но реальная тяжесть обложения, то есть отношение к доходу, была выше вследствие крайне малой величины национального дохода на душу населения. Из своего скудного бюджета средний россиянин платил в казну податей больше, нежели богатые немец, англичанин и француз.

Средние цифры, впрочем, не дают адекватного представления о распределении налогового бремени среди основных категорий плательщиков. Налоговая система России, по точному замечанию дореволюционных экономистов, отличалась большой неуравнительностью обложения, поскольку преобразования отдельных налогов производились не одновременно и без общего плана. Прямое обложение основных категорий налогоплательщиков (в процентах к доходу) в 1913 г. представляло собой следующую картину (см. таблицу 2) 5 .

Таблица 2. Уровень прямого обложения основных категорий налогоплательщиков в России в 1913 году (в % к доходу)

Поземельное обложение владельцев угодий:

С частных владельцев земли

С крестьян (надельное землепользование)

С владельцев городской недвижимости

Промысловое обложение торгово-промышленных предпринимателей:

С собственников денежных капиталов (рантье)

Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о весьма заметном разрыве в уровне налогообложения разных социальных групп. Крестьянская земля облагалась вдвое более высокими налогами, чем помещичья, в торгово-промышленной сфере уровень обложения колебался от 11,4 до 16,2%, с владельцев городской недвижимости налогов взималось втрое больше, чем с живущих на доход от денежных капиталов (16,7 и 5%).

Обращает на себя внимание весьма высокий уровень местного обложения, который у отдельных категорий плательщиков (частных землевладельцев, крестьян, хозяев городской недвижимости) превышает даже ставки государственного налога. Но в то же время в сравнении с центральным государственным бюджетом бюджет органов местного самоуправления (земского, городского и крестьянского), формировавшийся за счет налоговых сборов, заметной роли не играл. По имеющимся данным Министерства финансов, в 1902 г. в целом по России земства получили доход от налогов в размере 121 млн. руб., городские думы ? 117,7 млн. руб., крестьянские мирские и сословные органы ? 70,8 млн. руб. (итого 309,5 млн. руб.). Доходная же часть государственного бюджета за этот год была равна 1428 млн. руб., то есть доля местного бюджета составляла всего 22% от государственного 6 .

Особого внимания заслуживает проблема налогового бремени основных податных групп населения страны ? крестьян, рабочих, торгово-промышленных предпринимателей и владельцев городской недвижимости.

Крестьянство в России являлось самой многочисленной и наиболее отягощенной налогами группой населения. Отмена выкупных платежей в 1906 г. избавила земледельцев от тягостной подати, однако льгота фактически была сведена на нет ростом иных налогов. За 1907?1913 гг. налоги на крестьянство, государственные и местные, возросли с 601 до 770 млн. руб., или на 28%, тогда как сельское население увеличилось всего на 9%. Таким образом, в годы столыпинской реформы налоговый гнет (главным образом за счет косвенных налогов) рос втрое быстрее, чем деревенское население. Череда хороших урожаев позволила крестьянину поднять доходность своего хозяйства в среднем по России за 1907?1913 гг. на 28%, но рост налогов последовательно ?съедал? эту прибавку, не позволяя существенно поднять уровень жизни крестьянства. Валовой доход на душу сельского населения возрос незначительно (с 31,6 до 36,7 руб.), а отношение налогов и арендных платежей составляло около 22% к валовой доходности крестьянского хозяйства, что следует признать весьма высокой нормой обложения 7 .

Российская деревня, по оценке советских историков, была максимально обложена податями. Этот вывод имеет под собой основания, однако все познается в сравнении: после Октябрьской революции, отменившей плату за аренду и покупку земли, крестьянин в 1918?1919 гг. отдавал в казну 16,7% своего фонда потребления, то есть примерно столько же, сколько до мировой войны; в 1920?1921 гг., в разгар ?военного коммунизма?, ? 26,1%; с введением нэпа в 1921?1922 гг. ? все еще 20,9%, и лишь в 1923 г. обложение снизилось до 18,6%, оставаясь тем не менее выше уровня 1913 года. Если до революции крестьянин стонал под тяжестью налогов, о чем справедливо писала либеральная публицистика, то в годы революции и Гражданской войны он был вконец ограблен новым режимом, давшим крестьянину землю, но обложившим его непосильными поборами 8 .

Рабочие на рубеже ХIХ?ХХ вв. на уплату прямых податей расходовали всего 0,5?0,6% годового бюджета, и эти пропорции сохранились до Первой мировой войны. Главной статьей расходов городских рабочих в 1899?1913 гг. являлись питание и жилье: у одиноких они составляли 52?60% бюджета, у семейных ? 57?80%. Оставшиеся 20?40% тратились на удовлетворение всех прочих потребностей, в частности, из них уплачивались налоги. В начале XX в., особенно после революции 1905?1907 гг., средняя заработная плата фабрично-заводских рабочих выросла на 7,5% ? с 245 руб. в 1907 г. до 263 руб. в 1913 г. (при росте индекса розничных цен на 4?5%, то есть заработок реально повысился на 2,5?3,5%), структура же расходов и объем уплачиваемых государству податей остались неизменными 9 .

По сравнению с крестьянином городской рабочий имел более высокий денежный доход, но основную часть заработка вынужден был тратить на наем жилья и питание и покупал гораздо больше городских товаров, облагаемых государственным акцизом. Поэтому, хотя прямых налогов рабочие платили не много (в основном это были поземельные и мирские сборы с тех, кто отправился в город на заработки, но официально продолжал числиться в составе деревенской общины), косвенное обложение ?городских крестьян? было значительно больше, чем деревенских жителей. В среднем с учетом прямых и косвенных налогов уровень государственного обложения городских рабочих был сопоставим с налогообложением крестьян и составлял примерно 6% всех расходов 10 .

У среднего петербургского рабочего более 80% заработка уходило на материальные потребности и поддержание физического существования. Жил он в дешевых ?угловых квартирах?, питался в сомнительных трактирах, носил чужие обноски, покупая на толкучках ношеную одежду. При этом, как правило, поддерживал связь с деревней, платил государственные, земские и мирские сборы, старался скопить денег для посылки родным в деревню, хотя это было нелегко из-за городской дороговизны и тяжкого косвенного обложения, с которым рабочий сталкивался на каждом шагу 11 .

Торгово-промышленные и финансовые предприниматели являлись основной податной группой среди городского населения. Повышение уровня промыслового обложения в 1906 г. вызвало острую полемику между предпринимателями, утверждавшими, что ?обложение, созданное этим законом, непосильно для отечественной промышленности и торговли?, и правительством, ставившим под сомнение их скептические оценки 12 . Предприниматели справедливо указывали при этом, что обложение торговли и промышленности опережает поземельное: к 1914 г. сбор промыслового налога вырос по сравнению с 1905 г. на 150%, тогда как налоги земельные и с городской недвижимости ? всего на 124%. Правительство не могло этого не учитывать и после 1906 г. более не повышало ставок промыслового налога.

Официальная статистика Российской империи не содержит показателей уровня обложения торгово-промышленного и финансового сектора экономики, поэтому о податном бремени торгово-промышленных и финансовых компаний можно судить лишь на основе их собственных подсчетов. Обобщенные данные были представлены московским Биржевым комитетом в связи с обсуждением законопроекта Министерства финансов о подоходном налоге в России. Созданная в связи с этим комиссия под председательством П.П. Рябушинского, заседавшая в 1906?1907 гг., попыталась выяснить, сколько податей платит предприниматель в России и как возрастет его обложение после введения подоходного налога.

Комиссией была подготовлена и разослана по предприятиям Центрального района специальная анкета с перечнем вопросов об уровне обложения. Ответы были получены от 146 фирм, среди которых 66 относились к неотчетным предприятиям (торговые дома), а 80 являлись акционерными компаниями, обязанными публичной отчетностью. Фирмы первой группы имели при 80,1 млн. руб. капитала 8,4 млн. руб. чистой прибыли, то есть прибыль составляла 10,3% к капиталу. Более крупные акционерные фирмы имели 186,5 млн. руб. капитала и 20,8 млн. руб. чистой прибыли, или 11,6% к капиталу. Уровень обложения каждой из групп отражен в таблице 3 13 .

Таблица 3. Уровень налогообложения неакционерных и акционерных торгово-промышленных предприятий в 1907 году (млн. руб.)

Основы налоговой системы России конца XIX — начала XX в. были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863-1865 и 1885-1887 гг.

К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложения, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены соляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882—1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога.

В начале XX в. роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика. В качестве примера приведены данные об исполнении государственного бюджета России за 1906 г. (руб., % к итогу):


Как видно из приведенных данных, в России основными по объемам были неналоговые доходы. Надолго налогов приходилось менее 33% обыкновенных доходов. Наиболее значительными из числа неналоговых доходов этого периода были казенные доходы от продажи питей, которые устойчиво превышали 30%.

До введения винной монополии с 1895 г. спирт и иная алкогольная продукция подвергались акцизному обложению. Еще до введения винной монополии в 1886 г. доля питейных акцизов в общем объеме доходов российского бюджета составляла 37,6%.

В Российской империи в конце XIX — начале XX в. основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных компонентов:

• основного сбора, который представлял собой внесение платы за

• дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из

нескольких сборов, адресованных различным по статусу юридическим и

с акционерных и других предприятий, обязанных публичной

отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а) налога с капитала;

б) процентного сбора с прибыли;

с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью,

дополнительный сбор взимался в виде:

а) раскладочного сбора;

б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный

Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:

— местности (существовало пять классов местностей в зависимости от степени развития в них торговли и промышленности);

— разряда торгового или промышленного предприятия.

До 1898 г. разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов.

Позднее были введены дифференцированные критерии:

— для кредитных организаций — в зависимости от суммы капитала;

для страховых организаций — в зависимости от суммы страховых

для торговых акционерных предприятий — в зависимости от суммы

для торговых неакционерных предприятий оклады устанавливались по

пяти видам деятельности (оптовая, розничная, мелочная торговля;

мелочные товары особо поименованные; развозный и разносный торг);

для промышленных предприятий было установлено три разряда в

зависимости от числа рабочих.

Если отсутствовали четкие признаки, по какому именно разряду облагать ту или иную деятельность, то налоговый оклад определялся по тому разряду, в котором цена свидетельства составляла бы не менее 5% нормальных размеров прибыли, установленной для Раскладочного сбора,

В рамках дополнительного сбора важную проблему на протяжении всего периода существования данного налога составлял раскладочный сбор. Его величина устанавливалась как общая сумма необходимых бюджету средств по данному налогу на грядущее трехлетие. Далее эта величина «раскладывалась» на губернии (этот сбор существовал только в губерниях европейской России и четырех сибирских). В рамках губерний специальный орган — губернское раскладочное присутствие — «раскладывал» данную сумму на налогоплательщиков. Теоретически «раскладка» проводилась исходя из объявляемого оборота и оценки процента средней прибыльности. Однако на практике зачастую раскладка велась пропорционально платежеспособности владельца предприятия, а не по объективным показателям его оборота и рентабельности.

Определенный интерес представляет список льгот по данному налогу в части раскладочного сбора. От раскладочного сбора освобождались:

• вновь возникающие предприятия в течение первого года работы;

• предприятия, прибыль которых не превышала определенный минимум

(в 1895 г. в двух столицах — 350 руб., в местностях 1-го класса — 300

• личные промысловые занятия;

Схема промыслового налога действовала в Российской империи начиная с налоговой реформы 1898 г. До 1917 г. в нее неоднократно вносились частные изменения (список местностей, относящихся к тому или иному разряду, изменение процентных ставок, изменение списка льгот и др.). Однако корректировки не меняли схемы по существу.

Так, в 1916 г. государственный промысловый налог в части основного промыслового налога уплачивался при выборке промысловых свидетельств на право торговли для каждого предприятия и каждой торговой лавки. Местности делились на четыре класса плюс столицы. В столицах промысловые свидетельства выдавались не ниже второго разряда. К местностям первого класса относились, в частности, Варшава, Киев, Одесса, Рига, к местностям второго класса — в частности, Астрахань, Баку, Казань, Иркутск, а также пригороды Москвы, Санкт-Петербурга. Например, основной промысловый налог в местностях первого класса по первому разряду предприятий уплачивался в размере 187,50 руб. + 30 руб. (по основному торговому помещению и с каждого складского помещения).

Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились и новые налоги:

• временный военный налог с проезжающих по железной дороге

пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным

• налог на военную прибыль;

• особый временный налог на русский хлопок;

• единовременный налог на телефоны;

Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась в экономической литературе и средствах массовой информации с 80-х годов XIX в. Первый активно обсуждавшийся проект подоходного налога относится к 1879 г. Им предусматривалось введение этого налога в качестве замены подушной подати. На протяжении почти 35 лет введение подоходного налога в России активно дискутировалось, но в итоге рассматривалось как нереальное и нецелесообразное.

Первый Закон о подоходном налоге фактически был утвержден лишь в 1916 г. Введенное положение распространялось на все местности Российского государства (за исключением Великого княжества Финляндского). Налог должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников:

• торговых, промышленных и иных предприятий;

• профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды

• иных, не поименованных выше источников доходов.

Не подпадали под налогообложение такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.

К кругу налогоплательщиков были отнесены:

• российские подданные (за исключением не проживающих постоянно в

• иностранные граждане, постоянно проживающие в России.

Кроме того, обложение подоходным налогом предполагалось распространить на сословные общества, биржевые, торговые и промышленные общества, акционерные общества и компании, паевые и иные товарищества и некоторые другие организации и институты.

Не подлежали налогообложению следующие виды доходов:

• паевые взносы членов обществ взаимного кредита;

• служебное вознаграждение в действующей армии;

• пенсии и пособия за службу в войсках и флоте, а также некоторые иные

• пособия на погребение членов семьи плательщика.

Указанным положением предусматривалась достаточно дробная шкала налогообложения: всего выделялась 91 позиция. В качестве примера приведем ставки, установленные положением на первые годы (1917—1919 гг.). Не подлежал налогообложению годовой доход менее 850 руб. С дохода от 850 до 900 руб. должно было быть уплачено 6 руб. С дохода от 900 до 1000 руб. должно было быть уплачено 7 руб., и т. д. С доходов, превышавших 400 тыс. руб., должно было быть уплачено 48 тыс. руб. плюс 1250 руб. на каждые полные 10 тыс. руб. дохода.

Однако данное положение так и не было реализовано. События 1917 г. заблокировали введение этой модели подоходного налога. Тем не менее именно это положение о подоходном налоге можно считать первой версией отечественного подоходного обложения.

Фактически к началу 1917 г. в России действовали следующие основные налоги:

• поземельный налог, который носил раскладочный характер;

• поземельные сборы, существовавшие на территории польских губерний,

Сибири и некоторых других местностей;

• налоги с недвижимых имуществ;

• подымная подать, взимавшаяся в посадах и селениях Польских

• кибиточная подать, взимавшаяся в Ставропольской губернии, Степном

и Туркестанском краях;

• оброчная подать и платежи переселенцев за пользование казенной

• налог на денежный капитал;

• эмиссионный налог с акций и облигаций;

• некоторые другие налоги.

Существенной характеристикой российской налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства. Налоговая система, действовавшая на территории польских губерний, существенно отличалась от той, что использовалась в губерниях Центральной России, а налогообложение на территории Средней Азии имело немного общих черт с налоговой системой сибирских губерний.

Российские экономисты осознавали, что отечественная налоговая система должна обеспечивать наполнение бюджета, способствовать росту экономического потенциала страны и стабилизации социальных отношений.

Еще в начале Xlk в. российскими экономистами выделяется фискальная функция как прямое отчуждение части доходов отдельного человека или предприятия в пользу государства. При этом превалирует позиция установления объективных границ налогового бремени, необходимость отказа от «излишних»2 налоговых платежей. Таким образом, российскими финансистами делается первый шаг в поисках обоснованности налоговых сборов и оптимального давления налоговой нагрузки.

В обосновании правомерности налоговых сборов абсолютное большинство российских исследователей приходит к осознанию существования стабилизирующей функции налоговой политики, т.е.

Сперанский М. М. Просты и записки. М.-Л., 1961, с.233 .

восприятия налогов в качестве основы стабильного функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-политической структуры - «налог есть часть имущества и трудов… людей, уделяемый ими на удовлетворение нужд… общества»3.

Но если в XIX в. основными функциями налоговой системы в рамках государственной финансовой политики российскими учеными рассматриваются фискальная и стабилизирующая функции, то уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. (особенно в исследованиях 20-х годов) появляется осознание возможности использовать налоги в качестве «орудия экономических и социальных реформ» , условия «развития производительных сил»5.

Таким образом, осознается возможность использования регулирующей и стимулирующей функций налоговой политики - использования налогов и сборов в качестве системы мер экономического воздействия на общественное производство: его структуру, динамику, направления и темпы модернизации.

Для российских исследователей в сфере теории налогов характерен также поиск оптимальной налоговой нагрузки, прежде всего, в сочетании систем прямого и косвенного налогообложения.

Таким образом, отечественными учеными уже к концу первой четверти XX века были в полной мере сформулированы и определены принципы реализации налоговой политики. Так, российской финансовой наукой признавались: фискальная, стабилизирующая, регулирующая, стимулирующая и социальная функции налоговой политики. Понятие «всеобщности налогов» обусловливало теоретическое обоснование наличия еще одной функции налогов - контрольной, которая призвана обеспечить непрерывное воспроизводство налоговой системы на всех уровнях отношений между государством и налогоплательщиками (т.е. воспроизводство самой фискальной функции).

Основными принципами налоговой политики признавались: всеобщность, определенность и справедливость налогообложения, нашедшие свое теоретическое обоснование в разработках оптимизации налоговой нагрузки посредством обоснованного сочетания систем прямого и косвенного налогообложения.

3 Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. - СПб., 1890, с. 238.

4 Озеров И. Х. Основы финансовой науки. Рига, 1923, с. 71. 5Твердохлебов Н. Н. Финансовые очерки. М., 1916, с. 49. 10

Автором проведен детальный анализ налоговой системы Российской Империи в начале XX в. в предвоенные годы, отражающий различные аспекты практической реализации многофункциональной направленности отечественной налоговой политики того периода. На основе анализа и статистической обработки обширного фактического материала показан значительный рост объемов налоговых доходов до 1914 г., наглядно демонстрирующий эффективность реализации фискальной функции налоговой политики.

В процентном отношении наибольший прирост дали пошлины и прямые налоги. Правительственные регалии, кроме казенной винной операции, т.е. преимущественно почтовые и телеграфные доходы, а также операции казенных железных дорог и доходы от других казенных имушеств заняли среднее место.

В приведенном приросте доходов за десятилетие (1903–1913 гг.). бесспорно, известная доля влияния принадлежит естественному приросту налоговых доходов, зависящему от возрастания благосостояния населения. Тем не менее, из подсчета прироста налоговых доходов, произведенного в 1905 - 1907 гг., прирост этот в 1907 г. определялся в сумме около 150 млн. руб.

Министерство финансов в 1903–1913 гг. СПб., 1914, с. 6.

Проведение политики дифференциации акцизных ставок на производимую продукцию в зависимости от объемов продаж, освобождение от акцизов экспортируемых товаров, приостановление действия или понижение акцизов на новые виды производимой продукции, осуществляемые в это же время, - все это свидетельствует о первых шагах реализации в отечественной налоговой политике регулирующей и стимулирующей функций налогообложения.

Система прямых (реальных) налогов в Российской Империи, несмотря на их относительно небольшую долю в общих доходах бюджета, в значительной степени способствовала реализации стабилизирующей и социальной функций налоговой политики. На средства от сборов промыслового налога финансировалась деятельность российских учреждений технического образования и научно-технические исследования в сфере промышленности, поддержание международных научных контактов. На средства от сборов поземельного и подомового налога осуществлялись мероприятия по благоустройству городов, дорожному строительству, землеустройству,

В начале XX века в правительственных кругах Российской Империи рассматривался вопрос о введении прогрессивного подоходного налога. В 1907 г. Государственная Дума Российского государства впервые обсуждала проект введения прямого подоходного налога. Прогнозируемое снижение доли косвенного обложения позволило бы говорить о развитии прогрессивного характера российской налоговой политики, социальной ориентации изменений в распределении налогового бремени.

Вторая группа проблем включает исследование процессов трансформации основных направлений налоговой политики в Советской России 20–30-х годов, прежде всего анализ системы налогообложения в годы НЭПа, а также исследование основных направлений и результатов налоговых реформ 30-х годов.

Огромный рост финансовых потребностей и обесценение денег в годы Первой мировой войны значительно снизили реальное значение налогов. Л с национализацией кредитных и промышленных предприятий, ликвидацией частной собственности на землю, значительным сокращением частной торговли круг объектов, подлежащих налогообложению, все больше сужался. Политика всеобщих национализации и конфискаций, запрещение в конце 1918 г. частной торговли и переход к карточной системе распределения продуктов питания и личного потребления через единый заготовительный и распределительный государственный аппарат - Компрод (декрет СНК от 21 ноября 1918 г.) - привели к фактическому отмиранию и прямых налогов, и акцизов, и пошлин.

Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919–1920 гг. определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота»." Насколько в то время господствовала эта точка зрения, показывает резолюция Всероссийского съезда финработников в мае 1919 г.: «развитие и укрепление натурального обложения в форме предоставления Государству части продуктов труда в натуральном виде и в форме трудовой повинности должно послужить основной целью советской налоговой политики, а в деле устранения денежного хозяйства - это одна из главных задач Советской власти»7.

В связи с предполагавшейся отменой денежного обращения и внедрением натурального хозяйства 3 февраля 1921 г. был издан декрет об отмене всех денежных налогов и сборов, а 9 февраля 1921 г.

Исследуя налоговые отношения в годы НЭПа, автор отмечает своеобразный трансформационный парадокс, когда в середине 1921 г. г началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе. Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.

Наиболее четко суть налоговой политики 20-х годов выражена в определении проф. А. Д. Соколова: «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или достижения каких-либо задач экономической политики»8.

Налоговая политика РФ, а затем СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.

Читайте также: