Налоговая реформа 1898 года предполагала

Опубликовано: 01.05.2024

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ, в кон. XIX и 1-й трети XX в. – налог за право ведения предпринимат. деят-ти. Крупнейший прямой налог России нач. XX в. (см. Налоги).

В законодат-ве понятие «промысловый налог» появилось в результате реформы 1898, однако осн. черты этого налога сформировались раньше. Его предыстория начинается с тамож. пошлин в средневековой Руси, взимавшихся за право торговли внутри страны. В 1753–54 внутр. таможни были отменены. Манифест 17 марта 1775 установил для купцов особую систему обложения. Вместо подушной подати с них стали взимать налог в 1 % с добровольно объявляемого ими капитала. Для каждой из 3 гильдий установили мин. капитал: 500, 1000, 10 тыс. руб. Запись в более высокую гильдию поощрялась особыми правами: 3-я гильдия – торговля в пределах города и уезда, 2-я – торговля по всей стране, 1-я – зарубеж. торговля. Как правило, купцы заявляли мин. капитал; т. о., процент. гильдейский сбор стал на деле не налогом с капитала, а сбором твердого размера за право торговли.

Гильдейская система 1775 относилась только к купцам и ограничивала торговлю крестьян. Положение изменил Павел I, к-рый установил для торгующих крестьян твердый сбор: 25 или 100 руб. в год в зависимости от размера торговли. Развивая эту линию, Александр I в 1812 установил для крестьян такую же систему, что для купцов: их обязали выбирать крест. торг. свидетельства, заявляя капитал и платя с него налог. За свидетельство 1 рода (капитал 50 тыс.) взималось 2,5 тыс. руб., 2 рода (25 тыс.) – 1 тыс., 3 рода (8 тыс.) – 400, 4 рода (2 тыс., с 1821 – 4 тыс.) – 2, позднее – 5 %. Эта шкала отличалась от купеческой только наличием 4 разряда.

Постепенный рост гильдейских сборов (до 6–7 % с капитала) привел к тому, что мн. купцы воспользовались возможностью перейти в мещане. Право последних на производство «мелочного торга» оплачивалось только подушной податью. Отдельно торгующие дальние родственники или даже не родственники стали заявлять «семейный капитал». Доход от гильдейского сбора упал с 15,2 млн руб. ассигнациями в 1813 до 9,5 млн в 1824.

В ответ 14 нояб. 1824 вышло «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Оно более четко определило права различ. групп торговцев и увеличило их число. Крест. свидетельства первых 4 разрядов (всего – 6) оказались дороже соотв. купеческих и мещанских: 2,6 тыс., 1,1 тыс., 400, 150 руб. против 2,2 тыс., 880 и 220 руб. для купцов (гильдейский сбор не только формально, но и фактически приобрел твердый размер). Мещан. свидетельства (2 разряда) стоили от 40 до 120 руб. (в зависимости от города). Появились свидетельства (от 40 до 80 руб.) и для прежде не облагавшихся приказчиков (торговцев, не имеющих капитала и работающих по найму). Важным новшеством реформы 1824 стало появление, помимо сборов за свидетельства, «билетов» на лавки. Купцы и крестьяне первых 3 разрядов получили право на 3 бесплатные лавки (за дополнительные приходилось платить от 50 до 100 руб. в зависимости от местности); мещане и крестьяне 4-го разряда – по 1 лавке; 5 и 6 крест. разряд обходились без лавок. Начав переносить налог с личности торговца на его дело, положение 1824 способствовало более точной оценке платежеспособности предпринимателей.

Рост торг. сборов в 1825 сменился новым упадком. Очеред. реформа воплотилась в Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов от 1 янв. 1863 (уточнено 9 февр. 1865). Принципы обложения сохранились: патент плюс билет. Но существовавшие прежде 3 параллельные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) свелись к одной. Купеч. гильдий осталось две: 1-я отныне обеспечивала право только опт. торговли по всей стране; 2-я – рознич. торговли в пределах города и его уезда. Оклад по 1-й гильдии остался единым (265 руб. серебром), по 2-й гильдии установили 5 разрядов в зависимости от местности (от 25 до 65 руб.). Крест. свидетельства уступили место промысловым: на мелочной торг (те же 5 разрядов от 8 до 20 руб.), на развозной торг мануфактур. и колониал. товарами (повсеместно 15 руб.), разносный торг ими же (6 руб.) и мещан. промыслы. Приказчичьи свидетельства 2 разрядов стоили от 5 до 20 руб. (только в местностях 1–3 классов). От класса местности зависела и цена билета на отд. заведения (от 2 до 30 руб.).

Ослабив сословный принцип в торг. обложении, реформа 1863–65 сохранила неравномерность обложения. Патент. система, с ее безразличием к размеру дохода, оказывалась для мелких предпринимателей гораздо тяжелее, чем для крупных. Билеты эту неравномерность не устраняли, т. к. плата за них составляла меньшую часть общего налога. В ответ 15 янв. 1885 появился закон «О дополнительном обложении промышленных и торговых предприятий сборами процентным и раскладочным». Процент. сбор (3 % с прибыли, с 1893 – 5 %) взимался с «отчетных» предприятий. В эту группу входили акцион. об-ва, обязанные каждый год публиковать отчеты и вести легко проверяемую бухгалтерию. Раскладочный сбор относился к «неотчетным» предприятиям, прибыль к-рых точно не устанавливалась. Общая сумма раскладочного сбора по империи утверждалась пр-вом каждые 3 года и распределялась между губерниями в зависимости от числа выбранных в них патентов, а также «по сумме производства фабрик и заводов». Между отд. предприятиями оклады разверстывались пропорционально предполагаемым прибылям. Этим занимались спец. присутствия, состоявшие в осн. из выборных представителей плательщиков. Их работой руководили податные инспектора, появившиеся по закону 30 апр. 1885 (на деле в Сибири – с 1893). Отталкиваясь от заявления плательщика, присутствие могло и повысить указанный им размер прибыли. Изначально раскладочному сбору подлежали только гильдейские предприятия, с 1889 – также и более мелкие. В 1893 сумма раскладки с негильдейских предприятий достигала 1,7 % их предполагаемых прибылей, с гильдейских – 2,3 %.

Своего рода дополнением к реформе 15 янв. 1885 стало введение 20 мая 1885 сбора с доходов от ценных бумаг и банковских вкладов (в размере 5 %). Т. о., обложив прямой доход от пром. предприятий, гос-во обложило и доход, получаемый через посредство банков. Облагаемая база не включала доход с акций и паев торгово-пром. тов-в, т. к. доход от торгово-пром. предприятий уже облагался доп. процент. сбором.

Подоход. составляющую, заложенную реформой 1885, существенно укрепило «Положение о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898. Процент. сбор с прибыли отчетных предприятий из пропорционального превратился в прогрессивный: по мере роста прибыли ставка налога возрастала с 3 до 5 %. Кроме того, в доп. налоге с отчетных предприятий появился новый сбор: налог с капитала (0,15 %). Еще одна составляющая появилась и в доп. сборе для неотчетных предприятий: процент. налог «с излишка прибыли». Если вычисленная раскладочным присутствием прибыль превышала 30-кратную стоимость выбранного промысл. свидетельства, то с каждых 30 руб. этого «излишка прибыли» 1 руб. уходил в казну. Т. о., новый закон гарантировал, что ни одно предприятие не заплатит налога менее 3 %. Нововведения 1898 обеспечили значит. рост сборов доп. П. н.

Корен. реформированию подвергся в 1898 и осн. П. н. Он по-прежнему уплачивался выборкой патента, но все они теперь назывались промысл. свидетельствами. Цена свидетельства зависела от определяемого по разным признакам размера предприятия и его отрасли (5 разрядов для торг. предприятий, 8 – для пром.), а также от местности (4 разряда). Кроме того, завершился процесс переноса промысл. обложения с личности предпринимателя на его предприятие: свидетельства теперь выбирались не на отд. купца, а на отд. заведение (1 заведение – 1 патент). Система билетов на предприятия стала излишней, ее отменили. Исчезла и зависимость торг. прав от сослов. принадлежности. Желающие носить купеч. звание с 1898 стали выбирать отд. купеч. свидетельства только на звание, к-рые никак не влияют на их предприятие.

В следующие 20 лет на высш. уровне постоянно обсуждались проекты реформирования П. н. в сторону дальнейшего усиления подоход. принципа, однако изменения ограничились временным (постоянно продлевавшимся) законом 1906. Для отчетных предприятий закон увеличил прогрессию доп. процент. сбора (высш. ставка – 14 % со всей чистой прибыли плюс еще 1/10 часть суммы, превышающей 20 % прибыли), повысил налог с капитала (до 0,2 %). Для неотчетных – увеличил ставку сбора «с излишка прибыли» (5 % с части прибыли, превышающей в 20 раз оклад осн. П. н.). Кроме того, под обложение прогрес. налогом подпала зарплата управляющего звена отчетных предприятий.

Как правило, законы о предпринимат. налогах распространялись на всю страну одновременно, однако не все сиб. предприятия сразу подпали под действие Положения 1898. На 3 года сохранилась прежняя система обложения для золотопром. предприятий (до 1901 Мин-во финансов прорабатывало подробности применения нового закона в этой особо важной отрасли). В Акмолинской и Семипалатинской обл., а также ряде др. окраин Сибири и Кавказа в первое время П. н. сохранил искл. патент. форму ввиду языковой и хоз. обособленности мест. населения. Т. о., обложение здесь оказалось льготным для круп. предприятий. После того как выяснилось, что круп. предприниматели соседних р-нов пользуются этим для ухода от налогов, последовал закон 1914 о дальнейшем распространении Положения 1898. Урезанный П. н. сохранился лишь в Якутской (за пределами Якутска), Сахалинской и Камчатской обл.

Предлагавшаяся дорев. Мин-вом финансов корен. реформа П. н. (отмена патента с сохранением лишь платежей, зависящих от капитала и прибыли) произошла 28 дек. 1918. Однако в след. 2 года по мере расстройства товарно-ден. отношений роль П. н. снизилась, взимание его было прекращено. Возрожденный Положением 26 июля 1921, он вновь состоял из 2 частей – твердого патент. сбора и «уравнительного налога» в процентах от оборота. Изначально от П. н. освобождались кооп. и гос. предприятия. С 1922 они тоже оказались в числе плательщиков, однако по сравнению с частн. предпринимателями им предлагались льгот. ставки. Усилению регулирующей роли П. н. способствовало установленное в 1923 правило об обязат. ведении торг. книг частн. предприятиями (кроме самых низших разрядов).

В 1926 состоялась реформа П. н., имевшая целью установить шкалу, более точно учитывающую платеж. способности предприятий, чтобы повысить общий размер сбора. В результате пром. предприятия оказались разбиты на 15 разрядов (вместо 12 по предыдущему Положению), торговые – на 6 разрядов с 88 подразрядами (вместо 5 разрядов с 55 подразрядами). Ставки патент. сбора для всех разрядов были повышены. При этом в зачет «уравнительного сбора» принималось не 100 %, как раньше, а 50 % стоимости патента. Ставка самого «уравнительного сбора» колебалась от 0,5 до 12 % оборота в зависимости от отрасли и формы собственности – частн., гос., кооп. (последние 2 имели существ. преимущество).

2 года спустя налог реформировали в обратном направлении. Сложную шкалу сменила разбивка на 16 категорий с колебанием ставок от 1,6 до 17,15 % в зависимости от оборота предприятия, его отрасл. принадлежности и формы собственности. Для всех предприятий (не считая мелкой торговли и личных промыслов) патент отменили, остался лишь «уравнительный сбор». Реформа 1928 была связана с целенаправленной политикой пр-ва по искоренению частн. предпринимательства.

Наиболее существ. стала реформа П. н. 1930 в рамках перестройки всей налог. системы. Из-под действия налога оказались выведены гос. предприятия, а большинство остальных попало под действие твердых ставок. Налог в виде процента от оборота сохранился лишь для частн. предприятий, имевших больше 3 наемных рабочих. Твердые ставки устанавливались с таким расчетом, чтобы вынуждать частн. предпринимателей к ликвидации дел. П. н. сохранил гл. обр. регулирующее значение; финанс. его роль после 1930 незначительна. Средства гос. предприятий стали изыматься в бюджет посредством налога с оборота при помощи гос. регулирования цен. Окончат. отмена П. н. произошла в 1940.

Лит.: Марьяхин Г.Л. Налоговая система СССР. М., 1952; Он же. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964.

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

Реформы Витте

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополия государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до 500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на ввоз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально было обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

Резвитие промышленности России в начале 20 века

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.

Объем промышленного производства России и других странах

Результаты экономической политики С.Ю. Витте

Результаты реформ Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Цели и принципы

Формирование налогового законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФ от 27.12.1991г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов (о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и другие).

Дальнейшее развитие налогового законодательства проходило как по пути физического возрастания объемов нормативной информации, так и накопления качественно иного материала, требующего принципиального изменения в механизме правового регулирования - проведения масштабной налоговой реформы.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов;

основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

С 1 января 2001 года введены в действие главы части второй Кодекса о налоге на добавленную стоимость (ставки - 0 процентов, 10 процентов и 20 процентов), акцизах, налоге на доходы физических лиц (плоская ставка - 13 процентов) и едином социальном налоге (регрессивные ставки). Одновременно с введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда.

С 1 января 2001 года отменены: налог на отдельные виды транспортных средств; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств.

С 1 января 2002 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и ресурсных платежей.

Основные изменения законодательства о налогах и сборах, произошедшие в 2003 году, заключаются в следующем.

- налог на пользователей автомобильных дорог, являющийся оборотным налогом;

-налог с владельцев транспортных средств.

Введен транспортный налог, заменяющий налог с владельцев транспортных средств и налог на водно- воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

В дополнение к ранее предусмотренному специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса).

С 10 июня 2003 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Согласно положениям данной главы организации, перешедшие на данный режим налогообложения, освобождаются от уплаты всех федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, включая платежи за загрязнение окружающей среды, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акцизов, за исключением акцизов на подакцизное минеральное сырье), а также от местных налогов и сборов установленных в соответствии с Кодексом.

С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", регламентирующий ведение денежных операций не только с населением, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также устанавливающий сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ). При этом вместо ККТ возможно применение бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином России. В текст закона включен перечень организаций, освобожденных от применения ККТ.

Законом также предусмотрено, что через шесть месяцев после вступления его в силу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

В 2003 году сделан важный шаг в направлении ослабления налогового бремени: принят Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2004 года:

1) снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов;

2) отменены 20 региональных и местных налогов и сборов, в том числе налог с продаж (региональный налог);

3) введен единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок - 340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений);

4) установлена специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа в размере 107 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующей налоговой ставки 16,5 процента).

Налоговая ставка при добыче нефти на период до 31 декабря 2006 года установлена в размере 347 рублей за 1 тонну (вместо действовавшей ставки в размере 340 рублей за 1 тонну);

5) отменен акциз на природный газ.

С 1 января 2004 года вступила в силу принятая в 2003 году глава "Налог на имущество организаций".

С 1 января 2004 вступила в силу глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования порядка налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей подготовлена новая редакция главы 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которая также вступила в силу с 1 января 2004 года.

Не все знают, что начало масштабной налоговой реформе в России положил Указ Президента от 08.05.1996 № 685. Весьма примечательный документ, между прочим! Напоминает современные послания президента, но во многом играл роль закона.

Основными направлениями налоговой реформы тогда были названы:

1. Сокращение числа налогов.

2. Построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство и непротиворечивость, а также неизменность в течение финансового года системы налогов.

3. Облегчение налогового бремени производителей продукции.

Что же мы видим сегодня?

1. В середине 90-х в стране в результате местного «налоготворчества» насчитывалось около сотни налогов. Сегодня Налоговый кодекс содержит 15 обязательных платежей, включая страховые взносы, и 5 спецрежимов, каждый из которых предусматривает свой платеж. Всего 20 официальных налогов и сборов (скоро к ним добавится налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья – НДД). И еще порядка 50 «неофициальных» – так называемых неналоговых платежей, удивительно похожих на налоги и сборы. Итого 70. Это только на федеральном уровне. Что на региональном, не знает никто. Возможно, на ту же сотню и выходим.

2. Если разделить количество дней в году на количество изменяющих законов (46 в 2017 году), то получается, что сейчас Налоговый кодекс меняется «в среднем» раз в 8 дней. Другими словами, «период стабильности» Кодекса – одна неделя.

Да, новые налоги вводятся с нового календарного года. Но система налогов – это не только их перечень, но и основные параметры. Так что неизменность в течение финансового года системы налогов обеспечить по-настоящему не удалось.

С целью единства и непротиворечивости правового регулирования налогообложения, как известно, был принят Налоговый кодекс. При этом знакомых каждому налогоплательщику случаев несогласованности, коллизий и прямых противоречий в нем не счесть. Например, согласно п. 2 ст. 4 НК Федеральная налоговая служба не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогообложения. Точка. В то же время, сам Налоговый кодекс предусматривает десятки случаев, когда налоговому ведомству законодатель прямо делегирует полномочия по изданию нормативных актов (что неопровержимо подтверждается их регистрацией в Минюсте). Нет, но да…

3. Что касается налоговой нагрузки, то она снижена, и не только на производителей, если речь идет о номинальной нагрузке. Если же мы говорим о реальной нагрузке, то учитывая состоявшийся в целом выход из тени, нагрузка повысилась. Об этом свидетельствует и увеличение размеров бюджетов всех уровней. Но тут надо еще посмотреть долю налогов в ВВП в 90-е и тогда делать окончательные выводы.

Кроме того, Указом предлагалось:

- развитие налогового федерализма (в результате сегодня налоговая система России стала еще ближе к налоговым системам унитарных государств, но это скорее следствие политических процессов; впрочем, ситуация начинает меняться: признан, хотя и не всегда соблюдается, принцип «двух ключей», когда речь идет о федеральных льготах по региональным и местным налогам);

- сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения (с 2001 года количество льгот было резко сокращено, однако нельзя не заметить, что в последние десять лет льготы раздают налево и направо);

- увеличение роли экологических налогов и штрафов (тогда еще никто не знал, что Конституционный суд без публичного рассмотрения вынесет печально известное Определение от 10.12.2002 № 284-О, призванное преодолеть окольным путем решение Верховного суда и спасти плату за загрязнение, установленную не законом, а Правительством. Определение, которое лишило государство эффективного администрирования платы за загрязнение, а также появившихся в дальнейшем утилизационного и экологического сборов. Определение, которое запустило процесс появления все новых и новых «неналогов»;

- проведение в 1996 году налоговой амнистии для организаций (ближайшая амнистия была проведена в 2007 году для граждан).

Благодаря Указу появилось понятие технических ошибок (сегодня это ст. 81 НК): если налогоплательщик самостоятельно выявил и сообщил налоговым органам об ошибках, допущенных при составлении и расчете налоговых платежей, такие ошибки не признавались налоговыми правонарушениями.

А самая известная инновация, внедренная именно Указом – счета-фактуры, сакральный смысл которых российские бухгалтеры и инспектора не смогли постичь за много лет (изменения наметились лишь в последние три года благодаря АСК НДС-2, а также решениям Конституционного и Верховного судов о том, что если продавец выставил счет-фактуру и сделал начисление, то покупатель имеет право на вычет, даже если операция по закону не облагается).

С одной стороны, ставки понизились, экономика во многом обелилась, расширив налоговую базу, прошла кодификация, налоговая служба перестроила свою работу.

С другой стороны, не удалось:

- заметно сократить количество налогов;

- обеспечить непротиворечивость налогового законодательства и стабильность налоговой системы;

- развить налоговый федерализм;

- создать работоспособную систему экологических платежей.

С тех пор Налоговый кодекс правится перманентно.

Наиболее активная фаза налоговой реформы пришлась на «нулевые», когда активно пополнялась новыми главами вторая часть Кодекса. Но и в последние годы поправки тоже были довольно заметны.

Только за последние восемь лет появились торговый сбор и патенты, имущественные налоги переведены на исчисление от кадастровой стоимости, администрирование страховых взносов вернулось налоговой службе, розница перешла на онлайн-кассы. Налоговый кодекс пополнился принципиально новыми институтами: появился целый новый раздел – V.1 (ТЦО), введены КГН, налоговый мониторинг, международный автоматический обмен финансовой информацией, понятия контролируемых иностранных компаний и фактического получателя дохода. Законодательно определены пределы налоговой экономии, предусмотрены особенности налогообложения региональных инвестпроектов. Не говоря уже об ощутимых изменениях налога на прибыль, НДС, акцизов и других платежей.

Итак, двадцать лет назад был принят Налоговый кодекс (часть первая). Он прошел стадию бурного развития. Казалось бы, налоговая реформа завершилась, и надо лишь устранить недоделки. Ведь даже в президентском послании 1 декабря 2016 г. прозвучало осторожное предложение провести «настройку» налоговой системы и в дальнейшем ее существенно не менять.

Что же будет дальше?

А вот что. Налоговый кодекс. заново перепишут.

В опубликованных недавно рекомендациях Парламентских слушаний на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» содержится такой примечательный пункт:

«2.6. Новая редакция Налогового кодекса Российской Федерации

Основным законодательным актом налоговой системы Российской Федерации является НК РФ, принятый в 1998 году. Будучи законом прямого действия, он был призван кодифицировать правила налогообложения, существовавшие на тот момент в десятках нормативных актах, и создать правовую основу для формирования налогового законодательства Российской Федерации. Однако за прошедшие 20 лет это значение НК РФ во многом было утрачено и он стал трудноприменимым. Так, в настоящее время НК РФ представляет собой набор большого количества отсылок как к нормам самого НК РФ, так и к актам Правительства Российской Федерации или актам региональных и местных органов власти. При этом частое и порой несистемное внесение изменений в него влечет возникновение противоречий между содержащимися в нем нормами, порождая необходимость внесения новых изменений.

В связи с этим, участниками парламентских слушаний поддержано предложение о необходимости подготовки новой редакции НК РФ, разработанной на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений».

По совпадению или нет, но ровно такую же идею высказывает председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы А.М. Макаров с самого начала этого года на Гайдаровском, Сочинском, Питерском экономических форумах, а теперь вот и на Парламентских слушаниях.

Из официальной стенограммы Слушаний от 09.07.2018:

«Так вот в этой связи возникает вопрос, что мы могли бы сделать? Что можно было бы добавить к тому, что сегодня предлагается? Почему я сейчас об этом говорю? Вот, скажем, налоговая политика, никто не сомневается, что это важнейший инструмент. Но вот в этом месяцев, в июле, 20 лет, как мы приняли общую часть Налогового кодекса. Это был лучший объективный документ 20 лет тому назад. А сегодня он отстает, сегодня он не соответствует тем возможностям, которые наработаны налоговой службой. Просто когда он писался, мы даже представления не имели о цифровизации, мы не имели представления о тех возможностях, которые сегодня возникнут. И получается, что Налоговый кодекс сегодня тормозит те возможности, которые есть для того чтобы решать эти проблемы. Правда, мы пытаемся это успешно решить. Мы, например, более 40 законов, поправок в Налоговый кодекс принимаем ежегодно. Уже в эту сессию, например, у нас к принятию 25 налоговых законов. Чтобы было понятно, налоговых законов за это время, за 20 лет мы приняли более 600. Это несколько десятков тысяч поправок. С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия просто невозможно. Объективно нужна новая редакция Налогового кодекса».

Как вы думаете, что все это значит? Правильно, новую работу для юристов, консультантов и аудиторов: консультации, семинары, споры.

А как же иначе, ведь если задумка лишь в том, чтобы переписать Кодекс набело, изложить его грамотным русским языком (наконец-то!), понятным если не каждому гражданину, то хотя бы каждому бухгалтеру, то смысловые изменения неизбежны.

Если хотя бы "просто" перенумеровать статьи "по порядку", да поменять/добавить/удалить какие-то фразы, да слова переставить, «чтоб было красиво», неизбежно полетит вся экосистема Налогового кодекса, вся его "грибница": многочисленные официальные и неофициальные разъяснения, многолетняя судебная практика, привязанные к конкретным пунктам и абзацам - все надо будет отыскивать заново и заново открывать (толковать).

Даже если поменять несколько слов в предложении, его содержание неизбежно изменится (а иначе зачем менять?). По крайней мере, появится повод для нового прочтения. Тут можно только еще раз порадоваться за налоговых специалистов, бухгатеров, инспекторов, адвокатов, судей, разработчиков программных средств и средств массовой информации – они без работы в ближайшие десять лет точно не останутся. Как и депутаты комитета по бюджету и налогам.

Если же цели более серьезные, чем поддержание занятости населения, то хотелось бы понимать, что это за цели. Для чего переписать? Чтобы что?

Новую редакцию предлагается разработать "на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений". Сравнивая 53-е Постановление ВАС РФ о налоговой выгоде и статью 54.1 НК, можно представить, что ждет в таком случае Кодекс и всех нас. Именно на этом примере все мы, свято верящие в прогресс, отчетливо поняли и убедились, что новое – не всегда хорошее. Суды ведь сказали вслед за ФНС, а Верховный суд подтвердил, что новая статья не применяется к старым проверкам и текущим спорам. Почему? Да потому что не предусматривает никаких дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков.

С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия действительно невозможно. Но он и не был никогда таковым, с самого начала подразумевая целый пласт подзаконных актов. Удалось лишь отказаться от инструкций как обязательных для налогоплательщиков нормативных актов, но их место закономерно заняли многотысячные письма Минфина и ФНС. И вряд ли нужно "выпрямлять" Кодекс, отсекая возможность приказов и официальных разъяснений - это изначально нежизнеспособная и совершенно негибкая система в нашу-то эпоху перемен.

Переписать закон заново - дело нехитрое. Но переписать Кодекс на принципиально ином качественном уровне, так, чтобы в нем стало меньше неясностей, пробелов и противоречий, хватит ли у нынешней Думы переписывалки?

Новая редакция неизбежно приведет к новому столкновению интересов и противоборству различных общественных сил, к изменению status quo, это надо понимать.

Лично я уверен, что налоговое законодательство и дальше будет заметно меняться, именно поэтому предлагаю ввести существенную отсрочку изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Лично я давно мечтаю переписать Налоговый кодекс человеческим языком, с соблюдением юридических принципов, правил законодательной техники, логики, здравого смысла и все такое. Еще с тех пор, как двадцать лет назад, в кризисном августе 1998 года, работал над первым профессиональным комментарием к свежепринятому Кодексу (посмотрите ради интереса, как выглядела самая первая редакция части первой: читать ее было невозможно, но зато говорилось о принципе справедливости налогообложения).

На мой взгляд, для начала работы над новой редакцией Налогового кодекса нужны по меньшей мере веские политические гарантии и правовые механизмы неухудшения положения налогоплательщиков, а также объявление целей "редактирования". По большей мере - создание институтов качества, например, таких, как при подготовке и доработке Гражданского кодекса, остающегося общероссийским примером высокого уровня законотворческой работы.

Пока же мы услышали лишь некие претензии депутатов к качеству закона. По сути - признание собственного многолетнего брака ("частое и порой несистемное внесение изменений"). Если это повод "позвать редактора", то повод сомнительного свойства. Но точно не причина, и тем более не цель.

И в завершение.

Помните недавнее определение КС от 11.10.2016 № 2152-О, которым было одобрено не просто внесение поправок в законопроект во втором чтении, а его полное переписывание, в том числе включение нового налога (торгового сбора)?

Как готовятся и принимаются налоговые законопроекты во втором чтении, мы можем узнать, например, из стенограммы принятия 21 ноября 2008 г. во втором чтении законопроекта № 122143-5 (стал Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

"Макаров А.М. […] Коллеги, мне очень сложно говорить, извините, ради бога, мы просто работали до 8 часов 30 минут утра сегодня, поэтому я буду очень благодарен, если представитель правительства, конечно, не будет меня слушать, я понимаю, что неинтересно, он это всё знает, но всё-таки хотя бы даст мне говорить. Спасибо.

Председательствующий. Андрей Михайлович, действительно, хочу попросить вас секундочку подождать. Я обращаюсь к залу. Вот Макаров говорит в полный голос, но даже здесь мне слышно очень плохо, потому что идёт страшный гул из зала. Коллеги, если у кого-то есть настоятельная необходимость поговорить, пожалуйста, делайте это вот там, в холле, не делайте этого в зале. Очень трудно слушать докладчика. Я прошу тишины. Пожалуйста, Андрей Михайлович.

[…] Федоткин В. Н. По ведению. Уважаемые коллеги, законопроект очень большой, почти шестьдесят поправок поддерживается и восемь отклоняется. Нам его раздали только при входе в зал. Вот как можно сегодня его качественно принимать, если депутаты на ходу. даже пролистать не успели? Мне это непонятно".

В 1898 г. Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Налог просуществовал вплоть до революции 1917 г. Промысловые свидетельства согласно этому Положению должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход; Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход к гильдейскому купечеству и акционерным обществам. Были введены 3 торговых и 8 промышленных разрядов, по которым взимался основной промысловый налог. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались при ежегодной выборке промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала и прибыли предприятия. Кроме того, он зависел и от характера предприятия – являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.

Сумма раскладочного сбора определялась один раз в три года законодательно и ежегодно раскладывалась в губерниях по предприятиям. Сбор с прибыли составлял 3,33% с той части прибыли, которая в 30 раз превышала размер основного промыслового налога. Акционерные общества платили дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался по ставке 0,15 %. С капитала менее 100 руб. он взимался. Процентный сбор с прибыли устанавливался пропорционально чистой прибыли. Сама чистая прибыль рассчитывалась в процентах к основному капиталу.

Также большой вклад в развитие налоговой системы внёс С.Ю.Витте, проводя денежную реформу, он не мог упустить и вопросов налогообложения, рассматривая налоги как главный источник государственных доходов.

В теории налогов С.Ю. Витте красной нитью проходит идея государственности налоговой системы. Под налогами он понимал установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд. Ключевыми в данном определении являются следующие позиции: налоги должны бьггь законодательно обоснованы, налоги - это денежные взносы, и налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд.

Не потерял актуальности вывод С.Ю. Витте о том, что "государство, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными этическими и экономическими началами, в противном случае отягощая население несправедливыми и непосильными сборами, оно подрывало бы самый смысл и разумное основание своего существования."[7]

С учетом экономических реалий времени отмечал, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, то есть быть способной доставить государству значительные и притом неизменно прогрессирующие ресурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям, способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности.

Рассуждения С.Ю. Витте по общим проблемам теории обложения, в частности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал, что капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема от обложения, так как всякий ущерб в размерах капитала ослабляет производительную деятельность страны. Таким образом, объектом или источником налога должен служить преимущественно народный доход. При этом надо подчеркнуть, что он имел в виду не просто доход, а исключительно чистый доход.

С.Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро критиковал пропорциональное обложение личных доходов за несправедливое неравномерное обложение.

В качестве преимуществ прогрессивного обложения выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, а также то, что крупные доходы и имущества обладают «прогрессивною экономическою силою накопления богатства».

Читайте также: