Возможность поэтапной уплаты суммы налоговой задолженности называется

Опубликовано: 15.05.2024

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 49-ФЗ.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы ;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер ;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 , 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов .

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3 , 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) - 2) утратили силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 240-ФЗ;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы , являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой , утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой .

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


0601- Налоги и налогообложение-Модуль 1 (Версия 2)

1. Возможность поэтапной уплаты суммы налоговой задолженности в срок от одного до шести месяцев называется

(A) отсрочкой платежа

(B) рассрочкой платежа

(C) налоговым кредитом

2. Окончательным плательщиком косвенных налогов является

(C) юридическое лицо

(D) физическое лицо

3. К налоговым льготам относится

(A) установление организационно-правовой формы юридического лица

(B) выбор места размещения или регистрации фирмы

(C) снижение налоговых ставок

(D) непостановка на учет в налоговых органах

4. Теория, утверждающая, что налоги - это добровольная плата государству в обмен на получаемые от него услуги в виде личной и имущественной безопасности, пользования предоставляемыми благами (дорогами, маяками и пр.), носит название

(A) монетаристской теории налогообложения

(B) кейнсианской теории налогообложения

(C) теории эквивалентов

(D) налоговой теории экономики предложения

5. Налоговые санкции в отношении юридических лиц могут быть наложены не позднее _______ со дня обнаружения налогового нарушения

(C) шести месяцев

6. Выделение следующих групп налогов - имущественные, рентные, с доходов, на потребление - предусматривается классификацией налогов по

(B) субъекту уплаты

(C) источнику отнесения налоговых сумм

(D) объекту обложения

7. Основу формирования местных бюджетов составляют

(A) налоги на доходы

(C) местные лицензионные сборы

(D) имущественные налоги

8. Представление о налоге как убытке для общества, изымающем средства из производительного потребления, было характерно для

(C) Ж. С. де Сисмонди

9. Твердый налог - это

(A) налог, установленный в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода

(B) налог, ставка которого не меняется при изменении размера дохода

(C) налог, ставка которого в период инфляции не изменяется

(D) налог, установленный в размере, кратном минимальной месячной оплате труда

10. Принцип равномерности налогообложения относится к группе требований

(D) управления налогами

11. Установление необлагаемого минимума доходов относится к

(A) стандартным налоговым льготам

(B) целевым налоговым льготам

(C) налоговому кредиту

(D) налоговым отсрочкам

12. Увеличение ставки налога на прибыль

(A) всегда влечет за собой увеличение поступлений в казну

(B) уменьшает совокупный инвестиционный спрос

(C) уменьшает правительственные закупки

13. Налог на прибыль является одним из важнейших доходных источников

(B) бюджетов субъектов РФ

(C) муниципального бюджета

(D) федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

14. Среди перечисленных ниже налогов - 1) акцизы; 2) налоги на наследство и дарения; 3) налог на прибыль предприятий; 4) налог на добавленную стоимость; 5) налог на личные доходы; 6) социальные взносы - могут быть перенесены на конечного потребителя только:

15. Срок исковой давности по налоговым нарушениям для физических лиц установлен в

16. Величина налоговых начислений на единицу объекта налога называется

(A) налоговым окладом

(B) масштабом обложения

(C) налоговой ставкой

(D) налоговой базой

17. Налоговые санкции в отношении физических лиц могут быть наложены не позднее ________ со дня обнаружения налогового нарушения

(B) шести месяцев

(C) одного месяца

18. Расчет суммы акциза, включаемой в отпускную цену товара проводится по формуле (где А - сумма акциза; Цопт - оптовая цена товара; Ста - ставка акциза, в % к отпускной цене):

19. Автором фразы :"В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов" является

20. Величина налоговых начислений на единицу объекта налога (в процен­тах, в твердой величине и др.)– это

(A) Налоговая база

(B) Налоговый оклад

(C) Налоговое обязательство

(D) Ставка налога

21. Перераспределение доходов осуществляется

(A) в зависимости от предпочтений домашних хозяйств

(B) в соответствии с долей участия факторов производства

(C) произвольным образом

(D) посредством уплачиваемых в бюджет налогов

22. Налоги на товары и услуги: налог с оборота (налог на добавленную стоимость), акцизы, налоги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины, государственные фискальные монополии - это

(A) Косвенные налоги

(B) Прямые налоги

(D) Специальные налоги

23. Налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения и которые взимаются с конкретного физического или юридического лица – это

(A) Прямые налоги

(B) Косвенные налоги

(D) Специальные налоги

24. Налог на доходы и имущество, владение которыми служит основанием для обложения, называется

25. Расчет ставки налога или сбора проводится по формуле (где Ст - ставка налога или сбора; Н - сумма налога или сбора; Д – величина налогооблагаемой базы)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация подталкивает коммерческие организации к постоянному поиску законных способов оптимизации налогообложения. Одним из таких способов является изменение срока уплаты налогов в бюджет.

В соответствии с пп.4 п.2 ст.1 НК РФ, Налоговый кодекс устанавливает не только систему налогов и сборов, но и права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Основные права налогоплательщиков и плательщиков сборов закреплены в 21 статье 1 части НК РФ. Например, пп.4 п.1 ст.21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право на получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных положениями НК РФ. Согласно положениям п.1 ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога или сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

Общие условия изменения сроков уплаты:

  • налогов,
  • сборов,
  • пени,
  • штрафов,
причитающихся к уплате в бюджет, регламентированы положениями ст.61 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.61 НК РФ, срок уплаты налога или сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части, с начислением процентов на сумму задолженности.

Порядок и условия предоставления:

  • отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены положениями статей 64 и 64.1 НК РФ.
  • инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ.
В нашей статье мы поговорим об основаниях изменения установленного срока уплаты налога или сбора, предусмотренных действующим законодательством, а так же о некоторых особенностях предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.

В каких случаях компания может претендовать на отсрочку или рассрочку

  • изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам (п.3 ст.64 НК РФ).

Отсрочка отличается от рассрочки сроком погашения задолженности. При отсрочке задолженность погашается единовременно, а при рассрочке – постепенно.

На какой срок можно получить отсрочку или рассрочку?

ФНС РФ может предоставить отсрочку или рассрочку на срок:

  • не превышающий один год,
соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок:

  • более одного года, но не превышающий три года,
может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

В случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок:

  • не превышающий пять лет,
может быть предоставлена по решению Минфина РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

В соответствии с п.2 ст.64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • Причинение этому лицу ущерба в результате:
  • стихийного бедствия,
  • технологической катастрофы,
  • иных обстоятельств непреодолимой силы.
  • Неполное либо несвоевременное финансирование компании из бюджета или задержка оплаты выполненного этой компанией государственного заказа, если такое недофинансирование привело к недостаточности денежных средств, необходимых для уплаты налогов.
  • Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) компании в случае единовременной уплаты ею налога.
Согласно п.2 ст.3, п.2 ст.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», компания отвечает внешними признаками банкротства, если она неспособна погасить свои обязательства:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам,
  • по уплате обязательных платежей,
сумма которых составляет не менее 100 000 руб., в течение более, чем трех месяцев.

  • Сезонный характер производства, реализации товаров, работ или услуг компании.
Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения».

  • При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных:
  • таможенным законодательством Таможенного союза,
  • законодательством РФ о таможенном деле.
Согласно ст.83 Таможенного кодекса Таможенного союза, основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

В соответствии со ст.4 данного Соглашения, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика:

  • В Республике Беларусь, в Республике Казахстан - таможенным органом, которому подается таможенная декларация.
  • В РФ - Федеральной таможенной службой либо определяемым ею таможенным органом.
В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин необходимо указать:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);
  • основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
  • сумму таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;
  • информацию об отсутствии обстоятельств, указанных в статье 8 настоящего Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются.
Согласно ст.134 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», отсрочка или рассрочка предоставляется плательщику таможенных пошлин при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
  • осуществления лицом поставок по международному договору РФ;
  • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов*.
*УтвержденПостановлением Правительства РФ от 06.02.2012г. №101.

Обратите внимание:Если основанием для предоставления рассрочки или отсрочки стали:

  • Угроза банкротства компании,
  • Сезонный характер производства,
то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п.4 ст.64 НК РФ).

Документы, необходимые для получения отсрочки или рассрочки

*Форма заявления утверждена Приказом ФНС от 28.09.2010г. №ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами».

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) справка ФНС по месту учета компании о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка ФНС по месту учета компании, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам компании в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах компании в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов компании с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство компании, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований, позволяющих компании получить рассрочку или отсрочку.

В каких случаях компания претендовать на отсрочку или рассрочку не может

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

Порядок производства по делам о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях установлен положениями ст.101.4 НК РФ. Глава 16 НК РФ описывает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в статье 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

При наличии вышеуказанных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога или сбора не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Инвестиционный налоговый кредит

От рассрочки и отсрочки инвестиционный налоговый кредит отличается и основаниями предоставления и сроками, на которые он предоставляется и представляет собой не только отсрочку уплаты налогов, но и одну из форм бюджетного кредитования.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет, а в случае, если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития*, на срок до десяти лет.

*В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011г. №392-ФЗ «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, уменьшает платежи по налогу, а потом постепенно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.

Такое уменьшение производится в каждом отчетном периоде до тех пор, пока неуплаченная сумма налога - накопленная сумма кредита, не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Если организацией заключено более одного договора, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

При этом, увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении накопленной суммой кредита размера, предусмотренного этим договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% соответствующих налоговых платежей, начисленных к уплате.

При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, установленные для отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Данные требования применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным в случае, если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития.

Порядок и условия предоставления налогового кредита

  • Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного:
  • на создание рабочих мест для инвалидов,
  • защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами,
  • повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе:
  • создание новых или совершенствование применяемых технологий,
  • создание новых видов сырья или материалов.
  • Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
  • Выполнение организацией государственного оборонного заказа.
  • Осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе:
  • многоквартирных домов,
  • объектов, относящихся к возобновляемым источникам энергии,
  • объектов, относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов,
  • иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011г. №562.
  • Включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с законом №392-ФЗ.
В соответствии с п.7 ст.67 НК РФ, законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Такие основания и условия устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Обратите внимание:В случае если такой кредит предоставлен компании, включенной в реестр резидентов зоны территориального развития, на сумму задолженности проценты не начисляются (п.6 ст.67 НК РФ).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

Изменение срока уплаты налога и сбора является одним из важнейших институтов налогового права. При финансовых затруднениях фирме без рассрочки, отсрочки по уплате налогов и сборов подчас просто не обойтись. Также налоговым законодательством предусмотрена и такая форма изменения сроков уплаты налогов, как инвестиционный налоговый кредит. Он направлен на поддержание инновационного развития экономики, на выполнение организациями ряда существенных социально-экономических задач.

В соответствии с российским законодательством изменение сроков уплаты налогов может осуществляться по трем направлениям: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК). В сущности, они представляют собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Однако в отсрочке, рассрочке или инвестиционном налоговом кредите фирме может быть отказано по основаниям, предусмотренным статьей 62 Налогового кодекса.

Изменение сроков уплаты налогов исключено, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, имеется производство по уголовным налоговым правонарушениям, административным налоговым правонарушениям и в других случаях, предусмотренных статьей 62 Налогового кодекса.

Различия отсрочки/рассрочки и инвестиционного кредита

Отсрочка/рассрочка по уплате налоговИнвестиционный налоговый кредит (ИНК)
Определение
Отсрочка — перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более позднюю дату в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Рассрочка — поэтапное погашение задолженности перед бюджетами по налогам.
Изменение срока уплаты налога, при котором организации представляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Срок предоставления
- до 1 года (п. 1 ст. 64 НК);
- от 1 года до 3 лет по федеральным налогам по решению правительства (п. 1 ст. 64 НК).
от 1 года до 5 лет (п. 1 ст. 66 НК).
Уплата
Поэтапная или единовременная.Поэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов.
Цель
Предотвращение банкротства фирмы.Поддержка инновационного развития экономики или выполнения компаниями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности.
Форма предоставления
Решение налоговой службы о предоставлении отсрочки (рассрочки), в отдельных случаях — договор (например, о залоге имущества).Форма предоставления
Решение налоговой службы о предоставлении ИНК, инвестиционный договор.
Основания предоставления
1. Ущерб фирме в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (подп. 1 п. 2 ст. 64 НК).
2. Задержка предприятию финансирования из бюджета или оплаты за выполненный государственный заказ (подп. 2 п. 2 ст. 64 НК).
3. Угроза банкротства фирмы (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК).
4. Сезонный характер осуществления деятельности компании (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК).
6. Иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом (подп. 6 п. 2 ст. 64 НК).
1. Проведение фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (подп. 1 п. 1 ст. 67 НК).
2. Осуществление организацией внедренческой и инновационной деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 67 НК).
3. Выполнение фирмой особо важных заказов по развитию региона и предоставление особо важных услуг населению (подп. 3 п. 1 ст. 67 НК).

Ставка рефинансирования Центробанка устанавливается в размере 10,5% годовых с 29 апреля 2008 года (указание Центробанка от 28 апреля 2008 г. № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»).

При проведении фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов от стоимости приобретенного фирмой оборудования. По основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между налоговой службой и фирмой (п. 2 ст. 67 НК).

Не допускается устанавливать начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита проценты по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центробанка.

Разрешите обратиться

Для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита фирме необходимо подать заявление и предоставить документы в налоговую службу (Приказ ФНС от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении порядка рассмотрения ФНС заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»). Документы, необходимые для оформления рассрочки, отсрочки уплаты налогов или инвестиционного кредита, утверждены приказом ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798.

Органы, уполномоченные рассматривать заявления об изменении сроков уплаты налогов, перечислены в статье 63 Налогового кодекса. Так, например, для решения вопроса об отсрочке федеральных налогов нужно обратиться в Федеральную налоговую службу. Если речь идет о региональных или местных налогах — в инспекцию ФНС по месту нахождения фирмы. В некоторых случаях налоговая служба не может принять решение самостоятельно без согласования с финансовыми органами соответствующих субъектов Федерации, муниципальных образований (решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2005 г. № А40-22438/05-127-189).

В заявлении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов фирме необходимо указать одно из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса. При этом основание изменения сроков уплаты налогов должно быть документально подтверждено (постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05.

Так, например, при получении фирмой отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в связи с выполнением сезонных видов работ (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК) необходимо документально подтвердить осуществление работ такого рода. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382.

Согласно приказу ФНС № САЭ-3-19/654@, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в любом случае должно содержать:

  • сумму задолженности;
  • налог, по уплате которого предостав ляется отсрочка или рассрочка;
  • сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
К заявлению о получении ИНК также прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, бизнес-план инвестиционного проекта (приказ ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798).

Работники налоговой и финансовых служб должны рассмотреть документы в течение месяца и вынести решение (ст. 64, ст. 67 НК). При отказе в изменении срока уплаты налога налоговая служба выносит мотивированное решение. В этом случае, а также в случае промедления принятия решения об изменении срока уплаты налога компания вправе обратиться с жалобой в суд (см., например, постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05).

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.


Календарь и денежные купюры
Мужчина с будильником в руке

Срок давности по налогам физических лиц и исковая давность

Недоимка образована или выявлена?

Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.

Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected], утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется – «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ) . Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ. Датой возникновения указанной недоимки является:

– день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога;

– день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 № 57. Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 № 3147/11.

И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2020 года нужно заплатить налог за 2020 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2020 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2020 год.

Как видно, за неуплату налога за 2020 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2020 год, если же и за 2020 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Исполнение обязательства перед бюджетом

Законодательством прописано, что физическое лицо, как и любой другой налогоплательщик, должен своевременно проводить все необходимые налоговые отчисления в госказну.

Данные обязательства считаются выполненными только тогда, когда плательщик предъявит платежный документ в банк для осуществления банковской операции по нему.

Если налогоплательщик не проведет своевременно данную процедуру, то налог будет считаться неоплаченным, обязательства перед государством не исполненными. Все это становится основанием для применения в дальнейшем принудительных мер для взыскания задолженности в принудительном порядке.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:

  • сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
  • затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям.
    В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).
  • если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.

Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.

А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.

Таким образом, после получения из ИНФС требования об уплате налогов его нужно исполнить обычно в течение 8 рабочих дней. В противном случае, через 2 месяца стоит ждать повестки в суд.

Пресекательные периоды в налоговом праве

Налоговый кодекс содержит много пробелов, восполнение которых на практике осуществляется за счет общих принципов регулирования правоотношений. Все частные случаи решаются судьёй в ходе конкретного разбирательства на основе положений законодательства и понятий временных ограничений.

Разберём на примере взыскания земельного налога. Налоговое обременение на землю, находящуюся в собственности, не предусматривает периодов давности.

Исчисление сроков зависит от их вида

Чем пресекательный срок отличается от срока давности:

  • нарушение ведет к утрате материально-правового основания для обращения в суд;
  • невозможно восстановление пропущенного периода;
  • начало течения периода с даты направления требования об уплате суммы задолженности.

На практике такой срок для организаций составляет 2 года, для физических лиц – полгода.

Это важно знать: Заявление об обеспечении иска в гражданском процессе: образец

Действия контрольных органов

В свою очередь, налоговая служба не имеет право взыскивать налоги по истечении срока давности с момента начисления данных налогов.

Федеральная налоговая служба может списать средства в принудительном порядке. Данная процедура предполагает, что в банковскую организацию, в которой у данного должника находятся счета, должно быть направлено инкассовое поручение на списание суммы средств, равной сумме задолженности.

Банковские работники обязаны выполнить данное поручение не позже одного операционного дня после поступления к ним данного документа, но при наличии требуемой суммы на счетах должника.

В том случае, если средств на счетах должника окажется недостаточно, снятие средств в пользу налоговой службы будут вестись по мере того, как средства будут поступать на счет.

В том случае, если у налоговой службы нет информации об имеющихся у должника счетах, контролирующий орган может произвести взимание недоимки за счет имеющегося у должника имущества. Взыскание имущества может проводиться в принудительном порядке по решению руководителя местного подразделения налоговой службы.

Решение о принудительном взыскании имущества направляется судебным приставам. На протяжении двух месяцев они должны его исполнить.

Требование может быть удовлетворено:

  • наличными средствами;
  • личным имуществом должника;
  • любыми другими материальными ценностями.

Обязательство перед бюджетом будут считаться исполненными только тогда, когда в результате реализации изъятого имущества будут погашены все имеющиеся просрочки по налогам.

Законодательная база

Процедура и сроки принудительного взыскания налоговой задолженности предусматриваются налоговым законодательством, а не ГПК – многие ошибочно полагают и считают, что в этом отношении действуют положения по общегражданскому сроку давности. Регламентирующие положения НК следующие:

  • В отношении порядка уплаты транспортного налога действует ч. 3 ст. 363 НК.
  • Правила уплаты налога на имущество определяет статья 409 глава 32 НК, заменившая с 01.01.2015 г. ФЗ №2003-1.
  • Срок исковой давности по НДФЛ определяет глава 23 НК.

Читайте также: