Налоговая проверка в турагентстве

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Подскажите, пожалуйста, если туристическое агентство продает тур по договору физическому лицу и в нем отражена только общая сумма за тур, то агентство пробивает чек на всю сумму и клиента (и агента) это больше всего устраивает.

Потом с расчетного счета агентства переводится либо вся сумма за тур и потом туроператор возвращает комиссию агентства, либо сумма уже за вычетом комиссии. Соответственно комиссия и является выручкой турагентства для начисления 6%-го налога. Что здесь неправильно? Почему? И как должно быть в каждом случае? И обязательно ли нужно ли указывать туроператора в чеке или достаточно только "туристическая услуга"?

Добрый день.
При продаже агентом формируется чек на всю сумму полученных средств от клиента. В чеке в обязательном порядке указывается признак агента, а также ИНН поставщика (ИНН туроператора). Для ФНС такой чек говорит о том, что не все полученные деньги являются доходом турагента.
Долгое время было непонятно, указывать ли размер агентского вознаграждения в чеке. Так как не все агенты готовы показывать его клиентам. В итоге появились разъяснения: если клиент понимает, какой он платит процент агенту (в договоре указано, например), то в чеке это вознаграждение указывать нужно отдельной строкой, если нет - то указывать размер агентского не нужно.

Относительно указания наименования тура. В законе есть требование указывать в чеке наименование товара (услуги) в обязательном порядке, но ИП на ПСН, УСН, ЕСХН, ЕНВД могут этого не делать до 1 февраля 2021 года. Все те, кто обязан указывать название услуги должны это делать так, чтобы клиенту было понятно, за что он заплатил. Так как единого справочника услуг, которым все обязаны пользоваться, пока нет, то существует относительная свобода в указании номенклатуры.

@Ксения, добрый день.
Применение ККТ регламентируется 54-ФЗ и нормативно правовыми актами, разработанными в соответствии с ним. В частности, требования к составу кассовых чеков описаны в приказе ФНС ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию".
Именно в этом приказе сказано про обязанность для агентов указывать ИНН поставщика.
Речь об этом в примечании № 9 к таблице № 21 "Структура данных реквизита «предмет расчета» (тег 1059): "В случае если реквизит «предмет расчета» (тег 1059) либо реквизит «признак агента» (тег 1057) содержит сведения об осуществлении расчетов пользователем в качестве платежного агента (субагента), банковского платежного агента (субагента), комиссионера, поверенного или иного агента, то ФД должен содержать реквизит «ИНН поставщика» (тег 1226)."

Относительно агентского вознаграждения. Долгое время было непонятно, всем ли агентам нужно указывать размер вознаграждения в чеке, так как в законе речь только про платежных агентов и про банковских платежных агентов. В журнале «Главкнига» №16 от 2019 года есть ответ, данный турагенту: "Если агент участвует в расчетах с покупателями турпродукта, то он должен применять ККТ. При этом кассовый чек выдается на всю сумму, поступившую от физлица. Выделять в нем агентское вознаграждение не надо. Ведь покупателя вообще не должен волновать ваш агентский доход. Он платит всю сумму за турпутевку и должен получить документ, подтверждающий именно эту оплату.
Чтобы налоговики не признали полученные от физлица деньги в полном объеме вашей выручкой, в структуре чека необходимо указать дополнительные реквизиты "признак агента" или "признак агента по предмету расчета", "данные поставщика", а также "ИНН поставщика".

Т.е. сумму комиссии указывать не нужно, а вот указание ИНН поставщика - в интересах самого турагента.

Наталья Шулыгина, добрый день.
Приказом ФНС ЕД-7-20/662@ предусмотрено два реквизита, показывающих, что чек сформирован агентом:
• «Признак агента по предмету расчета» (тег 1222) – наличие этого реквизита в чеке говорит о том, что именно эта услуга или товар, не принадлежат владельцу ККТ, а продается им как агентом.
• «Признак агента» (тег 1057) – применяется сразу ко всему чеку и говорит о том, что все товары (услуги) в чеке продаются агентом.

В ККТ, работающей по формату 1.05 указать можно какой-то один реквизит, как правило указывают признак агента по предмету расчета (тег 1222).
А вот в формате 1.1 прямо сказано, что «признак агента» (тег 1057) не включается в состав чека если заполнен реквизита «признак агента по предмету расчета» (тег 1222).

Если заполнен один из этих реквизитов, то в чеке должен быть указан и «ИНН поставщика» (тег 1226). Указывается ИНН того принципала, которому принадлежит товар или услуга.

Пара примеров.
1. Допустим, вы продаете только авиабилеты как агент, в чеке будет только одна позиция (или предмет расчета).
Можно заполнить или Признак агента ко всему чеку или Признак агента по предмету расчета и указать ИНН авиакомпании, чьим агентом вы являетесь.
2. Если вы продаете тур и еще оказываете платную услугу по подбору тура, то в чеке будет две позиции. В этом случае, не нужно заполнять Признак агента ко всему чеку, так как не все позиции в чеке агентские. Таким образом в чеке будет две строки:
Предмет расчета №1 Тур, указывается «Признак агента по предмету расчета» и ИНН туроператора.
Предмет расчета №2 Услуга по подбору тура. Эту услугу оказываете вы сами, поэтому признак агента и ИНН поставщика не указываются.
Хорошего дня

@Елена, добрый день.
В отчете об открытии смены, в поле «ФФД ККТ»:
- цифра 2 соответствует формату 1.05,
- цифра 3 - формату 1.1

Виктория Гореликова, добрый день.
В вашей ситуации достаточно чека коррекции.
Согласно закону № 240-ФЗ от 20.07.2020, с 31 июля 2020 года действует новая редакция примечания к ст. 14.5 КоАП РФ:
теперь сообщать в налоговую нужно только при исправлении ошибок обычными чеками на возврат. А если применили чек коррекции, то заявление не нужно. Одного чека коррекции достаточно.

Leos Angeles, тут смотрите как.
Если бы вы получали комиссию с клиентов, то комиссия - указывается в чеке отдельной строкой, ей присваивается признак предмета расчета "АГЕНТСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ" и вот оно и признается выручкой агента.
А все позиции, которые вы продаете как агент, и которые помечены соответствующими признаками в чеке (признаком агента и ИНН поставщика), вот по таким реквизитам налоговая и понимает, что сумма по такой позиции - это выручка принципала, а не агента.

Т.е. в чеке обязательно указать для каждой услуги два дополнительных реквизита: признак агента по предмету расчета и ИНН поставщика.

Емельянова Екатерина, добрый день.
Разъяснения давала Куковская Юлия Александровна. Чтобы не пересказывать, я процитирую: "В случаях, прямо не предусмотренных законодательством о ККТ, нужно руководствоваться принципом идентичности отражения операций по признанию выручки и получению оплаты в ККТ и в регистрах бухучета. Этот общий подход изложен в письмах ФНС, направляемых в ответ на обращения пользователей ККТ.
В соответствии с ним чек необходимо пробивать и при получении предоплаты, и при последующей передаче товаров, работ, услуг.
Однако если для целей налогообложения организация (ИП) признает доходы кассовым методом (то есть на дату получения денег, а не на дату отгрузки), то при применении ККТ по реализациям на условиях полной предоплаты она вправе ориентироваться на момент отражения выручки в налоговом учете. Иными словами, такие пользователи ККТ вправе пробивать чек "полный расчет" сразу при получении 100%-й предоплаты, а на дату отгрузки чек не оформлять. Лишний раз подчеркну, что подобная схема возможна при наличии двух особенностей: отражение дохода в регистре налогового учета на дату получения денег (и соответственно, на дату чека "полный расчет") и согласие, лучше письменное, покупателя.
Если покупатель согласился получить чек "полный расчет" в момент внесения полной предоплаты, то потом он не будет жаловаться в налоговую либо выступать свидетелем. А учитывая, что при выборе объектов проверки применения ККТ используется риск-ориентированный подход, вероятность проведения проверок у таких налогоплательщиков при отсутствии жалоб от покупателей мала. Кроме того, и в случае проверки далеко не всегда можно доказать, что дата передачи товара отлична от даты чека с признаком способа расчета "полный расчет".

С тех пор появились и разъясняющие письма, например, Письмо ФНС № АБ-4-20/1824@ от 05.02.2020 о расчетах за услуги санаторно-курортных организаций, но логика изложенная в нем подходит для любых "длящихся" услуг.

Т.е. если вы работаете кассовым методом и получили согласие от клиента на выдачу одного чека, то можно обойтись чеком на Полный расчет. Согласие можно включить в договор с клиентом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в туризме

При проведении выездных налоговых проверок турфирм, применяющих «упрощенку», инспекторы нередко находят многочисленные нарушения. Рассмотрим ошибки в учете доходов и расходов турфирм, которые выявляют проверяющие.

Когда ждать налоговую проверку
Периодичность проверок законодательством не установлена. Поэтому проверка в отношении турфирмы может быть назначена не в плановом порядке, а по результатам оценки налоговых рисков. Критерии для такой оценки определены приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. В их число входит, например, наличие у турфирмы убытков в течение двух и более календарных лет.

Критерием также является приближение суммы доходов к верхнему порогу, позволяющему туроператору или турагенту остаться на спецрежиме. В 2010—2011 годах это 60 млн руб.

Кроме того, встречные проверки с другими турфирмами также могут дать повод для встречи с налоговыми инспекторами. При этом может быть проверен период, не превышающий три календарных года, предшествующих тому, в котором вынесено решение о проведении проверки. Основание – пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Какие доходы турфирме могут доначислить
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса РФ, турфирмы, применяющие «упрощенку», при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации (в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ) и внереализационные (в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ). Многие турфирмы реализуют турпродукт по агентским договорам. Тогда их доходом является посредническое вознаграждение (подп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Рассмотрим, какие ошибки допускают турфирмы в учете доходов.

Доходы при получении авансов
Если турагент получает от клиентов авансы за путевки, реализуемые по договорам с туроператором, в книге учета доходов и расходов ему следует отразить доход в размере вознаграждения. Однако поступать так нужно, если по условиям посреднического договора турагент удерживает вознаграждение из денежных средств, поступивших от туристов.

Пример 1. Турфирма «Звезда» применяет «упрощенку» с объектом «доходы». Она продает турпродукт по агентскому договору. В соответствии с ним турфирма удерживает агентское вознаграждение из денежных средств, поступивших от клиентов.

ООО «Звезда» получило 14 декабря 2010 года аванс за турпродукт в размере 150 000 руб. Поездка состоялась в январе 2011 года. В соответствии с договором агентское вознаграждение составляет 10 процентов от стоимости турпродукта, то есть 15 000 руб. (150 000 руб. х 10%). Турфирма не учла 14 декабря в книге учета доходов и расходов в составе доходов (графа 4 книги) 15 000 руб.

По итогам проверки налоговая база турфирмы была увеличена на 15 000 руб. Недоплата по единому налогу составила:
15 000 руб. х 6% = 900 руб.

Доходы в виде положительной курсовой разницы
Глава 26.2 Налогового кодекса РФ («Упрощенная система налогообложения») не содержит положений, определяющих порядок признания доходов в виде положительных курсовых разниц.

По мнению финансистов, при «упрощенке» доходы в виде положительных курсовых разниц следует учитывать в порядке, установленном пунктом 8 статьи 271 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 29 марта 2010 г. № 03-11-06/2/43, от 8 октября 2009 г. № 03-11-06/2/205). В соответствии с ним доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату перехода права собственности на имущество, прекращения (исполнения) обязательств и требований или на последний день отчетного (налогового) периода. В зависимости от того, что произошло раньше.

Таким образом, если следовать рекомендациям финансистов, при поступлении денег на валютный счет турфирма должна учесть доходы в день получения платежа – пересчитать валюту в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения выручки. Затем при перечислении денег с валютного счета на рублевый надо учесть положительную курсовую разницу, если курс продажи иностранной валюты будет выше официального. Если валюта не продается, а остается на валютном счете фирмы, ее переоценивают на конец отчетного или налогового периода и учитывают положительную курсовую разницу в доходах.

Скидки заказчикам
Нередко при реализации путевок турагент предоставляет клиенту скидку без согласования с туроператором. При этом в составе доходов турагенту следует отразить сумму вознаграждения, причитающуюся ему исходя из условий договора с туроператором (без учета предоставленной туристу скидки).

Сумму скидки, уменьшающей доходы, можно обосновать только на основании утвержденного туроператором (принципалом) отчета агента. Кроме того, скидка не поименована в списке расходов, учитываемых при «упрощенке», поэтому она не может увеличить расходы при расчете единого налога (п. 1 ст. 346.15, п 1, 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 мая 2010 г. № 03-11-06/2/80).

Таким образом, скидка, предоставляемая турагентом клиенту, не влияет на его налоговые обязательства.

Доходы при продаже путевок через посредника
В ряде случаев туроператоры, применяющие «упрощенку», реализуют туристский продукт на основании агентских договоров. Турагенты удерживают свое вознаграждение из денежных средств, поступивших в оплату турпродукта. В составе доходов туроператоры нередко отражают сумму, поступающую на расчетный счет от туристических агентств, за минусом вознаграждения.

Однако доходами туроператора являются все поступления без уменьшения на сумму агентского вознаграждения, удержанного турагентом (письмо Минфина России от 29 ноября 2007 г. № 03-11-04/2/290). По итогам проверки туроператора налоговая база при расчете единого налога будет увеличена на сумму агентского вознаграждения, удержанного посредником.

Какие расходы не принимаются
Расходы учитывают только те турфирмы, которые применяют объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Кроме того, перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения, приведенный в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, является закрытым и не содержит некоторых затрат.

>|В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ все расходы, которые можно учесть при «упрощенке», должны быть обоснованы и документально подтверждены.|

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке


Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Читайте также: