Налоговая проверка страховых взносов

Опубликовано: 25.04.2024

Светлана Симонова

Автор: Светлана Симонова руководитель группы по расчету заработной платы WiseAdvice

Светлана Симонова

Автор: Светлана Симонова
руководитель группы по расчету заработной платы WiseAdvice

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

Камеральная проверка ФСС проводится с целью проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. В рамках камеральной проверки сотрудники фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4 ФСС. То же самое и с «камералками» пенсионного фонда – проверка отчетности ПФР на предмет правильности начисления и уплаты вносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование начинается с того дня, когда страхователь подал расчет по форме РСВ-1 ПФР. Срок камеральной проверки для фондов один – три месяца со дня подачи отчетности, и проходит она исключительно на территории фондов.

Совсем другое дело – выездные проверки. Они могут проходить по заранее составленному плану или же «случаться» внепланово. И так же, как визит налоговых инспекторов, выездная проверка ФСС либо выездная проверка ПФР вызывает тревогу у всех работодателей без исключения. Чтобы внести ясность, кого и «за что» проверяют, чего ожидать от ревизии, мы подготовили для вас эту статью.

Как проходит «кастинг» на проверку

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

  • Расхождения в отчетности. Назначить выездную ревизию фонды могут по итогам камеральной проверки. Например, если сотрудники ПФР в ходе «камералки» выявят несоответствия в расчетах по формам РСВ-1 и индивидуальных сведениях. Такой же подход применяют и в ФСС. Причем проверка возможна даже в том случае, если чиновники запросили у компании пояснения, и она их дала. Кроме того, если представленные в отделения ПФР расчеты по страховым взносам за предыдущий год не соответствуют количеству расчетов, сданных в отделения ФСС России, есть вероятность, что компании назначат выездную проверку.
  • Снижение зарплаты. Если у компании по сравнению с прошлым годом значительно снизился фонд оплаты труда – также повод включить ее в план совместных выездных проверок.
  • Нулевая отчетность. Особое внимание инспекторы обращают на компании, сдающие нулевую отчетность. Зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. А если есть начисленная заработная плата, должны быть и страховые взносы.
  • Необлагаемые выплаты. К необлагаемым выплатам относятся государственные пособия, выплаты временно пребывающим в России иностранным работникам и т. д. В план попадают компании, которые отражают значительные суммы необлагаемых выплат (больше 10% от общей суммы) и часто подают корректирующие расчеты.
  • Пониженные тарифы. Речь идет о компаниях на «упрощенке» с льготной деятельностью и другие компании, которые платят пониженные взносы. При этом особенно рискуют оказаться в плане проверок компании с пониженным тарифом, которые по требованию фонда не подали на камеральную проверку документы, подтверждающие право на льготу.
  • Наличие долгов. В план попадут компании с недоимкой по взносам. Причем ФСС интересуют как компании с долгом в 1000 руб., так и крупные должники – от 100 000 руб. Но проверка возможна, только если компания хронически не платит взносы – два и более квартала подряд.
  • Подача «уточненок» к уменьшению. Страхователи, которые подают «уточненки» с уменьшением платежей, и делают это регулярно, очень рискуют оказаться в плане проверок. В фондах считают, что это может говорить об ошибках в расчете взносов.
  • Крупнейший налогоплательщик. Из всех компаний, помимо всего прочего, проверяющие будут выбирать те, у которых имеются наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или наибольшая среднесписочная численность работников.
  • Большие суммы расходов, финансируемых за счет ФСС. К таким расходам относятся пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет. В план включают компании, у которых расходы на пособия превышают 50 процентов от всех начисленных взносов. Но фонд сначала запросит объяснения. Ему можно ответить, что высокие расходы связаны с большим числом больничных. Визит возможен, только если фонд найдет нестыковки в больничных или его не устроят пояснения.
  • Подошел срок проверки. Выездная проверка фондов проходит раз в три года. Поэтому, если организацию не проверяли три года подряд, сотрудники ПФР и ФСС, скорее всего назначат ей проверку. То есть в план включают компании без особых признаков, у которых уже три года не было ревизии.
  • Расчеты в банке идут, а отчетности нет. С 2015 года ФСС вправе запрашивать в банках данные по счетам компаний. Эти сведения фонды запросят по всем компаниям, которые не отчитываются. Если у таких страхователей есть движение по счетам, то им стоит ждать визита контролеров.
  • Мигрирующие компании. Вдобавок ко всему ПФР интересуется теми компаниями, которые не находятся по своему юридическому адресу и не сообщают фонду данные о фактическом местонахождении.

Проверка ПФР – 2015: креатив от региональных отделений фонда

Помимо общепринятых критериев отбора компаний на выездную проверку, при составлении планов на 2015 год отделения ПФР в регионах использовали и другие, менее популярные критерии. Например, в него включали компании, которые взяли за правило сдавать отчетность в последний момент. А еще выездные проверки назначали тем, у кого побывала с ревизией трудовая инспекция и выявила нарушения.

Кстати, средняя «планка» доначислений по проверке в 2015 году для сотрудников ПФР составляет 20 000 руб. – то есть как минимум такую сумму постараются начислить проверяющие, иначе выездная проверка будет считаться неэффективной.

К вам приехал ревизор…

Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.

Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники ФСС проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили взносы на обязательное социальное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

Что нужно ФСС на выездной проверке

ФСС может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждают правильность их расчета и уплаты, а именно:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)
  • и т. п.

Что требует ПФР на выездной проверке

Что касается проверки пенсионного фонда, то ПФР может требовать от компании копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов; подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов. Это могут быть:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность (в т. ч. годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, зарплатные ведомости, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц);
  • документы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Если справка – то конец проверке

По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить

Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

Руководитель фонда, проводящего проверку, должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные возражения по акту, и уже на их основании вынести решение – в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на представление письменных возражений.

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

Результаты бывают разными

По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам.

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Но в отличие от обжалования решений по налоговым проверкам, где досудебный порядок обжалования является обязательным, подать жалобы на решение фонда одновременно – и в вышестоящее отделение фонда, и в суд. Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения.

Ревизоры могут нагрянуть внезапно

Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Внепланово выездные проверки ФСС проводит, если:

организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;

страхователь обратился за выделением средств;

сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия.

Что касается п. 2, то ФСС заинтересуются компанией только в том случае, если сумма возмещения превышает уплаченные взносы за несколько лет или компания хочет получить деньги через пару месяцев после своей регистрации.

Внепланово выездные проверки ПФР проводит только при ликвидации или реорганизации организации.

По итогам отчетности за III квартал ПФР и ФСС формируют совместный план выездных проверок. Какими критериями руководствуются при этом фонды? И можно ли заранее сказать, попадет ли ваша компания в план проверок? Сервис «Эксперт» обрабатывает необходимые показатели и оценивает вероятность проверки за несколько секунд.

Нормативно-правовые основания

Выездная проверка плательщиков страховых взносов проводится ПФР и ФСС совместно. Как и налоговая проверка, проверка ПФР и ФСС — строго регламентированная процедура. Порядок ее проведения регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (гл. 5).

Проводится она инспекторами ПФР и ФСС совместно. Это закреплено в «Соглашении о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов» от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П.

Критерии включения в план проверок

Включение той или иной организации в план-график проверок происходит на основании критериев, описанных в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Так, например, основанием для проверки может послужить недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд. Подозрения инспекторов вызовет и уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась.

Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 и 4-ФСС), представленных в ПФР и ФСС.

Однако если компания удовлетворяет одному из критериев — это еще значит, что проверка непременно состоится.

«Однако на практике, — отмечает аналитик сервиса «Эксперт» компании СКБ Контур Марина Гончарова, — решение принимается на основании совокупности факторов, причем больший вес имеют критерии, относящиеся к расчету и уплате страховых взносов. Если за организацией свыше двух отчетных периодов числится недоимка, если сумма начисленных страховых взносов уменьшилась по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности — организация, скорее всего, будет включена в план проверок».

Кроме того, организация может попасть в план проверок, если в ПФР и ФСС поступит информация об участии в схемах минимизации страховых взносов, например, выдача зарплаты «в конвертах».

Проверки ПФР и ФСС в «Эксперте»

Оценить «вес» каждого из критериев и понять, насколько высока вероятность плановой выездной проверки фондов, можно с помощью сервиса «Эксперт».

Вся процедура займет не больше 15 минут:

  • Вводите в простую форму данные из РСВ-1 (за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года) и 4-ФСС (за 9 месяцев 2012 года).
  • «Галочками» отмечаете, были ли все отчеты в фонды сданы вовремя, подавались ли корректировки, вовремя ли уплачивались страховые взносы и т д.
  • Нажимаете кнопку «Анализировать».

Сервис сам производит нужные расчеты и рассчитывает вероятность проверки ПФР и ФСС в процентном отношении — с учетом «веса» критериев, по которым ваша организация может быть включена в план проверок.

В итоговом отчете будет разъяснено, какие показатели характеризуют вас как дисциплинированного плательщика страховых взносов, а что гарантированно привлечет внимание инспекторов.

Внеплановые проверки

Напомним, что помимо плановых совместных проверок ПФР и ФСС существуют внеплановые проверки, которые фонды проводят в течение года независимо друг от друга. Это происходит в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Поводом для внеплановой проверки могут стать и вновь обнаруженные обстоятельства, например, жалоба сотрудника на компанию. Мария Скобелева

  • Количество расчетов (форма РСВ-1 ПФР и форма-4 ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС РФ за 9 месяцев 2010 г., не совпадает.
  • У плательщика страховых взносов есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ.
  • Сведения индивидуального персонифицированного учета (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2) не были в срок представлены в органы ПФР.
  • Страхователь произвел выплаты в пользу физических лиц, не облагаемые страховыми взносами.
  • Применение пониженных тарифов взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок).
  • Несоответствия в расчетах (форма РСВ-1 ПФР и форма-4 ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений).
  • Недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд.
  • Страхователь относится к числу крупнейших плательщиков.
  • Уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась.
  • Неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам.
  • Проверки в отношении данного страхователя проводятся не чаще одного раза в три года (без учета проверок обособленных подразделений, которые уплачивают взносы самостоятельно).
  • Поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс России;
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
  • Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 03 февраля 2011 г. № 34р;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов";
  • Письмо Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. № 1344-19;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.06.2012 г. по делу № А33-11220/2011.

    Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) выездная налоговая проверка осуществляется в помещениях проверяемого налогоплательщика, основанием которой является решение руководителя налоговой инспекции либо заместителя руководителя. Если же у проверяемого налогоплательщика не имеется возможности предоставить помещение для проведения выездной проверки, такая проверка может осуществляться по месту нахождения налоговой инспекции. Если налогоплательщик отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, то решение о выездной проверке выносит налоговая инспекция, которая поставила этого налогоплательщика на учет.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ № 212) контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов во внебюджетные государственные фонды выполняют:

    - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) и его территориальные органы касаемо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые подлежат оплате в Пенсионный фонд Российской Федерации и взносов, подлежащих оплате на обязательное медицинское страхование, которые подлежат оплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    - Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), а также его территориальные подразделения касаемо страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности, которые подлежат оплате в ФСС.

    Согласно Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ФСС и его территориальные подразделения выполняют также контроль за правильностью оплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности.

    Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения выполняют обмен информацией с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и его территориальными органами обязательного медицинского страхования в электронной форме в установленной законом порядке.

    О том, каким образом должна осуществляться выездная проверка, указано в ст. 35 ФЗ № 212, согласно которой выездная проверка плательщика страховых взносов осуществляется в помещении (на территории) плательщика страховых взносов, основанием для которой является решение руководителя либо его заместителя органа контроля за уплатой страховых взносов. В том случае, если плательщик страховых взносов не имеет возможности предоставить для проверяющих помещение, то выездная проверка может быть проведена по месту нахождения органа контроля за оплатой страховых взносов. При этом если проверяется обособленное подразделение, которое имеет отдельный баланс, расчетный счет и который начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц, то такая проверка осуществляется в соответствии с решением органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения данного обособленного подразделения.

    В соответствии с распоряжением Правления ПФР от 03 февраля 2011 г. № 34р, утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, которые осуществляют оплату и другие вознаграждения физическим лицам, которыми должны руководствоваться должностные лица территориальных подразделений ПФР (далее - Методические рекомендации). Данные Методические рекомендации применяются к правоотношениям при осуществлении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г.

    Следует помнить, что, согласно п. 2.2.2 Методических рекомендаций, выездные проверки обособленных подразделений вправе проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации.

    По результатам проверки составляется решение, форма (9-ПФР) которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".

    Согласно п. 3.5 Методических рекомендаций решение составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр выдается для ознакомления плательщику страховых взносов или его представителю на территории проверяемого либо в помещении территориального подразделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). Если плательщика знакомят с решением на территории подразделения ПФР, то представитель проверяемого плательщика страховых взносов вызывается посредством направления уведомления о вызове плательщика по форме № 7, утвержденной вышеуказанным № 957н. Второй экземпляр решения вкладывается к материалам выездной проверки.

    Согласно п. 3.7 Методических рекомендаций помимо ознакомления плательщика страховых взносов с решением органа контроля за оплатой страховых взносов, который проводит выездную проверку, этому плательщику вручается требование о предоставлении документов, которые необходимы для проведения такой проверки.

    Пунктом 4.2 Методических рекомендаций установлена форма № 14 установлено, по которому должно составляться требование о представлении документов, которое составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего выездную проверку. Данное требование составляется в 2-х экземплярах, один экземпляр которого вручается под подпись руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю на его территории, либо в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки) (п. 4.4 Методических рекомендаций).

    Согласно ч. 9 п. 35 ФЗ № 212 при выездной проверке проверяющие могут проверить период, который не превышает З-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении данной выездной проверки.

    В соответствии с ч. 10, 11, 13 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов осуществляется органом контроля за оплатой страховых взносов не чаще чем 1 раз в 3 года. Количество выездных проверок плательщика страховых взносов не зависит от количества проведенных выездных проверок его обособленных подразделений. Выездная проверка плательщика страховых взносов не может превышать двух месяцев. Если же проверяется обособленное подразделение плательщика взносов, то срок проверки не может быть воле 1 месяца.

    Согласно письму Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. № 1344-19, выездные проверки плательщиков страховых взносов территориальные подразделения Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России будут проводить вместе. Также сказано, что расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Согласно официальной позиции Минздравсоцразвития России, выездная проверка правильности начисления и оплаты страховых взносов, администрируемых согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, органами контроля за уплатой страховых взносов может быть осуществлена не раньше 2011 г. (за расчетный период 2010 г.). При этом, проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, то она может проводиться независимо от времени проведения последней проверки. Поверяемый период при такой проверки также не может быть выше 3-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором и вынесено решение о проведении проверки (ч. 20 ст. 35 ФЗ № 212).

    В соответствии с ч. 7, 8 ст. 35 ФЗ № 212 и п. 2.2.6 Методических рекомендаций, по ходу выездной проверки органы контроля одновременно могут проверить правильность уплаты страховых взносов, расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (полномочия ФСС), а также документы, которые связаны с представлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (полномочия ПФР).

    Согласно ст. 36, 37 Федерального закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов должен обеспечить доступ должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов в свои помещения при наличии служебных удостоверений проверяющих и решения руководителя либо его заместителя органа контроля о проведении выездной проверки.

    Следует помнить, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика руководитель проверяющего подразделения составляет акт по форме № 13, утвержденной вышеуказанным приказом Минздравсоцразвития России № 957н, который подписывается им и проверяемым лицом. На основании такого акта проверяющий орган по имеющимся у него данным может самостоятельно определить сумму страховых взносов, которая подлежит уплате проверяемым. Если проверяемое лицо отказывается подписать указанный акт, то в нем делается соответствующая запись.

    Согласно п. 4 ч. 2 ст. 28 и ч. 5 ст. 37 ФЗ № 212 документы, которые были запрошены в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования.

    Тот факт, что налоговые органы не вправе проверять правильность исчисления, своевременность, полноту оплату страховых взносов во внебюджетные фонды, обоснован также тем, что в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы РФ от 31.12.2009 г. № ММ-7-1/722@ с 01.01.2010 г. налоговые органы не являются администраторами страховых взносов в виде фиксированного платежа, сами налоговые органы признают это в суде (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2011 № КА-А41/6519-11 по делу № А41-25687/08).

    Действующим гражданским законодательством не предусмотрено проведение налоговыми органами выездных проверок за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, поскольку указанные функции выполняют: Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения в отношении тех страховых взносов, которые подлежат оплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование; Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения касаемо страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности.

    Таким образом, налоговые органы не вправе осуществлять выездную налоговую проверку за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов, поскольку это выходит за пределы должностных полномочий сотрудником налоговых органов.

    При проведении выездной проверки, следует помнить, что проверяющие имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, которые установлены государственными органами, служащие основаниями для начисления страховых взносов, в том числе документы, которые подтверждают правильность начисления страховых взносов; вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер; определять суммы страховых взносов, которые подлежат оплате расчетным путем согласно имеющейся у них информации о плательщике, в том числе данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц для проведения проверки.

    Также следует иметь в виду, что вышестоящие органы контроля за оплатой страховых взносов могут отменять и изменять решения своих нижестоящих органов контроля в том случае, если эти решения не соответствуют законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Страховые взносы


    Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

    Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени - это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

    Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

    С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

    ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

    Что остается в ведении фондов

    До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

    Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

    С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
    При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

    • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
    • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
    • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.
    Напомним, при неисполнении требований налоговые органы безакцептно спишут соответствующие суммы с расчетного счета компании.

    Уточненные декларации за прошлый период

    Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

    Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

    • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
    • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
    • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
    • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
    • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
    • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

    Возврат излишне уплаченных взносов

    Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

    Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

    Куда платить взносы

    С 2017 года платежки по страховым взносам будут такими же, как по налогам. В поле 101 "Статус плательщика" надо будет проставлять код 01, код 08 сохранится только для взносов «на травматизм». Порядок заполнения налоговых платежек и платежек по страховым взносам теперь можно найти в приложении 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Напомним, прежде платежкам по взносам было отведено приложение № 4 к этому же приказу.

    Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

    внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ


    Содержание Содержание
    • Взносы, попадающие под налоговый контроль
    • Органы контроля, осуществляющие проверки
    • Проверки ИФНС в рамках контроля страховых взносов
    • Предмет проверки органов контроля
    • Выездная проверка плательщика взносов
    • Камеральная проверка взносов
    • Оформление результатов проверки
    • Сроки проведения проверок

    Наряду с налоговыми платежами организации уплачивают страховые взносы, начисленные на доходы работников. Коммерческие структуры в форме ИП дополнительно перечисляют взносы, направляемые на собственное страхование. С 2017 года администрирование страховых взносов осуществляет ИФНС. В НК РФ добавлена глава 34, посвященная порядку администрирования.

    Взносы, попадающие под налоговый контроль

    В соответствии с нововведениями налоговые органы контролируют:

    • Отчисления на пенсионное страхование.
    • Платежи в фонд социального страхования, за исключением платы на профилактику профзаболеваний и страхование от несчастных случаев на производстве.
    • Взносы на медицинское страхование.

    Администрирование платежей включает право на проведение с налогоплательщиками сверок расчетов, зачетов сумм, возврата переплаченных взносов, взыскания недоимки. При выявлении нарушений законодательных норм ИФНС имеет право налагать пени и штрафы с взысканием их в принудительном порядке. Органы получили право на проведение мероприятий налогового контроля.

    Органы контроля, осуществляющие проверки

    Ряд функций по проведению проверок взносов, исчисленных и уплаченных в предшествующем 2017 году периоде, осуществляют фонды.

    Объекты проверок Период до 2017 года Начиная с 2017 года
    Взносы в ПФР, ФОМС ПФР – камеральные и выездные ИФНС
    ФСС ФСС – камеральные до 2017 и выездные до 2016 ИФНС и ФСС совместно при проведении плановых проверок
    ФСС отчисления на материнство, расходы по нетрудоспособности ФСС ФСС

    Законодательные акты, ранее изданные фондами, продолжают действовать и используются в порядке исчисления и уплаты взносов. После начала администрирования взносов ИФНС разъяснения законодательных норм будет осуществлять Минфин.

    Проверки ИФНС в рамках контроля страховых взносов

    Налоговые органы имеют право на проведение камеральных и выездных проверок по вопросу правильности исчисления взносов. Проверки имеют отличия в порядке проведения.

    Условие проведения проверки Выездная проверка Камеральный контроль
    Решение о проверке Требуется, с обязательным ознакомлением руководителя предприятия Не требуется, проверка осуществляется в рамках обязанности инспектора
    Период проверки 3 года ведения деятельности, предшествующие мероприятию 3 месяца с момента сдачи декларации
    Способ проверки Сплошной Выборочный
    Место проведения Территория предприятия либо ИФНС при отсутствии условий для проверки Территориальный орган ИФНС по месту учета организации или ИП
    Представление документов Оригиналы либо заверенные копии Заверенные копии при возможности ознакомления с оригиналом
    Решение по результатам проверки Составляется в безусловном порядке с ознакомлением руководителя При отсутствии нарушений вынесенное решение не предъявляется руководителю предприятия

    Повторно проверка налога или взноса в одном периоде не осуществляется, за исключением проведения мероприятия контроля вышестоящим органом.

    Предмет проверки органов контроля

    При проверке порядка исчисления взносов инспекторы подвергают анализу учетную документацию предприятия с целью определения:

    • Соблюдения сроков представления расчетов (при камеральных мероприятиях).
    • Достоверности представленной информации, отсутствие арифметических ошибок.
    • Соответствия законодательным нормам порядка определения базы для налогообложения, обоснованности применения льгот, ставок.
    • Верности исключения сумм, не включаемых в расчет базы для налогообложения.

    Выездная проверка плательщика взносов

    При проведении выездного мероприятия контролирующие органы часто объединяют проверку нескольких налогов и взносов в одну процедуру. О начале проверки свидетельствует решение руководителя органа контроля с обязательным предъявлением документа руководителю предприятия. Без ознакомления директора компании с решением и личными удостоверениями инспекторы не имеют право начинать проверку. Порядок предъявления документов к проверке:

    • До начала проверки руководителю предприятия предъявляется требование с перечнем запрашиваемых документов.
    • Количество требований может быть более одного документа.
    • Документальные формы, не указанные в требовании, не могут быть запрошены инспекторами при проверке (если отсутствует дополнительный пункт о представлении прочих документов, подтверждающих исчисление взносов).
    • Документы предоставляются в заверенных копиях. Ознакомление с оригиналами форм допускается на территории предприятия. Исключение составляют проверки, при которых предприятия не могут предоставить отдельные помещения для расположения инспекторов и мероприятие осуществляется по месту нахождения органа контроля.

    На предоставление документов отводится 10 дней. Проверка взносов требует значительного времени на подготовку объемного материала, особенно у организаций с большой штатной численностью. Налогоплательщик может перенести срок предоставления документов, представив письменное уведомление с просьбой об отсрочке, причинах и дате подачи. На основании уведомления руководитель ИФНС выносит решение о переносе срока.

    Камеральная проверка взносов

    Суть камеральной проверки состоит в оперативном определении правильности исчисления взноса. Период процедуры составляет 3 месяца с момента подачи отчетности по взносам (ст. 88 НК РФ). Особенности осуществления мероприятия:

    • О начале проверки руководитель предприятия не ставится в известность.
    • При выявлении в ходе проверки нарушений инспектор вправе потребовать предоставления документов и пояснений по начислению взносов. По запросу инспектора документы или письменные пояснения должны быть представлены в течение 5 дней.
    • В случае отсутствия нарушений, ошибок, несоответствий требованиям о результатах проверки руководитель предприятия не извещается. По результатам положительной проверки акт не составляется.

    В случае представления налогоплательщиком в ходе проверки уточненного расчета по взносам процедура контроля прерывается. Период исчисляется от даты подачи уточненных данных.

    Оформление результатов проверки

    Документы подвергаются анализу в течение 2 месяцев с продлением периода при необходимости проведения встречных проверок или дополнительных процедур. По результатам проверки инспектор составляет справку об окончании мероприятия, акт проверки. О порядке составления акта указано в ст. 100 НК РФ.

    Налогоплательщик имеет право представить возражения по акту в письменной форме с предъявлением доказательств правоты и обоснованности несогласия с выводами проверяющих лиц. На основании акта и с учетом представленных возражений руководитель принимает решение по проверке о привлечении лица к ответственности или отказе в наложении налогового наказания. При выявлении недоимки ИФНС предъявляет требование об уплате.

    Пример предъявления требования

    В отношении ООО «Ковров» инициирована камеральная проверка по вопросу правильности исчисления страховых взносов, по результатам которой было выявлено налоговое нарушение в едином расчете за 1 квартал 2017 года. В результате занижения налогооблагаемой базы в размере 12 000 рублей. По итогам проверки ИФНС предъявила требование об обязанности уплатить:

    • Недоимку в размере 12 000 рублей;
    • Штраф в сумме 2 400 рублей;
    • Пени в сумме 57 рублей.

    Требование направляется предприятию в течение 20 дней с даты вынесения решения, на исполнение финансовых обязательств документа предоставляется 8 дней.

    Сроки проведения проверок

    Этап процедуры проверки Камеральный контроль Выездная проверка
    Составление акта 10 дней при выявлении нарушений 2 месяца со дня составления справки об окончании проверки
    Вручение налогоплательщику 5 дней 5 дней
    Представление возражений 1 месяц со дня получения акта 1 месяц
    Принятие решения по акту проверки 10 дней 10 дней

    Вопрос № 1. Может ли предприятие привлекаться к ответственности, если налоговая проверка была осуществлена с нарушениями?

    Налогоплательщик имеет право опротестовать решение о проверке, предоставив материалы о нарушении регламента и процедуры мероприятия контроля.

    Вопрос № 2. В каких днях ведется учет сроков проведения мероприятий контроля?

    Периоды, указанные в НК РФ, учитываются в рабочих днях.

    Вопрос № 3. Может ли налогоплательщик отказаться от ознакомления с актом?

    Руководитель предприятия приглашается в ИФНС для ознакомления с актом. Отказ от подписи и получения акта фиксируется в документе. Экземпляр налогоплательщика высылается почтой. Документ считается врученным налогоплательщику.

    Вопрос № 4. Можно ли представлять возражение по акту и подтверждающие материалы отдельно?

    Материалы, подтверждающие правоту учетных данных предприятия, опровергающие выводы акта проверки, могут быть представлены отдельно, о чем требуется указать в возражениях.

    Читайте также: