Налоговое администрирование и налоговый контроль

Опубликовано: 11.05.2024

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом налоговое администрирование, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 12 за период c 2007 по 2020 год).

Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф., Хазиахметов Р.А., Шеина А.Ю. Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 2. – url: https://creativeconomy.ru/lib/41570.

2. Строителева В.А.
Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. (№ 10 / 2019).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее сложных в теоретическом и практическом аспекте. Поэтому, этот налог довольно часто подвергается законодательным изменениям с целью полной реализации его функциональных обязательств. Актуальность исследуемой темы заключается в фискальном значении налога на добавленную стоимость для формирования доходов федерального бюджета РФ с четом особенностей его администрирования на практике. В исследовании использовался системный анализ структуры налоговых платежей за 2016-2018 гг. НДС как косвенный налог, можно считать ключевым инструментом государственного регулирования рыночного равновесия. С целью предотвращения незаконного возмещения налога в работе рассматриваются направления совершенствования его администрирования с помощью новых автоматизированных программных комплексов контроля за правильностью исчисления, взимания и возмещения НДС.

Строителева В.А. Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 10. – с. 2095-2106. – doi: 10.18334/ce.13.10.41240.

3. Джаманкулов Б.С.
Первоочередные задачи экономической политики Кыргызстана // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2019).
Статья посвящена наиболее актуальным мерам экономической политики, не требующих существенных капитальных вложений, но требующих настойчивую политическую волю по их реализации. Речь идет о повышении эффективности государственного управления и уменьшении институциональных возможностей для коррупции, укреплении государственного бюджета за счет вывода из тени значительной части экономики, улучшении налогового администрирования, повышения собираемости таможенных платежей и платежей Социальному фонду, устранения необоснованных льгот, предоставляемых отдельным предприятиям, более рациональном использовании государственного бюджета за счет улучшения адресности социальных статей бюджета, повышении инвестиционной составляющей бюджета, направленной в первую очередь на поддержание и улучшение имеющейся народнохозяйственной инфраструктуры. Мы надеемся, что статья будет интересна и полезна не только должностным лицам и общественным деятелям, отвечающим за осуществление экономической политики в Кыргызской Республике, но также студентам

Джаманкулов Б.С. Первоочередные задачи экономической политики Кыргызстана // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 1. – с. 457-471. – doi: 10.18334/rp.20.1.39708.

4. Ефремова Т.А.
Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
В статье рассматриваются возможности налогового администрирования в обеспечении экономической безопасности страны. Автором подробно исследуются угрозы экономической безопасности, сопряженные с соблюдением налогового законодательства, функционалом системы налогового администрирования, организацией процессов общения налоговых органов с налогоплательщиками. Дается оценка современной структуре налоговых органов РФ, эффективности организации и проведения камеральных и выездных налоговых проверок, видам выявляемых налоговых правонарушений, применению современных цифровых технологий в налоговом администрировании. Новизна исследования обусловлена поиском направлений развития фискальной и сервисной составляющих налогового администрирования. Доказывается целесообразность внедрения в практику налогового администрирования комплекса цифровых и информационных технологий: АСК «НДС–2», АСК «ККТ», АИС «Маркировка», ФГИС «ЕГР ЗАГС». Обосновывается необходимость разработки направлений, нацеленных на повышение уровня обслуживания налогоплательщиков, в том числе и через расширение применения альтернативной формы налогового контроля – налогового мониторинга.

Ефремова Т.А. Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2519-2530. – doi: 10.18334/rp.19.9.39346.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Шмакова А.В.
Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. (№ 8 / 2017).
В статье рассматриваются вопросы системного анализа в технологиях налоговых органов при определении объекта для проведения самой сложной формы контроля — выездной налоговой проверки.

Шмакова А.В. Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 8. – с. 899-908. – doi: 10.18334/ce.11.8.38221.

Тематика статьи охватывает анализ современного состояния налоговой системы России и основные направления налоговой политики на трехлетнюю перспективу. В статье рассматриваются вопросы государственной поддержки предпринимательства и комплекс антикризисных мер Правительства РФ.

Засько В.Н., Шакирова Д.Ю. Налоговая политика государства в условиях экономической нестабильности в РФ // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 15. – с. 2471-2482. – doi: 10.18334/rp.16.15.562.

7. Засько В.Н., Шакирова Д.Ю.
Налоговый разрыв: особенности определения и мировой опыт // Российское предпринимательство. (№ 18 / 2014).
Статья посвящена особенностям определения налогового разрыва. Определены факторы, влияющие на показатель налогового разрыва, рассмотрен зарубежный опыт.

Засько В.Н., Шакирова Д.Ю. Налоговый разрыв: особенности определения и мировой опыт // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 18. – с. 163-170. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8622.

8. Белев С.Г.
Целесообразность приватизации налогового администрирования // Российское предпринимательство. (№ 22 / 2013).
С конца 1980-х гг. в повестке дня в налоговом администрировании появился вопрос о целесообразности его приватизации. В ряде развивающихся стран в 1990-х гг. была восстановлена система налоговых откупов, а в США с 2006 г. Служба внутренних расследований (аналог налоговой инспекции) начала передавать на аутсорсинг частным лицам функцию сбора начисленной недоимки. Автором обобщены представления о частном налоговом администрировании, проанализированы основные недостатки и преимущества частного и общественного налогового администрирования. Дано возможное объяснение возврату к практике налоговых откупов на основе гипотезы Вайта.

Белев С.Г. Целесообразность приватизации налогового администрирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 22. – с. 191-204. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7918.

9. Якупов З.С.
Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. (№ 7 / 2013).
В статье рассмотрено налоговое администрирование и возможные пути его модернизации с точки зрения институциональной теории. Предлагается новый механизм налогового администрирования в виде частичной передачи функций по налоговому контролю на аккредитованные аудиторские и консалтинговые организации. Такая мера рассматривается как развитие идей «дружественного партнерства», как метода взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Якупов З.С. Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – с. 53-57. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8083.

10. Белянская О.В., Тутаева Д.Р.
О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2013).
В статье анализируются меры по совершенствованию налогового администрирования в России, оцениваются полученные результаты и прогнозируется будущее состояние системы налогового администрирования в рамках Основных направлений налоговой политики.

Белянская О.В., Тутаева Д.Р. О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – с. 12-18. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7974.

11. Савченко Н.Б.
Предоставление помещений для временного проживания: анализ системы финансовых отношений // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2010).
Ежедневно в России заключается множество сделок найма жилых помещений с привлечением посредников. Наймодателями по большинству таких сделок выступают физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В статье рассматривается схема финансовых отношений, возникающих на основе выполнения договоров гражданскоправового характера и связанных с услугами по временному размещению и проживанию.

Савченко Н.Б. Предоставление помещений для временного проживания: анализ системы финансовых отношений // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 1. – с. 135-141. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5958.

12. Демченко П.Г.
Власть налогового управления и ограничение предпринимательского права // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2007).
Дискуссия об уплате или неуплате налогов вообще, оправданности и обусловленности возникновения налоговых обязательств к настоящему времени себя исчерпала. Однако продолжаются споры о характере мотивации налогоплательщиков для исполнения ими налоговых требований, т.к. уяснение природы и содержания поведения предпринимателя-налогоплательщика, обязанного перед обществом и государством частью своего имущества, имеет большое значение для реформы налогового администрирования. Это вполне очевидно, так как всякие образования, функционирующее с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, а особенно налоговые отношения и налоговая система, сильно зависят от того, как они воспринимаются глазами своих субъектов. То есть речь должна идти об основах налогового управления, имеющих не только объективные, но и субъективные начала.

Демченко П.Г. Власть налогового управления и ограничение предпринимательского права // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 2. – с. 166-169. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2028.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «налоговое администрирование»?

Кагаловская Дарья Владимировна
Россия, Южный федеральный университет, Высшая школа бизнеса
[email protected]

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость совершенствования налогового администрирования в России. Даны рекомендации по совершенствованию проведению налогового администрирования. Рассмотрены и систематизированы цели проведения налогового администрирования, как обобщенного, так и специфического вида налогового контроля. Обсуждается методика проведения налогового совершенствования налогового администрирования налогоплательщиков в лице налогового органа.

анализ перспективного планирования проверок, налоговые риски, эффективность предпроверочного анализа, структура проведения контрольно-аналитического блока налогоплательщика, налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговая проверка, мероприятия налогового контроля, цифровизация.

Категории статьи:

Перспективы формирования международно-правового режима криптовалюты
XBRL как новый формат цифровой отчетности экономических субъектов
Контроль кредитного риска для малого бизнеса на основе теории стимулов и ограничений
Проблемы защиты прав добросовестных кредиторов при банкротстве должника
Мониторинг удовлетворенности и доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории Ленинградской области

Статья также доступна (this article also available):

Введение

В современных условиях налоговое законодательство предусматривает институт налогового законодательства, что позволяет при анализе организаций представление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от первоначально этапа анализа планирования налоговых проверок и заканчивая администрированием контрольно-аналитической проверки налогоплательщика.

В настоящее время аналитический блок являются наиболее главной и наиболее эффективной формой налогового контроля. Но при этом они должны соответственно отвечать требованиям, что не должно противоречить законодательству государства и прав самих налогоплательщиков. Тем самым должны создаваться соответствующие требования, при которых налогоплательщик самостоятельно и при комфортных условиях исчислял и уплачивал налоги и сборы в соответствующие бюджеты государства.

Для того чтобы проверка налогоплательщика стала эффективным инструментом налогового контроля, необходимо, безусловно наиболее приоритетное внимание должно уделяться анализу, при котором должно присутствовать обоснование отбору выбранных налогоплательщиков для проведения в условиях администрирования контрольно-аналитической части проверки.

Поэтому преимущество для назначения ВНП в отношении всех налогоплательщиков должны причины быть весьма обоснованными, а выездная налоговая проверка должна быть результативно-эффективной.

Результаты исследований

В Российской Федерации в ФНС существуют Концепции системы планирования налоговых проверок от 30 мая 2007 года, что предусматривает открытый процесс, который построенный на отборе налогоплательщиков для проведения уровня проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Вследствие чего, подразумевается эффективность планирование, аналитической части в области администрирования.

Налоговое законодательство в нашей стране является динамично развивающейся отраслью права. На сегодняшний день в целях обоснование включения в план проведения выездных налоговых проверок и анализу предпроверочного отдела о подготовке всех материалов по хозяйствующей деятельности налогоплательщиков, планирование как правило осуществляется в три этапа (Таблица 1).

Таблица 1 — План проведения выездных налоговых проверок

В ходе анализа сумм налоговых обязательств налоговыми органами выявляются тенденции изменения перечисленных показателей, исследуются повлиявшие на них факторы, излагаются обстоятельства несоответствия между исчисленными и поступившими суммами налоговых платежей (при их наличии).

Существует три уровня предпроверочного анализа (Рисунок 1). На первом уровне проводится анализ общих сведений о налогоплательщике, которые включают в себя:

Уровни предпроверочного анализа

Рисунок 1 – Уровни предпроверочного анализа

Результаты предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности любого налогоплательщика следует фактически подтверждённые документы или документальное пояснение налогоплательщика, который доказывает факт о правомерности действий налогоплательщика и не противоречит законодательству государственных органов.

Анализ каждого налогоплательщика дает определить оценку риска при эффективности включения в план выездных налоговых проверок.

Другим превосходством планирования налоговых проверок считается значительное увеличение времени на предпроверочную подготовку документооборота и анализа деятельности, вследствие чего сразу после утверждения плана проведения выездных налоговых проверок на следующий год.

Налоговый кодекс Российской Федерации неоднократно за время существования претерпел изменения и дополнения, следовательно, и налоговое администрирование совершенствуется и дополняется. Единственной задачей Налогового Кодекса Российской Федерации является не только соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах, но и формирование правовых основ налоговой системы Российской Федерации.

Налоговое администрирование — это комплекс мероприятий администрирование осуществляемым налоговым органом на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. При этом в систему мероприятия:

  1. эффективный мониторинг налоговых поступлений в Российской Федерации;
  2. подготовка единой финансовой и налоговой политики Российской Федерации для подготовки федеральных и региональных программ;
  3. законодательные изменения в федеральные законы о налогах и сборах:
  4. аудит денежных средств за поступлением налогов в соответствующие бюджетные счета, налогового администрирования включается следующие бюджет взыскание недоимки, также привлечение ответственности камеральных, выездных налоговых проверок.

Налоговое налоговое правонарушение при проведении администрирование является одним видом государственного управления, которое включает в себя внешнее и внутреннее управление. Внешнее управление — это государственное управление в области налогообложения.

Внутреннее управление — это оперативное управление системой налоговых органов.

Цель налогового администрирования — это качественный аудит за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами.

Качественное налоговое администрирование осуществляется от профессиональных качеств и опыта налогового инспектора вне зависимости от вида налоговой проверки (камеральная или выездная налоговая проверка), либо налоговый мониторинг.

В связи внедрением в налоговые органы программного комплекса АИС Налог 3, налоговое администрирование стало более цифровым, при этом существуют следующие проблемы:

  1. сокращение сроков проведения налоговых проверок (предпроверочный анализ, камеральная проверка, выездная проверка);
  2. законодательная нестабильность;
  3. текучий кадровый состав налоговых инспекторов;
  4. проблемы межведомственного взаимодействия между налоговыми органами с другими органами государственной власти;
  5. высокий документооборот;
  6. применение агрессивных схем ухода от налогообложения.
  7. При выявленных проблемах налогового администрирования необходимо внести изменения и подход к качественному налоговому администрированию, а именно:
  8. изменить отбор проведения налоговых проверок (камеральные и выездные налоговые проверки) с учетом временного характера путем полной доказательной базы области налогового получения правонарушения;
  9. стабильность налогового законодательства, которое не противоречило действительной реальность хозяйствующих субъектов;
  10. качественное налоговое администрирование при наличии высококвалифицированных специалистов в области налогов и сборов;
  11. новые программные продукты позволяющие детально анализировать все факторы хозяйственных операций налогоплательщика;
  12. изменение соглашений межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и другими государственными органами власти;
  13. информационное взаимодействие налогового органа не на бумажном носителе, а посредством электронного документа оборота;
  14. качественное проведение мероприятий налогового контроля при регистрации налогоплательщика, путем увеличения дополнительного времени при регистрации налогоплательщика.

Выше предложенные решения по совершенствованию налогового администрирования помогут решить пробелы и проблемы в налоговом законодательстве, что позволить налоговым органам качественно проводить налоговое администрирование вне зависимости от вида и характера налоговой проверки, тем самым качественно и законодательно пополняя бюджет Российской Федерации.

Изменив не которые пробелы и проблемы налоговом законодательстве, в будущем мы сможем увидеть либо положительные, либо отрицательные результаты налогового администрирования, которые в последующем могут стать эффективным прогнозом при планировании бюджета Российской Федерации, при эффективном налоговом администрировании.

В случае поквартального планирования выездных проверок налоговым органам дается недостаточно времени для полного анализа хозяйствующей деятельности организаций, что бы обхватить каждый участок налогообложения. Поэтому не обходимо в НК РФ в нести поправки об изменение сроков предпроверочного анализа, тем самым налоговые органы эффективно рассмотрят каждый участок налогообложения, в результате чего появиться результативность выездных налоговых проверок.

Заключение

Таким образом, эффективность планирование налоговых проверок очень перспективное направление для оценки эффективности, администрирования налоговых проверок, следовательно, повышает уровень экономического развития и эффективности налогового контроля в России. На сегодняшний день, эта сфера более эффективно набирает обороты развития в налоговых органах, поэтому есть перспективы и возможности роста в этой деятельности.

Библиографический список

  1. Васюченкова Л. В. О перспективном планировании выездных проверок // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 2. – С. 27-30.
  2. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М.: Юнити, 2016. — 375
  3. Мясников О.А. Комментарий к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. – 2007. – № 9 (Справочно-правовая система Консультант Плюс).
  4. Налоговый вестник № 2/2016 – Журнал «Налоговый вестник» 2016.

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+


Полагаю, что статья адресована не бухгалтерам. Вы и так об этом знаете. Статья была опубликована в конце 2019 года в сообществе менеджеров Executive.ru и представлена на обсуждение участникам этого сообщества. «Пусть будет и в моем блоге», — подумала я. «Клерк» читают не только бухгалтеры. А редакция «Клерк» — была и не против.

Благодарю дружелюбный «Клерк» и представляю вашему вниманию свою публикацию.

Главная цель налоговых и контролирующих органов — вывод бизнеса из серых зон и максимальное «обеление» деятельности. Проворачивать сомнительные схемы станет еще сложнее.

ФНС демонстрирует уверенный рост налоговых поступлений в бюджет, впечатляя новыми цифровыми возможностями и правовыми инструментами налогового администрирования. Внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, меняются правила применения популярных налоговых режимов, ужесточается налоговое администрирование, усилен банковский и межведомственный контроль за финансовыми операциями.

Главный акцент налоговиков — на сознательное поведение налогоплательщика и добровольный отказ от сомнительных схем. На уточнение налоговых обязательств и доплату налогов в бюджет. Беспечных и упрямых ждет проверка. А проверять будут глубоко и жестко.

С какими трудностями предстоит столкнуться российскому бизнесу в наступающем 2020 году? Давайте разбираться.

Фокус на искусственное дробление бизнеса

Это самый опасный для бизнеса прием оптимизации. Охота продолжится не только на крупных. Средним и мелким организациям тоже строит пересмотреть свои сложносочиненные группы компаний — на предмет взаимозависимости контрагентов, подконтрольности участников и несамостоятельности низконалоговых субъектов. Цена претензий в дроблении бизнеса, как правило, очень высока.

ФНС продолжит войну с «конвертами»

Налоговые зарплатные комиссии стали постоянно действующими. Как и ранее, они будут собираться и в межведомственном составе: с представителями различных контрольных ведомств: трудовой инспекции, пенсионного фонда, полиции, администраций муниципальных образований, прокуратуры и других.

Методологически ФНС уже подготовилась:

Во-первых, внесены новые контрольные соотношения в отчетные формы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ): теперь средняя зарплата каждого работника сопоставляется со среднеотраслевой региональной величиной. Те компании, которые не повысят зарплату до среднеотраслевой, налоговые органы возьмут в разработку.

Во-вторых, Федеральным законом №?325-ФЗ от 29 сентября 2019 г. внесены изменения в пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса, допускающие, что если налоговой проверкой будет установлено неудержание (или неполное удержание) налога на доход физических лиц, долг по НДФЛ заплатит уклонист-работодатель. Работник при этом не пострадает.

В общем случае, НДФЛ удерживается из доходов физического лица, и его уплата за счет налоговых агентов-работодателей не допускается. Но новая норма специально введена для того, чтобы работники не боялись информировать контрольные органы о выплате «серых» зарплат. Если налоговая проверка установит и докажет факт зарплаты «в конверте», работодателю придется заплатить не только страховые взносы, но и неудержанный с сотрудника НДФЛ с умышленно скрытых от налогов выплат.

Перевод сотрудников в самозанятые и ИП — опасен

Налоговики продолжат задавать вопросы компаниям, привлекающих для оказания услуг индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых — плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). На предмет поиска признаков трудовых отношений, умысла действий и необоснованной налоговой выгоды. Все попытки снизить налоговую нагрузку за счет перевода штатных сотрудников в статус ИП или самозанятых — без внятной деловой цели — будут признаны схемами по уходу от налогообложения. Об этом налоговая уже предупредила.

Уже с ноября 2019 года компании стали получать приглашения на налоговые комиссии для дачи пояснений по договорным отношениям с самозанятыми. В 2020 году к проверкам компаний, работающих с самозанятыми, подключится и Роструд.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход вводится еще в 19 российских субъектах. С 11 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых будет распространен и на остальные российские территории.

Борьба за «чистоту» реестра

В 2020 году информационный комплекс ФНС АСК НДС-2 продолжит выявлять налоговые разрывы, а налоговики — искать компании-«однодневки», злоупотребляющие выводом наличных. Цель — найти бенефициара, выгодоприобретателя — реальный бизнес или лицо, которое уклонилось от налогов и получило фискальную выгоду. С которого есть что взять. И насколько далеко от него разрыв в цепочке контрагентов: три, пять, семь — неважно. Борьба с «однодневками» — благородная цель. Но взять с них, как правило, нечего. А за любое нарушение кто-то должен ответить. И заплатить.

Продолжится актуализация сведений реестра о недостоверных данных, массовых адресах и «массовых подписантах». Достоверность сведений о компании ФНС будет проверять как на этапе регистрации, так и после представления отчетности. Руководители и участники недействующих или «фиктивных» организаций в течение трех последующих лет лишаются права создавать другие компании, приобретать доли в них или становиться руководителями.

С 1 сентября 2020 года ФНС займется расчисткой реестра индивидуальных предпринимателей. И сможет принудительно исключить ИП из ЕГРИП по двум основаниям:

  • Прошло 15 месяцев с даты окончания действия патента или в течение 15 месяцев ИП не сдавал отчетность.
  • За ИП числится задолженность по налогам. Исключенные из ЕГРИП граждане не смогут вновь стать ИП в течение трех последующих лет.

«Обеление» проблемных отраслей

В 2020 году ФНС продолжит начатые проекты по повышению прозрачности рынка проблемных отраслей. В фокусе — клининг, сфера строительства, транспортные услуги. А также компании, получающие выручку «наличными»: автосалоны, аптеки, розничная торговля, общепит.

Часть участников рынка согласились с продвигаемой ФНС формой отраслевого саморегулирования. Они объединяются в ассоциации, подписывают «Хартии белого бизнеса», гарантируя свою благонадежность (АПК, клининг).

Обязательная маркировка товаров

Продолжится проект по масштабной маркировке товаров. С целью изгнания с рынка контрафакта. С 1 января 2020 года будет обязательна маркировка всех лекарственных препаратов, с 1 июня 2020 года — маркировка готовой молочной продукции. К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживания товаров.

Налоговые органы получат широкие возможности по отслеживанию в реальном времени каждой единицы продукции, подлежащей обязательной маркировке, начиная с ее выпуска производителем и заканчивая продажей конечному потребителю. Который, в конечном итоге, за нее и заплатит. Информационный ресурс «Маркировка» будет интегрирован с АСК НДС-2 и АСК «ККТ» для контроля в точках налоговых разрывов по НДС.

С 1 января 2020 года стартует система прослеживаемости импорта. Каждая единица товара, от пересечения границы до конечного потребителя, будет на контроле. «Серый» импорт исчезнет. Движение каждой единицы ввезенного товара будет под автоматизированным наблюдением.

Реорганизация — тоже под наблюдением

Под пристальным вниманием налоговиков окажутся реорганизуемые компании. На предмет восстановления НДС в случае, если правопреемник применяет спецрежим или не платит НДС по другой допустимой законом причине.

Результат непримиримых споров, длящихся на протяжении многих лет, закреплен законодательно в пользу ФНС. Внесенная в Налоговый кодекс новая норма о восстановлении НДС вступает в силу с 1 января 2020 года.

ЕНВД доживает последний год

Уже с 1 января 2020 года запрещено использовать режим ЕНВД и патентную систему налогообложения продавцам трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха. Применяющих ЕНВД розницу, общепит и сферу услуг, ждут массовые потрясения. Потребуется переход на другую систему налогообложения — общую или упрощенную. Ожидаемо увеличится налоговая нагрузка.

Субъекты РФ вправе ввести запрет на применение ЕНВД уже с 2020 года. Не забудьте уточнить, есть ли изменения регионального законодательства с 1 января 2020 года.

ФНС вовлекает в налоговый мониторинг

Увеличивается количество компаний, согласившихся на контроль в форме налогового мониторинга. Налоговики смогут оперативно наблюдать за всеми операциями налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Возможности цифровизации позволят выявлять риски, проводить налоговый аудит, согласовывать налоговую базу. Кандидаты оперативного налогового мониторинга — компании с государственным участием. Частный бизнес присматривается.

Международный обмен налоговой информацией

ФНС продолжит взаимодействовать с контрольными органами иностранных государств по взаимному автоматическому обмену информацией. Для получения сведений о счетах и финансовых операциях компаний и физических лиц.

В систему налогового контроля встроены банки

В 2020 году банки продолжат контролировать операции клиентов. Ситуация с блокировками банковских карт и счетов остается напряженной. И нет никаких предпосылок, что банковский контроль будет ослаблен. Банковский финмониторинг учится выявлять «обнальщиков» и агрессивных оптимизаторов. И избавляется от подозрительных клиентов без колебаний и сожалений. Процент налоговой нагрузки — тоже индикатор для банковского наблюдения.

В 2020 году ожидается ужесточение «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Банкам предписано усерднее выявлять бенефициаров своих клиентов и «политически значимых лиц». Формальной информации от клиентов больше недостаточно. А Центробанк усилит выездные проверки кредитных организаций.

Убеждение под давлением

Продолжится «воздействие» на бизнес для побуждения его добровольно уточнить свои налоговые обязательства и заплатить налоги в бюджет. Данная мера признана ФНС очень эффективной — это простой и незатратный способ пополнения бюджета. Массовое контрольно-предупредительное воздействие дает потрясающий эффект: во избежание налоговых проверок и долгих судебных разбирательств бизнес соглашается доплатить налоги, даже в случае неоднозначности ошибок или неочевидности нарушений. Не исключено, что сумма «добровольных» доплат скоро догонит начисления по результатам проверок.

Взыскание долгов с субсидиарно-ответственных лиц

Продолжится жесткая практика взыскания долгов путем привлечения к субсидиарной ответственности руководителей бизнеса — контролирующих лиц. Если будет установлено, что эти лица действительно принимали решения, в результате которых бизнес пришел к банкротству. Даже если контроль был неформальный, но фактический — за эти решения придется нести ответственность.

Заявители — кредиторы и конкурсные управляющие — становятся агрессивнее и круг ответственных лиц расширяется. Это уже не только де-юре оформленные директора и участники, но и фактические руководители, бенефициарные владельцы, родственники участников и директоров, должностные лица — коммерческие и финансовые директора, бухгалтеры, юристы, представители по доверенности и другие. Судебная практика, как правило, на стороне кредиторов. Особенно, если кредитор — налоговый орган. Сохраняется повышенное внимание к налоговым вопросам и со стороны правоохранительных органов.

Но есть и позитивные новости:

  • Верховный суд РФ отказался от отмены срока давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям и оставил его прежним: с даты, когда возникла обязанность уплатить налоги в бюджет, согласно норм Налогового кодекса.
  • Пленум Верховного суда РФ вступился за обвиняемых в неуплате налогов и принял законопроект, которым предлагается прекращать уголовное преследование при возмещении причиненного бюджету ущерба не только в ходе следствия, но и в ходе суда. Обвинительных приговоров по налоговым делам будет меньше.

Как бизнесу учитывать меняющееся законодательство

Да, для достижения цели по «обелению» бизнеса налоговая система действует крайне жестко. В условиях суровых мер ответственности и ужесточения методов администрирования становится крайне опасно:

  • Дробить бизнес, преследуя цель минимизировать налоги.
  • Скрывать бенефициара и назначать директорами фиктивных лиц. Родственные бизнес-связи — тоже под наблюдением.
  • Платить зарплату «в конверте».
  • Работать с однодневками и случайными непроверенными контрагентами.
  • Прикрывать действительное положение вещей и реальные обстоятельства фиктивными документами и притворными сделками.
  • Манипулировать ценами для минимизации налоговых обязательств.

Существующая налоговая практика демонстрирует немало казусов и вызывает много вопросов:

  • Почему бизнес должен доказывать свою добросовестность? Это уже не презумпция?
  • Почему средний и малый бизнес не может применять специальные налоговые режимы? А если это одна из возможностей конкурировать малому бизнесу с демпингующим «серым» рынком?
  • Почему родственники — «взаимозависимые» отец и сын — не имеют возможности объединиться и вести семейный бизнес, применяя специальный налоговый режим?

Можно говорить и о неоднозначном толковании правовых норм, и о непростых методиках расчета налогов, и о злоупотреблениях своими полномочиями ревизоров. В работе ФНС доминирует не регулирующая, а фискальная цель. Что не добавляет бизнесу оптимизма и не вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Чтобы избегать проблем, бизнес должен учитывать меняющееся законодательство и сложившуюся правоприменительную практику, понимать методы налогового контроля. Просчитать все риски и построить правильную, доходную, а, главное, безопасную модель ведения бизнеса:

  • Провести детальный анализ правовой стороны всех существующих в компании бизнес-процессов.
  • Отказаться от «мутных» схем и перейти на легальное ведение деятельности, как бы ни было тяжело.
  • Учитывать, что налоговая выгода не должна быть главной целью сделки. Важна деловая цель и осязаемый экономический эффект. А экономия по налогам — дополнительный приятный бонус.

Понятия «добросовестность», «должная осмотрительность», «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода» — это не только слова из лексикона налоговиков и судей. Это реальность нашего времени. Кто не оценивает налоговые тренды и не принимает ответных мер, рискует исчезнуть с рынка навсегда. Помните об этом.

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

    Читайте также: