Налоговая политика узбекистана 2019

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 июля 2019 г. N 03-07-08/51616 О понятии "постоянное представительство" и о применении НДС в отношении инжиниринговых услуг

Вопрос: АО выполнит инженерные изыскания в Республике Узбекистан для разработки проектной документации. В рамках выполнения инженерных изысканий российская организация осуществит отбор образцов грунта, проведет наблюдения, обобщит полученные данные и оформит результаты в виде аналитических отчетов. При этом предполагается, что генеральный подрядчик оформит свое присутствие на территории Республики Узбекистан в статусе "Постоянное учреждение" (далее - ПУ) и в этом статусе привлечет по договору узбекскую организацию для выполнения физических работ непосредственно на площадке (бурение, другие физические работы и т.д.), а также примет выполнение согласованных объемов этих работ на территории Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 5 "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" (далее - СИДН) от 02.03.1994 на международном уровне форма присутствия иностранного лица установлена как "Постоянное представительство".

На национальном уровне форма присутствия иностранной компании установлена как "Постоянное учреждение" согласно статье 20 Налогового кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с которым признается любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан. Постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается также осуществление предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан, которая продолжается более ста восьмидесяти трех календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода. При этом понятие "Постоянное учреждение" применяется только для определения налогового статуса и не имеет организационно-правового значения.

В Налоговом кодексе Российской Федерации, в частности в статье 11, отсутствует понятие "Постоянное учреждение".

Таким образом, формы присутствия иностранного лица, содержащиеся в Налоговом кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Республики Узбекистан и СИДН, различаются в названиях.

Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Приравнивается ли для целей налогообложения в Российской Федерации статус российской организации в Узбекистане "Постоянное учреждение" к статусу "Постоянное представительство" по смыслу СИДН от 02.03.1994.

2. В случае если российская организация (исполнитель по контракту) будет осуществлять деятельность на территории Республики Узбекистан в налоговом статусе "Постоянное учреждение", подлежат ли налогообложению российским НДС инжиниринговые услуги, приобретенные данной российской организацией с налоговым статусом "Постоянное учреждение" в Республике Узбекистан.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) закреплено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03.1994 (далее - Соглашение).

Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место, через которое предприятие Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

Понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.

Таким образом, если определение содержит совокупность признаков постоянного представительства, а именно:

- наличие места деятельности;

- регулярный характер такой деятельности;

- ведение предпринимательской деятельности, то это означает, что лицо (организация), обладающее этими признаками, должно рассматриваться как плательщик налога на прибыль в стране, где оно осуществляет деятельность.

По нашему мнению, выражение "место деятельности" означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство.

Для того чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Что касается применения налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации инжиниринговых услуг определяется по месту нахождения покупателя таких услуг.

В случае, если покупателем инжиниринговых услуг, является налогоплательщик Республики Узбекистан и осуществляющий деятельность на территории Республики Узбекистан в соответствии с законодательством этого государства, то местом реализации указанных услуг территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Между Россией и Узбекистаном действует Соглашение об избежании двойного налогообложения. В соответствии с ним термин "постоянное представительство" определяется совокупностью признаков:

- наличие места деятельности;

- регулярный характер деятельности;

- ведение предпринимательской деятельности.

При наличии всех этих признаков лицо рассматривается как плательщик налога на прибыль в стране, где оно осуществляет деятельность.

Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Относительно НДС при реализации инжиниринговых услуг Минфин разъяснил следующее. Если покупатель - налогоплательщик Узбекистана ведет бизнес на территории Республики, то такие услуги не облагаются НДС в России.


Президент Шавкат Мирзиёев подписал указ "О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан", — об этом сообщает УзА.

В документе говорится:

1. Определить основными направлениями Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:

снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;

оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов;

обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов;

упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков;

обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление в кодексе размеров ставок налогов и других обязательных платежей;

сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций, их всесторонней поддержки и надежной правовой защиты;

совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.

2. Принять к сведению, что с 1 января 2019 года в рамках Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:

а) во-первых, снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем:

введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;

отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;

установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц;

б) во-вторых, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:

отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;

снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;

снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;

перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;

введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;

совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти;

в) в-третьих, реализуются меры по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на плательщиков упрощенного режима налогообложения, путем:

снижения ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам;

установления для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, порядка исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процентов и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе;

сохранения порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога;

г) в-четвертых, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:

сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;

предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;

объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.

С полным текстом можно ознакомиться на сайте УзА.

В 2019 году вступили в силу несколько десятков изменений и дополнений в налоговое законодательство Узбекистана.


В 2019 году налоги и другие обязательные платежи сильно изменились. Налоговый комитет опубликовал ключевые изменения и дополнения в законодательство Узбекистана:

Упрощенная система налогообложения

Единый налоговый платеж

Концепцией предусматривалось, что вместо единого налогового платежа будет введен налог с оборота (выручки). Однако в целях сокращения нормотворческой работы решено сохранить существующее наименование налога, налог с оборота (выручки) называется как и раньше — единый налоговый платеж.

В 2018 году критериями для уплаты единого налогового платежа являлись численность работников и осуществление определенного вида деятельности. Размер годового оборота (выручки) для возможности уплаты единого налогового платежа не учитывался.

С 1 января 2019 года единый налоговый платеж смогут уплачивать только юридические лица с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2018 года не превышающим 1 млрд сумов.

При этом круг плательщиков единого налогового платежа расширяется за счет индивидуальных предпринимателей. Плательщиками единого налогового платежа будут:

  1. юридические лица, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  2. товарищ (участник) — индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо), валовая выручка которого от деятельности простого товарищества за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  3. индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период превышает установленный размер, но не более 1 млрд сумов. Если индивидуальной предприниматель экспортирует плодоовощную продукцию или включен в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, он обязан платить единый налоговый платеж до достижения выручки в 1 млрд сумов;
  4. семейные предприятия, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  5. некоммерческие организации по доходам, полученным ими от предпринимательской деятельности, при условии, что они за налоговый период не превышают 1 млрд сумов.

В 2018 году единый налоговый платёж уплачивался по ставкам, дифференцированным в зависимости от видов деятельности. Базовая ставка налога составляла 5 процентов.

С 2019 года базовая ставка единого налогового платежа составляет 4% и все плательщики единого налогового платежа при наличии объекта налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами.

Для них также сохранится возможность уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе при наличии облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов:

Ставки единого налогового платежа

Налогоплательщики всех отраслей экономики (за исключением указанных ниже) «базовая ставка»

Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью

Предприятия общественного питания:

в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

других населенных пунктах

труднодоступных и горных районах

из них: специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения

75% от установленной ставки в зависимости от места расположения

Предприятия розничной торговли в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

других населенных пунктах

труднодоступных и горных районах

независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа

Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением оптовые и розничные аптечные организации)

Общеустановленная система налогообложения

Налог на прибыль юридических лиц

Изменения по налогу на прибыль в основном коснулись ставок налога, а также структуры вычитаемых и невычитаемых расходов.

Ставки налога на прибыль для большинства юридических лиц в 2019 году снижены:

  • для коммерческих банков — с 22 до 20%;
  • для остальных юридических лиц (за некоторым исключением) — с 14 до 12%.

В то же время повышены ставки налога для юридических лиц производителей цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул — с 14 до 20%

Для операторов мобильной связи, имевших дифференцированные ставки (14 и 50%) в зависимости от уровня рентабельности, вводится единая ставка налога на прибыль — 20%.

Изменения коснулись перечня вычитаемых и невычитаемых расходов. Ранее перечень расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли, являлся закрытым.

Перечень же невычитаемых расходов — наоборот, был открытый. Теперь же в целях упрощения определения налогооблагаемой базы и во избежание ошибок при исчислении налога и спорных вопросов при проверках с 2019 года перечень невычитаемых расходов закрытый, а вычитаемых — открытый.

Внесены следующие поправки в определение отдельных статей вычитаемых расходов:

  • исключены нормы по ограничению представительских расходов. Ранее их сумма в составе вычитаемых расходов не могла превышать одного процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • исключены ограничения по суточным расходам;
  • исключены ограничения по суммам страховых премий на добровольное страхование, оплачиваемых в пользу физическому лицу. Ранее норма для определения вычитаемых расходов составляла два процента от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • все выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья относятся теперь к вычитаемым расходам;
  • из вычитаемых исключены расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков. Эти расходы переведены в состав невычитаемых;
  • исключена из перечня вычитаемых расходов плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.

Внесены поправки в определения отдельных статей невычитаемых расходов:

  • взносы, средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, независимо от того, кто их получает, являются невычитаемыми расходами;
  • исключены судебные издержки;
  • к невычитаемым расходам относятся только убытки от выбытия основных средств с прежними оговорками. Убытки от выбытия иного имущества исключены из состава невычитаемых расходов.

В перечень невычитаемых расходов добавлены:

  • налоги, уплаченные за нерезидентов Узбекистана и других лиц;
  • налоги и другие обязательные платежи, доначисленные по результатам проверок;
  • расходы на мероприятия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика (по охране здоровья, спортивные и культурные мероприятия, организация отдыха );
  • оказание помощи профсоюзным комитетам;
  • затраты на выполнение работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).

В целях снижения себестоимости товаров, работ и услуг изменены ставки амортизации для целей налогообложения исходя из срока использования имущества по отдельным категориям основных средств, так с 2019 года нормы амортизации снижены:

  • для зданий и строений — с 5 до 3%;
  • для железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов, судов рыбной промышленности, воздушного транспорта — с 8 до 4%.

Снижение норм амортизации приведет к сокращению расходов и увеличению прибыли.

С 2019 года ставка налога на доходы в виде дивидендов и процентов снижается с 10 до 5%. При этом порядок обложения у источника выплаты сохранится как для юридических, так и для физических лиц.

Для нерезидентов ставка налога на дивиденды и проценты сохраняется в размере 10%. Ставки по другим видам доходов нерезидентов также остаются неизменными:


Руководитель Центра содействия экономическому развитию (CED) Юлий Юсупов в своей статье для сайта Kun.uz даёт свою оценку последним изменениям в налоговой сфере, сравнивая их с изначальными планами, закреплёнными в Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан.

Опубликованы два важных документа, касающихся сферы государственных финансов страны:

Рассмотрим эти документы с точки зрения реализации принципов налоговой реформы, заложенных в июньском указе президента «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан»..

Налоговая реформа начинается

Принятие рассматриваемых документов означает запуск налоговой реформы с 1 января 2019 года. Необходимость реформы обусловлена тем, что существующая налоговая система, сложившаяся в постсоветском Узбекистане, не оставляет экономике страны никаких шансов для устойчивого развития, обрекает страну на участь вечного сырьевого придатка мировой экономики.

Налоговая реформа нацелена на решение трех ключевых проблем существующей налоговой системы. Рассмотрим, что это за проблемы и как они будут решаться в 2019 году.

1. Относительно высокие налоги на фонд оплаты труда, которые не стимулируют рост занятости и поощряют теневую экономику.

В 2019 году предусмотрено радикальное сокращение налогов на труд:

- отмена 8% страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из заработной платы;

- введение «плоской» шкалы подоходного налога в размере 12% вместо прогрессивной шкалы с максимальной ставкой налогообложения в 22,5% (в 2018 г. доходы, превышающие отметку чуть более 200 долларов США в месяц, облагаются по максимальной шкале);

- снижение ставки единого социального платежа до 12% - вместо 15% для упрощенного режима и 25% для общего режима налогообложения (кроме бюджетных организаций и государственных предприятий – для них ставка устанавливается в размере 25%).

2. Неравномерное распределение налоговой нагрузки. Прежде всего, речь идет об огромном разрыве в налоговом бремени между упрощенным и общеустановленным режимами налогообложения (то есть малыми и крупными предприятиями). При переходе от одного режима к другому налоговая нагрузка может возрасти в несколько раз. Это означает невозможность роста бизнеса и использования преимуществ от экономии на масштабах, что существенно снижает возможности для увеличения конкурентоспособности национальных производителей.

В этой связи предусмотрено радикальное сокращение налоговой нагрузки и упрощение правил налогообложения в рамках общеустановленного режима, в частности:

- сокращение налогов на фонд оплаты труда (см. выше);

- отмена обязательных отчислений в государственные целевые фонды (ГЦФ) для предприятий общего режима (3,2% от выручки);

- снижение ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12% (для коммерческих банков – с 22 до 20%, для сотовых компаний– повышение с 14 до 20% с отменой налога на сверхприбыль, который они платили при превышении определенного уровня рентабельности, для производителей цемента и полиэтиленовых гранул – повышение с 14 до 20%);

- снижение ставки налога на дивиденды с 10 до 5%;

- снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2% с введением обязанности его уплаты, а также уплаты налога за пользование водными ресурсами всеми юридическими лицами без исключений.

3. Вопреки международной практике, в Узбекистане широко применяются налоги с выручки (с оборота). То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и пр., а вся выручка, включая затраты. Это отчисления с выручки в ГЦФ для предприятий общеустановленной системы налогообложения, единый налоговый платеж для малых предприятий, а также для компаний сфер торговли и общественного питания. Налоги с выручки, а также разрывы в цепочке уплаты налога на добавленную стоимость (когда НДС фактически превращается в свою противоположность — в налог с выручки), возникающих из-за «бегства» предприятий из общего режима налогообложения, крайне негативно сказываются на общественном разделении труда, формировании длинных цепочек создания добавленной стоимости. Ведь чем длиннее цепочка, тем выше налоговая нагрузка: имеет место двойное, тройноеи т.д. налогообложение. В такой ситуации создать полноценный цикл производства- от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью - просто невозможно.

Выход из этой ситуации один: отказ от налогов с выручки в пользу НДС. Для этого в рамках реформы предусматривается:

- отмена обязательных отчислений в ГЦФ для предприятий общего режима (см. выше);

- снижение налоговой нагрузки на предприятия общеустановленного режима (см. выше) с целью стимулировать малые предприятия переходить на этот режим;

- перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленного порога в течение года, на уплату общеустановленных налогов.

Реализация указанных мер позволит кардинально изменить нашу налоговую систему. Реформа даст экономике Узбекистана более совершенную модель налогообложения, приблизит налоговую систему к стандартам успешно развивающихся стран, позволит устранить накопившиеся диспропорции и искажения. И, в конечном счете – позволит создать в стране цивилизованные и эффективные общественные институты, способствующие устойчивому инклюзивному экономическому развитию.

Однако не все так хорошо и радужно, как может показаться на первый взгляд. В реализации реформ есть проблемы. И проблемы не маленькие.

Главная ошибка реализации реформы

Самой главной ошибкой правительства в проведении налоговой реформы, я считаю, сохранение ставки НДС на уровне 20% (правда, с возможным последующим снижением размера ставки по итогам 2019 года). Дело в том, что в первоначальной версии концепции налоговой реформы предполагалось уменьшение ставки до 12%.

Во-первых, авторы концепции ориентировались на ставки соседних Казахстана и Кыргызстана – 12%.

Во-вторых, именно ставка в 12% позволила бы большинству малых предприятий безболезненно перейти на общеустановленный режим налогообложения.

Теперь же:

- легализация бизнеса и переход на общий режим налогообложения или добровольную уплату НДС не будут такими масштабными, как ожидалось; бизнес станет более активно уклоняться от перехода на НДС, в том числе путем дробления, сокрытия выручки, перерегистрации в виде новых юридических лиц;

- отдельные виды местных товаров и услуг могут оказаться менее конкурентоспособными по сравнению с соседними странами,

- бюджет может недосчитаться доходов из-за сокращения налогооблагаемой базы.

Многие проблемы перехода на новую систему налогообложения (если не их большинство), с которыми мы сегодня сталкиваемся, обусловлены именно нежеланием снижать ставку НДС.

Будем надеяться, что это решение не станет роковым для реформы.

Вместо снижения ставки НДС внедряется так называемый упрощенный НДС, который, на мой взгляд, только замедляет и усложняет проведение реформы, так как не позволяет осуществлять полноценные зачеты уплаты этого налога. Переход на упрощенный НДС возможен для предприятий с оборотом до 3 млрд. сумов. и находиться в этом режиме можно будет только до 1 января 2021 года. Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам). При этом уплаченный упрощенный НДС может быть отнесен в зачет покупателем продукции -плательщиком стандартного налога на добавленную стоимость.

Базовая ставка упрощенного НДС – 7%. Но для отдельных секторов экономики предусмотрены иные ставки: строительные организации – 8%, предприятия торговли – 6%, предприятия общественного питания и гостиничного хозяйства – 10%, юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги и т.д.) – 15%, юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства – 4%.

Другие провалы 2018 года

К сожалению, буквально провалена реализация некоторых задач, поставленных в июньском указе президента о налоговой концепции:

1. Не была разработана новая версия Налогового кодекса, хотя времени для этого было достаточно (полгода). Изменения, которые вносятся в Кодекс в декабре, не решают большинство проблем внедрения новой налоговой системы. Это очень серьезный удар по реализации реформы.

2. Не была решена проблема с зачетом НДС по сельхозпродукции собственного производства, которая освобождена от уплаты этого налога. Суть проблемы в том, что раз аграрии не платят НДС, то его нельзя взять в зачет следующим участникам цепочки создания добавленной стоимости: переработчикам сельскохозяйственного сырья, предприятиям общественного питания и торговли. В результате налоговая нагрузка на эти предприятия (если они являются плательщиками НДС) существенно возрастает. Между тем имелись вполне работоспособные варианты решения этой проблемы. Но они были проигнорированы.

Есть правда, поправка в 208 статью Налогового кодекса, согласно которой производимая в Республике Узбекистан продовольственная продукция по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан, освобождается от налога на добавленную стоимость. Но где этот перечень и почему он должен определяться Кабинетом Министров, а не Кодексом – не понятно. И потом, как быть с переработчиками непродовольственной сельскохозяйственной продукции, например, текстильщикам? Для них-то проблема вообще никак не решается.

Нерешенность проблемы зачета НДС сельхозпродукции – еще один из (наряду с 20% НДС) смертельно опасных для налоговой реформы «подводных камней», который, очень надеюсь, нам удастся как-то обойти в 2019 году.

3. Не было осуществлено, заложенное в Концепции, упрощение расчета и уплаты НДС и налога с прибыли. Администрирование этих налогов остается весьма сложным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, что, мягко говоря, не способствует успешной реализации налоговой реформы.

4. Не проведена оптимизация налоговых льгот. Многочисленные налоговые льготы неэффективны и весьма вредны: они разрушают конкуренцию (кто-то имеет льготы, а кто-то – нет) и ослабляют государственный бюджет. Не случайно президент уже в который раз ставит задачу оптимизации перед правительством: «За счет снижения налогового бремени надо ввести единый для всех, справедливый налоговый режим, поэтапно отменять налоговые льготы» (из выступления президента 29 декабря 2018 г.). И то, что правительство такую оптимизацию до сих пор не провело, весьма удивительно в свете опасений выпадения бюджетных доходов из-за проведения налоговой реформы. Господа, вот, пожалуйста – источники пополнения бюджета! Почему же вы ими так сильно не хотите воспользоваться? Хотелось бы получить ответ на этот вопрос. Впрочем, я попытаюсь его дать сам, но ниже.

5. Вопреки Концепции налоговой реформы (предусматривающей единую ставку ЕНП – 4%) введены дифференцированные ставки ЕНП для разных секторов экономики (см. приложение 7 к «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы»). В частности, предприятия общественного питания в городах с численностью населения более 100 тыс. жителей будут платить ЕНП по ставке 8%. Об особой и странной «любви» наших финансовых органов к этому сектору экономики мы еще поговорим ниже.

6. Утверждены ряд важных норм налогового законодательства без какого-либо общественного обсуждения. Речь идет прежде всего о:

- режиме упрощенного НДС (см. выше),

- введении акцизного налога на услуги мобильной связи, комбинированной ставки и повышение ставки по акцизному налогу на сигареты, производимые в Республике Узбекистан,

- а также о внедрении ЕНП для индивидуальных предпринимателей с оборотом от 100 млн. до 1 млрд. сумов. Зачем понадобилось переводить на ЕНП эту категорию предпринимателей не очень понятно, при том, что одна из ключевых задач реформы – сокращение сферы влияния налогов с оборота (а в данном случае эта сфера расширяется).

Лоббисты побеждают?

Вернемся к вопросу об оптимизации налоговых льгот, о которой я писал выше. Могу предположить, что сложность реализации этой задачи связана с лоббированием частных, групповых, ведомственных интересов. За каждой льготой стоят влиятельные силы, которые всячески противятся выравниванию условий ведения бизнеса. Ведь равные и прозрачные правила игры, одинаковые для всех, лишают их бизнес ключевых конкурентных преимуществ. Такого рода лоббистов понять можно. Но очень надеюсь, что правительство не пойдет у них на поводу, а постарается реализовать общественный интерес.

Другим примером силы лоббистов может служить ситуация, которая сложилась вокруг таможенных платежей. В июне 2018 года было принято постановление президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан», предусматривающее радикальное сокращение таможенных платежей с 1 января 2019 г. По тому, какие преференции оставались в первоначальной версии постановления и какие изменения были внесены в данный документ в декабре (см. пункт 10 приложения 33 к документу «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы»), можно судить о силе тех или иных лоббистских группировок.

Конечно же, бесспорный лидер в этом списке автопром, который уже 20 с лишним лет защищен запретительными таможенными платежами от всякой конкуренции. Как результат – большая себестоимость, слабый ассортимент, неудовлетворительное качество продукции и высокая стоимость ее покупки для покупателей (высокие официальные цены, очереди, «шапки»). При этом бюджет почти ничего от отрасли не получает, так как предоставлены беспрецедентные налоговые льготы. Правда в 2019 г. часть льгот отменяется. Но, учитывая, монопольное положение нашего автопрома, он легко перенесет возросшее налоговое бремя на покупателя. Так что, ждите очередного повышения цен на автомобили.

Производители каких товаров еще сумели пролоббировать высокие таможенные платежи? Смотрим на те позиции, где таможенные пошлины составили более 15% и/или используются акцизы на импорт:

- переработанная плодоовощная продукция;

- мороженое, сыры, творог, яйца;

- газированные и алкогольные напитки, сигареты;

- некоторые строительные материалы (цемент, известь, гипс, материалы из пластмассы), керамические изделия;

- готовая текстильная продукция, ковры;

- алюминиевые профили и другие изделия из алюминия;

- лампы накаливания,газовые и электроплиты, водонагреватели, микроволновки, кондиционеры, телевизоры, мониторы, холодильники и морозильники, стиральные машины, пылесосы,утюги и прочая бытовая электротехника,

- тракторы, зерноуборочные комбайны.

Это список тех, кому удалось свои ведомственные интересы протащить через правительство. Лоббистам остальных отраслей повезло меньше.

Чем так провинился общепит?

Вот у кого нет никакой силы лоббирования, так это у сектора общественного питания.

Этот сектор всегда пользовался особым вниманием наших финансовых органов. К примеру, базовая ставка ЕНП в 2018 году – 5%, в розничной торговле – 4%, а в общепите – 10%. Почему? Попробуйте найти какое-то логическое обоснование. А не нужно никаких обоснований, просто так кому-то захотелось.

И что весьма примечательно, такое выборочное отношение к сектору сохраняется. В 2019 г. базовый ЕНП – 4%, для общепита – 8% (вопреки Концепции налоговой реформы). Базовая ставка упрощенного НДС – 7%. Но для предприятий общественного питания и гостиничного хозяйства, конечно же, – 10%. Это так мы хотим развивать туризм. Просто фантастика.

Плюс, предприятия общественного питания - еще до налоговой реформы - подверглись массированным проверкам со стороны налоговых органов.

Руководителям ассоциаций общепита и туризма надо срочно отправляться на повышение квалификации к руководителям отраслей, более удачливых в проталкивании своих отраслевых интересов – см. список отраслей в предыдущем разделе.

Неопределенность и непрозрачность – главные враги бизнеса

И, в заключении, об инвестиционном климате.

Недавно состоялся интересный диалог двух высокопоставленных чиновников. Тогда еще и. о. хокима Ташкента, сенатор Джахонгир Артыкходжаев заявил, что Казахстан - главный конкурент Узбекистана в борьбе за инвестиции, а наши налоги пока еще не позволяют обеспечить достаточную инвестиционную привлекательность. Вице-премьер, министр финансов Джамшид Кучкаров парировал, что конкурентоспособность зависит не только от низких налогов. Так и хочется сказать: и ты, жена, тоже права (есть такой анекдот про Ходжу Насреддина - погуглите). Оба чиновника правы.

Инвесторы (и местные и иностранные) обязательно смотрят на налоговую нагрузку и сравнивают ее не с налоговой нагрузкой Франции или Латвии, а с налоговой нагрузкой соседних с нами стран. И с нашим 20% -ным НДС, который в «тяжелых оборонительных боях» при обсуждении налоговой концепции отстоял Минфин, нам тяжело быть инвестиционно- привлекательными даже для собственных предпринимателей.

Но с другой стороны, далеко не только налоги определяют инвестиционную привлекательность страны. Бизнес интересуют практически все аспекты экономики, включая защиту прав собственности, административные барьеры, работу финансового сектора, равные правила игры и многое-многое другое. И один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности – предсказуемость и прозрачность политики и законодательства.

И как раз по этому поводу хочется очень долго ругаться. О многих, причем ключевых, правилах налогообложения, по которому нашему бизнесу придется работать в 2019 г., мы узнали фактически за несколько дней до Нового года. И даже после публикации рассматриваемых документов далеко не все ясно.

Как, скажите, в такой ситуации неопределенности и непредсказуемости планировать работу бизнеса и осуществлять инвестиции? И как можно надеяться на привлечение новых инвесторов?

Почти треть экономики Узбекистана приходится на промышленность. Ежегодно добывается более 60 миллиардов кубометров природного газа, 750 тысяч тонн нефти, 2 миллиона тонн газового конденсата, 4 миллиона тонн угля. Цветная металлургия имеет развитую сырьевую базу по основным цветным (медь, цинк, молибден, вольфрам, металлы платиновой группы) и драгоценным металлам (золото, серебро), позволяющим минимизировать риски по поставкам сырья.

На базе местного сырья химическая промышленность производит различные виды азотных, фосфорных и калийных удобрений, синтетические волокна и нити, аммиак, кальцинированную соду, резинотехнические изделия, изделия из полимеров и другие. Активно развивается текстильная промышленность. К 2025 году поставлена задача по полной переработке производимого в стране хлопка-волокна путем создания текстильных кластеров. Разработаны и реализуются отраслевые целевые программы на среднесрочный период с развитием инновационных и высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки богатых местных сырьевых ресурсов.

Орошаемое земледелие является основой продовольственной безопасности страны. По производству плодоовощной продукции, фруктов и винограда, коконов, каракуля и шерсти Узбекистан занимает ведущее место в мире. В сельском хозяйстве сегодня проводятся кардинальные преобразования: вместо устаревшей квазигосударственной системы производства хлопка и пшеницы активно внедряются современные агропромышленные кластеры, принадлежащие частному сектору и действующие на рыночных принципах. Уже сейчас в них выращивается более половины (52 процента) производимого в стране хлопка. Осуществляется диверсификация и модернизация сельского хозяйства, внедряются новые виды плодоовощной продукции, востребованной на мировых рынках. На экспорт в 80 стран мира поставляется более 180 видов агропродовольственной продукции - это 20 процентов общего объема экспорта страны.

Для создания новых рабочих мест, роста занятости и доходов населения в 2019-2021 годах особое внимание будет уделено развитию сферы услуг, особенно в регионах с напряженностью на рынке труда. По итогам 2018 года доля услуг в экономике республики составила 35,6 процента. Высокие темпы роста достигаются по услугам в области финансов, архитектуры, связи, информатизации и здравоохранения.

Туризм - важная конкурентоспособная сфера экономики. Здесь также осуществляются крупные реформы, направленные на совершенствование законодательной базы, - только в 2018 году принято более 25 нормативно-правовых актов. В результате принятых мер туристический поток за 2018 год составил около 5,3 миллиона человек, что вдвое превышает показатели 2017 года.

Узбекистан открыт для экономического сотрудничества со всеми странами мира. В полном объеме восстановлены и получили новый импульс масштабные экономические связи с соседними странами. В 2018 году существенно активизировалось торговое сотрудничество со странами СНГ. Их доля во внешнеторговом обороте составила 36,8 процента, темпы роста внешнеторгового оборота достигли 136,9 процента.

2019 год объявлен в республике Годом активных инвестиций и социального развития. В 2018 году в рамках государственных визитов достигнуты соглашения более тысяч проектов на общую сумму около 50 миллиардов долларов. Объем инвестиционного портфеля в 2018 году по линии сотрудничества с международными организациями и финансовыми институтами достиг почти 8,5 миллиарда долларов.

Приоритетом стратегии реформ остаются вопросы социальной политики, обеспечения достойных условий жизни для населения. В прошлом году мы приняли Национальные цели и задачи в области устойчивого развития до 2030 года. Они охватывают меры по ликвидации бедности и неравенства, усилению системы социальной защиты населения, реформированию систем здравоохранения и образования, обеспечению условий проживания и жизнедеятельности населения, строительству доступного жилья, решению вопросов гендерного развития, адресной поддержке молодежи, женщин и людей с ограниченными возможностями. Были значительно увеличены размеры заработной платы, пенсии, стипендии и социальные пособия, в 2018 году реальные доходы населения увеличились на 12 процентов.

Начался качественно новый этап экономического и инвестиционного сотрудничества Узбекистана с Россией. Важнейшим событием стал состоявшийся 4-5 апреля 2017 года государственный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Российскую Федерацию, в ходе которого подписано совместное заявление, около 50 межправительственных, межведомственных соглашений, а также договоров и контрактов на 16 миллиардов долларов.

18-19 октября 2018 года состоялся государственный визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан, были проведены первые межрегиональной и образовательный форумы наших стран.

В нем приняли участие около двух тысяч представителей регионов и деловых кругов Узбекистана и России. На форуме было подписано 12 межправительственных документов в экономической, инновационной, культурно-гуманитарной, образовательной, трудовой и военно-технической сферах, заключено около 800 инвестиционных и торгово-экономических соглашений на сумму около 27 миллиардов долларов.

Вектор экономических реформ в нашей стране определила принятая Стратегия действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 годах, охватывающая важнейшие аспекты либерализации экономики и развития социальной сферы. Она направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, создание необходимых условий для ведения бизнеса и расширение возможностей для развития человеческого капитала. Реализуются меры по обеспечению открытости и привлекательности Узбекистана для мирового сообщества.

Основным приоритетным направлением является поддержание макроэкономической стабильности. Ключевым шагом здесь, несомненно, станет разработка Концепции социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года, в которой будут сформированы долгосрочные цели и задачи, приоритеты развития и методы их достижения для обеспечения устойчивого экономического роста страны.

Вторым важным приоритетом развития выступает ускорение перехода к конкурентной рыночной экономике, где одним из важных условий является осуществление реформы в сфере землепользования и прав пользователей.

Другим важным условием выступает развитие и углубление финансовых рынков, для чего мы предусматриваем разработку Концепции дальнейшего развития финансового сектора и комплексных мер по модернизации и развитию инфраструктуры финансового рынка. Третьим приоритетом определены укрепление социальной защиты и обслуживание граждан. Предусматривается проведение пенсионной реформы с разработкой Концепции реформирования государственной пенсионной системы. Будет также пересмотрена система социальных гарантий.

Одним из важных направлений реформирования социальной сферы будет реформирование рынка труда: предусмотрены меры по формированию фонда заработной платы в госсекторе, упрощению доступа к страхованию от временной безработицы и диверсификации программ профессионально-технического образования.

Будет разработана Стратегия развития здравоохранения, предусматривающая более широкое участие частного сектора, увеличение госфинансирования медицинских услуг, разработку и внедрение действенного механизма контроля и мониторинга за полноценным и качественным оказанием населению гарантированных медицинских услуг. В рамках реформирования сферы образования будет модернизирована национальная система оценки студентов в сотрудничестве с такими международными системами, как PISA, TIMSS и PIRLS, а также пересмотрены учебные программы подготовки учителей и приведение их в соответствие с международными стандартами.

Предусматривается разработка комплексных мер по развитию государственно-частного партнерства, а также стратегии повышения эффективности и улучшения управления госпредприятиями. Еще один приоритет - повышение эффективности использования природных ресурсов, в котором важное место отводится управлению водными запасами и ирригацией. Разработана также концепция развития сельского хозяйства, предусматривающая переход к его интенсивному развитию с применением капельного орошения, гидропоники и других передовых агротехнологий. Все эти реформы направлены на ускоренное развитие страны, повышение благосостояния ее населения.

Активно реализуется программа экономического сотрудничества Узбекистана и России на 2019-2024 годы. В частности, в Бухаре запущено производство востребованной на рынках двух стран текстильной продукции, в Самарканде - деталей и специальных кузовов.

В Чирчике совместно с "Ростсельмашем" ведется крупноузловая сборка зерно- и кормоуборочных комбайнов. По 19 проектам ведется комплектация оборудованием и агрегатными узлами: компания "Силовые машины" поставила для Сырдарьинской ТЭС оборудование стоимостью 24,5 миллиона евро. Начата реализация стратегически важного проекта - строительства первой в Центральной Азии атомной электростанции. Создан успешно функционирующий "зеленый коридор" для экспорта плодоовощной продукции из Узбекистана и упрощенный таможенный режим для доступа текстильных товаров на рынки. Реализуются включенные в программу экономического сотрудничества проекты с участием компаний "Татнефть", КАМАЗ, "Евроцемент" и "Петромаруз".

Читайте также: