Налоговая политика советского государства

Опубликовано: 18.05.2024

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли .

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

blank

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Тедеев Астамур Анатольевич, заместитель директора НМЦ "Кафедра ЮНЕСКО" Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются особенности восстановления финансового хозяйства Советской России после "военного коммунизма" и в период НЭПа. Особо подчеркивается, что налоговая система НЭПа не могла дать Советской России ресурсы, достаточные для экономического рывка.

Ключевые слова: Советская Россия, новая экономическая политика, налоги, косвенное налогообложение, конфискация, экспроприация.

Peculiarities of tax politics and tax system of the Soviet Russia in 1918 - 1929

Tedeev Astamur Anatol'evich, deputy director of "UNESCO Chair" National research university "The Higher School of Economy", doctor of jurisprudence, professor.

In the article it is considered the features of recovery for the financial management of the Soviet Russia after the "military communism" and in the period of the NEP. Special emphasize is that the tax system of the NEP could not give the Soviet Russia with adequate resources for an economic breakthrough.

Key words: Soviet Russia, the new economic policy, taxes, indirect taxation, confiscation, expropriation.

В период "военного коммунизма" стройной, продуманной налоговой политики как таковой в Советской России не существовало. Пытаясь пополнить бюджет, в рамках преодоления финансового кризиса проводились конфискации и реквизиции ценностей, золота, денежных средств у зажиточного населения. В условиях полного расстройства экономической и финансовой системы государство, по сути, перешло от налогообложения к экспроприации. При этом, не имея своей системы налогообложения, новое правительство предпринимало попытки взимать дореволюционные налоги. Об этом свидетельствует установление подоходного налога, налога на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов, единовременного сбора, подомового, поземельного налога; а из местных налогов собирались земский сбор, квартирный налог, трактирный сбор и др.

В дальнейшем неоднократно вносились изменения в закон о подоходном налоге, реорганизовывался промысловый налог, был введен 5-процентный сбор с оборота всех торговых предприятий. Взимались патентный и гербовый сборы. Проводилась попытка в 1918 г. заменить акциз обязательными начислениями к цене товаров в пользу государства, но впоследствии это нововведение было отменено.

В силу нескоординированности политики и ее социально-классовой направленности, нехватки денежных средств Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Взимался он по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем - по плательщикам. Согласно Декрету эта раскладка должна была "производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян". Налог не взимался с деревенской и городской бедноты. Впрочем, экономический и политический эффекты налога были невелики - вместо десяти было собрано около 1,5 млрд. руб.

Финансы СССР: учебник для студентов финансово-экономических институтов / составлен бригадой работников МФЭИ в НКФ СССР; под руковод. и ред. В.П. Дьяченко. Вып. 3. М.: Государственное финансовое издательство, 1935. С. 36.

ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В ЭТОТ ПЕРИОД СТАНОВИТСЯ РАЗОВЫЙ СБОР за торговлю, изначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. Местным Советам предоставлялась возможность согласно принятым в 1919, 1921 и 1922 гг. Декретам об изменении перечня местных налогов и сборов взимать в городских поселениях сбор за продажу скота на рынке, а также местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз.

С 1918 по 1922 г. были введены натуральные повинности: продразверстка, трудовая (помощь семьям красноармейцев, поставки меда, птицы, сена и др.), гужевая (поставка лошадей, подвод, перевозка грузов и людей и пр.) и др.

В административно-управленческом плане новым финансовым органом стал Народный комиссариат финансов (Наркомфин), учрежденный 8 ноября (26 октября) 1917 г. В 1918 г. были созданы финотделы как местные налоговые органы, в этом же году легализован институт сборщиков налогов. В дальнейшем (с 3 февраля 1921 г.) деятельность Наркомфина была приостановлена, взимание налогов заморожено.

В 1921 г. по решению X съезда Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) Советское государство приступило к реализации новой экономической политики (НЭПа). Налоговая политика в этот период менялась коренным образом, фактически она создавалась заново. В силу нестабильного финансового положения государства и обесценивания национальной валюты в первые годы НЭПа продолжали взиматься натуральные налоги в сельском хозяйстве, при этом продразверстка была заменена продналогом (введен в 1921 г.), взималась также трудовая гужевая повинность (введена в 1921 г.).

В 1922 - 1923 гг. начинает осуществляться сбор единого натурального налога, который заменил собой продналог на некоторые сельхозпродукты. В эти же годы взимались единый общегражданский, трудгужналог (взамен одноименной повинности), подворно-денежный налог, а затем на смену им пришел единый сельскохозяйственный налог, утвержденный Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. .

Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917 - 1950 гг.): монография. М.: Наука, 1978. С. 116 - 124.

Для горожан в 1922 г. был установлен единый подоходный налог, при этом он делился на основной и прогрессивный. Помимо перечисленных налогов, в период НЭПа взимались: подворный налог, промысловый налог (состоял из патентного и уравнительного сборов), квартирный налог (взимался с 1927 г.), военный налог (введен в 1925 г.), налог с наследств и дарений (введен в 1926 г.), акцизы (на гильзы, вино, спирт, галоши, сахар, чай, мед и т.д.), пошлины (патентная, судебная).

Кроме того, были введены некоторые новые налоги: косвенный налог с демонстрации кинофильмов, классовые налоги: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (введен в 1929 г.), налог на сверхприбыль (введен в 1926 г.).

В этот же период существовали следующие сборы: патентный, канцелярский, прописочный сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, гербовый сбор.

Не обошлось и без чрезвычайных налогов: единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая в 1921 г., а через несколько месяцев, в 1922 г., - единовременный общегражданский налог, целью взимания которого была помощь в преодолении последствий голода.

В свою очередь, местные налоги в основном были представлены сборами: процентная надбавка к промысловому налогу, сбор с промышленных садов и огородов, сбор с извозного промысла, сбор с аукционных предприятий и т.д. .

Гензель П.П. Система налогов Советской России. М.-Л.: Экономическая жизнь, 1924. С. 80 - 81.

Присутствовали формы самообложения физических и юридических лиц. При этом нередки были случаи самовольного введения на местах налогов, не предусмотренных действующим законодательством.

Отметим, что в этот период был издан целый ряд интересных трудов в области теории налогов и налогообложения, потенциал которых при формировании текущей налоговой политики, впрочем, использован не был. Так, в 1923 г. в Риге опубликована работа одного из столпов финансовой науки дореволюционной России И.Х. Озерова "Основы финансовой науки", а в Петрограде - "Современные налоги на Западе" К.Т. Эсберга. Там же в 1924 - 1929 гг. издаются труды Г.И. Болдырева, М.Н. Соболева, А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, П.В. Микеладзе, К.Ф. Шмелева о налоговых системах Советской России и зарубежных стран. Особо необходимо отметить вышедшую в 1928 г. в Москве фундаментальную работу А.А. Соколова "Теория налогов". Кроме того, большим научным событием стало и издание в 1930 г. в Москве "Переложения налогов" Б.В. Дитмана.

Таким образом, налоговая политика Советской России в период "военного коммунизма" и НЭПа в первую очередь строилась на сознательном отказе от налогового права в пользу фискальной неправовой необходимости и, во-вторых, на использовании налогового механизма для завершения экспроприации (конфискации) всего имущества у проигравшего революцию имущего класса в пользу нового правительства.

При этом, перераспределяя в свою пользу все богатства страны, новая власть в период "военного коммунизма" отвергает право частной собственности и уничтожает всякую экономическую деятельность независимых от нее хозяйствующих субъектов. Как следствие, государство лишает себя базы (доходного источника) для взыскания новых налогов.

Остаются еще возможности для поимущественного налогообложения, но они быстро сокращаются за счет общего разрушения хозяйства, обнищания населения и постепенной конфискации всего этого имущества в пользу государства. Финансовая политика сводится к необходимости выявления и изъятия (отъема) еще не отобранных ценностей.

Косвенное налогообложение быстро теряет фискальный смысл в условиях огосударствления экономики (конфискации всех промышленных и торговых предприятий и организаций).

Ресурсное обеспечение функционирования государства в этот период осуществляется за счет натурального обложения сельского населения и направления всего конфискованного имущества и продукции на нужды государственного и военного аппарата. Кроме того, государство пыталось решить свои экономические проблемы за счет активного выпуска бумажных денег, но они, естественно, моментально обесценивались.

Налоговая политика в период "военного коммунизма" привела к фактическому упадку денежного обращения, а значит к невозможности взимания денежных налогов. К началу 1921 г. налоги и сборы в денежной форме уже не взимались. Переход к натуральному обложению привел к тому, что крестьяне сокращали посевы, скрывали свою сельскохозяйственную продукцию, и ее приходилось отбирать силой.

Финансовой целью новой экономической политики выступала необходимость частичного восстановления денежного хозяйства, экономических отношений частного характера, чтобы возродить доходные источники для денежного налогообложения. Нужно было восстановить торговлю, чтобы побудить крестьян расширить сельскохозяйственное производство. Происходит частичный возврат от фискального произвола к налоговому праву.

Новая экономическая политика помогла вывести финансовую систему Советской России из глубокого пике после гражданской войны. Но на этом ее роль закончилась. Однако налоговая политика периода НЭПа и совершенствование налоговой системы не могли дать Советскому правительству тех ресурсов, которые были нужны для индустриализации и агрессивных внешнеполитических планов по развитию мировой революции. Поэтому уже в 1930 г. начинается кардинальная экономическая и финансовая реформа, в результате которой роль налогового механизма постепенно сокращается. Для рывка в экономическом развитии, перевооружения армии Советской России были нужны существенные финансовые средства. Никакая система налогообложения, построенная на налоговом праве в тех условиях (отсутствие частной собственности и конкурентной экономики) обеспечить такие ресурсы не могла. Поэтому после 1930 г. развитие отечественной финансовой системы пойдет другим путем, предполагающим постепенное сворачивание налогового механизма.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить особенности налоговой политики Советской России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить, как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части. История налогов насчитывает тысячелетия, первый этап становления и развития налогообложения охватывает античные времена и Средневековье. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения. В данной работе будет рассмотрена налоговая политика в период существования СССР. В настоящее время эта тема особо актуальна, так как нынешняя налоговая система выросла на методе проб и ошибок, сделанных в этот период. Множество судьбоносных решений в налоговой политике принимались в период существования СССР. И результаты этих решений непосредственно сказываются на существующей экономике, и соответственно на нас.

На основе анализа налоговой системы 1922-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет. Объектом изучения работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 193о-1932 годов, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 196о-х годов, изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР.

Предметом исследования в курсовой работе выступает налоговая система в период Советской России.

Цель курсовой работы - определить особенности налоговой политики Советской России.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, и заключения.

Налоговая политика в период военного коммунизма (1918-1921гг.), НЭПа (1921-1929)

С приходом советской власти вся финансовая структура страны нуждалась в коренных изменениях. Это было связано с тем, что начало 2о-х годов XX века в России ознаменовалось глубочайшим кризисом.

Первая мировая война, революционные события 1917 годов и Гражданская война губительно сказались на финансовом положении советской России. И действительно для покрытия растущих военных расходов царское правительство резко увеличило бумажноденежную эмиссию и действующие налоги и сборы, ввело новые акцизы. После Февральской революции положение еще более усугубилось - длилась война с Германией, экономика страны разрушалась, бремя налогов достигло сверх предельного уровня, а эмиссия денег достигла такого размера, что собранные налоги обесценивались, не принося подобающей полезности. После Октябрьской революции произошел окончательный развал денежно-финансовой системы советской России.

Разруха, в конце концов, охватила все народное хозяйство страны: не работали заводы и фабрики, был разрушен транспорт, не хватало топлива. В начале 1921 года объём промышленного производства составлял лишь 12% довоенного, а выпуск железа и чугуна - 2,5%. Продажа сельскохозяйственной продукции также сократилась на 92%, государственная казна на 8о% пополнялась за счет продразверстки. Эмигрировало около 2 млн. россиян, большая часть из них - горожане. Производительность труда в некоторых отраслях снизилась на 8о%. Большая часть рудников и шахт было разрушено и затоплено.

Кризис охватил и деревню. В 192о году зерна было выращено менее 64% довоенного уровня. В 1921 году 34 губернии страны охватила засуха. Особенно тяжелое положение было в Поволжье.

Белгородские заводы, имевшие общегосударственное значение - мелоизвестковые и сахарные - к началу 1921 году производили всего 3-5% продукции довоенного времени. Практически не работали маслобойные, кожевенные предприятия, винокуренные заводы, мельницы и электростанции. Посевная площадь в сопостовлении с 1913 годом уменьшилась наполовину, резко упала урожайность полей, количество лошадей в сельском хозяйстве сократилось в три с лишним раза. Не хватало самого необходимого: хлеба, мяса, одежды, обуви.

«Внутренний политический кризис». Так публично и остро определил Ленин, возникшую в феврале 1921 году ситуацию в стране.

Вспышки крестьянских мятежей, начавшихся с демобилизацией в сентябре 192о года, послужили основой кронштадтского мятежа - первого согласованного внутреннего восстания против советского режима с лета 1918 года. Требования крестьян занимали принципиальное место в первой резолюции собрания представителей мятежной эскадры: "Дать полное право действия крестьянам над всей землей, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом", и "разрешить свободное кустарное производство собственным трудом".

Политика «военного коммунизма», проводившаяся в Советском государстве с 1918 года, во время Гражданской войны, была ориентирована на обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и иными необходимыми ресурсами в условиях, когда все остальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной. После Октябрьской революции в налогообложении страны преобладали старые виды налогов (подоходный, налог на денежные капиталы) и контрибуции.

В обстановке Гражданской войны, в начале января 1919 года вводилась продразверстка, означавшая установление продовольственной диктатуры страны. Согласно постановлению, каждый владелец хлеба, имевший избыток сверх количества, нужного для посевов и личного употребления обязан был в недельный срок заявить об этом, для сдачи его государству по твердо установленным ценам. В процессе введенной таким образом продразверстки, для потребления городом и армией изымалась практически вся произведенная сельскохозяйственная продукция.

Также политика Советского государства была ориентирована на то, чтобы ликвидировать классовый строй в обществе и уменьшить показатели бедности, поэтому налоговое бремя было переложено на имущественно обеспеченные классы.

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 3о октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный 1о-миллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов деньги и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а потом — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка была обязана «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота от уплаты налога полностью освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 1о было собрано около 1,5 миллиардов рублей.

Налоговая политика в этот период привела практически к исчезновению объектов обложения. Денежные налоги прекратили существование за ликвидацией основного инструмента - денег, а развитие натуральных налогов- вело к сокращению производства и активности производителей. В результате национализации промышленности косвенное налогообложение утратило смысл. Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919¬192о годах определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота».

Таким образом, с окончанием гражданской войны и переходом к мирному социалистическому строительству нужно было отменить политику «военного коммунизма» и создать крепкий альянс между рабочим классом и крестьянством на новейшей хозяйственной основе. Ленин и его соратники начали разрабатывать новую экономическую политику.

Началом перехода к НЭПу стал X съезд РКП(б). В марте 1921 года задачи политики «военного коммунизма» были признаны руководством страны выполненными, и была введена новая экономическая политика. В.И. Ленин писал: "Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой.

Наиболее четко суть налоговой политики 2о-х годов выражена в определении профессора А.Д.Соколова: "под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или достижения каких-либо задач экономической политики".

Начало осуществлению НЭПа положил декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом» от 21 марта 1921 года Продналог был первоначально установлен на уровне приблизительно 2о % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразверстке), при этом впоследствии его намечалось снизить до 1о % урожая и перевести в денежную форму. Зажиточные крестьяне облагались налогом по завышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла очень сильно развивать хозяйство. Всё это привело к повышению числа середняков в деревне. Благосостояние крестьян, по сравнению с довоенным уровнем, повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла.

Также в число основных мероприятий НЭПа входили: разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной. Разрешив предприятиям и крестьянству реализовывать свою продукцию на рынке, и, позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, советское государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Поэтому возникла необходимость возврата к не так давно отмененной налоговой системе.

Восстановление налоговой системы началось с введением 26 июля 1921 года промыслового налога. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, и граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. В 1922 году промысловый налог распространили на государственные и кооперативные предприятия. Он состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам, при выдаче патента на право осуществления торговой и промышленной деятельности, и уравнительного сбора, взымавшегося в процентах к сумме хозяйственного оборота.

Также были введены подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор.

Первым акцизом, введенным после 1917 года, стал акциз на виноградные вина крепостью до 14%, потом крепость вин, облагаемых акцизом, повысилась до 2о%. В 1921 году были введены акцизы на табачные изделия, папиросную бумагу и спички. Со временем система акцизного обложения расширялась. Были введены акцизы на пиво, кофе, соль, сахар, мед, а также на восковые свечи. Введение этих акцизов обеспечило более успешное использование косвенных налогов. В 1924 году был отменен акциз на табачные изделия, и была введена другая система обложения - по весу готовой продукции с разделением ее на 5 сортов, каждый из которых имел определенную цену. В 1927 году был отменен акциз на кофе и на соль. Акциз с соли обеспечивал более существенные поступления в бюджет, так как служил фактически единственным акцизным товаром, использовавшимся в деревне. С развитием реального товарооборота между городом и деревней исчезла необходимость акцизного обложения соли. Также в 1927 году было введено акцизное обложение парфюмерной и косметической продукции.

К косвенным налогам тех пор относится налог с доходов от демонстрации кинофильмов, он уплачивался с валового оборота от реализации билетов на киносеансы. Этот налог был сначало введен Декретом ВЦИК и СНК от 22 июня 1922года , и именовался «налогом с публичных зрелищ и увеселений». Взимался в виде процентных надбавок к стоимости входных билетов. От оплаты освобождались музеи, зрелища агитационно-пропагандистского, политико-просветительского и художественно-показательного значения.

Существенную роль в период НЭПа играли мотивированные налоги и сборы. В 192о-193о годах мотивированные налоги вводились как дополнительный источник средств для помощи голодающим, борьбы с эпидемиями, для улучшения жизни детей (единовременный общегражданский налог) и на остальные нужды.

Косвенные налоги сыграли важную роль в системе налогообложения, обеспечивая довольно большой фискальный доход государства.

Совместно с восстановлением старых налогов, были введены новые налоги: сельскохозяйственный, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Не считая того, вводится ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог. Трудгужналог - форма обязательного привлечения населения к бесплатному выполнению определенных работ и использования, принадлежавших определенным гражданам, гужевых средств по указанию органов Советской власти. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношений к сельскому хозяйству и крестьянству. Переход к единому сельскохозяйственному налогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 1о мая 1923году «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с ним устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, занимающихся сельским хозяйством, а именно: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере - в пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось:

а) количество пашни и сенокоса.

б) количество едоков в хозяйстве.

в) количество взрослого рабочего и продуктивного скота.

г) урожайность хлебов и трав на десятину.

XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Основной упор был сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось в ведении для «кулаков» индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от разных объектов. В основу построения сельскохозяйственного налога был заложен классовый принцип, появившийся в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. С 1929 года в развитии сельского хозяйства произошли огромные перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества.

К 50-летию Великого Октября

Забота о материальном благосостоянии народа всегда стояла в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. Это нашло отражение и в налоговой политике нашего государства. 50 лет отделяют нас от того времени, как были приняты первые законодательные акты в этой области. Изучение налоговой политики в СССР за все годы существования советского общества позволяет глубже раскрыть демократическую, народную сущность этой политики, отличающую ее от антинародной налоговой политики, проводимой при капитализме.

В обществе, разделенном на антагонистические классы, налоги являются одним из средств эксплуатации трудящихся. В работе "Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта" К. Маркс писал: "Налог - это источник жизни для бюрократии, армии, попов и двора - словом, для всего аппарата исполнительной власти. Сильное правительство и высокий налог - тождественные понятия" 1 . Безудержный рост налогов - характерная черта капитализма на всех этапах его существования и особенно в эпоху империализма. В высокоразвитых капиталистических странах налоги с населения составляют свыше 9/10 государственных бюджетов и съедают свыше 1/3 доходов рабочей семьи.

Налоги являлись главным источником государственного бюджета и в царской России. В 1913 г. из общей суммы бюджета, равной 3417,3 млн. руб., налоги вместе с доходами от винной монополии составляли 2111,1 млн. руб., или 62% бюджета; при этом 1607,4 млн. руб., или 80,0%, падало на косвенные налоги 2 , которые всей тяжестью ложились на бедноту. Наряду с выкупными платежами и косвенными налогами действовала целая система прямых налогов в виде основного государственного поземельного налога, разных поземельных сборов на территории Польши, Сибири и других местностей, налога с недвижимых имуществ в городах, на посадах и в местечках, кибиточной подати в Ставропольской губернии, в Степном и Туркестанском краях, оброчной подати и платежей переселенцев за пользование казенной землей, квартирного, промыслового налогов. По поводу поземельного налога в России великий русский революционер - демократ Н. Г. Чернышевский писал: "Земля должна платить налог, рента служит одним из самых лучших и справедливых источников государственного налога, но большая часть земель, дающих ренту, была у нас до сих пор освобождена или почти освобождена от налога. Дворянские населенные земли номинально платили налог в несколько раз меньше, чем государственные, а на самом деле вовсе не платили никакого налога, потому

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 8, стр. 211 - 212.

2 В. П. Дьяченко. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. М. 1947, стр. 14.

что взимаемый с поместий налог ложился подушной податью на крепостных крестьян и помещик фактически не платил ничего за землю" 3 .

Налоговая система в стране не претерпела сколько-нибудь серьезных изменений вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1916 г., правда, были приняты законы о подоходном налоге и обложении военных прибылей, но фактически эти законы не были реализованы. Основными по- прежнему оставались косвенные налоги. "В России нет подоходного налога, - писал В. И. Ленин в 1912 г., - нет данных о росте богатства у состоятельных классов общества. Наша еще более печальная действительность закрыта занавеской - занавеской темноты, безгласности" 4 . Политику охраны интересов имущих классов и закабаления трудящихся проводило и буржуазное Временное правительство. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции косвенные налоги в стране непрерывно росли. В 1917 г. Временное правительство ввело подоходный налог, но в связи с тем, что коммерческая тайна всячески оберегалась, он являлся для буржуазии фикцией. Единовременный же налог на прибыль был лишь декларирован, так как платежи подлежали рассрочке на три года. Налоговый пресс все сильнее давил на народные массы в связи с возросшими расходами на империалистическую войну. Министр финансов Шингарев в докладной записке от 31 мая на имя правительства указывал: "Продолжающаяся война и переживаемые затруднения выдвинули множество новых потребностей, не предусмотренных бюджетом 1916 г., но требующих безотлагательного удовлетворения. Ввиду этого полагал бы представить Временному правительству. исправленное исчисление ожидаемых поступлений государственных доходов, считая в том числе поступление в приблизительных цифрах от проектируемых новых налогов и преобразования ставок некоторых прежних" 5 . При этом Шингарев полагал, что нужно скрыть от народа основные виды расходов и источники доходов, и предлагал "исчислить" их с таким расчетом, чтобы они могли быть опубликованы для сведения населения. Усиленный налоговый нажим на трудящихся не мог, однако, обеспечить Временному правительству твердой доходной базы в государственном бюджете. Экономический и финансовый кризис становился все острее. Лишь пролетарская революция, установление диктатуры рабочего класса, слом старой государственной машины могли обеспечить выход из создавшегося положения.

VI съезд РСДРП (б), нацеливший партию на вооруженное восстание, в резолюции "Об экономическом положении" отмечал, что пролетариату после взятия власти необходимо проведение целого ряда экономических и финансовых мероприятий по восстановлению разрушенного хозяйства, в том числе: "Преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, налога на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов имуществ под действительный контроль как в центре, так и на местах" 6 . Советская власть с самого начала своего существования стала проводить новую, принципиально иную классовую налоговую политику - политику, стимулировавшую повышение жизненного уровня рабочих и бедняцко-середняцких масс крестьянства, ограничивавшую частнособственнические тенденции буржуазных элементов.

3 Н. Г. Чернышевский. Избранные экономические произведения. Т. II. М. 1948, стр. 478 - 479.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить особенности налоговой политики Советской России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить, как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части. История налогов насчитывает тысячелетия, первый этап становления и развития налогообложения охватывает античные времена и Средневековье. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения. В данной работе будет рассмотрена налоговая политика в период существования СССР. В настоящее время эта тема особо актуальна, так как нынешняя налоговая система выросла на методе проб и ошибок, сделанных в этот период. Множество судьбоносных решений в налоговой политике принимались в период существования СССР. И результаты этих решений непосредственно сказываются на существующей экономике, и соответственно на нас.

На основе анализа налоговой системы 1922-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет. Объектом изучения работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 193о-1932 годов, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 196о-х годов, изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР.

Предметом исследования в курсовой работе выступает налоговая система в период Советской России.

Цель курсовой работы - определить особенности налоговой политики Советской России.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, и заключения.

Налоговая политика в период военного коммунизма (1918-1921гг.), НЭПа (1921-1929)

С приходом советской власти вся финансовая структура страны нуждалась в коренных изменениях. Это было связано с тем, что начало 2о-х годов XX века в России ознаменовалось глубочайшим кризисом.

Первая мировая война, революционные события 1917 годов и Гражданская война губительно сказались на финансовом положении советской России. И действительно для покрытия растущих военных расходов царское правительство резко увеличило бумажноденежную эмиссию и действующие налоги и сборы, ввело новые акцизы. После Февральской революции положение еще более усугубилось - длилась война с Германией, экономика страны разрушалась, бремя налогов достигло сверх предельного уровня, а эмиссия денег достигла такого размера, что собранные налоги обесценивались, не принося подобающей полезности. После Октябрьской революции произошел окончательный развал денежно-финансовой системы советской России.

Разруха, в конце концов, охватила все народное хозяйство страны: не работали заводы и фабрики, был разрушен транспорт, не хватало топлива. В начале 1921 года объём промышленного производства составлял лишь 12% довоенного, а выпуск железа и чугуна - 2,5%. Продажа сельскохозяйственной продукции также сократилась на 92%, государственная казна на 8о% пополнялась за счет продразверстки. Эмигрировало около 2 млн. россиян, большая часть из них - горожане. Производительность труда в некоторых отраслях снизилась на 8о%. Большая часть рудников и шахт было разрушено и затоплено.

Кризис охватил и деревню. В 192о году зерна было выращено менее 64% довоенного уровня. В 1921 году 34 губернии страны охватила засуха. Особенно тяжелое положение было в Поволжье.

Белгородские заводы, имевшие общегосударственное значение - мелоизвестковые и сахарные - к началу 1921 году производили всего 3-5% продукции довоенного времени. Практически не работали маслобойные, кожевенные предприятия, винокуренные заводы, мельницы и электростанции. Посевная площадь в сопостовлении с 1913 годом уменьшилась наполовину, резко упала урожайность полей, количество лошадей в сельском хозяйстве сократилось в три с лишним раза. Не хватало самого необходимого: хлеба, мяса, одежды, обуви.

«Внутренний политический кризис». Так публично и остро определил Ленин, возникшую в феврале 1921 году ситуацию в стране.

Вспышки крестьянских мятежей, начавшихся с демобилизацией в сентябре 192о года, послужили основой кронштадтского мятежа - первого согласованного внутреннего восстания против советского режима с лета 1918 года. Требования крестьян занимали принципиальное место в первой резолюции собрания представителей мятежной эскадры: "Дать полное право действия крестьянам над всей землей, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом", и "разрешить свободное кустарное производство собственным трудом".

Политика «военного коммунизма», проводившаяся в Советском государстве с 1918 года, во время Гражданской войны, была ориентирована на обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и иными необходимыми ресурсами в условиях, когда все остальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной. После Октябрьской революции в налогообложении страны преобладали старые виды налогов (подоходный, налог на денежные капиталы) и контрибуции.

В обстановке Гражданской войны, в начале января 1919 года вводилась продразверстка, означавшая установление продовольственной диктатуры страны. Согласно постановлению, каждый владелец хлеба, имевший избыток сверх количества, нужного для посевов и личного употребления обязан был в недельный срок заявить об этом, для сдачи его государству по твердо установленным ценам. В процессе введенной таким образом продразверстки, для потребления городом и армией изымалась практически вся произведенная сельскохозяйственная продукция.

Также политика Советского государства была ориентирована на то, чтобы ликвидировать классовый строй в обществе и уменьшить показатели бедности, поэтому налоговое бремя было переложено на имущественно обеспеченные классы.

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 3о октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный 1о-миллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов деньги и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а потом — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка была обязана «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота от уплаты налога полностью освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 1о было собрано около 1,5 миллиардов рублей.

Налоговая политика в этот период привела практически к исчезновению объектов обложения. Денежные налоги прекратили существование за ликвидацией основного инструмента - денег, а развитие натуральных налогов- вело к сокращению производства и активности производителей. В результате национализации промышленности косвенное налогообложение утратило смысл. Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919¬192о годах определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота».

Таким образом, с окончанием гражданской войны и переходом к мирному социалистическому строительству нужно было отменить политику «военного коммунизма» и создать крепкий альянс между рабочим классом и крестьянством на новейшей хозяйственной основе. Ленин и его соратники начали разрабатывать новую экономическую политику.

Началом перехода к НЭПу стал X съезд РКП(б). В марте 1921 года задачи политики «военного коммунизма» были признаны руководством страны выполненными, и была введена новая экономическая политика. В.И. Ленин писал: "Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой.

Наиболее четко суть налоговой политики 2о-х годов выражена в определении профессора А.Д.Соколова: "под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или достижения каких-либо задач экономической политики".

Начало осуществлению НЭПа положил декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом» от 21 марта 1921 года Продналог был первоначально установлен на уровне приблизительно 2о % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразверстке), при этом впоследствии его намечалось снизить до 1о % урожая и перевести в денежную форму. Зажиточные крестьяне облагались налогом по завышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла очень сильно развивать хозяйство. Всё это привело к повышению числа середняков в деревне. Благосостояние крестьян, по сравнению с довоенным уровнем, повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла.

Также в число основных мероприятий НЭПа входили: разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной. Разрешив предприятиям и крестьянству реализовывать свою продукцию на рынке, и, позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, советское государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Поэтому возникла необходимость возврата к не так давно отмененной налоговой системе.

Восстановление налоговой системы началось с введением 26 июля 1921 года промыслового налога. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, и граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. В 1922 году промысловый налог распространили на государственные и кооперативные предприятия. Он состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам, при выдаче патента на право осуществления торговой и промышленной деятельности, и уравнительного сбора, взымавшегося в процентах к сумме хозяйственного оборота.

Также были введены подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор.

Первым акцизом, введенным после 1917 года, стал акциз на виноградные вина крепостью до 14%, потом крепость вин, облагаемых акцизом, повысилась до 2о%. В 1921 году были введены акцизы на табачные изделия, папиросную бумагу и спички. Со временем система акцизного обложения расширялась. Были введены акцизы на пиво, кофе, соль, сахар, мед, а также на восковые свечи. Введение этих акцизов обеспечило более успешное использование косвенных налогов. В 1924 году был отменен акциз на табачные изделия, и была введена другая система обложения - по весу готовой продукции с разделением ее на 5 сортов, каждый из которых имел определенную цену. В 1927 году был отменен акциз на кофе и на соль. Акциз с соли обеспечивал более существенные поступления в бюджет, так как служил фактически единственным акцизным товаром, использовавшимся в деревне. С развитием реального товарооборота между городом и деревней исчезла необходимость акцизного обложения соли. Также в 1927 году было введено акцизное обложение парфюмерной и косметической продукции.

К косвенным налогам тех пор относится налог с доходов от демонстрации кинофильмов, он уплачивался с валового оборота от реализации билетов на киносеансы. Этот налог был сначало введен Декретом ВЦИК и СНК от 22 июня 1922года , и именовался «налогом с публичных зрелищ и увеселений». Взимался в виде процентных надбавок к стоимости входных билетов. От оплаты освобождались музеи, зрелища агитационно-пропагандистского, политико-просветительского и художественно-показательного значения.

Существенную роль в период НЭПа играли мотивированные налоги и сборы. В 192о-193о годах мотивированные налоги вводились как дополнительный источник средств для помощи голодающим, борьбы с эпидемиями, для улучшения жизни детей (единовременный общегражданский налог) и на остальные нужды.

Косвенные налоги сыграли важную роль в системе налогообложения, обеспечивая довольно большой фискальный доход государства.

Совместно с восстановлением старых налогов, были введены новые налоги: сельскохозяйственный, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Не считая того, вводится ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог. Трудгужналог - форма обязательного привлечения населения к бесплатному выполнению определенных работ и использования, принадлежавших определенным гражданам, гужевых средств по указанию органов Советской власти. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношений к сельскому хозяйству и крестьянству. Переход к единому сельскохозяйственному налогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 1о мая 1923году «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с ним устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, занимающихся сельским хозяйством, а именно: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере - в пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось:

а) количество пашни и сенокоса.

б) количество едоков в хозяйстве.

в) количество взрослого рабочего и продуктивного скота.

г) урожайность хлебов и трав на десятину.

XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Основной упор был сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось в ведении для «кулаков» индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от разных объектов. В основу построения сельскохозяйственного налога был заложен классовый принцип, появившийся в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. С 1929 года в развитии сельского хозяйства произошли огромные перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества.

Читайте также: