Стадии контрольно налогового производства

Опубликовано: 10.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

    – федеральные налоги и сборы;

    – региональные налоги и сборы;

    – местные налоги и сборы.

    Этот подход был сохранен законодателем и в НК. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18–21 Закона об основах налоговой системы. Нормы ст. 12–15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.

    С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.

    Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

    В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:

    – акцизы (гл. 22 НК);

    – налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);

    – водный налог (гл. 25.2 НК);

    В состав федеральных сборов входят:

    – государственная пошлина (гл. 25.3 НК);

    – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК).

    Рассматриваемая ранее в составе федеральных сборов таможенная пошлина с 1 января 2005 г. переведена в категорию неналоговых платежей, и действие норм законодательства о налогах и сборах на порядок ее исчисления и уплаты теперь не распространяется. Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и разд. III TK.

    Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

    Региональные налоги – это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

    Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

    К региональным налогам в настоящее время относятся:

    – налог на имущество предприятий (гл. 30 НК);

    – транспортный налог (гл. 28 НК);

    – налог на игорный бизнес (гл. 29 НК).

    Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

    Местные налоги – это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:

    – налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК – находится в стадии разработки; действует Закон о налогах на имущество физических лиц);

    – земельный налог (гл. 31 НК).

    Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены местных налогов и сборов отражены в табл. 4.1.

    Таблица 4.1Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)

    * Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ.

    Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

    Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

    Установление и введение в действие СНР не идентично установлению и введению в действие новых налогов и сборов.

    К специальным налоговым режимам относятся:

    – система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);

    – упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

    – система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК);

    – система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК).

    На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:

    – ограничение стихийности рыночных отношений;

    – воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур;

    Формирование налоговой системы, а вместе с ней и государственной политики в сфере налогов проходило в условиях глобальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства.

    Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы.

    Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали:

    – повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;

    – снижение общего налогового бремени;

    – упрощение налоговой системы;

    – обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;

    – создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».

    В процессе реформирования налоговой системы РФ к настоящему моменту уже проведено несколько этапов.

    Основными задачами первого этапа реформирования налоговой системы РФ были названы:

    – формирование единого подхода к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

    – четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

    – закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

    – достижение однократности налогообложения, означающей, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

    – определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.

    Нормативное закрепление путей своего достижения поставленные задачи нашли в Законе об основах налоговой системы.

    Отсутствие единой научно обоснованной концепции на первом этапе формирования современной налоговой системы Российской Федерации привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают проявляться и сегодня.

    Второй этап налоговой реформы, реализация которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи:

    – построения стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

    – развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;

    – создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;

    – сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом законодательстве;

    – снижения общего налогового бремени;

    – формирования единой налоговой правовой базы;

    – совершенствования системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства;

    – интеграции всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ;

    – закрепления единого понятийного аппарата, предусматривающего однозначную трактовку положений налогового законодательства;

    – отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налог с оборота);

    – реформирования порядка налогообложения средств, направляемых на оплату труда;

    – исчисления базы для налога на прибыль согласно действующим мировым стандартам;

    – отказа от многочисленных льгот и преференций;

    – создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере;

    – повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений.

    Одним из важнейших результатов второго этапа реформирования налоговой системы РФ стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране действует налоговая система, состоящая из 14 налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.

    Безусловно, действующая в России налоговая система еще находится в стадии становления и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее правовой основой ее существования, содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми федеральными законами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений.

    В целях совершенствования налогообложения малого бизнеса устранены имевшиеся ранее недостатки в порядке упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

    Для организаций, использующих труд инвалидов, значительно расширен перечень социальных целей, на которые может быть направлена получаемая прибыль.

    С 1 января 2006 г. на территории РФ отменен налог на наследование и дарение.

    В отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, используемых в том числе в целях налогообложения такой продукции, были определены дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.

    Для субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, расширен перечень лиц, имеющих право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, и уточнены сроки уплаты этого налога.

    В целях стимулирования инвестиционной активности предусмотрены особенности предоставления резидентам создаваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций.

    Новый порядок административного взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должен снизить количество налоговых споров, требующих судебного разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами.

    В числе основных задач налоговой политики в настоящий период названы:

    – повышение четкости правил налогообложения, в том числе путем разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов;

    – способствование посредством налоговых механизмов развитию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения;

    – повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес (прежде всего путем реформирования процедуры исчисления и уплаты ЕСН).

    Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.

    С усложнением механизма налогообложения в налоговые правоотношения помимо налогоплательщика (плательщика сборов) и представителей казны (фиска) стали вовлекаться и иные органы и лица.

    На сегодняшний день в систему участников налоговых правоотношений входят:

    – сборщики налогов и сборов;

    – органы налоговой администрации;

    – временные участники налоговых правоотношений.

    Налоговообязанными лицами признаются лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговообязанными лицами в России являются налогоплательщики и плательщики сборов.

    Действующее законодательство допускает возможность участия в налоговых правоотношениях налогоплательщиков и плательщиков сборов как лично, так и при посредстве своих представителей. Однако такие представители не имеют собственных целей участия в налоговых правоотношениях, а лишь исполняют поручения налогоплательщика или представляют его интересы в пределах, установленных законом. По этой причине, представители налогоплательщика (плательщика сбора) не рассматриваются в качестве самостоятельных участников налоговых отношений.

    Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы. Функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

    Органы налоговой администрации осуществляют непосредственное управление системой налогообложения в государстве. Такие органы наделены контрольными и правоохранными полномочиями в налоговой сфере. В настоящее время в состав налоговой администрации РФ входят: система налоговых органов; уполномоченные финансовые органы; специализированные подразделения ОВД.

    Фискальные органы – органы, ответственные за формирование и использование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондов. В России функции фискальных органов выполняют органы казначейства и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).

    Следует отметить, что на определенных этапах развития налоговой системы осуществление фискальных функций и функции в сфере налогового администрирования могут быть возложены на один и тот же орган государственной власти. Так, до недавнего времени государственные внебюджетные фонды при определенных обстоятельствах наделялись и функциями по налоговому контролю и в связи с этим принимали участие в налоговых правоотношениях и как фискальный орган, и как орган, входящий в систему налоговой администрации.

    Временные участники налоговых правоотношений. В определенных случаях, предусмотренных законодательством, участники налоговых правоотношений обладают правом привлечь к участию в налоговых отношениях иные лица и организации, обладающие специфическими знаниями и навыками, необходимыми для разрешения конкретной проблемной ситуации. Участие таких лиц в налоговых правоотношениях, как правило, ограничивается выполнением профессиональной функции, ради которой указанные лица и организации и были приглашены. К числу временных участников налоговых правоотношений можно отнести, к примеру, экспертов, специалистов и переводчиков, привлекаемых для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля.

    Роль регистрационных органов в налоговых правоотношениях. НК предусмотрена обязанность регистрационных органов исполнительной власти извещать налоговые органы о тех зарегистрированных ими действиях налогоплательщиков, которые могут привести к возникновению, изменению или прекращению их налоговых обязательств.

    Информацию налоговым органам в настоящее время предоставляют:

    – органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности;

    – советы адвокатских палат субъектов РФ;

    – органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства;

    – органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;

    – органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;

    – органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;

    – органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

    – органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия;

    – нотариусы, осуществляющие частную практику;

    – органы, производящие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;

    – органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ;

    – органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

    Порядок предоставления такой информации и ее состав урегулирован в ст. 85 НК.

    1. Важнейшей юридической обязанностью налогоплательщика выступает его обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. II Закона об основах налоговой системы). Она является основной и первичной по отношению ко всем другим обязательствам плательщика. Правовое регулирование уплаты налогов осуществляется как общими нормами налогового законодательства, так и специальными, посвященными конкретным налоговым платежам. Суть исполнения налогозого обязательства заключается в совершении обязанным лицом определенных действий или их совокупности, направленных на фактическое финансирование государственного бюджета.

    Однако отличительной особенностью исполнения обязательств по уплате налогов выступает то обстоятельство, что конкретное их содержание, т. е. мера должного поведения обязанного лица, начинается с момента определения размера обязательств и заканчивается реальным внесением денежных средств в бюджет или внебюджетный фонд. Таким образом, обязанность по уплате налогов состоит из двух самостоятельных, но одновременно последовательных и неразрывно связанных частей: исчисления налога и его уплаты.

    2. Другой особенностью исполнения обязательств по уплате налогов является то, что мировая наука и практика налогообложения на протяжении всей истории своего существования выработали огромное количество разнообразнейших способов, средств, технических приемов, методов и методик, посредством которых налогоплательщик исполняет свою обязанность. Эти способы, приемы и методы носят как чисто учетный и расчетно-арифметический, так и фактологический характер, определяющий образ и виды действий, условия и порядок (процедуру) совершения тех или иных операций и актов, связанных с уплатой налогов.

    Многообразие и богатство этих приемов и способов объективно требуют своей систематизации и анализа, что позволяет нам в системе налоговых отношений выделить определенную самостоятельную подсистему, которой можно дать наименование налоговое производство.

    Термин «производство» в данном случае выбран не случайно, поскольку, обозначая по своему содержанию «совершение, выполнение чего-либо»', он комплексно охватывает все возможные аспекты, связанные с исчислением и уплатой налогов.

    3. Налоговое производство является результатом не только чисто теоретического анализа порядка исполнения налогового обязательства по финансированию государственного бюджета. Данная категория обусловлена и нормативной практикой налогообложения - Закон об основах налоговой системы говорит об «исчислении и уплате» как о двуедином процессе в пяти статьях: абз. 4 п. 1 ст. II; абз. 5 ст. 12; абз. 2 подп. «6» п. 1 ст. 13; подп. «а» п. 2 ст. 14 и подп. «в» п. 2 ст. 14.

    С юридической точки зрения, налоговое производство представляет собой налогово-правовой субинститут, объединяющий нормы, регламентирующие порядок исчисления и уплаты налогов. Кроме того, налоговое производство не носит чисто технического характера, как может показаться некоторым. Все приемы, способы и методы исчисления и уплаты налогов непосредственно закреплены действующим налоговым законодательством. Данное положение установлено в п. 2 ст. II Закона об основах налоговой системы: «В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад». Кроме того, и правоприменительная практика исходит из того, что для установления налога и точного определения налогового обязательства законы должны содержать существенные элементы налоговых обязательств.

    Другими словами, налоговое производство представляет собой установленную законодательством совокупность приемов, способов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков и иных лиц по исчислению и уплате (внесению) налога в бюджет или внебюджетный фонд, т. е. это установленный налоговым законодательством порядок исполнения налогового обязательства.

    4. Налоговое производство возникает с момента появления объекта налогообложения, проходит все стадии исчисления и уплаты налога и завершается зачислением налога в соответствующий бюджет.

    В целом все налоговое производство условно можно разделить на две крупные стадии:

    1) исчисление налогов;

    2) уплата налогов.

    В качестве дополнительного и вспомогательного компонента можно выделить блок отношений по документированию (фиксации) исполнения налогового обязательства как при исчислении, так и при уплате налога.

    Налоговое производство рассматривается в первую очередь как налогово-правовая дефиниция. Вместе с тем хотелось бы отметить, что данное понятие может быть рассмотрено как категория административно-правового регулирования налогового правоотношения. В этом случае предметом исследования будут выступать не только финансово-правовые элементы налога (объект налогообложения, база, льготы, порядок уплаты налога и т. д.), но и полномочия налоговых органов на каждой стадии налогового производства (т. е. полномочия по определению объекта, по предоставлению льгот, установлению сроков уплаты налога и т. д.).

    Налоговое производство следует отличать от налогового делопроизводства, которое осуществляется в налоговых органах с целью учета налогоплательщика и контроля за выполнением им его налоговых обязательств. Кроме того, налоговое производство нельзя отождествлять с производством по делам о налоговых правонарушениях, которое применяется исключительно при наложении взысканий на налогоплательщика при нарушении им норм налогового законодательства.

    Лекция 5 «Налоговое производство и его стадии»

    1. Понятие налогового производства

    2. Понятие и основные стадии исчисления налога. Лица, исчисляющие налог

    3. Бухгалтерский учет в системе исчисления налога

    4. Понятие налогового учета

    Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в редакции от 23.07.2013) "О бухгалтерском учете".

    Понятие налогового производства

    Важнейшей юридической обязанностью налогоплатель­щика выступает его обязанность по уплате налогов. Она является основной и первичной по отношению ко всем другим обязательствам пла­тельщика. Правовое регулирование уплаты налогов осуществ­ляется как общими нормами налогового законодательства, так и специальными, посвященными конкретным налоговым пла­тежам. Суть исполнения налогового обязательства заключается в совершении обязанным лицом определенных действий или их со­вокупности, направленных на фактическое финансирование госу­дарственного бюджета.

    Однако отличительной особенностью исполнения обяза­тельств по уплате налогов выступает то обстоятельство, что кон­кретное их содержание, т. е. мера должного поведения обязан­ного лица, начинается с момента определения размера обяза­тельств и заканчивается реальным внесением денежных средств в бюджет или внебюджетный фонд. Таким образом, обязан­ность по уплате налогов состоит из двух самостоятельных, но одновременно последовательных и неразрывно связанных час­тей: исчисления налога и его уплаты.

    Другой особенностью исполнения обязательств по уп­лате налогов является то, что мировая наука и практика нало­гообложения на протяжении всей истории своего существова­ния выработали огромное количество разнообразнейших спо­собов, средств, технических приемов, методов и методик, пос­редством которых налогоплательщик исполняет свою обязан­ность. Эти способы, приемы и методы носят как чисто учетный и расчетно-арифметический, так и фактологический ха­рактер, определяющий образ и виды действий, условия и поря­док (процедуру) совершения тех или иных операций и актов, связанных с уплатой налогов.

    Многообразие и богатство этих приемов и способов объек­тивно требуют своей систематизации и анализа, что позволяет нам в системе налоговых отношений выделить определенную самостоятельную подсистему, которой можно дать наименова­ние налоговое производство.

    Термин «производство» в данном случае выбран не слу­чайно, поскольку, обозначая по своему содержанию «соверше­ние, выполнение чего-либо», он комплексно охватывает все возможные аспекты, связанные с исчислением и уплатой нало­гов.

    В целом все налоговое производство условно можно раз­делить на две крупные стадии:

    1) исчисление налогов;

    2) уплата налогов.

    В качестве дополнительного и вспомогательного компо­нента можно выделить блок отношений по документированию (фиксации) исполнения налогового обязательства как при ис­числении, так и при уплате налога.

    Налоговое производство следует отличать от налогового делопроиз­водства, которое осуществляется в налоговых органах с целью учета на­логоплательщика и контроля за выполнением им его налоговых обяза­тельств. Кроме того, налоговое производство нельзя отождествлять с производством по делам о налоговых правонарушениях, которое применяется исключительно при наложении взысканий на налогоплательщи­ка при нарушении им норм налогового законодательства.

    Понятие и основные стадии исчисления налога. Лица, исчисляющие налог

    Исчисление налога — это первая стадия налогового произ­водства, которая представляет собой совокупность действий со­ответствующего лица по определению суммы налога, причитаю­щейся к уплате в бюджет.

    Исчисление налога представляет собой процесс, в ходе которого происходит установление размеров конкретного на­логового обязательства конкретного налогоплательщика.

    Можно выделить пять последовательных стадий процесса исчисления налога:

    1) определение объекта налога;

    2) определение базы налога;

    3) выбор ставки налога;

    4) применение налоговых льгот;

    5) расчет суммы налога.

    Обязанность по исчислению налога может быть возло­жена на налогоплательщика, налоговые органы и налоговых агентов.

    В зависимости от того, кто осуществляет исчисление на­лога, в науке налогового права выделяют налоги окладные, ис­числяемые налоговым органом, и неокладные, исчисляемые са­мостоятельно налогоплательщиком или иными лицами. Исчис­ление окладных налогов завершается принятием налоговым органом документа, называемого извещением, в котором отра­жен размер суммы налога (налоговый оклад), который платель­щик должен внести в бюджет в установленном порядке.

    Российские юридические лица, выступая налогоплатель­щиками, обязаны самостоятельно исчислять сумму налога. В то же время в отношении физических лиц в некоторых случаях существует упрощенный порядок исчисления налога, который проявляется в том, что в ряде случаев обязанности по исчислению налогов лежат непосредственно на налоговом органе или на том лице, которое выступает источником дохода.

    Вопросы на тему ЕНВД

    Вопросы на тему налоги

    Вопросы на тему НДС

    Вопросы на тему УСН

    Вопросы на тему налоги

    Вопросы на тему НДС

    Вопросы на тему УСН

    Публикации на тему сборы ЕНВД

    Публикации на тему сборы

    Публикации на тему налоги

    Публикации на тему НДС

    Публикации на тему УСН

    Вопросы на тему ЕНВД

    Вопросы на тему сборы

    Вопросы на тему налоги

    Вопросы на тему НДС

    Вопросы на тему УСН

    "Финансовое право", 2006, N 9

    СТАДИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В НАЛОГОВОМ ПРОЦЕССЕ

    В настоящее время налоговое законодательство весьма активно развивается и совершенствуется. Свидетельством этого являются частое изменение норм Налогового кодекса РФ, законодательства субъектов РФ, иных правовых нормативных актов о налогах и сборах, систематическое восполнение пробелов в сфере налогово-правовых отношений, повышение общего уровня налоговой культуры налогоплательщиков, более четкая и слаженная работа налоговых органов. Все более усложняется и детализируется процессуально-правовой порядок реализации налогово-правовых норм. Судебная практика по налоговым спорам, связанным с процессуальными нормами, становится все более обширной и устоявшейся.

    В финансово-правовой науке появляется все больше научных исследований, доказывающих существование налогового процесса как вида юридического процесса, указывающих на подразделение его на стадии, налоговые производства, процедуры и т.д.

    Соответственно в научном плане весьма актуален анализ правового понятия стадии налогового контроля как структурной части налогового процесса и ее соотношения с иными стадиями налогового процесса.

    Среди ученых - представителей как общеправовых, так и отраслевых наук не существует единого подхода к пониманию стадии, нет единых критериев определения данного понятия. В научной литературе стадия определяется как период, определенная ступень, этап, фаза развития чего-либо ; как совокупность процессуальных действий, правоотношений, объединенных единой поставленной целью ; как установленный законом порядок движения дела ; как поочередно сменяющие друг друга самостоятельные части процесса, имеющие определенные цели и задачи , и так далее. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. 750 с.

    Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел / Ю.К. Осипов. Свердловск, 1973. С. 77.

    Уголовный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. С. 6 - 7.

    Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 123 - 130.

    По справедливому утверждению Д.Н. Бахраха, каждая стадия, прежде всего, характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий. На каждой стадии специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения, совершаемые действия . И.А. Галаган, в свою очередь, отмечал, что стадии процесса отличаются друг от друга: характером и формами процессуальной деятельности; ее целями и задачами; субъектами осуществления; правовыми последствиями, конечными результатами процессуальной деятельности. То есть все стадии процессуальной деятельности в своем поступательном развитии и сменяемости соответствуют определенному кругу процессуальных отношений . Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. М.: Инфра-М, 2000. С. 312 - 313.

    Галаган И.А. Процессуальные нормы и отношения в советском праве (в "непроцессуальных отраслях") / И.А. Галаган. Воронеж: ВГУ, 1985. С. 67.

    Представляется, что наиболее подробно критерии разграничения стадий представлены в работах В.М. Горшенева и И.Б. Шахова. В частности, они выделяют такие критерии , как:

    а) конкретные задачи и функции;

    б) систему юридических фактов;

    в) специфичность правового положения, статуса участников правовой деятельности;

    г) специфичность совершаемых операций и характер юридических последствий;

    д) особенности закрепленных в соответствующем процессуальном акте-документе конечных материально-правовых результатов;

    е) своеобразное проявление и специфическое осуществление заложенных в соответствующей отрасли права принципов. Горшенев В.М. Контроль как правовая форма деятельности / В.М. Горшенев, И.Б. Шахов. М.: Юридическая литература, 1987. С. 85.

    Обязательным признаком любой стадии процесса выступает наличие специфической задачи, невыполнение которой препятствовало бы дальнейшей деятельности или уменьшало бы ее эффективность . Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 142.

    Задачи можно подразделить на две группы - общие (характерные для всего процесса) и специальные (непосредственные) (свойственные его отдельным стадиям). Общие задачи играют роль взаимосвязывающего фактора в единой системе юридического процесса, где каждая отдельная стадия играет свою роль в достижении общего результата. Специальные задачи отражают функциональную направленность деятельности субъекта на каждой конкретной стадии.

    Все стадии обеспечивают в конечном итоге главную цель налогового процесса: выполнение налоговой обязанности налогоплательщиком в строгом соответствии с требованиями законодательства.

    Полагаем, что все стадии процесса можно подразделить на две большие группы - стадии логического и функционального характера. Суть данной концепции состоит в том, что под стадиями логического характера понимается временной порядок совершения операций в интеллектуальной форме - то есть на основе теоретических законов познания (как правило, законов формальной логики) с использованием таких категорий, как понятие, суждение, умозаключение.

    Под стадиями функционального характера понимаются конкретные действия субъектов процессуальной деятельности, которые осуществляются с помощью эмпирических методов познания - измерения, наблюдения, эксперимента и которые имеют овеществленный характер . Вместе с тем следует учитывать, что логический и функциональный моменты в рассматриваемых случаях являются лишь преобладающими, тесно взаимосвязанными, но не взаимоисключающими. Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 126.

    Все правовые операции можно сгруппировать в три основные стадии логической последовательности:

    ¦ ¦ ¦ ¦ данных, ¦ ¦доказательством¦ ¦ их полноты и ¦ ¦ достоверности)¦ L-------------- ————

    Указанная классификация является наиболее распространенной и достаточно полно и последовательно охватывает все стороны реализации конкретной правовой нормы . Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. 2 / С.С. Алексеев. М.: Юридическая литература, 1982. С. 330; Дюрягин И.Я. Применение норм советского права: теоретические вопросы / И.Я. Дюрягин. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1973. С. 51; Лазарев В.В. Применение советского права / В.В. Лазарев. Казань: Издательство Казанского университета, 1972. С. 39; Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 126.

    Стадии функционального характера определяются природой и содержанием функциональной деятельности, осуществляемой управомоченными субъектами и специфическим характером принимаемых ими решений по существенным вопросам . Сущность стадии функционального характера выражается, прежде всего, в том, что она имеет свои, только ей присущие пространственно-временные границы и, как правило, должна быть начата и окончена в течение определенного законом времени. Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 126.

    Система стадий функционального характера собственно и образует процесс. В каждом конкретном случае состав стадий функционального характера юридического процесса направлен на решение общей задачи всего процесса и непосредственной задачи в конкретный промежуток осуществления процессуальной деятельности.

    Каждая стадия имеет свою, только ей присущую структуру, которая ее характеризует. Саму стадию можно представить в виде системы действий, которые могут иметь помимо основной задачи данной стадии и несколько промежуточных. Деятельность, связанная с решением таких промежуточных задач, образует относительно самостоятельные части стадии - этапы - совокупность которых и формирует временную структуру конкретной стадии.

    Все этапы в стадии взаимосвязаны, взаимообусловлены. Последующие этапы по своему содержанию дополняют предшествующие. Каждый следующий этап логически вытекает из предыдущего и представляет собой более высокий уровень развития правоотношений. Отдельно взятый этап завершается принятием определенного решения, в значительной степени влияющего на дальнейший ход деятельности. Такие решения, как правило, оформляются в виде правового акта и касаются совокупности однородных процессуальных действий, завершающих данный этап.

    Этап как правовая категория имеет собственную структуру, обусловленную его методами, функциональным назначением, целями и задачами. Каждый этап характеризуется, прежде всего, через своеобразие образующих его элементов - процедур и в конечном счете отдельных процессуальных действий.

    Стадии налогового процесса можно определить как объединенные для решения общей задачи динамические, относительно замкнутые системы закрепленных в законодательстве о налогах и сборах способов, методов, форм осуществления деятельности уполномоченных государством в сфере налогов и сборов органов государства, отражающих пространственно-временные стороны процессуальной деятельности и обеспечивающих логико-функциональную последовательность совершения таких действий. Стадии функционального характера.

    По поводу состава, последовательности, структуры стадий налогового процесса существуют различные точки зрения. Данная проблема нашла свое отражение в работах А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, М.В. Карасевой, И.И. Кучерова, О.А. Ногиной и др. Налоги и налоговое право: учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998; Винницкий Д.В. Налоговое процедурное право и налоговый процесс: проблемы становления / Д.В. Винницкий // Законодательство. 2003. N 2. С. 23 - 31; Карасева М.В. Налоговый процесс - новое явление в праве / М.В. Карасева // Хозяйство и Право. 2003. N. 6. С. 53 - 61; Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / Под ред. И.И. Кучерова. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001; Ногина О.А. Налоговый контроль: учебное пособие. СПб., 2002;

    Исходя из анализа законодательства в области налогов и сборов, а также положений правоприменительной теории процесса, налоговый процесс можно представить в виде последовательности следующих основных стадий:

    Стадия налогового контроля занимает одно из важнейших мест в налоговом процессе, обусловлена характером контрольной деятельности и имеет сложную, многоуровневую структуру.

    Процессуальному порядку проведения налогового контроля посвящены нормы гл. 14 НК РФ. Помимо этого, принято огромное количество подзаконных нормативно-правовых актов, характеризующих порядок осуществления налогового контроля.

    Следует отметить, что особенностью налогового контроля является то, что он охватывает весь период деятельности субъектов налоговых правоотношений. По большому счету стадия налогового контроля протекает параллельно всем стадиям налогового процесса.

    Налогово-контрольная стадия коррелируется со стадией исчисления налога. В частности, согласно ст. 83 НК РФ при исчислении налога налоговым органом используются данные о налогоплательщике, плательщике сбора, налоговом агенте, а также об их имуществе (транспортное средство, земельный участок, недвижимость), полученные на стадии налогового контроля в ходе процедур учета.

    Стадия налогового контроля имеет большое значение также для стадии корректировки. К примеру, одним из обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, является наличие достаточных оснований полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложения, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительства (пп. 3 п. 1 ст. 62 НК РФ). Указанные сведения могут быть получены в ходе осуществления мероприятий налогового контроля.

    Применительно к процедурам зачета и возврата стадии корректировки связь с налоговым контролем проявляется также в том, что одним из материальных оснований осуществления зачета и возврата выступает факт обнаружения излишней уплаты (взыскания) налога, который также устанавливается, в том числе и при проведении налогового контроля (п. 3 ст. 78 НК РФ).

    Стадия налогового контроля имеет точки соприкосновения со стадией принудительной уплаты налога. К примеру, одним из оснований начала стадии принудительной уплаты является факт неуплаты, неполной, несвоевременной уплаты налога. Указанные данные могут быть получены и закреплены в соответствующих правовых актах-документах при проведении мероприятий налогового контроля.

    Стадия налогового контроля очень тесно соприкасается со стадией привлечения к налоговой ответственности. Прежде всего, эта связь проявляется в том, что признаки состава налогового правонарушения обнаруживаются именно при осуществлении комплекса мероприятий налогового контроля. Сбор материалов, необходимых для привлечения к налоговой ответственности, также производится в рамках налогового контроля.

    Заметим, что в акте выездной налоговой проверки, одном из ключевых правовых актов налогового контроля, указываются документально подтвержденные факты налогового правонарушения, выявленные в ходе проверки; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений; ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налогового правонарушения.

    Решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки, фиксирующее окончание выездной налоговой проверки, является очень важным документом стадии привлечения к налоговой ответственности.

    Кроме того, исполнение требования об уплате штрафа также контролируется налоговым органом. В случае неисполнения требования данные налогового контроля поступают соответствующему должностному лицу и используются для составления искового заявления в суд.

    Обеспечительное производство как комплекс процессуальных действий также связано с осуществлением налогово-контрольной деятельности. В частности, налоговым органом контролируется исполнение основной обязанности по уплате налога, и при ненадлежащем ее исполнении полученные сведения передаются соответствующему должностному лицу для принятия необходимых мер. Помимо того, основанием для применения такой меры обеспечения, как пеня, служит просрочка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сведения об этом выявляются в ходе налогового контроля. Расчет суммы пени приводится в акте выездной налоговой проверки, а в дальнейшем и в решении по рассмотрению материалов налогового контроля.

    Все вышеперечисленное демонстрирует тесную взаимосвязь и взаимопроникновение стадии налогового контроля с иными частями налогового процесса.

    В научной литературе встречаются различные взгляды на временную последовательность осуществления действий в рамках стадии налогового контроля. Одни авторы предлагают деление налогово-контрольной деятельности на этапы (стадии) исходя из содержания того или иного вида контрольной деятельности, другие большее внимание при выделении стадий уделяют процессуальной составляющей контроля.

    В частности, С.О. Шохин выделяет три основных этапа контроля:

    - проверка согласованности показателей, прямо влияющих на налогооблагаемую базу, различных форм собственности;

    - сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;

    - проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов . Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации / С.О. Шохин. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 43.

    В.В. Бурцев при разработке стандартов контроля предлагает следующие этапы контроля :

    Этап I. Подготовка контроля (стадии предварительного (первичного) планирования, обследования (предварительный обзор) и непосредственно планирования).

    Этап II. Проведение контроля (осуществление контрольных процедур по существу, получение контрольных доказательств, составление отчетности по результатам контроля).

    Этап III. Реализация результатов контроля (доведение результатов контроля до заинтересованных лиц, проверка принятия мер по результатам контроля). Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В.В. Бурцев. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000. С. 245 - 279.

    Л.А. Сергиенко разбивает процесс осуществления контроля на семь следующих друг за другом стадий:

    1) планирование проверки и организационных мероприятий по ее проведению;

    2) подготовка к проверке;

    3) проведение проверки;

    4) составление, обсуждение и принятие контролирующим органом (лицом) акта проверки, принятие решения по ней и ознакомление с ними заинтересованных органов и лиц;

    5) реализация принятого по материалам проверки решения;

    6) рассмотрение возможных жалоб на принятое контрольным органом (должностным лицом) решение;

    7) контроль за фактическим исполнением решений, а также предложений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки . Сергиенко Л.А. Управленческие процедуры / Л.А. Сергиенко. М., 1988. С. 106.

    Е.В. Паролло полагает, что налоговый контроль включает в себя такие стадии, как:

    1) регистрация и учет налогоплательщиков;

    2) прием налоговой отчетности;

    3) осуществление камеральных проверок;

    4) начисление платежей к уплате;

    5) контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;

    6) проведение документальных проверок ;

    7) контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов . С вступлением в действие части первой НК РФ проводятся выездные налоговые проверки (ст. 82 НК РФ).

    Паролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е.В. Паролло. М.: Гардарика, 1996. С. 8.

    Все вышеперечисленные классификации отражают в той или иной мере определенные процессуальные стороны налогово-контрольной деятельности.

    Учитывая задачи, осуществляемые в ходе каждого этапа действий, состав участников, методы и формы контрольной деятельности, а также перечень документов, оформляющих результаты осуществляемой деятельности, иные процессуальные признаки, можно построить следующую классификацию этапов стадии налогового контроля:

    1. Постановка на налоговый учет.

    2. Ведение налогового учета в налоговых органах (переучет).

    3. Подготовка и назначение мероприятий налогового контроля.

    4. Проведение мероприятий налогового контроля.

    5. Рассмотрение материалов налогового контроля и принятие решения.

    6. Снятие с налогового учета.

    Учитывая вышеизложенное, стадию налогового контроля можно определить как объединенные для решения общей задачи динамические, относительно замкнутые системы закрепленных в законодательстве о налогах и сборах способов, методов, форм осуществления налогово-контрольной деятельности уполномоченных государством в сфере налогов и сборов органов государства, отражающих пространственно-временные стороны указанной процессуальной деятельности и обеспечивающих логико-функциональную последовательность совершения таких действий.

    Читайте также: