Налоговая политика м тэтчер предполагала

Опубликовано: 15.04.2024

Поворотным событием в экономической и политической жизни Англии стали выборы в мае 1979 года, на которых победили консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер. Это правительство придерживалось совершенно новой стратегии развития, вошедшей в историю под названием неоконсерватизма, в то время как предыдущие программы, основанные в той или иной степени на кейнсианстве, предполагали жесткое государственное регулирование экономики.

Правительству М. Тэтчер предстояло радикальным образом сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, отказаться от гипертрофированного влияния профсоюзов на социально-экономическую политику, снизить инфляцию и чрезвычайно высокие налоги, сократить расходы государственного бюджета и денежную массу, уменьшить роль бюрократического аппарата в экономике и т.д., т.е. построить свою политику на принципах экономического либерализма. Следовало уйти от психологии иждивенчества и переложить решение социальных проблем на плечи трудоспособного населения, привив ему желание самому зарабатывать на содержание себя и своей семьи.

Большинство национализированных предприятий были убыточными и «висели» на государственном бюджете. Требовалась приватизация этого сектора, чтобы ощущение постоянной опасности банкротства в условиях конкуренции заставляло предприятия работать эффективно. К тому же денационализация предприятий давала правительству возможность существенно сократить государственные расходы на их содержание. Частные фирмы получили право приобретать богатые месторождения нефти в Северном море, заводы по производству радиоактивных изотопов, угольные шахты, в число приватизированных вошла национальная компания по перевозке грузов. Необходимо заметить, что приватизации подлежали только предприятия, не имевшие убытков.

Масштабная приватизация позволила стать акционерами широким слоям населения. По числу акционеров Англия заняла второе место в мире после США. Что касается оставшихся государственных предприятий, то им были предоставлены большие хозяйственные и финансовые полномочия и они уже не находились в тепличных условиях. В результате цены на их продукцию больше не поддерживались искусственно, но подчинялись законам рынка.

Одним из важнейших мероприятий, осуществленных правительством М. Тэтчер, была приватизация жилья, поскольку к началу 1980-х годов основная часть городского населения арендовала жилье у муниципальных властей. Жилищное хозяйство было убыточным, поэтому его содержание ложилось тяжелым грузом на местные бюджеты, а в конечном счете – на государство.

Среди первых шагов нового правительства можно назвать инициативы по принятию законов (1980, 1982, 1984 годов), направленных на снижение чрезвычайно больших прав профсоюзов при объявлении забастовок. Были объявлены незаконными все виды забастовок солидарности. В 1982 году правительство отменило положение, введенное лейбористами, по которому при принятии на работу предпочтение отдавалось членам профсоюзов, что не замедлило сказаться на расширении деловой активности в стране.

По мнению консерваторов, движущей силой всякого процветания является частное предпринимательство. Основу политического курса должны составлять «свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников». Вмешательство государства в экономическую жизнь должно сводиться к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу.

Правительство, таким образом, было намерено идти по пути развития свободы предпринимательства. Объектом особо пристального внимания правительства М. Тэтчер стала сфера мелкого и среднего бизнеса, который занял теперь важное место в хозяйственной структуре Англии. Эти предприятия очень успешно соперничали с крупными монополиями не только в традиционной сфере услуг, но и в самых передовых отраслях, поскольку они более гибко могли реагировать на меняющиеся условия хозяйствования.

Наиболее трудная задача, стоявшая перед правительством, заключалась в борьбе с инфляцией. Для ее снижения были решительно сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, под строгим контролем оказались темпы роста денежной массы в стране и т.д. Придерживаясь концепции монетаризма, правительство М. Тэтчер проводило политику ослабления налогового бремени (налоговые ставки в то время приближались к 83 %), настояв на принятии парламентом закона о снижении ставок подоходного налога. Был осуществлен переход от прямого прогрессивного налогообложения частных лиц и предприятий к косвенному.

Непременным условием снижения инфляции было сокращение государственных расходов на промышленность, коммунальное и дорожное хозяйство, культуру, просвещение и т.д. Заметно снизились численность государственного аппарата и расходы на его содержание: в правительстве, например, не осталось ни одного министерства, занимавшегося отраслевыми вопросами.

Антиинфляционная политика правительства М. Тэтчер дала свои положительные результаты. Если сразу после его прихода к власти в конце 1970-х годов инфляция достигала 16 % в год, то в 1983 году она составила всего 4 %, а в течение 1980-х годов не превышала 6 %. Со второй половины 1982 года экономика Англии стала ощущать признаки подъема, который стал явно заметен в 1983 году: расширились объемы предоставляемых кредитов, повысился курс акций наиболее значимых компаний страны, высокими темпами росли потребительские расходы населения (на 6,5 %) и частные инвестиции (на 10,3 %); увеличились объемы производства в ведущих отраслях промышленности, в жилищном строительстве. Аналитики полагают, что одним из основных факторов этого экономического подъема был устойчивый рост личного потребления, который был вызван увеличением доходов населения на 5 % и снижением нормы сбережения.

Росту личного потребления способствовало широкое распространение кредитов, ставших более доступными для всех слоев населения. В 1988 году общий объем предоставленных потребительских кредитов по стране составил 42 млрд ф. ст.; они в основном использовались на приобретение жилья, автомобилей, бытовой техники и т.п.

В этот период также было отмечено значительное увеличение объемов валового внутреннего продукта (ВВП), причем быстрыми темпами развивались не только промышленные отрасли, но и внутренняя торговля, связь, транспорт. Можно сказать, что уже в середине 1980-х годов Англия по темпам экономического роста сравнялась с другими промышленно развитыми странами мира.

Одним из достижений правительства М. Тэтчер можно считать заметное увеличение притока капитальных вложений в отечественную экономику. Большая часть этих средств была израсходована на замену и обновление промышленного оборудования, внедрение прогрессивных технологий, обеспечивающих сбережение производственных ресурсов. В этот период заметно возрос уровень квалификации работников, занятых в промышленности, и теперь он стал одним из самых высоких в мире. Вместе с тем переоснащение ведущих отраслей, зачастую происходило на основе зарубежного оборудования, что неизбежно влекло за собой увеличение объемов импорта продукции обрабатывающей промышленности, а это, в свою очередь, вело к перекосам во внешней торговле в пользу ввозимых товаров.

Реформы правительства М. Тэтчер сказались и на внешнеэкономических отношениях Англии. В октябре 1980 года были ликвидированы ограничения на вывоз капитала, существовавшие на протяжении уже 40 лет. Интересно, что примерно 80 % всех вывозимых капиталов направлялось в промышленно развитые страны – в США, Канаду, страны ЕЭС. В 1982 году Англия заняла первое место среди иностранных государств, инвестировавших средства в американскую экономику, опередив Нидерланды, ранее лидировавшие в этом направлении. На страны «третьего мира» приходилось всего 18 % от общего объема прямых капиталовложений Англии.

Одновременно развивался и встречный процесс привлечения иностранных инвестиций в Англию, среди которых первое место занимали американские капиталы. Однако и другие страны (в том числе и развивающиеся) наращивали темпы роста капиталовложений в английскую экономику. Среди них можно назвать Бразилию, Мексику, Индию, Сингапур, Филиппины и т.д.

Усилия правительства консерваторов по реализации своей программы позволили Англии в течение 1980-х годов вновь выдвинуться в число передовых стран мира. Так, например, она оказалась единственной из ведущих мировых держав, в которой на протяжении 1980-х годов совокупный показатель эффективности производства постоянно повышался, тогда как в других странах он или оставался на том же уровне, или падал.

Однако прогресс в английской экономике был сопряжен со многими проблемами. Прежде всего бросалось в глаза усиление социальной дифференциации, поскольку правительство строго придерживалось жесткой программы сокращения бюджетных средств на социальные нужды, держало под контролем рост заработной платы. Чтобы выжить в новых условиях, предприятия были вынуждены сокращать работников за счет интенсификации производства.

Однако в целом на протяжении 1980-х годов безработица снизилась с 9,8 % в декабре 1987 года до 6,8 % в феврале 1989 года, причем большинство бывших безработных переместились из промышленного сектора в сферу услуг. В 1988 году была принята программа профессионального обучения безработных, на которую правительством было выделено 1,4 млрд ф. ст. По этой программе предполагалось ежегодно обучать около 600 тыс. человек с последующим их трудоустройством.

Один из лозунгов правительства консерваторов заключался в том, что все трудоспособные граждане должны обеспечивать себя сами, что государство обязано оказывать поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Как оказалось, наиболее сложной проблемой для большого количества англичан стала их психологическая неподготовленность к жизни в условиях неуклонного сокращения привычных компонентов «государства всеобщего благоденствия»: бесплатного образования и медицинского обслуживания, государственного пенсионного обеспечения. Теперь же людям предлагалось выживать за счет собственных усилий, в условиях минимального вмешательства государства в экономику.

Возросла численность владельцев фирм во всех секторах народного хозяйства, сформировался слой менеджеров, новый для английского общества. Все это говорило о том, что в стране большая часть населения стала считать себя «средним классом». К концу 1980-х годов 64 % семей англичан имели собственные дома, более 70 % – автомобили, более половины могли обучать детей в платных учебных заведениях, обеспечивавших более высокий уровень образования.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Экономические реформы Маргарет Тэтчер.

Теория монетаризма

В основу экономической политики правительства Тэтчер (и всей неоконсервативной философии) легла теория монетаризма (ее британский вариант позднее стали называть тэтчеризмом). Сама Тэтчер редко употребляла слово "монетаризм", предпочитая ему такое выражение, как "демократия собственников"[4].

Крупнейшими представителями монетаристской теории являлись М. Фридмен, К. Брукнер, А. Мелцер. Д. Лэйдлер, М. Паркин. В основе монетарной теории находятся постулаты о безусловной эффективности рыночной модели, свободной конкуренции и базовом характере принципа рационального поведения человека в условиях рыночной экономики, положении о ведущей роли денежного фактора в развитии современной экономики. С точки зрения монетаризма, затратное государственное регулирование (бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции административными методами, антициклическое регулирование и др.), а также профсоюзная деятельность нарушают основы экономического механизма и деформируют рыночную инфраструктуру. Монетаристы считают, что нормальное функционирование экономики зависит от стабильности, предсказуемости, преемственности процессов, происходящих в денежной сфере. Обеспечение такой ситуации и есть основная задача долгосрочного государственного регулирования, основные рычаги которого находятся в области бюджетной и денежно-кредитной политики. В рамках монетарной теории занятости центральное место занимает идея «естественной безработицы», уровень которой отражает реальное состояние факторов воспроизводства и не должен подвергаться искусственному влиянию со стороны государства.

Первостепенной задачей М. Тэтчер была борьба с инфляцией. Для снижения инфляции был введен строгий контроль над расходами с целью их уменьшения. С учетом роста безработицы сокращение расходов по всем министерствам (кроме обороны) было резким и неуклонным. Оно включало и серьезное уменьшение численности государственного аппарата (за 3 первых года его сократили почти на 80 тыс. человек, то есть на 10%, прежде всего за счет верхнего эшелона.) Это дало возможность получить больше средств и уменьшило привлекательность административной службы для молодежи (меньше высоких постов). Было произведено резкое сокращение местных расходов, государственных расходов на жилищное строительство. Монетаризм предполагал распределение налогового бремени, сокращение подоходных налогов и возрастание косвенных. В результате этих действий за три года Тэтчер удалось сбить инфляцию с 18% до 5%.

Особое место в тэтчеризме занимают культ индивидуализма, приоритет самостоятельности, свободы предпринимательства, отрицание коллективизма. Правительство не должно было вмешиваться в дела бизнеса, или делать это только в крайнем случае. И если раньше власть оказывала помощь прогорающим либо перспективным фирмам, чтобы открыть им дорогу, то правительство Тэтчер отказалось от такого подхода.

Национализированные отрасли промышленности должны были быть переданы в частные руки. Каждый свободен завести свое дело и вступить в конкуренцию. Так как легче открыть мелкую торговлю, учредить небольшую фирму, то правительство Тэтчер готово было оказывать этим фирмам (путем прежде всего налоговой политики) определенное содействие. Но главное - это свобода предпринимательства. Людям надо было разрешить делать все, что им по душе, «при условии, что трудовая деятельность не будет ставить под угрозу здоровье и жизнь людей, что выпускаемые товары безопасны для здоровья людей и отвечают их разумным потребностям, при условии поощрения конкуренции и ликвидации монополий в любой области». Место профсоюзов при этом должно было быть ограничено, так как они мешают свободе предпринимательства.

Действия правительства М. Тэтчер в области экономики

Внутренняя экономическая политика.

Вскоре после прихода к власти Тэтчер отменила контроль над ценами и сняла ограничения на движение капитала. Резко снизилось субсидирование государственного сектора, а с 1981 года началась его распродажа: были денационализированы Британская национальная нефтяная корпорация, Британская газовая корпорация, Национальная корпорация грузовых перевозок и т. д. Использование монетаристских методов не означало свертывания государственного вмешательства в экономику. Просто теперь оно стало осуществляться другими методами — через государственный бюджет.

Бюджет 1979/80 года составили в рекордно короткий срок - через пять недель после победы на выборах. В его разработке Тэтчер приняла самое непосредственное участие. Бюджеты 1979 – 1981 годов были особенно важными, ибо они имели целью создать условия для осуществления политики монетаризма. Бюджет ознаменовал собой радикальное изменение прежнего курса правительства в области финансов. Главное в нем – снижение прямых налогов.

Официальное открытие сессии парламента нового созыва состоялось всего через 12 дней после выборов. Законодательная повестка для Тэтчер на предстоящую сессию состояла в следующем:

§ расходы на оборону будут увеличены;

§ первоочередное внимание будет уделяться укреплению законности и порядка с немедленным ассигнованием 100 миллионов долларов на повышение заработной платы полицейским;

§ Англия будет сохранять свои собственные ядерные средства сдержания, а также повышать свой вклад в НАТО;

§ Англия станет играть "полную и конструктивную роль" в Общем рынке, при том, что правительство будет добиваться лучших условий для её членства;

§ будут внесены законы, ограничивающие свободу действий бастующих пикетчиков и статус "закрытых предприятий", где на работу принимаются только члены определенного профсоюза;

§ будет поощряться выкуп жилья у государства жильцами жилого государственного фонда;

§ будет поощряться частное медобслуживание;

§ будут введены жесткие меры регулирования иммиграции;

§ контроль над системой школьного образования будет передан местным властям.

Особое внимание вызвала реформа налогообложения. Правительство Тэтчер планировало приступить к восстановлению стимулов поощрения производительности и созданию климата, благоприятного для процветания торговли и промышленности путем снижения бремени прямых налогов и ограничения притязаний государственного сектора на ресурсы страны.[5]

Не прошло и месяца, как Тэтчер приступила к осуществлению своих программ, начиная с первого бюджета Джеффри Хау, этого краеугольного камня ее новой экономической стратегии. 12 июня в короткой для такого случая 75 минутной речи Хау преподнес один из самых радикальных бюджетов в истории Англии, непосредственно направленный на свертывание социализма и освобождение от оков свободного предпринимательства. Подоходные налоги сокращались почти на 12 млрд. долларов. Налоговые ставки на самые высокие доходы, выше 50 тыс. долларов, снижались с 83% до 60%, самые низкие ставки подоходного налога снижались с 33% до 30%. Налог на добавленную стоимость, налог с оборота, частично возмещал доходы, сократившиеся от снижения подоходных налогов. Ставки этого налога подскочили с 8% и 12,5% до единой 15%, что должно было увеличить и без того уже 17% инфляцию еще на несколько процентов. В результате повышения налога на добавленную стоимость цена пинты пива возросла на 10%, а на "роллс-ройс" - на 4000 долларов. Были также обложены повышенными налогами на потребление сигареты, спиртные напитки и бензин. Хау поднял базисную ставку ссудного процента с 12% до 14%, что укрепило фунт, но удорожало английские экспортные товары, сделав их менее конкурентно способными. Он объявил о планах продажи государственных активов на сумму 2,4 млрд. долларов. Государственные расходы на жилищное строительство, образование, энергетику, транспорт, иностранную помощь и помощь городам подлежали сокращению на 10 млрд. долларов, а субсидирование промышленности - на полмиллиарда долларов. Назначение данного бюджета, по словам Хау, состояло в том, чтобы "восстановить стимулы и сделать так, чтобы работать имело смысл".

Предельная налоговая ставка на доход от работы по найму была снижена 25%. Высшая ставка на доход от капиталовложений, введенная раньше лейбористами, составляла 98%, то есть означала почти конфискацию крупных доходов. Теперь она была понижена до 75%. Это означало значительное увеличение чистой прибыли, которой монополии могли теперь распоряжаться как угодно, в том числе и для технического обновления и расширения производства.

Крупный бизнес получил значительную свободу. Но не забыли и мелких предпринимателей. Раньше дивиденды облагались налогами, начиная с 1700 фунтов стерлингов, теперь – только с 5 тысяч. По некоторым подсчетам, несколько тысяч мелких фирм (всего около 1,5 млн. человек) освобождались от уплаты налогов и могли расширять и модернизировать за этот счет свои предприятия.

Уменьшение налогов создало брешь в бюджете. По одним данным она равнялась 3,5 млрд. фунтов стерлингов, по другим – 4,5 млрд. Как эти средства возместить? Прежде всего, были увеличены косвенные налоги путем повышения налога на добавленную стоимость, то есть налога, который приплюсовывался к цене продаваемого товара. Он был увеличен с 7% до 15%. Этот косвенный налог бил прежде всего по карману рядового покупателя, повышая главным образом цены товаров повышенного спроса.

В самом бюджете была заложена идея повышения стоимости жизни. Но Тэтчер полагала, что англичане переживут это, надеясь на лучшее будущее. Однако в течение первого года ее правления инфляция выросла больше, чем вдвое, безработица также увеличилась почти вдвое.

Во втором бюджете было предусмотрено дальнейшее сокращение госассигнований, прежде всего на развитие социальной сферы, и в то же время мелкому и среднему бизнесу предоставлялись новые льготы. Он освобождался от налога на добавленную стоимость. Были предусмотрены льготы на создание новых предприятий в так называемых зонах промышленного упадка.

Еще более важным (но тяжелым для рядовых англичан), дававший новый импульс развитию, был третий бюджет правительства Тэтчер. Главным в нем было еще большее увеличение косвенных налогов, в том числе на бензин и машинные масла, автомобили, сигареты и спиртные напитки. По всем кейнсианским теориям, во время упадка экономики правительство должно увеличивать расходы. Но Тэтчер отвергла теорию Кейнса и выдвинула прямо противоположное кейнсианству решение – увеличить налоги и сократить расходы.

Маргарет Тэтчер (1925 — 2013) — это премьер-министр Великобритании в 1979—1990 годах, лидер Консервативной партии в 1975—1990 годах.

Результаты Консервативной партии на выборах

На выборах в 1979 году консерваторы одержали уверенную победу, завоевав 43,9 % голосов и получив 339 мест в Палате общин (у лейбористов – 36,9 % голосов, давших 269 депутатских мест), и Маргарет Тэтчер стала премьер-министром. Она предприняла меры по реформированию всего британского общества.

В 1983 году консерваторы получили на выборах поддержку 42,43 % избирателей, а лейбористов поддержали лишь 27,57 %.

На выборах 1987 года консерваторы опять победили, получив 42,3 % голосов избирателей против 30,83 % у лейбористов. Благодаря принятым Тэтчер жёстким мерам в социальной сфере и экономике, удалось добиться экономического роста. Начавшие поступать в Великобританию иностранные инвестиции привели к модернизации производства и увеличению конкурентоспособности продукции. При этом правительство долгое время сохраняло инфляцию на низком уровне. Также к концу 1980-х значительно сократился уровень безработицы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Внутренняя политика Маргарет Тэтчер 400 руб.
  • Реферат Внутренняя политика Маргарет Тэтчер 280 руб.
  • Контрольная работа Внутренняя политика Маргарет Тэтчер 250 руб.

Маргарет Тэтчер возглавила правительство в сложное для страны время. Для экономики была характерна высокая инфляция. По темпам экономического развития Британия отставала от развитых капиталистических стран. Увеличивалось потребление импортных товаров, торговый баланс сводился с дефицитом.

В отличие от большинства лидеров консервативной партии Маргарет Тэтчер не принадлежала ни к традиционной правящей элите, ни к земельной аристократии. Она родилась в семье бакалейщика 13 октября 1925 года. Ее выдвижение было медленным. Только в 1970-е годы она заняла важный государственный пост, став министром образования и науки. Затем ее карьера стала заметно ускоряться. В 1975 году она возглавила консервативную партию. За твердый непреклонный характер англичане прозвали ее «железная леди».

Экономическая программа

Маргарет Тэтчер предложила экономическую программу развития, радикально отличавшуюся от прежних программ. Ее основные положения:

  • движущей силой процветающей экономики является частное предпринимательство. Государство поддерживает предпринимательский дух;
  • государственное вмешательство в экономическую жизнь должно сводиться к минимуму и не должно связывать частную инициативу;
  • трудоспособные граждане должны обеспечивать себя сами. Следует помогать лишь нетрудоспособным. Поэтому социальные программы государство должно свести до минимума;
  • должен быть бездефицитный бюджет. Все должны платить налоги в соответствии с доходами;
  • должно быть ограничено право профсоюзов на забастовки, поскольку те используют чрезмерную власть для давления на предпринимателей;
  • возврат к «викторианским ценностям»: уважение к религии, семье, закону и порядку, трудолюбие, бережливость, примат права личности.

Тэтчеризм— это политика консервативного правительства Маргарет Тэтчер (1979—1990), сопровождавшаяся приватизацией государственных предприятий, монетаризмом в финансовой сфере, сворачиванием многих социальных программ, приватизацией в системах образования и здравоохранения.

Реформы экономической сферы

Правительство отменило контроль над ценами и ограничения на движение капиталов. Некоторые национализированные предприятия были переданы частному сектору. В 1984-1987 годах 9 концернов перешли в частную собственность, в том числе предприятия газовой промышленности и телекоммуникации. В октябре 1987 года правительство провело продажу акций «Бритиш петролеум».

Государственные компании подверглись перестройке. Они получили большую хозяйственную самостоятельность, отношения с государством все больше строились на основе контрактов. Цены на товары и услуги определялись рынком. Еще одно направление экономической программы Тэтчер — развитие мелкого и среднего бизнеса, ставшего новой силой в британской экономике.

Правительство добилось повышения удельной доли косвенных налогов в доходах. НДС вырос с 8 до 15 %. Им облагались товары первой необходимости. Зато увеличились налоговые льготы частному предпринимательству. До 50 % была снижена ставка налога на прибыль крупнейших корпораций, и планировалось снижение до 35 %. Отменялись взносы предпринимателей в фонды социального страхования, что позволило частному капиталу получать дополнительную прибыль.

В программе перестройки экономики большое внимание было уделено приватизации муниципального жилья. Его содержание ложилось тяжелым бременем на местный бюджет. Правительство провело закон, заставлявший местные власти продавать жильцам-арендаторам дома по льготным ценам. Итогом приватизации стал рост числа владельцев собственного жилья с 52 % до 66 %.

Следствием экономической политики М. Тэтчер стал экономический подъем. Он совпал с подъемом в мировой экономике, что еще более усиливало его эффект. Британская экономика развивалась быстрее, чем экономики других стран Западной Европы и США, уступая лишь Японии.

Во второй половине 1980-х годов переживали бум передовые отрасли промышленности (вычислительная техника, электроника). Еще более выросла ключевая роль Великобритании в сфере международных финансов.

Правительство Тэтчер обуздало инфляцию, сократившуюся с 21,9 % в 1980 году до 2,4 % в 1986 году. Также процветание британской экономики стимулировалось нефтяным фактором: нефть в 1987 году составляла 20 % британского экспорта. Экспорт нефти давал бюджету 10 миллиардов фунтов стерлингов.

Социальная политика

Однако «Британский эксперимент» требовал от населения больших жертв. Безработица к лету 1986 года достигала 3,18 миллиона человек.

У приватизации жилья была и теневая сторона. Поощрение частного домовладения сопровождалось снижением ассигнований на государственное строительство, что вызывало недовольство неимущих слоев. В системе образования и здравоохранении была расширена сфера платных услуг. Для части населения, неспособной оплачивать медицинские услуги, минимальный набор услуг здравоохранения стал менее доступным. Это проявилось в растущих очередях на операции. К концу 1980-х годов общее число ожидавших госпитализации составляло 800 тысяч человек. Рост числа элитарных школ сопровождался упадком основной системы образования. Негативно население встретило и политику экономии государственных средств за счет пенсий по возрасту и пособий по безработице. К концу 1980-х годов удельная доля малоимущих семей, находившихся ниже черты бедности, выросла на 55 % и равнялась 17 % (9,4 миллиона человек). Такого повышения уровня бедности Великобритания не знала в послевоенные годы.

Тэтчер занимала свойственную консерваторам антипрофсоюзную линию. В 1980 году незаконными были объявлены все виды забастовок солидарности, а также ограничены права профсоюзов отдельных предприятий. В 1982 году было ликвидировано соглашение с профсоюзами о минимальной гарантированной зарплате и исключении представителей профсоюзов из состава правительственных комиссий по вопросам экономической и социальной политики. Также резко ограничивались традиционные формы борьбы рабочих, отменено положение о преимущественном принятии на работу членов профсоюза.

Увеличение безработицы и свертывание малорентабельных отраслей привели к столкновению М. Тэтчер с профсоюзами. В 1984 году на угольных шахтах началась всеобщая забастовка. Шахтеры выдвинули требования отменить решение о закрытии 20 нерентабельных шахт из 174 и увольнении 20 тысяч работников. Власти использовали разные средства, чтобы сломить бастовавших: арест профсоюзных фондов; возбуждение уголовных дел против шахтеров; арест 7 тысяч человек; ранения в столкновениях с полицией. Почти все профсоюзы оказывали финансовую помощь горнякам. Но продолжавшаяся 11 месяцев забастовка не привела к отставке Тэтчер. 5 марта 1985 года шахтеры вернулись на работу. Поражением закончилась и стачка печатников в 1986 году.

Северная Ирландия

Нерешенной оставалась и проблема Северной Ирландии. Особенно потрясло мировое и британское общественное мнение дело «Уилмингтонской десятки». 10 ирландских сторонников ИРА, обвиненных в террористической антианглийской деятельности, были заключены в тюрьму. Они потребовали обращения как с политическими заключенными. Получив от властей отказ, они, включая члена парламента Роберта Сэндса, объявили голодовку. «Твердость» Тэтчер обрекла их на смерть. В результате голодовки все заключенные умерли от истощения.

date image
2018-02-20 views image
2578

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1960–1970-х гг. экономика страны находилась в тяжелом положении, чему содействовали мировой энергетический кризис 1973 г. и циклический кризис 1975 г. В 1970-е гг. в Великобритании наблюдался застой социально-экономической системы.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, кото­рая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхо­да страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными инте­ресами и шантажировали крупных предпринимателей уг­розами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осу­ществляемая медлительной и становящейся все более гро­моздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элемен­тов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициа­тива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозгла­шенный консерваторами возврат к "викторианским цен­ностям" — уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятель­ность, примат права личности и т.д.

М. Тэтчер собиралась остановить процесс отсталости экономики путем политики монетаризма. Ее основные положения:

1) урезание расходов и налогообложения;

2) отказ в субсидиях разорившимся предприятиям;

3) приватизация государственных отраслей промышленности.

Начальным этапом правительства консерваторов стало принятие законов, которые существенно уменьшили права профсоюзов на провозглашение забастовок.

В 1980, 1982 и 1984 гг. были подписаны законы против забастовочных движений.

В 1979 г. на часть национализированных сфер промышленности приходилось 10 % валового национального продукта. Основным принципом программы М. Тэтчер стала приватизация ранее обобществленного сектора.

1984–1987 гг. в частную собственность были переданы 9 центральных концернов (или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, а также телекоммуникации и организации газовой промышленности).

В октябре 1987 г. правительство распродало акции нефтяной компании «Бритиш петролеум», а затем и сталелитейной промышленности, электроэнергетики и водоснабжения.

М. Тэтчер и консерваторы стали поддерживать малый и средний бизнес, который в результате стал новой силой в системе экономики Великобритании.

Итоги экономической политики М. Тэтчер:

1) экономический рост страны в 1980-е гг. в среднем на уровне 3–4 % в год;

2) увеличение производительности труда за 1980-е гг. в среднем на 2,5 % в год;

3) снижение инфляции с 16 % (1980 г.) до 4 % (1983 г.), а в последующие годы она колебалась в пределах 6 %;

4) рост потребительских расходов населения на 6,5 %;

5) рост частных капиталовложений до 10,3 %. Применительно к условиям Великобритании тэтчеризм стал достаточно эффективным и принес экономические успехи стране.

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80—90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэт­черизм" как британская модель неоконсерватизма подтвер­дил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономи­ческим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

Выйти из затянувшегося британского экономического спада — такую задачу поставила перед собой Маргарет Тэтчер, поселившись на Даунинг-стрит в мае 1979 года, в конце печального десятилетия, когда трехдневная инфляция была больше 25%, а Международный валютный фонд (МВФ) выдал стране пакет финансовой помощи. За время правления Тэтчер Великобритания словно выздоровела и вошла в 90-е с новой репутацией сильной экономической системы. Страна стала более продуктивной, конкурентоспособной и прибыльной, а давно назревшие реформы 80-х годов проложили путь для долгого 16-летнего бума, который произошел в период между 1992-м и 2008-м годами.

Несмотря на это, для недоброжелателей бывшая премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер навсегда останется тем, кто уничтожил более 15% британской промышленности с ее догматическим монетаризмом, упустил возможность заняться разработкой нефти на дне Северного моря, сделал страну несбалансированной и укрепил в ней неравенство, пишет The Guardian.

Объявлена дата похорон бывшего премьера Великобритании Маргарет Тэтчер

Истина лежит где-то между этими крайностями. Тэтчер пришла к власти, когда в экономике Великобритании после трех десятилетий игры в бедного родственника западных стран почти назрела готовность к переломному моменту. Если бы Джин Каллаган в 1979 году смог обойти Тэтчер, ему бы тоже пришлось столкнуться с проблемой экономической модернизации: государство страдало от высокого уровня инфляции, слабых механизмов управления и плохих отношений между предпринимателями и рабочими.

Конечно, многие стратегические изменения, которые обычно приписывают Тэтчер, уже были сделаны ее предшественником. К примеру, полной занятости населения не было уже в 1976 году. Также, вопреки мифу, тэтчеризм не был полностью сформирован в мае 1979 года. Идеи приватизации в избирательной кампании еще не фигурировали, а о реформе профсоюзов заговорили лишь после зимы, но даже тогда этот вопрос был второстепенным.

Alternate Text

Alternate Text

Alternate Text

Alternate Text

Alternate Text

Alternate Text

Alternate Text

Тем не менее, к середине 1980-х годов стало ясно, что экономическая политика правительства консерваторов была основана на нескольких основных принципах. Во-первых, главной целью макроэкономической стратегии стал контроль над инфляцией, а не стремление к полной занятости населения. Задача правительства состояла в том, чтобы сохранять инфляцию низкой, а не повышать рост через увеличение спроса.

Во-вторых, баланс сил в отношениях между предпринимателями и рабочими было решительно смещен в сторону работодателей. Между 1980 и 1984 годами было принято три законодательных акта, которые, помимо прочего, ужесточили законы о забастовках. Символичным и ключевым моментом стало поражение горняков после годовой забастовки в марте 1985 года.

В-третьих, промышленная политика была почти забыта. Государство сохранило контроль над некоторыми национализированными отраслями промышленности – например, над железными дорогами – но British Airways, British Steel, British Gas и British Airports Authority оказались в числе самых крупных распроданных компаний.

Тэтчер не верила в "выбор победителей", вместо этого она предпочла полагаться на рыночные силы, которые предполагают естественный отбор среди сильнейших. По ее стратегии, Великобритания должна была быть продана японским автоконцернам, а центральное внимание — сместиться от производства к финансовым услугам.

В-четвертых, политика была нацелена на тех, кто, по мнению премьер-министра, хотел преуспеть в жизни. Тэтчер существенно снизила налоги для богатых, полагая, что это должно стимулировать развитие бизнеса. Кроме того, налоговая ставка сократилась и для обычных британцев. Например, в 1988 году высшая налоговая ставка снизилась с 60% до 40%, а стандартная ставка — с 27% до 25%. Рекламные кампании, которые зазывали британцев покупать акции в приватизированных компаниях, должны быть только увеличить привлекательность капитализма.

Читайте также: