При решении проблемы отрицательных внешних эффектов одним из последствий введения налогов пигу будет

Опубликовано: 16.04.2024

Ключевые понятия

Внешние эффекты и общественные блага

Решение

Решение

Подставив значение ставки заработной платы в уравнение, получим L = 200-0,3∙600 = 20 работников.

7. Если соотношение предельного продукта основных и подсобных рабочих равно 3:1, а заработная плата подсобных рабочих - 2100 ден. ед., то максимальная заработная плата основных рабочих равна:

Исходим из соотношения 3:1, т.е. за единицу в данном случае принимаем зарплату подсобных рабочих 2100 ден. ед, соответственно зарплата основных рабочих в 3 раза больше – 6300 ден. ед.

Отрицательные, положительные внешние эффекты, провалы рынка. Трансакционные издержки. Общественные блага, общественные издержки, частные блага, частные издержки. «Налоги Пигу». Корректирующий налог. Корректирующая субсидия. «Киотский протокол». Теорема Коуза. Стандарты по вредным выбросам. Свойство неизбирательности и неисключаемости в потреблении. Перегружаемое общественное благо, исключаемое общественное благо. Оппортунизм, обратный выбор. Проблема «безбилетника».

Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е годы Р.Коузом. Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек: издержки поиска информации; издержки ведения переговоров и заключения контрактов; издержки измерения; издержки спецификации и защиты прав собственности; издержки оппортунистического поведения.

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты показывают разность между социальными издержками и частными издержками.

Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек к предельным социальным издержкам. Пигу А.С. в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

«Провалы» (фиаско) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Выделяют следующие ситуации, свидетельствующие о «провале» рынка: монополия; несовершенная информация; внешние эффекты; общественные блага.

Тестовые задания

1. Отрицательный внешний эффект проявляется, когда предельные общественные издержки:

а) превышают предельные частные издержки;

б) становятся меньше предельных частных издержек;

в) превышают предельные частные выгоды;

г) равны предельным частным выгодам.

2. Провалы рынка не связаны с:

а) действием условий совершенной конкуренции;

б) нарушением условий совершенной конкуренции;

в) наличием внешних эффектов;

г) неопределенностью имущественных отношений.

3. Условием превращения общественного блага в частный товар является:

а) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование;

б) принятие коллективного договора о пользовании данным благом;

в) установление платы за пользование благом;

г) только установление очереди среди потребителей данного блага.

4. Внешние эффекты возникают потому, что:

а) рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц;

б) предприятия учитывают постоянные издержки, не входящие в предельные;

в) государство выплачивает субсидии производителям;

г) качество товаров не удовлетворяет требованиям потребителей.

5. При решении проблемы отрицательных внешних эффектов одним из последствий введения «налогов Пигу» будет:

а) более низкий объем производства блага и более высокая цена на него для потребителей;

б) более высокий объем производства блага и более высокая цена на него для потребителей;

в) более низкий объем производства блага и более низкая цена на него для потребителей;

г) более высокий объем производства блага и более низкая цена на него для потребителей.

6. Производство и потребление частных благ может сопровождаться проявлением:

а) как положительных, так и отрицательных внешних эффектов;

б) только положительных внешних эффектов;

в) только отрицательных внешних эффектов;

г) только внутренних эффектов.

7. Что сопровождается проявлением положительного внешнего эффекта производства?

а) повышение квалификации работников;

б) получение очного высшего образования;

в) потребление табака (курение);

г) производство лекарственных средств.

8. Что сопровождается проявлением положительного внешнего эффекта потребления?

а) получение очного высшего образования;

б) повышение квалификации работников;

в) потребление табака (курение);

г) производство лекарственных средств.

9. Что сопровождается проявлением отрицательного внешнего эффекта производства?

а) производство лекарственных средств;

б) получение очного высшего образования;

в) потребление табака (курение);

г) повышение квалификации работников.

10. По рекомендации А.С. Пигу решением проблемы положительных внешних эффектов будет введение:

а) корректирующих субсидий;

б) корректирующих налогов;

в) рынка прав на загрязнение;

г) лицензирования хозяйственной деятельности.

11. Решение проблемы внешних эффектов, предложенное Р. Коузом, предполагает, кроме всего прочего, что величина ________ издержек незначительна или они отсутствуют. (Вставьте пропущенное слово.)

12. Чисто общественным благом не является:

а) высшее образование;

б) охрана общественного порядка;

в) национальная оборона;

г) единая энергетическая система.

13. Международный пример решения проблемы загрязнения окружающей среды как проблемы внешних эффектов под названием «Киотский протокол» предусматривает:

а) создание рынка прав на загрязнение;

б) введение платы за выбросы;

в) введение корректирующих налогов;

г) запрет на применение отходных технологий.

14. Общественные блага характеризуются в потреблении:

а) неисключаемостью и неконкурентностью;

б) неисключаемостью и конкурентностью;




в) неконкуретностью и исключаемостью;

г) исключаемостью и конкурентностью.

15. Чисто общественные блага – это блага:

а) производство и потребление которых не связано с криминальной деятельностью;

б) производство и потребление которых не связано с загрязнением окружающей среды;

в) которые потребляются без загрязнения окружающей среды;

г) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет.

16. Какие из перечисленных ниже общественных благ являются чистыми?

а) поддержание чистоты в центре Москвы;

б) национальная оборона;

в) пенсионное обеспечение;

г) кабельное телевидение.

17. Выберите свойство чисто общественных благ:

б) исключительность в потреблении;

в) неизбирательность в потреблении;

г) максимальная информированность общества об этом благе.

18. Разница между кривыми спроса на чисто общественное и чисто частное благо:

а) в большей эластичности кривой спроса на чисто частное благо;

б) потребители чисто частного блага могут контролировать объем спроса;

в) потребители чисто общественного блага могут контролировать объем спроса;

г) разницы между ними нет.

19 Перегружаемым общественным благом называется такое общественное благо:

а) которое в обязательном порядке предлагается к потреблению государством;

б) предложение средств на производство которого превышает стоимость его производства;

в) потребление которого неизбирательно только до некоторого уровня потребления;

г) уровень потребления которого очень низок.

20. Определите тип такого блага, как знания:

а) чисто общественное благо;

б) исключаемое общественное благо;

в) перегружаемое общественное благо;

г) чисто частное благо.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

date image
2020-04-12 views image
164

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Тема 6. Государственное регулирование экономики

1. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования экономики.

2. Экономическая политика государства, ее цели и виды. Фиаско государства.

3. Ресурсы, объекты, методы и инструменты государственного регулирования экономики.

I. ФИАСКО РЫНКА И необходимость государственного регулирования экономики.

Рынок – одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу. Рыночная экономика является весьма эффективной при решении многих экономических проблем. Однако, роль рынка неоднозначна, она имеет как позитивные, так и негативные стороны. Поэтому не может быть динамично развивающейся социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Необходимость вмешательства государства в экономику в мировой экономической науке обосновывается в рамках теории фиаско рынка (теория «провалов» или недостаточности рынка). Данная теория акцентирует внимание на том, что рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно.

Фиаско рынка – ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Выделяют следующие виды фиаско рынка:

Рынок не способен полностью отразить в цене возникающие в результате производства или потребления ряда товаров внешние эффекты (экстерналии).

Такие побочные эффекты называют внешними, так как издержки или выгоды перемещаются к индивидам или группам, которые не являются покупателями или продавцами, т.е. не являются непосредственными участниками рыночной сделки.

Выделяют два вида внешних эффектов.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности. Возникающие в результате этого у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива.

Примеры отрицательных внешних эффектов – загрязнение окружающей среды, курение в общественных местах, разбрасывание мусора в парках отдыха, лесные пожары, возникающие после пикников, шум самолетов в аэропорту, громкая музыка у соседей в позднее время.

Наиболее очевидные из этих издержек связаны с загрязнением окружающей среды.

Рассмотрим, например, целлюлозно-бумажную промышленность. В технологии производства бумаги используется много воды. Поэтому такие предприятия строят на берегах рек и озёр. Но эти предприятия сбрасывают в водоёмы свои отходы. Ущерб, наносимый при этом сбросом отходов, включает потерю выгод, связанных с использованием рек в других целях. Например, чем больше загрязнена река, тем меньше выгоды от использования её для рыболовства, тем меньше её полезность для купания. Тем самым производители переносят часть своих издержек на население – рыболовы, купальщики несут определенные издержки, связанные с деятельностью целлюлозно-бумажных предприятий. В свою очередь издержки предприятий оказываются меньше, чем, если бы они их переносили. Если бы удалось заставить предприятия возместить ущерб, то цена бумаги увеличилась бы.

Таким образом, поскольку издержки перекладываются на третьих лиц, при отрицательном внешнем эффекте имеет место перепроизводство товара или услуги.

Положительный внешний эффект проявляется в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождает у третьих лиц выгоды, которые не компенсируются ими.




Примеры положительных внешних эффектов - развитие образования и здравоохранения; деятельность военных предприятий; завод в поселке прокладывает дорогу, по которой потом будут ездить и местные жители.

Например, установление раннего диагноза, проведение прививок означают выгоду не только непосредственному потребителю услуги, но и обществу, которое тем самым экономит на последующем лечении запущенной болезни. Выгоды от образования достаются не только самим учащимся – в виде возросшего дохода, но и всему обществу, которое приобретает универсальную рабочую силу, более производительный труд, сокращение преступности, расходов на благотворительность, рост политической активности и т.п. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборона и безопасность (за нее потребитель платит налоги), производители одновременно способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся бесплатно.

Поскольку дополнительную выгоду получают третьи лица, а не сам производитель, при положительном внешнем эффекте имеет место недопроизводство товаров и услуг.

Чтобы нейтрализовать внешние эффекты, сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Превращение внешнего эффекта во внутренний называют интернализацией.

Один из способов решения проблемы внешних эффектов – введение корректирующих налогов и субсидий (А. С. Пигу).

Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, введение которого приводит к сокращению объема производства блага.

Корректирующая субсидия – это платежи производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, введение которых способствует росту объема производства блага. Предоставление субсидий производителям сокращает издержки производства, побуждая тем самым производителей к наращиванию объема выпуска социально значимой продукции. Предоставление субсидий потребителям расширяет их способность приобретать данные блага.

В результате введения налогов и субсидий происходит перераспределение доходов через госбюджет по принципу: специальное налогообложение соседей фермера, построившего дорогу, и передача финансовых средств инициатору строительства. Или, иначе, насорил – заплатишь столько, чтобы всегда нашлись желающие за тобой убирать. Это и есть налог Пигу. Если он не введен государством, то возникает несправедливость, пагубно влияющая на инициативу предпринимателей; ухудшается окружающая среда; обостряются проблемы больших городов; усиливаются региональные диспропорции и т.д.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешних эффектов. Во-первых, на практике довольно трудно точно исчислить величину издержек и выгод. Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда поступают потребителям данных благ.

В реальной жизни государство пытается нейтрализовать отрицательные внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, путем введения платы за выбросы или путем установления стандартов эксплуатации природных ресурсов (например, установление предельных норм выброса вредных веществ в атмосферу, запрещение коммерческой эксплуатации части не воспроизводимых национальных ресурсов). Примером практической нейтрализации положительных внешних эффектов может служить прямое субсидирование инновационной деятельности фирм путем заключения с ними контрактов на определенный вид оплачиваемой государством исследовательской деятельности.

Несовершенство корректирующих налогов и субсидий как средства решения проблемы внешних эффектов предопределило их критику. Попытки найти новые пути решения этой проблемы связаны с работами Р. Коуза.

По мнению Р. Коуза, наличие положительных и отрицательных внешних эффектов не требует государственного вмешательства в тех случаях, если:

а) четко определены права собственности (в том числе даже на невещественные объекты – тишину, чистый воздух и т.п.). Рассмотрим в качестве примера следующую ситуацию: владелец лесного участка хочет очистить лес от старых хвойных деревьев, но в лесу расположен курорт на озере, и владельцу курорта хвойный лес просто необходим для стимулирования притока отдыхающих. Взаимовыгодным компромиссом в этом случае может стать соглашение между данными субъектами, по которому владелец курорта ежегодно или единовременно выплачивает владельцу леса (отказывающемуся в этом случае от вырубки леса) определенную сумму средств. Если же компромисс не будет достигнут, то оба они теряют: владелец курорта от сокращения притока отдыхающих, а владелец леса - от недополучения возможных доходов. Таким образом, в трактовке Р. Коуза обострение проблемы внешних эффектов порождено более недостаточным развитием института частной собственности, чем несовершенством регулирующей деятельности государства.

б) сформирован рынок прав на побочные эффекты (например, прав на загрязнение окружающей среды). Пример: ведомство, защищающее природу, определяет предельно допустимый уровень загрязнения реки в 1000 тонн в год и реализует 1000 прав на загрязнение по 1 тонне каждое. Рост населения и предприятий в данном регионе может привести к увеличению спроса на загрязнение при том же предложении прав, что поднимет цены на данные права и побудит конкурирующие фирмы во избежание роста издержек производства использовать более «чистые» технологии. Если местное отделение партии защитников окружающей среды («зеленых») решит улучшить экологическую ситуацию в регионе, оно может выкупить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. В результате этого цена лицензий опять-таки повысится, что явится залогом улучшения здесь экологической ситуации.

2. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

Общественные блага (товары коллективного пользования) отличаются от индивидуальных по двум основным признакам.

Во-первых, они неделимы, поэтому не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами.

Известно, что рынок удовлетворяет лишь те потребности людей, которые выражаются через платежеспособный спрос. А потребность в общественных благах через спрос часто выразить невозможно: не у всех имеются достаточные средства, и не каждый человек захочет их тратить именно на эти цели.

Классический пример общественного товара – маяк. Он строится не потому, что его можно выгодно продать одному пользователю и отстранить всех остальных, а в том случае, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате возникает проблема «фрирайдера», безбилетного пассажира («зайца»): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Поскольку принцип исключения здесь неприменим, постольку частные предприятия не имеют достаточных стимулов к производству общественных благ.

Аналог – национальная оборона, охрана общественного порядка, дорожная разметка, регулирование паводков, борьба с насекомыми и т.п.

Существует немало неделимых товаров, к которым принцип исключения вполне может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др.). Такие блага называют квазиобщественными, но и они в цивилизованном обществе также частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. В современном обществе развитие системы высшего образование, здравоохранения, обеспечивающее высокое качество рабочей силы, жизненно необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выходом является параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными (которые, впрочем, тоже пользуются определенной поддержкой правительства).

Могут быть различные варианты финансирования общественных и квазиобщественных:

а) сосредоточение производства этих благ непосредственно на государственных предприятиях, финансируемых за счет средств федерального и местных бюджетов;

б) выступление государства в роли посредника между потребителями и производителями общественных благ. При помощи налогообложения ресурсы из сферы производства товаров индивидуального потребления перемещаются в сферу производства общественных и квазиобщественных благ. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных и потребительских товаров в производство управляемых ракет, военных самолетов, строительство школ и автомагистралей. Направления такого сознательного изменения структуры ВНП, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в демократическом государстве политическими методами, прежде всего путем голосования в парламенте.

3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, и появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.

4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции. Поэтому возникает необходимость проведения правительством антиинфляционной политики.

Рынок не гарантирует каждому права на труд, так как не обладает способностью обеспечивать полную занятость, и в условиях рыночных отношений каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе. Возникает необходимость государственного регулирования занятости.

6. Рынок не гарантирует каждому доход и не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных, безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения. С позиций рынка справедливым признается любой доход, полученный в условиях свободной конкуренции, то есть в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). В результате рыночное распределение доходов может привести к чрезмерной дифференциации доходов. Возникает необходимость проведения политики перераспределения доходов и богатства через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.

7. Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Это объясняется тем, что подобная деятельность связана с длительным сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, а также требует реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста.

8. Рынок может усугубить региональные проблемы, периодически обостряющиеся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. Возникает необходимость проведения государством его соответствующей региональной политики.

9. Рынок не гарантирует защиту национальных интересов в международных экономических отношениях. Непременным условием здорового развития экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п.


Доступные файлы (1):
n1.doc208kb.27.01.2014 11:45скачать

n1.doc

Определите альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля

2. Студент учится в университете, получая стипендию 600 руб., но мог бы работать торговым представителем и получать зарплату 10 тыс. руб. Определите его альтернативные затраты на обучение

г) 10600 руб.
3. Студент за первый год обучения заплатил 20 тыс. руб. Бросив вуз, он может зарабатывать 80 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться у него не хватает времени. Величина упущенной выгоды в первый год обучения в вузе равна …

г) 100 тыс. руб.

Пушки

Определите альтернативные издержки производства одной дополнительной пушки

а) 1/5 автомобиля;

в) 3/5 автомобиля;

5. Первый столяр затрачивает 1 час на производство табурета и 2 часа на производство стола, а второй столяр – 2 часа на производство табурета и 1 час – на производство стола. Определите максимально возможное количество произведенных табуретов и столов при их одновременном труде в течение 8 часов

а) 12 табуретов и 12 столов;

б) 8 табуретов и 8 столов;

в) 4 табурета и 4 стола;

г) 12 табуретов и 8 столов.
6. Первый столяр затрачивает 1 час на производство табурета и 2 часа на производство стола, а второй столяр – 2 часа на производство табурета и 1 час – на производство стола. Определите какова альтернативная стоимость производства первого стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии второго столяра

б) 1 табурет;

г) 3 табурета.
7. Кривая производственных возможностей выглядит следующим образом:


6 8 10 12 В
При производстве 10 ед. товара А и 6 ед. товара В объем выпуска товара А и В может быть увеличен соответственно:

а) товара А до 20 ед. и товара В до 12 ед.;

б) товара А до 15 ед. при 6 ед. товара В;

в) товара А до 20 ед. и товара В до 8 ед.;

г) товара А до 13 ед при 8 ед товара В.

8. По данным кривой производственных возможностей определите альтернативные издержки единицы товара Д:


90 110 Д
а) 10 ед.;

9 Дана графическая модель производственных возможностей экономики:
А

Альтернативные издержки производства единицы товара А составят:

а) 10 единиц продукции В;

б) 1/10 единицы продукции В;

в) 1/5 единицы продукции В;

г) 5 единиц продукции В.

РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
1. Фиаско рынка проявляется в

а) в невозможности создания стимулов к производству товаров и услуг коллективного пользования;

б) неспособности уравновешивать спрос и предложение товаров и услуг;

в) отсутствии механизмов «вымывания» неконкурентоспособных предприятий;

г) неспособности сигнализировать фирмам об объемах и структуре производства.

2.К функциям рынка не относится

в) социальная;

3.Принцип «невидимой руки» рынка сформулировал

4. Рыночными субъектами не являются

5. Рынок покупателя представляет собой ситуацию, когда:

а) спрос превышает предложение;

б) предложение превышает спрос;

в) предложение отсутствует;

г) спрос отсутствует.

6. Рынок продавцов характеризуется тем, что на нем:

а) предложение превышает спрос;

б) спрос превышает предложение;

в) предложение отсутствует;

г) спрос отсутствует.

7. Совокупность организационных, правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг называется

а) инфраструктурой рынка;

б) функциями рынка;

г) моделями рынка.
8. Закон убывающей производительности факторов был впервые теоретически доказан

г) не доказан до настоящего времени;

9. Закон, показывающий, что увеличение затрат одного ресурса при неизменности использования других ресурсов и технологий приносит меньший предельный доход, называется законом

а) убывающей производительности;

г) убывающей предельной производительности.

10. Развитие механизма мобильности ресурсов возможно за счет:

а) лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов;

б) формирования инфраструктуры рынка;

в) проведения аниинфляционной политики;

г) проведения фискальной политики.

11. Решение об объеме покупки благ в условиях рынка принимает:

а) потребитель; б) государство;

в) предприниматель;

г) правительственные органы.

12. Изокванта характеризует:

а) изменение предложения продукции;

б) различные объемы продукта, которые могут быть произведены при заданных количествах ресурсов;

в) производственную функцию;

г) количество продукта.

13. Изокванта иллюстрирует:

а) производственную функцию;

б) качество продукта;

в) различные объёмы продукта, которые можно произвести при заданных количествах ресурсов;

г) изменение предельного продукта.

13. Изокванта – это

а) кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции (кривая равного выпуска);

б) кривая, представляющая макимально возможный объем выпуска продукции при различных сочетаниях ресурсов;

в) линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость;

г) кривая предложения отдельного товара

14. Изокоста – это

а) кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции (кривая равного выпуска);

б) кривая, представляющая макимально возможный объем выпуска продукции при различных сочетаниях ресурсов;

в) линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость;

г) кривая предложения отдельного товара
15. К элементам инфраструктуры рынка не относятся:

а) органы налоговой системы;

г) домашние хозяйства.
16. Выделите рынок по классификационному признаку «объект»:

а) рынок государственных учреждений;

б) рынок рабочей силы;

в) рынок продавцов;

г) рынок покупателей.
17. Выделите рынок по классификационному признаку «субъект»

а) рынок покупателей

б) рынок информации

в) рынок рабочей силы

г) рынок капитала
18. Любая точка, находящаяся на изокванте, и на изокосте, означает:

а) сумму издержек производства;

б) количество производимого продукта;

в) комбинацию количества используемых ресурсов;

г) объём продукта в денежном выражении.
19. Отпускная цена на легковые автомобили, используемые в качестве такси, снижена монопольным производителем. Это событие при прочих равных условиях, скорее всего, станет фактором:

а) сокращения спроса на труд водителей такси;

б) сокращения заработной платы водителей такси;

в) увеличения спроса на труд водителей такси;

г) сокращения предложения труда водителей такси.
20. Основной мотив поведения домашних хозяйств как субъектов рынка – …

а) удовлетворение личных потребностей

б) получение максимального дохода

в) удовлетворение потребительского спроса

г) получение налоговых льгот

КОНКУРЕНЦИЯ
1. Найдите верное утверждение

а) конкуренция между производителями способствует сокращению числа неэффективных производителей;

б) конкуренция – это соперничество, при котором покупатели соревнуются с продавцами;

в) конкуренция между продавцами всегда приводит к повышению качества продаваемой продукции;

г) непременным следствием увеличения степени конкуренции между покупателями товара является снижение равновесной цены этого товара.

2. Понятие «совершенная конкуренция» характеризуется

а) неполной информацией о рынке продавцов и покупателей;

б) свободным входом на данный рынок и выходом с него;

в) множеством продавцов и покупателей, каждый из которых может воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке;

г) наличием нескольких фирм, выпускающих однородные товары.

3. Конкуренция между автомобилестроительным заводом и тракторостроительным заводом на рынке труда является__________ конкуренцией

б) внутриотраслевой;

4. Распространение ложных или порочащих товары конкурента сведений является элементом____________ конкуренции

а) недобросовестной;

5. Методом неценовой конкуренции не является

а) внедрение системы послепродажного обслуживания;

б) проведение агрессивной рекламной компании;

в) совершенствование внешнего вида продукции;

г) применение системы скидок в цене товара

6. В долгосрочном периоде для фирмы на рынке монополистической конкуренции характерно…:

а) сокращение экономической прибыли;

б) уменьшение объема выпуска;

в) прекращение производства;

г) максимизация экономической прибыли.

7. Модель рынка совершенной конкуренции демонстрирует действие механизма ______________ конкуренции.

г) неценовой.
8. К недостаткам совершенной конкуренции можно отнести:

а) небольшой объём производства отдельной фирмы;

б) неэффективное использование ресурсов в процессе общественного производства;

в) отсутствие сговора продавцов;

г) отсутствие механизма защиты окружающей среды.
9. Одним из базовых условий формирования конкурентной среды считается:

а) развитие инфраструктуры рынка;

б) ограничение возможностей вхождения в отрасль;

в) развитие рынка продавца;

г) ограничение внешнеэкономической деятельности.
10. Основой процесса формирования конкурентной среды не является …

а) переход от рынка покупателя к рынку продавца

б) устранение барьеров вхождения в отрасль

в) содействие развитию рыночной инфраструктуры

г) либерализация внешнеэкономической деятельности
11. Понятие «совершенная конкуренция» характеризуется:

а) наличием небольшого числа фирм, выпускающих однородные товары;

б) свободным входом на данный рынок и выходом с него;

в) возможностью продавцов и покупателей воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке;

г) неполной информацией о рынке продавцов и покупателей.
12. Основной мотив поведения фирм как субъектов рынка:

а) минимизация издержек;

б) удовлетворение потребительского спроса;

в) удовлетворение производственных потребностей;

г) получение максимального дохода.
13. Конкуренция между автомобилестроительным и трубопроводным заводами на рынке труда является ___________________конкуренцией.

а) межотраслевой

г) неценовой
14. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что в условиях несовершенной конкуренции…

а) объем производства ниже уровня общественной потребности

б) ниже цена товара

в) отсутствует дифференциация товаров

г) расходуется меньше ресурсов

ПРОВАЛЫ РЫНКА. ВНЕШИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
1. Отрицательный внешний эффект проявляется, когда предельные общественные издержки.

а) превышают предельные частные издержки

б) становятся меньше предельных частных издержек

в) превышают предельные частные выгоды

г) равны предельным частным выгодам

2. Провалы рынка не связаны с.

а) наличием внешних эффектов

б) нарушением условий совершенной конкуренции

в) действием условий совершенной конкуренции

г) неопределенностью имущественных отношений

3. Условием превращения общественного блага в частный товар является.

а) принятие коллективного договора о пользовании данным благом

б) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование

в) установление платы за пользование благом

г) установление очереди среди потребителей данного блага

4. Чисто общественным благом не является:

а) высшее образование;

б) национальная оборона;

в) эпидемиологическая служба;

г) охрана общественного порядка.

5. Внешние эффекты возникают, потому что.

а) третьи лица создают дополнительные выгоды или издержки

б) предприятия учитывают постоянные издержки, не входящие в предельные

в) государство выплачивает субсидии производителям

г) рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц

6. Одним из последствий политики, рекомендованной А. Пигу, по решению проблемы внешних эффектов будет.

а) более низкий объем производства блага и более высокая цена на него для потребителей

б) более высокий объем производства блага и более высокая цена на него для потребителей

в) более низкий объем производства блага и более низкая цена на него для потребителей

г) более высокий объем производства блага и более низкая цена на него для потребителей

7. При решении проблемы отрицательных внешних эффектов одним из последствий введения «налогов Пигу» будет:

а) снижение цен на благо для потребителей;

б) увеличение числа производителей блага;

в) снижение общего объема производства блага;

г) увеличение общего объема потребления блага.

8. ___________сопровождается проявлением положительного внешнего эффекта производства:

а) повышение квалификации работников;

б) производство лекарственных средств;

в) очное высшее образование;

г) потребление табака.

9. ___________________________ сопровождается проявлением отрицательного внешнего эффекта потребления:

а) потребление табака (курение);

б) производство лекарственных средств;

в) повышение квалификации работников;

г) получение очного высшего образования.

10. Производство и потребление частных благ может сопровождаться проявлением:

а) только внутренних эффектов;

б) только отрицательных внешних эффектов;

в) только положительных внешних эффектов;

г) как положительных, так и отрицательных внешних эффектов.

11. Внешние эффекты возникают потому, что:

а) предприятия учитывают постоянные издержки, не входящие в предельные;

б) государство выплачивает субсидии производителей;

в) качество товаров не удовлетворяет требованиям потребителей;

г) рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц.

12. Условием превращения общественного блага в частный товар является:

а) установление платы за пользование благом;

б) принятие коллективного договора о пользовании благом;

в) устранение условий свободного доступа к благу и установление цены за его использование;

г) только установление очереди среди потребителей данного блага.

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
1. Функция спроса на продукцию монополиста P= 200- Q, функция общих затрат TC = 100 + 3 Q. Предельный доход от производства 30-ой единицы продукции равен

2.Функция спроса на продукцию монополиста P=30-0,2Q, функция общих затрат TC=100+15Q. Цена, при которой фирма максимизирует прибыль, равна

3. Функция спроса на продукцию монополиста P=40-0,35Q, функция общих затрат TC=100+12Q. Объем выпуска, при котором фирма максимизирует прибыль, равен

5. Функция спроса на продукцию монополиста P=12-Q, функция общих затрат TC =2+4Q+Q. Цена, при которой фирма максимизирует прибыль, равна

6. «Ломаная» кривая спроса для фирмы на рынке олигополии предполагает:

а) неоптимальное поведение фирмы;

б) разрыв в кривой предельных издержек;

в) картельное соглашение с конкурентами;

г) разрыв в кривой предельной выручки.

7. Естественные монополии не характеризует то, что:

а) производят продукцию, удовлетворяющую общественные потребности;

б) обеспечивают более оптимальный объем производства, чем в условиях конкуренции;

в) подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в получении ими монопольной прибыли;

г) дают существенную экономию в производстве и распределении товаров.

1. Отрицательный внешний эффект проявляется, когда предельные общественные издержки .

а) превышают предельные частные издержки;

б) становятся меньше предельных частных издержек;

в) превышают предельные частные выгоды;

г) равны предельным частным выгодам.

2. Провалы рынка не связаны с

а) действием условий совершенной конкуренции;

б) нарушением условий совершенной конкуренции;

в) наличием внешних эффектов;

г) неопределенностью имущественных отношений.

3. Условием превращения общественного блага в частный товар является .

а) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование;

б) принятие коллективного договора о пользовании данным благом;

в) установление платы за пользование благом;

г) только установление очереди среди потребителей данного блага.

4. Внешние эффекты возникают, потому что .

а) рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц;

б) предприятия учитывают постоянные издержки, не входящие в предельные;

в) государство выплачивает субсидии производителям;

г) качество товаров не удовлетворяет требованиям потребителей.

5. При решении проблемы отрицательных внешних эффектов одним из последствий введения «налогов Пигу» будет .

а) более низкий объем производства блага и более высокая цена на него для потребителей;

б) более высокий объем производства блага и более высокая цена на него для потребителей;

в) более низкий объем производства блага и более низкая цена на него для потребителей;

г) более высокий объем производства блага и более низкая цена на него для потребителей.

6. Производство и потребление частных благ может сопровождаться проявлением

а) как положительных, так и отрицательных внешних эффектов;

б) только положительных внешних эффектов;

в) только отрицательных внешних эффектов;

г) только внутренних эффектов.

7. ______ сопровождается проявлением положительного внешнего эффекта производства.

а) повышение квалификации работников;

б) получение очного высшего образования;

в) потребление табака (курение);

г) производство лекарственных средств.

8._________ сопровождается проявлением положительного внешнего эффекта потребления.

а) получение очного высшего образования;

б) повышение квалификации работников;

в) потребление табака (курение);

г) производство лекарственных средств.

9. ________ сопровождается проявлением отрицательного внешнего эффекта производства.

а) производство лекарственных средств;

б) получение очного высшего образования ;

в) потребление табака (курение);

г) повышение квалификации работников.

10. ________ сопровождается проявлением отрицательного внешнего эффекта потребления.

Потребление табака (курение)

Получение очного высшего образования

Повышение квалификации работников

Производство лекарственных средств

11. По рекомендации А.Пигу решением проблемы положительных внешних эффектов будет введение .

а) корректирующих субсидий;

б) корректирующих налогов;

в) рынка прав на загрязнение;

г) лицензирование хозяйственной деятельности.

12. Решение проблемы внешних эффектов, предложенное Р. Коузом, предполагает, кроме всего прочего, что величина издержек незначительна или они отсутствуют

13. Чисто общественным благом не является .

а) высшее образование;

б) охрана общественного порядка;

в) национальная оборона;

г) единая энергетическая система.

14. Международный пример решения проблемы загрязнения окружающей среды как проблемы внешних эффектов под названием «Киотский протокол» предусматривает .

а) создание рынка прав на загрязнение;

б) введение платы за выбросы;

в) введение корректирующих налогов;

г) запрет на применение отходных технологий.

15. Общественные блага характеризуются ________ в потреблении.

Микроэкономическая теория определяет рыночный механизм как наиболее эффективный способ распределения ресурсов. В действительности такая эффективность достигается не всегда. Одной из причин неэффективности распределения ресурсов посредством механизма рынка является наличие внешних эффектов.

14.1. Понятие и виды внешних эффектов

Рыночные сделки могут сопровождаться воздействиями на лиц, не принимающих в них участия. Если производство сопряжено с загрязнением окружающей среды, то вредному воздействию подвергаются все жители прилегающей территории. Это ведет к росту заболеваемости населения и увеличению его затрат на поддержание здоровья. Когда кто-то, заботясь о собственном здоровье, делает профилактические прививки от инфекционных болезней, то от этого выигрывают все окружающие, которые, получая реальную выгоду, не несут затрат по вакцинации. Перемещения (эффект перелива) части издержек или выгод к не участвующим в рыночных сделках лицам называются внешними эффектами или экстерналиями (externalities).

Суть их заключается в том, что они не связаны с рыночными способами взаимодействия и потому не отражаются в цене благ. Они могут быть следствием как производственной деятельности, так и процесса потребления.

Внешние эффекты - это воздействие на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках в виде расходов или выгод, не отраженное в рыночных ценах.

Издержки и выгоды могут быть общественными, частными и внешними (рис. 14.1).

Частные издержки ( PC - private costs) - издержки участников рыночной сделки.

Внешние издержки ( EC - external costs) - издержки третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Общественные издержки ( SC - social costs) - общие издержки участвующих в сделке и третьих лиц (рис. 14.1):

Рис. 14.1. Частные, внешние и общественные издержки

Рис. 14.1. Частные, внешние и общественные издержки

Предельные частные, внешние и общественные издержки - дополнительные издержки в результате увеличения производства (\Delta Q) (рис. 14.2).

Предельные частные издержки (marginal private costs)

Предельными внешними (marginal external costs)

Предельными общественными издержками (marginal social costs)

Рис. 14.2. Предельные частные, внешние и общественные издержки

Рис. 14.2. Предельные частные, внешние и общественные издержки

Частная выгода ( PB - private benefit) - выгода потребителя от рыночной сделки.

Внешняя выгода ( EB - external benefit) - выгода третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Общественная выгода ( SB - social benefit) - совокупная выгода участвующих в сделке и третьих лиц, не участвующих в сделке:

Рис. 14.3. Общие частные, внешние и общественные выгоды

Рис. 14.3. Общие частные, внешние и общественные выгоды

Предельная частная, внешняя и общественная выгода - дополнительная выгода, вызванная увеличением производства (\Delta Q) (рис. 14.4).

Предельная частная выгода (marginal private benefit):

Предельная внешняя выгода (marginal external benefit):

Предельная общественная выгода (marginal social benefit) (рис. 14.4)

Рис. 14.4. Предельные частные, предельные внешние и предельные общественные выгоды

Рис. 14.4. Предельные частные, предельные внешние и предельные общественные выгоды

14.2. Формы проявления внешних эффектов и вызываемые ими последствия

В зависимости от последствий воздействия рыночных сделок на третьих лиц внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.

Отрицательные внешние эффекты

В случае, когда производство приводит к дополнительным издержкам третьих лиц, не участвующих в сделке, имеют место отрицательные внешние эффекты или экстерналии.

Отрицательный внешний эффект (negative externality) - это издержки третьих лиц, не входящие в цену произведённого блага, возникающие в процессе его использования.

Расходы третьих лиц не включаются в издержки производства, поэтому частные предельные издержки меньше предельных общественных.

Пример отрицательного внешнего эффекта: сброс заводами отходов в водоёмы.

Допустим, выпускается продукции при цене . Точка C - точка рыночного равновесия, где спрос (MSB) равен предложению (MPC) (рис. 14.5):

Предельные общественные издержки (MSC) будут равны сумме предельных частных (MPC) и предельных внешних издержек (MEC):

Рис. 14.5. Последствия, вызываемые отрицательным внешним эффектом

Рис. 14.5. Последствия, вызываемые отрицательным внешним эффектом

При объёме выпуска совокупные внешние издержки равны ( - ) \cdot - площади заштрихованного прямоугольника на рис. 14.5.

Площадь треугольника BAC - иллюстрация потери эффективности (MPC MSB - предельные общественные выгоды; МРВ - предельные частные выгоды; МЕВ - предельные внешние выгоды.

Пример положительного внешнего эффекта - вакцинация населения. От вакцинации получают выгоду в первую очередь те, кто не сделал прививку.

Рис. 14.6. Последствия, вызываемые положительным внешним эффектом

Рис. 14.6. Последствия, вызываемые положительным внешним эффектом

На рис. 14.6 рыночное равновесие - в точке Е , где предложение (MPC = MSC) равно спросу (MPB) :

Равновесный объём производства - , цена - .

Эффективное равновесие - в точке D , в которой эффективность больше (>) .

В результате положительного внешнего эффекта цена больше оптимальной, а спрос меньше оптимального. Потери эффективности: ( - ) \cdot - площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 14.6.

Позиционные внешние издержки

Позиционные внешние издержки возникают при соревновательной деятельности. Поэтому в случае достижений в деятельности одного участника рынка издержки другого повышаются, а выгоды уменьшаются.

При этом предельные общественные издержки больше общественных предельных выгод, что влечёт за собой дополнительное использование факторов производства.

Такие внешние эффекты, возникающие в результате соревновательной деятельности и влекущие неоправданные затраты, называются позиционными.

14.3. Причина возникновения внешних эффектов

Одни и те же факторы производства и блага могут быть использованы по-разному. Внешние эффекты возникают из-за конкуренции в использовании благ и ресурсов. Причиной конкуренции становится отсутствие установленных прав собственности, в результате чего факторы производства используются бесплатно. Если установить права собственности, то произошло бы увеличение частных издержек до уровня предельных общественных (MSC) .

В случае положительного внешнего эффекта узаконенные права собственности привели бы к равенству MPB = MSB .

Таким образом, причина внешних эффектов - отсутствие прав собственности на факторы производства.

14.4. Регулирование внешних эффектов

Такие негативные последствия внешних эффектов как перепроизводство в случае отрицательных воздействий и недопроизводство в случае положительных можно преодолеть, трансформируя внешние воздействия во внутренние.

Английский экономист А.С. Пигу предложил использовать корректирующие налоги в случае отрицательных внешних эффектов и корректирующие субсидии в случае положительных внешних эффектов.

Цель - приблизить предельные частные выгоды и издержки к предельным общественным.

Корректирующий налог

Корректирующий налог - налог, который повышает предельные частные издержки (MPC) до предельных общественных (MSC) в случае выпуска продукции с отрицательным внешним эффектом.

На рис. 14.7 корректирующий налог T = MEC , сдвигая линию предложения вверх (от S до S_1 ), сделал бы равновесие эффективным, при котором MSB = MSC .

Рис. 14.7. Применение налога для регулирования отрицательного внешнего эффекта

Рис. 14.7. Применение налога для регулирования отрицательного внешнего эффекта

При этом происходит уменьшение производства до и потерь эффективности (в размере площади треугольника ABC ). Теперь потери составят ( - ) \cdot .

Корректирующий налог заставит фирмы устранять или сокращать отрицательное внешнее воздействие.

Корректирующая субсидия

Корректирующая субсидия - это субсидия участникам рыночной сделки на производство продукции с положительным внешним эффектом, которая приближает предельные частные выгоды (MPB) к предельным общественным выгодам (MSB) .

Корректирующие субсидии могут увеличивать спрос потребителей. Пример: стипендии, социальные выплаты и т.д.

Если проводится бесплатная вакцинация, субсидия (S = MEB) повышает спрос на услугу до уровня MSB = MSC (рис. 14.8, а).

Субсидии могут быть направлены и на стимулирование предложения, тогда происходит сдвиг кривой предложения ( S до SC ) и уменьшаются предельные издержки (рис. 14.8, б). Размер субсидии больше снижения цены. Пример такого регулирования: субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.

Рис. 14.8. Регулирование положительных эффектов посредством

Рис. 14.8. Регулирование положительных эффектов посредством: а - стимулирования спроса; б - стимулирования предложения

14.5. Теорема Р. Коуза - Дж. Стиглера

Теорема Р. Коуза - Дж. Стиглера: эффективное распределение прав собственности независимо от их первоначального распределения будет тогда, когда транзакционные издержки будут равны нулю.

При данных условиях частные и общественные издержки будут равны, ценность производства вырастет, а права собственности на факторы производства будут устранять внешние эффекты.

Однако при наличии транзакционных издержек выгоды от сделки могут быть меньше, чем стоимость получения информации и ведения переговоров.

Р. Коуз приводил пример земледельца, который обрабатывает землю и выращивает на ней пшеницу, и скотовода, скот которого может вытоптать угодья.

Частные издержки скотовода меньше общественных при условии, что он не несёт ответственности за вытоптанные земли. Р. Коуз говорит в данном случае о том, что вмешательства государства в данном случае не требуется, поскольку земледелец и скотовод могут сами решить проблему.

Если скотовод увеличит поголовье скота, он ухудшит положение землевладельца, у которого может быть уничтожена из-за этого часть урожая. Он может потребовать компенсацию у скотовода, который откажется от дополнительного поголовья и производство останется на прежнем уровне.

В другом случае скотовод не несёт ответственности за вытоптанные угодья. Тогда земледелец предложит скотоводу средства за отказ от дополнительного скота, при этом у них будет выгода, а производство останется на прежнем уровне.

В любом случае при распределении прав собственности производство остается на прежнем уровне, а права будут у земледельца.

Р. Коуз в теореме говорит о том, что внешние издержки могут возникнуть лишь тогда, когда права собственности не определены.

Если права распределены, внешние эффекты будут интернализированы во внутренние.

Р. Коуз не считал внешние эффекты «провалом рынка», так как он считал, что их можно легко преодолеть, если создать чёткие права собственности. Он считал, что с этой проблемой не справляется государство в случае неопределённости прав.

Транзакционные издержки должны равняться нулю, в противном случае распределение прав собственности влияет на производство и его эффективность.

Теорема Р. Коуза - Дж. Стиглера указывает, что в случае внешних эффектов вмешательства в экономику не требуется, поскольку у государства будут транзакционные издержки, которые экономически неоправданны.

Теорема Р. Коуза - Дж. Стиглера применяется для двух-трёх участников сделки.

Заслуга Р. Коуза в том, что его работы стали основой новых направлений экономической теории, в частности, неоинституционального и других.

14.6. Методы уменьшения вредных выбросов

Для определения эффективного уровня вредных выбросов необходимо найти баланс между предельными общественными выгодами (MSB) и предельными общественными издержками (MSC) (рис. 14.9).

Рис. 14.9. Определение эффективного уровня вредных выбросов

Рис. 14.9. Определение эффективного уровня вредных выбросов

Есть три метода уменьшения вредных выбросов:

  1. законодательное установление норм концентрации выбросов;
  2. введение штрафов за единицу выбросов;
  3. продажа лицензий на допустимое количество выбросов с аукционов.

Например, если государство ставит целью уменьшить выбросы с 1800 до 1300 кг, оно продаст на аукционе 1300 лицензий (каждая на выброс 1 кг отходов).

Рис. 14.10. График выбросов отходов

Рис. 14.10. График выбросов отходов

Предложение лицензий абсолютно неэластично. Равновесие будет в точке А (рис. 14.10). Одна лицензия на выброс 1 кг отходов стоит 150 тыс. руб. Партия «зелёных» может выкупить, например, 1300 - 1100 = 200 лицензий, тогда цена лицензии будет 200 тыс. руб.

Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.

Читайте также: