Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса

Опубликовано: 11.05.2024

10 МИН

Как государство поддерживает малый бизнес

Государство ввело ряд карантинных мер, которые должны помочь малому и среднему бизнесу в сложных обстоятельствах.

Сейчас действует федеральная и региональная поддержка. Федеральная распространяется на всю страну, а региональная действует только на местах и опирается на постановления муниципальных властей.

Рассказываем про меры, принятые на федеральном уровне и актуальные на 15 мая 2020 года, и даём ссылки на официальные сайты регионов, где можно посмотреть, как помогают бизнесу в разных городах.

Меры поддержки всему малому, среднему и микробизнесу

Кто может рассчитывать на поддержку
Микропредприятия со штатом до 15 человек и выручкой до 120 млн ₽ в год. Малый бизнес со штатом до 100 человек и выручкой до 800 млн ₽ в год. Средний бизнес: штат от 100 до 250 человек, выручка — до 2 млрд ₽ в год.

Доля участия одного или нескольких юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не может превышать 49 %.

Компания должна быть включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года.

С 1 апреля снижен размер страховых взносов. Теперь страховой взнос снижается до 15 %, когда годовое вознаграждение сотрудника превышает 145 560 ₽, а не 1 292 000 ₽, как раньше.

До 31 мая 2020 года приостановлены налоговые проверки. Это касается выездных налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов.

Изменился срок подачи документов в налоговую. Если налоговая потребовала документы в период с 1 марта по 31 мая, можно предоставить их в течение 20 рабочих дней. В рамках камеральных проверок по НДС — в течение 10 дней. Если вы не предоставите документы или сведения по требованию налоговой, санкции применять не будут. Исключения — декларации и сведения по контролируемым и иностранным компаниям.

Перенесены сроки сдачи отчётности. Отчётность по НДС и страховым взносам за I квартал 2020 года можно сдать до 15 мая. Срок сдачи финансовой информации (CRS-отчётности) за 2019 год и другие отчётные годы продлён на 3 месяца.

Меры поддержки действуют на основании:

Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

Федерального закона от 01.04.2020 № 102 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Меры поддержки малому бизнесу из пострадавших отраслей

Государство составило список отраслей, которые больше всего подкосила ситуация с коронавирусом. Для этих организаций введены особые меры поддержки. Проверьте, входит ли ваш бизнес в список — код деятельности ОКВЭД должен совпадать с одним из этих кодов.

  • производство изделий народных художественных промыслов: 32.99.8
  • вендинговые автоматы: 47.99.2
  • авиа- и автоперевозчики, обслуживание воздушного и космического транспорта: 49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.21.21, 52.23
  • СМИ и издательства: 18.11, 58.11, 58.13, 58.14, 60, 63.12.1, 63.91
  • организаторы праздников: 90
  • фитнес-клубы и спортивные центры: 93, 96.04, 86.90.4
  • турфирмы: 79
  • гостиницы: 55
  • общепит: 56
  • кружки и курсы дополнительного образования: 85.41, 88.91
  • организаторы конференций и выставок: 82.3
  • мастерские ремонта, прачечные и химчистки, парикмахерские и салоны красоты: 95, 96.01, 96.02
  • кинопрокатчики и кинотеатры: 59.14
  • стоматологии: 86.23
  • музеи: 91.02
  • зоопарки: 91.04.1
  • розничная торговля непродовольственными товарами:
    45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.32, 45.40.2, 45.40.3, 47.19, 47.4, 47.5, 47.6, 47.7, 47.82, 47.89

Сейчас действует несколько крупных мер поддержки: кредиты и отсрочка уплаты налогов.

1. Отсрочка и рассрочка уплаты налогов

Касается налогов, авансовых платежей и страховых взносов, которые должны быть выплачены в 2020 году. Отсрочка будет действовать, если ваши обстоятельства соответствуют хотя бы одному из перечисленных условий:

  • Доход компании снизился более чем на 10 %.
  • Доход от реализации товаров (работ, услуг) снизился более чем на 10 %.
  • Доход от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, облагаемым НДС по ставке 0 % (общая доля более 50%), снизился более чем на 10 %.
  • Есть убыток за отчётные периоды 2020 года по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, при условии, что за 2019 год убытка не было.

Чтобы получить отсрочку, подайте заявление в налоговый орган по месту нахождения до 1 декабря 2020 года.

Сроки уплаты зависят от вида налога. Отсрочка на 6 месяцев распространяется на следующие налоги:

  • на прибыль;
  • на УСН;
  • на ЕСХН за 2019 год;
  • авансовые платежи по налогу за исключением НДС;
  • на профессиональный доход и налоги, уплачиваемые в качестве налогового агента (на 6 месяцев — за отчётные периоды, приходящиеся на март и на I квартал 2020 года, на 4 месяца — за II квартал и апрель-июнь 2020 года).

На 3 месяца продлён срок уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями за 2019 год. На 4 месяца — налога по патентной системе налогообложения, если дата уплаты приходится на II квартал 2020 года.

Есть конкретные даты для оплаты транспортного налога, земельного и на имущество организаций: 30 октября 2020 года — за I квартал 2020 года, 30 декабря 2020 года — за II квартал 2020 года.

2. Списание страховых и налоговых взносов

Малому, среднему бизнесу и ИП должны вернуть средства, потраченные на налоги и страховые взносы во II квартале 2020 года.

3. Кредит на развитие компании

Государство компенсирует 100 % кредита, если компания сохранит 90 % штата и более по сравнению с 1 июня 2020 года, и 50 %, если сохранит 80 % штата. Его могут получить компании, которые: а) ведут деятельность в одной из наиболее пострадавших отраслей, или этих сфер, или включены в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих поддержку; б) работают с наёмными сотрудниками.

Кредит под 2 % можно потратить на пополнение оборота, выплату зарплат и погашение кредитов, выданных по программам субсидирования МЭР под 8,5 % и 9,95 % или под 0 % на выплату заработной платы. Также эти деньги можно инвестировать в покупку оборудования или транспорта.

Сумма кредита рассчитывается по следующей формуле:
Федеральный МРОТ (12 130 ₽) × 1,3 × число сотрудников × региональный коэффициент × процентная надбавка к заработной плате × количество полных месяцев до 30.11.2020 (включительно) по сведениям из ФНС на 1 июня 2020 года.

4. Помощь самозанятым

Самозанятым вернут налог на доход, уплаченный в 2019 году. Все самозанятые получат налоговый капитал в размере одного МРОТ.

5. Помощь ИП

Индивидуальные предприниматели получат налоговый вычет в размере одного МРОТ для уплаты страховых взносов.

Первоочередной задачей любого государства, вне зависимости от уровня его развития и экономической системы, является поддержание стабильности и развитие экономики. В странах с рыночной экономикой используется преимущественно косвенное вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Государственное воздействие на экономику осуществляется с помощью введения законодательных ограничений, реформирования налоговой системы, предоставления различных субсидий и льгот, а также реализации государственных социальных и экономических программ [3]. Ограниченность государственного влияния на экономику связана, прежде всего, с разнообразием различных форм собственности – частной, акционерной, коллективной. Кроме того, существование права собственности на землю обеспечивает некую независимость собственников от государства и его представительств на местах.

В российской экономике государство вмешивается в предпринимательскую деятельность посредством двух видов косвенного регулирования. Воздействие через монетарную политику получило название кредитно-денежного метода регулирования, а управление экономикой через фискальную политику стало называться бюджетно-налоговым методом регулирования.

Монетарную политику в России осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Денежно-кредитный метод регулирования экономики заключается в контролировании уровня инфляции, занятости, денежной массы в обращении, а также в совершенствовании кредитной сферы. Как правило, направленность макроэкономической политики страны зависит от экономической ситуации, то есть от фазы экономического цикла, в которой находится государство. В случае, когда в стране происходит спад производства или замедление темпов экономического роста, власти реализуют стимулирующую политику, чтобы вернуть экономику на прежний уровень. Сдерживающую политику проводят, если страна находится в стадии подъёма, чтобы избежать высоких темпов инфляции [9].

Несмотря на то, что кредитно-денежную политику определяет и проводит Центральный Банк, на предложение денег в экономике также оказывают влияние и операции коммерческих банков, а также решения небанковского сектора в лице домохозяйств и различных компаний.

В отличие от монетарной политики, фискальную политику проводит правительство Российской Федерации, применяя два вида государственного воздействия: через государственные расходы и налоговые платежи. К правительственным расходам относят затраты на приобретение товаров и услуг, с помощью которых можно оказывать влияние на совокупные расходы, то есть влиять на объем национального производства [2]. Затраты на нужды и потребности общества, на оборону, бюджетные средства, выделенные на строительство дорог, школ, больниц, учреждений культуры также принято относить к государственным расходам. Такого вида расходы можно считать общественными, так как потребителем товаров и услуг является общество в целом и в лице государства. Часть государственных расходов направляются на обеспечение стабильного функционирования рыночной экономики. Такие расходы способствуют повышению, либо снижению объема произведенной в обществе продукции в периоды спада или подъема экономики. Правительственные расходы не только прямо, но и посредством мультипликационного эффекта оказывают влияние на объем внутреннего производства, вызывая его увеличение или сокращение. Однако не только расходы влияют на объем внутреннего производства, но и налоговая политика. Как может показаться на первый взгляд, высокие налоги, способствуют увеличению доходной части бюджета и будут работать на благо общества и государства. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается противоположное: ни организациям, ни наемным рабочим при излишне высоких налогах работать оказывается невыгодно, в чем можно убедиться, изучив мировую практику экономических реформ.

Очевидно, что эти два элемента тесно связаны между собой и могут применяться в различных комбинациях, что на практике позволяет использовать множество вариаций воздействия как на структуру национального производства, так и на его объём, а также на показатели занятости и инфляции. Взаимосвязь этих экономических рычагов очевидна, ведь государственные расходы невозможны без предварительно собранных налогов. В то же время, рациональное направление государственных расходов может стимулировать производство, что приведет к возможному увеличению налоговых поступлений [7].

Как уже говорилось ранее, фискальная политика реализуется через налоги и налоговую систему в целом. Итак, налог – это безвозмездный платеж, средства, изымаемые государством или органами местного самоуправления с физических и юридических лиц, необходимые государству для исполнения своих функций. Помимо всего прочего, налог можно рассматривать как экономическую категорию, поскольку денежные отношения между правительством и юридическими и физическими лицами, имеют важное общественное значение: они служат для концентрации и накопления денежных средств государством.

Для того чтобы определить экономическую сущность налога необходимо рассмотреть его функции. Каждая из функций, выполняемых налогом, выявляет внутреннее содержание, признаки и свойства налогового платежа, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части процесса воспроизводства, распределения и перераспределения доходов.

На данный момент в мире не существует единой устоявшейся точки зрения по поводу количества функций, присущих каждому налогу. Некоторые ученые выделяют лишь две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, налогу присущи еще как минимум три функции: распределительная, регулирующая и контрольная. Независимо от количества, функции налога взаимозависимы и не могут существовать самостоятельно друг от друга, они взаимосвязаны и выступают как одно целое.

Несмотря на существование различных функций, это разделение по большей мере условно, так как реализуются они одновременно и характерные признаки одной функции присущи другим функциям.

Исторически сложилось, что налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В связи с этим, для обеспечения нужд и потребностей общества появилась необходимость в сборе денежных средств. В любом государстве, на любой ступени исторического развития общества, налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Фискальная функция заключается, прежде всего, в получении определенного процента от доходов организаций и физических лиц для обеспечения деятельности государственных органов, обороны страны и той социальной сферы, которая не имеет собственных доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития [5]. Второй экономический рычаг фискальной политики – налоговая система, в Российской Федерации состоит из законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и специальных налоговых режимов.

Согласно статьи 18 главы 2 НК РФ в России действует пять специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система, единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [1].

На основе данных, предоставленных Федеральной налоговой службой по состоянию на начало 2015 года составим таблицу и кратко охарактеризуем каждый из специальных налоговых режимов, а также определим, какое влияние эти налоговые системы оказывают на фискальную политику Российской Федерации.

Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 всего по РФ


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 01.04.2020 вступили в силу изменения в НК РФ в связи с пандемией коронавируса, дающие преференции организациям малого и среднего бизнеса в части страховых сборов (понижение ставки), отсрочек по уплате налогов и так далее. Предприятие впервые по итогам 2019 года по всем показателям отвечает условиям отнесения к субъектам среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", но в список на настоящий момент не входит (по показателям предыдущих лет организация не отвечала критериям отнесения к среднему бизнесу). Включение организации в перечень субъектов малого и среднего бизнеса возможно только при составлении перечней по итогам 2019 года уполномоченными органами, а именно с 10.08.2020.
Имеет ли право организация на основании того, что она отвечает критериям отнесения к среднему бизнесу, на применение преференций по страховым взносам, налогам и т.д. до момента включения официально в перечень субъектов малого и среднего бизнеса? Если организация будет включена в список с 10.08.2020, то имеет ли она право на уточнение страховых взносов в сторону уменьшения (пересчет по пониженным ставкам для среднего бизнеса) с 01.04.2020?


По заданному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время Организация не имеет права на налоговые преференции, в т.ч. на пониженные тарифы страховых взносов. Это право появится только с момента включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Считаем маловероятным появление права на перерасчет начисленных с 01.04.2020 страховых взносов в сторону уменьшения в случае включения предприятия в единый реестр с 10.08.2020. Рекомендуем Организации обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом по этому поводу.

Обоснование позиции:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отметим, что до 01.08.2016 для признания предприятия субъектом малого или среднего предпринимательства (далее также - СМСП) было необходимо, в первую очередь, чтобы доля участия в нем публичных образований (государства или муниципальных образований) составляла менее 25%, а доля в уставном капитале, принадлежащая иностранным юридическим лицам и юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, была менее 49% в отношении каждой из указанных категорий юридических лиц (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016). Помимо этого, Организация должна была соответствовать определенным критериям, касающимся численности работников и получаемой годовой выручки без учета НДС или стоимости ее активов за календарный год, предшествующий году определения статуса субъекта (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016).
С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр), ведение которого поручено ФНС России (ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов. Таким образом, статус СМСП хозяйствующим субъектам присваивается автоматически (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д05и-1025).
Следовательно, в настоящее время только наличие предприятия в едином реестре является подтверждением его статуса СМСП.
Порядок внесения в единый реестр (исключения из единого реестра) сведений зависит от их вида (п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):
- общие сведения, имеющиеся у налогового органа, - ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;
- сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП, отвечающих условиям отнесения к СМСП, а также о прекращении ими деятельности - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- изменения содержащихся сведений - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- исключение сведений в случае, если такие юридические лица, ИП не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, либо такие юридические лица, ИП перестали отвечать установленным критериям - 10 августа текущего календарного года.
Проверить, включено ли предприятие в единый реестр в текущем периоде, возможно благодаря тому, что сведения из реестра должны быть общедоступны в сети Интернет (на сайте www.nalog.ru). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.
Как мы поняли из вопроса, Организация в настоящее время не включена в единый реестр. Следовательно, она не признается средним предприятием.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых СМСП, введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (с 1 января 2020 года - 12 130 руб.). Полагаем, что новый тариф для исчисления страховых взносов применяется впервые к суммам выплат, начисляемым по итогам апреля 2020 года, вознаграждения за март облагаются взносами по старым правилам.
Поскольку Организация в настоящее время не является субъектом малого или среднего предпринимательства, она не имеет права на налоговые преференции, в т.ч. на пониженные тарифы страховых взносов.
В настоящее время отсутствуют какие-либо разъяснения относительно того, имеют ли право налогоплательщики, которые будут включены в единый реестр с 10.08.2020, на перерасчет начисленных с 01.04.2020 страховых взносов в сторону уменьшения.
Исходя из логики законодательства, полагаем, что право на налоговые льготы может возникнуть только в момент получения Организацией статуса среднего предприятия. Однако рекомендуем Организации обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом по этому поводу.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2020 года;
- Вопрос: С лета 2016 года изменились правила получения и продления статуса субъекта малого предпринимательства (далее - СМП). Организация (ООО) последний раз подавала заявление на присвоение статуса субъекта малого предпринимательства 19.10.2015, при этом все критерии отнесения к СМП ею выполняются. ООО включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По старым правилам оно теряет свой статус субъекта 19.11.2016. Согласно новым правилам по уже переданной бухгалтерской отчетности статус продлевается автоматически. Каким образом можно узнать, до какого числа был продлен статус субъекта малого предпринимательства у организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

8 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Рассказываем, как изменилось налоговое законодательство. Можно платить меньше, можно платить позже. Воспользуйтесь возможностями прямо сейчас – многие из них краткосрочные.

Поддержка, касающаяся всех организаций и ИП

Уменьшили страховые взносы

С 1 апреля 2020 года для всех субъектов малого и среднего предпринимательства снизили размер страховых взносов: с 30% до 15%.

Раньше такая ставка действовала только для той части годового вознаграждения сотрудника, что превышала сумму в 1 292 000 рублей. Теперь минимальный порог составляет 145 560 рублей. Это соответствует доходу за 12 месяцев при минимальном размере оплаты труда по федеральному показателю в 12 130 рублей. Всё, что выше — попадает под пониженный тариф.

Приостановили проверки

До 1 июня 2020 года Федеральная налоговая служба (ФНС) России приостанавливает почти все проверки. Это касается:

выездных налоговых проверок

уже начатых выездных проверок

составления и вручения актов решений

рассмотрения и подачи возражений по итогам проверки

проверки соблюдений валютного законодательства

проверки сделок между взаимозависимыми лицам

Важно ! Проверки останутся для ситуаций, где выявили нарушения в соблюдении валютного законодательства и если срок давности для привлечения к ответственности истекает 1 июня.

Приостановили меры взыскания

До 31 мая ФНС не взыскивает с налогоплательщиков долги. В налоговой службе уточняют, что это значит: «ИП или организациям не пришлют требование с начисленными пенями и штрафами, не спишут задолженность и не заблокируют расходные операции по расчетному счету», – такова официальная позиция ФНС. Ранее эта мера применялась только к бизнесу, попадающему в Единый реестр субъектов МСП , но 27 апреля ФНС расширила ее до всех налогоплательщиков. Теперь до 31 мая меры взыскания налоговая к вам не применит.

Остановили банкротства по инициативе ФНС

С 16 марта ФНС России временно прекратила подавать заявления на банкротства любых компаний. Срок, когда процесс возобновят, пока не называется. Впрочем, в картотеке арбитражного суда можно обнаружить около сотни дел о банкротстве компаний и ИП, инициированных ФНС после 16 марта, некоторые из них уже приняты к производству.

Продлили сроки сдачи отчетности

Нужно сдать до 15 мая 2020:

Налоговые декларации по НДС за 1 квартал

Расчёты по страховым взносам за 1 квартал (сроки подачи данных за первое полугодие и 9 месяцев 2020 не переносятся)

Можно сдать на 3 месяца позже:

Переносятся сроки отчетности, которую ранее нужно было сдать с марта по май. Это:

все налоговые декларации и отчеты по авансовым платежам (кроме НДС и страховых взносов),

расчеты сумм НДФЛ,

налоговые расчеты о суммах доходов и удержанных налогов, выплаченных иностранным организациям.

Не переносятся сроки подачи декларации по транспортному налогу, а также по отчетности по акцизам на табак, автомобили, нефть и т.д. начиная с мая (отчетность по ним за февраль, март и апрель перенесли на 3 месяца). Все изменения сроков представления деклараций и уплаты налогов ФНС собрала в этом документе .

Важно! Е сли для компании срок предоставления документов в налоговую попал на период с 1 марта по 31 мая 2020 года, то компанию не оштрафуют за их непредставление. Срок подачи продлен на 10 рабочих дней по требованию ФНС, и на 20 дней – по другим требованиям.

Самозанятым дадут денег на налоги

11 мая президент России Владимир Путин поручил вернуть уплаченные в 2019 году налоги самозанятым.

В прошлом году режим «Налога на профессиональный доход» действовал в четырех регионах России — Москве и Московской области, Республике Татарстан, а также Калужской области. С 2020 года налоговый режим распространили на 23 региона России.

Всем самозанятым президент пообещал выплатить компенсацию на оплату налогов в размере 1 МРОТ — сейчас эта сумма равна 12 130 рублям. Как будет реализована выплата, пока не ясно — мы обновим этот текст, когда будет подписан документ с порядком выплаты.

Основание: публикация дополняется.

Дополнительные меры для отраслей, которым временно запретили работать

Часть отраслей экономики, по которым ограничения, связанные с коронавирусом уже ударили сильнее всего, правительство РФ выделило в отдельную категорию. Считается, что это наиболее пострадавшие отрасли. Для них налоговая утвердила дополнительные меры поддержки. Сейчас таких отраслей 11:

образование (дополнительное и негосударственное)

бытовые услуги (салоны красоты, химчистка, ремонт)

розничная торговля непродовольственными товарами

Чтобы узнать, попадает ли ваш бизнес в число наиболее пострадавших, проверьте, совпадает ли вид его деятельности и код ОКВЭД с теми, что утвердило правительство РФ .


Важно! При надлежность к отрасли определяется по основному виду экономической деятельности на 1 марта 2020. Менять её сейчас, чтобы получить дополнительную поддержку бессмысленно, это не сработает.

Перенесли сроки уплаты налогов

Если ваш бизнес попал в число наиболее пострадавших, то срок уплаты части налогов сдвинется автоматически – на полгода, 4 или 3 месяца. Мы подробно писали об этом в статье «Льготы по налогам. Как их получить».

Сдвинули сроки уплаты страховых взносов

Для бизнеса, отнесенного к наиболее пострадавшему от коронавируса, страховые взносы уплачиваются с переносом:

На 6 месяцев – взносы за март-май 2020

На 4 месяца – взносы за июнь-июль 2020

На 4 месяца – взносы с суммы дохода ИП, которая превышает 300 тысяч рублей и подлежит уплате не позднее 1 июля 2020

Ввели мораторий на банкротство

С 3 апреля и до 3 октября 2020 года действует мораторий на возбуждение дел о банкротстве. В этом случае, в отличии от всех МСП, не только ФНС не может инициировать банкротство, но и никто из кредиторов. Мораторий действует для компаний и ИП из пострадавших отраслей, а также для предприятий, входящих в перечни стратегических, системообразующих и градообразующих.

Проверить, попадает ли ваше предприятие в число наиболее пострадавших можно в перечне , опубликованном ФНС (в нём более 1,3 млн компаний и индивидуальных предпринимателей). Чтобы не листать вручную, воспользуйтесь сервисом от налоговой службы, где потребуется ввести ИНН (или ОГРН/ОГРНИП на выбор).


После введения ИНН сервис моментально покажет, попадает ли компания или ИП в число тех, на кого распространяется действие моратория.

Важно! На период действия моратория компания, попадающая под него, не обязана подавать в суд при возникновении признаков банкротства, но может это сделать – такое право сохраняется.

Приостановили меры взыскания

МСП, попавшие в число наиболее пострадавших, не штрафуют и не взыскивают ранее накопленные штрафы и пени в период с 25 марта по 1 мая. Что нужно сделать: ничего, налоговая приостановит всё сама.

Важно! Если штрафы или пени начислили до 25 марта, то их взыщут.

Запустили рассрочку и отсрочку по уплате налогов

Для малого и среднего бизнеса, который попал в список наиболее пострадавшего от коронавируса придумали еще одну поддерживающую меру: отсрочку или рассрочку по налоговым платежам.

Получить отсрочку или рассрочки на уплату налогов можно, если выполняется хотя бы одно из двух условий:

доходы (включая доходы от реализации или доходы от операций по нулевой ставке НДС) снизились более чем на 10%,

в отчетных периодах 2020 года возник убыток, которого в 2019 году не было.

Также ФНС запустила сервис «Проверка возможности получения отсрочки или рассрочки в связи с COVID-19» Для проверки нужно ввести ИНН или ОГРН/ОГРНИП, после чего ответить на ряд вопросов о бизнесе и выбрать, какая льгота требуется. В результате сервис сам проверит, возможна ли выдача льготы для бизнеса. И предложит скачать шаблоны договоров при положительном решении.

Также, если вы попадаете в условия, почитайте нашу статью «Льготы по налогам. Как их получить» , где подробно рассказано, что нужно сделать, чтобы их оформить.

Спишут налоги за второй квартал 2020

11 мая президент России Владимир Путин заявил, что для малого и среднего бизнеса из особо пострадавших отраслей, а также ИП и социально-ориентированных НКО полностью спишут все налоги, кроме НДС, за второй квартал 2020 года. Пока документа, который бы утвердил эту инициативу, нет. Мы обновим публикацию, когда документ появится и уточним, кто может претендовать на списание налогов.

Основание: публикация дополняется.

Ещё раз об изменениях в налогах коротко

Страховые взносы с дохода сотрудника, превышающего 145 560 рублей в год снизили с 30% до 15%.

До 1 июня 2020 года ФНС приостановила все проверки за исключением тех, где выявлены нарушения валютного законодательства.

До 1 мая ФНС не взыскивает с МСП долги и штрафы.

С 16 марта ФНС перестала подавать иски на банкротство любых компаний.

ФНС продлила сроки сдачи отчетности — до 15 мая или на 3 месяца, в зависимости от вида отчетности.

Самозанятым вернут налоги за 2019 год и дадут 12 130 рублей на налоги в 2020.

Перенесли сроки уплаты налогов — на полгода, 4 или 3 месяца в зависимости от вида налогов.

Налоги за второй квартал спишут — все, кроме НДС.

Сдвинули уплату страховых взносов — на полгода — взносы за март-май 2020, и на 4 месяца — взносы за июнь-июль, а также — взносы с суммы дохода ИП за 2019 год, превышающей 300 тысяч рублей.

До 3 октября введен мораторий на банкротство для всех предприятий, попавших в число наиболее пострадавших.

ФНС запустила отсрочку и рассрочку по уплате налогов.

Пользуйтесь льготами по-максимуму. Когда ещё государство расщедрится в следующий раз.

Налоговая политика различных стран имеет свои особенности, которая обусловлена как историческим развитием государства, так и современными эконмическими и политическими особенностями. Это проявляется в различии по видам и структуре налогов, их ставкам, способом взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, масштабом и количеством предоставляемых налоговых льгот.

Рассмотрим налоговую политику в отношении МСБ в отдельных странах, которая так же может проявляться в виде налоговой поддержки МСБ. В ряде зарубежных стран, законодательство не предполагает особых или специальных режимов налогообложения в сфере МСБ. При этом в рамках общей системы налогообложения МСБ предоставляются преференции и льготы, такие как пониженные ставки налогов, освобождение от авансовых платежей, вычеты расходов, связанных с инвестициями, упрощенную отчетность и другие. [1]

К странам, в которых МСБ пользуются общим режимом налогообложения, прежде всего, относятся Великобритания и США.

Великобритании МСБ пользуется определенными налоговыми преимуществами:

1) Освобождение от уплаты налоговых авансовых платежей, если суммарные годовые налоговые обязательства не превышают 500 фунтов стерлингов. При этом предприятие в следующем году просто оплачивает сумму налоговых обязательств.

2) Упрощение налоговой отчетности. Если доход предприятия не превышает 15 тыс. фунтов стерлингов, оно представляет упрощенную налоговую декларацию без указания подробных данных о своей деятельности и размерах активов.

3) МСБ могут не регистрироваться в качестве плательщиков НДС.

4) Прогрессивная шкала налоговых ставок по налогу на прибыль. Кроме того, порядок амортизации зданий и оборудования позволяет на 25% снижать стоимость их приобретения, а в некоторых случаях и до 40%. Последняя льгота может применяться при соблюдении предприятиями двух любых условий из трех: годовой оборот – не более 11,2 млн. ф.ст., стоимость активов – до 5,6 млн. ф.ст., численность работников – до 250 человек. [3]

В США также действует прогрессивная шкала ставок корпорационного налога (налога на прибыль) в зависимости от суммы полученной прибыли и широко применяются инвестиционные льготы. В частности, не облагаются налогом инвестиции до 75 тыс. долл. Собственники МСБ, владеющие совокупными валовыми активами на сумму до 50 млн. долл., освобождаются от налога на доходы от прироста капитала, например, полученного от продажи акций. МСБ предоставляется право сокращать общую сумму обязательств по налогу на прибыль в зависимости от срока службы приобретаемого оборудования (от 7% его стоимости при сроке службы более 7 лет до 2,33% при сроке до 3 лет). [2]

Среди стран, где применяются специальные налоговые режимы для МСБ, можно назвать Францию и Испанию.

Упрощенный режим налогообложения для МСБ во Франции достаточно близок к общей системе налогообложения. Для МСБ установлены предельные значения годового оборота. Вместо ежемесячной отчетности, предприятия сдают декларацию за календарный год и вносят поквартальные авансовые платежи в размере 25% от суммы налога, указанной в декларации за предыдущий год. При этом предприятия в форме юридических лиц с годовым оборотом до 7,6 млн. евро (без НДС), у которых 75% капитала принадлежит физическим лицам, уплачивают налог на прибыль по сниженной ставке 19% в отличие от 33% для крупных предприятий. Дополнительным условием применения пониженной ставки является необходимость реинвестирования налога, уплачиваемого по этой ставке в развитие предприятия и в течение последующих трех лет направлять на инвестиционные цели не меньшую долю прибыли. [2]

В Испании субъекты МСБ могут использовать три схемы налогообложения:

1) Общее налогообложение. Налог на прибыль при годовом обороте более 624тыс. евро.

2) Упрощенная систему налогообложения. Оборот не превышает 624 тыс. евро. Данная система предусматривает более простой порядок амортизации по укрупненным группам активов и включение в состав расходов неподтвержденных документально сумм в размере до 5% от разницы между фактическим доходом и расходами.

3) Схема модульного налогообложения по типу обложения вмененного дохода для мелких предпринимателей в Испании. Предприниматели не ведут многие книги учета. Они должны хранить документы, подтверждающие произведенные расходы, и иметь вспомогательную документацию по применяемым модулям или показателям. Единым базовым показателем, по которому установлены пороговые значения, является численность работников (от 5 до 15 человек). Платежи налогов осуществляются поквартально. [2]

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что доля МСБ (по количеству предприятий) в России существенно ниже чем в странах Европейского союза и США. Вклад малого и среднего бизнеса в обеспечении занятости в отдельных странах наглядно представлен на рисунке 1.

Вклад сектора малого и среднего бизнеса в ВВП в большинстве развитых стран колеблется в интервале от 50-60%. В России вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны существенно ниже – 21% ВВП. (Рисунок 2)

Таким образом, Россия отстает от стран ЕС по показателю доли малого и среднего бизнеса в ВВП – 2,8 раза, по показателю обеспеченностями рабочими местами в 2,5 раза. [4]

Аналогичные представленным на рисунках 1 и 2 показателям данные по европейским странам бывшего «социалистического лагеря» за 2015 год представлены в таблице 1. [4]

Таблица 1 Вклад малого и среднего бизнеса в обеспечении занятости и в ВВП европейских стран бывшего «социалистического лагеря»

Доля занятых в малом и

среднем бизнесе от общего числа занятых на всех предприятиях страны, %

Читайте также: