Налоговый залог в россии процентная ставка

Опубликовано: 05.05.2024

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение предусмотренных законом сроков уплаты налога.

Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита

Понятие инвестиционного налогового кредита устанавливает статья 66 НК РФ.

Организации, имеющие основания, предусмотренные законом, получают возможность уменьшить налоговые платежи на определенную сумму, при этом в последующем поэтапно выплачивается кредит и начисленные проценты.

Другими словами, инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки налоговых платежей и является наиболее близким к гражданско-правовому налоговым институтом.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ. Положения данной статьи предусматривают также и основания, которые позволяют организациями его получить.

В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи получить инвестиционный налоговый кредит может организация, которая является плательщиком налогов и отвечает хотя бы одному из перечисленных требований:

1. Проводит научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую деятельность либо технические переоборудует собственное производство, создавая при этом рабочие места для инвалидов, повышая энергетическую эффективность производства. А также если организация выполняет работы или предоставляет услуги, предусмотренные статьей 17 закона «Об охране окружающей среды», с целью снизить негативное воздействие на окружающую среду.

2. Организация проводит инновационную деятельность, создавая и внедряя новые или совершенствуя уже имеющиеся технологии, а также создает новые виды сырья и материалов.

3. Организация выполняет важный заказ, направленный на социально-экономическое развитие региона или предоставляет услуги, имеющие особую ценность для населения.

4. Организация выполняет государственный оборонный заказ.

5. Организация инвестирует в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности, включая многоквартирные дома. Или инвестирует в возобновляемые источники энергии, связанные с объектами, производящими тепловую или электрическую энергию, КПД которых превышает 57%. А также в случае инвестирования других объектов, высокая энергетическая эффективность которых соответствует перечню, утвержденному правительством РФ.

6. Организация внесена в реестр резидентов зоны территориального развития.

Все перечисленные основания должны подтверждаться документально организацией, которая заинтересована в выдаче кредита.

Предоставляемые суммы инвестиционного налогового кредита

Статья 67 НК РФ устанавливает также суммы, в которых предоставляется кредит:

  • для целей, указанных в пункте 1, 5 сумма кредита составляет 100% от стоимости приобретенного оборудования. Основное условие – такое оборудование должно использоваться только для целей, установленных данными пунктами;
  • для целей, указанных в пунктах 2 - 4, сумма кредита согласовывается между уполномоченным органом и организацией, заинтересованной в получении кредита;
  • для целей, указанных в пункте 6, кредит не может превышать 100% от суммы, израсходованной на капитальные вложения в имущество (создание, переоборудование, реконструкция, модернизация и т. д.), которая предназначается для использования в зонах территориального развития для осуществления инвестиционных проектов.

Получив инвестиционный налоговый кредит, организация вправе уменьшать свои налоговые платежи на протяжении срока действия договора. Срок, на который предоставляется кредит, может составлять от 1 года до 5 лет.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит по заявлению организации, которая заинтересована в его получении и оформляется договором, который заключается между такой организацией и органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении ей кредита.

Такое решение подлежит согласованию с соответствующими финансовыми органами в порядке статьи 63 НК РФ. Согласование осуществляется на протяжении 30 дней после того, как подано заявление.

Тот факт, что налогоплательщиком уже заключены другие договора об инвестиционном налоговом кредите, не может стать основанием для отказа в его очередном предоставлении.

Подавая заявление, организация, претендующая на кредит, указывает в нем, что она согласна взять на себя обязательства уплачивать проценты, за пользование кредитом в соответствии с порядком, которое устанавливает налоговое законодательство.

Для принятия положительного решения налогоплательщиком должны быть предоставлены следующие документы:

  • заявление;
  • копии учредительных документов, которые необходимо заверить нотариусом или регистрационным органом;
  • протокол, свидетельствующий о назначении директора;
  • финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах за период, который предшествует получения инвестиционного налогового кредита;
  • расчет налога, по которому планируется получение кредита; Данный расчет заверяется налоговой инспекцией;
  • бизнес-план инвестиционного проекта;
  • расчет бюджетной эффективности, которая планируется в ходе реализации данного проекта.

Договор об инвестиционном налоговом кредите

Органы, уполномоченные принимать решение о возможности предоставить той или иной организации инвестиционный налоговый кредит, устанавливают и форма договора, на основании которого он предоставляется.

Статья 67 НК РФ перечисляет положения, которые должен включать в себя договор об инвестиционном налоговом кредите.

Наличие данных положений в договоре указывает на его публично-правовой имущественный характер по аналогии с гражданским законодательством.

Существенными условиями такого договора являются следующие:

  • сумма предоставляемого кредита, соответствующая размеру определенного налога;
  • срок, в течение которого действует договор. Срок действия договора не может превышать срок, на который непосредственно предоставляется инвестиционный кредит;
  • проценты, которые должны начисляться на сумму кредита;
  • порядок, в котором производится погашение кредита и процентов. Закон не допускает установления процентов меньше чем ½ и больше чем ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ, если другое не предусматривает закон;
  • документы на имущество, предоставляемое в залог или данные об учителях;
  • ответственность, которую несут стороны;
  • другие условия, на которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит.

В течение всего срока, на протяжении которого действует договор об инвестиционном налоговом кредите, реализовывать, пользоваться или передавать другим лицам во владение или распоряжение оборудование, или другое имущество, используемое в инвестиционной деятельности, нельзя. Данное положение должно быть в обязательном порядке прописано в договоре.

Если кредит предоставляется под залог имущества, дополнительно должен быть заключён договор о залоге в порядке статьи 73 НК РФ.

Копия договора должна быть предоставлена в налоговый орган, в котором организация состоит на учете на протяжении 5 дней после его заключения. Обязанность по предоставлению договора в органы ФНС лежит на налогоплательщике.


1 апреля Верховный суд (ВС) в определении по делу о банкротстве ООО «Электрощит» указал, что при продаже предмета залога в первую очередь должен уплачиваться налог на имущество, а лишь потом следует вести расчеты с залогодержателем. Позиция по этому делу — развитие прошлогоднего определения ВС по делу «Группы Техмаш» о том, что налоги, возникшие в связи с наличием предмета залога в конкурсной массе должника-банкрота, должны уплачиваться за счет залогодержателя.

Кажется, интересы налоговых органов окончательно взяли верх в этой области. За 10 лет практика совершила разворот, ведь Высший арбитражный суд (ВАС) по похожему вопросу (уплата НДС с доходов от реализации предмета залога) занимал противоположную позицию. Оправданна ли позиция ВС и каковы ее последствия, экономические и юридические, — рассмотрим в этом материале.

Фабула дела «Электрощита» подробно описывалась здесь. Конфликт между ФНС и конкурсным управляющим возник из-за распределения денежных средств, полученных от реализации предмета залога. Они спорили о том, что должно быть в приоритете: погашение текущих налоговых обязательств, относящихся к заложенному объекту, или требований залогодержателя.

Верховный суд, как следует из резолютивной части определения, поддержал доводы ФНС и признал, что текущие налоговые обязательства погашаются преимущественно перед требованием залогодержателя.

ФНС в своей кассационной жалобе просила ВС применить подход из дела «Группы Техмаш» и распространить его и на случаи, когда речь идет о погашении текущих налоговых обязательств, относящихся к заложенному объекту.

В деле «Группы Техмаш» экономическая коллегия творчески истолковала п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве, предусматривающий, что расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах покрываются из выручки от реализации предмета залога преимущественно перед удовлетворением требований залогового кредитора и конкурсной массы.

Ссылка на эту норму была использована, чтобы решить: НДС, возникающий при сдаче в аренду заложенного имущества, должен уплачиваться за счет поступающих арендных платежей, а не за счет конкурсной массы. Ключевым аргументом стало то, что именно залогодержатель получает выгоду от сдачи заложенного имущества в аренду (и вообще от нахождения предмета залога в конкурсной массе). При обратном подходе возникает несправедливость: выгода от сдачи имущества должника в аренду полностью достается одному лицу, залогодержателю, а возникающие при этом издержки ложатся на других кредиторов.

Дело «Группы Техмаш» не прошло незамеченным: оно сначала стало кейсом месяца по банкротству по версии редакции Закон.ру, а затем и кейсом года по версии пользователей портала.

В комментариях к делу «Группы Техмаш» предсказывалось, что эта позиция может быть распространена и на иные обязательные платежи, которые возникают в связи с наличием в массе предмета залога.

Предсказание сбылось очень быстро: между делом «Электрощита» и делом «Группы Техмаш» прошло всего несколько месяцев. Хотя мотивировка этого определения пока не опубликована, можно предположить, что аргументация будет схожей: несправедливо, если выгоды от реализации предмета залога получает залогодержатель, а расходы фактически перекладываются на других кредиторов. Нормативным основанием послужит уже упоминавшийся п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве, который, благодаря экономической коллегии, становится «каучуковой» нормой.

Возможно, ВС еще более генерализирует свою позицию и укажет, что залогодержатель должен нести любые расходы, которые возникают из-за того, что предмет залога находится в массе.

Несомненно, вывод по делу «Электрощита» будет вызывать споры. Еще 10 лет назад подобная проблема решалась иначе.

Как подобная проблема решалась раньше?

Проблема налогообложения предмета залога имеет давнюю историю. Много споров вызывал вопрос о том, за чей счет должен платиться НДС при продаже заложенного имущества. Решение Высшего арбитражного суда было в пользу залогодержателей. В Постановлении Пленума ВАС № 11 об уплате НДС банкротом[1] прямо указывалось, что НДС в связи с реализацией предмета залога учитывается в четвертой очереди текущих платежей. То есть требование налогового органа об уплате погашается позднее, чем требование залогодержателя, и, следовательно, погашается за счет массы.

Законодатель решил ломать этот подход: он просто освободил реализацию предмета залога от обложения НДС, изменив в 2015 году ст. 146 НК РФ (кстати, возможно, именно так надо было поступить и с арендными платежами при сдаче предмета залога). Несмотря на то, что позиция ВАС уже неприменима, ее обоснование не утратило актуальности: законодательное регулирование очередности кредиторов направлено в том числе на «создание возможности защититься от банкротства путем установления залога и развитие тем самым кредита».

Денис Черкасов, партнер и руководитель налоговой практики Арбитраж.ру, развивает данный довод и объясняет позицию ВАС тем, что «предоставление защищенной позиции залоговому кредитору в банкротстве напрямую связано с регулятивной ролью государства в рыночной экономике: снижение гарантий для залогодержателей ограничит возможности кредитования для всех из-за барьеров, которые вынуждены будут выставлять кредиторы (например, повышенные процентные ставки, требования предоставления дополнительных обеспечений риска не возврата кредита и прочее)».

По всей видимости, ВАС полагал, что баланс между интересами залогодержателя и прочих кредиторов уже эффективно выстроил законодатель. Залогодержатель получает 70% / 80%, а остальные средства отправляются в массу и направляются на погашение первой и второй очереди, а также некоторых текущих требований. Это единственное послабление, которое закон дал необеспеченным кредиторам, — и то лишь потому, что кредиторы первой и второй очереди практические никогда не могут быть обеспеченными.

В любом случае Высший арбитражный суд выбирал между интересами массы (и, соответственно, интересами тех, кто не договорился или не мог договориться об обеспечении своих требований) и интересами крупных залоговых кредиторов. Тогда выбор был сделан в пользу залогодержателей. Однако с 2020 года подход стало ровно противоположным — по мнению ВС, интересы массы заслуживают приоритетной защиты.

Есть ли политико-правовые основания для позиции ВС?

Конечно, на первый взгляд, позиция ВС кажется более справедливой, чем позиция ВАС. Почему масса должна платить за то, от чего она не получает выгоду? Почему другие кредиторы должны нести расходы в связи с тем, что предмет залога находится в конкурсной массе?

Законодатель, по всей видимости, тоже начал чувствовать несправедливость такого подхода. Первым сигналом о движении в сторону более «промассового» подхода стало появление в 2014 году п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве (ФЗ № 482[2]), уже упоминавшегося выше. Теперь другие кредиторы не должны платить за реализацию предмета залога и за его охрану, ведь им не так уж важно, будет ли предмет залога реализован и сохранится ли он до реализации — это исключительно интерес залогодержателя. Конечно, здесь можно увидеть некоторое лукавство — масса тоже получит 20% или 30% от средств, вырученных при продаже имущества.

Однако решение законодателя касалось лишь ограниченного перечня случаев — платы за торги и платы за сохранность. На это обращает внимание Денис Черкасов: «Пояснительная записка к ФЗ № 482 точно дает понять, что законодательная воля была направлена на формирование правила о возмещении со специального счета должника только тех расходов, которые напрямую связаны с обеспечением сохранности предмета залога до его реализации». Расширительное толкование п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве явно противоречит мотивам законодателя. Когда ВС распространил его на случаи уплаты НДС за сдачу в аренду, он также проигнорировал вопрос о том, что правовая природа расходов на сохранность предмета залога и налоговых платежей все-таки различна.

Более того, возложение расходов на содержание имущества на залогодержателя, если задуматься, тоже может вызвать вопросы. Это решение, вероятно, исходит из того, что залогодержатель получает необоснованную выгоду, так как не несет издержек, связанных с предметом залога. Однако такое впечатление обманчиво.

Залогодержатель уже понес расходы в связи с наличием залога — цена его кредита ниже, чем остальных кредиторов. Он получает меньший процент за пользование своими денежными средствами, чем прочие, необеспеченные кредиторы (по той причине, что его риски ниже). Поэтому говорить о том, что он получает двойную выгоду (экономия на расходах и выручка от продажи), — не вполне верно.

Акцент стоило бы поставить на ином: есть расходы, которые возникают только в связи с действиями залогодержателя. Именно их разумно было бы возложить на залогодержателя. Например, залогодержатель требует обеспечить охрану предмета залога — значит он за нее должен платить. Или залогодержатель решил сдать имущество в аренду — значит НДС от сдачи в аренду также должен платить он.

При такой интерпретации все другие налоги должны погашаться за счет массы — ведь залоговый кредитор не виноват в том, что обязанность по уплате налога возникла. Она возникла бы в любом случае — не важно, был залог или нет.

Сомнительным выглядит и апеллирование ФНС к тому, что она защищает интересы всех кредиторов. Как указывает Денис Черкасов, «в деле «Электрощита» ФНС России пытается прикрыться позицией об ущемлении прав иных кредиторов, преследуя исключительно собственный интерес. Однако не думается, что фискальный орган, как вынужденный кредитор, в принципе должен получить преимущество перед залоговым кредитором: законодатель и без того обеспечивает интересы казны, выдавая налоговой все больше механизмов для пополнения бюджета (см., напр., закон «о налоговом залоге»[3])».

В связи с выводом ВС может возникнуть и иная проблема: как быть, если реализация предмета залога затягивается? Налоги будут расти, уменьшая причитающиеся залогодержателю средства. На это обращает внимание Алексей Николаев, арбитражный управляющий, партнер «ЮрТехКонсалт». Он полагает, что «если длительная продажа предмета залога вызвана неразумными или недобросовестными действиями арбитражного управляющего, то с него могут быть взысканы убытки». При этом саму позицию ВС он поддерживает, считая ее логичным развитием позиции по делу «Группы Техмаш».

Что будет дальше?

Формально есть основания для того, чтобы применять позицию не только к налогам и взносам, которые возникли в связи с наличием предмета залога в массе (сомнений в этом уже не осталось), но и вообще к любым расходам, которые возникают в связи с эксплуатацией предмета залога.

Расходы на коммунальные услуги, публикации, работников, поддержание залогового имущества в должном состоянии — за все это должен платить залогодержатель.

Такое развитие практики предсказывает и Алексей Николаев: «Все расходы, которые возникают у должника из-за наличия у должника предмета залога, должны относиться к п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве, и, хотя пока ВС РФ прямо не высказал эту мысль (возможно, она будет в этом определении), тем не менее полагаю, что к такому решению ВС РФ постепенно подталкивает нижестоящие суды, расширительно толкуя п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве».

Однако он отдельно обращает внимание на то, что «все эти расходы не переносятся на залогового кредитора. Если его требование не будет погашено в полном объеме, он все рвано останется кредитором должника. Поэтому здесь речь лишь об очередности погашения требований. В этой связи, по мере отнесения к п. 6 ст. 138 новых расходов в обозримом будущем, суды могут столкнуться с ситуацией, при которой выручка от продажи предмета залога будет меньше всех расходов. Конечно, в таком случае недопустимо взыскивать разницу с залогового кредитора, только если не действия этого кредитора привели к появлению дополнительных расходов».

Однако ценность такого залога в любом случае постепенно падает. И причин становиться залогодержателем все меньше. Вернее, они есть, но с ростом потенциальных издержек при банкротстве будет расти и цена кредита. Едва ли это развивает экономику и кредитование. Те цели, о которых писал еще ВАС, становятся нереализуемыми.

Денис Черкасов также сомневается в обоснованности этого подхода: «При результатах удовлетворения требований кредиторов в 2020 году[4], считать, что возникли какие-то разумные политико-правовые причины к изменению правил очередности, хотя бы и в рамках судебного правотворчества, не приходится: «соломоново решение» Верховного Суда должно быть ограничено только рамками дела «Группы Техмаш». Он также обращает внимание на то, что в ином случае открывается возможность для вмешательства Конституционного суда, который может или изменить эту практику, или, наоборот, подтвердить ее обоснованность. Ранее КС уже признавал неконституционной практику судов и налоговых органов, которые отказывали контрагентам банкротов в праве на вычет по НДС. Вполне возможно, что история повторится и с проблемой сверхприоритета налогов.

[1] Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 года № 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом»

[2] Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[3] Федеральный закон от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

По закону Российской Федерации почти всякая прибыль должна облагаться налогом. Юридические и физические лица, граждане России, нерезиденты подчиняются этому закону и облагаются налогом.

Это значит, что в случае получения какого-либо официального дохода, Вы должны обязательно отдать его часть государственным структурам. Отдельный вопрос – обложение налогом дохода, полученного в виде процентов от банковского вклада.

Многие депозитные вкладчики задаются вопросом, облагается ли полученная ими от вклада прибыль налогами. Ведь прибыль он получает от своих «кровных», казалось бы, при чем тут государство? Но Налоговый Кодекс РФ отвечает однозначно: проценты по депозиту – такой же доход, как и прочие его виды. Поэтому прибыль по депозитам также облагается подоходным налогом. Однако, заглянув в закон, можно узнать, что не все вклады налогооблагаемы.

Открывая депозит в банке, стоит сперва изучить вопрос, касающийся налогообложения пассивного дохода в виде банковских вкладов: что именно облагается налогом, какие ставки и как правильно рассчитать. Этим можно обезопасить себя от претензий в виде штрафов и иных мер со стороны налоговых органов.

Определение терминов

Прежде чем приступить к изучению вопроса, нужно ознакомиться со специальными терминами, фигурирующими в официальных документах.

  • Вклад – денежные или иные средства, находящиеся на депозитном счету; служат источником дохода вкладчика.
  • Вкладчик – это лицо (физическое или юридическое), заключившее с банковской организацией договор банковского вклада и внесшее вклад под определенный процент.
  • Налог – обязательный платеж за полученную прибыль, принудительно взимаемый соответствующими органами.
  • Договор вклада – документ или правовая бумага, составляемая с целью регулирования любых отношений банка и вкладчика.
  • Процентная ставка – показатель, на основании которого определяется величина получаемой вкладчиком выгоды от сделки.

Особенности налогообложения

Большинство депозитных предложений в нашей стране обеспечивают небольшую прибыль вкладчикам. И в случае, когда государство даже этот незначительный доход будет облагать налогом, начнутся недовольства и протесты, снизится приток денег в банки. Выгода же от таких налоговых сборов будет относительно небольшой, учитывая небольшие суммы и количество необходимых бюрократических операций.

Поэтому закон России сделал разделение для налогообложения по депозитным вкладам.

Какие вклады облагаются налогом

Налоговый кодекс РФ установил сборы по таким вкладам:

  1. В национальной валюте с процентами по вкладу, превышающими ставку рефинансирования Центробанка + 5%.
  2. В зарубежной валюте, обещающие ставку 9% годовых.

Ставка рефинансирования – процент ставки, по которой Центробанк РФ выдает кредиты банковским организациям.

Эта ставка имеет непостоянный характер и устанавливается ЦБ РФ, отталкиваясь от таких факторов:

  • ситуация с экономикой в стране;
  • потребительские возможности физических лиц;
  • развитие бизнеса в стране;
  • уровень роста инфляции.

На начало 2018 года ставка рефинансирования составляет 7,5 %.

Исходя из этих факторов, Центробанк вычисляет оптимальную процентную ставку, которая должна покрывать инфляционные риски и риски потери вложенных средств.

Поэтому, если проценты по депозиту ниже ставки рефинансирования, то такой вклад освобожден от обложения налогом. Если же доход от депозита выше установленных ЦБ рисков, тогда вкладчик обязан уплатить часть своей прибыли в бюджет страны.

Налог на депозиты в России

Какая процентная ставка налогового сбора

Размер налога, которым облагается доход от депозитных вкладов, зависит от таких факторов:

  • депозит открывает физическое или юридическое лицо;
  • резидент или нерезидент.

С юридического лица

  • Вклады в национальной валюте, с процентной ставкой 12,5% и выше (7,5% + 5%), облагаются налогом на добавленную стоимость для физических лиц. Таким налогом также облагаются вклады в валюте других стран со ставкой выше 9% годовых.
  • Для граждан страны налоговые отчисления составят 35%.
  • Для нерезидентов налоговая выплата будет 30%.

С физического лица

  • Для физлиц также справедливо то, что депозиты в рублях с годовой ставкой выше 12,5% и вложенные средства в зарубежной валюте с годовым процентом выше 9, будут обложены налогом.
  • Для резидентов этот налог будет 35% от суммы дохода.
  • Нерезиденты же уплатят 30% своего дохода по депозитам.

Для ИП

На индивидуальных предпринимателей в России распространяются те же правила налогообложения депозитных вкладов, что и для физических лиц.

Как осуществляется расчет

Рассчитать сумму прибыли с депозита, облагаемую налогом несложно: облагаемая сумма дохода будет равна 35% или 30% (для резидентов и нерезидентов) от разности между процентной ставкой банка и установленным государством порогом.

Как происходит оплата

Банковская организация берет на себя обязательства по отчислению налогов вкладчиков. Так что, открыв депозит в банке, Вам не нужно заполнять кипу бумаг и стоять в очередях в налоговой инспекции – все происходит автоматически.

Это сделано не только для удобства клиентов банка, но и для исключения уклонения от уплаты такого налога. За деятельностью банков в этой сфере ведется тщательное наблюдение соответствующих органов.

В сегодняшних российских реалиях подавляющее большинство депозитных программ не попадают под налогообложение из-за процентных ставок, не превышающих лимиты, установленные государством. Особенно это качается вкладов в иностранной валюте. На это обращают внимания банки, заинтересованные в привлечении клиентов.

Обычно в информации о том или ином депозите крупным шрифтом указывается, что выплаты по такому вкладу не подлежат обложению налогом.

Если все-таки процент вклада настолько высокий, что необходимо с прибыли платить налог, то вкладчику не приходится беспокоиться о бумажных процедурах – банк тут выступает посредником, беря на себя все обязательства по выплате налогов вкладчика.

Что изменилось

Если коротко, главные изменения такие:

До 2021 года С 2021 года
Процентные доходы по вкладам облагались налогом только если ставка в рублях была выше ключевой ставки ЦБ, увеличенной на 5 процентных пунктов. Для вкладов в валюте порог составлял 9% годовых.Налогом облагается суммарный процентный доход по всем вкладам и счетам, открытым в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Процентные (купонные) доходы по государственным и муниципальным облигациям не облагались налогом. С корпоративными облигациями всё было сложнее.По новым правилам, налогом 13% (или 15%, в зависимости от суммы дохода) облагается процентный доход по всем видам облигаций государственные, муниципальные и корпоративные, независимо от даты выпуска и размера купона.
Доходы физических лиц, независимо от размера, облагались по ставке 13%.Доходы физических лиц, превышающие 5 млн рублей год, облагаются по новой ставке — 15%.

Теперь давайте подробнее разберём всё, что важно знать вкладчикам и инвесторам.

Налог на процентные доходы по вкладам и счетам

Что облагается налогом

Налоги надо заплатить с процентных доходов, которые вы получили по вкладам и другим банковским счетам. Карточные счета тоже считаются, если на остаток средств на вашей карте начисляется доход.

Если счёт или вклад в рублях, доходы с него облагаются налогом только если ставка по нему превышала 1% годовых — весь год или хотя бы какое-то время в течение года, за который вы платите налоги.

Если вклад в валюте, процентные доходы по ним облагаются налогом независимо от размера ставки.

Важно понимать

Сами по себе сбережения на вкладах и счетах налогом не облагаются. Под налогообложение подпадает только процентный доход. Деньги на вашем вкладе или счёте — это ваше имущество, а не доход, поэтому они не облагаются налогом на доходы физлиц.

Не облагаются налогом проценты по рублёвым вкладам, если процентная ставка по ним в течение года не превышала 1% годовых. Большинство таких счетов — текущие и зарплатные. Кроме того, освобождены от налогов доходы по специальным счетам для покупателей недвижимости — эскроу.

Кто должен платить

Налог на процентный доход по вкладам и счетам платят граждане России — как налоговые резиденты (те, кто проводит на территории страны не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд), так и налоговые нерезиденты, которые получают процентные доходы в России.

Сколько платить

Для начала нужно понять, какая сумма процентного дохода по вкладам и счетам не облагается налогом. Для этого нужно 1 млн рублей умножить на ключевую ставку ЦБ на начало года, за который вы отчитываетесь.

Например, ключевая ставка ЦБ на 1 января 2021 года была 4,25%. Получается, для того, чтобы рассчитать налоги за 2021 год, из суммы ваших процентных доходов по вкладам и счетам нужно вычесть 42 500 рублей — сумму необлагаемого процентного дохода.

Пример. У вас хранятся 900 000 рублей в банке А на вкладе со ставкой 4% годовых. Кроме того, в банке Б у вас открыт депозит на сумму 500 000 рублей со ставкой 3,5% годовых. Ваш процентный доход в двух банках за 2021 год составит 53 500 рублей (36 000 в банке А и 17 500 в банке Б).

Из суммы дохода 53 500 вычитаем сумму необлагаемого процентного дохода 42 500 и получаем налогооблагаемую базу — 11 000 рублей. 13% от 11 000 — это 1430 рублей. Это и есть сумма налога, которую вы должны заплатить по итогам 2021 года на основании налогового уведомления.

При этом как только ваш совокупный доход за год (включая процентные доходы по вкладам) превысит 5 млн рублей, он будет облагаться по ставке 15%.

Этот материал обновлен 17.02.2021

С 2021 года начали действовать изменения в налоговом кодексе, которые касаются налогообложения дохода от вкладов и облигаций. Если раньше нужно было платить налог, только когда вклад открыт по баснословно высокой ставке, то с 2021 года налог будет привязан не к ставке конкретного вклада, а к процентному доходу по всем вкладам и счетам за год. Раньше стать плательщиком налога было практически нереально, а с 2021 года — вполне.

С новым налогом на облигации все проще, но печальней: теперь купоны всех облигаций облагаются НДФЛ. Разберемся по порядку.

Что изменилось в налогообложении дохода по вкладам

Как было до 2021 года. До конца 2020 года налог с дохода по рублевому вкладу или счету платили, если его ставка превышала определенную величину: ключевую ставку ЦБ плюс 5 процентных пунктов. Налог платили только с превышения этого лимита. Для резидентов ставка составляла 35%, для нерезидентов — 30%.

В конце 2020 года ставка ЦБ была равна 4,25% годовых, то есть лимит ставки, до которого налог не взимался, — 8,5% годовых. Таких ставок по вкладам в банках давно нет, поэтому налог никто не платил.

Для вкладов и счетов в иностранной валюте безналоговая ставка — 9% годовых. Таких ставок сейчас тоже нет.

От размера вклада или полученного по нему дохода ничего не зависело: хоть 100 тысяч, хоть 10 миллионов.

Как стало с 2021 года. Налог зависит не от ставки конкретного вклада, а от того, сколько дохода от процентов вы получили за год по всем вашим вкладам и счетам. Если доход превысит лимит, с превышения придется заплатить налог. Лимит считается так: 1 000 000 Р × ключевая ставка ЦБ на 1 января того же года. Ставка налога тоже поменялась: с превышения платят налог по ставке 13% — и резиденты, и нерезиденты.

Суммируется весь процентный доход. Проценты на остаток по карте и по накопительным счетам тоже считаются, если ставка по ним превышает 1% годовых. Доходность учитывается за тот год, в котором банк ее фактически выплатил, а за какие периоды он начислил эти проценты — неважно.

Налог рассчитывается именно с дохода, то есть с процентов от вкладов и счетов. С суммы самого вклада или счета налогов нет.

На 1 января 2021 года ключевая ставка равна 4,25%. Лимит на 2021 год составляет 1 000 000 Р × 4,25% = 42 500 Р — это процентный доход, с которого не нужно платить налог.

Предположим, за 2021 год вы получите 30 000 Р процентов по одному вкладу и 32 500 Р по другому, итого это 62 500 Р дохода. Превышение лимита — 20 000 Р . С этого превышения придется заплатить налог 13% — то есть 2600 Р .

Доход от валютных вкладов и счетов суммируется с доходом от рублевых. Выплата процентов в валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ на дату выплаты дохода. Общий налог удерживается в рублях.

При расчете налоговой базы не учитываются доходы от рублевых вкладов и счетов, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых. Также не учитываются доходы от счетов эскроу.

Банки будут сами сообщать в налоговую, какой доход от вкладов и счетов получил клиент за год. Сообщить должны до 1 февраля года, следующего за отчетным. Сотрудники ФНС посчитают, должен ли налогоплательщик что-то платить, и направят уведомление об уплате налога.

Все это действует с 1 января 2021 года. Налог за 2021 год нужно будет заплатить в 2022 году, за 2022 год — в 2023 году и т. д. Новые нормы не касаются дохода, полученного в 2020 году.

Инвестиции — это несложно

Посчитайте за меня

Если примеры расчетов кажутся сложными, посчитайте, сколько налога придется платить, с помощью нашей эксельки.

Скопируйте ее себе через «Файл» ➝ «Создать копию» и введите нужные цифры:

Что изменится в налогообложении процентов от облигаций

Как было до 2021 года. От налога были освобождены купоны по многим облигациям: ОФЗ, субфедеральным, государственным облигациям Республики Беларусь. Еще освобождены рублевые корпоративные облигации, выпущенные в 2017 году и позднее и торговавшиеся на бирже, если ставка купона не превышала ставку ЦБ плюс 5 процентных пунктов.

Если ставка купона корпоративных облигаций превышала ставку ЦБ + 5 п. п., то с превышения удерживался налог: для резидентов по ставке 35%, для нерезидентов — 30%.

Как стало с 2021 года. Все купоны всех облигаций облагаются налогом по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. Теперь для корпоративных облигаций неважно, превышает ли ставка купона ставку ЦБ + 5 п. п.: налог в любом случае составит 13% от купона.

От количества облигаций у инвестора тоже ничего не зависит: даже если у вас куплена всего одна облигация на 1000 Р , с купонов, полученных с 1 января 2021 года, удержат 13%.

Налогом облагается весь купон. Исключений по типу эмитента, ставке купона или размеру полученного дохода нет.

Как и в случае с вкладами, все вступило в силу с 1 января 2021 года. То есть новые правила не касаются купонов по облигациям, полученных до 31 декабря 2020 года.

Налог с купонов удержит брокер, как это происходило и ранее. Самостоятельно считать и платить налог не придется.

Налог 13% с купонов облигаций не удерживают, если вы резидент РФ и эти облигации находятся на ИИС с вычетом типа Б — на доход. Правда, до закрытия счета брокер не знает, какой тип вычета вы выберете, поэтому возможны два варианта:

  1. при выплате купонов налог не удержат. Если же при закрытии ИИС не применить вычет типа Б, то брокер удержит налог с купонов;
  2. при выплате купонов с них все же удержат налог. Тогда, если вы закроете ИИС и примените к нему вычет типа Б, надо будет попросить брокера или налоговую вернуть излишне удержанный НДФЛ.

То, как будет у вас, зависит от брокера и от того, поступают купоны на ИИС или на внешний счет. Уточните это у вашего брокера, если хотите сэкономить на налогообложении купонов через ИИС с вычетом на доход.



Ну как будем менять финансовую стратегию. Во-первых, конечно, хрен им, мелочным жадным ублюдкам, а не налог с моих вкладов. Миллиона на текущих счетах вполне достаточно как текущего финансового резерва на случай непредвиденных ситуаций, все остальные деньги из банков выведу на фондовый рынок, и так ставки по вкладам не имеют экономического смысла, так ещё и налог. Правда, возможно, мелкие банки, не имеющие халявного доступа к дешевому фондированию, вынуждены будут поднять ставки по вкладам на величину налога (и ставки по кредитам тоже) , но общей ситуации это не изменит. На фондовом рынке отказываемся от ОФЗ - низкая процентная ставка по ним с учетом налога делает их покупку бессмысленной. Кстати, поздравляю наше государство с очередным выстрелом себе в ногу - в большинстве стран государственные бумаги налогом не облагаются, или на них полагается отдельный налоговый вычет, чтобы компенсировать их пониженную доходность. Но раз выбрана такая стратегия, значит, государству больше взаймы не даём, а то оно со своих же долгов хочет процент поиметь. Валютные средства вкладываем в еврооблигации крупных компаний, и в индексные фонды. Пример - еврооблигации Газпрома и раньше облагались налогом, доходность 4,5% (числа примерные). Валютные ОФЗ 28 серии - не облагались, доходность 3,5 %. С учетом налога 13% премия по газпромовским облигациям к ОФЗ была 0,5%, и имелся некоторый смысл в покупке ОФЗ. Теперь она 1%, и смысла не имеется. А более рискованные вложения - как и раньше, ну с акций- то все практически доходы всегда облагались налогом.


Алексей, Вот сегодня размещение ОФЗ Минфином и сорвалось.


Алексей, согласен. Бублик им, ане налог. Не за что платить налог! Н е заработали! Я сколько плачу налоги, чо то ни разу не получил в замен что - либо. Нах.. эти порядки! Нихай кремлевские платят из своего кармана. Им же делать нехер как всегда.

Читайте также: