Налоговая отчетность в конкурсном производстве

Опубликовано: 16.05.2024

Когда предприятие или бизнесмен не может больше исполнять свои финансовые обязательства, то есть становится несостоятельным, его признают банкротом. Когда арбитражный суд выносит постановление о банкротстве несостоятельного бизнеса, кредиторы задаются вопросом – навсегда ли потеряны их деньги? Чтобы постараться удовлетворить законные требования перед кредиторами хотя бы отчасти, перед окончательной ликвидацией должника как предпринимателя может быть открыто конкурсное производство (КП).

Из статьи вы узнаете, для каких целей производится эта процедура, уточните, какие шаги предпримет назначенный конкурсным управляющим и что за документы предоставит по окончании своей работы. Рассмотрены будут и альтернативные возможности прекращения обязательств.

Для чего существует конкурсное производство

Это единственная дозволенная законом процедура, в итоге которой ликвидируются предприятие, фирма, ООО, объявленные несостоятельными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Должник может не прекращать своего существования, если за время конкурсного производства бизнес станет управляться извне, либо удастся решить дело путем соглашения.

Путем КП должно быть выявлено и реализовано абсолютно все имущество задолжавшего предприятия, представляющее материальную ценность, реализовано предусмотренным законом путем, а вырученные финансы направлены на погашение всех кредитных обязательств (полностью или соразмерно).

Длительность конкурсного производства – ровно полгода со дня объявления решения Арбитражного суда об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев (по ходатайству конкурсного управляющего).

Цели, которые подразумевает введение КП:

  • открытие всех составляющих имущества предприятия-должника или, иными словами, аккумулирование конкурсной массы;
  • обращение конкурсной массы в деньги;
  • за счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);
  • ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.

Конкурсное производство объявлено: что дальше

С момента объявления в Арбитражном суде открытия КП наступают такие закономерные последствия:

  • появляется последняя возможность для предъявления обязательств ликвидируемой фирме;
  • перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;
  • перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;
  • имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;
  • все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;
  • убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;
  • бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;
  • аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.

Что происходит после объявления банкротства?

В таблице представлена пошаговая процедура конкурсного производства с уточнением конкретных сроков и законодательной базы каждого действия.

Элемент процесса конкурсного производства Сроки Статья Закона
1 ИП или юридическое лицо не может погашать свои обязательства, сумма задолженности выросла более 10 тыс. руб. Более 3 месяцев после истечения срока обязательств Ст.65 ГК РФ
2 Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, принимает решение об объявлении КП и утверждении конкурсного управляющего В день объявления банкротства П.4 ст. 72 Федераль-ного закона № 127 от 26.10.2002 г.
3 Уведомление о конкурсном производстве должника – ИП или юридическое лицо, издание приказа о передаче всех документов, печатей штампов и оставшегося имущества новоиспеченного банкрота назначенному управляющему. В тот же день П.2 ст. 126 ФЗ
4 Передача всего вышеперечисленного, актирование этой процедуры (в составе инвентаризационной комиссии желательно членство оного из бывших сотрудников должника) В течение 3 дней П.2 ст. 126 ФЗ
5 Извещение Федеральной налоговой службы по установленной форме о банкротстве предприятия В течение 3 дней после передачи документации П.2. ст.23 НК РФ
6 Публикация сообщения о введении КП в СМИ («Коммерсант») с уведомлением о ней Арбитражного суда 10 дней после назначения КП Ст. 28, 126 ФЗ
7 Передача Федеральной службой судебных приставов всех исполнительных документов конкурсному управляющему 10 дней после назначения КП Ст. 126 ФЗ
8 Сбор сведений об имуществе должника: направление запросов в различные организации, где оно может быть зафиксировано, например, земельный комитет. ФСС, банки, регистрационная служба и т.д. В течение всего срока КП Ст. 126 ФЗ
9 Уведомление о грядущем увольнении вручается сотрудникам банкрота (не имеет значения, ведется деятельность или уже нет) В течение месяца после начала процедуры Ст. 129 ФЗ
10 Выбор одного банковского счета (основного), на котором будут собираться все аккумулируемые средства, закрытие остальных счетов (если они есть) В продолжение КП Ст.133 ФЗ
11 Составление полной инвентаризационной ведомости с привлечением независимых экспертов для оценки имущества 30 дней с начала КП Ст. 129-131 ФЗ
12 Выявление задолженностей перед предприятием-банкротом. Если таковые обнаруживаются, долги объявляются ко взысканию, действующие договора приостанавливаются, сделки признаются недействительными. Если часть имущества банкрота находится у третьих лиц, его необходимо отыскать и вернуть. Все процедуры отражать в отчетах. Постоянно в течение КП Ст. 102, 103,129 ФЗ
13 Формирование конкурсной массы, утверждение условий ее реализации на собрании кредиторов. В случае споров всех примирит Арбитражный суд До истечения 6 месяцев Ст. 131, 132, 139 ФЗ
14 Открытые торги по продаже имущества с предварительной публикацией в «Российской газете» и местных изданиях В соответствии с условиями, принятыми на собрании кредиторов Ст. 139 ФЗ
15 Расчет с кредиторами: сначала судебные издержки, погашение текущих требований, затем – по реестру. Если средств недостает, с каждой очередью расчет пропорциональный После продажи конкурсной массы Ст. 142 ФЗ
16 После всех выплат основной счет в банке подлежит закрытию, о чем уведомляется налоговая вместе с заявлением о снятии должника с учета 10 дней после заявления П.5 ст.84 НК РФ
17 Все документы должника, подлежащие хранению, передаются в архив Лучше начать подготовку сразу после введения КП Ст. 129 ФЗ
18 Отчет о результатах КП перед арбитражным судом После расчета с кредиторами Ст. 147 ФЗ
19 Публикация в СМИ сообщения о прекращении дела о банкротстве («Российская газета) с уведомлением Арбитражного суда После определения Арбитражного суда Ст.28 ФЗ
20 Исключение предприятия-должника из ЕГРЮЛ До этого момента конкурсный управляющий несет свои полномочия Ст. 149 ФЗ

Кто он – конкурсный управляющий

Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего. Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.

Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.

Обязанности кредитного управляющего:

  • инвентаризация имущества организации-должника;
  • оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
  • розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
  • взыскивать задолженности в пользу организации;
  • сохранять имущество банкрота;
  • сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
  • обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
  • вести реестр кредиторских требований;
  • обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
  • быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
  • предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
  • предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.

Документация конкурсного управляющего

Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.

  1. Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
  2. Документы на продажу имущества должника.
  3. Реестр требований кредиторов.
  4. Подтверждения погашений кредиторских требований.
  5. Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
  6. Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
  7. Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
  8. Справка об отсутствии претензий от ПФР.
  9. Протоколы собраний кредиторов.
  10. Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).

А если решить дело миром?

Налоговый и бухгалтерский учет при конкурсном производстве. Пошаговая инструкция для конкурсного управляющего

налоговый консультант ЗАО "Гориславцев и К. Аудит"

Газета "Финансовая газета", N 32, сентябрь 2017 г., с. 5-7.

Конкурсное производство завершает процесс банкротства коммерческой организации-должника. Арбитражный суд выносит решение о прекращении внешнего управления и открывает процедуру конкурсного производства. Деятельность предприятия прекращается, его имущество продается, а само предприятие признается банкротом и ликвидируется.

Примечание. Внешнее управление - процедура в деле о банкротстве. Применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему. С этого момента руководитель должника - юридического лица отстраняется от должности. Должник обязан в трехдневный срок передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.

В решении суда должна содержаться информация о признании должника банкротом и о последствиях открытия конкурсного производства. Кроме того, суд назначает конкурсного управляющего, устанавливает продолжительность процедуры и сроки предоставления отчета назначенным управляющим. Конкурсное производство, как правило, длится 6 месяцев, но его срок может увеличиться еще на 6 месяцев. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд.

Цель конкурсного производства - ликвидация предприятия и погашение его задолженности.

Конкурсное производство пошагово

Процедура проводится в несколько этапов.

Реестр кредиторов составляет конкурсный управляющий и отправляет каждому уведомление о ликвидации организации. Реестр - это единая система записей о кредиторах, которая содержит следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица;

- наименование, место нахождения - для юридического лица;

- банковские реквизиты (при их наличии);

- размер требований кредиторов к должнику;

- очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

- дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

- основания возникновения требований кредиторов;

- информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;

- процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

- дата погашения каждого требования кредиторов;

- основание и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

Типовая форма реестра утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов".

Одновременно управляющий отправляет кредиторам уведомление о ликвидации организации. Сделать это необходимо в письменной форме. С момента получения уведомления в течение двух месяцев у кредитора есть право предъявить требование о невыполнении перед ним обязательства. Требования кредитор должен подкрепить документально. Если кредитор узнает о ликвидации организации уже после истечения этого срока, он может обратиться в суд с исковым заявлением и заявлением о запрете вносить запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

Шаг 2. Опубликовать информацию о ликвидации предприятия в СМИ

Сведения о ликвидации должны быть опубликованы на сайте ЕФРС и в "Вестнике государственной регистрации". Обязанность публикации установлена ГК РФ, законодатель устанавливает и предельные сроки - три дня с момента принятия решения о закрытии. Объявление размещает сам ликвидатор или доверенные лица. Если объявление не разместить в срок, будут наложены штрафы.

Шаг 3. Передача имущества должника конкурсному управляющему

Руководитель ликвидируемой организации в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязан передать ему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности. Если этого не сделать в срок, руководитель и конкурсный управляющий понесут административную ответственность.

Шаг 4. Инвентаризация имущества

Конкурсный управляющий создает инвентаризационную комиссию и утверждает ее состав приказом. В приказе устанавливаются сроки инвентаризации. В ходе инвентаризации необходимо проверить фактическое наличие ценных бумаг, вложение в ценные бумаги, в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Ценности, не принадлежащие организации и учитываемые на забалансовых счетах, бланки строгой отчетности включаются в отдельные сличительные ведомости.

Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными отражаются на счетах бухгалтерского учета:

Оприходованы излишки имущества

Отражена недостача и порча товарно-материальных ценностей

Отражено списание суммы недостач при отсутствии конкретных виновников, а также суммы, во взыскании которой отказано судом

Отражено списание суммы недостач и потерь от порчи ценностей, признанных виновными лицами, а также суммы, присужденные к взысканию по ней судом

Отражена сумма недостачи объекта основных средств или нематериальных активов

Отражена сумма амортизации по недостающим объектам основных средств или нематериальных активов

Отражена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли

Восстановлен НДС по недостаче имущества, приобретенного с налогом на добавленную стоимость

Шаг 5. Оценка имущества

Для этого конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков. Оценщик представит отчет о стоимости ликвидационного имущества. Услуги по оценке имущества оплачиваются за счет имущества должника, если собрание кредиторов не определило другого источника.

Шаг 6. Истребование дебиторской задолженности у должников организации

В бухгалтерском учете погашение дебиторской задолженности отражается следующим образом:

Дебет счета 51 "Расчетные счета";

Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Шаг 7. Составить реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности

Порядок погашения задолженности законодатель определяет следующим образом.

Вне очереди погашают:

- судебные расходы должника;

- вознаграждения арбитражному управляющему;

- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

- требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве и до признания должника банкротом, а также возникшие в ходе конкурсного производства;

- задолженность по оплате труда.

В первую очередь выплачиваются компенсации за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсации морального вреда. Затем - выходные и авторские вознаграждения. В третью очередь организация рассчитывается по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. Если имущества должника недостаточно, оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

Нарушать очередность погашения требований кредиторов запрещено. Сделка с кредитором с нарушением очередности может быть признана недействительной (постановление Пленума ВАС России от 23 декабря 2010 года N 63).

Допускается погашение долгов, как в денежной, так и в не денежной форме. Деньги списываются с расчетного счета. Не денежный расчет предполагает продажу имущества.

Расчеты с кредиторами отражаются следующими записями:

Выплачена заработная плата работникам

Произведена оплата налогов

Оплачена задолженность по денежным обязательствам

Оплачена задолженность путем проведения взаимного зачета

Шаг 8. Составить ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс составляет конкурсный управляющий после расчетов с кредиторами. Баланс содержит данные об итогах конкурсного производства: удовлетворенных и оставшихся без удовлетворения. Неудовлетворенные требования отражаются на тех же счетах, на которых они были учтены в промежуточном ликвидационном балансе.

Итог актива ликвидационного баланса равен нулю. Это свидетельствует, что у организации-банкрота нет каких-либо средств. В пассиве - требования кредиторов, которые подлежат погашению и убытки, возникшие до открытия конкурсного производства и за время ликвидации.

Цель ликвидационного баланса - показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс характеризует имущественное и финансовое положение предприятия и отражает величину активов, требований кредиторов, пассива. В нем - результаты рассмотрения требований кредиторов. Это означает, что составить баланс возможно только после закрытия реестра требований кредиторов.

В активе баланса показателей быть не должно, поскольку все имущество либо реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. В пассиве отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

Актив промежуточного баланса формируется в несколько этапов. Сначала убираются статьи, которые отражают не принадлежащее организации-должнику имущество, а также отражающие потерявшую стоимость из-за открытия конкурсного производства. Затем происходит переоценка имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Это необходимо для того, чтобы оценить, какая сумма будет выручена от продажи имущества должника. В заключении в пассиве баланса восстанавливают неучтенные обязательства должника перед кредиторами.

Шаг 9. Подать ликвидационный баланс в арбитражный суд

Арбитражный суд рассматривает отчет и выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

Шаг 10. Представить определение арбитражного суда в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц

На этот шаг у конкурсного управляющего есть всего пять дней. Государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника. С этого момента конкурсное производство считается завершенным.

Налогообложение при конкурсном производстве

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества. Недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, проводимых в электронной форме (п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ). Торги может проводить только организация, имеющая на это право (ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Она составляет договор с собственником вещи и выступает от его или от своего имени (п. 2 ст. 446 ГК РФ). Поэтому передачу имущества специализированной организации для продажи нельзя считать отчуждением, то есть переходом права собственности на него к иному владельцу. Поэтому бухгалтерский учет арестованного имущества до момента его реализации на торгах ведет организация-должник.

Налоговая база конфискованного или реализуемого по решению суда имущества определяется исходя из его цены. В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. Налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму НДС.

При этом налоговые агенты исчисляют, удерживают у налогоплательщика (должника) и перечисляют в бюджет сумму НДС (п. 1 ст. 24 НК РФ). Счета-фактуры в таком случае составляются также налоговыми агентами. Таким образом, организация-должник самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет НДС не должна, эти обязанности за нее будет выполнять организация, продающая имущество с торгов. Оплатить НДС налоговый агент должен после удовлетворения требований всех кредиторов.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). При этом прибылью признают полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам относят доходы от реализации товаров работ, услуг и имущественных прав.

При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость имущества, а также на расходы, связанные с реализацией (п. 1 ст. 247 НК РФ и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Закон не признает налоговыми агентами по налогу на прибыль специализированную организацию, уполномоченную реализовать имущество российской организации-банкрота.

Таким образом, с прибыли, которая будет получена от реализации недвижимого имущества на торгах, налог на прибыль необходимо уплатить организации-банкроту.

Налог на имущество организаций

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств и в порядке установленном для ведения бухгалтерского учета. Об этом сказано в пункте 1 статьи 374 НК РФ.

Таким образом, недвижимость, переданная специализированной организации для продажи с торгов, продолжает облагаться налогом на имущество у организации-должника, вплоть до того момента, пока она не будет продана.

Виды финансовой несостоятельности

Финансовую несостоятельность можно разделить на несколько видов

Реальное банкротство. Предприятие не способно восстановить свою кредитоспособность и выполнить обязательства по платежам.

Техническое банкротство. Просрочки по дебиторской задолженности значительно превышают размеры задолженности кредиторской. При этом сумма активов существенно больше, чем финансовые обязательства предприятия. Грамотное антикризисное управление исправит ошибки.

Умышленное (криминальное) банкротство. Компания искусственно создает несостоятельность. Например, руководство преднамеренно увеличивает неплатежеспособность или заведомо некомпетентно управляет хозяйством. Подобным способом происходит недружественное слияние или поглощение предприятий.

Фиктивное банкротство. Фирма вводит в заблуждение кредиторов ложным объявлением о несостоятельности. Цель такого "трюка" - получить отсрочку по платежам и кредитным обязательствам или добиться уменьшения суммы кредиторской задолженности. Законом такие действия запрещены и уголовно наказуемы.

Какие ошибки приведут к банкротству

Неэффективное распределение бюджета и непродуманное стратегическое планирование. Если нет системы планирования распределения бюджета, менеджеры фирмы не могут прогнозировать хозяйственную деятельность, не в состоянии составить грамотный баланс между расходами и доходами фирмы. В результате невозможно своевременно сверить фактические результаты с планами компании и не допустить негативных изменений.

Ошибочное формирование стоимости реализуемых товаров и услуг, жесткая конкуренция на рынке. Подобные проблемы возникнут, если предприятие чересчур активно увеличивает собственную долю рынка или внедряет новые услуги и продукты. Как правило, при таких условиях сознательно занижается стоимость продукции. Не исключены ошибки маркетологов при изначальном расчете стоимости производства товара.

Какие факторы учесть, чтобы избежать банкротства

Объем собственных средств предприятия и готовность кредитных организаций в финансировании фирмы. Если компания имеет слишком малый для нормальной финансовой деятельности уровень оборотных активов, это приведет к нарушению баланса собственного и заемного капитала.

Уровень активов, задействованных в обороте организации, и качество денежного потока. Слишком стремительное и активное расширение предприятия, резко снизит уровень задействованных в обороте активов. Чересчур большой объем средств, вложенных в долгосрочные активы, также может стать причиной банкротства.

Рентабельность организации и финансовая устойчивость. Значительное ухудшение финансового состояния может наступить по каким-либо причинам неплатежеспособности.

Конкурентоспособность выпускаемой продукции. Товар не сможет конкурировать на рынке, если цена его необоснованно высока, а качество низкое. Причиной может быть устаревшее оборудование или технический цикл производства.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета "Финансовая газета"

Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"

Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.

Накануне в Госдуму внесен законопроект № 1172553-7 о реформе банкротства. Он расширяет применение реабилитационных механизмов и одновременно сокращает разнообразие банкротных процедур. Ранее проект этой инициативы вызвал много критики и неоднократно дорабатывался.

По мнению авторов инициативы, сейчас реабилитационные процедуры недостаточно эффективны. Их редко применяют на практике, и еще реже они действительно приводят к восстановлению платежеспособности должников. В результате сами должники не видят в банкротных процедурах способа решить свои проблемы, и такие дела возбуждают почти исключительно по инициативе кредиторов, когда исчерпаны прочие способы взыскать долг.

Инициатива сокращает число банкротных процедур до двух, меняет принцип отбора арбитражных управляющих и оплаты их работы.

При этом за 2019–2020 годы только в 5% случаев требования кредиторов удовлетворили в полном объеме, а в 60% не удовлетворили вовсе. Только в 2% случаев вводили реабилитационные процедуры, указано в пояснительной записке к законопроекту. Конкурсное производство при этом в среднем занимает около 2,5 лет (в США, по данным автором законопроекта, его продолжительность в среднем не превышает года).

Арбитражные управляющие против «банкротных» поправок

Реформа предполагает, что как должник, так и кредитор могут обратиться в суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении процедуры реструктуризации его долгов. При этом от всех прочих процедур (например, наблюдения или финансового оздоровления) предлагается полностью отказаться.

Законопроект предлагает разделить должников на группы и отбирать арбитражных управляющих для них на основе балльной системы, где каждой группе соответствует определенное количество набранных кандидатом баллов. По мнению авторов инициативы, мотивацию управляющих необходимо повысить. Для этого внесут изменения и в порядок выплаты вознаграждения для них. Фиксированная сумма будет зависеть от процедуры банкротства и ежемесячного либо единовременного порядка ее выплаты, а также от суммы процентов по вознаграждению.

Документ регулирует очередность удовлетворения требований кредиторов с учетом их приоритетности, причем требования контролирующих должника или аффилированных с ним лиц выделят специально.

Бизнес против нового закона о банкротстве

Требования по обязательным платежам предлагается обеспечивать залогом, чтобы защитить интересы государства. При этом законотворцы ссылаются на позицию Конституционного суда, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.

Решение о прекращении или продолжении деятельности должника в период конкурсного производства будет принимать исключительно собрание кредиторов. Причем если из-за ее продолжения возникнут новые непогашенные расходы, компенсировать их будут за свой счет те, кто проголосовал за такое решение. Это должно сократить число случаев, когда должник продолжает заведомо убыточную деятельность.

Реформа предполагает отказ от торгов в форме публичного предложения. Вместо этого предлагается проводить торги на повышение цены, а если заявок при этой процедуре не поступит, снижать цену до появления первого предложения, а затем снова вести торги на повышение уже от этой суммы. Это должно ускорить процедуру реализации имущества должника и, соответственно, возмещения долгов кредиторам. Кроме того, предлагается создать единую государственную систему раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы. В ней будут раскрыты данные об имуществе должников, причем потенциальные покупатели смогут искать его по заданным параметрам и связываться с конкурсным управляющим в той же системе.

Путин поручил доработать закон о банкротстве. Сроку - месяц

После реформы уполномоченный госорган сможет проверять возможность преднамеренного или фиктивного банкротства в тех случаях, когда речь идет о стратегических, унитарных предприятиях и компаниях с госучастием не менее 25% голосующих акций. Те же нормы будут действовать в отношении компаний, чьи долги по обязательным платежам превышают 100 млн руб. Выводы арбитражных управляющих об отсутствии или наличии преднамеренного банкротства также будут подлежать проверке.

В случае принятия закон вступит в силу через год после его официального опубликования. За это время должны выпустить корреспондирующие с ним нормативные акты, а заинтересованные лица успеют подготовиться к изменению порядка банкротства.

Законопроект вызвал ранее много критики в профессиональной среде, причем против новшеств выступили как профессиональные управляющие, так и представители бизнеса, а также юристы. На предварительном этапе проект многократно дорабатывали и постоянно откладывали момент его внесения в нижнюю палату парламента.


Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Или как налоговая реагирует на банкротство компании


Многие наши клиенты спрашивают: если мы инициируем процедуру банкротства, не будет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку нашей компании? И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?

В этой статье я поделюсь своим опытом. И постараюсь ответить на следующие вопросы:

  • насколько реальны риски налоговой проверки при инициировании процедуры банкротства;
  • возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке?
  • какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу, в связи с налоговой проверкой банкрота?

Зона риска

Самые популярные критерии в работе компании, которые могут спровоцировать налоговую проверку:

  • большой разрыв в платежах в бюджет по сравнению со средним показателем по отрасли;
  • сдача налоговой и бухгалтерской отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов (налоговикам кажется подозрительным наличие в предпринимательской деятельности убытков). Минимум, данная отчетность будет поводом для камералки. Вследствие чего вам необходимо будет объяснить фискалам, в чем заключается ваша «хитрая» стратегия ведения бизнеса);
  • ваше желание отразить в отчетности кругленькую сумму к вычету по НДС. Возвращая НДС, вы должны быть кристально чисты, либо не только деньги не получите, но и еще должны останетесь;
  • и снова среднестатистические показатели, теперь уже по заработной плате. Если выплачиваемая среднемесячная з/п на одного работника меньше чем среднестатистическая по вашей отрасли по субъекту, это будет поводом для дополнительных вопросов;
  • игнорирование запросов и требований ФНС в предоставлении информации и документов тоже ни к чему хорошему не приведет, давайте хоть какие-нибудь ответы;
  • инициирование процедуры реорганизации либо ликвидации компании при ранее активной экономической деятельности, может стать также поводом для дополнительного внимания;
  • частая миграция компании из одной налоговой инспекции в другую. Такие переезды, не обусловленные разумными причинами, заставляют задуматься, от чего вы бежите;
  • наличие в работе большого количества контрагентов-посредников без разумных экономических выгод, как минимум, вызовет ряд вопросов. А наличие среди контрагентов «фирм-однодневок» явно не прибавит вам добросовестности.

Банкротство как повод для налоговой проверки?

Имея опыт работы в сфере банкротства более 10 лет, мы можем заранее сделать вывод, насколько реальны риски налоговой проверки для компаний, подавших заявление на банкротство или уже находящихся в процедуре.

Прогнозирование данных рисков с учетом особенностей фирмы будет носить вероятностный характер и не дает «железных» гарантий отсутствия налоговой проверки. Одно можно сказать уверенно — инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с выше приведенными критериями.

Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства. Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора. При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.

А если использовать другой вариант: полную процедуру банкротства? Само по себе введение процедуры наблюдения уменьшает риски внеплановой проверки, но также не дает 100% гарантий её отсутствия. Всё зависит в частности от компании, которая планируется к закрытию. Наличие больших оборотов, занижение налоговой базы, отсутствие длительное время налоговых проверок и в дальнейшем инициирование процедуры банкротства, в любом случае, не останется без внимания налоговой инспекции.

Банкротство как основание не проводить проверку

При этом надо учитывать: немаловажным фактом для принятия решения о выездной налоговой проверки является не только вероятность доначисления налогов и сборов на конкретное предприятие, но и дальнейшая перспектива их взыскания.

Налоговая инспекция, как любой государственный орган, отчитывается об эффективности своей работы. Одним из основных показателей успешной работы фискалов является объем денежных средств, собранных с налогоплательщиков и поступивших в казну. В случае, когда наблюдается большой разрыв между доначисленными налогами и взысканными в бюджет, данное обстоятельство будет говорить о плохой работе сотрудников, а в некоторых случаях и о личной заинтересованности представителей ФНС.

Как мы все знаем, процедура банкротства – это явный признак того, что перспектива полного удовлетворение всех требований кредиторов стремиться к нулю. Особенно это актуально, если на балансе должника нет ликвидных активов, имущества, дебиторки.

В связи с этим налоговая инспекция не бросается сломя голову с проверкой на каждое предприятие, решившее прекратить свою деятельность, а предварительно оценивает свои шансы на получение денежных средств после доначисления.

Принимая решение о закрытии компании через процедуру несостоятельности, минимум, необходимо не один час пообщаться с главным бухгалтером и специалистом в сфере банкротства для выработки совместной стратегии и анализа рисков.

Включение налоговых требований в реестр

Не так давно появилось Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. в котором ВС разъяснил нижестоящим судам, что делать, если налоговая инспекция инициировала выездную проверку и не успела ее завершить до рассмотрения требования о включении в реестр.

Краткая диспозиция дела: Определением арбитражного суда от 05.10.2015 в отношении ЗАО «Владимир-ОПТОН» введена процедура наблюдения.

Спустя 2 месяца налоговым органом принято решение о проведении в отношении должника выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления налогов и сборов.

Еще спустя год ФНС России обратилась с требованием от 05.10.2016 о включении в реестр требований кредиторов ЗАО «Владимир-ОПТОН» задолженности в сумме 1 159 364 896 руб.

Мнение суда первой инстанции

На момент рассмотрения заявленного требования в суде первой инстанции налоговый орган еще не принял Решения по результатам выездной налоговой проверки. Из текста Заявления следует, что данное требование носит вероятностный характер. Налоговая инспекция прогнозирует доначисление по НДС на 1 159 364 896 руб. Далее уполномоченный орган сделал более скромные прогнозы и уточнил свое требование до 311 214 162 руб. (основной долг), 111 726 692 руб. (пени), 65 431 214 руб. (штраф).

Одновременно налоговая заявила Ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения Решения по результатам выездной проверки. Арбитражный суд отказал в удовлетворении данного ходатайства, сославшись на то обстоятельство, что АПК РФ не предусматривает обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до вынесения решения налогового органа.

Также представитель налоговой инспекции просил отложить судебное заседание, но и здесь Суд отказал, обосновав свой отказ тем, что ранее судебное заседание уже 3 раза откладывалось по заявлению инспекции.

Судебный акт можно скачать здесь:

Рассмотрев данное требование налоговой инспекции, Суд вынес решение об отказе во включении требования уполномоченного органа, мотивировав это тем, что ФНС не обосновало заявленные требования:

  • не было предоставлено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по фактам выездной проверки;
  • инспекцией не были представлены в нарушении ст. 65 АПК РФ первичные документы, на основании которых уполномоченный орган считает, что образовалась задолженность по НДС.

Апелляция

Не согласившись с данным судебным актом, ФНС обращается в апелляцию суд, который поддерживает позицию уполномоченного органа и возвращает заявление ФНС на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Апелляция делает вывод, что, отказав ФНС в приостановке производства, суд ограничил ФНС доступ к правосудию. В условиях неоконченных мероприятий налогового контроля Арбитражный суд пришел к преждевременному и необоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления ФНС.

Кассационный суд иного мнения

Суд кассационной инстанции сделал противоположенные выводы и отменил Постановление апелляционного суда. Вывод суда кассационной инстанций сводится к тому, что при проведении налоговой проверки срок на подачу заявления о включении в реестр (2 мес. ст. 142 Закона о Банкротстве) не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.

Реестр для ФНС остается открытым до тех пор, пока со стороны налогового органа не будут выполнены все мероприятия налогового контроля. В данном правиле есть одно исключение: если со стороны ФНС будут нарушения сроков проведения налогового контроля, то правило о приостановки сроков (пункт 1, ст. 142 Закона о Банкротстве) не действует.

Жирная точка Верховного Суда

И решающее слово по данному спору высказал Верховный Суд РФ в своем Определении от 05.07.2018г. Разберем по порядку:

  • ФНС может заявиться в реестр кредиторов и без наличия решения по результатам налогового контроля. Предъявляя свои требования в реестр, налоговый орган тем самым реализует свои права на участие в судебных заседаниях по рассмотрению требований сторонних кредиторов. Соответственно, еще не находясь в реестре (но подав соответствующее требование в суд) ФНС уже может активно выражать свою позицию по заявлению других кредиторов. Тем самым, законодатель дал налоговой право сопротивляться размытию реестра и включению в него «рисованных» кредиторов
  • Между тем, суд не может включить в реестр доначисленные налоговые недоимки без вступившего в законную силу решения по результатам мероприятий налогового контроля (как это может сделать любой из кредиторов на основании первичных документов).
  • Исходя из этой позиции Верховный суд сделал вывод, что суд первой инстанции обязан приостановить дело по включению налоговой в реестр до момента вынесения ею решения о доначислениях, а не отказывать ей.
  • Кроме того, у налоговой остается право заявить свои требования на включение в реестр и по истечении двухмесячного срока, если мероприятия налогового контроля были завершены ею после окончания этого срока.
  • Последний, и наверное самый интересный вывод Верховного суда заключается в том, что он приравнял решение по результатам налоговой проверки к судебным актам, «так как налоговое решение, как и вступивший в законную силу судебный акт, подлежит принудительному исполнению». А это значит, что арбитражные суды обязаны приостанавливать производство по ходатайству налоговой до вступления решения налоговой проверки в законную силу. Соответственно требование ФНС не будет рассмотрено до вступления в законную силу решения, вынесенного налоговой.

Судебный акт можно скачать здесь:

В описанной ситуации ВС РФ не отменил решения нижестоящих судов только по той причине, что, налоговый орган вновь обратился с аналогичным требованием к должнику. Суд первой инстанции принял данное заявление и приостановил производство до вступления решения в законную силу. Таким образом, права ФНС восстановлены и решения нижестоящих судов отмене не подлежат.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • Процедура банкротства не является самостоятельным поводом для проведения налоговой проверки в случае отсутствия дополнительных критериев для её инициирования. Скорее наоборот: если у компании нечего «брать», то банкротство сделает организацию «не интересной» для выставления претензий.
  • В случае начала выездной проверки налоговый орган имеет право заявиться в реестр и подать ходатайство о приостановке производства по делу (ч. 1 ст. 143 АПК РФ) до вступления Решения по результатам налогового контроля в законную силу. При этом ФНС может занимать активную позицию при рассмотрении требований иных кредиторов. Или второй вариант: налоговая может не заявляться в реестр до вступления налогового Решения в законную силу, а далее воспользоваться свои правом приостановки срока (ст. 142) и включиться в реестр.
  • Приостановка производства по рассмотрению требования ФНС либо сама налоговая проверка не препятствует проведению основных мероприятий, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности». Порой бывает, что к моменту включения требования кредитора в реестр арбитражным управляющим уже выполнены все мероприятия, предусмотренные процедурой, и суду ничего не мешает вынести решение о завершении конкурсного производства с автоматическим списанием свежевключенных требований ФНС. Данный вариант возможен при наличии грамотной команды во главе с арбитражным управляющим и хорошей предварительной подготовкой должника. И первое, и второе вы можете найти в «Игумнов Групп».

Информация в статье актуальна на дату публикации на нашем сайте igumnov.group.

Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.

__

Игумнов Дмитрий

генеральный директор «Игумнов Групп»,

эксперт по субсидиарке и защите личных активов,

Специализация: представление интересов предпринимателя в государственных структурах всех уровней при привлечении к субсидиарной ответственности, взыскании ущерба, долгов по поручительству и личным займам. Безопасность личных активов.

Зададимся непростым вопросом: является ли должник в стадии конкурсного производства плательщиком налогов? Формальный ответ будет положительным, поскольку особенная часть Налогового кодекса не содержит правил, исключавших бы организации, признанные банкротом, из числа плательщиков налогов. Да и сам Закон о банкротстве, оперируя такой категорией как текущие обязательные платежи (платежи, обязанность по уплате которых возникает после возбуждения дела о банкротстве и удовлетворяемые до расчета с реестровыми кредиторами), не исключает из их числа требования об уплате налогов, исчисленных за периоды конкурсного производства.

Правильно ли это?

Отсутствие указанных правил означает, что должник, не способный рассчитаться с кредиторами, продолжает признаваться субъектом экономической деятельности, способным генерировать доход, являющийся источником для уплаты налога. Хотя очевидно, что это не так.

В конкурсном производстве в большинстве случаев должниками предпринимательская деятельность не ведется. Мы имеем дело уже не с субъектом экономической деятельности, а с конкурсной массой, с имуществом должника и с приказчиком этого имущества - конкурсным управляющим, задача которого предпринять меры, направленные на формирование массы путем выявления активов должника, оспаривания сделок, привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, осуществить продажу активов по максимально возможной цене.

Обложение имущества должника в конкурсном производстве поимущественными налогами (налогом на имущество, земельным налогом), учет операций по продаже имущества для исчисления налога на прибыль, а также для определения суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, в случае, если ранее при приобретении соответствующих активов НДС, уплаченный продавцу, был заявлен должником в качестве налогового вычета, означает налогообложение конкурсной массы, ее уменьшение на сумму текущих налоговых обязательств вопреки интересам конкурсных кредиторов.

Налог на прибыль будет возникать, поскольку имущество может быть продано по цене выше остаточной стоимости по балансу и сформируется налогооблагаемый доход. Конечно, данный доход будет уменьшен на текущий убыток от реализации прав требований к дебиторам, иного имущества (если цена его продажи оказалась ниже остаточной), на убыток, образуемый при списании задолженности, не реальной ко взысканию и т.д. Вместе с тем ситуации могут быть различны, и несмотря на указанные положения итоговый финансовый результат может оказаться положительный. Безусловно необходимо сделать еще одну оговорку о том, что текущий доход, образуемый в периоде конкурсного производства, может быть погашен на убытки прошлых лет. Но такое погашение возможно при документальной подтвержденности финансово-хозяйственных операций за период формирования убытка (что часто в конкурсном производстве трудно выполнимо в виду ненадлежащего исполнения обязанности по передаче документов бухгалтерского учета арбитражному управляющему), и такое погашение не может привести к уменьшению налога на прибыль более, чем на 50 процентов. Как итог положительный финансовый результат от продажи имущества должника в конкурсном производстве облагается налогом на прибыль. Правильно ли это? Не думаю.

Обложение конкурсной массы означает, на наш взгляд, нарушение таких основных начал налогообложения, закрепленных статьей 3 Налогового кодекса, как экономическая обоснованность налогообложения и фактическая способность налогоплательщика к уплате.

Реализацию названных начал мы видим в положениях статьи 217 Налогового кодекса для граждан-банкротов, для которых доход от продажи имущества, не признается налогооблагаемым. Для организаций аналогичного решения Налоговый кодекс не предусматривает.

Ранее (до 01.01.2009) Закон о банкротстве в пункте 4 статьи 142 предусматривал правило, согласно которому обязательные платежи, возникающие в конкурсном производстве, подлежали удовлетворению после расчета с реестровыми кредиторами. Этому положению было объяснение. Оно исключало по существу налогообложение конкурсной массы в отсутствие соответствующих правил в Налоговом кодексе, устраняя конкуренцию требований текущих и реестровых кредиторов с одной стороны и требований по налогам, подлежавших исчислению в конкурсном производстве, с другой стороны. Необходимость налогообложения положительного финансового результата, сформированного за период конкурсного производства, возникала только тогда, когда должнику в результате эффективных мер, реализованных на данном этапе, в том числе путем привлечения дополнительных инвестиций от участников и иных лиц, удалось выйти из банкротства, рассчитавшись с кредиторами, и продолжить деятельность.

Взимание налога на прибыль при таком результате не вызывает сомнений и не нарушает основных начал налогообложения. Но там и тогда, когда налог на прибыль признается текущим требованием, выигрывая у реестровых кредиторов и уменьшая процент удовлетворения их требований, подобный вывод сделать нельзя.

Не меньше вопросов с точки зрения конкуренции требований вызывает и налог на добавленную стоимость.

С 1 января 2015 года в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса операции по реализации имущества и имущественных прав должника в конкурсном производстве не признаются объектом обложения НДС. Данное регулирование вовсе не означает, что обязанность уплачивать НДС у банкрота не возникает.

Во-первых, из числа облагаемых НДС не исключены операции по выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению имущества в пользование.

Во-вторых, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, принятые должником к вычету при приобретении имущества, использовавшегося в деятельности, в рамках которой осуществлялись облагаемые НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежит восстановлению. Это означает следующее.

Допустим компания приобрела станок со сроком полезного использования в 6 лет за 1 180 000 рублей. Уплаченный продавцу НДС в 180 000 рублей был заявлен в качестве налогового вычета и, как следствие, на данную сумму был уменьшен налог, исчисленный компанией по операциям реализации. За 6-ти летний период полезного использования вся стоимость станка была бы учтена в составе расходов путем начисления амортизации и, как следствие, перенесена на облагаемый результат деятельности – операции по реализации произведенной продукции. Но к моменту реализации станка в конкурсном производстве прошло лишь 2 года. Это означает, что из 180 000 рублей НДС, ранее заявленного в качестве вычета, часть налога в 120 000 рублей, приходящаяся на остаточную стоимость (рассчитано как отношение оставшегося срока полезного использования в 4 года к первоначальному сроку в 6 лет), должна быть восстановлена и уплачена в бюджет.

Возникает налоговая нагрузка на конкурсную массу по НДС.

При этом данный налог на покупателей имущества должника не переносится и они, не уплачивая налог в составе цены, не могут заявить его в качестве вычета. Данное регулирование конечно влияет на ликвидность имущества должника. Покупателю, являющемуся плательщиком НДС, выгоднее купить имущество за 1 180 000 рублей с учетом НДС, заявляя 180 000 рублей в качестве налогового вычета, чем за 1 100 000 рублей без НДС.

Особенно несправедливо решение с восстановлением налога тогда, когда цена, по которой имущество продано в конкурсе, меньше, чем его остаточная стоимость. В этом случае сумма НДС, подлежащая уплате в результате восстановления будет больше, чем тот налог, который при признании рассматриваемых операций налогооблагаемыми (как это имело место до 1 января 2015 года) был бы исчислен и выставлен покупателю, который при наличии к тому соответствующей совокупности условий возместил бы его из бюджета, заявляя в качестве налогового вычета.

При формальном делении требований на текущие и реестровые восстанавливаемая сумма НДС (как исчисленная за налоговый период после возбуждения дела о банкротстве) будет признаваться текущим платежом, что приводит к уменьшению процента удовлетворения требований реестровых кредиторов. Такое решение не выглядит справедливым, оно заставляет задуматься над обоснованием позиции о квалификации рассматриваемого требования в зависимости от момента, когда право на вычет восстанавливаемого НДС было реализовано. Ведь с экономической точки зрения не важно за счет какого источника были пополнены активы должника в период до возбуждения дела о банкротстве - было ли это уменьшение налоговой обязанности по НДС за счет налогового вычета либо предоставление кредита банком, аванса покупателем и т.п.

Будет ли воспринят указанный подход – покажет судебная практика.

Приведенные заметки показывает, что пора задуматься над системным регулированием вопросов налогообложения должников в конкурсном производстве. Решения могут быть разные. В основу же данных решений, как представляется, должна быть положена идея защиты прав кредиторов и недопущения уменьшения процента удовлетворения их требований за счет налогообложения конкурсной массы.

Нужно сказать, что вопросов налогообложения, связанных с экономическим анализом и гражданско-правовой сутью отношений, в рамках которых возникают налогозначимые факты, - не мало.

Возникали они и в практике высших судов за 2017 год и 2 месяца года текущего.

Назовем только некоторые из них:

  • об экономической обоснованности расходов и пределах судебного контроля,
  • об экономической выгоде как критерии для признания дохода налогооблагаемым, о реальном ущербе и индексации взысканных сумм,
  • о допустимости требования инспекции о взыскании необоснованно полученного из бюджета (возмещенного НДС, налога, возвращенного как переплата при отсутствии к тому оснований) как неосновательного обогащения,
  • о последствиях переквалификации сделки для контрагентов проверяемого налогоплательщика,
  • об условиях, при которых не наступает ответственность по ст.123 НК РФ за просрочку перечисления удержанного налога,
  • о переквалификации заемных отношений между участником и обществом в отношения, вытекающие из корпоративного участия,
  • об оценке экономической обоснованности бизнес-решения,
  • о ценовом контроле и необоснованной налоговой выгоде,
  • о взыскании недоимки организации с лиц, совершивших налоговое преступление, на основании норм ГК РФ о возмещении вреда,
  • о пределах диспозитивности в налоговых правоотношениях и избрании режима налогооблагаемой операции по НДС,
  • о фактическом праве на доход при выплате в пользу иностранных лиц,
  • о правилах недостаточной капитализации, об ограничениях в учете процентов по займу и переквалификации их в дивиденды
  • и многие другие.

Эти вопросы нас волнуют, и на следующей неделе в течение 3-х дней мы совместно со Школой права «Статут» и командой единомышленников (Акчуриной Галиной из ФБК Право, Артюхом Алексеем из Taxology, Поповым Петром из Пепеляев Групп, Мифтахутдиновым Рустемом из МГЮА, Китсингом Владимиром из Князев и партнеры), отвлекаемся от дел и делаем паузу, чтобы обсудить налоговые итоги года ушедшего и новации дня текущего.

Не обойдем вниманием и включение в Налоговый кодекс общей антиуклонительной нормы - статьи 54.1 НК РФ о пределах дозволенного при структурировании бизнеса и бизнес-процессов. Выстраивая обсуждение, оттолкнемся мы от правовых позиций высших и окружных судов, от административной практики ФНС и ключевых разъяснений Минфина, новацей Налогового кодекса.

Приглашаю всех интересующихся на семинар. Уверен, будет интересно. Все подробности здесь:

Читайте также: