Налоговая около торгового центра

Опубликовано: 26.04.2024

Выберите, пожалуйста, Вашу инспекцию:

  • Налоговая инспекция 7401 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7402 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7403 (Территориальный участок № 7403 Межрайонной инспекции № 14 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7404 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7405 (Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Трехгорному Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7406 (Территориальный участок № 7406 Межрайонной инспекции № 3 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7407 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7409 (Территориальный участок № 7409 Межрайонной инспекции № 11 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7410 (Территориальный участок № 7410 Межрайонной инспекции № 7 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7411 (Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Копейску Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7412 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7413 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7415 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7416 (Территориальный участок № 7416 Межрайонной инспекции № 15 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7417 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7418 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7419 (Территориальный участок № 7419 Межрайонной инспекции № 7 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7420 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7422 (Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7423 (Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Снежинску Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7424 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7425 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7426 (Территориальный участок № 7426 Межрайонной инспекции № 9 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7427 (Территориальный участок № 7427 Межрайонной инспекции № 4 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7428 (Территориальный участок № 7428 Межрайонной инспекции № 12 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7429 (Территориальный участок № 7429 Межрайонной инспекции № 13 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7430 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7431 (Территориальный участок № 7431 Межрайонной инспекции № 13 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7432 (Территориальный участок № 7432 Межрайонной инспекции № 10 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7433 (Территориальный участок № 7433 Межрайонной инспекции № 9 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7434 (Территориальный участок № 7434 Межрайонной инспекции № 8 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7435 (Территориальный участок № 7435 Межрайонной инспекции № 12 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7436 (Территориальный участок № 7436 Межрайонной инспекции № 11 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7437 (Территориальный участок № 7437 Межрайонной инспекции № 10 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7438 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7440 (Территориальный участок № 7440 Межрайонной инспекции № 15 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7441 (Территориальный участок № 7441 Межрайонной инспекции № 5 Федеральной налоговой службы по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7443 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7444 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7445 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7446 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7447 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска)
  • Налоговая инспекция 7448 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска)
  • Налоговая инспекция 7449 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска)
  • Налоговая инспекция 7450 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска)
  • Налоговая инспекция 7451 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска)
  • Налоговая инспекция 7452 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска)
  • Налоговая инспекция 7453 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска)
  • Налоговая инспекция 7455 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7456 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7457 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7458 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7459 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Челябинской области)
  • Налоговая инспекция 7460 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области)

Если у Вас другой регион, Вы можете выбрать его здесь: выбрать регион.

Если Вы не знаете, какая налоговая инспекция - Ваша, найти Вашу инспекцию по Вашему адресу Вы сможете по ссылке:

Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Российский совет торговых центров (РСТЦ; объединяет «Корпорацию А.Н.Д.», группу «Ташир», PPF Real Estate Russia, Crocus Group, Ingka Centres, Malltech и другие компании, управляющие и владеющие торговой недвижимостью) обратился к министру экономического развития Максиму Решетникову с просьбой поддержать инициативу о принятии отдельного кода для торговых центров в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). РБК ознакомился с копией письма президента РСТЦ Дмитрия Москаленко министру, которое было направлено в пятницу, 14 мая, и направил запрос в Минэкономразвития.

Выделение ОКВЭД нужно для регулирования рынка и упрощения коммуникации с властями и надзорными органами, пояснили РБК в пресс-службе РСТЦ. Соответствующая работа по определению отдельного кода экономической деятельности началась еще в прошлом году, когда во время пандемии компании столкнулись с тем, что торговые центры не воспринимаются как полноценная отрасль и из-за отсутствия своего ОКВЭД на нее не распространяются меры поддержки. Работа по выделению отрасли в отдельный вид экономической деятельности велась совестно с Минэкономразвития и Минпромторгом, уточняют в пресс-службе РСТЦ.

Сейчас собственники торговых центров обычно используют ОКВЭД «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом», под который попадает практически весь арендный бизнес страны: офисные и складские центры, даже сдача жилья в аренду, напоминает адвокат Forward Legal Тимур Тажиров.

Новый ОКВЭД предлагается назвать «Аренда и управление собственным или арендованным торговым объектом недвижимого имущества». Такой код будет распространяться на здание или помещение в нем общей площадью более 5 тыс. кв. м, расположенное на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов. Предлагается не включать в этот вид деятельность аренду и управление объектами оптовой торговли и розничными рынками.

По словам первого вице-президента Crocus Group Эмина Агаларова исключение рынков и объектов для оптовой торговли из понятия торговые центры правильно, но при этом для таких объектов необходим свой отдельный выделенный вид деятельности. «Любые объекты торговой недвижимости и их владельцы или управленцы должны иметь равные законные возможности по урегулированию вопросов отрасли», — говорит Агаларов.

В прошлом году, столкнувшись с падением трафика и закрытиями торговых центров и отдельных магазинов, ресторанов и развлекательных центров, представители индустрии не раз обращались к правительству с просьбой включить их в перечень наиболее пострадавших от распространения коронавируса отраслей. В 2020 году, по оценке РСТЦ, торговые центры недополучили около 250 млрд руб. выручки из-за пандемии и связанных с ней ограничений.

Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

Имея собственный код деятельности, определенная сфера бизнеса имеет более широкие возможности по лоббированию собственных интересов, согласен адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Например, по его словам, торговые центры могут просить предоставления налоговых каникул и прочих послаблений, которые будут в упрощенном порядке вводиться по критерию ведения деятельности по конкретному коду.

Перед тем, как выделять торговые центры в отдельный вид экономической деятельности, нужно подумать о выделении коммерческой недвижимости в целом, считает управляющий партнер Colliers Николай Казанский. «Торговые центры — это только часть сегмента коммерческой недвижимости, поэтому здесь нужно сначала посмотреть в целом на сектор, может быть создать отдельный ОКВЭД для него, а потом уже искать аргументы, почему нужно или не нужно выделять офисы, склады, торговлю», — рассуждает эксперт. По его словам сейчас стирается грань между разными видами коммерческой недвижимости, и дальше эта тенденция будет развиваться: «Например, офис туркомпании — это торговля, офис или сфера услуг?». Размывается и грань между онлайн- и офлайн-ретейлом и складским сектором, добавляет Казанский.

Справочная / Бизнес‑будни

Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?

В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.

🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.

Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф

Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.

У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.

Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.

Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:

— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;

— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.

Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:

Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.

Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.

Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.

Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем

До обращения в администрацию надо легализоваться.

Зарегистрировать бизнес

Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:

Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.

Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.

Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.

Важно❗ Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.

За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.

Уведомить Роспотребнадзор, если нужно

Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.

Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.

Разобраться с онлайн-кассой

В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:

— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;

— торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;

— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;

— ремонтируете обувь или делаете ключи;

— зарегистрированы как самозанятый.

При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.

За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки

Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.

В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов. Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу. Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.

Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации. Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики. Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.

Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.

Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.

Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.

На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше. Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год. Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.

Как заключить договор на участие в ярмарке

Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.

План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.

В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.

Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.

Эта статья ответит на следующие вопросы:

какая недвижимость считается коммерческой;

какие изменения, связанные с налогом на коммерческую недвижимость, произошли в январе 2020 года.

Что такое коммерческая недвижимость

Коммерческим называется недвижимое имущество, которое не является жилым или дачным, а также не является личным участком земли или гаражом. Хотя квартира или дом могут считаться коммерческими при условии, что они сдаются в аренду. В целом предназначение такой недвижимости — получение прибыли.

К числу коммерческого недвижимого имущества относятся:

кафе, бары и рестораны;

административные и офисные помещения.

Такую недвижимость можно разделить по виду:

индустриальная (склады, ангары, цехи и другие промышленные объекты);

социальная (медицинские центры, библиотеки, аэропорты и другие им подобные);

жилые помещения для сдачи в аренду;

здания и помещения свободного назначения.

Коммерческая недвижимость — налогооблагаемый объект. Её собственник исчисляет и уплачивает налог. Сроки выплаты определяются региональными органами власти.

Ранее налог на коммерческую недвижимость рассчитывали по её среднегодовой стоимости. Затем расчёт для некоторых объектов начали выполнять по кадастровой стоимости. Сейчас подобным образом должны рассчитываться:

торговые комплексы и административные помещения, площадь которых превышает 3000 м²;

недвижимость организаций или ИП, находящаяся за пределами РФ;

помещения общественного питания, у которых площадь зала превышает 150 м²;

жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Помещения, перечисленные в последнем пункте, были внесены новым законом.

Изменения в 2020 году

1 января 2020 года вступил в силу закон N 379-ФЗ, который вносит изменения в порядок расчёта налога на имущество. В частности, изменения коснулись пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Ранее изменения должен был внести п. 70 ст. 2 закона N 325-ФЗ. Текст изменений звучал так:

«Иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта».

То есть если кадастровая стоимость имущества определена, то уплачиваться должен именно «кадастровый» налог на имущество организаций, вне зависимости от среднегодовой стоимости, адреса и наличия в региональном перечне. Исходя из понятия «другие объекты недвижимого имущества» можно сделать вывод, что под расчёт по кадастровой стоимости должна попадать вся коммерческая недвижимость организаций.

Как рассчитать сумму налога

Полная сумма налога по кадастровой стоимости определяется по следующей формуле:

НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка

Сумма авансовых платежей вычисляется по следующей формуле:

АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка

Например, кадастровая стоимость объекта недвижимости — 20 млн рублей. Ставка налога — 1,5%. Тогда:

годовая сумма налога — 300 000 рублей (20 000 000 × 1,5%);

авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев будут равны 75 000 рублей (20 000 000 × ¼ × 1,5%);

сумма налога к уплате по итогам года — 37 500 рублей (300 000 – 3 × 37 500).

Если право собственности возникло или прекратилось в течение отчётного периода, то сумма налога определяется исходя из количества полных месяцев владения им.

Формула для вычисления авансовых платежей:

АП = Налоговая база × ¼ × Налоговая ставка × Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в отчётном периоде/3.

Формула для вычисления полной суммы налога за год:

НнИ = Налоговая база × Налоговая ставка / Количество полных месяцев владения объектом недвижимости в году/12.

Формулировка, вводимая п. 70 ст. 2 закона N 325-ФЗ, не давала чёткого определения и вызывала много вопросов. По этой причине были приняты изменения вносимые именно п. 2 ст. 1 закона N 379-ФЗ. Тем самым список имущества, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость, был пополнен конкретными примерами.

"Российский налоговый курьер", 2014, N 20

Налог на имущество с ТЦ может стать неподъемным для владельца.

С какой деятельности собственник торгового центра платит ЕНВД.

Когда выгоднее не взимать плату за стоянку около торгового центра.

Зачастую собственники торговых центров (ТЦ) не интересуются налоговыми нюансами своей деятельности и из-за этого недополучают часть прибыли, на которую рассчитывали изначально. Конечно, за этим должны следить экономические службы компании, однако владельцу безопаснее представлять общую ситуацию и проблемные зоны.

С 2014 года сумма налога на имущество организаций может резко возрасти

С 1 января 2014 г. налог на имущество организаций с административно-деловых и торговых центров и комплексов может рассчитываться исходя не из балансовой, а кадастровой стоимости, которая во много раз превышает балансовый показатель. Право субъектов РФ устанавливать такой порядок закреплено в ст. 378.2 НК РФ.

Разница в суммах налога может быть очень серьезной за счет того, что в бухгалтерском учете балансовая стоимость здания заведомо ниже его рыночной (читай - кадастровой) стоимости. Объясняется это несколькими причинами.

Давно построенное здание к настоящему моменту может быть самортизировано. Или после строительства объекта цены на недвижимость резко выросли (как это было после присоединения Новой Москвы). Или строительство торгового центра способствовало развитию данного района, который стал более выгодным с точки зрения торговли, что стало причиной повышения цен на недвижимость, и т.д.

Обязанность использовать кадастровую стоимость для расчета налога на имущество возникает при выполнении нескольких условий. Во-первых, регион, в котором находится торговый центр, должен принять соответствующий закон, устанавливающий механизм расчета налога. По состоянию на 24 сентября 2014 г. такие законы приняты в нескольких регионах России (см. подробнее ниже).

Справочно. В каких регионах установлен новый механизм расчета налога на имущество

Соответствующие законы приняты в г. Москве (Закон г. Москвы от 20.11.2013 N 63), Московской области (Закон Московской области от 15.11.2013 N 137/2013-ОЗ), Тульской области (Закон Тульской области от 29.05.2014 N 2121-ЗТО), Кемеровской области (Закон Кемеровской области от 26.11.2013 N 115-ОЗ), Курганской области (Закон Курганской области от 27.11.2013 N 85), Амурской области (Закон Амурской области от 29.11.2013 N 294-ОЗ).

Во-вторых, здание должно признаваться торговым центром в целях ст. 378.2 НК РФ (п. 4 указанной статьи). Для этого нежилое здание должно отвечать хотя бы одному из следующих условий:

  • оно расположено на земельном участке, который разрешено использовать для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • не менее 20% общей площади здания предназначено или фактически используется в целях размещения перечисленных объектов.

В-третьих, по состоянию на 1 января отчетного года конкретный торговый центр должен быть включен в перечень недвижимого имущества, в отношении которого устанавливается новый порядок расчета. Таковы требования п. 7 ст. 378.2 НК РФ. В Москве данный Перечень на 2014 г. утвержден Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.

Отметим, что данный порядок распространяется на компании на общем режиме и на "вмененке" (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Избежать уплаты налога на имущество исходя из кадастровой стоимости могут только те собственники торговых центров, которые применяют "упрощенку" или являются физическими лицами.

Сдача в аренду торговых мест в холле ТЦ может обязать владельца центра применять "вмененку" по этой деятельности

Собственники торговых центров, особенно предприниматели, иногда пытаются доказать, что вправе применять "вмененку" по деятельности в виде сдачи торговых мест в аренду на основании пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Конечно, если в регионе предусмотрен спецрежим для этой деятельности.

Проблема в том, что ЕНВД нужно платить, только если сдаваемая в аренду площадь не имеет торговых залов. Если же центр имеет торговые залы, то собственник ТЦ не может применять "вмененку" и должен вести учет по общему или упрощенному режиму налогообложения (Письма Минфина России от 16.11.2012 N 03-11-06/3/77, от 30.08.2012 N 03-11-11/266 и от 06.06.2012 N 03-11-11/177).

Но есть одна возможность - финансовое ведомство не против применения спецрежима владельцами ТЦ по сдаче в аренду торговых мест в холле ТЦ, который по своему определению не является торговым залом. В этом случае торговое назначение помещения подтверждают договор аренды и фактическое ведение арендатором розничной торговли (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-11-04/3/452). При этом не имеет значения, что место становится пригодным для торговли только после того, как сам арендатор его оборудует: установит прилавок и т.д. (Письма Минфина России от 03.07.2012 N 03-11-06/3/42 и от 03.02.2009 N 03-11-06/3/14). Владелец ТЦ не теряет права на "вмененку", даже если арендатор сдаст торговое место в субаренду (Письмо Минфина России от 18.02.2008 N 03-11-04/3/78).

Может сложиться и обратная ситуация, когда собственнику ТЦ невыгодно применять "вмененку", а налоговые органы настаивают на этом спецрежиме, заявляя об отсутствии в центре торговых залов. В этом случае суд будет оценивать фактические свойства помещения и признаки наличия торговых залов независимо от того, что указано в экспликации к поэтажному плану здания (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2013 N А03-4627/2012).

Создание потенциальными арендаторами неотделимых улучшений до ввода центра в эксплуатацию чревато налоговыми санкциями

Поскольку торговый центр не может начать работу без арендаторов, собственники заключают с ними предварительные договоры аренды намного раньше, нередко еще до ввода самого центра в эксплуатацию. И потенциальные арендаторы начинают отделывать помещения под свой стиль и корпоративные цвета.

Налоговые органы могут заявить, что такие работы являются доведением центра до состояния, пригодного к использованию, и являются безвозмездно выполненными в пользу собственников центра. В итоге они доначисляют компании-владельцу налог на прибыль с якобы полученного дохода. Несмотря на то что ни Президиум ВАС РФ, ни Минфин России не поддерживают такие претензии (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 N 3589/13 и Письмо Минфина России от 01.08.2011 N 03-03-06/1/442), риск все же есть.

Арендаторам контролеры могут отказать в праве на амортизацию неотделимых улучшений по тем же основаниям. Но Минфин России и ФНС России не согласны с такими претензиями и считают амортизацию оправданной с месяца заключения основного договора аренды (Письма Минфина России от 01.08.2011 N 03-03-06/1/442 и от 01.08.2011 N 03-03-06/1/435, УФНС России по г. Москве от 11.10.2012 N 16-15/096958@). Есть и судебная практика в пользу налогоплательщиков (к примеру, Постановление ФАС Московского округа от 21.02.2013 N А40-2055/12-20-9).

Риск возникновения претензий можно снизить, если потенциальные арендаторы закончат работу (то есть подпишут акты о приемке работ у своих подрядчиков) по созданию неотделимых улучшений хотя бы через несколько дней после ввода торгового центра в эксплуатацию, когда с ними уже будут заключены основные договоры аренды. В этом случае уже не будет иметь значения тот факт, что основной объем работ был произведен еще в период действия предварительных договоров аренды.

Контролеры могут отказать в признании расходов на общую рекламу товаров, продаваемых в торговом центре

Владелец ТЦ нередко привлекает посетителей в торговый центр путем рекламы товаров, которые там продаются. Получается, что компания-собственник несет затраты по стимулированию продаж третьих лиц - своих арендаторов. Налоговые органы могут заявить со ссылкой на Письмо Минфина России от 26.01.2007 N 03-03-06/1/34, что такие расходы являются экономически необоснованными. И некоторые суды поддерживают позицию проверяющих (Постановление ФАС Уральского округа от 15.04.2008 N Ф09-2365/08-С3).

Аргументы в защиту налогоплательщика есть. Компания-собственник рекламирует не столько товары, сколько свой торговый центр. Если посетители не будут в него приходить, то арендаторы просто съедут в другое место и торговый центр потеряет свою прибыль. Есть судебные решения, которые поддерживают эту позицию (Постановления ФАС Московского от 16.09.2011 N А40-130812/10-127-755, Западно-Сибирского от 14.01.2008 N Ф04-15/2008(378-А45-40) и Центрального от 12.01.2006 N А62-817/2005 округов).

Споров можно избежать вовсе, если хотя бы формально получить с арендаторов деньги на общую рекламу. К примеру, в договор аренды стороны могут внести условие, что постоянная часть арендной платы включает в себя плату за услуги по рекламе торгового центра и торговой площадки конкретного арендатора. При этом необходимость в рекламе, ее форму, объем и направленность определяет исключительно собственник торгового центра без предварительного согласования с самим арендатором. В этом случае расходы владельца ТЦ на общую рекламу будут экономически обоснованными.

Длительная реконструкция части торгового центра может помешать амортизации всего здания

Поскольку торговый центр обычно представляет собой большое здание, нередки случаи, когда одну его часть перестраивают, а в другой части по-прежнему идет торговля. С точки зрения налогов проблема в том, что реконструкция объекта длительностью свыше 12 месяцев является основанием для исключения его из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ). Причем претензии возникают независимо от того, был издан приказ о переводе части объекта на реконструкцию или работы велись без такого приказа.

Финансовое ведомство считает, что в случае длительной реконструкции компания не вправе начислять амортизацию по зданию, если только она не разделит его на два инвентарных объекта, один из которых эксплуатируется и амортизируется, а другой перестраивается. Такая позиция выражена в Письмах Минфина России от 19.10.2012 N 03-03-06/1/560 и от 02.11.2007 N 03-03-06/1/765.

Хотя ранее суды и налоговые управления высказывали более лояльную позицию. Так, в одних случаях они позволяли продолжать начислять амортизацию по части объекта, которая используется в деятельности и определяется пропорционально площади (Письма УФНС России по г. Москве от 29.09.2009 N 16-15/100988 и от 01.04.2008 N 20-12/030776, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2008 N А56-33426/2007). В других случаях - одобряли амортизацию здания в целом (Письма УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 N 20-12/060985 и от 15.02.2007 N 09-14/014328, Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2013 N А40-34857/12-90-169).

Чтобы избежать споров в принципе, желательно любую реконструкцию закончить менее чем за 12 месяцев. В этом случае оснований для применения п. 3 ст. 256 НК РФ не будет. Другой вариант - по возможности разделить работы во времени, например за 9 месяцев выполнить одни работы, потом сдать площади в аренду на некоторое время, а затем провести оставшиеся работы за 10 месяцев.

Еще одна возможность - выделить из реконструкции работы по капитальному ремонту, которые выполнить в первую или последнюю очередь, когда работы по реконструкции будут еще не начаты или уже закончены. Тогда длительность ремонта не увеличит время, затраченное на реконструкцию.

Взимание платы или штрафа за стоянку около торгового центра свыше определенного периода времени может привести к обязанности платить ЕНВД

Обычно парковка около торгового центра является бесплатной. Но чтобы у людей не было желания оставлять машины на длительный срок, не связанный с посещением ТЦ (уехали в отпуск, приехал на работу в соседнее здание, пошли погулять по городу и т.д.), собственник нередко предусматривает плату или штраф за стоянку свыше определенного периода.

Получение любой оплаты, в том числе фиксированного штрафа, является основанием для применения торговым центром "вмененки" (Письмо Минфина России от 08.02.2010 N 03-11-06/3/18), конечно, если в регионе введен такой режим для деятельности в виде сдачи в аренду за плату мест для стоянки авто (абз. 11 ст. 346.27 НК РФ).

Таким образом, во избежание убытков плата за сверхлимитную стоянку должна покрыть ЕНВД за данный вид деятельности. В противном случае собственникам ТЦ выгоднее не обращать внимание на любителей бросать машины либо использовать другие методы борьбы с ними. К примеру, принудительную эвакуацию авто, оставленных на ночь (правда, это опять за счет ТЦ), внесение номера машины в список авто, нарушающих правила парковки и на этом основании не допускаемых на стоянку, и т.д.

Простой площадей в ТЦ не является поводом для отказа в признании расходов в виде амортизации

Нередко часть площадей торгового центра пустует. Причин много: нестабильная экономическая обстановка, открытие рядом магазина, неполная заполненность ТЦ в связи с его недавним открытием и т.д. В случае длительного простоя инспекторы могут заявить, что амортизация по неиспользуемым площадям начисляется, но не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Однако даже Минфин России против таких претензий. Он неоднократно подчеркивал, что перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установлен п. 3 ст. 256 НК РФ. И эта норма не предусматривает прекращение амортизации при отсутствии дохода от использования имущества в какой-либо промежуток времени. Такие выводы содержатся в Письмах от 25.03.2013 N 03-03-06/2/9224 и от 28.02.2013 N 03-03-10/5834 (направлено инспекциям для использования в работе Письмом ФНС России от 22.05.2013 N ЕД-4-3/9165@).

Ряд расходов на внешнее благоустройство около ТЦ налоговики могут счесть необоснованными

Перед открытием торгового центра, как правило, прилегающую территорию приводят в порядок. Обустраивают подъезды и парковки, высаживают деревья, устанавливают скамейки, клумбы и т.п. Чем приятнее посетителям будет находиться на территории ТЦ, тем чаще они будут приезжать.

Однако контролеры считают оправданными только расходы на подъездные пути и производственные площадки с разными типами покрытия: асфальтовые, гравийные и т.д. (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35). А вот устройство дорожек, скамеек, газонов, посадка деревьев и кустарников и тому подобные мероприятия, по мнению финансового ведомства, на получение дохода не направлены. Тем более что пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ относит объекты внешнего благоустройства, созданные за счет бюджетного финансирования, и другие аналогичные объекты к имуществу, не подлежащему амортизации в налоговом учете.

Не все суды согласны с контролерами. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 12.10.2010 N КА-А40/12233-10 указал, что по объекту, который сооружен без привлечения источников бюджетного или иного подобного целевого финансирования, можно начислять амортизацию. Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного от 01.06.2009 N А56-33207/2008, Поволжского от 28.08.2008 N А65-20868/07 и Уральского от 26.06.2008 N Ф09-4500/08-С3 округов.

"Упрощенцы" с объектом "доходы минус расходы" могут учитывать ограниченный перечень затрат. Так, Минфин России высказался за признание расходов на страхование гражданской ответственности ТЦ, но против затрат на изготовление антитеррористического паспорта ТЦ и указателей парковки для инвалидов (Письмо от 12.03.2012 N 03-11-06/2/41).

Читайте также: