Коэффициент эластичности налогов показывает

Опубликовано: 06.05.2024


КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ НАЛОГОВ — показатель, отражающий изменение налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового национального продукта, доходов населения, уровня розничных цен). [c.145]

Рассмотрим несколько показателей и способов анализа налогов, которые используются в мировой и отечественной практике. К одним из них относится расчет коэффициента эластичности налога. Коэффициент рассчитывается по следующей формуле [c.95]

Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний обладают высоким коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного воздействия на экономику. [c.349]


Специалистами предлагались различные варианты структурирования налоговых платежей предприятия в зависимости от бюджетной принадлежности налога (федеральный, региональный, местный) по величине налогового бремени и коэффициента эластичности. Обосновывались также разные предложения по управлению налогами по объектам налогообложения и налогооблагаемой базе, с учетом изменения ставки налога, применения налоговой льготы, сроков уплаты [8]. [c.361]

Рассмотрим потенциал коэффициента эластичности для управления налогами. Его величина показывает, на сколько процентов изменяются налоговые платежи при колебании определяющего фактора на один процент. На этапе бюджетирования в качестве его предлагается использовать показатель выручки. [c.364]

Далее, эластичность НДС зависит от выручки только в определенной степени. Можно добавить, что и другие налоги на прибыль, на имущество, акцизы, единый социальный налог, то есть наиболее значимые налоги организаций, напрямую не зависят от выручки. Поэтому считаем, что ранжировать налоги при составлении налогового бюджета по коэффициенту эластичности нецелесообразно. [c.365]

V Пример 1. Правильное применение знаний о коэффициентах эластичности спроса на товары помогает правительству в оценке последствий введения новых налогов или акцизов. [c.189]

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (доходы от групп налогов или доходы от отдельного налога) при изменении определяющего фактора на 1 %. [c.145]

Коэффициент эластичности по отношению к ВНП может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Так, в ФРГ коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятков лет примерно равнялся 1. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП, и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается. [c.145]


Он отражает изменение объема налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов, например, размеров и динамики валового внутреннего продукта, национального дохода, доходов населения, уровня розничных цен и др. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы при изменении определяющего фактора на 1 %. Он может быть больше, равен или меньше единицы. Если коэффициент равен единице, то доля налоговых поступлений государства в валовом внутреннем продукте остается стабильной если больше единицы, то поступления налогов уве- [c.95]

Соизмеримость и взаимозаменяемость потребительских благ. Построение Ц.Ф.П. Модель рационального поведения потребителя. Анализ модели. Предельные свойства равновесия. Построение функций спроса от дохода и цен. Коэффициенты эластичности спроса от дохода и цен. Функции спроса и маркетинговые исследования рынка. Налоги, социальная защита и поведение потребителей. [c.90]

Отсюда видно, что в данном случае превышение цены над предельными издержками будет постоянной величиной, зависящей от значения коэффициента эластичности. Пусть государство устанавливает налог t на единицу выпуска. Тогда [c.203]

Из оценок функций компенсированного спроса было получено, что часть ценовых эластичностей компенсированного спроса становится незначимой с ростом доходов потребителей (эффект насыщения). В такой интерпретации фрукты относятся к категории менее доступных товаров, поскольку соответствующая эластичность оказалась незначимой только для самой высокодоходной группы потребителей. Между тем, как можно заметить из табл. 2.12, наибольшая доля потерь эффективности в налоговых обязательствах наблюдается в самой низкодоходной группе потребителей, при этом концентрация налоговых обязательств (прогрессивность, измеренная в терминах коэффициента Джини) в этой группе наибольшая. Тенденция, проявляющаяся в более низких потерях эффективности в группах потребителей, где распределительная роль налога на добавленную стоимость меньше, может свидетельствовать в пользу гипотезы о росте потерь эффективности с ростом концентрации (прогрессивности) вмененных налоговых обязательств. [c.138]

В СССР и др. социалистич. странах Э. развивается на основе марксистско-ленинской политич. экономии. Лналитико-статистич. модели Э. обычно представлены уравнениями регрессии с параметрами, полученными статистич. обработкой данных (см. Наименьших квад-ратон способ). Чаще всего в этих уравнениях связь между переменными (или их логарифмами) предполагается линейной. Например, построенная таким об-ра.чом функция спроса на какой-либо товар в простейшей форме выражает его зависимость от цены данного товара. В более сложных и реалистических моделях спроса учитываются и другие факторы доходы потребителей, цены др. товаров, в т. ч. вза-пмозамешпощих и дополняющих данный товар, его запасы у потребителей (для предметов длит, пользования), объём спроса в предшествующий период, размеры выпуска, а также налоги, гос. закупки и др. Важное значение в них имеют статистически рассчитанные коэффициенты эластичности спроса от цен, дохода н др. факторов, к-рые показывают изменение спроса при малом изменении соответствующей независимой переменной скажем, насколько изменится спрос на данный товар пли группу товаров при увеличении цены на него или общего ден. дохода потребителя, или цен на заменяющие товары на 1 %. Подобным образом строятся также функции предложения (в зависимости от цен [c.433]

1. Говоря о связи государства и налогообложения, нельзя не сказать о категории налогового бремени (налоговый гнет).

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту.

Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговое бремя как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов'.

В зарубежных странах этот показатель варьирует от 52% в Швеции, 30% в США, Турции и Японии до 5% в Непале. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 40—45%2. В России, по данным Госкомстата РФ, налоговый гнет в 1992 году с учетом поступлений во внебюджетные фонды составил 48%.

2. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

Как показал анализ данных 1996 года, проведенный в 15 регионах России на 160 предприятиях с различными формами собственности, осуществляющими деятельность в различных отраслях производства и услуг, в целом налоговое бремя в I полугодии 1996 года составило 23,2% (против 25,3% в 1995 году). Самый высокий уровень налоговых платежей в структуре выручки на предприятиях по производству винно-водочных изделий — 50%, поскольку значительную долю в цене этой продукции занимают акцизы.

• В отношении граждан-налогоплательщиков подробные исследования пока не проводились, однако, по данным газеты «Финансовые известия», в IV квартале 1996 года только 5—6% денежных доходов населения шло на уплату налоговых и иных обязательных платежей4.

Как видно из изложенного, приводимые иногда в средствах массовой информации «грандиозные» показатели налогового бремени 80— 95% выручки предприятий, изымаемой на налоги, не соответствует действительности. Мифы о «сверхналогообложении» являются постоянным и неизменным аргументом многих «налогоНЕплателыциков», которые оправдывают свои неправомерные действия тем, что «если бы они платили все налоги, то давно бы разорились». Представляется, что современное тяжелое положение отечественной промышленности вызвано в первую очередь не существующей налоговой системой, а общим переходным кризисом производства, кризисом платежей и глобальной структурной перестройкой.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3—5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения5.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика.

Известны также и отечественные методики расчета налогового бремени по способу эффективной ставки (отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием), предлагаемому специалистами Центрального экономико-математического института Российской Академии Наук. Эффективная ставка характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. В этой связи Е. Егорова и Ю. Петров вводят понятие налоговой ловушки, представляющей собой ситуацию, при которой доля изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятия делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Принимая предельный уровень эффективной ставки по западным стандартам 35,4%, Е. Егорова и Ю. Петров определили отечественную эффективную ставку в размере 58,9%, что на 15 пунктов выше налоговой ловушки и практически полностью исключает развитие процессов инвестирования в России6.

3. Оптимальный размер налогового бремени — центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги — тем выше экономика. В качестве главного примера такого положения обычно приводят реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 80-х годов глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги — высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.

Наоборот, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может нанести серьезный ущерб экономике.

Необходимо отметить, что само по себе снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных ставок может побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту предложения рабочей силы и увеличению производительности труда.

Кроме того, при низких налогах растут сбережения и появляется стимул к инвестированию. Но это лишь теория, подтверждения которой более чем относительны. Так, сторонники кардинального снижения налогов любят ссылаться на «скачки роста», которые во многих случаях имели место за каждым сколько-нибудь значительным снижением налогов. После их снижения при Р. Рейгане в начале 80-х, говорят они, последовали семь лет ускЬренного экономического роста (с 1983 по 1989 гг.). Но это заблуждение: в течение относительно коротких периодов на темпы роста влияет множество факторов, и здесь в первую очередь следует отметить хронологию цикла деловой активности. На этом основании трудно сделать однозначные выводы о том, в какой мере снижение налогов может способствовать экономическому росту8.

Как считают специалисты, экономический рост доходов в США был обусловлен также тем, что в условиях низкого налогообложения у богатых американцев был существенно ослаблен стимул скрывать свои доходы, которые ими декларируются, что и означало попадание этих ранее скрывавшихся доходов в национальную статистическую отчетность. Таким образом, совсем не просто рассчитать, действительно ли снижение ставок подоходного налога способствовало ускорению экономического роста.

В то же время немногие знают, что, несмотря на общее снижение налоговых ставок, в США параллельно осуществлялось частичное увеличение ставок налогов на капитал и налогов с доходов корпораций.

Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообложения выступает кривая Лэффера (Laffer curve), показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в бюджет. В соответствии с этой кривой снижение ставок до предельной точки налогообложения вызывает прямое снижение поступлений в бюджет. В то же время повышение ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов (подробнее см. § 2.5 настоящего пособия). Представляется, что именно этот аспект следует учитывать в первую очередь, рассматривая вопрос о влиянии размера налогов на темпы экономического развития, тогда как постановка во главу налогового реформирования непроверенных и спорных положений необоснованно.

4. Для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового национального продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется такой показатель, как коэффициент эластичности налогов (tax elasticity).

Коэффициент рассчитывается по формуле:

где Э — коэффициент эластичности; Х — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога); Х° — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога); Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВНП, доход и др.); Y" — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления (группы налогов или отдельный налог) при изменении определяющего фактора на 1%.

Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Так, в ФРГ коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен единице. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП, и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает.

5. За рубежом при установлении режима налогообложения тщательно изучаются последствия в части потерянных рабочих мест. В 1993 году сенат США утверждал законопроект, согласно которому горные компании, работающие на федеральных землях, должны выплачивать роялти (ресурсный налоговый платеж) в размере 2% валовой стоимости добытого сырья. Однако палата представителей настаивала на ставке 8%, а президентская администрация — на 12,5%. Специалисты аналитической фирмы «Evans Economics Solomon Brothers of New York» показали, что ставка 8% приведет к потере почти 18 тыс. рабочих мест в золотодобывающей отрасли, ежегодному недополучению 515 млн. долл. в федеральное казначейство, а потери штатов составят 106 млн. долл. в год из-за уменьшения общей экономической эффективности и «бегства» капитала за границу. В случае введения ставки роялти 12,5% потери министерства финансов оценивались в 554 млн. долл. в год, а сокращение рабочих мест достигало 27 тыс., в том числе непосредственно в горной отрасли9.

1. Бернар И; Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология/ Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994. Т. 2. С. 382.

2. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 91.

3. Асланов В. О действующем налоговом бремени и эффективности действующей системы налогообложения в Российской Федерации // Налоговый вестник, 1996. № 12. С. 3-5.

4. «Финансовые известия», 1997. № 10.

5. Мостовой П. Произойдет ли «ботсванизация» России? //Эксперт, 1997. № 1. С. 44.

6. Егорова Е., Петров Ю. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах // Налоговый вестник, 1995. № 11. С. 9-16.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. М.: Дело ЛТД, 1993. С. 440.

8. Более подробно по этому поводу см.: перевод статьи из журнала «Economist» N» 24 за 1996 г., опубликованный с сокращениями в газете «Бизнес и банки», № 39, 1996 г.

9. По материалам газеты «Деловой мир» от 2—8 августа 1996 г.

Быстрая навигация по странице:

Понятие коэффициента эластичности

В процессе проведения экономического анализа и исследований эластичность выступает таким аналитическим показателем, которая позволяет охарактеризовать соотношение скорости прироста зависимой (y) и факторной (x) величин. Причем прирост фактора в данном случае должен быть минимальным. Как правило, эластичность рассчитывается в форме коэффициента. Данный коэффициент можно определить посредством умножения предельной эффективности ресурса на соотношение величин факторного и результативного признаков. В целом с практической точки зрения показатель эластичности применяется с целью определения чувствительности изменения величины функции (например, объема спроса) под влиянием изменения аргумента (например, уровня цен). Следовательно, коэффициент эластичности - это показатель, отражающий уровень изменения одной величины в зависимости от степени изменения другой величины (переменной). Важной особенностью рассматриваемого показателя выступает то, что он является абстрактным, безразмерным значением. На него никаким образом не оказывают влияния единицы измерения фактора или зависимого показателя. При его расчете для того, чтобы не было зависимости от единиц измерения исследуемых показателей, используются относительные (процентные) изменения. В противном случае можно было бы использовать производную функции, которая также может выступать мерой изменения одной переменной под воздействием динамики другой.

Размещено на www.rnz.ru

Конкретная интерпретация получаемого значения коэффициента определяется смыслом исходной анализируемой экономической или производственной функции (цена, налоги, расходы и т.п.). Например, в процессе исследования влияния изменения цен на величину спроса интерпретация вычисленных коэффициентов ценовой эластичности спроса может быть следующая (показатели берутся по модулю):

- в том случае, когда |E D P| > 1, спрос является эластичным по цене.

- в том случае, когда |E D P| D P| = 1, спрос обладает единичной эластичностью.

В процессе исследования предложения интерпретация полученных результатов может быть следующая:

- в том случае, когда E S > 1, предложение является эластичным по цене;

- в том случае, когда E S S = 1, предложение имеет единичную эластичность.

Исследование указанного коэффициента может определить наличие, например, товаров - заменителей. Для этого вычисляется коэффициент перекрестной эластичности спроса, который может принимать значения меньше нуля, больше нуля и равняться нулю.

Например, если EXY > 0, то товары X и Y являются товарами - заменителями;

- в том случае, когда EXY

Формула коэффициента эластичности

Коэффициент эластичности в общем случае вычисляется по следующей формуле:

Формула коэффициента эластичности

По данной формуле рассчитывается точечный коэффициент эластичности, например: потребительских расходов населения по доходам; эластичность налогов; спроса по цене и т.п.

Кроме точечной, может быть вычислена и дуговая эластичность, для чего применяется следующая формула:

Формула расчета коэффициента дуговой эластичности

Её вычисляют обычно в тех случаях, когда изменение исходных значений более 10%. В процессе расчета данного показателя может быть использована средняя точка в исследуемых интервалах, т.е. (Х01)/2 и (Y0+Y1)/2. Это позволяет добиться симметричности относительно знака изменения фактора.

Пример расчета коэффициента эластичности

Рассмотрим вычисление анализируемого показателя на примере расчета коэффициента эластичности налогов, объем которых, предположительно, зависит от величины ВВП. Введем следующие условные данные. Пусть объем ВВП страны составляет в прошлом году 1000 д.е., в текущем году - 1350 д.ед. Объем налоговых поступлений в прошлом году составил 160 д.ед., в текущем году - 195 д.ед. Определить коэффициент эластичности налогов.

Кэ = ((195-160)/160) : ((1350-1000)/1000) = (35/160) : (350/1000) = 0,63

Полученное значение коэффициента эластичности налогов показывает, что с ростом ВВП страны на 1% величина налоговых поступлений в бюджет повышается на 0,63%. Рост ВВП приводит в данном случае к незначительному росту налоговых поступлений в бюджет.

Расчет коэффициента эластичности онлайн

Для облегчения расчета показателя эластичности приводим простую форму онлайн-калькулятора, используя который, Вы можете самостоятельно выполнить расчет данного коэффициента (онлайн-калькулятор вычисляет точечную эластичность). Для получения правильных результатов работы онлайн-калькулятора в процессе ввода данных необходимо внимательно соблюдать размерность полей, что позволит выполнить необходимые вычисления быстро и точно. Дробные величины должны вводиться с ТОЧКОЙ, а не с запятой! В представленной форме онлайн калькулятора уже содержатся данные условного примера, чтобы пользователь мог посмотреть, как работает расчет коэффициента эластичности онлайн. Для вычисления указанного показателя по своим данным просто внесите их в соответствующие поля формы онлайн калькулятора и нажмите кнопку "Выполнить расчет".

Государственный налоговый менеджмент предполагает использование рыночных методов ценообразования. Действие закона ценности порождает понятие «эластичность спроса и предложения». Свойство эластичности спроса и предложения присуще любому ценовому понятию. Знание и умелое использование теории ценовой эластичности также важно для управления налоговыми потоками и построения рациональной налоговой системы.

Степень эластичности (неэластичности) спроса и предложения делает зависимости формирования цены услуг государства более сложными и многогранными. Спрос считается эластичным, если коэффициент эластичности К э» 1, и неэластичным, если К э «1. Эластичность (неэластичность) предложения аналогична свойствам эластичности спроса, то есть, если предложение чувствительно к изменениям цены, то оно эластично. И наоборот.

Для оценки изменения налоговых поступлений в зависимости от изменения показателей экономического роста (ВВП, валовой добавленной стоимости, национального дохода и т. д.) также можно использовать показатель эластичности спроса, который называется коэффициентом эластичности налогов (К э1).

Коэффициент рассчитывается по формуле:

Э — коэффициент эластичности;

Х — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Х° — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВНП, доход и др.);

Y° — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (группы налогов или отдельного налога) при изменении определяющего фактора на 1%.

Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной.

Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы, доля налоговых поступлений в ВНП снижается.

Или: НП/НП0 : ЭП/ЭП0

где: НП – начальный (базовый) уровень налоговых поступлений (всех налогов, отдельных их групп или видов);

НП – прирост названных налоговых поступлений;

ЭП – начальный (базовый) уровень определяющего экономического показателя (ВВП, валовой добавленной стоимости, национального дохода и т. д.);

ЭП – прирост названных показателей.

Коэффициент эластичности налогов показывает, как изменились налоговые поступления при изменении определяющего экономического показателя на один пункт. Если коэффициент эластичности налогов (Кэ1) равен единице, то доля налоговых поступлений в определяющем показателе не меняется. Когда Кэ1 больше единицы, налоговые поступления увеличиваются более быстрыми темпами, по сравнению с ростом значений этого показателя, а доля налогов в нем тоже возрастает. Если Кэ1 меньше единицы, удельный вес налоговых поступлений снижается.

Таким образом, названный фактор эластичности спроса следует в обязательном порядке учитывать при установлении режима налогообложения и уровня налогового бремени.

Таким образом, эластичность (неэластичность) спроса и предложения следует с большей пользой и в полном объеме учитывать еще на стадии планирования и прогнозирования основных разделов и статей доходов и расходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Свойство степени эластичности спроса товаров, реализация которых подлежит акцизному налогообложению, оказывает обратно пропорциональное действие на налоговую выручку (налоговые поступления). Если спрос на подакцизный товар эластичен, то повышение акцизного налога может повлечь за собой уменьшение его поступлений в бюджет, поскольку вызванный этой мерой рост цены товара должен привести к сокращению объемов его потребления и производства. При неэластичном спросе, повышение акцизов до определенного уровня обычно сопровождается соответствующим увеличением налоговых поступлений, так как объем потребления такого подакцизного товара либо останется на том же уровне, либо сократиться незначительно.

date image
2014-02-09 views image
2411

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Практическое применение теории эластичности. Эластичность спроса и поведение фирм

Ранее уже отмечалось, что знание теории эластичности необходимо прежде всего представителям маркетинговых служб фирм. Оно дает возможность построить ценовую стратегию, принять верное решение относительно того, снижать или повышать цены, если целью фирмы является увеличение дохода.

Теперь мы можем уточнить, что менеджер фирмы должен уметь учесть, что эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Эластичность спроса на продукцию фирмы, как правило, выше, чем эластичность рыночного спроса на данный вид продукции в целом. Это объясняется наличием у покупателя выбора на рынке между различными видами схожего товара.

Например, если эластичность рыночного спроса на стиральные порошки составляет 0,7, то это не означает, что такова же эластичность спроса на порошок марки «ОМО». Конкуренция может повысить коэффициент эластичности спроса на порошок какой-либо фирмы, и не исключено, что в данном конкретном случае он окажется больше единицы. А как уже было установлено, политика ценообразования в первом (при Е. = 0,7) и во втором (при £ > 1) случаях должна быть противоположной.

Другое применение теория эластичности находит при определении налоговой политики государства.

Одним из важнейших источников доходов государственного бюджета являются косвенные налоги, которые включаются в цену производимого товара и которые ведут поэтому к повышению цены этого товара. После его продажи сумма денег, соответствующая сумме налога, поступает в бюджет и может использоваться для различных целей, например для поддержания малоимущих, развития социальной сферы, финансирования отраслей народного хозяйства и т. д.

Разрабатывая налоговую политику, руководители государства должны решать ряд проблем.

Одна из них — какие товары освободить от обложения косвенным налогом. Ответ на этот вопрос кажется простым: те товары, спрос на которые неэластичен, не должны освобождаться от косвенного налога. Но в эту группу товаров попадут прежде всего товары первой необходимости, которые в больших количествах покупаются малоимущими людьми: соль, спички, молоко, хлеб, картофель и т. п. Если цены на них вырастут при введении косвенного налога, то при неизменном объеме их потребления расходы малоимущих людей возрастут и их материальное положение ухудшится.

В этом случае государство будет вынуждено увеличить выплаты из государственного бюджета средств на оказание помощи особо нуждающимся. Таким образом, деньги будут двигаться по кругу: сначала от малоимущих к государству, а потом назад, от государства к малоимущим. Этот пример свидетельствует о том, что правильный выбор товаров, подлежащих косвенному налогообложению, не может быть сделан без учета теории эластичности спроса.

Другую группу товаров, на которые, как правило, существует неэластичный спрос, покупают состоятельные люди, не нуждающиеся в материальной поддержке государства. К этой группе товаров относятся дорогие мебельные гарнитуры, изделия из дорогих мехов, ювелирные изделия и т. д. Введение косвенных налогов на товары этой группы повысит цены на эти товары, но не приведет к существенному сокращению величины спроса на них. Поэтому доходы государственного бюджета увеличатся и в то же время материальное благополучие потребителей бриллиантовых колье и котиковых манто практически не пострадает. Поэтому обложение косвенным налогом товаров подобного рода оправдано.

Введение косвенных налогов оправдано и в том случае, когда ими облагаются спиртные напитки и табачные изделия.

Важной проблемой налоговой политики, проводимой государством, является распределение налогов между производителями товаров и услуг, с одной стороны, и их покупателями, — с другой. Кто должен нести большую тяжесть налогового бремени: тот, кто производит товары и услуги, или тот, кто их покупает? На этот вопрос нет и не может быть простого и однозначного ответа. Многое будет зависеть от экономического положения, в котором находится данная страна, от задач, которые стоят перед правительством, от того, должно ли оно принимать меры против инфляции, и т.д. Некоторые из этих проблем мы рассмотрим позднее. Сейчас же нам важно понять, как будет распределяться вводимый налог между продавцами и покупателями данного товара.




Предположим, что правительство приняло решение о введении косвенного налога на велосипеды. Допустим, что велосипеды продаются по цене 100 р. и что устанавливается косвенный налог 10 р. с одного велосипеда.

Рассмотрим, каковы будут последствия введения этого налога.

Еще раз вспомним, что косвенный налог включается в цену товара и после его продажи перечисляется в бюджет. Поэтому производители велосипедов будут рассматривать косвенный налог как составную часть издержек производства их продукции. Следовательно, они повысят цену на велосипеды. Казалось бы, что теперь они установят цену 110 р. Однако эта цена окажется выше равновесной, так как повышение цены повлечет за собой снижение величины спроса. Допустим, что новая цена равновесия установится на рынке на уровне 105 р. Таким образом, введение косвенного налога привело к тому, что покупатели велосипедов стали платить за каждую единицу товара на 5 р. больше, т. е. они оплачивают половину введенного косвенного налога. Другую половину налога оплачивают производители велосипедов.

Последствия введения косвенного налога при эластичном спросе показаны на рис. 4-9, а. Точка пересечения кривой спроса DD и кривой предложения S1S1 — E1,. Эта точка показывает, что при выпуске товара Q1 и цене Р1 на рынке устанавливается равновесие спроса и предложения. Введение косвенного налога вызовет повышение цены и сокращение объема спроса, что приведет к сдвигу кривой S1S1и установлению нового равновесия спроса и предложения в точке E2 — точке пересечения кривой DD и нового положения кривой S2S2.

Рисунок 4-9, а, показывает, что для покупателя расходы на велосипед повысились с уровня цены Р1 до цены Р2 в, следовательно, отрезок Р1Р2 — сумма косвенного налога с единицы продукции, оплачиваемая покупателем. Производитель, который повысил цену до Р2, выплачивает косвенный налог, выраженный на графике отрезком АЕ2. Но так как часть этого налога производители переложили на покупателей путем повышения цены, то для них введение косвенного налога равносильно снижению цены до уровня Р2, т. е. косвенный налог, выплаченный производителями, равен отрезку РаР1 или отрезку ВА

Заметим, что площадь прямоугольника АРаР1В показывает сумму косвенных налогов, которые поступили в государственный бюджет за счет доходов производителей, а площадь прямоугольника ВР1Р2E2 — сумму косвенных налогов, которые производители переложили на покупателей.

Как повлияло бы повышение эластичности спроса на распределение косвенного налога? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно провести кривую DD, которая имела бы угол наклона по отношению к оси абсцисс меньший, чем угол наклона кривой спроса на рис. 4-9, а. В этом случае отрезок Р1Р2 оказался бы меньше, а отрезок Р1Р2 остался бы прежним. Это показывает, что чем выше эластичность спроса, тем меньше доля покупателей в оплате косвенного налога и тем больше доля производителей.

Если мы обратимся к случаю, когда спрос на товар неэластичен, то увидим, что введение косвенного налога окажется тем бременем, которое ляжет преимущественно на покупателей. На рисунке 4-9, 6, общая величина налога определяется прямоугольником АРаР2Е2. Мы видим, что его площадь больше, чем площадь прямоугольника АРаР2Е2 на рис. 4-9, а. Следовательно, абсолютный размер налога при неэластичном спросе будет выше, чем при эластичном. Площадь прямоугольника АРаР1В показывает сумму налога, уплачиваемую производителем, а прямоугольник ВР1Р2Е2 — сумму налога, которую платит покупатель, и она значительно превосходит первую. Здесь отрезок Р1Р2 (или ВЕ2) показывает величину налога, оплачиваемого покупателем, в единице товара, а отрезок РаР1 (или АВ) - производителем этого товара.

Вводя косвенные налоги на те или иные товары и услуги, руководители исполнительных и законодательных органов власти обязаны учитывать фактор эластичности спроса и представлять себе, как будет распределяться вводимый налог между различными слоями населения.

Читайте также: