Налоговая учетная политика рк

Опубликовано: 06.05.2024

Составьте свою собственную налоговую учетную политику

Что такое Налоговая политика?

Налоговая учётная политика - принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса.

Кто обязывает вас иметь налоговую учетную политику?

Согласно Налоговому Кодексу налогоплательщик обязан организовать и вести налоговый учет.

Налогоплательщик – лицо, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет

Налоговый учет - процесс ведения учетной документации в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Учетная документация включает в себя в том числе налоговую учетную политику.

Зачем нужна налоговая политика, если порядок налогообложения регламентируется Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым кодексом), спросите вы?

А нужна она для того, чтобы описать методики, характерные лишь для деятельности конкретного субъекта.

Если вы сравните, предположим, крестьянское фермерское хозяйство и компанию недропользователя, то сможете увидеть существенную разницу: абсолютно разные хозяйственные процессы (одни занимаются добычей полезных ископаемых, у других деятельность неразрывно связана с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции).

У каждого из них свои отраслевые особенности. Субъекты применяют разные режимы налогообложения, у каждого различные объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением (у одного специальный налоговый режим для КХ и единый земельный налог, у другого раздельный налоговый учет и специальные платежи и налоги недропользователей)

И в результате - разные методики, принципы и подходы к налоговому учету.

Таким образом, налоговая учетная политика необходима каждому налогоплательщику для того, чтобы отразить методы ведения налогового учета, характерные лишь для деятельности конкретного субъекта, с учетом специфики деятельности.

Кем разрабатывается налоговая учетная политика?

Налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику.

Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, а также индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, по деятельности, на которую распространяется такой специальный налоговый режим, утверждают налоговую учетную политику, разработанную самостоятельно по форме, установленной уполномоченным органом.

Уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Налоговая учетная политика по совместной деятельности разрабатывается и утверждается участниками договора о совместной деятельности.

Есть три способа разработать налоговую учетную политику

  • Руководитель предприятия совместно с бухгалтером или предприниматель самостоятельно разрабатывают и принимают налоговую учетную политику.
  • НУП разрабатывается аудиторскими и консалтинговыми фирмами
  • с помощью автосоставителя НУП на портале «Учёт.kz» .

Составьте свою собственную налоговую учетную политику

Что из себя представляет налоговая учетная политика?

Налоговая учетная политика представляет собой внутренний документ субъекта, в котором отражается перечень осуществляемых видов деятельности, методы и способы ведения налогового учета, исчисления налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, формы и порядок составления налоговых регистров и т.д

Налоговая учетная политика, за исключением налоговой учетной политики ИП, которые не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Налоговая учетная политика для ИП, которые не осуществляют ведение бухгалтерского учета , должна быть составлена в виде отдельного документа.

Что включает налоговая учетная политика?

В налоговой учетной политике должны быть установлены следующие положения:

  1. формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно;
  2. перечень осуществляемых видов деятельности согласно общему классификатору видов экономической деятельности, утвержденному уполномоченным государственным органом по стандартизации;
  3. наименование должностей лиц, ответственных за соблюдение налоговой учетной политики;
  4. порядок ведения раздельного налогового учета в случае осуществления видов деятельности, для которых налоговым кодексом предусмотрены различные условия налогообложения, с соблюдением правил, установленных статьей 58 настоящего Кодекса;
  5. порядок ведения раздельного налогового учета в случае осуществления операций по недропользованию;
  6. выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость, предусмотренные настоящим Кодексом;
  7. политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования в случае осуществления операций хеджирования;
  8. политика учета доходов по исламским ценным бумагам в случае осуществления операций с исламскими ценными бумагами;
  9. нормы амортизации по каждой подгруппе, группе фиксированных активов с учетом положений пункта 2 статьи 120 настоящего Кодекса;
  10. в случае выписки в соответствии с настоящим Кодексом счетов-фактур структурными подразделениями юридического лица-резидента, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, - в разрезе структурных подразделений, выписывающих счета-фактуры:
    - код каждого из таких структурных подразделений, используемый в нумерации счетов-фактур для идентификации таких структурных подразделений;
    - максимальное количество цифр, применяемое в нумерации счетов-фактур при их выписке;
  11. максимальное количество цифр, применяемое в нумерации счетов-фактур при их выписке.

Положения подпунктов 5), 9), 10) и 11) настоящего пункта не распространяются на индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности

В течение какого времени действует налоговая учетная политика?

Действие установленных в налоговой учетной политике положений распространяется на календарный год и не подлежит изменению по налоговым периодам, по которым произведена налоговая проверка.

Выбранный плательщиком налога на добавленную стоимость метод отнесения в зачет налога на добавленную стоимость распространяется на налоговый период, установленный для целей исчисления налога на добавленную стоимость, и не подлежит изменению по налоговым периодам, по которым произведена налоговая проверка.

При осуществлении видов деятельности, ранее не указанных в налоговой учетной политике, налогоплательщик (налоговый агент) должен внести соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую учетную политику.

Изменение и (или) дополнение налоговой учетной политики осуществляются налогоплательщиком (налоговым агентом) одним из следующих способов:

  1. утверждение новой налоговой учетной политики или нового раздела учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
  2. внесение изменений и (или) дополнений в действующую налоговую учетную политику или в раздел действующей учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Не допускается внесение налогоплательщиком (налоговым агентом) изменений и (или) дополнений в налоговую учетную политику:

  1. проверяемого налогового периода - в период проведения комплексных и тематических проверок;
  2. обжалуемого налогового периода - в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, с учетом восстановленного срока подачи жалобы.

Что бывает, если не составлять налоговую учетную политику?

Отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан, –

Действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семидесяти пяти месячных расчетных показателей.

Под отсутствием у налогоплательщика учетной документации понимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной политики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):

Основные положения по ведению учета, применяемые организацией, закреплены в ее учетной политике. Учетная политика разрабатывается организацией перед началом осуществления предпринимательской деятельности. Впоследствии, по мере необходимости, в учетную политику могут вноситься изменения.

Для корректной работы с информационной базой, в конфигурации необходимо выполнить настройки, соответствующие положениям учетной политики - заполнить соответствующие регистры сведений по учетной политике (бухгалтерский, налоговый учет и положения о персонале).

Для регистрации в программе сведений учетной политики, связанной с налоговым учетом, предназначен регистр сведений Учетная политика (налоговый учет), который доступен в разделе Предприятие – Учетная политика.

Для отражения сведений, в регистре создается новая запись. Периодичность регистра составляет месяц, поэтому при создании новой записи устанавливается дата, равная началу месяца применения настроек.

Учетная политика (налоговый учет)

Основные настройки

На закладке Основная указывается дата начала действия записи и организация, для которой применяется настройка.

В разделе Налогообложение настраиваются следующие признаки:

  • Плательщик КПН – признак устанавливается, если организация является плательщиком корпоративного подоходного налога;
  • Плательщик НДС – признак устанавливается, если организация состоит на учете по налогу на добавленную стоимость (НДС);
  • Плательщик акциза – признак устанавливается, если организация является плательщиком косвенного налога на подакцизные товары.

Учетная политика (налоговый учет)

Если в настройках установлена отметка о том, что предприятие является плательщиком налога на добавленную стоимость, в учетной политике доступна к заполнению закладка НДС.

На закладке НДС указывается используемый метод отнесения НДС в зачет: пропорциональный или раздельный. Налоговый период всегда указывается равный кварталу.

Учетная политика (налоговый учет) - НДС

В конфигурации НЕ РЕАЛИЗОВАНО одновременное применение пропорционального и раздельного методов отнесения НДС в зачет.

Настройки по зарплате

На закладке Зарплата устанавливаются основные параметры, связанные с учетом налогов, взносов и отчислений с заработной платы работников.

При установке признака Отражение по периоду регистрации, начисленные доходы работников учитываются в месяце регистрации, вне зависимости от месяца, за который производится начисление.

Учетная политика (налоговый учет) - Зарплата

В апреле сотрудник предоставил лист временной нетрудоспособности за период с 25 марта по 4 апреля 2021 года. По предоставленному больничному в системе выполнено начисление.

В зависимости от установки признака Отражение по периоду регистрации:

  • признак установлен - начисление полностью учитывается в апреле месяце (по периоду регистрации);
  • признак снят - начисление учитывается двумя периодами: мартом и апрелем (по периоду, за который выполняется такое начисление).

Далее на вкладке доступна настройка по порядку закрытия задолженности по заработной плате.

В конфигурации предусмотрено 2 варианта:

  • По способу заполнения документа – при выборе данного значения, закрытие задолженности организации по зарплате выполняется на основании данных документа Зарплата к выплате организаций;
  • По методу FIFO – при выборе данного значения, закрытие задолженности выполняется с самого раннего месяца наличия задолженности, вне зависимости от данных ведомости к выплате.

Учетная политика (налоговый учет) - Зарплата

У организации имеется задолженность перед работником за январь и февраль 2021 года.

В учетной политике по налоговому учету установлено значение порядка закрытия задолженности по заработной плате По методу FIFO.

При выплате зарплаты за февраль месяц, задолженность погашается с самого раннего месяца, т.е. с января.

При установке признака Распределять налоги, взносы и удержания по организациям и структурным единицам, суммы налогов, сборов, отчислений и удержаний ведутся в разрезе организаций и структурных единиц, по которым выполнено начисление зарплаты.

Учетная политика (налоговый учет) - Зарплата

Сотрудник в январе месяце отработал 10 дней в филиале, а остальные 12 дней в головной организации.

В учетной политике по налоговому учету установлен признак Распределять налоги, взносы и удержания по организациям и структурным единицам.

При расчете, налоги, взносы и удержания рассчитываются отдельно по головной организации и отдельно по филиалу.

При включении признака Распределять налоги, взносы и удержания по подразделениям организаций, суммы налогов, взносов и отчислений ведутся в разрезе подразделений организации.

Учетная политика (налоговый учет) - Зарплата

Налоги, взносы и отчисления

На закладке Налоги, взносы, отчисления настраиваются параметры учета регламентированных законодательством налогов, взносов и отчислений.

Настройка Регламентированные удержания принимать к учету как удержанные имеет два значения:

  • При выплате доходов - при выборе данного варианта, суммы налогов, взносов и отчислений, подлежащие перечислению, определяются в зависимости от выплаченности доходов, то есть по удельному весу. При данном варианте необходима ежемесячная регистрация документа Удержание ИПН, ОПВ и ВОСМС по налоговому учету;
  • При исчислении - при выборе данного варианта, суммы налогов, взносов и отчислений, подлежащие перечислению, определяются в момент их исчисления без учета выплаченности доходов.

Учетная политика (налоговый учет) - Налоги, взносы, отчисления

Данная настройка оказывает влияние на заполнение ФНО 200.00.

Подробнее о заполнении формы 200.0 в материалах:

Если в настройке Регламентированные удержания принимать к учету как удержанные выбрано значение При выплате доходов, можно дополнительно выполнить настройку Засчитывать в выплаченные доходы удержания по исполнительным листам (установить, либо снять).

При использовании вариант При исчислении настройка автоматически установлена и не подлежит редактированию.

При установке настройки Засчитывать в выплаченные доходы удержания по исполнительным листам, сумма удержаний по исполнительным листам засчитывается как выплаченные доходы работника в периоде их регистрации. При этом период фактической выплаты удержания не учитывается.

Учетная политика (налоговый учет) - Налоги, взносы, отчисления

Если организация является агентом, перечисляющим обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) в пользу своих работников, занятых на вредных (особо вредных) работах, то необходимо включить флажок Организация является вкладчиком ОППВ.

Учетная политика (налоговый учет) - Налоги, взносы, отчисления

В разделе Порядок расчета социального налога определяются настройки, влияющие на учет и порядок расчета социального налога (СН).

Если организация является юридическим лицом, то в настройках учетной политики доступны следующие варианты применяемого режима налогообложения, которые определяют порядок расчета СН:

Общеустановленный порядок – данный параметр выбирается в том случае, если предприятие исчисляет социальный налог в общеустановленном порядке. В этом случае социальный налог рассчитывается по работникам с применением ставки 9,5%;

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для юридического лица – данный параметр указывается в случае, если организация ведет учет по специальному налоговому учету (СНР) на основе упрощенной декларации. Расчет СН происходит в целом по организации непосредственно в ФНО 910.00.

Учетная политика (налоговый учет) - Налоги, взносы, отчисления

Для индивидуальных предпринимателей (в карточке организации указан признак Физ. лицо), к выбору доступны следующие варианты расчета СН:

  • Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для индивидуального предпринимателя – данный вариант указывается для ИП, работающих с применением СНР на основе упрощенной декларации. При выборе данного параметра, расчет социального налога выполняется в ФНО 910.00;
  • Индивидуальный предприниматель, за исключением применяющего специальные налоговые режимы - признак устанавливается для ИП, ведущих свой учет на общеустановленном режиме налогообложения. В этом случае СН рассчитывается исходя из указанного количества МРП (в соответствии с НК РК за ИП - 2 МРП, за каждого работника - 1 МРП). Данные значения указываются в соответствующих настройках.

Учетная политика (налоговый учет) - Налоги, взносы, отчисления

Признак Применять ограничение на минимальную базу социального налога установлен по умолчанию и не подлежит редактированию. По положениям НК РК, при расчете СН применяется нижний предел объекта в 1 МЗП.

Учетная политика (налоговый учет) - Налоги, взносы, отчисления

Признак Предоставлять разрешенный вычет в месяце отсутствия дохода позволяет регистрировать налоговые вычеты по ИПН лица в месяце отсутствия дохода для их переноса и предоставления в последующих месяцах.



Таким образом, правильная настройка учетной политики по налоговому учету, в соответствии с действующим законодательством, влияет на корректное ведение учета, порядок расчета и отражения в отчетности налогов, взносов и отчислений и т.д.

Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, МСФО или НСФО, МСФО для МСБ и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

Основной целью разработки учетной политики является организация системы бухгалтерского учета, обеспечивающая полноту, достоверность и своевременность информации о финансово-хозяйственной деятельности, предназначенной для регулирующих органов, инвесторов и других пользователей.

Согласно статье 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях ИП и организаций, регламентированную законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 1 статьи 7 Закона установлено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику .

На основании статьи 8 Закона руководитель или индивидуальный предприниматель согласовывает и утверждает учетную политику, обеспечивает организацию бухгалтерского учета.

Законом не различается форма собственности и размерность организации. Поэтому Учетная политика должна быть, как в ТОО, так и в ИП на общеустановленном порядке или упрощенном режиме налогообложения.

Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации.

Для целей бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности отчетным периодом считается календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря включительно. Учетная политика разрабатывается и утверждается единожды в начале деятельности организации, а затем по мере необходимости в нее вносятся изменения .

Все статьи финансовой отчетности имеют единую оценку, единицей измерения которой является национальная валюта Республики Казахстан - тенге.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В учетной политике для целей бухгалтерского учета в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие вопросы:

- рабочий план счетов;

- формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организацией;

- принципы признания активов и обязательств, доходов и расходов;

- первоначальная и последующая оценка активов и обязательств;

- способ начисления амортизации:

линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

метод уменьшаемого остатка;

метод единиц производства продукции.

- методы учета поступления и выбытия материально-производственных запасов:

по средней себестоимости;

по себестоимости единицы запасов;

- способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:

доходы от обычных видов деятельности;

- способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления:

в соответствии со стадией завершенности операции на конец отчетного периода;

по мере готовности работы, услуги, продукции.

- способ учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:

как основные средства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Изменения учетной политики производятся в случаях:

- изменения стандартов МСФО;

- изменения законодательства РК и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий хозяйствования.

Изменения оформляются необходимыми распорядительными документами.

Организация может также на добровольной основе изменять свою учетную политику. Но, при этом очень важно соблюдать требование МСФО (IAS) 8 : такое изменение приведет к тому, что финансовая отчетность будет содержать надежную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или денежные потоки организации. Добровольные изменения в учетную политику осуществляются по мере необходимости.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Образцы Учетной политики:

НАЛОГОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 190 Налогового кодекса учетная документация включает в себя налоговую учетную политику .

Порядок ведения налогового учета устанавливается налоговой учетной политикой - документом, утвержденным налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно с учетом требований Налогового кодекса.

Налоговая учетная политика, за исключением налоговой учетной политики налогоплательщика, на которого в соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, может быть включена в виде отдельного раздела в учетную политику, разработанную в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

На основании пункта 1 статьи 191 Налогового кодекса в налоговой учетной политике должны быть предусмотрены следующие положения:

1) формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно;

2) наименование должностей лиц, ответственных за соблюдение налоговой учетной политики;

3) порядок ведения раздельного налогового учета в случаях, когда обязанность по ведению такого учета предусмотрена настоящим Кодексом;

4) порядок ведения раздельного налогового учета в случае осуществления операций по недропользованию;

5) выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления КПН, а также отнесения в зачет НДС;

6) политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования в случае осуществления операций хеджирования;

7) политика учета доходов по исламским ценным бумагам в случае осуществления операций с исламскими ценными бумагами;

8) нормы амортизации по каждой подгруппе, группе фиксированных активов с учетом положений пункта 2 статьи 271 настоящего Кодекса;

9) в случае выписки в соответствии с настоящим Кодексом счетов-фактур структурными подразделениями юридического лица-резидента, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, код каждого из таких структурных подразделений, используемый в нумерации счетов-фактур для идентификации таких структурных подразделений;

10) максимальное количество цифр, применяемое в нумерации счетов-фактур при их выписке.

Положения подпунктов 4), 8), 9) и 10) не распространяются на лица, на которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

Действие следующих положений налоговой учетной политики распространяется на срок не менее одного календарного года (часть первая пункта 4 статьи 191 Налогового кодекса):

- порядок ведения раздельного налогового учета;

- выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога.

Действие выбранных налогоплательщиком методов отнесения в зачет НДС распространяется на срок (часть вторая пункта 4 статьи 191 Налогового кодекса):

- не менее одного налогового периода, установленного для целей исчисления НДС, - в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 407 и (или) пунктом 3 статьи 407 Налогового кодекса;

- не менее одного календарного года - в остальных случаях.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Изменение и (или) дополнение налоговой учетной политики осуществляются налогоплательщиком (налоговым агентом) одним из следующих способов ( пункт 5 статьи 191 Налогового кодекса) :

- утверждение новой налоговой учетной политики или ее нового раздела, разработанной в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

- внесение изменений и (или) дополнений в действующую налоговую учетную политику или в раздел действующей учетной политики, разработанных в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Не допускается внесение налогоплательщиком (налоговым агентом) изменений и (или) дополнений в налоговую учетную политику ( пункт 6 статьи 191 Налогового кодекса):

- проверяемого налогового периода - в период проведения комплексных и тематических проверок;

- обжалуемого налогового периода - в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах проверки с учетом восстановленного срока подачи жалобы;

- по налоговым периодам, по которым произведена налоговая проверка.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Образцы Налоговой учетной политики:

Таким образом, в учетной политике прописываются положения по ведению бухгалтерского учета , в налоговой политике - налогового учета .

Можно объединить их в один документ, включив налоговую политику, как отдельный раздел в учетной политике.

Отсюда следует, что учетная политика, как и налоговая учетная политика должна быть в обязательном порядке.

Для налоговой учетной политики и учетной политики организации нет срока исковой давности.

Законодательство по бухгалтерскому и налоговому учету не требует каждый год утверждать новую учетную политику и налоговую учетную политику.

Организация вправе вносить изменения в существующие учетную политику и налоговую учетную политику.

НАШИ СЕРВИСЫ

Конструктор документов предлагает самостоятельно заполнить следующие формы:

После заполнения остается только распечатать необходимый документ и подписать.

Наши специалисты помогут в подготовке бухгалтерской учетной и налоговой учетной политики, отвечающей интересам Вашей организации и действующему законодательству Республики Казахстан! Стоимость услуги для каждого заказчика рассчитывается в индивидуальном порядке.

Если у вас возникли вопросы, то разобраться со всеми нюансами вам помогут:

Нормативно-правовые акты, ответы госорганов

Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120- VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

Закон РК от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»

Приказ Министра финансов РК от 1 февраля 2018 года № 98 «Об утверждении Правил организации и ведения налогового учета индивидуальными предпринимателями, на которых в соответствии с Законом РК от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности»»

Приказ Министра финансов РК от 1 февраля 2018 года № 97 «Об утверждении формы налоговой учетной политики для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации»

Приказ Министра финансов РК от 7 сентября 2010 года № 444 «Об утверждении учетной политики» (в государственных учреждениях)

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 25 сентября 2018 года на вопрос от 21 сентября 2018 года № 516087 (dialog.egov.kz) «Выбранные методы отнесения в зачет суммы НДС должны быть предусмотрены в налоговой учетной политике»

Ответ Министра финансов РК от 12 марта 2018 года на вопрос от 5 марта 2018 года № 487379 (dialog.egov.kz) «Если учетная политика содержит порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых организацией операций, то наличие отдельно утвержденных внутренних документов, регламентирующих такой прядок, необязательно»

Разъяснения специалистов

В соответствии со статьей 276 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» отсутствие у налогоплательщика учетной документации и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан, - влекут предупреждение.

Действия, предусмотренные частью первой указанной статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семидесяти пяти МРП .

Примечание. Под отсутствием у налогоплательщика учетной документации понимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной политики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Обращаем внимание, что подборка обновляется по мере поступления нового материала до конца текущего календарного года, и надеемся, что предложенные ИС Параграф «Бухгалтер» материалы помогут избежать ошибок, оградить от штрафов, пени и судебных исков.

Семинар

Учётная налоговая политика: основные требования

№ п/п

Наименование

Ссылка

Налоговая политика

Налоговая политика — совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков

Статья 10 Налогового кодекса

Налоговый учёт и учётная документация

Налоговый учёт — процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учётной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчётности.

Сводный налоговый учёт — налоговый учёт, осуществляемый уполномоченным представителем участников договора о совместной деятельности как сводно по такой деятельности, так и по доле участия каждого участника договора о совместной деятельности. Налоговый учёт основывается на данных бухгалтерского учёта. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности.

Формы налоговых регистров, служащие для обобщения и систематизации информации в налоговых целях, составляются таким образом, чтобы обеспечить:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода;

2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчётности;

3) достоверное составление налоговой отчётности;

4) предоставление информации органам налоговой службы для налогового контроля.

Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, по деятельности, на которую распространяются такие специальные налоговые режимы, утверждают налоговую учётную политику, разработанную самостоятельно по форме, установленной уполномоченным органом.

Налоговая учётная политика — принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учёта с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Налоговая учётная политика может быть включена в виде отдельного раздела в учётную политику, разработанную в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности.

Учетная документация включает в себя:

1) бухгалтерскую документацию — для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности возложена обязанность по её ведению;

2) налоговые формы;

3) налоговую учётную политику;

4) иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Статья 56 Налогового кодекса

Требования к налоговой учётной политике

В налоговой учётной политике должны быть установлены следующие положения:

1) формы и порядок составления налоговых регистров, разработанных налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно;

2) перечень осуществляемых видов деятельности согласно общему классификатору видов экономической деятельности, утверждённому уполномоченным государственным органом по стандартизации;

3) наименование должностей лиц, ответственных за соблюдение учётной налоговой политики;

4) порядок ведения раздельного налогового учёта в случае осуществления видов деятельности, для которых настоящим Кодексом предусмотрены различные условия налогообложения, с соблюдением правил, установленных статьёй 58 настоящего Кодекса;

5) порядок ведения раздельного налогового учёта в случае осуществления операций по недропользованию;

6) выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, а также отнесения в зачёт налога на добавленную стоимость, предусмотренные настоящим Кодексом;

7) политика определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования, методика оценки степени эффективности хеджирования;

8) политика учёта доходов по исламским ценным бумагам.

9) нормы амортизации по каждой подгруппе, группе фиксированных активов с учётом положений пункта 2 статьи 120 настоящего Кодекса;

10) в случае выписки в соответствии с настоящим Кодексом счетов-фактур структурными подразделениями юридического лица-резидента, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, — в разрезе структурных подразделений, выписывающих счета-фактуры:

код каждого из таких структурных подразделений, используемый в нумерации счетов-фактур для идентификации таких структурных подразделений;

максимальное количество цифр, применяемое в нумерации счетов-фактур при их выписке.

— Налоговая учётная политика по совместной деятельности разрабатывается и утверждается участниками договора о совместной деятельности в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом.

— Действие установленных в налоговой учётной политике положений, предусмотренных подпунктами 1), 4) — 6) пункта 1 данной статьи, распространяется на календарный год.

— При осуществлении видов деятельности, ранее не указанных в налоговой учётной политике, налогоплательщик (налоговый агент) должен внести соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую учётную политику.

— Изменение и (или) дополнение налоговой учётной политики осуществляются налогоплательщиком (налоговым агентом) одним из следующих способов:

1) утверждение новой налоговой учётной политики или нового раздела учётной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности;

2) внесение изменений и (или) дополнений в действующую налоговую учётную политику или в раздел действующей учётной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности.

— Не допускается внесение налогоплательщиком (налоговым агентом) изменений и (или) дополнений в налоговую учётную политику:

1) проверяемого налогового периода — в период проведения комплексных и тематических проверок;

2) обжалуемого налогового периода — в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, с учётом восстановленного срока подачи жалобы.

Статья 60 Налогового кодекса

Налоговые формы и порядок их составления

Налоговые формы включают в себя:

Статья 61 Налогового кодекса

Налоговая отчётность

Налоговая отчётность — документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, который содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений.

Налоговая отчётность включает в себя налоговые декларации, расчёты, приложения к ним, подлежащие составлению и представлению налогоплательщиком (налоговым агентом) по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, а также отчётность по мониторингу, представляемую крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу. Формы налоговой отчётности и правила их составления утверждаются уполномоченным органом с учётом положений статей 65 — 67 настоящего Кодекса

Статья 63 Налогового кодекса

Налоговое заявление

Налоговое заявление — документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в орган налоговой службы с целью реализации его прав и исполнения обязанностей в случаях, установленных настоящим Кодексом.

Формы налоговых заявлений утверждаются уполномоченным органом

Статья 75 Налогового кодекса

Налоговые регистры

Налоговый регистр — документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением.

— Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учёта, указанных в пункте 3 статьи 56 настоящего Кодекса.

— Формирование данных налогового учёта осуществляется путем отражения информации, использующейся для целей налогообложения, в хронологическом порядке и с обеспечением преемственности данных налогового учёта между налоговыми периодами (в том числе по операциям, результаты которых учитываются в нескольких налоговых периодах, оказывают влияние на размер объекта обложения в последующие налоговые периоды либо переносятся на ряд лет).

— Налоговые регистры ведутся в виде специальных форм. Формы налоговых регистров и порядок отражения в них данных налогового учёта разрабатываются налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно, за исключением форм налоговых регистров, установленных уполномоченным органом, и утверждаются в налоговой учётной политике.

— Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, подписавшие их.

Налоговые регистры включают в себя:

1) налоговые регистры, составляемые налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно по формам, установленным налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговой учётной политике с учётом положений статьи 56 настоящего Кодекса;

2) налоговые регистры, составляемые налогоплательщиком (налоговым агентом), формы и правила составления которых устанавливаются уполномоченным органом.

Налоговые регистры должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование регистра;

2) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

3) период, за который составлен регистр;

4) фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, ответственного за составление регистра.

Уполномоченный орган вправе устанавливать формы налоговых регистров для отражения информации по:

1) применению освобождения от налогообложения, уменьшения налогооблагаемого дохода по корпоративному подоходному налогу, инвестиционным налоговым преференциям;

2) определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам;

3) производным финансовым инструментам;

3-1) суммам управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента, отнесенным на вычеты его постоянным учреждением в Республике Казахстан;

3-2) имуществу, переданному в финансовый лизинг;

В случае ведения налоговых регистров на бумажных носителях исправление ошибок в таких налоговых регистрах должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесённых исправлений.

Налоговые регистры представляются должностным лицам органов налоговой службы при проведении документальных налоговых проверок на бумажных носителях и (или) на электронных носителях — по требованию должностных лиц органов налоговой службы, осуществляющих проверку

Статья 77 Налогового код

Автор: Журнал «Бухгалтер-Налоги. Учет. Анализ. Комментарии»

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учетная политика

Документ, аналогичный бухгалтерской учетной политике, но применяемый в целях налогообложения, сложнее составить из-за того, что каких-либо указаний и рекомендаций по его составлению нет. Поэтому бухгалтерам только и остается, что разрабатывать налоговую политику приблизительно так же, как и бухгалтерскую, но руководствуясь нормами налогового законодательства. В данной статье мы предлагаем выделить основное, что следует указать в этом немаловажном документе в части тех налогов, плательщиком которых признается спортивное учреждение.

Что такое налоговая политика?

Налоговая политика, как и бухгалтерская, утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения (организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом налоговая политика, принятая вновь созданным юридическим лицом, утверждается не позднее окончания первого налогового периода, а применяется со дня со­здания организации или учреждения. Учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений юридического лица (п. 12 ст. 167 НК РФ). Если учреждение физической культуры и спорта начало заниматься новыми видами деятельности, то оно должно в своей налоговой политике определить принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ), что можно сделать в течение налогового периода.

Бухгалтеру нет необходимости каждый год утверждать учетную политику для целей налогообложения заново, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов налогообложения производится при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в налоговую политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений (ст. 313 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 27.06.2014 № ГД-4-3/12247).

Налог на прибыль

Раздельный учет. Требование о ведении названного учета для налогоплательщиков, получающих средства целевого финансирования, установлено пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего эти средства, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Как именно вести раздельный учет доходов и произведенных за их счет расходов, в гл. 25 НК РФ не сказано, поэтому данный неурегулированный момент бухгалтер должен прояснить в налоговой политике.

Например, если в бухгалтерском учете учреждения доходы и расходы разделяются между уставной (целевой необлагаемой) и прибыльной (облагаемой) деятельностью, то регистры бухгалтерского учета могут быть использованы и как налоговые регистры, в которых ведется требуемый гл. 25 НК РФ раздельный учет. Если же в регистрах бухучета недостаточно информации, то налогоплательщик вправе сам дополнить их необходимыми реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные налоговые регистры (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

Важно разграничить расходы на управление учреждением и другие затраты, относящиеся ко всем видам деятельности (так называемые косвенные). Изначально последние должны финансироваться за счет необлагаемых целевых поступлений, поскольку связаны с уставной деятельностью учреждений физической культуры и спорта. Но часть таких затрат может финансироваться еще и за счет приносящей доходы деятельности. Разделение косвенных расходов производится исходя из фактических объемов их финансирования.

Амортизируемое имущество. Правила определения такого имущества прописаны в ст. 256 НК РФ и их дополнять не нужно. Другое дело, что в налоговой политике следует выбрать метод начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ) – линейный или нелинейный. Практика показывает, что выбор чаще делается в пользу более простого, хотя для снижения налоговой нагрузки лучше предпочесть сложный метод начисления амортизации.

Выбранный метод применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Также вне зависимости от установленного в учетной политике для целей налогообложения метода линейный метод применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8-ю – 10-ю амортизационные группы, независимо от срока их ввода в эксплуатацию (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Допускается по решению руководителя, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, начисление амортизации по нормам ниже установленных гл. 25 НК РФ. Такое решение о фактическом применении понижающего коэффициента закрепляется вместе с выбором метода начисления амортизации. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость таких объектов определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизационная премия. Напомним, под такой премией подразумеваются капитальные расходы, которые можно учесть единовременно в размере не более 10% (30% – в отношении ОС 3-й – 7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (исключение – полученные безвозмездно основные средства); расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

В частности, названная премия предусмотрена для амортизируемого имущества. Между тем не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому лишь в части «предпринимательских» объектов ОС спортивного учреждения может применяться амортизационная премия.

Применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью налогоплательщика. А значит, использование этого права должно быть закреплено в учетной политике учреждения для целей налогообложения, в которой нужно прописать размер данной премии и перечень объектов, к которым она применяется.

Материальные расходы. При определении размера данных затрат при списании сырья и материалов, используемых для оказания услуг, в налоговой политике устанавливается один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ): по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). В аналогичном порядке бухгалтер учреждения может оценить покупные товары, приобретенные для перепродажи, что также надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Прямые и косвенные расходы. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). В названной статье дан перечень рекомендованных затрат, которые могут считаться прямыми, все остальные – это косвенные. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (абз. 8 п. 1 ст. 318).

Заметим, из приведенных норм следует, что деление расходов на прямые и косвенные обязательно для всех налогоплательщиков, как производящих продукцию, продающих товары, так и выполняющих работы и оказывающих услуги. Другой вопрос, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации, как и в случае с косвенными. Но в декларации по налогу на прибыль данные виды затрат все же показываются отдельно [1] .

Резервирование расходов. Плательщики налога на прибыль – некоммерческие организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Государственное (муниципальное) учреждение самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в налоговой политике виды расходов, в отношении которых создается резерв (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Из наиболее часто встречающихся можно выделить расходы на ремонт (дорогостоящий) объектов ОС, а также на оплату отпусков персонала, пик которых приходится на лето.

Отдельно в учетной политике для целей налогообложения нужно сказать о резерве по сомнительным долгам. Он создается не столько в целях равномерного списания затрат, сколько для заблаговременного списания части задолженности, которая впоследствии из разряда сомнительной перейдет в разряд безнадежной. Поэтому в налоговой политике при формировании данного резерва целесообразно дать ссылку не на общую для некоммерческих организаций ст. 267.3 НК РФ, а на специальную ст. 266.

Как показывает практика, для резервирования расходов целесообразно предусмотреть отдельный налоговый регистр, в котором и отражать резервы по разным видам предстоящих расходов. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и устанавливает приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки (пп. 14 п. 2 ст. 149);
  • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (абз. 6пп. 4 п. 2 ст. 149);
  • реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3 ст. 149);
  • предоставление в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий (пп. 13 п. 2 ст. 149).
Перечисленные операции относятся к необлагаемым (освобожденным от налогообложения). Все остальные операции, например реализация спортивных товаров и атрибутики, оказание консультационных и рекламных услуг спонсорам, не относящихся к образовательным, и другие не поименованные в ст. 149 НК РФ операции – облагаемые.

Нет необходимости перечислять в учетной политике спортивного учреждения облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении. В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. Фактически его базовые правила описаны в гл. 21 НК РФ и их не нужно дублировать в налоговой политике. В ней необходимо указать способ разделения НДС, предъявленного поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Способ на самом деле простой: пропорция разделения «входного» НДС по косвенным расходам определяется исходя из доли стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период. Данная доля как раз и определяет ту часть НДС, которая включается в стоимость товаров (работ, услуг) и не предъявляется к вычету. Вся остальная часть «входного» НДС ставится к вычету в уменьшение налога, начисленного с облагаемых операций. Все это позаимствовано из п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ. Зачем же это прописывать в налоговой политике?

Дело в том, что в учетной политике, вернее, в приложениях к ней, конкретизируются операции, не подлежащие и подлежащие обложению. Кроме этого, в ней легче описать налоговые правила, например, о том, что по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, бухгалтер вправе определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Проще говоря, пропорция определяется ежемесячно и лишь в последнем месяце – в целом за квартал.

Помимо этого, конкретизируя в учетной политике раздельный учет, бухгалтер получает дополнительный аргумент для правомерного применения освобождения от НДС, прописанного в ст. 149 НК РФ. Ведь именно в данной статье установлено требование о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций.

Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками так называемых обезличенных предоплат (под осуществление облагаемых и необлагаемых операций). Чаще всего данные авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может определить налоговую природу аванса (облагаемый или необлагаемый). Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять документы (договоры, счета на предоплату и т. д.) правильно, не допуская неопределенности в квалификации «авансовой» операции для целей налогообложения.

Куда нужно представлять налоговую политику?

Подведем итог. Нет необходимости переписывать в налоговой политике учреждения физической культуры и спорта нормативные акты. Нужно указать только те моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, а также описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. В статье мы выделили наиболее распространенные вопросы, включаемые в налоговую политику таких учреждений. Рассмотрены два налога – НДС и налог на прибыль, так как именно в части их учета есть варианты и налогоплательщику нужно принять решение самостоятельно. Что касается иных налогов, например налога на имущество и транспортного, при их исчислении на федеральном уровне все четко и предельно ясно установлено, налогоплательщику не из чего выбирать, разве что региональные власти иногда предоставляют возможность определиться с тем или иным нюансом налогообложения. Но такое встречается редко, поскольку любая неопределенность может обернуться налоговыми спорами. А при их разрешении грамотно написанная налоговая политика – это достаточно весомый аргумент в пользу налогоплательщика, который ревизорам сложно оспорить, в том числе в суде.

[1] Приложение 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утв. Приказом ФНС РФ от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@.

Читайте также: