Налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль

Опубликовано: 29.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Федеральной налоговой службы от 5 мая 2021 г. "Сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 год"

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году*

Справочно:
Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%

Приложение № 3
к Приказу ФНС России
от 30.05.07 № ММ-3-06/333@

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2020 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %
ВСЕГО 10,0 3,5
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство - всего 3,8 4,7
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 2,7 4,3
лесоводство и лесозаготовки 8,0 7,2
рыболовство, рыбоводство 9,6 6,2
Добыча полезных ископаемых - всего 35,2 2,2
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего 46,5 1,5
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 9,2 3,4
Обрабатывающие производства - всего 8,1 2,1
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 16,9 1,6
производство текстильных изделий, одежды 8,8 4,0
производство кожи и изделий из кожи 11,3 5,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,2 3,2
производство бумаги и бумажных изделий 3,4 2,0
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,6 3,7
производство кокса и нефтепродуктов 7,7 0,3
производство химических веществ и химических продуктов 0,6 2,2
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 2,3
производство резиновых и пластмассовых изделий 7,2 2,4
производство прочей неметаллической минеральной продукции 9,1 3,1
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 3,4 1,9
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 10,3 4,1
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 11,8 4,8
производство электрического оборудования 8,0 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 5,4 4,9
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,9 1,6
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего 7,3 2,5
производство, передача и распределение электроэнергии 8,2 2,3
производство и распределение газообразного топлива 3,6 1,8
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,2 4,2
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений - всего 9,6 4,6
Строительство 10,7 3,9
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - всего 3,0 1,0
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 3,6 0,9
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,6 0,7
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 4,0 2,1
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - всего 10,3 6,1
Транспортировка и хранение - всего 6,0 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 4,8 7,1
деятельность трубопроводного транспорта 5,0 2,7
деятельность водного транспорта 1,8 2,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,7 10,1
Деятельность в области информации и связи - всего 17,3 5,5
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 22,5 5,4
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 20,3 8,0

* - Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах

Приложение № 4
к Приказу ФНС России
от 30.05.07 № ММ-3-06/333@

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2020 год
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рентабельность активов, %**
Всего 9,9 4,5
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 22,9 8,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 20,8 7,8
лесоводство и лесозаготовки 4,5 отр.
рыболовство и рыбоводство 52,2 15,6
добыча полезных ископаемых 23,0 8,3
добыча угля 3,0 отр.
добыча сырой нефти и природного газа 19,8 9,6
добыча металлических руд 81,4 27,9
добыча прочих полезных ископаемых 32,8 6,6
обрабатывающие производства 12,2 5,8
производство пищевых продуктов 9,5 8,7
производство напитков 10,6 6,9
производство табачных изделий 28,7 19,6
производство текстильных изделий 11,8 5,6
производство одежды 16,3 9,9
производство кожи и изделий из кожи 4,9 2,2
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и материалов для плетения
12,6 -
производство бумаги и бумажных изделий 15,6 7,2
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 13,8 10,4
производство кокса и нефтепродуктов 5,3 2,9
производство химических веществ и химических продуктов 21,6 3,9
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 42,3 15,3
производство резиновых и пластмассовых изделий 11,2 9,7
производство прочей неметаллической минеральной продукции 12,7 5,8
производство металлургическое 25,2 15,9
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 11,9 4,9
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 10,3 3,7
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 13,5 4,7
производство электрического оборудования, 8,8 6,6
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 1,4 1,9
производство прочих транспортных средств и оборудования 9,0 1,3
производство прочих готовых изделий 11,6 8,1
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 8,4 2,6
производство, передача и распределение электроэнергии 11,9 5,0
производство и распределение газообразного топлива 1,9 отр.
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. отр.
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
3,2 2,5
строительство 8,1 2,5
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 5,1 3,1
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 3,8 7,8
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 5,4 1,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 4,9 8,0
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания отр. отр.
транспортировка и хранение 3,4 1,6
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки 3,3 отр.
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки отр. 2,1
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 4,0 4,0
деятельность трубопроводного транспорта 9,5 3,7
деятельность водного транспорта 8,6 5,4
деятельность воздушного и космического транспорта отр. отр.
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 2,9 0,7
деятельность в области информации и связи 12,8 5,9
деятельность финансовая и страховая 34,7 1,1
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 24,3 7,1
научные исследования и разработки 8,5 1,5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 19,3 2,6
образование 9,5 4,7
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 9,9 6,2
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 7,8 4,7

* Рентабельность проданных товаров, (продукции, работ, услуг) - соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность

** Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность.

Обзор документа

Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

 Фото: iStock

По словам вице-премьера Юрия Борисова, правительство вынужденно пошло на изменение уже принятых правил налогообложения. "Надеемся, что это краткосрочные, пожарные меры, и после 2021-2022 года можно будет вернуться к преференциям", - подчеркнул Борисов, выступая на Тюменском нефтегазовом форуме. Он отметил, что дополнительные расходы бюджета из-за пандемии в этом году составили примерно 4 трлн рублей. "Они требуют возмещения, и для Минфина, который отвечает за баланс нашего бюджета, такое решение наиболее простое", - сказал вице-премьер.

Фото: iStock

Фото: iStock

Если вкратце говорить о предложенных изменениях, то они предполагают отмену целого ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), некоторых преференций по уплате экспортной пошлины на нефть и коэффициента выработанности запасов, который применялся при расчете налоговых выплат. Взамен компаниям, которые пока получают перечисленные фискальные послабления, предлагается перейти на налог на добавленный доход (НДД), пилот которого был запущен в 2019 году для 5 групп месторождений Западной и Восточной Сибири, Каспия и Арктики. Теперь, кроме этих регионов, применять НДД станет возможно для участков недр на Северном Кавказе, Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Но условия НДД также ужесточаются.

В пресс-службе Минфина "РГ" подчеркнули, что предлагаемая корректировка параметров НДД в долгосрочной перспективе не приведет к сокращению добычи нефти. Принимаемые меры позволят оптимизировать предоставление налоговых льгот в нефтяной отрасли, а также компенсировать выпадающие доходы бюджета, объем которых в 2019 году превысил запланированные показатели (по НДД) и составил порядка 200 млрд рублей.

"Переход участков с льготой по выработанности на НДД по-разному будет отражаться на активах",- говорит директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. - Где-то это позволит ввести в разработку нерентабельные в текущих условиях запасы. Но в среднем по отрасли нагрузка немного вырастет.

В невыгодном положении оказались проекты по добычи сверхвязкой нефти в Волго-Уральском районе и Западной Сибири, а также отдельные месторождения сложные для разработки почти во всех нефтеносных провинциях нашей страны. Для них отмена льгот означает снижение рентабельности производства. Если принятые меры временные, то в период действия ОПЕК+ падение или даже остановка добычи на этих участках не окажет особого влияния на ее общие объемы. Но после окончания сделки в 2022 году, когда производство нужно будет наращивать, это способно сильно затормозить процесс восстановления.

"В переходе с многочисленных льгот на единый налоговый режим - НДД, есть здравое зерно", - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Но очередное изменение правил игры может серьезно сказаться на инвестициях в отрасль, которой необходима налоговая стабильность. В совокупности же, это поставит под удар все проекты так или иначе связанные с отменяемыми преференциями. Невозможно изъять из отрасли 200 млрд рублей без ущерба для нее. Если раньше мы говорили о перспективах роста добычи после сделки ОПЕК+, то теперь же в лучшем случае придется очень стараться хотя бы выйти на уровень 2018-2019 годов. Причем его еще нужно будет удержать, ведь если добыча начнет падать, то и налоговые поступления расти не будут, сказал Симонов.

Фото: iStock

Фото: iStock

Отдельных слов заслуживает еще то, что ожидаемое снижение инвестиций вероятнее всего приведет к отмене или переносу запуска части новых проектов компаний, связанных с трудноизвлекаемой нефтью, проектов на шельфе, а также работ по созданию инновационных технологий разведки и добычи. А это значит, что нововведения затронут рынок труда, промышленность, науку и негативно скажутся на выполнении программы импортозамещения.

В Минэнерго тему комментировать отказались.

Режим НДД для сверхвязкой нефти может появиться не раньше 2024 г.

Москва, 28 апр - ИА Neftegaz.RU. Минфин РФ считает, что Венское соглашение ОПЕК + нанесло более сильный удар по российской нефтяной отрасли промышленности, чем отмена льгот, не торопясь с их возвращением.
Позицию министерства обозначил замминистра финансов РФ А. Сазанов 27 апреля 2021 г. в рамках Национального нефтегазового форума на выставке Нефтегаз - 2021.

Это тот самый А. Сазанов, который назвал НДД самой большой ошибкой в своей карьере.

Тезисы от А. Сазанова:

  • даже с учетом отмены льгот и, принимая во внимание девальвацию рубля и цену нефти, которая сейчас есть, если бы не было ограничения ОПЕК + , операционный денежный поток в отрасли в 1 м квартале 2021 г. был бы выше, чем в 2019 и 2020 гг.,
  • в течение 2021 г. каких-то резких шагов по донастройке налогового режима в нефтегазовом секторе не планируется,
  • поскольку сейчас действует сделка ОПЕК + , есть ограничения по добыче, Минфин будет исходить из того, что режим НДД для сверхвязкой нефти (СВН) может появиться не раньше 2024 г.,
  • в части сверхвязкой нефти действительно поступил к нам ряд обращений, в т.ч. от субъектов РФ - Татарстана и республики Коми,
  • мы будем прорабатывать режим налога на добавленный доход (НДД) для сверхвязкой нефти,
  • не думаю, что это будет отдельная группа, скорее всего, это все равно будет 3 я группа, возможно мы посмотрим пределы по затратам,
  • плодить группы не нужно, надо максимально ужиматься в те группы, которые сейчас уже созданы по НДД.
Проблемы в нефтегазе России случились не сегодня.
За пару лет нефтегазовые доходы бюджета страны упали почти на 3,8 трлн рублей!
Для страны, которую власти посадили на нефтегазовую иглу, это очень много.
Нужно чем- то восполнить выпавшие доходы.
Но, соответственно, упали доходы и компаний нефтегаза РФ.
Когда власти попробовали это сделать за счет компаний нефтегаза, те возмутились.

Напомним, что в 2020 г. были приняты изменения в налоговой сфере, которые привели к значительному увеличению налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль промышленности.
С 1 января 2021 г. для месторождений с выработанностью более 80% и СВН отменены понижающие коэффициенты:

  • к ставкам налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • на экспортную пошлину.
Причем наибольший негативный эффект пришелся пришелся именно на СВН, где налоговая нагрузка увеличивалась почти в 25 раз.


В презентации Татнефти на ННФ-2021 указывается, что компания вынуждена будет снизить налоговые отчисления в бюджеты на 1 трлн руб. из-за отмены льгот по вязкой нефти.
Однако, по мнению А. Сазанова, эта оценка слишком пессимистичная.

Российские ВИНКи и руководство нефтедобывающих регионов мнение Минфина не разделяют и стремятся привлечь к проблеме внимание.
К В. Путину обратились:

  • глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов на совещании о повышении инвестиционной активности 11 марта 2021 г. попросил дать поручение правительству РФ найти решение по стимулированию проектов СВН, а также по развитию высокообводненных и выработанных месторождений;
  • с аналогичной просьбой обращался президент Татарстана Р. Минниханов;
  • губернатор Н. Комарова заявила, что ХМАО будет добиваться льгот для добычи СВН до 2024 г.
По итогам совещания 11 марта В. Путин поручил правительству РФ проработать в рамках параметров НДД вопрос о стимулировании:
  • добычи вязкой нефти и СВН,
  • добычи нефти из высокообводненных скважин,
  • добычи трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
А. Сазанов тогда дерзко заявил:
  • просьба ЛУКОЙЛа о переводе месторождений на НДД с 2022 г. приведет к выпадающим доходам бюджета,
  • но поручение президента будет проработано.
Минфин предлагает нефтяникам перейти на НДД, но в условиях падения доходов те назвали его нынешние параметры экономически неэффективными.
Для роста добычи на таких проектах ВИНКи просят выделить для ТрИЗ и шельфовых проектов отдельную категорию в НДД.
По этому поводу Минфин заявлял, что это будет возможно не ранее 2024 г., что также не устраивает нефтегаз, поскольку компаниям необходимо планировать инвестиции, а отрасли в целом - адекватно подготовиться к наращиванию добычи после истечения срока действия ограничений по соглашению ОПЕК + в 2022 г.

Суета вокруг НДД происходит, поскольку этот новый налог тестируется с 2019 г. на отдельных месторождениях.
Налог позволяет учитывать экономику месторождений и разрабатывать даже сложные нерентабельные запасы нефти и газа.
Нефтяники, потупив взор, предлагали заменить рентный налог НДПИ на НДД.
Но когда нефтегаз недоплатил 213 млрд руб. из-за тестирования НДД, Минфин сильно разочаровался.

. не хлебом единым.
А. Сазанов поговорил и о нефтепеработке, сообщив, что Роснефть с Минфином пока лишь изучают возможные меры налоговой поддержки для проекта Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК).

A worker looks at a pump jack at an oil field Buzovyazovskoye owned by Bashneft company north from Ufa, Bashkortostan, Russia, July 11, 2015. REUTERS/Sergei Karpukhin/File Photo

МОСКВА (Рейтер) - Ужесточение налогового режима для нефтяной отрасли РФ c 2021 года может сделать российские компании более сговорчивыми в отношении дальнейшего сотрудничества с партнерами в рамках ограничивающей добычу сделки ОПЕК+.

Одобренная в октябре президентом РФ Владимиром Путиным налоговая реформа в нефтяной отрасли позволит России частично залатать бюджетные дыры, образовавшиеся в результате удара пандемии COVID-19, но сделает добычу на зрелых месторождениях, а также участках с высоковязкой нефтью, более дорогой.

Налоговое новшество может подтолкнуть российских нефтяников принимать предложения ОПЕК и партнеров по ограничительному пакту более охотно, отправив желание бороться за долю на рынке на второй план, говорят аналитики.

Россия и ее партнеры по ОПЕК+ договорились ограничить добычу нефти на 7,7 миллиона баррелей в сутки, или примерно 8,5% мирового потребления, в борьбе за оздоровление рынка.

"Мне кажется, что налоговые изменения в нефтяной отрасли были разработаны с учетом сделки ОПЕК+ и её влияния на добычу российских компаний. С ростом налогов компании стали менее чувствительны к вопросам наращивания нефтедобычи в некоторых сегментах, таких как высоковязкая нефть", - сказал аналитик Bank of America Merrill Lynch Карен Кастанян.

Комплексная налоговая реформа в нефтяной отрасли РФ проводится с 2021 года в отношении определенных регионов и видов добываемого сырья. Главным образом, она распространяется на зрелые месторождения и проекты с высоковязкой нефтью, используемой, в том числе, для производства широкого спектра нефтепродуктов.

Renaissance Capital написал в аналитической записке, что в 2021 году власти РФ соберут с нефтегазовой отрасли в виде налогов 6 триллионов рублей, или 32% общих бюджетных доходов, при цене на сорт российской нефти Urals $45,3 за баррель. Министр энергетики РФ Александр Новак сказал в сентябре, что ужесточение налогообложения нефтяной отрасли не повлияет на цели добычи в рамках долгосрочной энергостратегии. Вопросы налогообложения и соответствия России сделке ОПЕК+ находятся в разных плоскостях.

Однако финансовый интерес качать меньше нефти может сделать дискуссии нефтяных компаний РФ в отношении ограничений более гладкими, считают аналитики.

Альянс ОПЕК+ планирует смягчить ограничения с января 2021 года, однако неопределенность, вызванная второй волной пандемии, может подорвать этот план.

Слово за Путиным

Владимир Путин принимает ключевые решения в России, в том числе, в нефтяной отрасли, которая является дойной коровой бюджета.

Путин сказал в четверг, что не исключает продления существующих ограничений мировой добычи нефти или даже еще большего сокращения добычи в рамках ОПЕК+, но пока не видит такой необходимости.

Новак регулярно проводит совещания с крупнейшими нефтяными компаниями РФ, включая Роснефть и Лукойл, для сверки часов перед решением о позиции России в сделке ОПЕК+.

Глава крупнейшей нефтяной компании РФ Игорь Сечин долгое время критиковал сотрудничество России с ОПЕК, но последнее слово всегда оставалось за Путиным. Роснефть и Лукойл не ответили на запрос Рейтер о комментарии.

Накануне глава Лукойла Вагит Алекперов сказал, что следующий год компания посвятит диалогу с властями о налоговой политике, поскольку без него компания не сможет даже к 2023 году выйти на показатели 2019 года, передавали российские СМИ.

Министерство финансов РФ сообщило в ответ на запрос Рейтер, что налоговые инициативы в долгосрочной перспективе не должны привести к снижению добычи нефти при условии, что компании будут осуществлять инвестиции.

Для быстрого восстановления добычи после окончания сделки власти РФ планируют создать фонд незаконченных скважин. В течение двух лет компании будут бурить скважины, которые, по замыслу властей, также сдержат экспансию иностранных нефтесервисных компаний в России. Нефтяные компании РФ получат на эти цели кредиты на сумму 300-400 миллиардов рублей. Средняя по объемам добычи нефти Татнефть сообщила на прошлой неделе, что из-за нового налогового режима не планирует вводить проекты с высоковязкой нефтью, которая является будущей точкой роста для компании, эксплуатирующей в основном истощенные месторождения.

Дополнительная налоговая нагрузка на проекты с высоковязкой нефтью также затронет Лукойл и Газпромнефть. Роснефть, несмотря на рост налогового бремени для некоторых своих проектов, смогла добиться от властей налоговых поблажек для нескольких других проектов, обещая добывать на них больше нефти.

Владимир Солдаткин, Олеся Астахова

(При участии Дарьи Корсунской. Редактор Дмитрий Антонов)

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 год. Татьяна Амелина, генеральный директор компании «Невская Перспектива», рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

деятельность трубопроводного транспорта

деятельность водного транспорта

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:

  • сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
  • величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:

  • НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:

  • сумма налога берется из строки 133, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 273, 280, раздела 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов — из строки 113, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 213, раздела 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:

  • величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
  • сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ ÷ Общая сумма доходов от этой деятельности × 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.

Также просматриваются суммы страховых взносов — не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Читайте также: