Налоговая это правоохранительный орган

Опубликовано: 03.05.2024

Налоговые органы – правоприменительные органы, т.е. решая поставленные профессиональные задачи, действуют в строгом соответствии с налоговым и иным законодательством. Отсутствие в законодательстве определения термина «правоохранительные органы» позволяет отдельным юристам – теоретикам относить налоговые органы к правоохранительным, «обосновывая» это наличием у налоговых органов компетенции по реагированию на налоговые и административные правонарушения. Однако при отнесении того или иного органа к правоохранительным, следует руководствоваться иными критериями и ориентирами. Общеизвестно, что правоохранительная деятельность складывается из относительно разнообразных, но строго определенных функций: 1) конституционного контроля; 2) правосудия; 3) организационного обеспечения деятельности судов; 4) прокурорского надзора; 5) выявления и расследования преступлений; 6) оказания юридической помощи. Каждое из направлений деятельности является прерогативой отдельно взятого правоохранительного органа и направлено на выполнение «своих» результатов. Ни одно из этих направлений деятельности не основополагающее для налоговых органов. Поэтому налоговые органы не могут быть правоохранительными органами. Всякий правоохранительный орган – правоприменительный, но далеко не всякий правоприменительный орган – правоохранительный.

Решение задачи по осуществлению налогового контроля реализуется в форме:

– проверки соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства;

– применения налоговых санкций за нарушения налогового законодательства.

Учет налогоплательщиков – основа основ деятельности налоговых органов, их первая обязанность. Налоговые органы обязаны принимать необходимые меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах, они несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков. Одновременно, налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны встать на учет в налоговых органах. Органы, осуществляющие регистрацию организаций, предпринимателей без образования юридического лица, выдающие лицензии, свидетельства частным нотариусам и частным детективам и охранникам, обязаны сообщать об этом в налоговые органы. Аналогичная обязанность предусмотрена в ст. 85 части первой НК РФ и в отношении органов, осуществляющих регистрацию места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним. Банки и кредитные учреждения не вправе открыть счета организациям, индивидуальным предпринимателям, не имеющим свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Соблюдение налогового законодательства – осуществляется посредством проведения камеральных и выездных налоговых проверок. При этом может проверяться только деятельность налогоплательщика за три календарных года, предшествовавших году проведения проверки. В связи с налоговой проверкой, налоговый орган может истребовать у других лиц (юридических, физических), документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Применение налоговых санкций за налоговые правонарушения – не менее ответственная сфера деятельности налоговых органов. Формальные основания для привлечения налогоплательщика к ответственности содержатся в акте выездной налоговой проверки, составляемом не позднее двух месяцев после окончания проверки. В акте должны указываться документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (если такие выявлены) выводы и предложения по устранению нарушений, ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за конкретное налоговое правонарушение. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) могут вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. После чего налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, установленных статьями главы 16 части первой НК РФ. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.




Осуществление контрольной деятельности государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие как специальных контрольных, так и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия. От того, насколько четко налажено взаимодействие данных органов, во многом зависит эффективность своевременной уплаты налогов и сборов, а также обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Налоговые органы наделены широким кругом прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям законодательства о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок применения. В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов; в случаях, предусмотренных законодательством, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Количественный и качественный рост преступлений экономической направленности закономерно возлагает основные функции по борьбе с финансовыми правонарушениями, в том числе по их предупреждению, на долю внутренних дел и их подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.

Необходимость взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами (в частности, органами внутренних дел и таможенными органами) обусловлена следующим.

Во-первых, важность борьбы с налоговыми правонарушениями обусловлена тем фактом, что она позволяет сокрыть финансовую базу, в которой возникают и функционируют преступность и коррупция (так, в налоговые органы налогоплательщики умышленно не представляют налоговую отчетность в 40% случаев). Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел. Среди выработанных практикой методов подобного взаимодействия можно назвать: обмен оперативной информацией о нарушениях законодательства о налогах и сборах; оказание налоговым органам помощи в изъятии документации, проведение совместных проверок по сохранности денежных сумм и материальных ценностей на проверяемых объектах.
Общность задач, выполняемых органами внутренних дел и налоговыми органами в сфере налогов и сборов, обусловливает необходимость их взаимодействия. В данном случае прежде всего имеется в виду обмен информацией, составляющей налоговую тайну, и материалами по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах, а также проведение совместных проверок налогоплательщиков. Органы внутренних дел по согласованию с налоговыми органами могут участвовать в обеспечении личной безопасности при проведении контрольных проверок. Оказывая практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, органы внутренних дел обязаны обеспечивать принятие мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Приказ МВД России и МНС России №76/АС-3–06/37 от 22.01.2004 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» урегулировал условия и порядок проведения мероприятий, необходимость в которых возникла после упразднения Федеральной службы налоговой полиции, – совместные выездные проверки налогоплательщиков органами внутренних дел и налоговыми органами, а также межведомственный обмен информацией о налоговых правонарушениях. Передача материалов органами внутренних дел в налоговые органы осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия решения.

Во-вторых, необходимость взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел и таможенными органами в Российской Федерации обусловлена тем, что один из приоритетов государства – содействие развитию внешней торговли – может быть достигнут лишь при выработке согласованных позиций как налоговых, так и таможенных органов, основанных на приоритете соблюдения законных прав субъектов внешней торговли. Вместе с тем должен быть обеспечен разумный баланс публичных и частных интересов, позволяющий решить основные задачи таможенных органов: формирование доходной части бюджетной системы, пресечение правонарушений в области таможенного дела, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Эффективность деятельности таможенных органов выступает одним из принципов их работы. Необходимо отметить, что таможенные организации всего мира занимают особое положение в структуре правительственных органов и в рамках международного сообщества. Защита границы страны, сбор таможенных пошлин и налогов, а также упрощение деятельности таможенной администрации налагают на таможенные органы особую ответственность. Эти приоритетные направления составляют сердцевину деятельности всей таможенной службы, но перед ними также стоят и задачи обеспечения международного сотрудничества.

Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами должно быть направлено на совершенствование механизма реализации положений, регулирующих отношения как в налоговой сфере, так и в сфере внешней торговли. Оно может включать разнообразные формы, заключающиеся как в совместной нормотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике.

Основой сотрудничества налоговых и таможенных органов является взаимный обмен информацией об организациях, не представляющих отчетность в таможенные органы. В свою очередь, таможенные органы направляют в налоговые органы сведения об осуществлении деятельности в сфере внешней торговли такими организациями. Заслуживает поддержки мнение Г.Ф. Ручкиной, которая полагает: «Важность борьбы с налоговыми правонарушениями обусловлена в первую очередь тем фактом, что она позволяет сократить финансовую базу, на которой возникает и функционирует экономическая, а также организованная преступность и коррупция. Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел».

Можно выявить объективные предпосылки необходимости усиления взаимодействия налоговых и правоохранительных органов на современном этапе борьбы с экономическими правонарушениями, обусловленные рядом факторов:

– наличием общих целей и задач по обеспечению законности в экономическом обороте государства;

– объективной необходимостью комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о криминогенной обстановке в сфере экономики и налоговой сфере, поскольку ни один из указанных органов не обладает ею в достаточном объеме в силу ряда причин;

– реальной возможностью успешного использования в борьбе с преступлениями в сфере экономики, в том числе и с уклонениями от налогообложения, оперативно-розыскных сил, средств и методов органов внутренних дел, а также единой законодательной основы использования этих сил, средств и методов.

Представляется, что взаимодействие налоговых и правоохранительных органов должно проявляться в следующих мероприятиях:

– принятие совместных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их ведению;

– реализация механизма осуществления отдельных юридических процедур, планирование и проведение совместных мероприятий, направленных на решение задач взаимодействия сторон;

– методологическое взаимодействие по вопросам, отнесенным к совместному ведению и основным направлениям взаимодействия сторон;

– координация усилий по выявлению, пресечению и предотвращению нарушений законодательства о налогах и сборах, о таможенном деле, о валютном регулировании и валютном контроле;

– информационное взаимодействие, предоставление сведений по вопросам, интересующим стороны с учетом принципа конфиденциальности;

– проведение совместных совещаний и научно-практических семинаров, в том числе с участниками внешнеэкономической деятельности, направленных на достижение цели содействия развитию внешней торговли.

Формы взаимодействия, выраженные в осуществлении правоприменительной деятельности, могут осуществляться органами, подведомственными Федеральной налоговой службе Российской Федерации, Федеральной таможенной службе Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Целью проведения всех названных мероприятий должна стать своевременная уплата налогов и сборов, таможенных платежей, а также повышение эффективности обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов. Безусловно, что названные формы взаимодействия нуждаются в развитии и постоянном наполнении их реальным содержанием.

Исходя из вышеизложенного, следует сформулировать понятие формы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов. Под ней предлагается понимать способ осуществления налоговыми и правоохранительными органами совместных действий, нацеленных на своевременную уплату налогов и сборов, таможенных платежей, а также повышение эффективности обеспечения обязанностей их уплаты.

Таким образом, взаимодействие налоговых и правоохранительных органов осуществляется на различных уровнях. На уровне МВД России, ФНС Российской Федерации и ФТС России взаимодействие носит в большей степени нормотворческий характер. На уровне органов внутренних дел, территориальных инспекций ФНС и территориальных таможенных органов взаимодействие осуществляется в правоприменительной деятельности.

В то же время анализ действующего законодательства, регламентирующего компетенцию как налоговых, так и правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими и налоговыми правонарушениями, позволяет сделать вывод, что в нормативных правовых актах недостаточно проработаны вопросы взаимодействия, отсутствует согласованность правовых норм, не решены вопросы о руководителях комплексных групп, а также их ответственности, что отрицательно сказывается на совместной деятельности правоохранительных и налоговых органов.

В целях повышения эффективности обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (и таможенных платежей), а также по обеспечению укрепления взаимодействия между правоохранительными органами и Федеральной налоговой службой России по выявлению и предупреждению налоговых, административных и иных правонарушений целесообразно на федеральном уровне разработать и принять Положение «О взаимодействии Федеральной налоговой службы РФ с Министерством внутренних дел РФ и Федеральными таможенными органами РФ».

Для дальнейшего совершенствования работы по обеспечению условий контрольной деятельности за соблюдением законодательства о налогах и сборах и в целях наиболее полного и своевременного отражения сведений о налогоплательщиках и плательщиках таможенных платежей требуется создание единой информационно-аналитической системы между территориальными органами внутренних дел, таможенными органами и налоговыми органами, а также Федеральной регистрационной службой РФ.

Полномочия других государственных органов в сфере налогового контроля

Министерство финансов РФ. Правовой статус Министерства финансов России (Минфин) определен постановлениями Правительства РФ от 7.04.2004 № 185 и от 30.06.2004 № 329: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Функции Минфина России: разработка проектов федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам: налоговой политики, политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам.
Минфин России разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, требований об уплате таможенных платежей, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Минфин России осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы.
В НК РФ определяются полномочия Минфина России и органов регионального и местного управления в области налогов и сборов: только Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, порядок их заполнения. Письменные разъяснения даются в течении двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. Срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя), но не более чем на один месяц [2, ст. 34.2].
Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется приказами Минфина России (установление особенностей постановки на учет налогоплательщиков, определение порядка присвоения и применения ИНН, порядка хранения алкогольной продукции в режиме налогового склада, порядка функционирования налоговых постов). Все ранее принятые нормативные правовые акты МНС России действуют до признания их утратившими силу.
Отдельные нормативные документы в сфере налогового контроля будет выпускать ФНС.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, должны давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Федеральное казначейство (федеральная служба) представляет собой единую централизованную систему органов, подведомственных Минфину России. В него включаются Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), территориальные органы Федерального казначейства по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам, районам и районам в городах.
До создания органов Федерального казначейства (ФК) функции кассового исполнения Федерального бюджета выполняли коммерческие банки, что приводило к ряду негативных последствий.
В бюджетной сфере был восстановлен принцип единства кассы, в соответствии с которым все операции с бюджетными средствами учитываются на едином счете, что потребовало перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета [22, стр. 301 - 303].
Закон о Федеральном бюджете закрепляет ожидаемые показатели налоговых поступлений. ГУФК проводит кассовое планирование средств Федерального бюджета, согласуя во времени доходные поступления и расходы.
Кассовое исполнение Федерального бюджета состоит в зачислении сумм налогов, подлежащих уплате в Федеральный бюджет, на единый казначейский счет Федерального бюджета. Территориальные органы ФК получают суммы налогов на свои счета и перечисляют их на единый казначейский счет. Одновременно происходит отчисление долей регулирующих налогов в бюджеты более низких уровней.
В процессе бюджетного регулирования в федеративных государствах осуществляется выравнивание бюджетных поступлений путем распределения части налоговых поступлений между нижестоящими бюджетами в той или иной пропорции. Исходя из приоритетности этой задачи, важнейшее значение имеет учет доходов бюджетов всех уровней.
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). С февраля 2005 г. – ДЭБ (Департамент экономической безопасности). Это правоохранительный орган (не является участником налоговых правоотношений). Создан в соответствии с Указом Президента РФ № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в РФ», действует с 1.07.2003. Возглавляется заместителем министра внутренних дел – начальником службы криминальной милиции.
В состав Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) входят ГУБЭП и ГУНП. Согласно ст. 3 Указа, МВД переданы лишь те функции, которые ФСНП выполняла по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Задачи и функции, возложенные на криминальную милицию по борьбе с преступлениями в сфере экономики, ФСЭНП реализует как непосредственно, так и через Главные управления МВД по федеральным округам, органы внутренних дел субъектов РФ.
В составе подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями имеются контролеры-ревизоры, в компетенцию которых входит осуществление автономных проверок соблюдения налогового законодательства. Право проводить такие проверки, закреплено в гл. 6 НК РФ, п. 25 и 35 ст. 11 «Закона РСФСР о милиции» от 18.04.1991 № 1026-1, ведомственных нормативных актах МВД. ОВД участвуют также в совместных с налоговыми органами выездных налоговых проверках (ВНП).
Функции ФСЭНП.
1. Изучение и анализ состояния преступности в сфере налогообложения, что реализуется через мониторинг налоговой преступности. На основе полученных данных должны разрабатываться предложения по защите сферы экономики от преступных посягательств, связанных с уклонением от уплаты налогов, а также проекты нормативных правовых актов, направленных на активизацию борьбы с налоговыми преступлениями, и проекты международных договоров в этой сфере.
2. Организация и непосредственное осуществление оперативно-разыскной деятельности (ОРД) (согласно Закону от 12.08.1995 «Об оперативно-разыскной деятельности»).
3. Деятельность по профилактике налоговых преступлений.
4. Участие в налоговых проверках по запросу налоговых органов (ст. 36 НК РФ). При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, сотрудники ОВД проводят самостоятельные проверки организаций и физических лиц.
Проверки, осуществляемые ФСЭНП, не являются налоговыми в соответствии с НК РФ. По результатам проверки ФСЭНП может быть принято одно из следующих решений:
– о возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела;
– об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в налоговые органы при наличии налогового право нарушения.
5. Возбуждение уголовных дел и их дальнейшее сопровождение.
6. Специфические функции – охрана налоговых инспекторов, членов их семей, участие в выемке документов, аресте имущества, внутренние расследования (борьба с коррупцией) [22, стр. 303 - 305].


Интернет-конференция Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации ФРАДКОВА Михаила Ефимовича.

Диалог с налоговой полицией

22 января 2002 г. в 10:59

Начинаем Интернет-конференцию Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. ФРАДКОВА Михаила Ефимовича.

В этом году ФСНП отмечает 10-летний юбилей своей деятельности. Как налоговая полиция защищает интересы государства? Каким образом строит свою работу? На эти и другие вопросы Интернет-аудитории сегодня отвечает Фрадков Михаил Ефимович.

Позвольте представить коллег, участвующих в организации Интернет-конференции:

Участники конференции
Першеев Дмитрий Викторович (директор Гарант-Сервис),
Засурский Иван Иванович (вице-президент Rambler Internet Holding),
Ткаченко Наталья Викторовна (гл. редактор журнала "Законодательство"),
Солдаткин Алексей Евгеньевич (директор "Гарант-Интернет")
Рычев Михаил Викторович (руководитель Научного Парка МГУ)

Ведущий Интернет - конференции - Солдаткин Алексей Евгеньевич ("Гарант-Интернет")

К началу конференции было получено 227 вопросов.

В принципе, для нас безразлично, кто оказывается в поле нашего зрения: крупный бизнесмен или мелкий предприниматель. Требования к ним одинаковые, поскольку закон един для всех. Более того, бизнес сейчас в значительной мере нуждается в поддержке государства. Мы создаем для него равноправные условия.

Мы стараемся в этой работе сориентировать бизнес на выполнение норм и требований закона, в частности по уплате ими налогов своевременно и в полном объеме.

Это тема, над которой работают законодатели, работают и правоохранительные структуры, в частности, налоговая полиция. Мы видим необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принимаем самое активное участие в его совершенствовании.

В большинстве своем налоговые правонарушители и преступники - это люди с высшим или средним специальным образованием, встречаются даже с ученой степенью. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования материалов 360 уголовных дел, возбужденных по фактам нарушений налогового законодательства, а также опрос 300 налоговых полицейских, расследовавших налоговые преступления. Так, более 50 процентов осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, а 22 процента - среднее специальное образование. Интеллектуальный характер налоговых преступлений нашел наиболее четкое отображение именно в этом показателе, поскольку число лиц с высшим и средним образованием среди всех, совершивших другие преступления, составляет всего 4 процента.Публикация стенограммы конференции в Интернете

По преимуществу, налоговыми преступниками являются мужчины, поскольку в основном они возглавляют предприятия и фирмы. Средний возраст злостных неплательщиков налогов достаточно высок - примерно 40 лет. Виновные в совершении налоговых преступлений моложе 20 лет практически не встречаются, хотя по делам общеуголовной направленности доля несовершеннолетних составляет 13 процентов. Это объясняется тем, что молодые люди не имеют соответствующего образования, жизненного опыта, деловых связей и денежных средств.

Российская налоговая полиция пока одна из самых молодых в мире и создавалась с учетом опыта многих зарубежных стран. Например, управления налоговых расследований Службы внутренних доходов США.

Нарушение налогового законодательства - один из самых тяжких грехов, преследуемых по американским законам. Ведь только за неверно заполненную декларацию можно подвергнуться штрафу до 1 тысячи долларов, а умышленное занижение размера доходов уже карается штрафом в 5 тысяч долларов или тюремным заключением сроком до 5 лет. Поэтому большинство граждан стараются вовремя платить положенные налоги и спят спокойно.

Першеев Дмитрий Викторович (директор Гарант-Сервис)
Но, безусловно, налоговых уклонистов там тоже хватает. В США служба налоговых расследований наделена большими полномочиями. В соответствии с предоставленными ей законом правами, она осуществляет негласное наблюдение за подозреваемым в сокрытии доходов. Ставит на прослушивание его телефон. Контролирует его переписку. Банки по первому требованию этого ведомства выдают информацию о финансовом положении подозреваемого. При необходимости, управление налоговых расследований внедряет своих агентов в интересующие его финансовые, коммерческие и криминальные структуры.

Есть налоговая полиция и в Италии. Там эта правоохранительная структура называется Финансовой гвардией. Она ведет свою историю с восемнадцатого века. На эмблеме Финансовой гвардии - мифологический грифон, держащий лапу на сундуке. Это означает, что Финансовая гвардия является стражем государственной казны. И она оправдывает свое назначение. В настоящее время в ее рядах служат 60 тысяч человек.

Объектами внимания Финансовой гвардии являются преступления и правонарушения, подрывающие экономическое здоровье страны. Здесь и контрабанда, и финансовые махинации, и уклонение от уплаты налогов, и мошенничество.

Служить в Финансовой гвардии Италии считается делом почетным и престижным. Прием на службу осуществляется на конкурсной основе. Ежегодно в конкурсе принимают участие 120 тысяч человек, претендующих на 2 тысячи вакансий. При наборе унтер-офицеров из 80 тысяч претендентов на службу принимается одна тысяча.

Важно подчеркнуть: для сотрудников этих ведомств нет неприкасаемых. Перед законом одинаково равны и президенты, и премьер-министры, и кумиры нации.

Тем самым замкнулась цепочка, в рамках которой ФСНП проводит весь комплекс правоохранительных мероприятий, начиная с оперативно-розыскной деятельности и заканчивая следствием и представлением по согласованию с прокуратурой обвинительных заключений в суды.

Штатная численность сотрудников ФСНП - 53 000 человек, но реально в ней сейчас служит несколько меньше. Это связано с уровнем финансирования нашего ведомства. Тем не менее налоговая полиция - достаточно мощная структура с четко определенным местом в системе органов исполнительной власти, наделённая специфическими правоохранительными функциями.

Директор ФСПН знакомится с Гарантом
Наряду с этим нам поручено обеспечивать безопасность деятельности налоговых органов. То есть, мы защищаем должностных лиц налоговых инспекций от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей. То же самое мы делаем и в отношении своих сотрудников.

Одновременно мы решаем задачу предупреждения, выявления и, в итоге, пресечения коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции. Существует специальное подразделение в центральном аппарате - Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией. Подобные подразделения есть и во всех территориальных органах налоговой полиции.

Закон "О федеральных органах налоговой полиции" в значительной мере устарел - он был принят еще в 1993 году. Поэтому мы сейчас готовим предложения по новому проекту закона. В соответствии с планом законотворческих работ правительства и Государственной Думы он должен быть рассмотрен в первом полугодии этого года.

Хочу подчеркнуть одну особенность налоговой полиции - это единственное ведомство среди других правоохранительных органов, которое руководствуется в своей работе Налоговым кодексом.

Еще два года назад мы могли работать только по двум статьям Уголовного кодекса - 198-й и 199-й.14 апреля 2000 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР", в соответствии с которым расширена компетенция федеральных органов налоговой полиции по расследованию уголовных дел о преступлениях, посягающих на экономическую безопасность государства. Налоговой полиции предоставлено право в случае выявления расследовать уголовные дела о регистрации незаконных сделок с землей (статья 170 УК), об изготовлении или сбыте поддельных кредитных карт (статья 187 УК), о незаконных действия при банкротстве (статьи 195 - 97 УК), о лжепредпринимательстве (статья 173 УК), а также ряд других преступлений экономического характера. Всего налоговая полиция ныне вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по 27 статьям УК РФ. А с июля нынешнего года, в связи с внесением новых изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, мы будем работать уже по 53 статьям Уголовного кодекса. По ходу выявления преступлений, предусмотренных этими статьями, мы вправе заниматься их расследованием и проведением необходимых следственных мероприятий.

Кроме того, мы выявили свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложили административных штрафов на сумму в сотни миллионов рублей.

Солдаткин Алексей Евгеньевич (директор Гарант-Интернет)

Мне хотелось бы подчеркнуть, что эти результаты достигнуты, как говорится, на марше, по ходу серьезных преобразований, которые проводятся сейчас в ФСНП. Они завершатся в самое ближайшее время. Коренным образом перестроена работа службы. Мы переориентировались на новые показатели в своей деятельности, поставили задачу качественно улучшить работу, укрепить ее правоохранительную составляющую. Это будет иметь и профилактический эффект по отношению к бизнесу, в первую очередь к законопослушным предпринимателям, поможет налоговым органам более эффективно собирать налоги. Способность совершенствовать структуру ведомства и одновременно давать весомые результаты свидетельствует о том, что служба работоспособна, она действенна, она может успешно решать поставленные перед ней задачи.

Классические схемы отмывания денег нам хорошо известны. Это использование операций с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом и т.д. В Уголовном кодексе есть соответствующие статьи, предусматривающие ответственность за подобные преступления. Налоговая полиция возбудила по признакам таких преступлений несколько сотен уголовных дел. В Главном оперативном управлении ФСНП создана Служба по противодействию легализации криминальных доходов.

Действительно, налоговая преступность относится к разряду "беловоротничковой". Нам чаще всего противостоят образованные, хорошо разбирающиеся как в экономике, так и в законах люди. Я уже говорил, что более 50 процентов осужденных за уклонение от уплаты налогов имели высшее образование и даже иногда ученую степень. Мы должны опережать их по всем показателям. Для этого требуются глубокие аналитические исследования по вопросам налогообложения, по развитию криминогенной ситуации в различных сферах экономики. Мы обязаны уметь прогнозировать, какие именно из этих сфер станут зонами наибольшего криминального риска, и готовиться к этому заранее.

В нашей службе создано аналитическое управление, которое как раз и занимается такой работой. Его сотрудники обрабатывают информацию, полученную из разных источников, выявляют схемы ухода от налогов, ищут способы не дать недобросовестным налогоплательщикам воспользоваться теми "лазейками", которых, к сожалению, еще немало в нашем законодательстве.

Что еще нам нужно? Адекватное финансирование нашей деятельности, решение на должном уровне социальных вопросов с тем, чтобы сотрудник налоговой полиции был надежно социально и финансово защищен.

Пока мы держимся на том замечательном чувстве долга, ответственности за свое государство, которое присуще большинству наших сотрудников. Но энтузиазм нельзя эксплуатировать без конца. Наверное, структура, приносящая государству дополнительно миллиарды рублей, вправе рассчитывать на бюджетное финансирование, хотя бы отчасти пропорциональное нашему вкладу в казну.

Обнадеживает то, что сейчас активизировался приток молодых людей, желающих работать в органах налоговой полиции. Мы, анализируя ситуацию, предполагаем, что это процесс объективный, связанный с востребованностью нашей службы. Молодежь привлекает в нашей работе ее новизна, элементы повышенного риска, какой-то романтики, может быть, чувство долга. Хотя это и не так актуально и модно звучит сегодня. Кроме того, есть возможность получить неплохое образование в нашей структуре. Эти знания и опыт могут быть в последствии использованы в коммерции, чему в общем-то мы не противимся.

Если человек пройдет нашу школу, он наверняка придет к большему пониманию общегосударственных задач.

Международными связями у нас занимается специальное управление. Недавно мы повысили его статус - сделали главным, что тоже говорит о том значении, которое мы придаем этой проблеме. Кстати, недавно я вернулся из Швеции, где обсудил со шведскими коллегами ряд очень важных вопросов. Мы договорились обмениваться оперативной информацией, представляющей взаимный интерес, отслеживать пути утечки капиталов, совместно бороться с отмыванием грязных денег.

Скажем, в ходе всероссийской специальной операции под кодовым названием "Стахановцы" органами налоговой полиции выявлено 146 преступлений в сфере добычи, хранения, транспортировки и реализации углеводородного сырья. Возмещен ущерб в размере более 2 миллиардов рублей.

Могу назвать и конкретные дела. Межрайонным отделом г. Норильска Управления ФСНП России по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по статье 199 УК в отношении ОАО "Норильскгазпром" по фактам незаконной реализации газоконденсатных фракций и неуплаты налогов. По материалам этого дела доначислено 42 миллиона рублей, которые предприятие обязано перечислить в госказну. А Управление ФСНП России по Ханты-Мансийскому АО, проверив нефтяную компанию "Белые ночи", установило, что это предприятие ведет промышленную эксплуатацию нефтяных скважин, которые "забыло" поставить на баланс. Подобная забывчивость обойдется руководству "Белых ночей" в 33 с лишним миллиона рублей.

Фирмы-однодневки, как правило, играют ключевую роль в незаконном переводе средств за границу. Только 20 московских банков, проверенных нашими оперативными сотрудниками, перевели через них за рубеж около 5 млрд. долларов США. Участвуя во внешнеэкономической деятельности, фиктивные фирмы нередко совершают крупные аферы, подрывая престиж страны.

Общероссийская комплексная операция под кодовым названием "Подснежник" направлена на резкое сокращение масштабов использования в финансово-хозяйственной деятельности подставных фирм и предприятий-однодневок. Совместно с МНС сейчас создается реестр банковских учреждений, значительное количество клиентов которых не сдают бухгалтерскую отчетность. Если при инвентаризации выявлены признаки фиктивности фирмы - это прежде всего непредставление в налоговые органы отчетности, существование не больше 6 месяцев, незначительный уставной капитал и т.д., то операции по их банковским счетам приостанавливаются. При необходимости начинается процедура признания фиктивной фирмы незаконно зарегистрированной, а ее денежных средств - бесхозяйными, с последующим обращением их в доход государства. Кроме того, при содействии МВД идет накопление информации об утраченных паспортах российских граждан, которая сопоставляется со сведениями, имеющимися в Государственном реестре налогоплательщиков.

Одновременно прорабатывается ряд законодательных мер, направленных на упорядочение процесса регистрации и контроля за движением денежных средств по счетам налогоплательщиков.

Кроме того, если вам предлагают заплатить штраф на месте наличными - можете не сомневаться: перед вами мошенник. А уж если предлагают "рассчитаться" товаром, смело указывайте на дверь. Но еще лучше - во всех случаях злоупотреблений, мздоимства незамедлительно обращайтесь в ближайший орган налоговой полиции.

Еще ни один случай вымогательства, о котором нам становилось известно, не оставался безнаказанным.

Да, у нас есть подразделения физической защиты. Но они немногочисленны и применяются исключительно в целях обеспечения безопасности других сотрудников, а также работников налоговых органов. Причем только в тех случаях, когда у нас есть информация о том, что проверяемые фирмы могут быть связаны с оргпреступными группировками и имеют вооруженную охрану.

Действительно, в свое время с демонстративным применением силовых мер был перегиб. Дошло до того, что иначе как в маске и с автоматом наперевес налогового полицейского уже не представляли. Но этот образ очень далек от реального. 85 процентов сотрудников налоговой полиции - это люди с высшим юридическим или экономическим образованием, а нередко имеющие оба сразу, склонные к аналитической работе.

А по телевидению перестали показывать сотрудников физзащиты в масках потому, что сейчас их привлекают только в крайнем случае, по личному распоряжению начальника территориального органа налоговой полиции.

В последние годы наблюдается тенденция уменьшения количества случаев использования подразделений физзащиты в оперативно-следственных мероприятиях. Но вместе с тем число возбужденных уголовных дел неуклонно возрастает.

Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за предоставленную возможность непосредственного общения с налогоплательщиками с использованием современных информационных технологий. Налоговая полиция стремится к уважительному и конструктивному диалогу с ними. Наша служба стоит на защите не только государства, но и цивилизованного, законопослушного бизнеса. Готовы продолжить диалог на страницах официального сайта ФСНП: http://www.fsnp.gov.ru/.

К сожалению, не на все вопросы удалось ответить. Но ни один из них не останется без внимания. Все они будут тщательно проанализированы. Характер вопросов интернет- аудитории поможет нам взглянуть на себя со стороны и, если будет необходимо, скорректировать некоторые свои действия.

Еще раз спасибо за внимание!

© Материалы Интернет-конференции. Компания "Гарант", компания "Гарант-Интернет"
Материалы конференции можно использовать с обязательной ссылкой на компанию "Гарант".

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Одна из самых распространенных проверок, проводимых налоговым органом, − это выездная налоговая проверка. ВНП является самой долгой по сроку и самой доскональной по глубине проверочных мероприятий. В первом полугодии 2017 года совместными была четверть проверок, в 2018 году подобных проверок уже треть. Давайте разберемся, как на практике работает тандем ФНС и МВД, и будем использовать эти знания в будущем.

Процедура принятия решения о ВНП

Когда налоговый орган принимает решение о проведении ВНП, он направляет налогоплательщику Решение, в котором в том числе указан перечень лиц, принимающих участие в проверке. Если с полномочиями сотрудников налоговых органов все понятно, то в части полномочий сотрудников полиции возникает ряд вопросов, ответ на которые попробуем найти.

Процесс привлечения сотрудников полиции к ВНП регламентирован ст. 36 Налогового кодекса РФ и п. 28 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

На основании указанных положений разработана и введена в действие совместная Инструкция «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», утвержденная приказом МВД России № 495 и ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (далее – Инструкция). Она состоит из трех разделов и содержит в себе основные принципы организации взаимодействия указанных органов. Из данного документа следует, что сотрудники органов внутренних дел принимают участие в ВНП на основании мотивированного запроса налогового органа. Исчерпывающий перечень подобных оснований приведен в п. 8 раздела 2 Инструкции:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
  • назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;
  • необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Кроме того, указанный перечень уточнен Письмом ФНС России от 24.08.2012 г. N АС-4-2/14007 (согласованного с МВД России) в котором выделены три случая обязательного привлечения к выездной налоговой проверке сотрудников полиции:

  • При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.
  • При выявлении схем уклонения от уплаты налогов с признаками налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ (например, «миграция» организации, использование в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок» и т.п.).
  • При выявлении признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства (ст. 196 УК РФ).

Особенности совместной проверки сотрудниками ФНС и МВД

Особенностью производства ВНП с привлечением правоохранительных органов является то, что сотрудники полиции в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля и получения информации, которые предоставлены им Законом «О полиции», а также Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Установленный порядок не обязывает налоговый орган знакомить налогоплательщика с текстом и мотивацией запроса о привлечении к проверке сотрудников органов внутренних дел. Поэтому узнать, по какому конкретно основанию привлечены сотрудники полиции, на этапе ознакомления проверяемого лица с Решением о проверке невозможно. Однако данные привлеченных сотрудников полиции в обязательном порядке должны быть указаны в Решении. В случае отсутствия этих сведений участие сотрудников полиции в ВНП незаконно. Если налоговый орган принял решение о привлечении сотрудников полиции в процессе ВНП, изменения в части состава проверяющих вносятся в Решение.

Неправомерные действия сотрудников ФНС И МВД при проведении ВНП

Давайте рассмотрим ряд моментов в работе сотрудников полиции при ВНП, которые являются спорными, выходящими за рамки их полномочий и подлежащими обжалованию в установленном порядке.

В акте по результатам выездной налоговой проверки отсутствуют подписи сотрудников правоохранительных органов, принимавших участие в выездной проверке налогоплательщика.

В уже упомянутой Инструкции, подпунктами «в» и «г» пункта 8 предусмотрено, что сотрудники полиции привлекаются к участию в ВНП для осуществления конкретных действий. Говоря простым языком, подпункт «в» предусматривает их участие, как специалистов, а подпунктом «г» сотрудникам полиции отводятся только функции обеспечения физической защиты.

В свою очередь из содержания пункта 16 Раздела 3 Инструкции, следует, что акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.

Таким образом, при отсутствии подписей участвующих сотрудников полиции в акте можно сделать вывод о том, что они привлекались лишь для производства конкретных мероприятий, либо для осуществления физической защиты сотрудников налогового органа. В случае, если налогоплательщик понимает, что сотрудниками полиции в рамках ВНП был проведен ряд каких-либо не единичных мероприятий, они активно участвовали в производстве ВНП на протяжении всего периода времени, однако в акте их подписи отсутствуют – это повод для обжалования, как самого акта, так и действий сотрудников полиции.

В ходе проведения ВНП сотрудники полиции вызывают сотрудников компании на опрос, либо присутствуют при его производстве сотрудником налогового органа.

Налоговым кодексом РФ четко регламентирован порядок и производство опроса. Из положений, закрепленных в ст. 90 и 99 НК РФ следует, что опрос производится должностным лицом налогового органа также, как и право подписи протокола опроса отводится только должностному лицу налогового органа, иные случаи в положениях Налогового кодекса РФ не закреплены. Возложить свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае – опроса) по НК РФ также нельзя.

Таким образом, производство опроса сотрудниками полиции в рамках производства ВНП не может быть мотивировано и основано на законе.

« […] в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию».

Таким образом, отсутствие ссылки в направленном в Ваш адрес запросе данных на проводимую проверку (номер КУСП и дату регистрации), либо ссылки на требования п.п. 10 и 29 ст. 13 ФЗ «О полиции» является основанием ставить под сомнения обоснованность запроса.

Здесь необходимо иметь в виду статью 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которой предусмотрено, что обязательны для исполнения только законные требования должностных лиц, осуществляющих ОРД. Однако, если при вызове на опрос, либо в запросе о предоставлении информации отсутствуют ссылки на обоснование предъявляемых требований, можно предположить, что данные требования не мотивированы и не основаны на законе.

В любом случае, даже указанные законные основания вызова на опрос сотрудниками полиции не могут применяться в рамках проводимой ВНП.

Аналогично и в случае нахождения сотрудника полиции при опросе, производимом должностным лицом налогового органа. Опрашиваемое лицо вправе знать основания привлечения к опросу сотрудника правоохранительных органов и, если таковые отсутствуют, может отказаться от дачи объяснений в его присутствии.

При этом, не стоит забывать о наличии права любого гражданина отказаться от дачи каких-либо объяснений, гарантированное Конституцией Российской Федерации. В таком случае отказ не влечет за собой какой-либо ответственности.

Сотрудники полиции привлечены и выступают в качестве специалистов.

Инструкцией также предусмотрено, что сотрудники правоохранительных органов могут привлекаться для конкретных действий в качестве специалистов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 96), в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, то есть лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела.

Таким образом, логично выдвинуть к должностному лицу, привлеченному в качестве специалиста в целях изъятия, либо осмотра компьютерной информации налогоплательщика, требование подтвердить наличие соответствующих специальных познаний (например, диплом или иной документ, подтверждающий его компетентность в указанной сфере деятельности). Мотивировать данное требование просто – это опасение, что некомпетентное лицо может повредить или уничтожить электронную информацию в процессе ее изъятия. Сотрудники экономической безопасности специалистами в области изъятия компьютерной информации не являются, таковыми могут выступать специалисты/эксперты экспертно - криминалистических центров МВД России, но и у них можно потребовать подтверждения соответствующих квалификационных знаний в данной области.

Что делать в случае совместной проверки?

  1. Внимательно ознакомьтесь с Решением о проведении ВНП. Если к участию в проверке привлечены сотрудники полиции, их должности и данные обязательно будут там указаны.
  2. Если в Решении отсутствуют данные сотрудников полиции, однако они принимают активное участие в ВНП, проверьте их подписи в акте, составленном по результатам ВНП.
  3. Если в акте отсутствует подпись участвующего сотрудника полиции – значит, он привлекался для конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалиста и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.Если привлеченные для указанных действий сотрудники полиции проводили иные мероприятия, не связанные с тем, для чего они были привлечены в рамках ВНП, обжалуйте эти действия как незаконные.
  4. Если привлеченный сотрудник полиции производит выемку электронных носителей и (или) информации, содержащейся на электронных носителях, убедитесь, что он является специалистом в данной области и обладает соответствующей квалификацией (например, сотрудник экспертно-криминалистического центра МВД России).
  5. Если сотрудник полиции присутствует при допросе в налоговом органе, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» либо на основании ст. 51 Конституции РФ.
  6. Если у вас возникли сомнения в законности действий сотрудников полиции, вы можете обжаловать их в вышестоящий орган внутренних дел, надзирающему прокурору, либо в судебном порядке.

Читайте также: