Налоговая безопасность государства диссертация

Опубликовано: 02.05.2024

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение на совместном заседании кафедр экономической теории и финансового права, административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных, научно-практических конференциях, проходивших в Омской академии МВД России (17 апреля 2008 г.; 12 марта 2009 г.), Омском юридическом институте
(25 апреля 2008 г.; 22 мая 2009 г.), Омском экономическом институте
(23 сентября 2008 г.), Омском государственном университете им.
Ф. М. Достоевского (13 марта 2009 г.), Луганском государственном университете внутренних дел им. Е. О. Дидоренко (29-30 октября 2010 г.).

Материалы и результаты диссертационного исследования используются в образовательном процессе в ФГКОУ ВПО «Омская академия МВД России». Отдельные практические результаты исследования внедрены в практическую деятельность Управления по налоговым преступлениям УВД по Омской области.

Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы определяется целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, проводится анализ состояния ее научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи работы, раскрываются ее методологическая и эмпирическая основы, отмечается научная новизна исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, представляется их теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации результатов проведенного исследования.

В первой главе «Налоговая безопасность государства», состоящей из четырех параграфов, рассматривается правовая природа налоговой безопасности государства, приводится классификация угроз, анализируются причины их возникновения, раскрываются структурные составляющие системы обеспечения налоговой безопасности государства, дается правовая характеристика налогового контроля и его составляющих, определяется место налогового контроля в системе обеспечения налоговой безопасности государства.

Первый параграф посвящен рассмотрению общего понятия «налоговая безопасность» государства, анализу современного состояния налоговой безопасности и установлению ее взаимосвязи с иными видами безопасности.

Теоретическую базу данного параграфа составили существующие в научной литературе точки зрения ведущих ученых-юристов, экономистов, философов, занимавшихся исследованием различных направлений безопасности: национальной, экономической, финансовой, бюджетной, налоговой.

Основываясь на сложившихся в философии (Зонненфельс, Б. Спиноза), языковедении (В. И. Даль, С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова), правоведении (ст. 3 Закона Российской Федерации «О безопасности») представлениях о безопасности, диссертант приходит к выводу, что несовершенство законодательной формулировки и несогласованность мнений относительно понимания безопасности размывает границы исторически сложившегося явления, препятствуя, тем самым, уяснению его содержания и создавая проблемы в правоприменительной деятельности.

Раскрывая виды общей категории безопасности, автор выделяет следующие направления: экономическую безопасность, военную безопасность, информационную безопасность, экологическую безопасность, ресурсную безопасность, социальную безопасность, научно-техническую безопасность, энергетическую безопасность, ядерную безопасность, политическую безопасность и др.

Не умаляя значений каждой из отмеченных областей, нуждающихся в защите, диссертант отдает предпочтение обеспечению экономической безопасности, поскольку без достаточного экономического обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед государством, как во внутригосударственном, так и в международном аспекте.

Анализируя существующие в литературе примеры структуры экономической безопасности, соискатель доказывает, что фундаментом экономической безопасности выступает, прежде всего, финансовая безопасность. Автор связывает это с тем, что в целях определения состояния экономической безопасности учитывается фактор устойчивости финансовой системы, определяемый положением федерального бюджета и платежного баланса страны, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, снижением государственного внешнего долга, характером и объемом налоговых поступлений, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционного процесса. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий национальной безопасности. Основными структурными составляющими финансовой безопасности диссертант выделяет бюджетную, налоговую, валютно-денежную и кредитно-банковскую.

Подвергая анализу каждую составляющую финансовой безопасности, автор уделяет особое внимание рассмотрению и отграничению налоговой безопасности от бюджетной, и доказывает определяющую роль в экономической стабильности государства именно налоговой безопасности.

С одной стороны, в налогах и налоговой политике следует видеть ресурсы и инструмент обеспечения бюджетной (соответственно финансовой и экономической) безопасности, с другой – фактор риска и зависимости государства от налогоплательщиков.

Раскрывая сущность налоговой безопасности, автор выделяет и объясняет следующие характерные признаки, отграничивающие налоговую безопасность от иных видов безопасности: специфический объект обеспечения безопасности; цели и задачи обеспечения; налоговые интересы; особые субъекты обеспечения налоговой безопасности; специфические угрозы налоговой безопасности; мероприятия по обеспечению налоговой безопасности государства.

Диссертант констатирует, что отсутствие законодательной дефиниции «налоговая безопасность» препятствует выработке четких критериев для отграничения рассматриваемой разновидности безопасности от других, выработки комплекса мер по ее обеспечению, новых ориентиров совершенствования действующего законодательства. В связи с этим при выработке понятия «налоговая безопасность» учитывается, что оно должно: соотноситься с общим понятием безопасности государства; выступать составным элементом финансовой безопасности страны; обладать своим собственным содержанием, отличающим налоговую безопасность от других видов безопасности.

Отмечая малочисленность содержащихся в литературе подходов к пониманию налоговой безопасности государства (О. В. Староверова,
И. И. Кучеров, А. А. Анищенко, А. В. Шишко, Р. Х. Мусов), и признавая относительную условность каждого существующего определения, соискатель выступает в пользу создания дефинитивной юридической нормы и определяет налоговую безопасность как одну из подсистем национальной безопасности государства, представляющую собой состояние системы налогообложения, при котором обеспечивается гарантированная защита и гармоничное развитие всей налоговой системы государства, способность налоговых инструментов к защите национальных интересов государства, поддержанию социально-экономической стабильности общества, а также формирование достаточных государству и местному самоуправлению финансовых ресурсов, успешное противостояние существующим угрозам налоговой безопасности.

Во втором параграфе выделяются и рассматриваются угрозы налоговой безопасности государства, анализируются причины их возникновения, предлагаются возможные пути ликвидации существующих угроз.

Знание характера и источника угроз необходимо для выбора методов противодействия и предвидения их результатов.

Соискатель утверждает, что на сегодняшний момент нельзя говорить о стабильности и безопасности налоговой системы Российской Федерации. Современное состояние налоговой безопасности находится в зоне риска. Вызовы и угрозы, как правило, носят комплексный характер: на одни и те же объекты в системе безопасности могут быть нацелены различные угрозы, которые способны создавать взаимоусиливающий эффект. В сложившихся условиях государство должно быть нацелено на активную правотворческую и правоприменительную деятельность, формирование грамотной налоговой политики, выбор направления обеспечения налоговой безопасности, что создаст условия для нормального функционирования отношений в налоговой сфере и будет способствовать нейтрализации существующих угроз.

Схема разрешения проблем обеспечения налоговой безопасности путем ликвидации существующих угроз видится в создании полномасштабной системы мониторинга, т. е. наблюдения за всеми процессами при формировании налоговой политики и исполнении государственного бюджета в части собираемости налогов с использованием современных методик наблюдения и контроля.

Исходя из принципов всеобщности, полноты информации, практической значимости, важности и приоритетности, автор приводит следующую классификацию угроз налоговой безопасности:

1. Угрозы, связанные с нарушением исполнения налоговых обязательств: высокий уровень налоговых преступлений и налоговых правонарушений; низкий уровень собираемости налогов в бюджеты всех уровней.

2. Угрозы правового характера: непоследовательность налоговой политики государства, несовершенство экспертной оценки принятия и изменения законодательства с учетом экономической и налоговой безопасности.

3. Угрозы институционального характера: недостаточная результативность контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней.

Соискатель также рассматривает причины, порождающие возникновение каждой из приведенных угроз налоговой безопасности.

Так причины высокого уровня налоговых преступлений и налоговых правонарушений; низкого уровня собираемости налогов в бюджеты всех уровней автор разделяет на причины психологического характера, социально-экономические причины и причины правового характера.

В числе причин второй группы угроз диссертант приводит некорректные цели и задачи налогового реформирования, низкий уровень обоснования предполагаемых налоговых изменений, ориентацию на практику налогового реформирования европейских государств; абстрактность и противоречивость российского законодательства, содержащего отдельные положения по экспертной деятельности; отказ крупных научно-исследовательских центров России от проведения законодательной экспертизы.

Для разрешения проблемных и спорных ситуаций в части проведения экспертиз законопроектов, автором предложено разработать и принять на федеральном уровне закон «Об организации и проведении экспертизы законодательства в Российской Федерации».

Причины недостаточной результативности контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней подробно исследуются в следующих параграфах исследования.

Третий параграф посвящен рассмотрению системы обеспечения налоговой безопасности государства, раскрытию структуры и анализу ее составляющих.

Для получения четкого представления о системе обеспечения налоговой безопасности, автор, проецирует «систему безопасности» и «систему обеспечения безопасности» на подсистему экономической безопасности, и рассматривает эти родовые понятия по аналогии с существующим подходом изучения применительно к национальной безопасности.

Подчеркивая, что обе категории (система безопасности и система обеспечения безопасности) имеют системное начало, диссертант основным обстоятельством, объединяющим понятия «система налоговой безопасности» и «система обеспечения налоговой безопасности», выделяет то, что оба понятия характеризуют разные аспекты одного явления – налоговой безопасности. Основной фактор разграничения заключается в наличии «обеспечения» как такового.

Система обеспечения налоговой безопасности призвана создать максимально благоприятные условия для действенного функционирования налогового механизма в рамках обеспечения национальной безопасности государства. Основным предназначением системы обеспечения налоговой безопасности является поддержание эффективности функционирования системы налоговой безопасности.

По мнению диссертанта, система обеспечения налоговой безопасности включает в себя совокупность определенных ресурсов, средств и способов, направленных на защиту государственных интересов в налоговой сфере. В этом случае основным критерием оценки эффективности налоговой системы становится уровень налоговой безопасности государства.

В структуре системы обеспечения налоговой безопасности соискатель выделяет четыре составляющие: объект обеспечения налоговой безопасности государства, субъекты обеспечения налоговой безопасности, нормативную правовую базу, ресурсную составляющую.

Объектом обеспечения налоговой безопасности является налоговая система России, рассматриваемая через трехуровневую систему налогов и сборов. Субъектами – органы общей и специальной компетенции, располагающие необходимыми силами и средствами для достижения максимально возможного положительного результата (вырабатывающие налоговую политику, обеспечивающие сбор налогов и контроль исполнения налогового законодательства, реализующие правоохранительные функции налоговых отношений). Ресурсами для обеспечения налоговой безопасности служат материальное, информационное, техническое и иное обеспечение.

Нормативная правовая составляющая, по мнению автора, должна быть представлена законодательной базой в сфере обеспечения налоговой безопасности в целях придания легитимности процессу обеспечения.

Анализируя законодательные источники в области обеспечения налоговой безопасности (Налоговый кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О налоговых органах Российской Федерации» и др.), автор приходит к выводу, что вопросы безопасности в них урегулированы не в должной мере. В связи с этим диссертант поддерживает позицию ученых (С. В. Степашина, В. Л. Шульца, Е. И. Шапошникова, С. А. Проскурина), предлагающих выделять в структуре безопасности законодательную подсистему, представленную Концепцией безопасности и государственной стратегией обеспечения безопасности.

Отстаивая высказанную точку зрения, автор, приводит следующие доводы. Концепция налоговой безопасности государства должна определяться налоговой политикой страны, быть ориентированной на стабилизацию налоговых отношений. Основная задача в рамках реализации государственной стратегии обеспечения налоговой безопасности заключается в разработке механизмов, с помощью которых субъекты налоговой безопасности на федеральном, региональном, местном уровнях смогут принимать меры по развитию и закреплению позитивных процессов с одной стороны, и преодолению негативных процессов – с другой. Не лишним также будет создание региональных программ по обеспечению безопасности в налоговой сфере. Стратегия будет действенным инструментом налоговой политики, если будут конкретизированы задачи и угрозы налоговой безопасности, что возможно в рамках положений Концепции.

В предлагаемой идее Концепции безопасности и государственной стратегии безопасности соискатель усматривает решение двух основных вопросов: создавать ли специальную систему для решения проблем налоговой безопасности или можно ограничиться деятельностью отдельных государственных органов; и как управлять системой обеспечения налоговой безопасности.

Автор обращает внимание на то, что в Концепции должны быть изложены основополагающие нормы, необходимые для обеспечения налоговой безопасности:

1. Характеристика условий, в которых функционирует налоговая сфера государства.

2. Определение основных терминов, касающихся проблемы обеспечения налоговой безопасности.

3. Содержание угроз: причины возникновения, источник, направленность, масштаб влияния.

4. Общий подход к противодействию упомянутым угрозам, требования к их нейтрализации и локализации.

5. Полномочия органов государственной власти – субъектов обеспечения безопасности в налоговой сфере.

Стратегия должна быть основана на положениях Концепции с указанием общей цели, которую нужно достичь в процессе реализации стратегии, планов, программ, мер, методов защиты от угроз, изложенных в основной части. Для решения каждой из намеченных задач должен быть установлен срок, выделены силы и средства, указаны органы, ответственные за реализацию.

Роль права в функционировании системы налоговой безопасности сводится к решению нескольких задач: 1) обеспечению эффективной реализации действующего закона, максимальному использованию его норм, укрепления правопорядка; 2) выработке новых концептуальных законодательных норм.

В диссертации представлен развернутый анализ каждой составляющей системы обеспечения налоговой безопасности, обоснована авторская позиция.

На основе разграничения понятий «система налоговой безопасности» и «система обеспечения налоговой безопасности» в диссертации предложено рассматривать систему налоговой безопасности как внутреннюю составляющую налоговой безопасности, характеризующую взаимосвязь финансовых интересов государства и возникающих в налоговой сфере угроз.

Рассмотрев составляющие механизма обеспечения налоговой безопасности государства, проанализировав их современное состояние, система обеспечения налоговой безопасности рассматривается как внешняя составляющая налоговой безопасности и определяется как система уполномоченных компетентных органов, действующая на основании норм закона в целях создания благоприятных условий для функционирования налоговой системы государства, а также совокупность средств, направленных на предупреждение, выявление и пресечение существующих в налоговой сфере угроз.

В числе обобщающих выводов автор констатирует следующее.

Во-первых, в основе всей системы обеспечения налоговой безопасности должна быть определенная теоретическая и законодательная база, Концепция налоговой безопасности государства, государственная стратегия обеспечения налоговой безопасности, конкретизированы ее цели и задачи. Во-вторых, следует четко определять структуру системы обеспечения налоговой безопасности, где велика роль каждого составного элемента: объекта и субъектов обеспечения безопасности, правовой и ресурсной составляющей. В-третьих, система должна быть действенна с точки зрения выявления и нейтрализации угроз налоговой безопасности.

В четвертом параграфе исследования внимание обращено к налоговому контролю и определению его места в системе обеспечения налоговой безопасности государства.

Библиографическая ссылка на статью:
Тупчий М.С., Белоусова С.Н. Налоговая безопасность РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69809 (дата обращения: 20.05.2021).

На сегодняшний день безопасность Российской Федерации обеспечивается по нескольким направлениям: экономическому, военному, информационному, экологическому, ресурсному, социальному, научно-техническому, энергетическому, ядерному, политическому и другим [4].

Поскольку без достаточного экономического обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутри государственном, так и в международном аспекте, задача обеспечения экономической безопасности является одной из приоритетных в России. В этом нетрудно убедиться, проанализировав положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, где отмечается, что «со- стояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны», «для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики…»[3].

Налоговые поступления являются главным источником доходов, централизуемых государством для обеспечения жизненно важных и законодательно установленных потребностей, поэтому на наш взгляд, налоговая безопасность является приоритетным направлением для изучения и совершенствования в категории экономической безопасности государства.

По официальным данным Федеральной налоговой службы России [1], в 2014 году в общей сумме администрируемых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды, в сумме 12 670,5 млрд. рублей, налоговые доходы составили 80 % всего бюджета страны (в 2013 г. при доходах консолидированного бюджета в сумме 11 326,9 млрд. рублей показатель налоговых доходов был равен 79 % доходов бюджета).

Таблица 1 – Анализ налоговых поступлений в разрезе субъектов РФ в млрд.руб.

Абс. откл 2015-2013гг.

Темп роста 2015/2013,%

Анализируя налоговые поступления в разрезе субъектов РФ за 2013-2015 года, мы видим, что во всех субъектах РФ налоговые поступления имеют тенденцию к росту. В Дальневосточном федеральном округе наблюдается наибольший прирост по всем уровням налогов и сборов, который составил 87,19 %, наименьший прирост мы видим в Северо- кавказском федеральном округе, который составил всего лишь 8,62 %.

В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Одна из важнейших задач экономической безопасности государства – способность финансовой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций. Отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности государства.

Большинство хозяйствующих субъектов пытаются сократить свои расходы, в том числе и налоговые платежи. Они добиваются этого различными способами: как легальными, так и нелегальными.

По данным налоговой отчетности, примерно один из шести налогоплательщиков относительно исправно и в полном объеме платит в бюджет причитающиеся налоги. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги: одни показывают так называемые нулевые балансы, а другие не становятся на учет в налоговых органах [6, c. 59].

На одни и те же объекты в системе налоговой безопасности могут быть нацелены различные угрозы, которые способны создавать взаимоусиливающий эффект:

‒ угрозы, связанные с нарушением исполнения налоговых обязательств, например, высокий уровень налоговых преступлений и налоговых правонарушений;

‒ угрозы правового характера: непоследовательность налоговой политики государства; несовершенство экспертной оценки принятия и изменения законодательства с учетом экономической безопасности;

‒ угрозы институционального характера – недостаточная результативность контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней [4];

‒ расширение скрытого и нелегального секторов теневой экономики;

‒ отсутствие экспертизы и оценки изменений, вносимых в действующее законодательство, с учетом экономической безопасности в налоговой сфере;

‒ умышленное сокрытие владельцами и должностными лицами юридических лиц реальных объемов производства и прибыли;

‒ низкая экономическая, административная и уголовная ответственность должностных лиц предприятий и организаций за сокрытие доходов и неуплату налогов, недостаточная эффективность действующих в данной сфере государственных органов власти т.д [5].

В таблице 2 нами на основании данных ФНС РФ проанализировано количество правонарушений, выявленных в рамках проведения контрольной работы налоговыми органами России за 2012-2014гг

Таблица 9 – Динамика налоговых проверок и выявленных налоговых правонарушений за 2012-2014гг.

Составлено автором по данным ФНС России (www.nalog.ru) [ 1 ].

Данные таблицы 2, отражают снижение количество проведенных в 2014 г. проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявивших правонарушения на 3,3 тыс. ед., с 187,0 тыс. проверок до 183,7 тыс. проверок, что обусловлено сокращением общего количества проведенных налоговыми органами проверок на 71 тыс. ед.

По результатам проведенных проверок в 2012 г. было выявлено 213,5 тыс. правонарушений, общая сумма наложенных административных штрафов составила 673,6 млн. руб. В результате работы налоговых органов налогоплательщиками в 2012г. были уточнены налоговые обязательства на сумму 45,4млрд. рублей, а также уменьшены убытки на сумму 220,1млрд. руб.

Сумма предъявленных штрафных санкций в исследуемом периоде увеличилась с 604,5 млн. руб. 2012г. до 867,9 млн.руб. в 2014г. , процент взыскания штрафных санкций по данным ФНС России составляет 84- 87 %.

Основные правонарушения совершаются в отношении таких налогов как налог на прибыль организаций — 36 %, НДС — 28 %, налог на доходы физических лиц — 18 %. Основным способом совершения налогового правонарушения является занижение объема реализованной продукции – 43 % от всех правонарушений, на сокрытие выручки от реализации продукции приходиться 14 %.

На наш взгляд основная угроза налоговой безопасности государства состоит в неуплате налогов и сборов с использованием различных схем и способов ухода от налогообложения. Наличие «пробелов» в налоговом законодательстве, чрезмерного многообразия подзаконных правовых актов позволяющих недобросовестному налогоплательщику использовать лазейку для сокрытия своих доходов и неуплаты налогов и сборов.

Библиографический список

  1. Аналитическая справка ФНС России «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году»
  2. Лопатина Т.М. Правовая методология обеспечения налоговой безопасности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №7-2. 2013.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
  4. Цвилий- Букланова А.А. Налоговая безопасность государства- неотъемлемый объект правового регулирования. Актуальные вопросы экономических наук № 44, 2015, с 76-85.
  5. Шогенов А.А., Шурдумова Э.Г. Направления реализации эффективной налоговой политики РФ. Проблемы современной экономики №27,2015, с 56-61.
  6. Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие/ Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2012,с 244.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение на совместном заседании кафедр экономической теории и финансового права, административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных, научно-практических конференциях, проходивших в Омской академии МВД России (17 апреля 2008 г.; 12 марта 2009 г.), Омском юридическом институте
(25 апреля 2008 г.; 22 мая 2009 г.), Омском экономическом институте
(23 сентября 2008 г.), Омском государственном университете им.
Ф. М. Достоевского (13 марта 2009 г.), Луганском государственном университете внутренних дел им. Е. О. Дидоренко (29-30 октября 2010 г.).

Материалы и результаты диссертационного исследования используются в образовательном процессе в ФГКОУ ВПО «Омская академия МВД России». Отдельные практические результаты исследования внедрены в практическую деятельность Управления по налоговым преступлениям УВД по Омской области.

Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы определяется целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, проводится анализ состояния ее научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи работы, раскрываются ее методологическая и эмпирическая основы, отмечается научная новизна исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, представляется их теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации результатов проведенного исследования.

В первой главе «Налоговая безопасность государства», состоящей из четырех параграфов, рассматривается правовая природа налоговой безопасности государства, приводится классификация угроз, анализируются причины их возникновения, раскрываются структурные составляющие системы обеспечения налоговой безопасности государства, дается правовая характеристика налогового контроля и его составляющих, определяется место налогового контроля в системе обеспечения налоговой безопасности государства.

Первый параграф посвящен рассмотрению общего понятия «налоговая безопасность» государства, анализу современного состояния налоговой безопасности и установлению ее взаимосвязи с иными видами безопасности.

Теоретическую базу данного параграфа составили существующие в научной литературе точки зрения ведущих ученых-юристов, экономистов, философов, занимавшихся исследованием различных направлений безопасности: национальной, экономической, финансовой, бюджетной, налоговой.

Основываясь на сложившихся в философии (Зонненфельс, Б. Спиноза), языковедении (В. И. Даль, С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова), правоведении (ст. 3 Закона Российской Федерации «О безопасности») представлениях о безопасности, диссертант приходит к выводу, что несовершенство законодательной формулировки и несогласованность мнений относительно понимания безопасности размывает границы исторически сложившегося явления, препятствуя, тем самым, уяснению его содержания и создавая проблемы в правоприменительной деятельности.

Раскрывая виды общей категории безопасности, автор выделяет следующие направления: экономическую безопасность, военную безопасность, информационную безопасность, экологическую безопасность, ресурсную безопасность, социальную безопасность, научно-техническую безопасность, энергетическую безопасность, ядерную безопасность, политическую безопасность и др.

Не умаляя значений каждой из отмеченных областей, нуждающихся в защите, диссертант отдает предпочтение обеспечению экономической безопасности, поскольку без достаточного экономического обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед государством, как во внутригосударственном, так и в международном аспекте.

Анализируя существующие в литературе примеры структуры экономической безопасности, соискатель доказывает, что фундаментом экономической безопасности выступает, прежде всего, финансовая безопасность. Автор связывает это с тем, что в целях определения состояния экономической безопасности учитывается фактор устойчивости финансовой системы, определяемый положением федерального бюджета и платежного баланса страны, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, снижением государственного внешнего долга, характером и объемом налоговых поступлений, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционного процесса. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий национальной безопасности. Основными структурными составляющими финансовой безопасности диссертант выделяет бюджетную, налоговую, валютно-денежную и кредитно-банковскую.

Подвергая анализу каждую составляющую финансовой безопасности, автор уделяет особое внимание рассмотрению и отграничению налоговой безопасности от бюджетной, и доказывает определяющую роль в экономической стабильности государства именно налоговой безопасности.

С одной стороны, в налогах и налоговой политике следует видеть ресурсы и инструмент обеспечения бюджетной (соответственно финансовой и экономической) безопасности, с другой – фактор риска и зависимости государства от налогоплательщиков.

Раскрывая сущность налоговой безопасности, автор выделяет и объясняет следующие характерные признаки, отграничивающие налоговую безопасность от иных видов безопасности: специфический объект обеспечения безопасности; цели и задачи обеспечения; налоговые интересы; особые субъекты обеспечения налоговой безопасности; специфические угрозы налоговой безопасности; мероприятия по обеспечению налоговой безопасности государства.

Диссертант констатирует, что отсутствие законодательной дефиниции «налоговая безопасность» препятствует выработке четких критериев для отграничения рассматриваемой разновидности безопасности от других, выработки комплекса мер по ее обеспечению, новых ориентиров совершенствования действующего законодательства. В связи с этим при выработке понятия «налоговая безопасность» учитывается, что оно должно: соотноситься с общим понятием безопасности государства; выступать составным элементом финансовой безопасности страны; обладать своим собственным содержанием, отличающим налоговую безопасность от других видов безопасности.

Отмечая малочисленность содержащихся в литературе подходов к пониманию налоговой безопасности государства (О. В. Староверова,
И. И. Кучеров, А. А. Анищенко, А. В. Шишко, Р. Х. Мусов), и признавая относительную условность каждого существующего определения, соискатель выступает в пользу создания дефинитивной юридической нормы и определяет налоговую безопасность как одну из подсистем национальной безопасности государства, представляющую собой состояние системы налогообложения, при котором обеспечивается гарантированная защита и гармоничное развитие всей налоговой системы государства, способность налоговых инструментов к защите национальных интересов государства, поддержанию социально-экономической стабильности общества, а также формирование достаточных государству и местному самоуправлению финансовых ресурсов, успешное противостояние существующим угрозам налоговой безопасности.

Во втором параграфе выделяются и рассматриваются угрозы налоговой безопасности государства, анализируются причины их возникновения, предлагаются возможные пути ликвидации существующих угроз.

Знание характера и источника угроз необходимо для выбора методов противодействия и предвидения их результатов.

Соискатель утверждает, что на сегодняшний момент нельзя говорить о стабильности и безопасности налоговой системы Российской Федерации. Современное состояние налоговой безопасности находится в зоне риска. Вызовы и угрозы, как правило, носят комплексный характер: на одни и те же объекты в системе безопасности могут быть нацелены различные угрозы, которые способны создавать взаимоусиливающий эффект. В сложившихся условиях государство должно быть нацелено на активную правотворческую и правоприменительную деятельность, формирование грамотной налоговой политики, выбор направления обеспечения налоговой безопасности, что создаст условия для нормального функционирования отношений в налоговой сфере и будет способствовать нейтрализации существующих угроз.

Схема разрешения проблем обеспечения налоговой безопасности путем ликвидации существующих угроз видится в создании полномасштабной системы мониторинга, т. е. наблюдения за всеми процессами при формировании налоговой политики и исполнении государственного бюджета в части собираемости налогов с использованием современных методик наблюдения и контроля.

Исходя из принципов всеобщности, полноты информации, практической значимости, важности и приоритетности, автор приводит следующую классификацию угроз налоговой безопасности:

1. Угрозы, связанные с нарушением исполнения налоговых обязательств: высокий уровень налоговых преступлений и налоговых правонарушений; низкий уровень собираемости налогов в бюджеты всех уровней.

2. Угрозы правового характера: непоследовательность налоговой политики государства, несовершенство экспертной оценки принятия и изменения законодательства с учетом экономической и налоговой безопасности.

3. Угрозы институционального характера: недостаточная результативность контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней.

Соискатель также рассматривает причины, порождающие возникновение каждой из приведенных угроз налоговой безопасности.

Так причины высокого уровня налоговых преступлений и налоговых правонарушений; низкого уровня собираемости налогов в бюджеты всех уровней автор разделяет на причины психологического характера, социально-экономические причины и причины правового характера.

В числе причин второй группы угроз диссертант приводит некорректные цели и задачи налогового реформирования, низкий уровень обоснования предполагаемых налоговых изменений, ориентацию на практику налогового реформирования европейских государств; абстрактность и противоречивость российского законодательства, содержащего отдельные положения по экспертной деятельности; отказ крупных научно-исследовательских центров России от проведения законодательной экспертизы.

Для разрешения проблемных и спорных ситуаций в части проведения экспертиз законопроектов, автором предложено разработать и принять на федеральном уровне закон «Об организации и проведении экспертизы законодательства в Российской Федерации».

Причины недостаточной результативности контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней подробно исследуются в следующих параграфах исследования.

Третий параграф посвящен рассмотрению системы обеспечения налоговой безопасности государства, раскрытию структуры и анализу ее составляющих.

Для получения четкого представления о системе обеспечения налоговой безопасности, автор, проецирует «систему безопасности» и «систему обеспечения безопасности» на подсистему экономической безопасности, и рассматривает эти родовые понятия по аналогии с существующим подходом изучения применительно к национальной безопасности.

Подчеркивая, что обе категории (система безопасности и система обеспечения безопасности) имеют системное начало, диссертант основным обстоятельством, объединяющим понятия «система налоговой безопасности» и «система обеспечения налоговой безопасности», выделяет то, что оба понятия характеризуют разные аспекты одного явления – налоговой безопасности. Основной фактор разграничения заключается в наличии «обеспечения» как такового.

Система обеспечения налоговой безопасности призвана создать максимально благоприятные условия для действенного функционирования налогового механизма в рамках обеспечения национальной безопасности государства. Основным предназначением системы обеспечения налоговой безопасности является поддержание эффективности функционирования системы налоговой безопасности.

По мнению диссертанта, система обеспечения налоговой безопасности включает в себя совокупность определенных ресурсов, средств и способов, направленных на защиту государственных интересов в налоговой сфере. В этом случае основным критерием оценки эффективности налоговой системы становится уровень налоговой безопасности государства.

В структуре системы обеспечения налоговой безопасности соискатель выделяет четыре составляющие: объект обеспечения налоговой безопасности государства, субъекты обеспечения налоговой безопасности, нормативную правовую базу, ресурсную составляющую.

Объектом обеспечения налоговой безопасности является налоговая система России, рассматриваемая через трехуровневую систему налогов и сборов. Субъектами – органы общей и специальной компетенции, располагающие необходимыми силами и средствами для достижения максимально возможного положительного результата (вырабатывающие налоговую политику, обеспечивающие сбор налогов и контроль исполнения налогового законодательства, реализующие правоохранительные функции налоговых отношений). Ресурсами для обеспечения налоговой безопасности служат материальное, информационное, техническое и иное обеспечение.

Нормативная правовая составляющая, по мнению автора, должна быть представлена законодательной базой в сфере обеспечения налоговой безопасности в целях придания легитимности процессу обеспечения.

Анализируя законодательные источники в области обеспечения налоговой безопасности (Налоговый кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О налоговых органах Российской Федерации» и др.), автор приходит к выводу, что вопросы безопасности в них урегулированы не в должной мере. В связи с этим диссертант поддерживает позицию ученых (С. В. Степашина, В. Л. Шульца, Е. И. Шапошникова, С. А. Проскурина), предлагающих выделять в структуре безопасности законодательную подсистему, представленную Концепцией безопасности и государственной стратегией обеспечения безопасности.

Отстаивая высказанную точку зрения, автор, приводит следующие доводы. Концепция налоговой безопасности государства должна определяться налоговой политикой страны, быть ориентированной на стабилизацию налоговых отношений. Основная задача в рамках реализации государственной стратегии обеспечения налоговой безопасности заключается в разработке механизмов, с помощью которых субъекты налоговой безопасности на федеральном, региональном, местном уровнях смогут принимать меры по развитию и закреплению позитивных процессов с одной стороны, и преодолению негативных процессов – с другой. Не лишним также будет создание региональных программ по обеспечению безопасности в налоговой сфере. Стратегия будет действенным инструментом налоговой политики, если будут конкретизированы задачи и угрозы налоговой безопасности, что возможно в рамках положений Концепции.

В предлагаемой идее Концепции безопасности и государственной стратегии безопасности соискатель усматривает решение двух основных вопросов: создавать ли специальную систему для решения проблем налоговой безопасности или можно ограничиться деятельностью отдельных государственных органов; и как управлять системой обеспечения налоговой безопасности.

Автор обращает внимание на то, что в Концепции должны быть изложены основополагающие нормы, необходимые для обеспечения налоговой безопасности:

1. Характеристика условий, в которых функционирует налоговая сфера государства.

2. Определение основных терминов, касающихся проблемы обеспечения налоговой безопасности.

3. Содержание угроз: причины возникновения, источник, направленность, масштаб влияния.

4. Общий подход к противодействию упомянутым угрозам, требования к их нейтрализации и локализации.

5. Полномочия органов государственной власти – субъектов обеспечения безопасности в налоговой сфере.

Стратегия должна быть основана на положениях Концепции с указанием общей цели, которую нужно достичь в процессе реализации стратегии, планов, программ, мер, методов защиты от угроз, изложенных в основной части. Для решения каждой из намеченных задач должен быть установлен срок, выделены силы и средства, указаны органы, ответственные за реализацию.

Роль права в функционировании системы налоговой безопасности сводится к решению нескольких задач: 1) обеспечению эффективной реализации действующего закона, максимальному использованию его норм, укрепления правопорядка; 2) выработке новых концептуальных законодательных норм.

В диссертации представлен развернутый анализ каждой составляющей системы обеспечения налоговой безопасности, обоснована авторская позиция.

На основе разграничения понятий «система налоговой безопасности» и «система обеспечения налоговой безопасности» в диссертации предложено рассматривать систему налоговой безопасности как внутреннюю составляющую налоговой безопасности, характеризующую взаимосвязь финансовых интересов государства и возникающих в налоговой сфере угроз.

Рассмотрев составляющие механизма обеспечения налоговой безопасности государства, проанализировав их современное состояние, система обеспечения налоговой безопасности рассматривается как внешняя составляющая налоговой безопасности и определяется как система уполномоченных компетентных органов, действующая на основании норм закона в целях создания благоприятных условий для функционирования налоговой системы государства, а также совокупность средств, направленных на предупреждение, выявление и пресечение существующих в налоговой сфере угроз.

В числе обобщающих выводов автор констатирует следующее.

Во-первых, в основе всей системы обеспечения налоговой безопасности должна быть определенная теоретическая и законодательная база, Концепция налоговой безопасности государства, государственная стратегия обеспечения налоговой безопасности, конкретизированы ее цели и задачи. Во-вторых, следует четко определять структуру системы обеспечения налоговой безопасности, где велика роль каждого составного элемента: объекта и субъектов обеспечения безопасности, правовой и ресурсной составляющей. В-третьих, система должна быть действенна с точки зрения выявления и нейтрализации угроз налоговой безопасности.

В четвертом параграфе исследования внимание обращено к налоговому контролю и определению его места в системе обеспечения налоговой безопасности государства.


Введение

Экономическая безопасность страны - защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потен­циала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.

Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязви­мость.

Экономическая безопасность характеризуется возможностью народно­го хозяйства России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как интере­сов отдельного человека, так и субъектов Федерации и России в целом.

Будучи идеальной категорией, экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных странах с устояв­шимся политическим режимом все же остается относительной. Те или иные неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность и угроза и их сохраняется даже в таких странах.

По мере интернализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью.

Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как воен­ная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимо­связаны и взаимодополняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безо­пасности при слабой и неэффективной экономике, так же как и не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность. Поэтому (с известной степенью осторожности) можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействия с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безо­пасности.

О том, какое внимание вопросам обеспечения экономической безопас­ности уделяется за рубежом, свидетельствуют следующие факты. В долж­ность президента США 4 марта 1933 г. вступил Ф. Рузвельд. Уже за первые 100 дней его президентства было принято 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания мер по преодолению кризиса и восстановлению экономической мощи страны и представляли собой «новый курс». Ф Руз­вельд и его команда поняли, что рыночный механизм XX века - это опти­мальное сочетание рыночных мотивов и государственного участия в хозяй­ственных процессах. Одна из причин такого сочетания - необходимость влияния на социальный климат в обществе, так как экономические интересы личности реализуются через социальную политику государства. Для коорди­нации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 г. был образован федеральный комитет по экономической безопасности.

К сожалению, приходится констатировать, что ни проблема нацио­нальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе на нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского геге­монизма, и, как правило, она была целиком и полностью поглощена пробле­мой защиты социалистического отечества.

Спектр новых взглядов на понятие (объект) «Экономическая безопас­ность», ее состав оказался весьма широким:

  • «. качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогресси­рующих масштабах»;
  • «. возможность и готовность экономики обеспечить достойные усло­вия жизни и развития общества, социально-экономическую и военно-политческую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»;
  • «. важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедея­тельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально­государственных интересов России»;
  • «. уровень развития экономики, который обеспечивает экономиче­скую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздей­ствия неблагоприятных факторов»;
  • «. совокупность условий и факторов, обеспечивающих независи­мость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способ­ность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».

Этот перечень определений понятий «экономическая безопасность» можно было бы продолжить и все они имеют право на сомостоятельное су­ществование и разработку.

Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономиче­ского развития РФ с целью удовлетворения социальных и экономических по­требностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищен­ность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества .

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех облас­тях и сферах деятельности, нужно еще раз подчеркнуть базисную роль эко­номики, так как производство, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизне­способность общества.

Формирование эффективных ме­ханизмов обеспечения экономической безопасности является одной из важ­нейших задач проводимой в настоящее время государственной политики. В связи с этим значимость системы налогообложения, выступающей, с одной стороны, в качестве ресурсного фактора, а с другой - инструмента воздейст­вия на социально-экономические процессы, существенно возрастает.

В ходе развития экономической науки и практики было выдвинуто большое количество налоговых концепций, применение которых во многом определяется особенностями, тенденциями и эволюционными фазами раз­вития социально-экономических систем. При этом теоретико­методологические основы обеспечения налоговой безопасности примени­тельно к специфике функционирования российской экономики не разрабо­таны.

В последние годы в мировой практике прослеживается ярко выражен­ная тенденция снижения ставок основных видов налогов и предоставление приоритетным секторам экономики широкого спектра налоговых льгот и преференций. Такие преобразования ориентированы, прежде всего, на рост производства, повышение инвестиционной активности предприятий, увели­чение предпринимательской прибыли и потребительского спроса. Налоговые льготы являются одними из наиболее значимых и часто применяемых инструментов регулирования финансово-бюджетной системы. Однако в России они имеют слабую инвестиционную направленность, мно­гие из них противоречивы, малоэффективны и слабоприменимы на практике.

В экономически развитых странах налогообложение доходов физиче­ских лиц служит гарантом социальной стабильности в обществе, гармонично сочетая в себе фискальную и распределительную функции. В то же время отечественный подоходный налог не только не стал надежным источником государственных доходов, но и является фактором, усиливающим социаль­ную напряженность в стране.

Решение указанных проблем становится возможным в условиях при­менения новых механизмов налогообложения, основанных на критическом обобщении отечественного и зарубежного опыта, объективной оценке транс­формационных преобразований налоговой системы РФ и способных обеспе­чивать экономическую безопасность и предотвращать угрозы в налоговой сфере.

Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловле­ны низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в техническом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использовани­ем ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вы­зовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации.

Наиболее опасны в нынешних условиях период внутренних угроз. Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз.

В данный момент наибольшую угрозу безопасности налоговой системы представляют следующие факторы:

  • неуплата налогов вследствие кризиса неплатежей и отсутствия ста­бильного экономического роста в реальном секторе экономики;
  • массовое сокрытие доходов и уклонение от налогообложения;
  • нежелание регионов передавать федеральные налоги, собираемые на своей территории в федеральный бюджет;
  • отсутствие неотвратимой ответственности субъектов экономики перед законом.

Эффективно функционирующая система налогообложения может быть только при эффективном реальном секторе экономики. Фактором, непосред­ственно формирующим налоговую базу, поддерживающим способность к уплате налогов, является финансовое состояние предприятий. Главная угроза здесь безопасности налогообложения - финансовый кризис субъекта эконо­мики соответствующего уровня. Его основные формы:

  • падение прибыли и рентабельности производства;
  • убыточность и неплатежеспособность предприятия;
  • недостаточность собственного капитала и оборотных средств;
  • стремление обогащения за счет государственных средств;
  • использование незаконных схем ухода от налогообложения;
  • нарушение сроков выплаты заработной платы и др.

Многие долги предприятия перед государством образовываются в ре­зультате существования бартерных операций, использования векселей, взаи­мозачетов, налоговых преференций и освобождений.

В основе проблемы собираемости налогов лежат как воспроизводст­венные факторы, так и факторы конъюнктурного, законодательного, полити­ческого и организационного и даже психологического характера.

Формирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны, необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиции национальных интересов.

Рецензенты:

Чикатуева Л.А., д.э.н, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.

Этлухов О.А.-Г., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА), г. Черкесск.

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.

Читайте также: