Налогообложение страховой организации курсовая

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Одним из направлений налоговой политики России в среднесрочной перспективе является совершенствование налогообложения финансовых инструментов. В связи с этим представляет интерес изучение опыта налогообложения страховой деятельности в странах, имеющих более длительную, по сравнению с Россией, историю как страхования, так и налогообложения.

В большинстве развитых стран страховой сектор экономики обеспечивает около трети оборота финансовых ресурсов. В странах Евросоюза, Северной Америки, Японии рынок страховых услуг охватывает практически все сферы жизни населения, не концентрируясь на страховании ответственности, имущества и грузов юридических лиц, как в России. Распространение страховых услуг на все сферы жизнедеятельности на добровольной и обязательной основе увеличивает объекты налогообложения.

Таблица 1. Соотношение добровольного и обязательного страхования по странам мира в 2010 – 2012 годах

Доля обязательного страхования (%)

Доля добровольного страхования (%)

Одной из самых «страховых» стран по итогам 2012 года являются США, в которых ежегодно увеличивается сумма страховых отчислений и расширяется сфера применения страховых услуг. Так, новшеством 2014 года стало введение налога (взносов) на страхование здоровья .

Основные поступления от страховой деятельности в бюджетную систему во всех странах мира, также как и в России, дает налог на прибыль организаций. Методики начисления налога имеют много общего. Как и в Российской Федерации, в доходах для целей налогообложения учитываются страховые взносы и вознаграждения, перестраховочные комиссии. Основными статьями расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, являются: страховые выплаты, отчисления в страховые резервы, вознаграждения посредникам.

Доходы и расходы, получаемые (осуществляемые) в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования, связанного с временным аккумулированием средств на финансирование медицинских организаций, во многих развитых странах не отражаются в налоговом учете. Данный финансовый поток относится к разряду депозитно-кредитных, характерных для банковского сектора. Страховая медицинская организация как разновидность организаций финансового сектора относится к категории «хранителей» денежных средств. Эти средства поступают не в личное распоряжение страховой организации, а на финансирование определенной цели. По сути, страховая организация выступает как агент, поэтому аналогично вкладам получаемые средства не должны признаваться доходом, а списанные средства – расходом. Такова позиция Евросоюза. Применение подобного подхода в России обеспечило бы уменьшение налогового документооборота в страховых организациях. Поступление и расходование средств фонда обязательного медицинского страхования отражалось бы только на счетах бухгалтерского учета, признанию в налоговом учете подлежали бы средства, оставшиеся у страховой организации вследствие нарушений со стороны медицинских организаций.

Налоговое законодательство большинства стран мира предписывает использование метода начислений при определении налоговой базы страховых организаций. В России применение метода начислений позволяет завышать суммы расходов, учитываемых при расчете прибыли, за счет признания в расходах страховых резервов. Однако в таких странах, как Япония, Уругвай, ОАЭ, признание страховых резервов можно считать одинаковыми как при использовании метода начислений, так и при кассовом методе. Кассовый метод сопровождается переводом соответствующих сумм на отдельный «резервный» счет . Некоторые отличия в правилах определения момента признания доходов и расходов при использовании метода начислений приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика даты признания доходов и расходов при методе начисления

Дата возникновения ответственности перед страхователем по условиям договора

Окончание действия договора или момент наступления страхового случая

Момент вступления в действие страхового договора

Дата решения суда либо письменного обязательства виновного

Дата решения суда или конец отчетного периода (более ранняя из дат)

Дата возникновения обязательства по выплате возмещения

Очень часто основная деятельность страховщиков является убыточной, поэтому законодатели уделяют особое внимание налогообложению инвестиционной деятельности страховых компаний. В последние годы налоговое законодательство ряда развитых стран претерпевает существенные изменения, касающиеся расширения сферы налогообложения доходов от инвестиций. Финансовая отчетность многих европейских стран содержит раздельные показатели притока доходов от прямого и косвенного инвестирования. В странах Евросоюза установлено дифференцированное налогообложение доходов страховых компаний в зависимости от вида инвестирования. Для косвенного инвестирования обязательно определение процента участия по инвестициям. Данный процент влияет на размер налоговой ставки по инвестициям и используется как корректировочный коэффициент. Доля косвенного инвестирования определяется перемножением долей прямого участия по взаимо­связанным организациям. Эта процедура аналогична определению взаимозависимости лиц в Российской Федерации. Косвенное инвестирование увеличивает процент налоговых отчислений на единицу инвестиционных вложений.

Например, если страховая организация вкладывает 100 тыс. евро в инвестиционный проект стоимостью 1 млн евро, то доля прямого инвестирования составит 10%. Однако, если инвестиционная компания осуществит собственный взнос, например 500 тыс. евро в проект 5 млн евро, то доля косвенного инвестирования страховой компании составит:10% х 10% / 100 = 1%.

В этом случае к налоговой ставке по инвестиционной составляющей налога на прибыль следует применить увеличивающий коэффициент, равный: (10% + 1%) / 100 = 0,11 .

Следует отметить, что не все европейские страны, входящие в Евросоюз, приняли соответствующие поправки в национальное законодательство, которое продолжает действовать в процессе гармонизации налоговых систем. Однако право Евросоюза обладает приоритетом над налоговым правом стран – членов ЕС, поэтому в ближайшем будущем данные изменения будут внесены в национальное законодательство. В Российской Федерации отсутствуют повышенные ставки налога на доходы от инвестиционной деятельности страховых организаций. Ставки налога на доходы от инвестиционной деятельности приведены в таблице 3.

Таблица 3. Размер ставки по налогу на прибыль для инвестиционных вложений страховых компаний в 2012 году

на процентные доходы в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является теоретическое исследование налогообложения страховой деятельности в России, а также обоснование совершенствования налогообложения страховых организаций и разработка альтернативного механизма налогообложения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка.
2. Раскрыть экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности.
3. Рассмотреть налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования
4. Исследовать действующую систему налогообложения страховых организаций.
5. Проанализировать динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах).
6. Оценить налоговую нагрузку организации.
7. Рассмотреть основные пути развития страхового сектора экономики в России.
8. Изучить основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России.
9. Раскрыть возможности оптимизация налоговой нагрузки компании.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России 8
1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе
становления страхового рынка 8
1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности 10
1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования 14
2 Анализ функционирования системы налогообложения страховой деятельности в России 19
2.1 Исследование действующей системы налогообложения страховых организаций 19
2.2 Динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах) 25
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 29
3 Развитие налогообложения страховой деятельности в РФ 35
3.1 Основные пути развития страхового сектора экономики в России 35
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России 43
3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании 49
Заключение 53
Список использованных источников 56

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение страховой деятельности в России.doc

1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России 8

1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе

становления страхового рынка 8

1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности 10

1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования 14

2 Анализ функционирования системы налогообложения страховой деятельности в России 19

2.1 Исследование действующей системы налогообложения страховых организаций 19

2.2 Динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах) 25

2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 29

3 Развитие налогообложения страховой деятельности в РФ 35

3.1 Основные пути развития страхового сектора экономики в России 35

3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России 43

3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании 49

Список использованных источников 56

Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

Безусловно, страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства играет важную роль в решении социально-экономических задач. Данная функция страхования реализуется в результате возмещения имущественных потерь и ущерба, вызываемых стихийными бедствиями, неблагоприятными факторами и негативными воздействиями на имущество граждан, предприятий, организаций, учреждений и государства в целом. Однако, в отличие от развитых стран, где институт страхования развивался как неотъемлемый элемент социально-экономической системы, страховой рынок Российской Федерации не способен в полном объеме обеспечить возмещение материальных потерь общества от неблагоприятного влияния последствий природных, экономических и социальных явлений. Это в наибольшей степени обусловлено значительным отставанием и диспропорцией региональных страховых рынков, становление которых происходит стихийно, без реальной поддержки со стороны государства и специальных программ с определением стратегических и тактических целей их развития.

Более того, действующая система налогообложения страховых организаций не учитывает специфику их деятельности и обуславливает экономическую несправедливость в распределении средств между федеральным центром и регионами, в связи с тем, что уплата налога на прибыль, в настоящее время, осуществляется по месту расположения головной организации, а основная часть страховых премий федеральных страховщиков аккумулируется ими через крупные филиальные сети.

Поэтому систему налогообложения страховых организаций, действующую в Российской Федерации, нельзя признать эффективной, так как она не обеспечивает стабильных поступлений в бюджетную систему и не способствует оптимизации страхового рынка и его региональных составляющих.

Все названные обстоятельства обусловили выбор темы курсовой работы, определили ее структуру и методы исследования.

Основной целью курсовой работы является теоретическое исследование налогообложения страховой деятельности в России, а также обоснование совершенствования налогообложения страховых организаций и разработка альтернативного механизма налогообложения.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка.

2. Раскрыть экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности.

3. Рассмотреть налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования

4. Исследовать действующую систему налогообложения страховых организаций.

5. Проанализировать динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах).

6. Оценить налоговую нагрузку организации.

7. Рассмотреть основные пути развития страхового сектора экономики в России.

8. Изучить основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России.

9. Раскрыть возможности оптимизация налоговой нагрузки компании.

Объектом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты отношений между страховыми организациями и финансовой системой государства, возникающие при осуществлении налоговой политики.

Предметом исследования является налогообложение страховых организаций и пути его совершенствования посредством разработки альтернативного механизма налогообложения (на материалах Республики Башкортостан).

Теоретические аспекты страхования, его функции, понятия, вопросы становления страхового рынка и его региональных составляющих исследованы в трудах отечественных ученых: Ю.С. Бугаева, Н.Ф. Галагузы, Е.А. Дюжикова, Е.В. Коломина, Т.П. Медведевой, Л.А. Орланюк-Малицкой, А.П. Плешкова, Л.И. Рейтмана, В.А. Сухова, В.В. Шахова, Р.Т. Юлдашева и др. Проблемы налогообложения страховой деятельности исследованы в трудах ведущих российских ученых: Бакаева А.С., Буланцевой В.А., Маркарова Н.Э., Николенко Н.П., М.В. Романовой, Удаловой К.Г., Харитонова СВ., Щербакова В.В. и т.д.

В ходе исследования применялись теоретическая и методологическая база системного подхода, инвестиционного менеджмента, экономико-математического моделирования, экономического анализа и теория рыночной экономики.

Информационной базой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых, постановления и распоряжения законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по вопросам страхования, материалы научных конференций, нормативные и справочные материалы, данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации.

1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России

1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка

Страхование как элемент финансовой системы государства возникло еще в Древнем Риме. В трудах римского историка Тита Ливия, философа Марка Туллия Цицерона указывалось на создание и деятельность общества взаимного возмещения убытков. В период завоеваний Александра Македонского (IV в. до н.э.) были образованы первые страховые акционерные общества. В эпоху Средневековья стали заключаться письменные договоры страхования. Тогда благодаря великим географическим открытиям расширилась морская международная торговля. Купцам и торговцам не только требовались крупные капиталы, чтобы использовать новые возможности для расширения торговли, но и средства обеспечения возмещения убытков, возникающих вследствие непредвиденных обстоятельств и неподконтрольных человеку разрушительных сил природы. Заранее созданный страховой фонд являлся источником возмещения ущерба.[15, с. 63]

Появление на Руси страхования связывают с памятником древ нерусского права «Русская правда» (X —XI вв.), где впервые был о предусмотрено возмещение вреда общиной в случае убийства члена другой общины. В русском язык е понятие «страхование» всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного.

В России страхование стало активно развиваться с середины XIX в. Создание первых крупных страховых компаний расширило возможности использования денежных ресурсов отечественных предпринимателей и надежно обеспечивало защиту их интересов. В начале XX в. на долю акционерных страховых обществ приходилось около 70 процентов всего застрахованного в государстве имущества на сумму более 21 млрд рублей (в ценах 1913 г.). Помимо страхования имуществ а «от огня», осуществлялось страхование жизни, транспортное страхование, страхование стекол, страхование от кражи со взломом. После Октябрьской революции 1917 г. средства частных страховых организаций, их имущество был и национализированы и перешли в собственность государства. Вся работ а по страхованию в бывшем СССР осуществлялась органами Госстраха. С 1992 г. после принятия Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» начался новый этап развития страхования. Стали создаваться страховые организации, обществ а взаимного страхования, значительно расширились сфера страховых отношений и виды страхования.

В современном цивилизованном мире налоги – основной метод мобилизации доходов государства. Сущность и содержание налогов на практике принимают многообразные формы с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства и обозначает приоритеты развития тех или иных сфер, областей экономики страны и ее региональных составляющих. [21, с. 112]

Обзор литературных источников, проведенный в курсовой работе обобщить исследования в области налогообложения и уточнить его понятие, охарактеризовав налогообложение как фундаментальную составляющую государственной фискальной политики, представляющую собой комплекс мероприятий правительства, включающий в себя разработку механизмов налогообложения с целью регулирования деловой активности и формирования централизованных государственных фондов. Уточненное понятие системы налогообложения позволяет выявить и охарактеризовать ее состав в виде совокупности функций, принципов и механизмов налогообложения, так как определение системы налогообложения как совокупности только налогов, сборов и других платежей неполно и в какой-то степени однобоко.

1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности

Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. К ним относятся, например. Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие законы. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы и определяется порядок создания предприятий, в том числе и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между собою и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т.д. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам хозяйствования в сфере страхования.

Специальное страховое законодательство, регулирующее специфические страховые отношения, включает федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам страхования. Важнейшим в их числе является Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который в первоначальной редакции носил название «О страховании» и был введен в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. -Ю внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании» было изменено первоначальное название закона, исключена глава II, посвященная договору страхования, и внесены некоторые другие изменения.

Особенности налогообложения страховых организаций [22.05.16]

Тема: Особенности налогообложения страховых организаций

Тип: Курсовая работа | Размер: 92.21K | Скачано: 62 | Добавлен 22.05.16 в 15:42 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы

Вуз: Волгоградский государственный университет

Год и город: Волгоград 2014

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов РФ 5

1.1. Понятие страховых организаций как хозяйственных субъектов РФ и особенности их функционирования 5

1.2. Организационно-правовые формы хозяйственных субъектов на страховом рынке РФ 11

1.3. Налогообложение страховых организаций на страховом рынке 19

2. Анализ и специфика налогообложения ОАО Страховая компания «Царица» 22

2.1. Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО Страховая компания «Царица» 22

2.2. Специфика налогообложения 31

2.3. Налоговое планирование 35

Заключение 42

Список использованных источников 42

Введение

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Целью курсовой работы является изучение механизма налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ; (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ; (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ; (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изменениями от 4 октября 2010г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-Ф3; (часть вторая) от 5.08.2000 N 117-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2010г.)
  3. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 29 ноября 2010г.)
  4. Приказ Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 мая 1994 года № 02-02/08 (в ред. письма Росстрахнадзора от 17.06.1994 года) «Об утверждении новой редакции «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. .
  6. Постановление Правительства РФ от 10.02.1992 года № 76 «О создании Российского государственной страховой компании»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Федеральный закон РФ от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  8. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  9. Федеральный Закон РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  10. Боровикова Е.В. О налогообложении и налоговом консультировании страховых организаций // Налоговый вестник. – 2008. - №8.
  11. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет в страховых организациях: учебно-практическое пособие - М.: "Проспект", 2009
  12. Колчин С.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Вузовский учебник, 2008
  13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 5 изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  14. Красова О.С. Бухгалтерский учет в страховании: практическое пособие - М.: "Омега-Л", 2007
  15. Миронова О.А., Азарская М.А. Учет, налогообложение и аудит в страховых организациях Изд. 2 - М.: Бухучет, 2008
  16. Невешкина Е.В., Шерстнева Г.С. Налог на прибыль: особенности исчисления и уплаты. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
  17. Никулина Н.Н., Осипова Т.И. Особенности налогообложения в страховой организации //Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 4, 5, 2009 г.
  18. Петрова В.И., Петров А.Ю., Скачко Г.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит деятельности страховых организаций - М.: "Финансы и статистика", 2008
  19. Романова М.В. Особенности налогообложения страховых организаций // Российский налоговый курьер. – 2005. - №20.
  20. Савченко О.С. Организация и ведение налогового учета страховщиков / О.С. Савченко // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. – 2008. - №1.
  21. Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие - М.: "ЮД Юстицинформ", 2007
  22. Турбина К.Е., Дадьков В.Н. Взаимное страхование - М.: Анкил, 2007
  23. Чанкселиани Л.Г О целесообразности замены для страховых организаций налога на прибыль налогом на страховые взносы Налоги и налогообложение / Л.Г. Чанкселиани // Налоги и налогообложение. – 2007. - №8.
  24. Чернова Г.В., Базанов А.Н. Страхование - М.: "ТК Велби", 2008
  25. Шахов В.В. Страхование: Учебник - М.: ЮНИТИ, 2007
  26. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990. С. 710.
  27. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Т. 24. Кн. 1. С. 556-557.
  28. Шахов В.В. Страхование. М.: ЮНИТИ, 2010. С. 22.
  29. Никулина Н.Н., Осипова Т.И. Особенности налогообложения в страховой организации //Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 4, 5, 2009 г.
  30. Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций". - Система ГАРАНТ, 2009 г.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России со всеми ее противоречиями переходного периода.
Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования.
Названные обстоятельства обуславливают актуальность данной темы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России со всеми ее противоречиями переходного периода.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Экономическая заинтересованность государства в развитии страхования обусловила выделение в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу отдельного раздела «Развитие рынка страховых услуг».

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов).

Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования.

Названные обстоятельства обуславливают актуальность данной темы.

  1. Налоги, уплачиваемые страховой организацией

Страховые организации облагаются налогами в соответствии с общими правилами, установленными Налоговым кодексом.

Налоги, уплачиваемые страховыми компаниями, можно подразделить на следующие основные группы:

  • налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов): налог на прибыль (доход), налог на доходы от капитала;
  • налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг: налог на пользователей автомобильных дорог, сбор за использование наименования «Россия»;
  • налоги с имущества: налог на имущество страховых компаний, сюда же можно отнести налог с владельцев транспортных средств;
  • платежи за природные ресурсы: земельный налог;
  • налоги с фонда оплаты труда: единый социальный налог, налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, пожарной охраны и образовательных учреждений;
  • налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;
  • налоги на определенный вид финансовых операций с ценными бумагами;
  • налоги с выручки от оказания нестраховых услуг и реализации имущества: налог на добавленную стоимость;
  • налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: госпошлина.

Таблица 1. Состав и структура налогов, уплачиваемых страховщиками

С прибыли, рассчитанной в соответствии с положениями гл. 25 НК страховщики уплачивают налог на прибыль в размере 24%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 5%, зачисляется в федеральный бюджет, 13—17% — в бюджеты субъектов РФ, 2% — в местные бюджеты. Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, строго в определенном интервале.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным страховой организацией в виде дивидендов, а также по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются особые налоговые ставки. Они составляют:

- по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций, — 6%;
- по доходам, полученным в виде дивидендов от иностранных организаций, —15%;
- по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — 15%.
Сумма таких налогов в полном объеме подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Начисленный фонд оплаты труда служит основой для определения размера единого социального налога, который рассчитывается по ставкам, зависящим от величины фонда оплаты труда, приходящегося в среднем на одного работника, и составляющим:
- 35,6%, если налоговая база не превышает 100 тыс. руб.;
- 35600 руб.+20% с суммы, превышающей 100 тыс. руб., если налоговая база составляет от 100001 руб. до 300 тыс. руб.;
- 75 600 руб.+10% с суммы, превышающей 300 тыс. руб., если налоговая база составляет от 300001 руб. до 600 тыс. руб.;
- 105600 руб.+2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб. при налоговой базе свыше 600 тыс. руб.
Если в страховой компании зарегистрированы автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины, она является плательщиком транспортного налога.Обложению подлежит мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах по ставкам от 5 до 50 руб. с 1 л. с.

Этот налог перечисляется в бюджет субъекта РФ.
Располагая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объекта основных средств, страховщики обязаны платить налог на имущество организаций. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Налог на операции с ценными бумагами страховая компания платит, если является их эмитентом. Облагается номинальная сумма выпуска по ставке 0,2%, но не более 100 тыс. руб.
Подача исковых и иных заявлений и жалоб, а также выдача документов судами, учреждениями и органами сопровождаются уплатой государственной пошлины. Суммы пошлины дифференцированы по видам действия и суммам удостоверяемых сделок и определяются в твердом размере (рублях), в процентах от суммы сделки или в размере, кратном МРОТ.
Являясь собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, страховые организации с площади земельного участка обязаны платить земельный налог. Ставки устанавливаются законом субъекта РФ и регулярно (ежегодно) корректируются в соответствии с федеральным законодательством.

  1. Источники уплаты налогов

Источниками уплаты налогов в федеральный бюджет согласно налоговому законодательству являются:

• для налога на добавленную стоимость и специального налога —увеличение цены на услуги нестрахового характера;

• для платы за землю, налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, госпошлины и транспортного налога — себестоимость;

• для налога на прибыль — балансовая прибыль;

• для налога на операции с ценными бумагами и сбора за использование наименования «Россия» — чистая прибыль.

Источниками уплаты налогов в региональные бюджеты (налог на имущество предприятий и налог на нужды образовательных учреждений) и в местные бюджеты (налог на рекламу и др. ) являются финансовые результаты деятельности страховых организаций.

Страховые организации несут ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, предоставление необходимых документов, а также за соблюдение иных норм, установленных налоговым законодательством.

  1. Формирование налоговой базы для страховой организации

Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.

Под налогообложение подпадают такие виды прибыли, как:

• прибыль от основной (страховой) деятельности;

• прибыль от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке;

• прибыль от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке.

Для расчета налога на прибыль выделяются различные базы, что обусловлено особенностями переноса убытка в течение отчетного периода, а также убытка, полученного в отчетном году, но учитываемого в будущем. Убытки, полученные по операциям с ценными бумагами, могут покрываться будущей прибылью только по той же группе. В случае, если налогоплательщиком в отчетном периоде получен убыток, т. е. разность между доходами и расходами отрицательная, в данном налоговом периоде база для уплаты налога признается равной нулю. Однако эти убытки могут быть учтены в последующих отчетных периодах в течение 10 лет.

Убытки рассчитываются и переносятся на будущие периоды по каждой базе отдельно. При этом сумма переносимого на отдельный календарный период убытка не должна превышать 30% исчисленной налоговой базы рассматриваемого календарного периода.

Так, доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, не могут быть уменьшены на расходы (или убытки) от ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке. К разным налогооблагаемым базам применяются разные ставки:

Порядок расчета налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль представлен на рисунке 3. Налогооблагаемая база уменьшается на сумму льгот, предоставляемых страховым компаниям по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

рис.3. Порядок расчета налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль

  1. Особенности налогообложения в страховой деятельности

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики.

Во-первых, поскольку страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Таким образом, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом, страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления.

Показатели налоговой нагрузки у страховых компаний низкие, не превышают 3 %, при среднеотраслевом показателе по финансовой деятельности 9,8%. Многие компании на протяжении нескольких налоговых периодов показывают для целей налогообложения убыток.

Направления уклонения от налогообложения с использованием правового статуса страховой компании:

Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении страховых организаций показывают, что некоторые участники страхового рынка используют предоставленный льготный режим налогообложения и правовой статус страховой компании для минимизации налогов или вовсе для ухода от них как для себя, так и для своих клиентов-страхователей.

При этом используются следующие операции, характерные только для страховых организаций:

- выплаты агентского вознаграждения агентам, привлекаемым для заключения договоров страхования или для их сопровождения. Размер агентского вознаграждения определяется агентским договором между страховщиком и агентом, однако он не должен превышать размер вознаграждения, заложенного в структуре тарифной ставки, которая прошла согласование с регулятором страхового рынка.

В соответствии с пп.7 п. 2 ст.346.5 НК РФ иные организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные ими доходы на сумму расходов на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Налогообложение страховых компаний ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

1. Особенности налогообложения страховых компаний

1.1 Налог на прибыль

1.2 Налог на добавленную стоимость

1.3 Налог на доходы физических лиц

1.4 Специальные налоговые режимы

2. Налоговый аудит страховых компаний

2.1 Цель налогового аудита страховой компании

2.2 Задачи налогового аудита страховой компании

2.3 Результат налогового аудита страховой компании

3. Задача Заключение Список используемой литературы

Налоговый консалтинг позволяет сделать налоговые платежи равномерными и умеренными, обеспечивающими репутацию аккуратного налогоплательщика при снижении общего налогового бремени до приемлемых размеров. С точки зрения долгосрочного развития бизнеса эффективнее выстроить общую модель налогообложения в зависимости от вида деятельности страховой организации и привести в соответствие с этой моделью договорную базу предприятия, внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля.

Как правило, разработке такой модели предшествует налоговый аудит — анализ отраслевых особенностей, действующей договорной базы и текущего налогового учета.

1 этап оптимизации налогообложения — устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов по итогам налогового аудита.

2 этап оптимизации налогообложения — разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики. Вполне возможно, что новая модель потребует разделения функций вашего бизнеса между разными юридическими лицами или, наоборот, ликвидации излишних звеньев бизнес-процесса.

3 этап оптимизации налогообложения — разработка механизмов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной модели.

Целью данной работы является рассмотрение налогового аудита страховых компаний. Для этого решаются две задачи:

1. Дается характеристика основных налогов, уплачиваемых страховыми компаниями.

2. Приводятся основные этапы налогового аудита страховых компаний.

1. Особенности налогообложения страховых компаний

Страховые организации раздельно учитывают доходы и расходы по договорам страхования, сострахования и перестрахования.

Особенности налогообложения страховых организаций регулируются финансово-правовыми нормами частей первой и второй Налогового кодекса.

Нормативные правовые акты регулируют как порядок формирования доходов страховых организаций (страховщиков) и их расходов для целей налогообложения, так и порядок налогообложения выплат страхователям по договорам страхования, а также порядок формирования расходов страхователей в связи со страхованием. С учетом видов налогов рассмотрим различные аспекты финансово-правового регулирования налогообложения в сфере страхования.

1.1 Налог на прибыль С 1 января 2002 г. произошли значительные изменения в финансово-правовом регулировании налогообложения в сфере страхования. Во-первых, вступившая в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ существенно изменила порядок налогообложения страховщиков. Во-вторых, основываясь на Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, изменен План счетов страховщиков и введена обязанность производить учет доходов и расходов методом начисления. И наконец, гл. 25 НК РФ введено понятие «налоговый учет», в соответствии с которым при определении доходов и расходов страховыми компаниями также применяется метод начисления. При этом следует обратить внимание, что План счетов и Налоговый кодекс по-разному определяют порядок учета доходов и расходов страховщика, что приводит к возникновению ряда проблем.

Налоговой базой по налогу на прибыль страховых организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ и подлежащей налогообложению. Согласно п. 1 ст.293 НК РФ к доходам страховой организации помимо доходов, предусмотренных ст. 249 (доходы от реализации), ст. 250 (внереализационные доходы), которые определяются с учетом особенностей, закрепленных в ст. 293, относятся доходы от страховой деятельности, установленные п. 2 той же статьи.

Отметим, что перечень доходов страховых организаций от осуществления страховой деятельности согласно пп.12 п. 2 ст.293 НК РФ является открытым.

Порядок признания доходов в целях налогообложения при использовании метода начисления устанавливается п.п.1 — 3 ст. 271 НК РФ.

Согласно п. 1 ст.294 НК РФ расходы, установленные в ст.ст.254 — 269 НК РФ, для страховых организаций определяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 294 НК РФ.

Перечень расходов, непосредственно связанных со страховой деятельностью, так же как и перечень доходов, является открытым (пп.10 п. 2 ст.294 НК РФ).

Налоговые ставки на доходы иностранных страховых организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, со всех доходов, кроме доходов от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок, а также по операциям с отдельными видами долговых обязательств, устанавливаются в размере 20%.

Кроме того, по ряду доходов, не связанных со страховой деятельностью, установлены другие ставки.

1.2 Налог на добавленную стоимость Операции по страхованию и перестрахованию освобождены от уплаты этого налога. Однако с 1993 г. страховые организации по операциям нестраховой деятельности уплачивают НДС. К таким операциям относятся доходы от консультационных услуг, сдачи основных средств в аренду и т. п. Кроме того, с 1996 г. страховые организации уплачивают НДС с агентских услуг, оказываемых другим страховщикам.

Операции по оказанию услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами в соответствии с пп.7 п. 3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст.169 НК РФ по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, страховые организации не составляют счета-фактуры.

Для иных налогоплательщиков согласно пп.4 п. 1 ст.162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст.ст.153 — 158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ.

В соответствии с п. 5 ст.170 НК РФ страховые организации имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

1.3 Налог на доходы физических лиц Как у налоговых агентов у страховых организаций существует особенность уплаты налога на доходы физических лиц, поскольку взимается он не только с фонда оплаты труда сотрудников страховых организаций, но и с фонда страховых выплат застрахованным предприятий.

Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации [10, https://referat.bookap.info].

В соответствии со ст. 208 НК РФ страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации, а страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации не в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения установлены ст. 213 НК РФ. Согласно пп.1 п. 1 данной статьи при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством. В частности, страховые выплаты, полученные физическими лицами по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных согласно Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не будут включаться в их налоговую базу независимо от того, кто являлся страхователем — сам автовладелец или иное лицо, которое вправе застраховать риск владельца транспортного средства.

Доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица, также не учитываются при определении налоговой базы (пп.2 п. 1 ст.213 НК РФ).

1.4 Специальные налоговые режимы Пунктом 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что страховые организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с пп.7 п. 2 ст.346.5 НК РФ иные организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные ими доходы на сумму расходов на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении страхователей — плательщиков налога по упрощенной системе Налоговым кодексом установлено следующее. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, при уплате налога по упрощенной системе уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (см. абз.2 п. 3 ст.346.21 НК РФ).

2. Налоговый аудит страховых компаний

Налоговый аудит — один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит — это независимая экспертная проверка состояния систем налогового и бухгалтерского учета, расчетов страховой организации по налогам и сборам, а также разработка комплекса мер по защите предприятия от привлечения к налоговой ответственности комплексная независимая проверка учета, отражения в отчетности и уплаты налогов, оценка налоговых рисков предприятия.

2.1 Цель налогового аудита страховой компании Основной целью проведения налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам:

· проверка правильности определения налоговой базы по каждому из проверяемых видов налога, включая проверку правильности оформления первичных документов;

· проверка правильности ведения налогового учета, расчета налоговых обязательств и формирования отчетности;

· проверка своевременности предоставления отчетности в налоговые органы и уплаты налогов;

· оценка последствий выявленных нарушений налогового законодательства, разработка мер по их устранению;

· определение возможностей предприятия по оптимизации налоговых платежей.

2.2 Задачи налогового аудита страховой компании При проведении налогового аудита решаются следующие задачи:

· аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства;

· оптимизация и планирование налогообложения;

· диагностика проблем налогообложения при осуществлении страховой деятельности предприятия;

· анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами;

· проверка правильности составления деклараций и расчетов страховой организации по всем или отдельным видам налогов, уплачиваемых ею.

2.3 Результат налогового аудита страховой компании По итогам проведенного налогового аудита страховое предприятие получает:

· аудиторское заключение по вопросам правильности исчисления налоговой базы за проверяемый период;

· рекомендации по порядку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов;

· рекомендации по изменению или доработке схем оптимизации налогообложения, применяемых на страховом предприятии;

· Аналитическую записку руководству клиента, в которой специально освещаются вопросы, требующие внимания руководства организации.

Результат налогового аудита — оценка налоговых рисков страхововго предприятия и сведение их к минимуму.

По результатам налогового аудита клиент получает аудиторское заключение о полноте и правильности исчисления, отражения в учете и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а так же отчет с информацией о всех выявленных в ходе проверки нарушениях с конкретными рекомендациями по их устранению.

Своевременно проведенный налоговый аудит поможет избежать налоговых рисков и ответственности в виде штрафов и пени.

Проверяемая страховая организация является плательщиком налога на прибыль. Все расходы, осуществляемые организацией, формируются без разделения на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы и уменьшают налогооблагаемую базу.

Необходимо проверить правильность формирования расходов организации, оказать консультационные услуги по правильности учета расходов.

Объектом налогообложения для российских страховых организаций признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

В состав расходов не должны включаться расходы, определенные статьей 270 НК РФ. Остальные расходы (связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и внереализационные) уменьшают налогооблагаемую базу, поэтому необходимости для их раздельного учета нет.

При проверке правильности учета расходов необходимо учитывать, что расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, имеют достаточное обоснование (экономическое оправдание) и подтверждены документально.

В работе был рассмотрен вопрос, касающийся налогового аудита страховой компании.

Как было выяснено основными налогами, уплачиваемыми страховой компанией являются:

· Налог на прибыль;

· Налог на добавленную стоимость;

· Налог на доходы физических лиц;

· Специальные налоговые режимы.

Во втором вопросе была рассмотрена процедура налогового аудита. Налоговый аудит — это независимая экспертная проверка состояния систем налогового и бухгалтерского учета, расчетов страховой организации по налогам и сборам, а также разработка комплекса мер по защите предприятия от привлечения к налоговой ответственности комплексная независимая проверка учета, отражения в отчетности и уплаты налогов, оценка налоговых рисков предприятия.

Основной целью проведения налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.

При проведении налогового аудита решаются следующие задачи: аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства; оптимизация и планирование налогообложения; диагностика проблем налогообложения при осуществлении страховой деятельности предприятия; анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами; проверка правильности составления деклараций и расчетов страховой организации по всем или отдельным видам налогов, уплачиваемых ею.

Список используемой литературы

1. Осипчук Л. Изменения в налогообложении доходов, полученных физическими лицами по договорам страхования // Финансовая газета. 2002. N 35.

2. Особенности налогообложения страховых организаций//" Российский налоговый курьер", 2005, N 20

3. Особенности правового регулирования налогообложения в сфере страхования// «Законодательство и экономика», 2004, N 9

Читайте также: