Налогообложение систем образования за рубежом

Опубликовано: 19.09.2024

Ключевые слова: налоги

Библиографическая ссылка на статью:
Евлоева М.М. Зарубежный опыт налогового контроля образовательных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/10/4720 (дата обращения: 20.05.2021).

Налоги – основной источник доходов бюджета не только в России, но и зарубежных стран. Как в РФ, так и в зарубежных странах налоги не должны создавать дополнительных препятствий налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и физическим лицам.

Налоговые системы каждого государства обладают значительным своеобразием и характерными отличительными чертами, поэтому сказать, что в настоящее время сложилась единообразная система налогообложения нельзя. В каждой стране существуют свои налоговые системы, которые существенно отличаются друг от друга.

Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения, как в России, так и зарубежных странах является достижение оптимальной величины собираемости налогов и сборов. По оценкам ряда экономистов в зарубежных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов в бюджет достигает 93-95%. В российской экономике этот показатель намного ниже – он составляет 85-90%.

Во Франции действует Налоговый кодекс как целостный документ, который используется при подготовке Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что в России НДС был введен по образцу французской налоговой системы.

Во Франции действует сложная система налоговых деклараций. По данным налоговой инспекции Франции проверяется примерно 60 тыс. деклараций в год: 54 тыс. – от юридических лиц и 6 тыс. – от физических. Имеющаяся в базе данных информация сравнивается с представленной декларацией, если на этом этапе обнаруживаются расхождения, то налоговый инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений. Если эти объяснения не удовлетворяют налоговую инспекцию, она может потребовать доплаты налогов, но если налогоплательщик игнорирует требование, то налоговые органы проводят более тщательную налоговую проверку с выездом на место. Контроль с выездом на место обычно осуществляется при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов. Налоговая проверка осуществляются за три предшествующих года. Отдельных положений или нормативно законодательной базы о частоте проверок нет. Во Франции в соответствии с нормативно-законодательной базы повторные проверки в отношении одного периода обычно не проводятся.

Во Франции, как и других зарубежных странах при выборе предприятия, подлежащего налоговой проверке, основываются критериям налогового риска. Выбираются те предприятия, которые являются потенциальными нарушителями и используется информация от осведомителей или третьих лиц.

Налогообложения в сфере образования Великобритании требует особого внимания. В Великобритании налогоплательщикам предоставляют различные налоговые льготы, как образовательным учреждениям, так и участникам образовательных учреждений:

- пониженная процентная ставка налога на недвижимое имущество образовательных учреждений;

- родителям (в форме определенных налоговых вычетов и налоговых скидок по налогу на доходы как работникам и как организациям);

- фондам и иным юридическим лицам связаны с сектором образования (в форме освобождений и вычетов по налогу на доходы корпораций, НДС, налогам на недвижимость и некоторым другим налогам);

- студентам (в форме налоговых скидок в размере процентных ставок по образовательным кредитам, вычетов по налогу на доходы, освобождений от налогообложения подоходным налогом стипендий и выплат по грантам, выделенным на научные исследования).

Таким образом, специфика налогообложения в Великобритании обусловлена применением пониженных процентных ставок и предоставление различных налоговых льгот не только для образовательных учреждений, но и для участников образовательных учреждений.

На Западе налоговое за­конодательство более детализи­ровано, отсутствуют основания для разных толкований и ин­терпретации. Положительным моментом является также и ус­тоявшаяся налоговая система государств. Но как в России, так и в зарубежных странах главной проблемой в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов и сборов. По оценкам ряда экономистов в ведущих странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 93-95%. В российской экономике этот показатель намного ниже – он составляет 85-90%.

Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования нало­говой системы.


Количество просмотров публикации: Please wait


Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 828 раз

Библиографическое описание:

Соколова, М. С. Зарубежный опыт налогообложения образовательных учреждений / М. С. Соколова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13670/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассмотрено налогообложение образовательных учреждений зарубежными странами. Проанализирован механизм предоставления налоговых скидок в сфере образования в Великобритании. Рассмотрен специальный налог на профессиональное образование во Франции.

Ключевые слова: налог, образование, льгота

Усиливающееся взаимодействие национальных экономик является ярко проявляющейся тенденцией мирового развития. При этом налоги стали одним из средств создания единого экономического пространства для государств, связанных едиными экономическими и политическими интересами. Проблемы налогообложения отдельного государства нужно рассматривать во взаимосвязи с тенденциями мирового сообщества. При разработке национальной налоговой политики необходимо учитывать опыт и перспективы налоговых реформ в иностранных государствах.

Изучение особенностей налогообложения образовательных учреждений в зарубежных странах и выявление тенденций его развития необходимы для создания и развития механизма налогового регулирования и стимулирования развития в рассматриваемой сфере.

Особого внимания требует налогообложение в сфере образования в Великобритании. Налогоплательщикам предоставляют различные налоговые льготы, как образовательным учреждениям, так и участникам образовательных учреждений:

‒ пониженная процентная ставка налога на недвижимое имущество образовательных учреждений;

‒ освобождение образовательной услуги от обложения НДС. (данная льгота предоставляется для уполномоченного учреждение, понятие которого устанавливается законодательством. Указанное понятие применяется только в целях льготирования налогообложения НДС.)

‒ родителям (в форме определенных налоговых вычетов и налоговых скидок по налогу на доходы как работникам и как организациям);

‒ фондам и иным юридическим лицам, связанным с сектором образования (в форме освобождений и вычетов по налогу на доходы корпораций, НДС, налогам на недвижимость и некоторым другим налогам);

‒ студентам (в форме налоговых скидок в размере процентных ставок по образовательным кредитам, вычетов по налогу на доходы, освобождений от налогообложения подоходным налогом стипендий и выплат по грантам, выделенным на научные исследования) [4].

В отдельных, довольно редких случаях специфика налогообложения обусловлена применением пониженных процентных ставок по налогу, например, на недвижимое имущество частных образовательных учреждений (в отдельных местных системах налогообложения).

Центральным институтом, который служит связующим звеном между системой налогообложения, системой образования и системой государственной поддержки образования, является институт налоговой скидки (tax credit), которая в Великобритании часто выходит за пределы просто налоговой льготы и становится прямой финансовой помощью государства, субсидией как таковой. Специфика Великобритании в этой связи определяется тесной взаимосвязью понятий «налоговая скидка» и «пособие» (benefit). Существует два основных вида налоговой скидки: налоговая скидка на ребенка (child tax credit) и налоговая скидка работника (working tax credit)

Налоговая скидка на ребенка представлена в Великобритании несколькими вариантами. Один из них это установления пособия в твердой сумме для отдельных категорий лиц и семей, например, в отношении многодетных семей. Так же существует вариант установления пособия по размеру валового годового дохода семьи.

Налоговая скидка является независимой величиной, не привязанной к каким-либо показателям, поэтому она предоставляется независимо от объема перечисленных в бюджет сумм подоходного налога. Размер скидки зависит от суммы, подлежащей выплате многодетным семьям по пособиям. Отдельное место занимают налоговые скидки в форме субсидий, предусмотренные, например, для детей-инвалидов, значение величины преференции для которых выше.

Налоговым законодательством Великобритании установлена ответственность за недостоверное декларирование и мошенничество в целях получения налоговых скидок. Штраф может быть возложен не только на налогоплательщика, но и на организацию, которая выступала налоговым агентом, обязанным исчислять налоговые скидки.

Организации-работодатели являются плательщиками государственного страхового сбор за своих работников [4]. Так же работодатель может быть обязан удерживать с работника сумму льготного кредита на образование, выдаваемого специально уполномоченными государством финансово-кредитными институтами студентам. Существуют специально утвержденные таблицы, в которых отражается полный перечень обязанностей по удержаниям в погашение кредитов на образование. Работодателя прекращает удержание с момента поступления из налоговой или таможенной службы уведомления о погашении образовательного кредита. Данная обязанность работодателей не является налоговой,однако администрированием таких платежей занимаются налоговая и таможенная служба. За неисполнение обязанности по своевременному удержанию и перечислению указанных сумм в отношении работодателя применяются штрафные санкции.

Таким образом, специфика налогообложения в Великобритании обусловлена применением пониженных процентных ставок и предоставление различных налоговых льгот не только для образовательных учреждений, но и для участников образовательных учреждений. Установление разных налоговых вычетов и льгот позволяет гражданам реализовать свои права на получение образования, а образовательным учреждениям создает финансовые и экономические гарантии эффективного осуществления своей деятельности [1].

Во Франции существует специальный налог на профессиональное образование, основная цель которого — нахождение средств на финансирование профессионально-технического образования в стране является государственным налогом. Он взимается с фонда оплаты труда по ставке 0,5 % годового фонда оплаты труда предприятия в целом плюс 0,1 %. Если предприятие использует временную рабочую силу, ставка повышается до 2 %. На профессиональную подготовку молодёжи взимается дополнительно ещё 0,3 %. Кроме того, предприятие, на котором работает более 10 сотрудников, обязательно участвует в финансировании жилищного строительства, для чего отсчитывается 0,65 % годового фонда оплатытруда (при этом форма участия может быть любой: от прямого инвестирования до предоставления займа)

Главным элементом французской налоговой системы является налог на добавленную стоимость. Учреждения образования полностью освобождаются от уплаты этого налога.

Схемы предоставления налоговых льгот в сфере образования отличается в разных странах. Но при этом разнообразии можно выявить закономерность, заключающаяся в том, что за рубежом существует механизм налогового регулирования сферы образования, который позволяет обеспечить эффективное налоговое стимулирование научно-технического развития страны [3].

Таким образом, исследование налоговых систем иностранных государств важно для развития национальной системы налогообложения. Образованию в западных странах уделяют особое внимание. Предоставляются различные льготы для образовательных учреждений и обучающихся. Организуется подготовка профессиональных кадров, для чего создается дополнительное финансирование с собранных налогов.

Но для успешного внедрение зарубежных моделей налогообложения образования необходимо достижении достаточного уровня экономического развития, наличие эффективной системы налогового администрирования, а также наличие роста налоговой ответственности у налогоплательщиков.

  1. Евлоева М. М. Зарубежный опыт налогового контроля образовательных учреждений // Современные научные исследования и инновации. — 2011.– № 6. — С.32
  2. Дорофеева, Н. А. Налоговое администрирование: Учебное пособие/ Н. А. Дорофеева. — М.: Российский университет кооперации, 2010. — 235 с.
  3. Зарипова, Н. Д. Анализ практики налогового регулирования в зарубежных странах / Н. Д. Зарипова // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 19.– С. 44–50.
  4. Корф Д. В. Налогообложение в сфере образования в Великобритании // Финансовое право. — 2007. — № 10. — С. 56.

Леонова Ж.К.¹, Иванина В.М.²

¹Доктор экономических наук, профессор; ²аспирант, Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация

В статье рассмотрено – льготное налогообложение в образовании, как в РФ, так и зарубежный опыт (США, Великобритания). Проанализированы налоговые льготы в экономико-правовом пространстве (изъятие, скидка, налоговое освобождение), позволяющие эффективно развиваться в сфере образовательных услуг в условиях сокращения финансирования данной сферы со стороны государства. Обозначена специфика налогообложения образовательных учреждений связанных с высвобождением средств.

Ключевые слова: образование, налог, льгота.

Leonova Zh.K. 1 , Ivanina V.M. 2

¹Doctor of economic sciences, professor; ²postgraduate student; State Educational Institution of Higher Professional Education “Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies”

PECULIARITIES OF TAXATION ON EDUCATIONAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ABROAD

Abstract

The article deals with preferential taxation on education in Russia and abroad (the USA and the UK). It gives the detailed analysis of preferential taxation in economic and legal domains (seizure, discount, tax exemption), which makes it possible for entities and individuals develop in the sphere of educational service in the situation of reduced state funding. The text gives valuable information on the peculiarities of educational institutions taxation connected with funds release.

Key words: education, tax, privilege

Перемены, преобразовывающиеся в сфере образования в рамках экономики знаний, воздействуют на уровень государственного регулирования, эволюции форм и методов организации образования как общественного блага. Сбалансированность и комплексность национальной образовательной системы зависит от интенсивного сочетания смешанных организационно-экономических форм, в рамках которых реализуется деятельность по введению, хранению и распространению и многочисленному внедрению усовершенствованных знаний и технологий [1].

Одним из элементов государственной политики в условиях недостаточного финансирования в сфере образования может быть система льготного налогообложения.

За рубежом в течение нескольких десятилетий, как в развитых, так и развивающихся странах активно используются налоговые стимулы с целью развития сектора образования и научной сферы.

Международная практика налоговых льгот образовательных сфер показывает, что в США взимается:

  • налог на прибыль (Income Tax) на федеральном уровне организация, созданная и функционирующая только в образовательных целях, освобождается от уплаты налога. На предпринимательскую деятельность, не связанную непосредственно с выполнением образовательных функций, освобождение от налога не распространяется. Статус освобождения от налогообложения прибыли (tax-exempt) распространяется также на эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) университетов;
  • налог за право осуществление деятельности на территории штата (Franchise Tax) на региональном уровне. В Техасе от уплаты налога освобождены государственные организации, предназначенные только для образовательной деятельности.
  • налог на имущество (Property Tax) (включает в качестве налоговой базы землю, недвижимость, и движимое имущество) на региональном уровне. В большинстве штатов образовательные организации освобождаются от уплаты налога на имущество, в том числе в отношении эндаумент-фондов (фондов целевого капитала). Так например в штате Техас налог не исчисляется в отношении собственности высших образовательных учреждений. Исключение составляет имущество, сдаваемое в аренду или предоставляемое в лизинг для использования в целях, не связанных с выполнением ОУ своих функций, а также жилые площади, предоставленные лицам, не являющимся сотрудниками или студентами ОУ. При использовании имущества одновременно в целях, связанных с выполнением ОУ своих функций, и иных, налог начисляется пропорционально.
  • налог с продаж (Sales and use tax) на региональном уровне. В государственных и частных образовательных учреждениях (штат Небраска, штат Канзас, штат Невада и др.) не взимается налог [5].

Одной из наиболее развитых льготных налоговых систем в сфере образовательных услуг является двухуровневая налоговая система в Великобритании. Осуществляет деятельность налогов налоговая и таможенная служба Ее Величества (Her Majesty’s Revenue and Customs, или кратко HMRC, здесь и далее – налоговая служба). Служба относится к неминистерской (non-ministerial), т.е. руководимой гражданским служащим, а не министром или секретарем руководства, и отчитывается непосредственно парламенту.

Специфика налога в сфере образования Великобритании, во первых, связана с предоставлением разнообразных налоговых льгот, освобождений, прекращений налогоплательщикам – участникам образований – родителям (в форме точных налоговых вычетов), образовательным организациям, фондам и иным юридическим лицам, уставные цели создания, которых, каким либо способом, связаны с рычагом образования, студентам (в виде налоговых скидок процента по кредиту, вычетов по налогу на доходы, освобождения от налога стипендий и выплат по грантам, предоставленным на научные достижения). Можно так же отнести льготы налогообложения работодателям, которые усовершенствуют квалификацию работников за счет своих средств. Главным органом, которым служит связующим институтом между системой налогообложения, и системой образования, а так же и системой государственной поддержки образования, является институт налоговой скидки (tax credit), которая в Великобритании нередко преобразовывается не только как просто налоговая льгота и становится непосредственно финансовой помощью государства, субсидией как таковой. Особенность Великобритании в этой сфере формируется тесной связью таких понятий как “налоговая скидка” и “пособие” (benefit) [4].

В Великобритании образовательные учреждения чаще всего получают статус благотворительной организации (charity) и освобождается от уплаты налогов по большинству своих операций. Статус благотворительной организации присваивается образовательному учреждению на региональном уровне (регуляторы благотворительных организаций), поэтому в некоторых случаях негосударственному частному образовательному учреждению может быть отказано вправе получить освобождение от налогообложения (например, прецедент в Шотландии). Так, например, в Великобритании следующие предоставления налоговых льгот образовательным организациям:

  • налог на прибыль организаций (Corporate Tax) (государственный) Применяется освобождение от налогообложения за исключением операций, не относящихся к полученному благотворительному статусу ( non-charitable), то есть в отношении операций, которые не отражаются в учредительных документах.
  • государственная пошлина (stamp duty) (государственный). Пошлиной не облагается приобретение недвижимости и иной собственности.
  • налог на добавленную стоимость (Value Added Tax) (государственный). В отношении приобретения товаров и услуг большинство операций не облагаются налогом (при условии использования в непредпринимательской деятельности в отношении недвижимости). Так, от уплаты НДС освобождаются следующие виды операций образовательных организаций:
    • предоставление образовательных услуг;
    • проведение исследовательской деятельности;
    • проведение услуг по проведению экзаменов;
    • закупки и реализация товаров/услуг, которые тесно связаны с вышеперечисленной деятельностью, в случае если товары/услуги предназначены для прямого использования учащимися и контрагентом по операции является образовательное учреждение;
    • образовательные услуги в сфере профессионально-технического образования, а также закупки товаров и услуг, необходимых для их предоставления [5].

Обозначение налоговой льготы дано в ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее – часть первая НК РФ). Согласно п. 1 данной статьи льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [3].

Льготы по налогообложению предоставляют существенное влияние на масштабы налоговых обязательств образований. Классификация и признаки предоставляемых действующим законодательством льгот представлена в таблице 1.

30-07-2015 13-58-33

Таблица 1 – Налоговые льготы в экономико-правовом пространстве Российской Федерации

Источник: выполнила В.М. Иванина по материалу http://www.mirkin.ru/_docs/_budgetfin/_obrprog/4_2.pdf.

Классификация льгот производится в зависимости от её установки на изменение того или иного типа в структуре налога.

Например, в РФ налогообложение на имущество организаций происходит путем налогового изъятия. Почти во всех регионах не облагается налог на имущество организаций бюджетные в целом или образовательные учреждения в частности, операции которых инвестируются из регионального или местного бюджетов. При этом распространенной формулировкой налогового изъятия выступает не взимается налог на имущество – Сахалинская область, Ленинградская область, Тюменская область, Калужская область и др. Что касается субъектов налогообложения, то не платят налог в первую очередь учреждения, инвестируемые из регионального и местного бюджетов (г. Москва, Республика Адыгея, Воронежская область при условии финансирования деятельности из соответствующих бюджетов в полном объеме). В некоторых случаях отдельно рассматривается ряд освобождений от уплаты налога автономных учреждениях в отношении имущества, введенного за ними учредителем, либо имущества, приобретенного автономными учредителями за счет средств, данных ему учредителем на получение имущества (Сахалинская область). Так, в Красноярском крае государственные учреждения, инвестируемые из регионального или местного бюджетов, не платят налог (освобождены) в соотношении объектов, применяемых для предоставления населению услуг образования. Уменьшение налоговой ставки (скидка) на уровне регионов различается низшей конкретизацией субъекта налоговой льготы. Во многих регионах льготная ставка по налогообложению устанавливается непосредственно организацией образования в том случае, если их деятельность частично или полностью инвестируются по средствам регионального или местного бюджетов (Владимирская область, Республика Алтай).

Если брать транспортный налог путем изъятие льгот, то могут устанавливаться ограничения по минимальному объему участия бюджетных средств в финансировании бюджетного учреждения. Например, по Новгородской области – в масштабе 70 и более процентов от общего годового объема доходов. В Карачаево-Черкесской республике – не менее чем 90%. Не облагаются налогом бюджетные учреждения находящиеся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, – Тюменская область; финансируемые из областного и местного бюджетов, -Тамбовская область; учреждения полностью финансируемые из регионально и местного бюджета (Рязанская область) либо не менее чем на 80% (Нижегородская область). В образовании рассматривается такая налоговая скидка как транспортный налог на 50%, кроме автомобилей легковых, водных, воздушных транспортных средств в Московской области. Приняты уменьшенные нормы транспортного налога (0,24-0,3 предусмотренной НК РФ в зависимости от категории транспортного средства) образованиям, сущность которых целиком или частично (не менее 50%) средств инвестируются из областного и /или местных бюджетов (Псковская область). В соответствии с решением депутатов Восточенского сельского Совета Краснотуранского района Красноярского края от 06.03.2013 № 49-109-р «О земельном налоге» не взимается налог на землю государственных организациях, инвестированных за счет средств краевого или местного бюджета. Причиной предоставления льготы служит справка об объемах финансирования учреждения из краевого и/или местного бюджета. Причем доля инвестированных средств, приобретенных учреждением из краевого или местного бюджета, в совместной структуре доходов учреждения не отображается.
Доходы, приобретенные образовательными организациями от предпринимательской деятельности, финансируемые в образовательную деятельность, не облагаются налогами, в том числе и на землю. Обязательным правилом для пользования разрешенной льготой имеется наличие у налогоплательщика лицензии на реализацию образовательной деятельности. Нормативы, введенные Законом РФ “Об образовании”, относятся к нормативам прямого действия.

Сумма налога = объект налогообложения (с учетом льготы №1) х ставка налога (с учетом льготы №2) – иные законные изьятия (с учетом льготы №3).

Льгота №1 определяется как не взимаемый минимум объекта налогообложения, а также возможное изъятие из обложения данных элементов объекта налога.

Льгота №2 определяется как вероятное уменьшение налога для реального объекта налогообложения или субъекта хозяйственных операций.

Льгота №3 определяется как многообразные вычеты и законные изъятия из налога за рассчитанный этап времени, в том числе и не связанные с льготами (например, сумма НДС, оплаченная производителем).

При установлении налоговых льгот на уровне субъектов РФ и муниципальных образований изменениям могут подвергаться только такие субъекты налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При этом за субъектами РФ и муниципальными образованиями сохраняется право определить основания и порядок применения установленных налоговых льгот.

Так как образовательные организации в основном массе формируются в организационно-правовой форме некоммерческой организации – учреждения, основной акцент в выявлении льготного налогообложения будет сделан на государственные и муниципальные образовательные организации. Такой подход не ущемляет интересы остальных категорий организации, так как налоговый кодекс РФ запрещает устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности налогоплательщиков. Таким образом, установленные для образовательных учреждений льготы будут распространяться на все образовательные организации.

В России развитие рынка образовательных услуг, как и в большинстве современных стран, зависит от темпов роста денежных доходов населения, а так же от возможностей государства финансировать средства на социальные нужды [2].

В России как коммерческие, так и некоммерческие образования облагаются налогами: федеральными – налог на прибыль, НДФЛ, НДС (определяются налоговым кодексом, и обязаны выполняться на всей территории РФ); региональными – транспортный, налог на имущество (определяются в соответствии с налоговым кодексом, могут корректироваться региональными властями); местными налогами и сборами – земельный (установлены налоговым кодексом, но соответствующие изменения определяют местные налоги и сборы) [3].

В целом, специфика налога образований обуславливается условиями расчета и уплаты каждого конкретного вида налога. При этом существенными факторами, влияющими на порядок налогообложения, является:

  • принадлежность учреждения к государственной или частной форме собственности;
  • регион (муниципалитет) месторасположение учреждения;
  • направления использования полученного результата от хозяйственной деятельности.

Налоговым законодательством для образовательных учреждений обозначены льготы по НДС. Так, не взимается налог на НДС по профессионально-техническому, среднему, начальному, высшему образованию. В ст. 149 НК РФ указаны нормы, не облагаемые НДС, и определены основания, согласно которым образовательные организации могут не платить тот или иной налог. Не взимается налог от реализации на территории РФ:

  • услуг по обеспечению детей в дошкольных учреждениях, проведение учебных занятий с несовершеннолетними детьми в секциях (включая спортивные), кружках и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • осуществление продуктов питания, напрямую произведенных в столовых (студенческих и школьных), а так же в столовых других образовательных заведениях, столовых медицинских учреждений, детских дошкольных образований, и продуктов питания, только изготовленных учреждениями общественного питания и осуществляемых ими данными столовыми, данными учреждениями (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуг в области образования по введению государственными образованиями учебно-производственного (по распределению главного и дополнительного образования, отмеченного в лицензии) или второстепенного процесса, за исключением, услуг по сдаче в аренду помещений, и консультационных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Представляется, что налоговое законодательство имеет нормы, которые образуют, в общем, устройство правового регулирования налогообложения в области образования. При этом представляется возможным увеличить льготы для контрагентов рынка образовательных услуг: предоставление финансовой помощи от государства, субсидии, уменьшенных процентных ставок по налогу, скидка налога (tax credit), избавлений и послаблений налогоплательщикам – участникам образовательных сфер. Также предоставления налоговых льгот, таких как налог на прибыль организации (Corporate Tax, Income Tax), государственная пошлина (stamp duty), НДС (value Added Tax), налог за право осуществление деятельности (Franchise Tax), налог на имущество (Property Tax), налог с продаж (Sales and use tax).

С первого взгляда может показаться, что в Российской Федерации действует вполне развитая и эффективная налоговая система, подобная системам развитых стран. Но ряд имеющихся факторов полностью опровергает данное предположение. До сих пор не обеспечен должный уровень устойчивости поступления доходов в бюджетную систему. Необходимо обратить во внимание на зарубежный опыт в сфере применения налоговых льгот посредством вовлечения, особенно позитивных моментов в российскую налоговую систему (таблица 2).

30-07-2015 13-59-15

Таблица 2 – Льготы налогообложения в России и зарубежом.

Источник: выполнила В.М. Иванина по материалу http://nalogooblozhenie-obrazovatelnyh-uchrezhdenij-2.

Эта система мер позволит обеспечить формирование финансовой базы для усовершенствования образовательных организаций, как на уровне муниципальных образований, так и на общегосударственном уровне. Предоставление различных налоговых вычетов и льгот разрешает гражданам реализовать права на приобретения образования, а образовательным органам создает финансовые и экономические гарантии надежного и эффективного осуществления образовательной деятельности.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.


Мировая практика показывает, что система налогообложения включает в себя большие возможности для воздействия на развитие предпринимательства, динамику и структуру общественного производства, и его размещение. Налоговые поступления составляют основной источник формирования бюджета любого государства, так как государство при выполнении своих функций нуждается в денежных средствах, расходуемых на финансирование государственных и социальных программ, содержание структуры, обеспечивающей функционирование самого государства.

С помощью налоговых поступлений государство проводит экономическую политику: осуществляет антиинфляционные меры, противодействует господству на рынке монополистов, изымает в бюджет сверхприбыль, образующуюся из- за монопольного роста цен [8]. Кроме того налоговый механизм выполняет функции перераспределения доходов граждан, социальной защиты населения, регулирует личные доходы населения.

Прежде чем обосновывать предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы РФ, целесообразно изучить богатый опыт зарубежных стран по рассматриваемому вопросу. Налоговые системы всех государств существенно различаются друг от друга: по соотношению различных видов налогов, по уровню налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщика, по источникам налогообложения, по мерам ответственности за нарушение налогового законодательства. Особенности налоговых систем в каждой страны зависят от многих факторов: экономических, социальных, политических, демографических и играют ведущую роль приперераспределения ВНП и НД государства [5].

В зарубежной практике основным налоговым инструментом регулирования социального неравенства является подоходный налог. Во всех странах рыночной экономики налог на доходы физических лиц уплачивается по прогрессивному методу, диапазон налоговых ставок достаточно широкий: от 0 до 29 % в Канаде, от 5 до 45 % в Китае, от 0 до 41 % во Франции, в от 0 до 50 % в Великобритании, от 0 до 45 % в Германии, от 0 до 75 % в США и т.д. Максимальная ставка по подоходному налог в 2006 г. в Дании составляла 61 %. Казалось бы, что налоговая ставка очень высока, но следует отметить, что почти во всех странах действуют довольно серьезные необлагаемые налогом минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

У каждого налогоплательщика в Великобритании есть личный подоходный налоговый вычет – пособие [6]. Доход до этой суммы в каждом налоговом году, не облагается налогом. Этот налоговый вычет – пособие зависит от возраста налогоплательщика и общего дохода в налоговом году.

В мировой практике считается, что прогрессивная шкала налогообложения способствует достижению высокой социальной справедливости в налогообложении доходов, то есть чем больше доход налогоплательщика, тем большая его часть изымается в бюджет в виде налогов. Между тем, есть и противники данной точки зрения, которые считают, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, роста инвестиций и создания новых рабочих мест.

Однако, в качестве способа повышения прогрессивности налога применяются льготы, вычеты и налоговые кредиты, так как они снижают среднюю налоговую ставку, рассчитываемую как отношение всей суммы уплаченного налога ко всему доходу, даже при применении пропорционального метода налогообложении, где налоговая ставка не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Во многих странах используется система семейного налогообложения, где семья считается единицей налогообложения. Например, во Франции, подоходный налог взимается с общей суммы семейного дохода. Взрослые дети не живущие со своими родителями, могут присоединиться к родителям со своими детьми чтобы составить единую единицу налогообложения [7]. Для расчета налога, применяется специальная таблица коэффициентов, которая принимает во внимание семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава семьи используется семейный коэффициент, выражающий сумму дохода, приходящую на одну долю.

Налоговая система США, отражая 3-х уровневую систему государственного управления включает в себя федеральные налоги, налоги штатов и налоги местных органов власти. Особенностью системы налогообложения США является параллельное (на федеральном, штатном и местном уровне) взимание основных видов налогов [4]. Население уплачивает подоходный налог в федеральный штатный и местный бюджеты, налог на прибыль корпораций также уплачивается в федеральный, штатный и местный бюджеты, поимущественный налог взимается на уровне штатов и местном и т.д.

Налог на доходы физических лиц является самой крупной статьей доходов бюджета США. Такое положение было достигнуто отчасти за счет постоянного увеличения числа налогоплательщиков. Объект обложения подоходного налога- совокупный доход, складывающийся из различных источников (заработной платы, доходов по ценным бумагам доходов от предпринимательской деятельности, и т.д.). Субъектом налогообложения является семья либо отдельный человек.

Структура доходов федерального бюджета США в 2009 г., %

Подоходный налог с физических лиц

Отчисления на социальное страхование

Налог на прибыль корпораций

Прочие доходы, включая налоги с наследств и дарений

Источник: Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. – М., 2011 – с. 67.

Особенностью формирования бюджета Японии является очень высокий уровень неналоговых платежей. Только на 84 % государственный бюджет формируется за счёт налоговых поступлений [3]. Остальные 16 % составляют арендная плата, выручка от продажи земельных участков, доходы от реализации ценных бумаг и др. Основными бюджетообразующими налогами Японии считаются налог на доходы физических и юридических лиц, местные налоги, муниципальный корпоративный налог. Основной доход государству приносят корпорационный налог и налог на доходы физических лиц. Ставки подоходного налога с физических лиц колеблются от 10 % до 50 %. Налоговое законодательство Японии предусматривает существенные скидки при уплате подоходного налога в виде необлагаемого минимума, дополнительных льгот для многодетных семей, средств на лечение и т.д. Это и оправдывает столь высокий уровень налоговых ставок данного налога в социальном плане.

Основные положения налоговой системы закреплены в Конституции ФРГ [2]. Согласно основного закона Федеративной Республики Германия бюджет Федерации формируется за счет страховых сборов, таможенных пошлин, вексельного сбора, налога с оборота капитала (федеральные налоги).

В Германии наряду с вертикальным выравниванием, которое обеспечивает распределение доходов между различными уровнями административных образовании, предусмотрено также горизонтальное распределение доходов между относительно мощными и относительно слабыми в финансовом отношении федеральными Землями.

В зарубежных развитых странах наиболее распространенным из косвенных налогов и сборов является НДС, который пришел на смену налога с продаж и налога с оборота. В 90 годы страны Африки, Америки и Юго-восточного региона стали активно включать НДС в свои налоговые системы. В 1989 г. НДС был введен в Японии. В результате доля НДС в общей сумме бюджетных доходов Японии составила 15-20 % [10].

В Италии НДС уплачивается по пяти дифференцированным ставкам, (2 % – льготная, применяемая к товарам первой необходимости, 9 % – основная, которым облагаются большинство промышленных изделий, 18 % – повышенная ставка на нефтепродукты, бензин, 38 % – повышенная ставка, применяемая к предметам роскоши и 0 % – применяемая к экспортным товарам и услугам).

НДС, как налог на всеобщее пользование и потребление в Швейцарии был введен в 1995 года. Здесь применяют три вида налоговых ставок: 2; 3; 6,5 %. Существует определенный перечень освобождаемых от обложения НДС видов деятельности. В Великобритании НДС уплачивается по ставке 15 % на основную часть торгового оборота. Некоторые виды услуг вообще освобождаются от уплаты НДС [9]. В целом он так как в НДС в Великобритании основным бременем ложится на частных лиц и не представляет больших затрат для компаний.

В налоговой системе США налог на добавленную стоимость отсутствует. Вместо НДС существует налог с продаж взимаемый на уровне штатов по средней ставке – от 4 до 5 % и максимальной ставке – от 8 %.

Большое внимание косвенным налогам уделяется также и в мировом Налоговом кодексе, который призван дать возможность странам, находящимся на пути реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное толкование. Учитывая специфику экономики развивающихся стран формируется за счет таможенных пошлин, НДС, акцизов. Поэтому в Кодексе из пяти разделов два посвящены НДС и акцизам, для введения их в странах с нарождающейся рыночной экономикой.

В современных условия индивидуальные акцизное налогообложение используются в налоговых системах всех стран рыночной экономики, что связано с их фискальной функцией и серьезным влиянием на формирование бюджетных доходов государств. Принято также считать, что акцизное налогообложение призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

По законам США акцизные поступления имеют ограниченное значение и скромное место в доходах бюджета – чуть более – 4 %. Акцизы установлены на товары – алкогольную и табачную продукцию, нефть, бензин, меха, драгоценностиличные самолеты,, дорогие автомобили, на услуги – дороги и воздушные перевозки [1].

В США отсутствует НДС, но применяется налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Наиболее фискальное значение на уровне штатов имеет общий налог с продаж. Его доля в совокупных налоговых поступлениях штатов равна около 30 %. Он охватывает большинство товаров потребления, включая медикаменты. Наблюдается тенденция снижения акцизов. Если в 1960 году акцизы приносили в федеральный бюджет 13 % от всех налоговых поступлений, то в 2000 году их доля составила около 3.5 %.

Наибольший доход казне Германии обеспечивается за счет акциза на минеральное топливо – около 31.8 млрд. марок, далее от табачного акциза – 15.5 млрд. марок и акциза на кофе – 2 млрд. марок.

В России акцизные поступления являются одной из основных статей доходов бюджета, т.к. косвенные налоги взимать сравнительно легче. Однако Российский бюджет страдает от огромного числа неплательщиков акцизов.

Из косвенных налогов Италии следует, прежде всего, выделить НДС, введенный в 1973 г. в порядке реализации решений стран участниц ЕЭС для сближения финансовых систем.

Добавленная стоимость с точки зрения налогообложения складывается как разница между выручкой, полученной от реализации товаров, работ и услуг, и затрат на производство этих товаров и услуг. Общая ставка НДС составляет 19 %, при этом действуют и льготные налоговые ставки со скидкой 13 %, 9 % и 4 %. Скидка распространяется на продовольственные товары, журналы, газеты. Акцизы применяются к некоторым специальным видам товаров. К ним относятся, например, крепкие спиртные напитки, пиво, бананы, спички, электроэнергия, строительные материалы, табачные изделия, нефть, и нефтепродукты и др.

После краткого рассмотрения элементов систем налогообложения целого ряда зарубежных стран с развитой экономикой, необходимо подвести некоторые итоги обобщающего характера. Прежде всего, следует отметить, что налоговая система России по объектам налогообложения вполне сопоставима с налоговыми системами рассмотренных государств и по аналогии с ними может быть расценена как действенная и достаточно устойчивая система.

Читайте также: