Анализ и оценка налоговых доходов субъекта рф

Опубликовано: 01.05.2024

Региональная налоговая политика является элементом налоговой политики государства: каждый субъект федеративного государства заинтересован в полноценном развитии своего хозяйственного комплекса, обеспечения своей финансовой самодостаточности и укреплении доходной базы бюджета. Субъекты Российской Федерации имеют различия по структуре взимаемых налогов, отношению жителей к государственным программам и другим показателям, однако каждый регион стремится найти индивидуальную позицию в налоговой политике, построить собственный комплекс стратегий и инструментов реализации данной политики, объективно оценить свои налоговые ресурсы.

В среднем на долю региональных налогов в структуре налоговых доходов региональных бюджетов приходится от 10 до 15%. Еще меньшая доля (3-5%) формируется за счет местных налогов в местных бюджетах. Это можно объяснить их низкой фискальной значимостью, а также ограниченным числом местных и региональных налогов. Основное место в группе налоговых доходов территориальных бюджетов отведено отчислениям от федеральных доходов.

Следствием из ограниченного объема доходных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований является невозможность расходов территориальных бюджетов полностью обеспечиваться за счет налоговых и неналоговых доходов. Их недостаток восполняется за счет межбюджетных трансферт, которые выделяют регионам из федерального бюджета; из регионального бюджета трансферты выделяются муниципалитетам. В конечном итоге удельный вес налоговых и неналоговых доходов составляет около ¾ общей величины доходных поступлений консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим собственные налоговые доходы субъектов РФ в разрезе нескольких субъектов центрального федерального округа РФ по состоянию на 01.04.2016 г. (таблица 1).[1]

Таблица 1 – Собственные налоговые доходы субъектов РФ (млн.руб.)

Региональные налоги и сборы, всего, млн. руб.

имущество организаций, млн.руб.

Транспортный налог, млн.руб.

Центральный федеральный округ:

Данные таблицы 1 показывают, что Московской области принадлежит наибольшая доля собственных налоговых поступлений регионального бюджета. Затем по показателям идут Воронежская область, Белгородская область, Тверская область и другие регионы. В Орловской и Костромской областях наблюдается наименьший положительный показатель.

На примере Орловской области, в которой показатель собственных доходов наименьший, рассмотрим структуру налоговых доходов за январь-август 2016 г (таблица 2).

Таблица 2. Структура поступлений основных администрируемых налоговых доходов Орловской области за январь-август 2016 года[2]

1) налог на прибыль организаций

2) налог на доходы физических лиц

4) налог на имущество физических лиц

5) налог на имущество организаций

6) земельный налог

7) транспортный налог

5) налог на добычу полезных ископаемых

6)Остальные налоги и сборы

Показатели дают понять, что поступления от региональных налогов малы и составляют в общей структуре налоговых доходов бюджета не более 14%. Доля основных налоговых источников формирования бюджета орловской области в налоговых доходах составляет 71,2%, этими источниками являются поступления от федеральных налогов: НДФЛ, налог на прибыль организаций.

Таблица 3 показывает статистические данные по налоговым поступлениям в региональный бюджет города Москвы за январь-август 2016г. по видам налогов. Поскольку в Москве доля поступления региональных налогов превалирует, на этом примере рассмотрим структуру налоговых поступлений бюджета с целью выявления основных источников дохода.

Таблица 3 – Структура доходов бюджета г. Москвы по видам налогов за январь- август 2016г.[3]

Налоговые доходы регионального бюджета, млн. руб.

Доля НП в региональном бюджете, %

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых

Остальные налоги и сборы

На основании данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод, что основную часть регионального бюджета также формируют два вида федерального налога: налог на прибыль организаций (38,6%) и налог на доходы физических лиц (45,3%). Большинство регионов не случайно использует регулирующие возможности налога на прибыль организаций. Другие налоги имеют существенно меньший вес в совокупных налоговых поступлениях регионального бюджета города Москвы. Поскольку для выявления основных видов налогов недостаточно рассмотрения среза статистических данных за один период, рассмотрим динамику налоговых поступлений в региональный бюджет по видам налогов г. Москвы за период, начиная с 2011 по 2016 гг. Ниже в таблице 4 показаны данные по темпам роста налоговых поступлений в разрезе видов налогов.

Таблица 4 - Темпы роста налоговых поступлений регионального бюджета г. Москвы по видам налогов, 2012-2016 гг., в % к 2011 г.[4]

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц

Налог на добычу полезных

Остальные налоги и сборы

Данные таблицы 4 говорят о том, что на 01.01.2016 прослеживается положительная динамика налоговых поступлений почти по всем видам налогов. Для наглядности построим график динамики изменения темпов роста налоговых поступлений региональных налогов за рассматриваемый период времени в бюджет г. Москвы (график 1)
Данный график показывает положительную тенденцию поступлений транспортного налога в течение периода 2012-2014 гг., однако на 01.01.2016г. поступления от транспортного налога заметно сократились; за весь рассматриваемый период положительной динамикой обладали поступления налога на имущество организаций.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что в России существенны роль и значение налогов на имущество. Тем не менее, за последний двадцать лет их доля в доходах государства снизилась, что обуславливается сокращением состава объектов налогообложения, а также увеличением изношенности оборудовании и возросшей долей иных налогов. В частности, в 2012 году доля налога на имущество организации в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ снизилась до 4,16%, тогда как в 2001 году она составляла около 11%. Роль имущественных налогов заключается не только в ее фискальном значении, но и в том, что они при качественном налоговом администрировании содержат элементы экономического стимула, являясь механизмом регулирования экономических отношений.

Удельный вес налога на имущество организаций за 2015 год составил 69%.[5] По статистическим данным этот налог обеспечивает около 8,5% доходов бюджетов субъектов РФ, что дает право утверждать, что он занимает центральное место в системе имущественных налогов, несмотря на снижение общей доли налогов с объектов имущества в доходах российского государства.

Поступления транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2012 году составили 90,16 миллиардов рублей, что на 8%, или на 6,9 миллиардов больше, чем в 2011 году. Увеличение ставок налога в соответствии с законами субъектов РФ, а также рост количества транспортных средств, находящихся в собственности, оказали влияние на рост поступлений транспортного налога в 2012 году. В 2013 году поступления по транспортному налогу увеличился на 18% по сравнению за аналогичный период 2012 года, его поступления составили 81 миллиард рублей. Верификация баз данных налоговых органов и органов ГИБДД МВД России обуславливает рост этих поступлений. По ее итогам увеличилось количество транспортных средств, которые вовлекаются в налоговый оборот по транспортному налогу на 1,6 миллионов объектов. Это позволило дополнительно привлечь к уплате транспортного налога порядка 1 миллиона налогоплательщиков. Однако данные за 2015- 2016г. показывают, что поступления от транспортного налога сократились вдвое, его собираемость в настоящее время не превышает порога в 40%.

Региональные власти не имеют нужного объема налоговых полномочий, поэтому не могут полностью обеспечить свои расходные обязательства. Это объясняет низкую долю собственных налоговых доходов региональных бюджетов. Подобное распределение доходов вытекает из существующего сейчас разделения налоговых доходов между различными уровнями власти, которое характеризуется существенными недостатками. К их числу можно отнести два наиболее значимых по своим фискальным последствиям.

Во-первых, в состав федеральных налогов и сборов включены наиболее значимые по объему и устойчивые по поступлению виды налогов, тогда как к региональным налогам отнесены налоги, отличающиеся низким фискальным потенциалом. Достаточно сказать, что в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ преобладают федеральные налоги и сборы, на долю которых приходится 92,2% общей величины налоговых поступлений, тогда как удельный вес региональных налогов составляет 5,6%.[6]

Во-вторых, состав налогоплательщиков и элементы налогообложения по региональным налогам устанавливаются федеральным законодательством, в то время как органы государственной власти субъектов РФ обладают ограниченными права по их регулированию. В результате субъекты РФ не могут оказать существенного влияния на объем региональных налогов, поступающих в их бюджет.

Таким образом, отсутствие возможностей принятия самостоятельных законодательных решений в сфере налогов и сборов, а также проведения определенной налоговой политики в области налогового контроля и перераспределение налоговых доходов через федеральный бюджет являются факторами, негативно сказывающимися на соблюдении регионами налогового законодательства. Требуется обсуждение возможности предоставления региональным и местным органам власти более широких налоговых полномочий, а также последующее законодательное решение. Получение права самостоятельно устанавливать отдельные налоги и сборы позволит субъектам РФ не только развиваться за счет собственной налоговой базы, но и повысит их ответственность за развитие экономики и проводимую налоговую политику. Разумеется, размеры этих налогов и сборов должны быть предельно продуманы и обоснованы. Однако интерес бюджетного пополнения не должен превышать пределы разумного, как это было в 90-х годах.

Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Отчет по форме 1 – НОМ//URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6092076/ (дата обращения 11.10.2016)

2 Официальный сайт Федеральной Налоговой службы информационно-аналитический раздел URL:https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 17.10.2016г.)

3 Официальный сайт Федеральной Налоговой службы информационно-аналитический раздел URL:https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 17.10.2016г.)

4 Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:http://www.nalog.ru (дата обращения 18.10.2016)

5 Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.

6 Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.

Список литературы

1. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества /М.Ю.Березин – М.:Инфотропик Медиа, 2011;

2. Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге»;

3. Кузнецова А.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности/А.В.Кузнецова – М.:Либроком, 2015;

4. Малис Н.И. Совершенствование налогового механизма - путь к повышению доходов бюджета/Н.И.Малис – М.: Финансы, 2014;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117- ФЗ;


Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги в бюджеты согласно законодательству РФ. Государство заинтересовано в поступлении как можно большего количества платежей, которые идут на решение социальных вопросов. Однако слишком большие суммы налоговых платежей делают работу компании нерентабельной. Предприниматели не получают запланированную прибыль и теряют мотивацию заниматься бизнесом.

Поэтому важно правильно выполнить необходимые расчеты и проанализировать результаты последующего планирования работы компании. Рассмотрим, как производится расчет налоговой нагрузки и для чего необходимо проводить эту работу.

  • Основные понятия
  • Коэффициент нагрузки по налогам
  • Как рассчитать налоговую нагрузку организации
  • Формулы расчета по видам налогообложения
  • Налоговая нагрузка по НДФЛ
  • Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета
  • Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
  • Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
  • Методы анализа нагрузки по налогам
  • Как оценить степень налогового давления
  • Опасность низкой налоговой нагрузки
  • Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Основные понятия

По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:

1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.

2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.

Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

После вычисления коэффициент сравнивается с таблицами средних показателей по отрасли, которые публикует ИФНС. Если он ниже, следует ожидать повышенного внимания со стороны налоговых органов.

Например, компания по продаже недвижимости заплатила в государственных бюджет 1 200 000 рублей, в том числе налоговые платежи сотрудников. Страховые взносы составили 520 000 рублей. Общий размер выручки от оказания услуг, из которого уже был вычтен налог на добавленную стоимость, составил 13 000 000 рублей.

Налоговая нагрузка считается следующим образом

1,2 млн рублей / 13 млн рублей * 100% = 9,23%

Таблица средних показателей по отрасли:


Из таблицы видно, что коэффициент в примере существенно ниже среднеотраслевого. Это означает, что проверку компании следует ожидать в ближайшее время.

Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

На официальном сайте налоговой службы РФ есть отдельный раздел, посвященный налоговой нагрузке. В нем имеется налоговый калькулятор. С его помощью можно вычислить нужные коэффициенты компаниям, которые используют общую систему налогообложения.


Следует понимать, что минимизация налоговой нагрузки на предприятие не является незаконной. Однако для уменьшения налогов можно использовать только законные методы, предусмотренные НК РФ и подзаконными нормативными актами. С другой стороны, платить минимум налогов нецелесообразно из-за постоянного повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

Поэтому обычно субъекты предпринимательства прибегают к оптимизации налогообложения с помощью консалтинговых компаний. С их помощью производится оценка налоговой нагрузки и вырабатывается налоговая стратегия, позволяющая уменьшить налоги без дополнительных рисков.

Формулы расчета по видам налогообложения

В расчет налоговой нагрузки также включаются другие обязательные платежи, если компания уплачивает их по результатам своей деятельности:

  • Налоги на полезные ископаемые;
  • Акцизные платежи;
  • Водный налог и платеж за пользование природными ресурсами;
  • На имущество и транспорт;
  • На землю.

Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета

Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.

Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.

Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:

  • Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
  • Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.

Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета

Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

Негативные последствия при превышении указанного предела:

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации

В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.

Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.

Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.

Предприниматели, стремясь минимизировать свои расходы, делают это за счет налоговых платежей, в том числе и с помощью «серых» схем. Однако такой подход может привести к большим проблемам в будущем, когда ИФНС начислит штрафы и пени после проведения выедной проверки. Поэтому важно так спланировать налоговую стратегию, чтобы оставаться в рамках действующего в нашей стране законодательства.

Для этого необходимо досконально знать действующее законодательство и умело его применять в зависимости от особенностей работы компании, общих тенденций в экономике. Часто у администрации субъекта предпринимательства нет достаточного количества знаний в налоговой сфере, которые помогут правильно оптимизировать налоговую нагрузку. Поэтому целесообразно в этом случае прибегать к помощи квалифицированных налоговых консультантов.

Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

Как оценить степень налогового давления

Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.

Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.

Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса

Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.

Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.

Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

Опасность низкой налоговой нагрузки

Одним из инструментов контроля соблюдения действующего налогового законодательства плательщиками является вычисление и анализ налоговой нагрузки. Если она ниже, чем общие показатели по отрасли, компании следует ожидать следующих негативных последствий:

  • Вызова должностных лиц для выяснения отдельны вопросов и легализации налоговой базы;
  • Требования о предоставлении документации, которая подтверждает правильность начисления и уплаты налоговых платежей.

Низкая нагрузка по налоговым платежам будет понятной, если субъект предпринимательства начал работать только недавно. Поэтому размер его налоговых платежей может быть меньше, чем у аналогичных компаний в отрасли. Чтобы объяснить маленький размер платежей достаточно предоставить письменное объяснение в ИФНС.

Большие сложности возникают в случае, если предприятие работает долго. Низкий показатель по отрасли может быть вызван тем, что компания работает в нескольких сферах, а налоговики во время анализа используют только основной код экономической деятельности.

Например, компания производит какую-либо продукцию в сфере, где коэффициент нагрузки составляет 20−22%, но одновременно с этим занимается торговлей, где этот же показатель составляет 10%. Если анализировать работу только по первому коду, нагрузка будет заниженной, но по второму она может находиться в пределах нормы. Этот момент необходимо объяснять представителям налоговой службы. Например, посчитать коэффициенты отдельно по каждой сфере деятельности.

Другие причины, которые могут привести к уменьшению размера налогов в сравнении со среднеотраслевым:

  • Большое количество инвестиций в развитие бизнеса за счет собственной прибыли компании.
  • Развитие производственных комплексов или сетей продаж, что требует использования всей выручки, то есть затраты практически равняются получаемой прибыли.
  • Общее снижение спроса на продукцию и уменьшение рентабельности работы предприятий в целом по отрасли.
  • Увеличение закупочных цен на сырье в сравнении с предыдущими налоговыми периодами.
  • Снижение объемов реализации и увеличение административных расходов.

Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Цель расчета налоговой нагрузки на субъекта предпринимательской деятельности — разработка оптимальной налоговой стратегии. В ее состав включается учетная политика и средства управления налоговыми рисками, которые дают возможность уменьшить размер платежей законными методами.

От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

Сделать это вам помогут специалисты компании «Мегаконсалт». Мы специализируемся на предоставлении аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий среднего и крупного бизнеса. Наши сотрудники, имеющие большой опыт работы в предпринимательстве и налоговой службы, разработают и реализуют налоговую стратегию для получения максимальной прибыли.

Для получения консультаций по этому вопросу и оформления заявки на услугу обращайтесь к нашим менеджерам.

Финансы и кредит

Анализ налоговых доходов бюджета субъекта рф на примере нсо

ID (номер) заказа

Финансы и кредит

нужна 3 глава к данной работе

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Курсовая, право социального обеспечения

Срок сдачи к 23 мая

Проверить статистическую гипотезу

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 20 мая

Тема: Свободная в рамках изученных в течение семестра. Возможна ваша интерпретация темы.

Презентация, Английский язык

Срок сдачи к 27 мая

Специально уполномоченные юридические лица в таможенном деле.

Реферат, Таможенное право

Срок сдачи к 24 мая

Тест дистанционно, история экономических учений

Срок сдачи к 18 мая

Решить 2 задачи

Решение задач, теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 23 мая

Реакции уравнять полуреакциями

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 24 мая

Лабораторная, Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности труда

Срок сдачи к 23 мая

Контрольная, Деньги, Банки, банковское дело, финансы

Срок сдачи к 24 мая

Решение задач по предмету «Математика»

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 19 мая

В методичке задания 3(стр26 вар19), 4(стр26 вар44)

Лабораторная, Программирование ассемблер

Срок сдачи к 26 мая

Расчёт опасных факторов пожара при горении горючих жидкостей на промышленных объектах.

Срок сдачи к 31 мая

Лабораторная, испытания нттс

Срок сдачи к 20 мая

Срок сдачи к 23 мая

Тема: «Эмоциональное выгорание и профессиональная деформация личности.

Реферат, Клиническая психология

Срок сдачи к 22 мая

Решение задач, Надежность электроэнергетических систем, энергетика

Срок сдачи к 30 мая

Выполнить практическую работу, вариант 4

Решение задач, Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности труда

Срок сдачи к 23 мая

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 19 мая

47 098 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 279 Сдано работ: 2 279
Рейтинг: 88 199
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 042
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 993 Сдано работ: 993
Рейтинг: 59 749
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 654 Сдано работ: 1 654
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.


CC BY

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубкова Т. Н., Сабетова Т. А.

Текст научной работы на тему «Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ»

Зубкова Т.Н., Сабетова Т.А. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации (РФ), за счет налоговых, неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций [1].

Сегодня существуют проблемы, связанные с формированием доходной части бюджетов субъектов РФ, поскольку изменения в налоговом и бюджетном законодательстве последних лет привели к значительному сокращению источников доходов бюджетов субъектов РФ.

Важнейшими проблемами, связанными с формированием бюджетов субъектов, являются:

- неравенство бюджетной обеспеченности регионов;

- нестабильность и сокращение собственных доходов;

- несоответствие полномочий органов государственной власти субъектов РФ объему финансовых средств, находящихся в ведении субъектов, для реализации возложенных на них полномочий;

- обеспечение равных прав граждан в отношении конституционных социальных гарантий независимо от места жительства.

В частности сокращение доходной части бюджетов субъектов РФ по мнению некоторых экспертов не позволит им выполнить те задачи, которые в виде национальных проектов реформы ЖКХ, медицины и образования поставил Президент Российской Федерации. Помимо дорогой медицины и высшего образования расходы по здравоохранению и образованию, а также по ЖКХ, теперь полностью ложатся на бюджеты субъектов Российской Федерации.

Основной проблемой и определяющим моментом во взаимоотношениях федерального бюджета с субъектами РФ в настоящее время является совершенствование межбюджетных отношений.

Сложившаяся система распределения налогов и других обязательных платежей по уровням бюджетной системы (по размерам и структуре) не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма. В частности, сегодня не только нет стабильности в распределении налогов между уровнями бюджетной системы, но и имеет место постоянное перераспределение налоговой массы в пользу федерального бюджета за счет территориальных бюджетов.

В рамках данной работы проанализируем структуру доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (таблица №1) и федерального бюджета РФ (таблица №2).

Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2002-2004 гг.

(По данным Минфина России)

Группа налогов 2002 год 2003 год 2004 год

Сумма (млн. руб.) Доля группы налогов (%) Сумма (млн. руб.) Доля группы налогов (%) Сумма (млн. руб.) Доля группы налогов (%)

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 087 934,8 90,7 1 312 415,1 89,4 1 767 800,2 89,9

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 111 951,3 9,3 155 631,6 10,6 197 851,1 10,1

ВСЕГО ДОХОДОВ (без учета безвозмездных перечислений) 1 199 886,1 100,0 1 468 046,8 100,0 1 965 651,3 100,0

Структура доходов федерального бюджета РФ за 2002-2004 гг.

(По данным Минфина России)

Группа налогов 2002 год 2003 год 2004 год (оценка)

Сумма (млн. руб.) Доля группы налогов (%) Сумма (млн. руб.) Доля группы налогов (%) Сумма (млн. руб.) Доля группы налогов (%)

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 696 137,3 91,7 2 029 566,5 92,0 2 712 122,7 92,4

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 153 125,4 8,3 17 6 718,3 8,0 221 995,5 7,6

ВСЕГО ДОХОДОВ (без учета безвозмездных перечислений) 1 849 262,7 100,0 2 206 284,8 100,0 2 934 118,2 100,0

На протяжении всего рассматриваемого периода (это видно из таблицы №1) подавляющая часть доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, как и федерального бюджета (таблица №2) формируется за счет налоговых поступлений.

В целом за 2002-2004 гг. прирост налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 62,49%, налоговых доходов федерального бюджета РФ - на 59,9% (рис. 1).

Рис. 1. Динамика налоговых доходов с 2002 по 2004 гг.

(По данным Минфина России)

В общем объеме доходов как консолидированных бюджетов субъектов РФ, так и федерального бюджета стабильно мал удельный вес неналоговых доходов. При этом следует отметить, что интенсивность прироста неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (темп прироста 7 6,73% за период) значительно опережает прирост неналоговых доходов федерального бюджета РФ (темп прироста 4 4,98% за период) (рис.2).

Рис. 2. Динамика неналоговых доходов с 2002 по 2004 гг.

(По данным Минфина России)

Величина данной группы доходов находится в прямой зависимости от профессиональных навыков собственников по использованию имущества. Данное обстоятельство свидетельствует, что федеральная собственность (особенно доходы от имущества как в РФ, так и за рубежом) используется неэффективно.

В последнее время федеральные органы власти говорят о том, что пополнение бюджетов субъектов РФ должно происходить за счет увеличения неналоговых доходов. Однако зарубежный опыт ярко демонстрирует обратный факт: доходы региональных бюджетов складываются прежде всего из налоговых доходов и в гораздо меньшей степени из неналоговых доходов. В США региональные налоги и субсидии правительства составляют в структуре бюджетов штатов 65% и 23% соответственно, в Англии 36% и 30%, в Японии 33% и 4 0%. Виды взимаемых налогов, их ставки распределяются по уровням так, чтобы оптимально удовлетворить потребности страны и граждан, избегая в то же время чрезмерного налогового бремени. Таким образом, правительства этих государств не только способствуют бюджетному наполнению территорий за счет региональных налогов, но и поддерживают их прямыми субсидиями.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение относится к полномочиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Полномочия органов субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию налоговых доходов соответствующих бюджетов ограничиваются введением на своей территории региональных и местных налогов и сборов в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством [2]..

При этом перечень региональных и местных налогов невелик, более того на протяжении последних лет он в основном сокращался, что привело к снижению поступлений как в целом по региональным и местным налогам и сборам, так и в каждой группе отдельно. Формально доля федерального бюджета в консолидированном бюджете РФ уменьшается, хотя фактически она не изменяется (рис.3).

Таким образом, значительная доля доходов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов РФ, является не управляемой группой доходов. Кроме того, с момента вступления в силу Налогового Кодекса РФ (НК РФ) перечень налогов и сборов, взимаемых на территории России, претерпел значительные изменения как в количественном, так и содержательном выражении. До принятия НК РФ на территории России действовал Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», положения которого постепенно отменялись в связи с введением соответствующих изменений в НК РФ. С 1 января 2005 года закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» окончательно утратил силу [3].

ко нсо лщщрованных бюджетов субъектов РФ (без учета безвозмездных ■доходы федерального б юджета (без уч ета б езвозм ездных перечислений)

2002 год 2003 год 2004 год

Рис. 3. Доли доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета РФ (По данным Минфина России)

Сложившаяся система распределения налогов и других обязательных платежей по уровням бюджетной системы (по размерам и структуре) не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма. В частности, сегодня нет стабильности в распределении налогов и других обязательных платежей между уровнями бюджетной системы, несмотря на законы № 95 и № 131, которые определяют полномочия органов власти различных уровней.

На практике происходит ухудшение сбалансированности бюджетов субъектов РФ. После закрепления доходных источников бюджеты субъектов РФ сегодня в основном формируются за счет федеральных налогов.

В течение финансового года на федеральном уровне принимаются решения, которые сокращают налоговые доходы бюджетов субъектов. Типичный пример - налог на доходы физических лиц: с 1 января 2005 г. в два

раза были увеличены стандартные налоговые вычеты и поднято пороговое ограничение для их применения. Мера эта, в общем-то, правильная, но получилось, что она была реализована за счет бюджетов субъектов РФ [3].

Как уже говорилось выше, основная доля поступлений в бюджеты субъектов РФ приходится на федеральные налоги, а именно:

налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

налог на прибыль организаций;

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги на товары и услуги; лицензионные и регистрационные сборы; налог на имущество предприятий/организаций [2].

В консолидированных бюджетах субъектов РФ на долю федеральных налогов приходится свыше 90%, а на долю региональных 6,57% в структуре основных налоговых источниках. Причем наблюдается тенденция возрастания роли федеральных налогов (рис. 4).

2002 год 2003 год 2004 год

| * -федеральные налоги - -■ - -региональные налоги |

Рис. 4. Динамика налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ (в%)

Необходимо отметить, что доля доходов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов РФ, не учитывает реальной степени самостоятельности субъектов РФ, суммарная величина налоговых поступлений не позволяет определить, на какую долю поступлений органы государственной власти субъектов РФ могут влиять, например, изменяя ставки налогообложения, а какую долю составляют отчисления от федеральных налогов [4].

Как отмечалось выше, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве последних лет привели к значительному сокращению источников доходов бюджетов.

С 1 января 2001 г. отменены налоги на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на приобретение автотранспортных средств. Регионы лишились доли отчислений по НДС (15%), который полностью стал зачисляться в федеральный бюджет. Снижен норматив зачисления в региональный бюджет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов (с 90% до 81%). С принятием Главы 25 НК РФ изменилась ставка зачисления налога в региональный бюджет: в 2001 г. - 19%, 2002г. - 14,5%, однако за тем происходило увеличение: 2003 г. - 16%, 2004 г. - 17%.

С 2002 г. федеральным законодательством отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за пользование недрами, сокращена доля субъектов РФ в поступлениях от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья с 60% до 20%.

С 1 января 2003 года отменены налоги на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, на покупку иностранных денежных знаков, акцизы на ювелирные изделия. Акцизы на табачные изделия в полном объеме переданы в федеральный бюджет.

По единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности изменены нормативы зачисления налога: в настоящее время в федеральный бюджет зачисляется 30% доходов, в бюджет субъекта и местные

бюджеты - 60%, в государственные внебюджетные фонды - 10%. Ранее отчисления в региональные и местные бюджеты составляли 7 0% по юридическим лицам и 10 0% по индивидуальным предпринимателям [4].

Начавшееся разграничение государственной собственности на землю также привело к снижению поступлений в бюджеты субъектов РФ.

В 2004 г. потери консолидированных бюджетов субъектов РФ продолжились, что связано с отменой налога с продаж, большинства региональных и местных налогов и сборов, снижением норматива зачисления в бюджеты субъектов налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья с 20% до 14,4%.

Предусмотренная из федерального бюджета компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов не покрывает сумму потерь, что уменьшает доходы региональных бюджетов при росте их расходных обязательств. Возникает дисбаланс между расходными обязательствами и доходными возможностями регионов.

По степени налоговой самостоятельности субъектов РФ Россия значительно уступает большинству федеративных государств, в частности, Канаде, Швейцарии, США, где региональные власти обладают практически полной автономией в выборе налогов, базы налогообложения и налоговых ставок. Среди федераций лишь Германия и Мексика характеризуются сопоставимыми с РФ низким уровнем налоговой автономии субъектов РФ.

В результате анализа налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2002-2004 гг. можно сделать следующие выводы:

1. К бюджетообразующим налоговым доходам субъектов РФ относятся налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество организаций.

2. Бюджеты регионов формируются за счет доходов от поступления налогов со сроком уплаты, имеющими большие интервалы или трудно собираемые (налог на имущество, налоги на совокупный доход, земельный

налог), а в федеральном бюджете централизуются устойчивые налоги, которые имеют устойчивую тенденцию роста за счет инфляции.

3. Существует прямая зависимость бюджетов субъектов от размеров нормативов отчислений от федеральных налогов.

4. Прослеживается тенденция роста аккумулирования налоговых поступлений в федеральном бюджете.

5. Проводимая налоговая реформа значительно сокращает поступления доходов в бюджеты субъектов РФ.

6. Политика федеральных органов власти по снижению налогового бремени реализуется в первую очередь за счет налогов, поступающих в региональные бюджеты.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации

3. Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. Взаимоотношения федерального и регионального бюджета. //Финансы.-2004.-№10-с.7-11;

4. В.С. Назаров. Проблемы распределения полномочий между различными уровнями бюджетной системы страны. //Финансы.-2004.-№12-с.7-11.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики Российской Федерации 6
1.1. Налог как экономическая категория 6
1.2. Основные понятия бюджетной системы и бюджетно-налоговой политики 10
1.3. Сущность налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, их состав и особенности 23
Глава 2. Анализ и оценка налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации 31
2.1. Оценка поступления основных налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в 2011-2014гг. 31
2.2. Анализ налоговых доходов республиканского бюджета Республики Дагестан 42
2.3. Динамика налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и доля налогов Республики Дагестан в ней 47
Глава 3. Основные направления совершенствования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации 57
3.1. Проблемы формирования налоговых доходов бюджетной системы России 57
3.2. Основные направления бюджетной и налоговой политики в области повышения налоговых доходов Российской Федерации 65
Заключение 74
Список литературы 77

Налоги - одна из древнейших экономических категорий. Их общественное предназначение - формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для его жизнедеятельности. Поэтому важнейшей функцией налогов является так называемая фискальная функция. По тому, как она реализуется можно судить об эффективности налоговой системы в целом. Другой важной функцией налогов является регулирование процессов, протекающих в хозяйственной жизни страны. В рыночном хозяйстве налоги, будучи одним из основных инструментов экономического регулирования, используются как для подавления неблагоприятных тенденций хозяйственного развития, так и для стимулирования изменений в нужном для развития общества направлении. С помощью налогов государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, структурные изменения в экономике.
Одной из основных функций налогов является также обеспечение справедливого перераспределения доходов как физических, так и юридических лиц. В российской налоговой системе, однако, эта функция проявляется весьма слабо.
В настоящее время происходит реформирование бюджетного процесса в России. Концепция реформирования нацелена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ. Одной из задач бюджетной реформы является переход к среднесрочному финансовому планированию. Это создаёт основу для стратегического подхода в бюджетном планировании. Необходимость формирования бюджетов на многолетней основе представляется общепризнанной.
Налогово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой.
Налогово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.
Поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации позволяет реализовать все важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед государством. Налоговые доходы бюджетной системы Российской Федерации регулируются Бюджетным Кодексом.
Для целевого поступления налогов в бюджеты различных уровней необходим особый организационно-правовой механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление налогов.
Этим механизмом стало внедрение Федеральной налоговой службы. Но, как показала практика, эффективность новой системы не смогла обеспечить в полной мере поступление налоговых платежей.
Актуальность дипломной работы обусловлена наличием серьезных проблем в формировании и поступлении налоговых доходов в бюджеты различных уровней, а также недостаточной эффективностью работы фискальных органов Российской Федерации.
Целью дипломной работы является анализ и оценка налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан за 2011-2014гг.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов налогово-бюджетной политики Российской Федерации.
Объектом дипломной работы является бюджет Российской Федерации и бюджет Республики Дагестан.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ бюджетно-налоговой политики Российской Федерации;
- изучение основных понятий бюджетной системы и бюджетно-налоговой политики;
- изучение сущности налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации;
- анализ и оценка налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и Республики Дагестан в 2011-2014гг., и их сравнительный анализ;
- исследование основных направлений совершенствования формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Таким образом, поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации позволяет реализовать все важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед государством. Налоговые доходы бюджетной системы Российской Федерации регулируются Бюджетным Кодексом.
Для целевого поступления налогов в бюджеты различных уровней необходим особый организационно-правовой механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление налогов.
В дипломной работе мы выяснили, что налог считается экономической категорией, так как денежные отношения, которые складываются у государства с физическими и юридическими лицами, имеют объективный характер и обладают специфическим назначением – сбор финансовых средств в государственное распоряжение.
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведенного национального продукта.
Налогово-бюджетная политика - это политика регулирования правительством, прежде всего совокупного спроса. Совокупный спрос - агрегированный макроэкономический показатель, совокупный спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты налогово-бюджетной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.
Набор инструментов налогово-бюджетной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, акцизы и т.д.) путем изменения налоговых ставок.
Доходы бюджета Российской Федерации регулируются главой 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации с изменениями от 23 января 2015 года.
В соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, к налоговым доходам федерального бюджета относят доходы от поступления следующих налогов:
-налог на прибыль;
-НДС;
-акцизы;
-НДПИ;
-водный налог;
-государственная пошлина.
В аналитической части дипломной работы мы выяснили, что доля налоговых доходов Республики Дагестан в структуре налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации невысока, так как бюджет республики является дотационным. Тем не менее, за последние годы прослеживается динамика увеличения доли налоговых доходов Республики Дагестан. Например, в 2014 году доля налоговых доходов в структуре налоговых доходов РФ составила 0,096%, в то время как в 2013 году – 0,076%.
Мы сделали вывод о том, что налоговые доходы Республики Дагестан занимают незначительное место в структуре налоговых доходов бюджета Российской Федерации.
Существует ряд негативных моментов в области формирования доходной части бюджетов. Во-первых, региональные власти распоряжаются своей долей в федеральных налогах недостаточно ответственно. Во-вторых, почти полное отсутствие налоговых полномочий у региональных властей, не позволяет выполнить одно из необходимых условий эффективности бюджетной системы – обеспечить взаимосвязь между уровнем налогообложения и количеством-качеством получаемых населением бюджетных услуг, а также приводит к использованию нелегальных мер воздействия на налогоплательщиков. В-третьих, достаточно большой размер средств региональных и местных бюджетов, образованный за счет отчислений от федеральных бюджетов.
В части мер, предусматривающих повышение налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, мы считаемым необходимым внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Совершенствование налогообложения природных ресурсов.
2. Совершенствование акцизного налогообложения.
3. Введение налога на недвижимость.
4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
5. Совершенствование налога на прибыль организаций.
6. Совершенствование налогового администрирования.
7. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
Таким образом, реализация данных мероприятий позволит значительно повысить поступление налоговых доходов в бюджеты различных уровней в ближайшие годы.

1. Правовые нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2015 год // СПС Гарант - 2015.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 21.12.2014) // Консультант плюс
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ
4. Федеральный закон от 30.12.2013 года №110-ФЗ «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
5. Федеральный закон от 02.12.2013г. №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов» (с изменениям от 26.12.2014г.)
6. Закон Республики Дагестан от 06.06.2005 №23-ФЗ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» (в редакции от 30.12.2013г.)

2. Учебники, научные труды, монографии
7. Александрова И.М. Бюджетная система РФ.- М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2012.
8. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Гасанов Ш.А. Бюджеты территорий в условиях кризиса // Финансы и кредит. - 2011.
9. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: учеб. пособие /под ред. М.В.Мельник. - М.: ИНФРА-М, 2013.
10. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций/ Бурханова И.В.- М.: Эксмо, 2012.
11. Бутакова О.В. Бюджетное регулирование в РФ. М.: ЮНИТИ. 2014.
12. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. М., 2012.
13. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2012.
14. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Л.Г. Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2012.
15. Вахрин, П. И. Бюджетная система РФ/П. И. Вахрин. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
16. Годин, А. М. Бюджет и бюджетная система РФ/А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина. - М. : Издательско-торговая корпорация» Дашков и К», 2011.
17. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- Изд. 2-е, доп. и перераб. / Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изл-во РАГС, 2011.
18. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ / Н.Б. Урмасова. - М.: Высшее образование, 2012.
19. Ибрагимова П.А. Дотационность регионального бюджета и пути ее преодоления. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013.
20. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / И.М. Мысляева Изд. 2-е, перераб. и дон.- М: ИНФРА-М, 2012.
21. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Т.П. Николаева /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права.- М.: 2011.
22. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 203 с.
23. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2012.
24. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. Пособие. - 2-е изд., - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2012.
25. Реформирование казначейского исполнения бюджета // Актуальные проблемы рыночной экономики: бюджетные, налоговые, отраслевые и социальные аспекты: сб. науч. трудов. Выпуск 4. / науч. ред. И.Д. Мацкуляк. М., 2012.
26. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев. - М.: Магистр, 2011.

3. Сборники статей, материалы научно-практических конференций
27. Агибалов А.В. Пути совершенствования системы межбюджетных отношений // Экономические и правовые механизмы формирования стратегии развития предпринимательских структур в условиях финансового кризиса. Воронеж, 2012. №3.
28. Анисимова С.А. «Социально-экономические аспекты бюджетной политики» // Финансы, - 2012. - №5.
29. Бишенов А.А., Бозиева М.М. Межбюджетное регулирование на субфедеральном уровне // Финансы. 2010. № 10.
30. Дорждеев А. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов // Проблемы теории и практики управления. – 2013 - №4.
31. Ефимова С.Б. «Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере» // Финансы и кредит, - 2011. - №14.
32. Игудин А.Г. К межбюджетным отношениям в субъектах Федерации // Финансы. 2012. № 7.
33. Игудин А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. - 2013 - №5.
34. Кумехова А.А. Зарубежный опыт бюджетного регулирования экономики // Финансовый университет при Правительстве РФ. - 2014. - №4.
35. Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы // Финансы. - 2014.-№2.
36. Парахина В.Н. , Сизов В.Н. Стратегический анализ влияния бюджетного дефицита на развитие регионов Северо-Кавказского федерального округа // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 14.
37. Пешкова Х.В. «Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты» // Финансовое право, - 2012. - №11.
38. Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. 2012. № 10.
39. Симаева И.К. Анализ зарубежного опыта формирования доходов бюджетов и возможности его использования в российской практике // Финансы. - 2014. - №5.
40. Токаева Т.И. «О некоторых вопросах совершенствования механизма финансирования социальной сферы» // Экономический вестник Ростовского государственного университета, - 2012. - №2.
41. Якутова М.А. Механизм правового регулирования межбюджетных отношений: теория и практика // Законодательство и экономика. 2014. №8.

4. Интернет-источники
42. http://www.budgetrf.ru - Официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации
43. http://www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
44. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
45. Статья 15. Бюджет субъекта Российской Федерации. - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://bk-rf.ru/3/15.html. Дата обращения: 10.02.2015.
46. Трутнева Е.В. Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1550 (дата обращения: 10.02.2015).
47. Уткин Э.А., А.Ф. Денисов. Государственное региональное управление. Расходы региональных бюджетов . - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://business.polbu.ru/utkin_govmanagement/ch32_ii.html.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Читайте также: