Налогообложение при работе с иностранным контрагентом

Опубликовано: 07.05.2024

Выполнение работ или оказание услуг для иностранных компаний вызывает у бухгалтера массу вопросов по налогообложению. Например, нужно ли облагать эти операции НДС? Может ли иностранец удерживать свой местный налог при выплате вознаграждения? Как не допустить двойного налогообложения предмета сделки, если иностранец удержал все-таки свой налог и при этом компания вынуждена облагать сделку «российским» налогом?

НДС при оказании услуг иностранной компании на территории РФ

Итак, ваша компания находится в стадии переговоров с иностранным заказчиком и в ближайшем будущем, вероятно, заключит с ним договор. Первое, что необходимо определить, нужно ли закладывать в стоимость сделки НДС? Иными словами, будет ли возникать в данном случае объект налогообложения по НДС.

Для этого нужно определить место реализации работ/услуг. Здесь нет единого правила. Все зависит от того, какие именно работы/услуги вы будете выполнять/оказывать. Если речь идет об услугах, которые перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (консультационные, юридические, маркетинговые и т.д.), то место их реализации определяется по местонахождению покупателя услуг. И если покупателем таких услуг является иностранное лицо, то услуги будут считаться оказанными не на территории РФ. А значит, они не должны облагаться «российским» НДС.

В отношении услуг по перевозке или транспортно-экспедиторских услуг действует другое правило: если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ, то такие услуги считаются оказанными на территории России (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). А значит, они должны облагаться НДС.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. При заключении договора с иностранным заказчиком необходимо определить, будет ли возникать объект налогообложения по НДС. Для этого нужно определить место реализации работ/услуг.

2. Место реализации работ/услуг определяется по правилам, прописанным в НК РФ.

3. Иностранный заказчик может потребовать, чтобы в контрактную стоимость услуг были заложены налоги, удерживаемые им в соответствии с местным налоговым законодательством.

4. Российская организация должна включать в налогооблагаемый доход сумму сделки, включающую в себя сумму «иностранных» налогов, подлежащих удержанию.

5. Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации.

6. Зачитывать можно только тот «иностранный» налог, который является аналогом налога на прибыль/с доходов. «Иностранный» НДС зачету подлежать не может.

7. Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в Российской Федерации.

А вот, например, место реализации услуг по поиску и подбору потенциальных партнеров определяется по местонахождению исполнителя услуг (как и других услуг/работ, не поименованных в пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Соответственно, если исполнитель – российская компания, то услуги считаются оказанными на территории РФ, а значит, облагаются «российским» НДС (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 13.08.2020 № 03-07-08/71010).

Так что в каждом конкретном случае смотрим, что за услуги оказываются, и определяем место их реализации по правилам, прописанным в ст. 148 НК РФ.

Если вы определили, что ваши услуги не считаются оказанными на территории РФ, то обратите внимание на два момента. Первый – данные по таким услугам следует отражать в разделе 7 декларации по НДС. И второй момент – раздельный учет входного НДС, который обычно ведется при осуществлении операций, не облагаемых НДС, в данном случае вести не нужно. Это связано с тем, что в целях принятия входного НДС к вычету с 01.07.2019 г. операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, считаются облагаемыми НДС (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ), и входной НДС по ним не распределяется, а полностью принимается к вычету.

Включение в цену сделки с иностранцем «иностранных» налогов

Иностранный заказчик может потребовать, чтобы в контрактную стоимость услуг были заложены также налоги, удерживаемые им в соответствии с местным налоговым законодательством (например, если между РФ и его страной отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения). Это либо НДС, либо налог с доходов, а то и оба налога сразу.

Мы сейчас не будем рассматривать правомерность такого требования, так как этот вопрос завязан на законодательстве той страны, резидентом которой является иностранный контрагент. Полагаем, что заказчик не будет просто так требовать включения этих налогов в стоимость сделки. Наверняка таковы требования налогового законодательства его страны.

Но, таким образом, при выплате вознаграждения за свои услуги вы получите сумму за минусом удержанных «иностранных» налогов.

И вот здесь важный момент, который нужно учитывать при отнесении суммы дохода по сделке в налоговую базу по налогу на прибыль: в налогооблагаемый доход следует включать сумму сделки, включающую в себя сумму «иностранных» налогов, подлежащих удержанию. Прямо об этом в НК РФ не говорится, однако следует косвенно из взаимосвязи некоторых положений.

Во-первых, положения п. 1 ст. 248 НК РФ разрешают исключать из налогооблагаемого дохода только суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). То есть исключается только «российский» НДС. Соответственно, «иностранные» налоги исключать нельзя. Чиновники подтверждают данный вывод, правда, в части «иностранного» НДС (письмо ФНС РФ от 18.10.2005 № 03-4-03/1800/31).

При этом такой НДС можно отнести в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Основание – пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Ранее официальные органы не разрешали учитывать «иностранный» НДС в расходах для целей налога на прибыль (письма Минфина России от 08.04.2011 № 03-03-06/1/226, от 05.04.2012 № 03-03-06/1/182), однако позже их позиция изменилась (письма Минфина России от 10.02.2017 № 03-03-06/1/7449, от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17684, от 14.09.2020 № 03-03-06/1/80340).

Для возможности учета иностранного НДС в составе «уменьшаемых» расходов необходимо иметь документ, подтверждающий удержание налога. Его следует перевести на русский язык.

Во-вторых, ст. 311 НК РФ предусматривает процедуру зачета, целью которой служит недопущение двойного налогообложения, возникающего в рассматриваемой ситуации, когда одна и та же стоимость услуги облагается и «российским», и «иностранным» налогом на прибыль. Положениями этой статьи предусмотрено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации.

Обращаем внимание, что зачитывать можно только тот «иностранный» налог, который является аналогом налога на прибыль/с доходов. «Иностранный» НДС зачету подлежать не может.

Что нужно для зачета «иностранного» налога в РФ

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, – заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, – подтверждения налогового агента.

Поскольку в рассматриваемой нами ситуации речь идет о налоге, удерживаемом иностранным заказчиком, то необходимо получать от него документ, подтверждающий удержание налога (на каждый факт удержания).

Обязательной формы для такого документа нет. Он может быть составлен по форме, которая установлена внутренними законами или обычаями делового оборота иностранного государства (письма Минфина России от 21.02.2014 № 03-08-05/7410, от 21.05.2018 № 03-08-05/34062). Главное, такой документ должен подтверждать, что налоговый агент удержал налог, подлежащий уплате в иностранном государстве (письмо Минфина России от 21.05.2018 № 03-08-05/34062).

Документ-подтверждение, составленный на иностранном языке, нужно перевести на русский язык (письма Минфина России от 28.06.2013 № 03-08-05/24718, от 21.02.2014 № 03-08-05/7410). В отдельных письмах Минфин России требует, чтобы перевод был заверен нотариально (см., например, письмо от 17.12.2009 № 03-08-05). Однако мы считаем, что нотариально заверять перевод такого документа не требуется, поскольку положения НК РФ не содержат такого требования.

Также в целях зачета налога по ст. 311 НК РФ необходимо заполнить специальную декларацию – Налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (по форме, утв. приказом МНС РФ от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@). Ее можно подавать в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации (п. 3 Инструкции по заполнению этой декларации).

Налоговым законодательством не установлено ограничение проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы. В письме ФНС России от 24.09.2019 № СД-4-3/19469@ разъясняется, что российская организация вправе произвести зачет как в текущем, так и в трех налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации. При этом следует учитывать, что зачет возможен только при наличии документа, подтверждающего факт удержания, который действует в течение налогового периода, в котором оно представлено (абз. 3 п. 3 ст. 311 НК РФ).

Ограничения по сумме зачета «иностранного» налога в РФ

Существует ограничение по сумме иностранного налога, которую можно зачесть. Так, в соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ, «размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации».

Подробные разъяснения относительно того, как рассчитывать сумму налога, подлежащего зачету, приведены в письме Минфина РФ от 24.05.2011 № 03-03-06/1/304.
В нем сказано, что необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами Российской Федерации, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, то есть следует определить предельную сумму налога, подлежащую зачету (предельную сумму зачета).
Для этого к сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами РФ, с учетом (в установленных случаях) аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, применяется ставка налога на прибыль по российскому законодательству. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная согласно положениям российского налогового законодательства, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что будет составлять сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации.

Если сумма налога, фактически уплаченная с доходов за границей, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в РФ уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета.

Рассчитанную сумму налога, фактически подлежащего зачету, необходимо отразить в соответствующей строке налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по текущему отчетному (налоговому) периоду (строки 240–260 Листа 02 Декларации).

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 29 января 2021 г. № ШЮ-4-13/1002@ Об особенностях уплаты налога на прибыль с дохода иностранной организации

Федеральная налоговая служба в связи с обращением сообщает следующее.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральная налоговая служба обязана бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Порядок осуществления указанного информирования утвержден приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части бесплатного информирования (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, являются содержащиеся в запросах просьбы о проведении экспертиз договоров, учредительных или иных документов.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральная налоговая служба не наделена полномочиями по проведению информирования в отношении конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем ФНС России обращает внимание на следующее.

Критерии признания лица лицом, имеющим фактическое право на доходы, установлены в статье 7 Кодекса. При этом согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 24.08.2018 N 03-12-12/2/60389, для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но и это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Кодекса при выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу, не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы. При этом в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если в отношении доходов от источников в Российской Федерации иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов, положения международных договоров Российской Федерации и (или) Кодекса могут быть применены к иному лицу, если такое лицо имеет фактическое право на такие доходы, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, документов, указанных в статье 312 Кодекса.

Если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация - источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным пунктом 1 статьи 312 Кодекса, то она на основании положений статьи 310 Кодекса обязана произвести удержание налога по ставке, закрепленной в пункте 1 статьи 310 Кодекса (в отношении соответствующего вида дохода).

Согласно пункту 3 статьи 312 Кодекса в случае, если налоговый агент, выплачивающий доход, удержал налог с дохода иностранной организации без применения пониженных ставок (освобождений от налогообложения), предусмотренных международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, сумма такого налога признается суммой излишне уплаченного налога, а лицо, имеющее фактическое право на получение этого дохода, вправе обратиться за зачетом (возвратом) этого налога в порядке, установленном Кодексом, с предоставлением документов, указанных в статье 312 Кодекса, в налоговый орган по месту нахождения налогового агента.

На основании статей 31, 78 и 93.1 Кодекса после получения заявления о возврате налога налоговый орган вправе в течение шести месяцев проводить мероприятия по получению информации (документов) относительно конкретной сделки.

Государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Ю.В. Шепелева

Обзор документа

При выплате дохода иностранной организации налоговый агент удержал налог без применения пониженных ставок (освобождений от налогообложения), предусмотренных международным договором.

Сумма такого налога признается излишне уплаченной, и иностранная организация может обратиться за зачетом (возвратом). После получения заявления о возврате налоговый орган вправе проводить мероприятия по получению информации (документов) относительно конкретной сделки в течение 6 месяцев.


  • 4 816

  • 0

Часто в ходе ведения бизнеса российские предприятия находят партнеров среди зарубежных компаний. И тогда российской компании может быть необходимо уплачивать налоги на прибыль и НДС. Впрочем, иностранную фирму может постигнуть та же участь, независимо от места ее регистрации. Все зависит от того, какие товары или услуги и на какой территории продаются и покупаются. Во всех случаях порядок регулируется международными налоговыми соглашениями – специальными нормами, позволяющими избежать двойного налогообложения с рядом стран. Сама по себе тема налогов включает множество непонятных и порой неочевидных вещей в законодательстве любой страны мира, и Россия не исключение. В случае же международного сотрудничества подводных камней может оказаться в разы больше. Как же осуществляется налогообложение при работе с иностранными компаниями? Выделим основные моменты.

Уплата налога на добавленную стоимость

Если иностранная компания осуществляет деятельность, которая облагается НДС, она обязана заплатить этот налог. При этом если она не зарегистрирована в России, то НДС придется платить российской организации-контрагенту. Для постановки на учет в российской налоговой иностранный партнер должен находиться на территории страны в виде филиала, представительства или отделения. Обычно создают филиал, так как он может заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от представительства (подробный разбор особенностей каждой из форм выходит за рамки данной статьи). Российская сторона по закону становится налоговым агентом и будет изымать НДС из прибыли зарубежного контрагента (п. 1 ст. 161 НК РФ). Затем она может вернуть его в форме налогового вычета (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Когда платить налог

Если российская компания реализует свои товары или услуги на территории России, она должна заплатить НДС. Местом деятельности (реализации товаров, услуг или заключения контрактов) фирмы является Россия, если соблюдается хотя бы один из следующих пунктов:

  • Организация зарегистрирована на территории РФ.
  • Исполнительный орган компании находится в России, или оттуда осуществляется управление фирмой.
  • У организации есть постоянное представительство в РФ, и товары (услуги) реализованы через него.

Из этого правила бывают исключения, и для некоторых видов услуг местом реализации могут оказаться либо место фактического предоставления услуги, либо место деятельности компании-покупателя. Все зависит от характера оказываемой услуги. Здесь надо быть очень осторожным и внимательно указывать в договоре наименование услуги, так как налоговый орган может заподозрить исполнителя в оказании не той услуги, что была прописана.

В этом случае результат будет соответствовать фактически оказанной услуге, и расчеты налога будут осуществляться исходя из ее типа. Предполагается, что все виды услуг должны быть определены российским законодательством. Но в силу того, что в НК РФ содержится описание лишь малого числа услуг, основным ориентиром будет служить ГК РФ.

Если компании будет нужно подтвердить место деятельности, то допускается использование любых документов (договоры, счета-фактуры, повестки и др.), способных доказать честность организации.

Уплата налога на прибыль

Согласно ст. 246 НК РФ, если зарубежная фирма осуществляет импорт товаров или оказание услуг в России, используя свое представительство, то она должна заплатить налог на прибыль. В этом случае российской организации не нужно самой удерживать налог с «иностранца». Если компания не зарегистрирована, то российская компания становится налоговым агентом и сама удерживает налог с перечисляемых компании средств. Ставка различается в зависимости от видов деятельности и составляет 10-20%.

Если между странами компаний заключен договор об отмене двойного налогообложения, то применяются прописанные в нем нормы. Российской компании в этом случае необходимо получить заверенное доказательство, что ее иностранный контрагент зарегистрирован в России и имеет представительство. По словам работников налоговой инспекции, таким подтверждением может служить справка, выданная компетентным органом того государства, с которым заключено международное соглашение. В случае отсутствия подобного доказательства российская сторона обязана удерживать налог без предоставления каких-либо льгот.

Ответственность

Согласно ст. 123 НК РФ, если агент не удержал или не перечислил налоги, то ему придется заплатить штраф: 20% от величины налога. Интересно, что в этом случае налоговая инспекция не может покрывать недоимку за его счет. Правда, здесь тоже все зависит от конкретной ситуации. Тем не менее подобные слабые места в законах часто используются недобросовестными людьми в корыстных целях.

Снижаем налоги

Часто предприниматели используют иностранные компании, чтобы уменьшить налоги или перевести капитал за границу. Как правило, действуют по такой схеме.

«Россиянин» заключает договор с компанией из страны-офшора, в которой очень низкие налоги. Главные условия:

  • Иностранный контрагент не имеет постоянного представительства на территории РФ.
  • Услуги для оказания выбираются такие, чтобы российская сторона не удерживала налог на прибыль.

В результате такой манипуляции российская компания уменьшает прибыль, подлежащую налогообложению на величину расходов по услугам «иностранца». Тот, в свою очередь, заплатит низкие налоги (офшор ведь!), и все останутся довольны. Правда, есть нюанс: в случае заинтересованности со стороны налоговых органов российской компании предстоит дать обоснование расходов на услуги иностранного контрагента, иначе снижения налоговой базы не будет.

Заключение

Налоговое законодательство России, как и любой другой страны, непрерывно меняется. Возникают возможности «сэкономить», и, как правило, их всегда применяют. Часто такие действия могут быть расценены как экономические преступления (например, если осуществляются на регулярной основе и с нарушениями), поэтому будьте внимательны, и если сомневаетесь – обращайтесь за помощью к квалифицированным специалистам. Они помогут избежать проблем с законом и оптимизировать расходы.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Читайте также: