Налог на добычу природных ресурсов в республике беларусь

Опубликовано: 17.05.2024

1. Установить по 31 декабря 2020 г.:

ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (приложение 2);

средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 3);

ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 4);

ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства (приложение 6);

ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти (приложение 8);

размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц (приложение 9);

размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц (приложение 10).

2. Стандартный налоговый вычет, установленный в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс), применяется в 2020 году индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, не имеющими в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы):

в порядке, предусмотренном в части пятой пункта 2 статьи 209 Налогового кодекса.

Такой вычет применяется при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных в статье 205 Налогового кодекса, не превышает в соответствующем календарном квартале 2126 белорусских рублей.

3. Налоговые агенты обязаны представлять не позднее 1 апреля 2021 г. в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам, указанным в абзаце шестом части первой пункта 8 статьи 216 Налогового кодекса, если размер выплаченного в 2020 году дохода превысил 2571 белорусский рубль в день.

единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания;

денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;

доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами;

4.2. ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, составляет 25 процентов;

4.3. иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в пунктах 3 и 4 статьи 180 Налогового кодекса.

Если более длительный период определен соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения, то перечисление указанного налога в бюджет осуществляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек определенный таким международным договором период (далее в настоящем подпункте — период).

При этом исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога с физических лиц осуществляются в отношении доходов плательщика, полученных с даты начала деятельности, определенной в пунктах 3 и 4 статьи 180 Налогового кодекса, и по дату истечения периода.

По окончании периода перечисление в бюджет сумм исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц производится иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в сроки, установленные в абзацах втором — четвертом пункта 6 статьи 216 Налогового кодекса;

4.4. если общей суммы подоходного налога с физических лиц, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления возврата плательщику излишне удержанных сумм этого налога в течение трех месяцев со дня обнаружения факта его излишнего удержания, такой возврат производится:

из бюджета налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента на основании заявления плательщика;

в порядке, установленном в частях восьмой — одиннадцатой пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса.

в подпункте 1.16 пункта 1 статьи 118 и пункте 4 статьи 181 Налогового кодекса, применяются плательщиками, использующими труд инвалидов, если численность инвалидов у них в среднем за период составляет не менее 30 процентов численности работников в среднем за этот же период;

в подпункте 1.5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, применяются плательщиками-организациями, а также их обособленными подразделениями, если численность инвалидов в этих организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 30 процентов списочной численности в среднем за период.

6. Затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат.

Единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации.

капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций и научно-технологических парков;

капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам;

Для целей настоящего Указа под научной организацией понимается организация, прошедшая аккредитацию научной организации, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки. Основной вид деятельности определяется в порядке, установленном законодательством для целей сбора и представления статистических данных.

7.2. от земельного налога у плательщиков-организаций:

земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

8. Налоговая база земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;

для общественно-деловой и производственной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 год.

9.1. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8159 белорусских рублей за гектар;

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5439 белорусских рублей за гектар;

общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 белорусских рублей за гектар;

производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 белорусских рублей за гектар;

рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 белорусских рублей за гектар;

жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 белорусских рублей за гектар;

жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 белорусских рублей за гектар;

9.2. ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2 — 5 статьи 241 Налогового кодекса, устанавливаются:

для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 163,16 белорусского рубля за гектар;

для жилой многоквартирной зоны — в размере 10,88 белорусского рубля за гектар;

для жилой усадебной зоны — в размере 21,76 белорусского рубля за гектар;

9.3. ставка земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами, устанавливается в размере 0,92 белорусского рубля за гектар;

9.4. специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей устанавливается в размере 5,3 белорусского рубля за добычу (изъятие) 1 тонны калийных солей (в пересчете на оксид калия);

9.5. дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Белорусским государственным концерном по нефти и химии, освобождается от акцизов.

При использовании (реализации, передаче) не по целевому назначению дизельного топлива, приобретенного (полученного) для дальнейшей поставки в соответствии с частью первой настоящего подпункта, плательщиками акцизов признаются организации, входящие в состав ПО «Белоруснефть», допустившие такое нецелевое использование (реализацию, передачу).

Исчисление акцизов плательщиками, указанными в части второй настоящего подпункта, производится по ставкам, названным в приложении 1;

9.6. плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей абзаца третьего статьи 112 Налогового кодекса признаются:

индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 441 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки;

индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг) имущества, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса, нарастающим итогом с начала года превысит 441 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки.

Выручка определяется в порядке, установленном в статье 205 Налогового кодекса.

В сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с Налоговым кодексом уплачиваются единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и (или) налог при упрощенной системе налогообложения.

10. Установить размер валовой выручки, определяемой в порядке, установленном в главе 32 Налогового кодекса, нарастающим итогом с начала 2020 года не более:

2 046 668 белорусских рублей — для применения организациями упрощенной системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость;

441 000 белорусских рублей — для применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость либо без уплаты такого налога;

1 404 286 белорусских рублей — для применения организациями упрощенной системы налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость;

1 538 843 белорусских рублей и 330 750 белорусских рублей за девять месяцев — для перехода соответственно организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2021 г.;

774 900 белорусских рублей — для применения положений пункта 1 и части первой подпункта 2.3.1 пункта 2 статьи 333 Налогового кодекса.

11. Ставка государственной пошлины за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленная в пункте 90 приложения 22 к Налоговому кодексу, применяется в размере 50 процентов в случае предоставления выписки из данного регистра в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

12. Для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

13. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. N 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» следующие изменения:

подпункт 1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1.2. страхование имущества юридического лица (в том числе товаров, предназначенных для реализации, наземных транспортных средств, воздушных, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания), участвующего в процессе производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг);».

Пункт 14 вступает в силу через три месяца после официального опубликования (абзац пятый пункта 16 данного документа).

14.2. указанные в подпунктах 1.1 — 1.13 пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса;

14.3. предоставляемые посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы в отношении организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей:

об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;

Сведения, указанные в части первой настоящего подпункта, составляют налоговую тайну в отношении плательщиков (категорий плательщиков) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

15. Совету Министров Республики Беларусь принять меры по реализации настоящего Указа.

пункт 12 — после официального опубликования настоящего Указа и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 15 мая 2019 г.;

пункт 13 — после официального опубликования настоящего Указа и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.;

пункт 14 — через три месяца после официального опубликования настоящего Указа;

Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 503 «О налогообложении».

31 декабря 2019 года Президентом подписан очередной указ о налогообложении (далее – Указ № 503), уточняющий и изменяющий установленный ранее порядок исполнения налоговых обязательств субъектами хозяйствования.

1. Ставки акцизов / налогов / размеров вычетов

Изменены ставки акцизов / налогов / размеров вычетов, ранее установленные НК и приложениями к нему.

Так, приложениями к Указу № 503 установлены новые показатели в отношении:

ставок акцизов на подакцизные товары (приложение 1);

ставок земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (приложение 2);

средних ставок земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 3);

ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 4);

ставок экологического налога за сбросы сточных вод (приложение 5);

ставок экологического налога за захоронение, хранение отходов производства (приложение 6);

ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложение 7);

ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти (приложение 8);

размеров доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц (приложение 9);

размеров налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц (приложение 10).

Кроме того, увеличен размер дохода физических лиц, реализующих продукцию растениеводства, требующий представления налоговыми агентами соответствующих сведений в налоговый орган (абз. 6 ч. 1 п. 8 ст. 216 НК).

Установленные Указом № 503 ставки действуют с 1.01.2020 по 31.12.2020 г.

2. Подоходный налог с физических лиц

✔Расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц, ранее закрепленный в ст. 208 НК. Указом № 503 к ним добавлены:

единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания;

денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;

доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Указанные доходы освобождаются от подоходного налога, начиная с 1 января 2020 года.

✔Изменился срок перечисления иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в бюджет сумм исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц.

Согласно п. 4 ст. 216 НК налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате. В п. 4 Указа № 503 указано, что перечисление в бюджет указанных сумм производится не позднее 22-гоо числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в пп. 3 и 4 ст. 180 НК.

✔Для осуществления возврата излишне удержанных сумм подоходного налога налоговым агентам предоставлено право обращаться в налоговый орган в целях получения такого возврата из бюджета. Заявление о возврате может быть подано в течение 3-х месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога (п. 4.4 Указа № 503).

3. Налог на прибыль

✔В п. 6 Указа № 503 закреплен новый подход к включению в состав нормируемых затрат стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Так, с 1 января 2020 года указанные суммы включаются в состав нормируемых затрат в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

✔Установлена дифференцированная ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Прибыль указанных субъектов с 1 января 2020 года будет облагаться налогом по ставке 25 %.

Ранее их прибыль облагалась в льготном порядке. Так, Указом Президента от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс» был предусмотрен «переходный период» (до 1 марта 2019 г.), когда общеустановленная ставка налога на прибыль применялась к ним с учетом 50-процентного понижения.

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от налога на прибыль, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 4 ст. 181 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 2 п. 5).

✔С 1 января 2020 года организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы по страхованию имущества юридического лица (в том числе товаров, предназначенных для реализации, наземных транспортных средств, воздушных, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания), участвующего в процессе производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг) (п. 13 Указа № 503).

✔Изменен размер выручки ИП, при котором они могут признаваться плательщиками НДС (п. 9.6 Указа № 503): 441 000 BYN.

В 2019 году эта сумма составляла 420 000 BYN (п. 1.1, 1.2 ст. 113 НК).

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от НДС, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 1.16 ст. 118 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 2 п. 5).

5. Налог на недвижимость

✔П. 1.17 ст. 228 НК была установлена льгота по налогу на недвижимость (освобождение) для научных организаций и научно-технологических парков. Однако, во-первых, она распространялась только на капитальные строения (здания, сооружения) и их части, принадлежащие указанным субъектам. И, во-вторых, срок ее предоставления ограничивался НК периодом до 1 января 2020 года.

Указ № 503 снял временные ограничения действия льготы, а также расширил круг объектов, на которые она распространяется (п. 7.1). Теперь в него также входят строения (здания, сооружения) и их части, переданные научным организациям и научно-техническим паркам в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от налога на недвижимость, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 1.5 ст. 228 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 3 п. 5).

6. Земельный налог

✔Изменен порядок определения налоговой базы земельного налога на 1 января 2020 года для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 год (по видам функционального использования участков) (п. 8 Указа № 503):

для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в BYN на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;

для общественно-деловой и производственной зон — в BYN на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 год.

Положения о порядке определения налоговой базы земельного налога на 1 января 2019 года для исчисления и уплаты земельного налога за 2019 год были закреплены в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

✔Изменен размер кадастровой стоимости земельных участков, при которой в качестве налоговой базы земельного налога устанавливается площадь земельного участка (п. 6 ст. 240 НК).

Так, в 2020 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков (п. 9.1 Указа № 503):

    общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 159 BYN / га (в 2019 году — 7 770);

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 439 BYN / га (в 2019 году — 5 180);

общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 BYN / га (в 2019 году — 28 253);

производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 BYN / га (в 2019 году — 14 126);

рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 BYN / га (в 2019 году — 15 539);

жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 BYN / га (в 2019 году — 41 440);

жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 BYN / га (в 2019 году — 20 720).

✔Пунктом 9.2 Указа № 503 изменены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в п. 2–5 ст. 241 НК (п. 6 ст. 241 НК):

для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон – 163,16 BYN / га (в 2019 — 155,39);

для жилой многоквартирной зоны — 10,88 BYN / га (в 2019 — 10,36);

для жилой усадебной зоны — 21,76 BYN / га (в 2019 — 20,72).

Ставка земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами (п. 3 ст. 241 НК) теперь составляет 0,92 BYN / га (в 2019 — 0,88).

✔П. 1.22 ст. 239 НК была установлена льгота по земельному налогу (освобождение) для научных организаций и научно-технологических парков. Однако, во-первых, она распространялась только на земельные участки указанных субъектов. И, во-вторых, срок ее предоставления ограничивался НК периодом до 1 января 2020 года.

Указ № 503 снял временные ограничения действия льготы, а также расширил круг объектов, на которые она распространяется (п. 7.2). Теперь в него также входят земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные научным организациям и научно-технологическим паркам в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

К числу объектов, освобождаемых от акцизов (п. 1 ст. 151 НК), добавилось дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Белорусским государственным концерном по нефти и химии (п. 9.5 Указа № 503).

8. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Пунктом 9.4 Указа № 503 изменена специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей (абз. 2 ч. 4 ст. 257 НК): 5,3 BYN за добычу (изъятие) 1 тонны калийных солей (в 2019 — 5,04).

9. Упрощенная система налогообложения

Пунктом 10 Указа № 503 установлен размер валовой выручки, определяемой в порядке, установленном в гл. 32 НК («Налог при упрощенной системе налогообложения»), нарастающим итогом с начала 2020 года не более:

2019 2020
для применения организациями УСН с уплатой НДС 1 949 208 2 046 668
для применения ИП УСН с уплатой НДС либо без уплаты НДС 420 000 441 000
для применения организациями УСН без уплаты НДС 1 337 415 1 404 286
для перехода организаций на УСН с 1 января 2021 г. 1 465 565 1 538 843
для перехода ИП на УСН с 1 января 2021 г. 315 000 330 750
для применения положений п. 1 и ч. 1 пп. 2.3.1 п. 2 ст. 333 НК (лимит выручки для ведения учета в книге учета доходов и расходов) 738 000 774 900

С 11 января 2020 года ставка госпошлины за предоставление информации из ЕГР, установленная в п. 90 приложения 22 к НК, будет применяться в размере 50 % в случае предоставления выписки в электронном виде посредством веб-портала ЕГР, — то есть, теперь размер платы составит 0,5 БВ (13,5 BYN).

11. Выручка от реализации

Согласно п. 12 Указа № 503 для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, РБ или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

Эта норма вступила в силу с 11.01.2020 года, но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 15.05.2019 года (аналогично вступлению в силу отдельных пунктов Указа от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом»).

12. Налоговая тайна

С 11 апреля 2020 года, согласно п. 14 Указа № 503, не признаются налоговой тайной сведения:

1) предоставляемые плательщику в отношении самого себя (в отношении категорий плательщиков по перечню, определяемому Совмином);

2) указанные в подп. 1.1–1.13 п. 1 ст. 29 НК:

о ФИО плательщика — физлица, в том числе ИП, наименовании и месте нахождения плательщика-организации;

разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

являющихся общедоступными, в том числе годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность организаций, опубликованная в соответствии с законодательством для всеобщего сведения;

об УНП, в том числе о дате его присвоения;

о дате уплаты лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, соответственно сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

о наименовании налогового органа по месту постановки на учет плательщика;

о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности), дате решения регистрирующего органа об исключении плательщика из ЕГР юридических лиц и ИП;

об уставном фонде (капитале) организации;

о нарушениях налогового и иного законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

предоставляемых налоговым, правоохранительным или иным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ;

предоставляемых государственным органам, иным организациям, а также межведомственной и другой комиссии, к компетенции которых относится осуществление административных процедур, в целях осуществления ими административных процедур;

предоставляемых участникам электронного взаимодействия в рамках программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (АИС «Учет счетов-фактур»);

о регистрации в качестве резидента СЭЗ, ПВТ, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

3) предоставляемые посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы в отношении организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП:

об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;

о среднесписочной численности работников;

содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

С официальным комментарием МНС к Указу № 503 можно ознакомиться здесь.

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Налоговый кодекс Беларуси

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

  1. Местные.
  2. Республиканские.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

НДС

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях)
Брестская область
Брест 29.0
Барановичи 21.5
Пинск 21.5
Города районного подчинения 10.7
Другие территории 7.5
Витебская область
Витебск
Центральная зона 27.0
Переходная зона 26.0
Города областного подчинения 10.0
Орша 15.0
Полоцк 15.0
Другие территории 8.0
Гомельская область
Гомель От 29.20 до 30.20
Жлобин 22.20
Мозырь 22.20
Речица 22.20
Светлогорск 22.20
Калинковичи 12.60
Рогачев 12.60
Другие территории 11.20
Гродненская область
Гродно 28.20
Волковыск 18.00
Лида 18.00
Новогрудок 18.00
Слоним 18.00
Сморгонь 18.00
Другие города Гродненской области 13.00
Минская область
Жодино 15.30
Другие города 15.00
Могилёвская область
Могилев 27.20
Бобруйск 23.30
Горки 15.50
Кричев 15.50
Осиповичи 15.50
Другие города 11.70
Минск по зонам
1 планировочная 30.50
2 планировочная 25.50
3 планировочная 21.50
4 планировочная 21.50
5 планировочная 17.50

Налоги с физлиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Плательщики налога на недвижимость

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Структура налоговых поступлений

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Земельный налог в Беларуси

Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  2. Хранение или захоронение отходов производства.
  3. Сброс сточных вод.

Налоговый взнос на добычу природных ресурсов

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  1. Добыча калия.
  2. Добыча нефти.

Не облагается налогами:

  1. Добыча нефтяного попутного газа.
  2. Добыча песка.
  3. Добыча грунта.
  4. Добыча подземных и поверхностных вод.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

  • 15% – передача международным организациям.
  • 20% – выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 мая 2020 г. № СД-4-3/8392 “О налоге на добычу полезных ископаемых” (извлечение)

Федеральная налоговая служба рассмотрела проект акта тематической выездной налоговой проверки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), проводимой Межрайонной ИФНС России в отношении ЗАО и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" участки недр предоставляются в пользование на основании лицензии на пользование недрами, в частности, для добычи полезных ископаемых.

Пунктом 1 статьи 337 Кодекса установлено, что в целях главы 26 "НДПИ" Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Из пункта 7 статьи 339 Кодекса следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Согласно Разделу В "Добыча полезных ископаемых" подраздела 08 "Добыча прочих полезных ископаемых" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:

- добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;

- дробление и измельчение декоративного и строительного камня;

- добычу, дробление и измельчение известняка.

В письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 N 03-12-11/1/74333 указано, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

Данная позиция также поддержана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017 в отношении артели старателей "Урал-Норд".

Таким образом, по мнению ФНС России, при определении вида добытого полезного ископаемого (как крупногабаритного строительного камня, так и более мелкой фракции (щебня)) в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС указала, что при определении вида добытого полезного ископаемого (крупногабаритный строительный камень или щебень) в целях исчисления НДПИ нужно учитывать лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные госбаланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого и иные документы налогоплательщика.

Читайте также: