Налогообложение при покупке программного обеспечения за рубежом

Опубликовано: 21.09.2024

Для организаций, реализующих права на программное обеспечение по лицензионному договору, предусмотрена возможность освобождения от НДС. Но с 1 января 2021 года освобождение от НДС при реализации ПО, не включенного в специальный Реестр, не применяется. Эта мера затронет, прежде всего, зарубежных производителей программного обеспечения.

Как в 2020 году облагается НДС реализация программного обеспечения

В 2020 году Налоговый кодекс предоставляет освобождение от НДС операций по передаче исключительных прав на:

  • на изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • программы для ЭВМ;
  • базы данных;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау).

Не облагается НДС и использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Такую льготу предусматривает действующая в настоящее время редакция подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, отдельно предусмотрено освобождение от НДС услуг по передаче прав на использование вышеперечисленных результатов интеллектуальной деятельности, если они по лицензионному договору оказываются иностранной организацией в пользу российской.

В таком случае российская организация налоговым агентом не признается и НДС в таком качестве не уплачивает.

Введение НДС-ставки 20% для иностранного программного обеспечения

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 265-ФЗ в рамках налогового маневра предоставил ряд преференций российским компаниям в сфере ИТ-технологий.

В том числе, была отменена льгота по НДС для иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

С 1 января 2021 года освобождение от НДС применяется только:

  • при реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ;
  • прав на использование ПО для ЭВМ и баз данных, включая обновления к ним, реализуемого, в том числе, путем предоставления удаленного доступа к ним через «Интернет».

Услуги по передаче исключительных прав на ПО для ЭВМ и базы данных, а также прав на использование таких программ и баз данных будут освобождаться от НДС только с момента включения таких программ в специальный Реестр.

На это обратил внимание Минфин в письме от 16.11.2020 № 03-07-08/99545.

Что касается иностранного ПО, не включенного в этот Реестр, то с 1 января 2021 года его реализация или передача прав на использование такого ПО, облагается по ставке НДС 20%.

При этом услуги по передаче прав на использование ПО, облагаются НДС независимо от даты и условий заключения договоров на оказание указанных услуг.

Такой вывод Минфин сделал в письме от 20.11.2020 № 03-07-08/101332.

Какие последствия для российских приобретателей ПО повлечет отмена льготы по НДС

Поскольку с 1 января 2020 освобождение, предусмотренное подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, отменено, то, при приобретении иностранного ПО российская организация становится налоговым агентом.

Она обязана исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке.

Сумму НДС следует рассчитать по ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса).

Уплатить налог надо одновременно с перечислением денежных средств иностранной организации (п. 4 ст. 174 Налогового кодекса).

В дальнейшем его можно принять к вычету (письмо Минфина России от 13.04.2016 № 03-07-08/21231).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация с целью реализации покупателю приобрело программное обеспечение (ПО), не включенное в реестр российских программ, у иностранного контрагента (Нидерланды, Австрия). Лицензию на программное обеспечение российская организация получила по электронной почте, а покупатель организации самостоятельно скачал ПО с сайта производителя с помощью сети Интернет.
Является ли российская организация налоговым агентом по НДС при перечислении денежных средств за ПО иностранному контрагенту, который не является налоговым резидентом РФ? Необходимо ли в актах и договорах на передачу ПО покупателю указывать стоимость с учетом НДС 20%?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 01.01.2021 освобождение от НДС при реализации ПО, не включенного в специальный Реестр, или прав на него не применяется. То есть независимо от вида договора, на основании которого российская организация приобретает права на ПО у иностранного правообладателя либо реализует далее права на территории РФ, такая операция подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.
Российская организация в рассматриваемой ситуации не признается налоговым агентом по НДС. Однако мы не можем утверждать, что налоговые органы буду иметь аналогичную позицию.
Учитывая неопределенность ситуации, а также тот факт, что дальнейший порядок исчисления и уплаты НДС зависит от квалификации услуги, российской организации следует обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы.

Обоснование вывода:
Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над соответствующими нормами НК РФ.
Между РФ и Нидерландами действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.) (далее - Соглашение), между Правительством Австрийской Республики - Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 13 апреля 2000 г. (далее - Конвенция).
Ни Соглашение, ни Конвенция не регламентируют порядок взимания косвенных налогов. Поэтому для определения налоговых последствий по НДС для российской организации в данном случае следует руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения НДС применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". По разъяснениям Минфина России, эта льгота применяется и к операциям, осуществляемым на основании сублицензионных договоров (письма Минфина России от 30.12.2020 N 03-07-14/115984, от 23.05.2019 N 03-07-14/37324, от 28.02.2019 N 03-07-08/13229).
Реестр создан в соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ведется на сайте https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.
Таким образом, с 01.01.2021 реализация на территории России программного обеспечения, не включенного в Реестр, или передача прав на использование такого ПО облагается в общем порядке по ставке 20% (смотрите письма Минфина России от 09.09.2020 N 03-07-14/79116, от 01.09.2020 N 03-07-08/76516, от 20.01.2021 N 03-07-08/2643, от 20.01.2021 N 03-07-08/2642). Поэтому в актах и договорах на передачу программного обеспечения российскому покупателю следует указывать стоимость с учетом НДС 20%.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Налогоплательщиками НДС признаются в том числе иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).
Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в ст. 148 НК РФ.
Так, согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя (заказчика), в частности, при:
- передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
- оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
- оказании услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.
В частности, к электронным услугам согласно абзацу 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.
На наш взгляд, применяемый в анализируемой ситуации способ предоставления прав на программы для ЭВМ является одним из способов оказания услуг через информационно-телекоммуникационные сети.
Так, в письме Минфина России от 26.03.2019 N 03-07-08/20234 дан ответ на следующий вопрос налогоплательщика: Относится ли к электронным услугам, предусмотренным ст. 174.2 НК РФ, предоставление права использования программ для ЭВМ, которые однократно загружаются конечным пользователем с официального интернет-сайта правообладателя программ для ЭВМ и в последующем воспроизводятся исключительно на компьютере конечного пользователя без необходимости задействовать сеть Интернет? Финансовое ведомство сообщило, что на основании абзаца 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ к таким услугам (то есть услугам в электронной форме) относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: НДС при оказании услуг иностранной компанией (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.).
Отметим также, что Минфин России не дает однозначного ответа на вопрос, является перечень электронных услуг закрытым или открытым (письмо Минфина России от 23.10.2019 N 03-07-08/81540). Но вот перечень услуг, которые не относятся к услугам, оказываемым в электронной форме для целей применения п. 1 ст. 174.2 НК РФ, является открытым, поэтому переквалификация не исключена.
Вместе с тем акцентируем внимание, что выраженная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая неопределенность в определении, во избежание рисков полагаем возможным обратиться с вопросом о правомерности признания таких услуг электронными в Министерство цифрового развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации"), а также в Минфин России или налоговый орган за персональным письменным ответом на основании подп. 2 п. 1 ст. 21, пп. 1 и 2 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (обратиться в налоговый орган за разъяснениями можно на сайте: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/). Но есть, конечно, вероятность получения формального ответа (письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-07-08/78526).
Дальнейший порядок уплаты НДС напрямую зависит от того, относятся ли данные услуги к услугам в электронной форме.
Так, если допустить, что в отношении рассматриваемых услуг, оказываемых иностранной компанией, применяется ст. 174.2 НК РФ, то тогда в силу п. 3 ст. 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, по общему правилу самостоятельно производят исчисление и уплату НДС. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).
С 01.01.2019 иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, самостоятельно производят исчисление и уплату НДС, если такая обязанность не возложена ст. 174.2 НК РФ на налогового агента (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Налоговыми агентами в таких случаях признаются: иностранные организации-посредники, указанные в п. 3 ст. 174.2 НК РФ, а также российские посредники, указанные в п. 10 ст. 174.2 НК РФ (организации, ИП или обособленные подразделения иностранных организаций на территории РФ, реализующие такие услуги на основании посреднических договоров с иностранной организацией).
Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранная организация - посредник, признаваемая налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
Оказывая услуги в электронной форме, иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в российский бюджет (смотрите письма Минфина России от 19.11.2020 N 03-07-08/100885, от 16.09.2020 N 03-07-08/81371, от 13.07.2020 N 03-07-14/60592, п. 3 письма ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ и п. 3 письма ФНС России от 17.12.2020 N СД-17-3/321@, постановление Девятого ААС от 03.11.2020 N 09АП-54649/20).
При этом российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции, в том числе в связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе и не собирается исполнять обязанность по уплате НДС в РФ (смотрите также письма Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 24.10.2018 N 03-07-08/76139).
Таким образом, российская организация, приобретающая услуги в электронной форме, не признается налоговым агентом: не удерживает и не уплачивает НДС за нерезидента вне зависимости от применяемого режима налогообложения и наличия или отсутствия факта постановки на учет иностранной организации (и/или иностранной организации - посредника) в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (пп. 1-2 и 5 ст. 161 и ст. 174.2 НК РФ). Об отсутствии такой обязанности неоднократно давались официальные разъяснения (смотрите, например, письма Минфина России от 01.04.2019 N 03-07-08/23446, от 07.12.2018 N 03-07-08/88888, от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@, от 29.05.2019 N СД-4-3/10374@). Пункт 9 ст. 174.2 НК РФ, ранее предусматривавший такую обязанность, утратил силу с 2019 года.
В случае, если иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация (письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письмо ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@). Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет привлечение к ответственности, установленной ст. 116, 119, 122 НК РФ. Также налоговый орган получит основания для взыскания с иностранной организации причитающихся к уплате сумм НДС (недоимки) и пени (ст. 46, 47, 75 НК РФ).
В связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе, российская организация не сможет применить вычет НДС как покупатель, ведь в этом случае не будут выполняться требования п. 2.1 ст. 171 НК РФ.
Поскольку российская организация - покупатель не признается налоговым агентом по НДС (п. 1 ст. 24, ст. 161, 174.2 НК РФ), формально у нее отсутствуют и основания для вычета НДС, добровольно перечисленного в бюджетную систему РФ; такой возможности нормы ст. 171 НК РФ, равно как и иные нормы главы 21 НК РФ, не предусматривают. В письме Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139 также разъяснялось, что в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.
Вместе с тем в письме ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ представлена следующая позиция: в случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по НДС, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)) (смотрите также письмо Минфина России от 23.05.2019 N 03-07-08/37326).
Налоговое ведомство фактически разрешило покупателям услуг в электронной форме самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет за иностранные организации, а также принимать уплаченную сумму НДС к вычету. Конкретный механизм реализации такой возможности при этом не раскрыт. С учетом контекста приведенного письма представляется, что в таком случае покупатели могут действовать по стандартной схеме выполнения функций налогового агента на основании пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ и применения налогового вычета, предусмотренного п. 3 ст. 171 НК РФ.
Следует учитывать, что при принятии решения о руководстве предложенным ФНС России порядком покупатели принимают на себя определенные риски, обусловленные реализацией не предусмотренного законом механизма, в частности, связанные с применением налогового вычета (Вопрос: Возможно ли заказчику принять к вычету НДС, перечисленный в бюджет за иностранную организацию - продавца услуг в электронной форме? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)). Например, в письме Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744 на вопрос налогоплательщика о применении разъяснений из письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ сообщено, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрено.
По вопросу указания налоговой ставки НДС рекомендуем ознакомиться с материалом: Вопрос: Какую ставку НДС указывать в акте иностранного поставщика электронных услуг, если цена договора указана без НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование;
- Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;
- Вопрос: Организация (российское ООО) планирует покупать лицензии на право использования программного обеспечения (далее - ПО) у иностранной организации (страна инкорпорации - Австрия) и перепродавать их российским клиентам на основании агентского договора. Коды доступа на ПО получаются дистанционно, авторизация происходит дистанционно. Само ПО ввозится на территорию РФ в оборудовании (уже в нем инсталлировано). Предоставление программного обеспечения российским клиентам будет осуществляться в рамках сублицензионного договора. Каковы риски по НДС и налогу на прибыль (удержание из источника в РФ) в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
- Вопрос: Порядок применения подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ с 01.01.2021 организацией, реализующей российским покупателям программное обеспечение (на основании сублицензионного договора), права на которое принадлежит иностранной компании (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
- Вопрос: Налогообложение НДС и налогом на прибыль операции по приобретению у иностранной компании (резидент США) лицензии на программный продукт сроком на один год, предоставляемой посредством сети Интернет (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);
- Вопрос: Уплата НДС в качестве налогового агента российской организацией на УСН в случае приобретения неисключительных прав на иностранное программное обеспечение и дальнейшей реализации этих прав в дальнее зарубежье с 2021 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

У российской организации есть 2 договора с иностранной организацией (резидентом Республики Корея) на предоставление лицензий на программное обеспечение для ЭВМ.

  • Для целей исчисления НДС местом реализации является территория РФ, по месту нахождения лицензиата (сублицензиата) — российской организации. На основании подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС на территории РФ освобождается передача прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора. НДС как налоговый агент российская организация не платила.
  • Налог на прибыль у источника выплат российская организация не платила на основании соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Республикой Корея и наличия сертификата подтверждения резиденства от иностранной организации.

Правильно ли российская организация исчисляла налоги?

Изменилось ли что-нибудь в 2019 году?

В целях исчисления НДС местом реализации услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 174.2 НК РФБ).

Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению иностранной организацией российской организации на основании лицензионного или сублицензионного договора прав на программное обеспечение, признается территория РФ (пп. 4 п.1 ст. 148 НК РФ, Письма Минфина РФ от 26.03.2018 г. N 03-07-08/18868, от 06.02.2017 г. N 03-07-14/6177). В то же время следует учитывать, что согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Российская организация при приобретении у иностранной организации услуг по предоставлению на основании лицензионного договора прав на программное обеспечение, передаваемое по электронным каналам связи, и при передаче прав на программное обеспечение российским лицам на основании сублицензионного договора НДС не уплачивает. Данное освобождение (пп. 26 п. ст. 149 НК РФ) действует и в 2019 г.

Налог на прибыль

Как в 2018 г., так и в 2019 в отношении уплаты налога на прибыль иностранной организации по доходам от источников в РФ действуют следующие правила.

В силу норм ст. 7 НК РФ при налогообложении доходов иностранных организаций следует руководствоваться (в случае наличия) положениями международных договоров РФ, касающихся налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 12 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Корея об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 19.11.1992 (далее — Конвенция) Российской Федерации предоставлено первоочередное право налогообложения доходов корейской компании от авторских прав и лицензий, но, если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 5 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.

В соответствии с п. 3 ст. 12 «Доходы от авторских прав и лицензий» Конвенции термин «доходы от авторских прав и лицензий» означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения и видеокассеты, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования, или за информацию относительно промышленного коммерческого или научного опыта.

Учитывая, что программы для ЭВМ являются объектом авторских прав и охраняются как литературные произведения, доходы корейской компании, полученные от предоставления российской организации права использования программных средств и баз данных, следует рассматривать как доходы от авторских прав и лицензий, которые подлежат налогообложению на территории Российской Федерации по ставке в размере 5 процентов согласно п. 2 ст. 12 Конвенции.

При применении положений Конвенции необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ. Данная точка зрения изложена Минфином РФ в письме от 26 ноября 2009 г. N 03-08-05.

Российская организация с целью реализации покупателю приобрело программное обеспечение (ПО), не включенное в реестр российских программ, у иностранного контрагента (Нидерланды, Австрия). Лицензию на программное обеспечение российская организация получила по электронной почте, а покупатель организации самостоятельно скачал ПО с сайта производителя с помощью сети Интернет.

Является ли российская организация налоговым агентом по НДС при перечислении денежных средств за ПО иностранному контрагенту, который не является налоговым резидентом РФ? Необходимо ли в актах и договорах на передачу ПО покупателю указывать стоимость с учетом НДС 20%?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С 01.01.2021 освобождение от НДС при реализации ПО, не включенного в специальный Реестр, или прав на него не применяется. То есть независимо от вида договора, на основании которого российская организация приобретает права на ПО у иностранного правообладателя либо реализует далее права на территории РФ, такая операция подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

Российская организация в рассматриваемой ситуации не признается налоговым агентом по НДС. Однако мы не можем утверждать, что налоговые органы буду иметь аналогичную позицию.

Учитывая неопределенность ситуации, а также тот факт, что дальнейший порядок исчисления и уплаты НДС зависит от квалификации услуги, российской организации следует обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы.

Обоснование вывода:

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над соответствующими нормами НК РФ.

Между РФ и Нидерландами действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.) (далее - Соглашение), между Правительством Австрийской Республики - Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 13 апреля 2000 г. (далее - Конвенция).

Ни Соглашение, ни Конвенция не регламентируют порядок взимания косвенных налогов. Поэтому для определения налоговых последствий по НДС для российской организации в данном случае следует руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения НДС применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". По разъяснениям Минфина России, эта льгота применяется и к операциям, осуществляемым на основании сублицензионных договоров (письма Минфина России от 30.12.2020 N 03-07-14/115984, от 23.05.2019 N 03-07-14/37324, от 28.02.2019 N 03-07-08/13229).

Реестр создан в соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ведется на сайте https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.

Таким образом, с 01.01.2021 реализация на территории России программного обеспечения, не включенного в Реестр, или передача прав на использование такого ПО облагается в общем порядке по ставке 20% (смотрите письма Минфина России от 09.09.2020 N 03-07-14/79116, от 01.09.2020 N 03-07-08/76516, от 20.01.2021 N 03-07-08/2643, от 20.01.2021 N 03-07-08/2642). Поэтому в актах и договорах на передачу программного обеспечения российскому покупателю следует указывать стоимость с учетом НДС 20%.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Налогоплательщиками НДС признаются в том числе иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в ст. 148 НК РФ.

Так, согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя (заказчика), в частности, при:

- передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
- оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
- оказании услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

В частности, к электронным услугам согласно абзацу 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

На наш взгляд, применяемый в анализируемой ситуации способ предоставления прав на программы для ЭВМ является одним из способов оказания услуг через информационно-телекоммуникационные сети.

Так, в письме Минфина России от 26.03.2019 N 03-07-08/20234 дан ответ на следующий вопрос налогоплательщика: Относится ли к электронным услугам, предусмотренным ст. 174.2 НК РФ, предоставление права использования программ для ЭВМ, которые однократно загружаются конечным пользователем с официального интернет-сайта правообладателя программ для ЭВМ и в последующем воспроизводятся исключительно на компьютере конечного пользователя без необходимости задействовать сеть Интернет? Финансовое ведомство сообщило, что на основании абзаца 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ к таким услугам (то есть услугам в электронной форме) относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: НДС при оказании услуг иностранной компанией (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.).

Отметим также, что Минфин России не дает однозначного ответа на вопрос, является перечень электронных услуг закрытым или открытым (письмо Минфина России от 23.10.2019 N 03-07-08/81540). Но вот перечень услуг, которые не относятся к услугам, оказываемым в электронной форме для целей применения п. 1 ст. 174.2 НК РФ, является открытым, поэтому переквалификация не исключена.

Вместе с тем акцентируем внимание, что выраженная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая неопределенность в определении, во избежание рисков полагаем возможным обратиться с вопросом о правомерности признания таких услуг электронными в Министерство цифрового развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации"), а также в Минфин России или налоговый орган за персональным письменным ответом на основании подп. 2 п. 1 ст. 21, пп. 1 и 2 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (обратиться в налоговый орган за разъяснениями можно на сайте: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/). Но есть, конечно, вероятность получения формального ответа (письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-07-08/78526).

Дальнейший порядок уплаты НДС напрямую зависит от того, относятся ли данные услуги к услугам в электронной форме.

Так, если допустить, что в отношении рассматриваемых услуг, оказываемых иностранной компанией, применяется ст. 174.2 НК РФ, то тогда в силу п. 3 ст. 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, по общему правилу самостоятельно производят исчисление и уплату НДС. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

С 01.01.2019 иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, самостоятельно производят исчисление и уплату НДС, если такая обязанность не возложена ст. 174.2 НК РФ на налогового агента (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Налоговыми агентами в таких случаях признаются: иностранные организации-посредники, указанные в п. 3 ст. 174.2 НК РФ, а также российские посредники, указанные в п. 10 ст. 174.2 НК РФ (организации, ИП или обособленные подразделения иностранных организаций на территории РФ, реализующие такие услуги на основании посреднических договоров с иностранной организацией).

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранная организация - посредник, признаваемая налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Оказывая услуги в электронной форме, иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в российский бюджет (смотрите письма Минфина России от 19.11.2020 N 03-07-08/100885, от 16.09.2020 N 03-07-08/81371, от 13.07.2020 N 03-07-14/60592, п. 3 письма ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ и п. 3 письма ФНС России от 17.12.2020 N СД-17-3/321@, постановление Девятого ААС от 03.11.2020 N 09АП-54649/20).

При этом российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции, в том числе в связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе и не собирается исполнять обязанность по уплате НДС в РФ (смотрите также письма Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 24.10.2018 N 03-07-08/76139).

Таким образом, российская организация, приобретающая услуги в электронной форме, не признается налоговым агентом: не удерживает и не уплачивает НДС за нерезидента вне зависимости от применяемого режима налогообложения и наличия или отсутствия факта постановки на учет иностранной организации (и/или иностранной организации - посредника) в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (пп. 1-2 и 5 ст. 161 и ст. 174.2 НК РФ). Об отсутствии такой обязанности неоднократно давались официальные разъяснения (смотрите, например, письма Минфина России от 01.04.2019 N 03-07-08/23446, от 07.12.2018 N 03-07-08/88888, от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@, от 29.05.2019 N СД-4-3/10374@). Пункт 9 ст. 174.2 НК РФ, ранее предусматривавший такую обязанность, утратил силу с 2019 года.

В случае, если иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация (письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письмо ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@). Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет привлечение к ответственности, установленной ст. 116, 119, 122 НК РФ. Также налоговый орган получит основания для взыскания с иностранной организации причитающихся к уплате сумм НДС (недоимки) и пени (ст. 46, 47, 75 НК РФ).

В связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе, российская организация не сможет применить вычет НДС как покупатель, ведь в этом случае не будут выполняться требования п. 2.1 ст. 171 НК РФ.

Поскольку российская организация - покупатель не признается налоговым агентом по НДС (п. 1 ст. 24, ст. 161, 174.2 НК РФ), формально у нее отсутствуют и основания для вычета НДС, добровольно перечисленного в бюджетную систему РФ; такой возможности нормы ст. 171 НК РФ, равно как и иные нормы главы 21 НК РФ, не предусматривают. В письме Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139 также разъяснялось, что в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.

Вместе с тем в письме ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ представлена следующая позиция: в случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по НДС, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)) (смотрите также письмо Минфина России от 23.05.2019 N 03-07-08/37326).

Налоговое ведомство фактически разрешило покупателям услуг в электронной форме самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет за иностранные организации, а также принимать уплаченную сумму НДС к вычету. Конкретный механизм реализации такой возможности при этом не раскрыт. С учетом контекста приведенного письма представляется, что в таком случае покупатели могут действовать по стандартной схеме выполнения функций налогового агента на основании пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ и применения налогового вычета, предусмотренного п. 3 ст. 171 НК РФ.

Следует учитывать, что при принятии решения о руководстве предложенным ФНС России порядком покупатели принимают на себя определенные риски, обусловленные реализацией не предусмотренного законом механизма, в частности, связанные с применением налогового вычета (Вопрос: Возможно ли заказчику принять к вычету НДС, перечисленный в бюджет за иностранную организацию - продавца услуг в электронной форме? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)). Например, в письме Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744 на вопрос налогоплательщика о применении разъяснений из письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ сообщено, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрено.

По вопросу указания налоговой ставки НДС рекомендуем ознакомиться с материалом: Вопрос: Какую ставку НДС указывать в акте иностранного поставщика электронных услуг, если цена договора указана без НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование;

- Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;

- Вопрос: Организация (российское ООО) планирует покупать лицензии на право использования программного обеспечения (далее - ПО) у иностранной организации (страна инкорпорации - Австрия) и перепродавать их российским клиентам на основании агентского договора. Коды доступа на ПО получаются дистанционно, авторизация происходит дистанционно. Само ПО ввозится на территорию РФ в оборудовании (уже в нем инсталлировано).

Предоставление программного обеспечения российским клиентам будет осуществляться в рамках сублицензионного договора. Каковы риски по НДС и налогу на прибыль (удержание из источника в РФ) в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

- Вопрос: Порядок применения подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ с 01.01.2021 организацией, реализующей российским покупателям программное обеспечение (на основании сублицензионного договора), права на которое принадлежит иностранной компании (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);

- Вопрос: Налогообложение НДС и налогом на прибыль операции по приобретению у иностранной компании (резидент США) лицензии на программный продукт сроком на один год, предоставляемой посредством сети Интернет (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);

- Вопрос: Уплата НДС в качестве налогового агента российской организацией на УСН в случае приобретения неисключительных прав на иностранное программное обеспечение и дальнейшей реализации этих прав в дальнее зарубежье с 2021 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Требуется консультация по ситуации на 2019 год с продажей программного обеспечения итальянского разработчика. Мы более 10 лет работаем с итальянской софтверной компанией, которая разрабатывает и продает программное обеспечение для управления работой ЧПУ оборудования.

Для итальянских партнеров мы являемся официальным эксклюзивным агентом на территории России и Казахстана. Осуществляем продажи, обновления и сервисную поддержку ПО. До сих пор мы пользовались услугами компании посредника для осуществления продаж в России. Мы использовали три типа договоров:

  1. На поставку ПО
  2. На предоставление права пользования ПО
  3. На модификацию ПО

Клиент по договору оплачивает ПО. По приходу денег на счет, мы запрашиваем у итальянских партнеров код активации для активации лицензионного USB-ключа с индивидуальным серийным номером. По номеру этого ключа клиент заполняет форму регистрации и получает код регистрации продукта. При этом итальянская компания заносит данные из формы регистрации в свою базу данных.

Действительно ли с 2019 года ситуация изменилась, и компания посредник больше не может работать по продаже программного обеспечения?

  1. Что за новые правила по продаже лицензионного ПО с 2019? Как я понимаю в последнее время ведутся активные проверки предприятий на предмет наличия лицензионного ПО.
  2. Что является основанием для проверки какого-либо ПО на наличие лицензии на предприятиях? Вопрос к происхождению ПО может возникнуть на любую программу установленную на компьютере или только в соответствии со списком, инициализированным правообладателями или их представителями?
  3. Какие документы пользователь должен предоставить в надзорные службы для подтверждения легальности ПО? Достаточно ли письмо на фирменном бланке правообладателя, подтверждающее, что ПО с лицензионным USB-ключом номер 23007 зарегистрировано на компанию ООО «Наша компания»? Или нужен обязательно договор купли-продажи ПО и документы подтверждающие, что компания продавец авторизирована для продажи ПО данного разработчика? Ведь ПО могли и предоставить по какой-то рекламной акции.
  4. Может ли любая компания ООО «Наша компания» заключить прямой контракт с правообладателем на поставку ПО? Насколько я знаю, в таком случае нужно обратится в банк с данным контрактом и банк на основании этого контракта переведет со счета клиента конвертированную сумму в Евро на счет поставщика. По завершению сделки европейская компания передает клиенту INVOICE как отчетный документ.
  5. Если ли сложности у бухгалтерии провести данный INVOICE по налоговым службам?
  6. Если заключать прямой контракт с европейским разработчиком, как это правильно оформить? Как поставку ПО или предоставление права пользования ПО?
  7. Если встанет вопрос об учреждении компании для официальной продажи ПО итальянской софтверной компании лучше делать ИП или ООО? Какие плюсы и минусы?

Изменения законодательства связанного с продажей программного обеспечения

За последние несколько лет никаких новых правил, связанных с продажей ПО, не возникло. Вместе с тем, в законодательстве появились некоторые изменения, касающиеся борьбы с пиратством (возможность блокировки сайтов и т.п.).

Также не произошло никаких изменений и в деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).

Никаких изменений не произошло в уголовном законодательстве, ни в части применения норм материального права, ни в части ужесточения наказания за использование нелицензионного ПО.

Основания для проверки предприятий на предмет наличия нелицензионного ПО

  • жалоба правообладателя, или иного уполномоченного лица (наиболее распространенные случаи);
  • выявление информации о незаконном использовании ПО (в т.ч., поступившей от третьих лиц, конкурентов);
  • указание на необходимость провести проверку в отдельном секторе (от Прокуратуры, поручение Президента РФ и т.п.);
  • проведение плановых проверок.

Вопрос к происхождению ПО может возникнуть абсолютно на любую программу (и не только программу, но и любой результат интеллектуальной деятельности), установленную на материальном носителе (ПК, ноутбук, планшет, телефон и т.п.) проверяемого.

Вместе с тем, если проверка проводится по жалобе, то, как правило, проверяющие ограничиваются только проверкой достоверности фактов, изложенных в жалобе (хотя вправе выйти и за пределы проверки информации, изложенной в жалобе). В связи с этим, чаще всего, если жалоба поступает от представителей Microsoft, то проверяется только ПО, правообладателем которого является Microsoft.

Документы подтверждающие правомерность использования программного обеспечения

Законодательство не устанавливает конкретного перечня документов, которым подтверждается правомерность использования ПО. Однако можно определить некоторые общие критерии подтверждения правомерности использования.

Во-первых, право на использование ПО Вами или конечным пользователем должно подтверждаться каким-то договором с разработчиком или правообладателем. В качестве такого договора выступает лицензионный договор, дающий право на использование ПО.

Важно понимать, что условия и форма такого договора могут быть абсолютно разными. Например, это может быть оферта (публичный договор), размещенная в сети Интернет на бесплатное использование ПО (свободная лицензия, например, в Linux). Или же это может быть договор с «живыми» печатями и подписями, которым удостоверяется право на использование ПО.

В зависимости от схемы распространения ПО, установленной разработчиком, права на ПО могут дополнительно подтверждаться специальным ключом (usb, цифровой ключ и т.п.), но только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено разработчиком. Иными словами, сама по себе обязанность о необходимости иметь цифровой ключ возникает тогда, когда разработчик в целях защиты ПО установил такой порядок подтверждения законности использования ПО.

Например, множество мелких программ распространяются без каких-либо специальных ключей или дополнительных средств защиты, поэтому ничего кроме договора в таких случаях быть и не может.

Кроме того, разработчик может установить необходимость подтверждать законность использования ПО путем онлайн- регистрации или путем наклеивания специального кода на устройство, использующее лицензионное ПО.

Можно выделить несколько средств подтверждения законности использования ПО:

  • Наличие лицензионного договора с разработчиком или с правообладателем (если лицензию предоставил правообладатель, то желательно получить от него какое-то официальное письмо, в котором бы разработчик подтверждал, что данный правообладатель является официальным дистрибьютором ПО) – обязательно.
  • Наличие ключа (usb, цифрового, электронного и т.п.), онлайн-регистрации, наклеек – в случаях, если установлено правообладателем (может определяться в договоре, в т.ч. в приложениях к этому договору, которые также могут быть размещены в сети Интернет в качестве правил)
  • Наличие компакт-дисков, коробочных версий ПО – в случаях, если установлено в договоре с правообладателем.

Соответственно, перечень подтверждающих документов и средств определяется исходя из конкретной ситуации. В любом случае у пользователя должны быть: лицензионный договор, акты о передаче ПО (если передается по актам), доказательства оплаты за ПО (чеки, платежные поручения и т.п.).

Если договор на использование ПО является публичным и размещен в сети Интернет, то его нужно распечатать (а еще лучше сохранить скриншоты) и предоставлять в качестве доказательства законности использования ПО наряду с другими доказательствами. При проверках контролирующих органов иностранные документы желательно сопровождать переводом на русский язык.

Контракт с правообладателем ПО

Любая компания может заключить прямой контракт с правообладателем на распространение ПО на определенной территории. В случае, если сторонами контракта являются иностранные организации, то расчеты должны осуществляться через специальный валютный счет, для чего банку предоставляется экземпляр такого контракта.

Раньше на крупные контракты оформлялся паспорт сделки. Сейчас Вместо оформления паспорта сделки необходимо поставить на учет в банке импортный контракт, если сумма обязательств по нему эквивалентна 3 млн руб. и более.

Эти особенности связаны не с использованием ПО, а с тем, что контракт относится к внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Точно такие же особенности предусмотрены и для других поставок (например, щебня или оборудования), если они заключаются с участием иностранных организаций.

Инвойс на оплату ПО

Инвойс можно сравнить со счетом на оплату, однако роль инвойса сводится не только к информированию о платежных реквизитах, но и к возникновению обязанности покупателя оплатить инвойс как только он получен. Каких-либо сложностей в оплате инвойс у бухгалтерии быть не должно, поскольку такой документ распространен в международной практике ВЭД и, учитывая, его сходность со счетом на оплату, не предполагает ничего иного кроме того, как совершить оплату.

Оформление контракта

Важно понимать, что законодательство не содержит такого термина как «продажа ПО» или «поставка ПО». Если быть точным, то продавать можно права на использование ПО, либо экземпляры ПО.

Закон выделяет три возможных формы предоставления прав на ПО:

  1. Отчуждение (продажа) прав на ПО (экземпляры ПО);
  2. Отчуждение (продажа) прав на экземпляры ПО;
  3. Передача прав на ПО.

В первом случае продажа влечет для правообладателя (разработчика) утрату прав на использование ПО, в третьем случае правообладатель не утрачивает права на ПО. Как правило, передача прав на ПО осуществляется на основании неисключительного лицензионного договора. «Неисключительность» предполагает, что правообладатель может заключать точно такие же договоры и с другими дистрибьюторами.

Таким образом, чтобы стать официальным дистрибьютором (распространителем) ПО европейского разработчика необходимо заключить с ним лицензионный договор на распространение ПО.

Что выбрать для торговли програмным обеспечением: ИП или ООО?

Это очень непростой вопрос, поскольку зависит от множества различных факторов. Если давать оценку применительно к специфике деятельности, то разницы нет никакой. Если же исходить из других факторов, то все сугубо индивидуально и нужно учитывать следующее.

Гражданский кодекс РФ устанавливает достаточно большой выбор субъектов предпринимательской деятельности. Полагаю, необходимо оставить свой выбор на одном из двух – индивидуальный предприниматель, либо общество с ограниченной ответственностью. Что касается выбора между ИП и ООО, то здесь необходимо понимать основные различия между ними.

Плюсы ООО

  • Самым большим плюсом ООО является – отсутствие правовых последствий в результате банкротства. Если по каким-то причинам финансовое положение ООО не позволит рассчитаться с долгами, то учредители никакой ответственности нести не будут. Исключение составляют случаи, когда такое банкротство было намеренным.
  • Ко второму плюсу можно отнести статус, которым обладает ООО. Многие считают, что ООО – это солидная компания, которая может дать определенные гарантии. Группа лиц, придерживающихся данного мнения, скептически относится к ИП.
  • К третьему плюсу можно отнести возможность осуществления совместной предпринимательской деятельности при создании ООО – т.е. несколько лиц могут объединить свои вклады.
  • К четвертому плюсу можно отнести возможность продажи ООО как цельного «бизнеса». В случае с ИП не удастся передать доступ на многие личные кабинеты в сервисах (они зарегистрированы на конкретное имя), а продажа «бизнеса» будет осуществлять по частям (отдельно будет заключаться договор на уступку арендных прав, отдельно на оборудование, отдельно на перевод долга). При этом контрагенты могут и не согласиться на уступку прав от ИП к другому лицу.

Минусы ООО

  • сложность ведения бухгалтерского учета;
  • повышенные штрафы от государственных органов (как правило, в 4-10 раз выше, чем для ИП);
  • сложная структура корпоративного управления (в сравнении с ИП).

Плюсы ИП

  • простота регистрации;
  • простота налогового учета;
  • меньшие штрафы гос. органов;
  • легкость ликвидации.

Минусы ИП

Самым большим минусом является то обстоятельство, что ИП несут ответственность всем своим имуществом. В данном случае не имеет никакого значения утрата статуса ИП – долги так и остаются. Поэтому если по какой-то причине возникнет большой долг, то его придется погасить полностью.

Кроме того, деятельность ИП нельзя продать целиком, ООО можно продать (полностью или в части). ИП может продать лишь отдельные элементы своего бизнеса (сайт, какую-то информацию и т.п.), но покупателем будет уже новое лицо. Когда продается ООО, то контрагенты не видят каких-либо изменений (ООО как было, так и осталось, поменялся лишь состав его участников).

Это может играть ключевую роль для интернет-магазинов. Например, многие сервисы гугл и яндекс не могут переоформить аккаунт с одного физ. лица (ИП) на другое физ. лицо или ООО (у них отсутствует такая техническая возможность). Если же меняется ООО, то никаких изменений в сервисы не вносится. Соответственно, при продаже интернет-магазина, зарегистрированного на ИП, могут возникнуть трудности, связанные с переоформлением аккаунтов, сохранением базы рассылок, контактов и т.п.

Также следует отдельно остановиться на налоговых различиях между ООО и ИП. Предположим, что ООО и ИП применяют упрощенную систему налогообложения (6% от дохода). В этом случае необходимо уплачивать 6% от прибыли, поступившей на расчетный счет. Однако в случае с ООО, чтобы участник ООО смог получить дивиденды (прибыль), ее нужно дополнительно распределять. При этом каждый участник-физическое лицо, которому распределяются дивиденды, уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Размер налога составляет 13 или 30% в зависимости от того, является ли участник резидентом.

ИП, получивший прибыль, уплачивает налог 6% и больше ничего (НДФЛ платить не нужно). Иными словами, в ООО придется платить на 13 (возможно, даже и на 30) % больше, чем в ИП.

На наш взгляд, для указанной деятельности Вам в большей степени подойдет ООО, поскольку, во-первых, это снижает риски, во-вторых, позволит со временем при необходимости без труда продать «бизнес» или другим лицам позволить войти в его состав.

Читайте также: