Осно ва ы жен 1 опорная часть предмета остов железобетонная о конструкции 2 источник

Опубликовано: 21.09.2024

Железобетонные опоры для линий электропередач появились с тех пор, как было изобретено электричество. Поначалу такие столбы выполнялись из древесины, но сегодня для них используют более технологичные материалы. Этот факт нельзя назвать удивительным, ведь железобетонные конструкции при сравнении с деревянными являются более прочными, способными претерпевать высокие нагрузки, а также обладающими устойчивостью и надежностью.

Конструктивные особенности

железобетонная опора

Линии электропередач могут быть воздушными или кабельными, последние заглубляются в почву. Что касается первых, то для их проведения используются железобетонные опоры. Их установка ведется в тех регионах, где температура воздуха не опускается ниже -55 °C. Это ограничение объясняется особенностями материала. По той причине, что бетон имеет микропоры, он обладает склонностью к разрушению при температурных колебаниях.

В качестве основы таких сооружений выступает вибрированная или центрифугированная стойка, которая выполняется с использованием плотных цементных растворов, армирующихся металлическими конструкциями. Железобетонная опора будет иметь особую долговечность и прочность, если изготовить ее с использованием центрифугированной стойки. Такие конструкции подходят для устройства линий электропередач от 35 до 110 кВ.

Дополнительные сведения о конструкции

опоры железобетонные

Опоры могут состоять из следующих элементов:

  • приставок;
  • подкосов;
  • ригелей;
  • опорно-анкерных плит;
  • нижней бетонной крышки;
  • анкеров для крепления оттяжек;
  • широкого спектра металлоконструкций.

Среди последних можно выделить траверсы, тросостойки, оголовники, надставки, оттяжки, хомуты, узлы крепления и внутренние связи.

Преимущества опор из бетона

железобетонные опоры вл

Железобетонные опоры изготавливаются с использованием высокомарочного бетона. Его укрепляют арматурными прутьями или армированной проволокой. Среди главных преимуществ этих сооружений следует выделить:

  • доступную стоимость;
  • устойчивость к коррозии;
  • устойчивость к воздействию влажности;
  • устойчивость к химическим реагентам;
  • способность претерпевать температурные колебания в разумных пределах.

Если проводить сравнение стоимости с ценой на цельнометаллические аналоги, то железобетонные опоры выигрывают. Они более долговечны и устойчивы к избыточной влажности.

Подготовка к установке: технология изготовления

опоры лэп железобетонные

Железобетонные опоры ЛЭП армируются металлом для обеспечения более высокой прочности. На первом этапе подготавливается портландцемент. Его соединяют с химическими добавками и водой в соответствующих пропорциях. Перемешивание осуществляется в бетоносмесителе. Состав доводится до однородной консистенции и погружается в бетоноукладчик. Далее приступают к приготовлению металлической конструкции, которая будет служить арматурным каркасом.

Прутья обрезаются на отдельные заготовки нужного размера, затем подготавливаются анкерные оголовки. Следующим шагом станет крепление контурных спиралей и формирование петель. Алгоритм проведения работ предусматривает подготовку стержня контура заземления. Железобетонные опоры заливаются в форму, внутренняя поверхность которой очищается и смазывается средствами, исключающими налипание бетона.

Спирали распределяются, стержни нагреваются. В нагретом виде их распределяют на выложенные упоры. Спираль следует провести между стержнями и укрепить в трёх точках. По торцам формы вкладыши распределяются максимально равномерно, после устанавливаются трубки и петли с фиксацией к внутренним поверхностям опалубки. На следующем этапе выполняется заливка смеси и формирование изделия.

Общие сведения об установке

железобетонные опоры 10 кв

Заглубление опор в почву проводится методом установки конструкции в пробуренный котлован. Он должен иметь окружность в сечении. После установки полость засыпается песчано-гравийной смесью. Для того чтобы обеспечить прочность монтажа на слабых грунтах, подземная часть укрепляется ригелем, который схвачен полухомутами. Для установки навесных металлоконструкций используются сквозные болты или хомуты.

Особенности монтажа

опора железобетонная 110

Для сооружения ВЛ, напряжение которых не превышает 750 кВ, используются железобетонные опоры. ВЛ в этом списке составляет примерно 80% от всей протяженности строящихся линий. Опоры имеют долговечность и высокую механическую прочность, при эксплуатации они не требуют больших расходов. На их сборку уходит меньше усилий, чем при установке металлических или деревянных аналогов.

Однако железобетонные опоры имеют и некоторые недостатки, которые выражены во внушительной массе и повышении транспортных расходов. Кроме того, при монтаже и сборке возникает необходимость использования техники большой грузоподъемности. Сборка опор осуществляется на ровной площадке, которая предварительно очищается от посторонних предметов и мусора. Стойки опор выкладываются на деревянные прокладки, этим занимается бригада такелажников. В данном случае речь идет об опорах ВЛ 35 кВ и выше. Что касается железобетонных опор 10 кВ, то ими занимается бригада по сборке.

При укладке стоек важно убедиться в том, что они не мешают подъемному крану и землеройной машине. В процессе сборки одностоечных конструкций на стойке фиксируются траверсы, ригели и тросостойки, при этом прокладывается заземляющий спуск, если он предусмотрен проектом.

Методика проведения работ

Одностоечная железобетонная опора собирается по определённому алгоритму. На первом этапе он предусматривает подъём приспособлений для стоек. Верхушка опоры поднимается грузоподъемным механизмом, опора опускается на землю. Если речь идет о центрифугированных стойках, то их верхушка поднимается приспособлением или вращается вокруг продольной оси.

Второй способ предполагает разворачивание стойки на подкладках, чтобы сквозные отверстия оказались горизонтальными. В них вставляются болты для фиксации верхушечных штырей, раскосов и траверс. Затем стойка поворачивается так, чтобы головки болтов оказались снизу. На них надеваются траверсы, а после затягиваются гайки. На штыри набиваются полиэтиленовые колпачки, на них навинчиваются изоляторы. Гайки болтов необходимо накернить и нанести на стойку порядковый номер опоры.

Дополнительные рекомендации по монтажу

Когда сборка опор осуществляется в населенной местности, то для двойного крепления проводов взамен верхушечного штыря используется двухштырный оголовник. Тогда как четырехштырный траверс заменит двухштырный. Дополнительно при необходимости устанавливаются ригели и опорные плиты.

Одностоечная железобетонная опора 110 кВ собирается начиная с выкладки деталей. С помощью крана к стойке фиксируют нижнюю, среднюю и верхнюю траверсы. Затем приступают к установке тросостойки. После того как опора будет собрана, ее подталкивают к котловану, используя для этого кран или деревянные катки.

Заключение

Железобетонные опоры имеют множество преимуществ, но у них есть один важный недостаток, который выражен в невысокой прочности. Помимо прочего, габариты и внушительный вес таких изделий оборачиваются тратами при проведении транспортировки и монтажа. Однако такие конструкции представлены в широком ассортименте. Они могут быть промежуточными и используются для прямых участков трассы. Среди прочих следует выделить ещё и опоры анкерного типа, а также концевые и угловые опоры.

Конструкция остовов. На остове крепят главные и добавочные полюса, подшипниковые щиты, моторно-осевые подшипники (при опорно-осевом подвешивании двигателя). Остов является и магнито-проводом машины. У современных двигателей постоянного тока остовы отливают неразъемными из специальной стали, например остовы отечественных двигателей из стали марки 25Л-П. На двигателях НБ-507 (электровоз ВЛ84) применены сварные остовы. Материал остова должен обладать высокими магнитными свойствами, зависящими от качества стали и отжига, иметь хорошую внутреннюю структуру после литья: без раковин, трещин, окалины и других дефектов. Предъявляют также высокие требования к качеству формовки при отливке остова. Форма сечения остова во многом зависит от числа полюсов. В двигателе постоянного и пульсирующего тока при индивидуальном приводе число главных полюсов равно четырем или шести, а при трупповом - восьми и более. Для четырехпо-люсиых машин сечение остова имеет обычно восьмигранную, близкую к квадрату форму (рис. 78, а), или цилиндрическую, а для шестиполюсных и более - цилиндрическую (рис 78, б).

В машинах с числом пар полюсов р = 3 полюсное деление т и магнитный поток полюса в 1,5 раза меньше, чем в четырехполюсных двигателях, благодаря чему во столько же раз уменьшаются толщина остова, а следовательно, и его масса. С уменьшением полюсного деления т уменьшаются ширина шины обмотки якоря, вылеты проводников и ток, приходящийся на щеткодержатель. Это позволяет иметь меньшую рабочую длину коллектора, в результате чего удается увеличить длину сердечника якоря на 10-20 мм и выполнить при данных габаритных размерах двигатель большей мощности. При уменьшении в 1,5 раза полюсного деления во столько же раз уменьшается магнитодвижущая сила (м.д.с.) якоря по поперечной оси, а следовательно, и воздушный зазор под главными и добавочными полюсами. Это приводит к снижению массы катушек приблизительно на 10 %. При 2р = 6 толщина корпусной изоляции меньше, чем при 2р = 4, отводится теплота лучше, а значит, можно допустить больший ток и увеличить мощность тягового двигателя.

Различают четырехполюсные двигатели с вертикально-горизонтальным и диагональным расположением главных полюсов. В первом случае обеспечивается наиболее полное использование пространства (до 91-94%), но масса остова больше, во втором это пространство используется несколько хуже (до 83- 87 %), но заметно меньше масса. Остовы цилиндрической формы при низком использовании габаритного пространства (до 79%), но при равных условиях имеют минимальную массу. Цилиндрическая форма остова и диагональное расположение полюсов обеспечивают почти одинаковую высоту главных и добавочных полюсов. При остове восьмигранной формы и горизонтально-вертикальном расположении главных полюсов увеличивается высота добавочных полюсов и снижается высота главных. Для двигателей, у которых 2р = 6 и более, остов многогранной формы уже не обеспечивает практически выигрыша в пространстве, поэтому такие машины строят с остовами цилиндрической формы как более технологичные по сравнению с многогранными. Для двигателей большой мощности все чаще принимают остовы цилиндрической формы.

Остовы тяговых двигателей НБ-406А (а) и НБ-412К (б) с опорно-осевым подвешиванием

Рис 78 Остовы тяговых двигателей НБ-406А (а) и НБ-412К (б) с опорно-осевым подвешиванием

I - остов, 2- главный полюс, 3 - добавочный полюс, 4 и 7- приливы опорно-осевого подшипника, Внутренний диаметр О 5 остова зависит от диаметра якоря ?)„, класса изоляции, числа полюсов. Обычно у четырехполюс-иых двигателей с опорно-осевым подвешиванием, изоляцией катушек полюсов классов В и Н, изоляцией якоря класса В отношение ?)„/?) с принимают равным 0,65-0,75, а у шестиполюсных - 0,7- 0,8. По отношению Ояс определяют и минимальное межцентровое расстояние Ц.

Длина двигателя /. яя по наружным поверхностям подшипниковых щитов при ширине колеи 1520 мм равна 1020-1085 мм в случае двусторонней передачи и 1135- 1185 мм в случае односторонней.

Определяя размеры Ьнутренней полости остова, находят прежде всего сечение ярма из условия магнитного насыщения:

где а - коэффициент магнитного рассеяния, равный 1,1 -1,2; Фч - расчетный магнитный поток двигателя при часовом режиме; Вь - индукция в воздушном зазоре.

Толщину остова под главным Агп и добавочным А дп полюсами определяют как

Здесь I о - ширина ярма в осевом направлении:

Электровозы и электропоезда

  • От автора
  • Введение
  • Классификация электровозов и электропоездов
  • Основные узлы и аппараты электровозов и электропоездов
  • Назначение и классификация рам; усилия, действующие на них
  • Конструкция рам тележек
  • Колесные пары
  • Буксовые узлы
  • Общие сведения о рессорном подвешивании и его влиянии на снижение сил взаимодействия колеса и рельса
  • Схемы и элементы рессорного подвешивания
  • Конструкция рессорного подвешивания и упругие опоры кузовов
  • Гидравлические гасители колебаний
  • Передача вращающего момента и классификация тяговых передач
  • Конструкция опорно-осевого подвешивания и зубчатой передачи
  • Конструкция рамного подвешивания и передача вращающего момента
  • Автосцепные устройства
  • Назначение и классификация кузовов электровозов и электропоездов
  • Конструкция кузовов электровозов
  • Конструкция кузовов электропоездов
  • Планировка вагонов электропоездов
  • Жесткие опоры и шкворневые узлы кузовов
  • Системы вентиляции на электровозах
  • Системы вентиляции и отопления на электропоездах
  • Расположение электрического оборудования на электровозах
  • Расположение электрического оборудования на электропоездах
  • Использование сцепного веса электровоза
  • Движение электровоза на прямых и кривых участках пути
  • Пневматические цепи
  • Пневматические устройства и аппараты
  • Условия и номинальные режимы работы тяговых двигателей
  • Общие сведения об устройстве тяговых двигателей постоянного и пульсирующего тока
  • Остовы
  • Главные полюса
  • Добавочные полюса
  • Якоря тяговых двигателей
  • Подшипниковые узлы и моторно-осевые подшипники тяговых двигателей
  • Щетки, щеткодержатели, кронштейны и траверсы тяговых двигателей
  • Улучшение коммутации тяговых двигателей
  • Вентиляция тяговых двигателей
  • Основные технические данные и примеры конструктивного выполнения тяговых двигателей
  • Особенности конструкции бесколлекторных тяговых двигателей переменного тока
  • Основные параметры и узлы тяговых трансформаторов
  • Конструкция основных узлов тяговых трансформаторов
  • Основные технические данные и примеры конструктивного выполнения тяговых трансформаторов
  • Реакторы
  • Индуктивные делители и индуктивные шунты
  • Реакторы помехоподавления, цепей защиты и собственных нужд, фильтры, конденсаторы
  • Магнитные усилители, датчики тока, измерительные и импульсные трансформаторы
  • Назначение и структурные схемы преобразователей
  • Схемы преобразователей
  • Диодные и диодно-тиристорные выпрямители в силовых цепях
  • Тиристорные и диодно-тиристорные выпрямители, используемые в цепях вспомогательных машин, упрввпения и освещения
  • Тиристорные и диодно-тиристорные выпрямительно-инверторные преобразователи цепей тяговых двигателей пульсирующего тока
  • Схемы преобразователей частоты и числа фаз
  • Схемы преобразователей с импульсным управлением тяговыми двигателями э.п.с. постоянного тока
  • Конструкция преобразователей
  • Системы вспомогательных машин
  • Мотор-компрессоры, мотор-вентиляторы и мотор-насосы
  • Делители напряжения и расщепители фаз
  • Мотор-генераторы и двухмашинные агрегаты
  • Генераторы управления
  • Аккумуляторные батареи
  • Аппараты напряжением выше 1000 В и требования, предъявляемые к ним
  • Токоприемники
  • Разъединители и отключатели
  • Индивидуальные контакторы
  • Групповые контакторы
  • Реверсоры, тормозные переключатели, переключатели напряжения и мотор-вентиляторов
  • Резисторы
  • Электрические печи, калориферы, нагреватели
  • Автоматические выключатели
  • Быстродействующие контакторы
  • Реле, бесконтактные датчики, регуляторы напряжения и блоки защиты
  • Плавкие предохранители
  • Разрядники и ограничители напряжений
  • Контроллеры машиниста
  • Выключатели управления, разъединители, кнопочные выключатели и посты, распределительные щиты и панели аппаратов
  • Заземляющие штанги, сельсины, сигнализаторы, устройства контроля рода тока и переключения воздуха
  • Амперметры, вольтметры, счетчики электрической энергии, тахогенераторы и частотомеры
  • Арматура различных соединений, осветительная. Шины, кабели, провода, изоляторы
  • Контактные системы управления
  • Бесконтактные системы управления
  • Классификация цепей и требования, предъявляемые к электрическим схемам
  • Способы регулирования частоты вращения якорей тяговых двигателей постоянного тока и реостатный пуск
  • Регулирование частоты вращения якорей тяговых двигателей постоянного тока
  • Способы перехода с одного соединения тяговых двигателей на другое
  • Импульсное регулирование частоты вращения якорей тяговых двигателей постоянного тока
  • Способы перехода с одной ступени на другую при переключении секций обмотки тягового трансформатора
  • Ступечатое регулирование на стороне низшего напряжения
  • Ступенчатое регулирование на стороне высшего напряжения
  • Плавное регулирование напряжения
  • Регулирование частоты вращения роторов трехфазных асинхронных тяговых двигателей
  • Регулирование частоты вращения роторов вентильных тяговых двигателей
  • Сущность электрического торможения и условия его осуществления
  • Реостатное торможение
  • Рекуперативное торможение
  • Защита электрических машин и аппаратов в тяговом режиме
  • Защита полупроводниковых преобразователей
  • Защита оборудования при нарушении режимов во время электрического торможения
  • Способы защиты от боксования и юза колесных пар
  • Построение схем силовых цепей э.п.с. постоянного тока
  • Силовые цепи электровоза ВЛ15
  • Силовые цепи электропоездов ЭР2Р и ЭР2Т
  • Построение схем силовых цепей электровозов и электропоездов переменного тока
  • Силовые цепи электровоза ВЛ85
  • Схема силовых цепей электровоза ВЛ86 Ф
  • Силовые цепи моторного вагона электропоезда ЭР9Е
  • Особенности схемы силовых цепей электропоезда ЭР29
  • Построение отдельных узлов схем управления силовыми цепями
  • Цепи управления электровоза ВЛ15
  • Цепи управления электропоездов ЭР2Р и ЭР2Т
  • Цепи управления электровоза ВЛ85
  • Цепи управлении электровоза ВЛ86 Ф
  • Цепи управления электропоезда ЭР9Е
  • Построение и примеры схем цепей вспомогательных машин и приборов отопления электровозов
  • Примеры схем высоковольтных цепей машин и приборов отопления электропоездов
  • Управление токоприемниками, защитными аппаратами, вспомогательными машинами, отоплением, песочницами, звуковыми сигналами и освещением
  • Список литературы

Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200

Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200

Опоры, выполненные из железобетона, применяются в строительстве воздушных линий (ВЛИ и ВЛ) для электричества. Они изготовлены так, чтобы обеспечить необходимые расстояния, соответствующие технологии монтажа ЛЭП.

Из армированного бетона изготовлено более 70% подобных конструкций в стране.

железобетонные опоры лэп

Классификация по назначению

Электрические опорные ЖБИ рассчитываются так, чтобы с запасом принимать на себя главную часть нагрузки от натянутых прямых проводов и при их отводах, изгибах и поворотах.

Нормами ПУЭ и ГОСТ для реализации требуемых параметров по натяжению и удержанию проводов воздушных линий выделено несколько видов опорных конструкций по назначению:

  • специальные;
  • концевые;
  • угловые;
  • анкерные;
  • промежуточные.

Специальные

Их делают следующих типов:

  1. С целью прохода естественных или искусственных препятствий — переходные.
  2. Противоветровые — используются в зонах с сильными ветрами.
  3. Для реализации пересечений воздушных линий с разных сторон — перекрестные.
  4. Транспозиционные — применяются для изменения положения проводов.
  5. Чтобы подключать новых абонентов, ставят ответвительные сооружения.

Концевые

Они могут быть отнесены к разновидности анкерных систем, но в специальном исполнении для одностороннего тяжения. Их обозначает литера «К».

воздушные линии электропередач

Угловые

Используют в местах поворота ВЛ. Условное обозначение — «У». На больших углах ставят изделия анкерного типа, на малых — промежуточные. Суммарная нагрузка с двух соседних пролетов наибольшая в середине поворотного угла.

Анкерные

При монтаже ВЛ с помощью анкерных систем осуществляют тяжение проводов на прямых участках.

Кроме того, опоры размещают, когда меняется сечение линии, при переходах через преграды, реки, дороги, железнодорожные ветки.

Промежуточные

Назначение данных конструкций — поддерживать провода, а не натягивать. Но их все равно на случай аварий делают с запасом прочности.

Промежуточные сооружения устанавливают между анкерными без изгибов и поворотов. 85% опор в воздушной линии являются промежуточными.

бетонные столбы для лэп

Маркировка опор из бетона

Маркировка ЖБ изделий состоит из ряда букв и цифр.

На назначение опоры указывают первые буквы:

  1. Ответвление анкерное — ОА.
  2. Угловые ответвительные анкерные — УОА.
  3. Анкерные концевые — АК.
  4. Переходная угловая анкерная — ПУА.
  5. ПОА — переходная анкерная ответвительная.
  6. ПП — переходная промежуточная.
  7. О — ответвительная.
  8. Угловые промежуточные — УП.
  9. Промежуточные — П.

Первая цифра характеризует линию, для которой предназначена конструкция. Например, это 35 — линия электропередач 35 кВ.

маркировка железобетонных опор лэп

Следующая цифра — размер. «1» предполагает, что опора сделана на основе столба СВ-105 и имеет высоту 10,5 м. Если использован столб 110, то будет стоять «2».

В обозначении столбов могут быть еще буквы (а, в, с, ав, аг — различия по методу изготовления) и римские цифры (III, IV — класс армирования), например СВ 95-3с-IV.

Конструкции

В основе опоры ЛЭП лежит армирующий металлический каркас, залитый бетоном.

Состав раствора меняется в зависимости от предназначения конструкции. Центрифугированные смеси бетона используются для производства изделий линий электропередачи 35-110 кВ.

Железобетонные опоры имеют конструктивные недостатки:

  • большой вес, который делает их транспортировку и установку затруднительными;
  • сколы и трещины, появление которых возможно при непредусмотренных механических воздействиях (тряске, ударах).
Опорные сооружения должны предусматривать возможность размещения:
  1. Коммуникационных и секционных устройств.
  2. Муфт кабельных концевых.
  3. Аппаратов защиты.
  4. Щитков и шкафов для электроприемников.
  5. Всех типов светильников наружного освещения.

Изделия для ЛЭП отличаются, кроме материала (стеклопластик, дерево, металл, железобетон):

  • количеством цепей;
  • напряжением линии;
  • условиями местности, на которой расположена трасса (слабые грунты, болотистые участки, горные условия, наличие или отсутствие населения).

классификация жби опор

Элементы опорной системы

Основными элементами большинства бетонных осветительных, переходных, транспозиционных и т.д. опорных сооружений является железобетонный столб (стойка). Она обеспечивает нужные габариты проводов. В одной опоре их может быть 3 и более штук.

Кроме того, в состав опорных конструкций могут входить:

  1. Подкос (забирает часть нагрузки тяжения провода с одной стороны).
  2. Приставка — нижняя часть, которую вкапывают глубоко в грунт.
  3. Раскос — соединяющая между собой ряд элементов деталь, усиливающая жесткость и жесткость всей системы.
  4. Траверса для закрепления проводов.
  5. Фундамент — служит, чтобы передавать в грунт нагрузки от внешних воздействий (ветер, гололед), проводов, изоляторов, стоек. Одностоечный железобетонный столб не нуждается в монолитных, свайных или сборных фундаментах. У таких элементов в грунт просто заделываются нижние концы.
  6. Ригель — усиливает возможности фундамента держать нагрузки в горизонтальной плоскости. Повышает устойчивость опорного сооружения, препятствует опрокидыванию на слабом грунте от действия сил притяжения линии.
  7. Дополнительные элементы: тросостойки, оттяжки, надставки, подножники.

промежуточные опоры лэп

Бетонные опоры по количеству удерживаемых цепей

В зависимости от числа цепей опоры делятся:

  1. На одноцепные — данный вид используется для всех номинальных напряжений ВЛ. В том числе применяются и как световые опоры железобетонные. Их ригель устроен так, что он дает возможность зацепить только одну линию электропередачи.
  2. На двухцепные — для линий 35-330 кВ. Ригель на таких изделиях чаще всего размещен с двух сторон.
  3. На многоцепные — используются в районах с большой плотностью населения и высокой ценой земельных участков. Примером такой системы может служить 6-цепная опора, где на нижней траверсе расположены 2 цепи 110 кВ, над ними 2 цепи 220 кВ и на 2 верхних ярусах 2 цепи 380 кВ.

Установка

Правила установки железобетонных опор определяются ГОСТами и СНиП и одинаковые как для Москвы, так и для других регионов России.

установка железобетонных опор

На очищенной от посторонних предметов ровной площадке собирают опору. Для тяжелых конструкций 35 кВ и больше привлекают такелажников.

Порядок сборки изготовленных из вибрированных стоек одностоечных опор для линий электропередач до 10 кВ:

  1. Для того чтобы закрепить траверсу и заземляющий спуск, поднимают вершину изделия. Раскосы и траверсы надевают на болты, устанавливают гайки и затягивают.
  2. Перед установкой изоляторов набивают колпачки из полиэтилена. Монтируют изоляторы, гайки кернят.
  3. В завершении устанавливается плакат-трафарет, где указан год установки, порядковый номер.

Опоры поднимают с помощью крана, вертолета или методом наращивания. Перед установкой проверяется правильность подготовки фундамента и котлованов.

Для различных линий используют опоры разного типа и размера.

ВЛ до 1 кВ

На воздушных линиях менее 1 кВ ставят опоры:

  • одностоечные свободностоящие унифицированные промежуточные;
  • А-образные концевые, анкерные, угловые;
  • одностоечные с подкосами;
  • сборные из вертикальных стоек, установленных рядом.

Возможна сборка и установка железобетонных опор из вибрированных стоек, которые делаются на подвеску 2-4 проводов радио и от 2 до 9 проводов воздушной линии.

железобетонные опоры

ВЛ до 10 кВ

Для воздушных линий от 6 до 10 кВ осуществляют монтаж изделий одностоечных с подкосами и промежуточных, анкерных, концевых и угловых — А-образных.

Конструкции из вибрированных столбов СНВ имеют траверсу, которая сделана для подвески 3 проводов до 120 мм² из алюминия.

На анкерных и угловых с подкосами одностоечных опорах стальные траверсы ставят для проводов каждой фазы.

На промежуточных одностоечных опорах из центрифугированных стоек ставят верхушечные штыри и траверсы из дерева 80*100 мм.

ВЛ 35-500 кВ

На линиях 35 кВ и выше используют портальные и одностоечные свободностоящие унифицированные с оттяжками опоры.

Их конструктивными частями служат тросостойки, траверсы и столбы, которые имеют асфальтобитумную гидроизоляцию.

подключение лэп

Для исключения доступа влаги в стойку ставят крышки-заглушки, нижняя из которых является дополнительным способом увеличить площадь опирания и прочность закрепления конструкции в грунте.

В верхней части столба для крепления траверс имеются отверстия. Заземляющий спуск проложен внутри бетона.

Опоры с металлическими траверсами портальные одностоечные ставят на линии электропередачи 330-500 кВ в качестве промежуточных.

Для линии 35-220 кВ применяют промежуточные конструкции с цилиндрическими и коническими стойками, 2- или 1-цепные, свободностоящие одностоечные.

Анкерные угловые сооружения делают в виде железобетонных изделий с оттяжками для ВЛ 35-110 кВ.

монтаж железобетонных опор лэп

Заземление

Конструктивно заземление во всех столбах освещения и стойках ВЛ выполняется на заводской производственной площадке. Сверху и снизу изделия выводится наружу арматура, имеющая в диаметре 10 мм, стальной прут которой проходит по всей длине столба.

После заземления арматуры заземляют нулевой провод (повторное заземление). Проводник обязан иметь диаметр более 6 мм.

Заземляющее устройство должно иметь сопротивление менее 30 Ом. В населенной местности, если сопротивление грунта менее 100 Ом/м, — до 10 Ом.

Заземлитель устанавливается в железобетонные столбы в соответствии с проектом:

  1. Стандартная глубина траншеи 1 м при ширине 0,5 м.
  2. Формируются контуры и осуществляется обварка элементов.
  3. Выполняется защита стыков от коррозии.
  4. Монтируется заземляющий спуск.

Для опор освещения с питающим кабелем заземление делают через его оболочку.

Таблицы всех видов бетонных опор

Характеристики основных опор представлены в таблицах.

Опоры железобетонные одноцепные вибрированные для I и II районов по гололеду высотой 11 м со стойками СВ-110-3,5 для ВЛ 10 кВ.

ШифрМарка проводаВысота крепления нижнего провода, ммПролет между опорами, м
УОА10-2 760080-75
УА10-2 810080-75
А10-2 810080-75
ОА10-2 915080-75
Уп10-2АС95/16860080-75
П10-4АС70/11810065
П10-3АС50/8760095-85

Опоры железобетонные двухцепные вибрированные высотой 16 м со стойками СВ-164-12 для ВЛ 10 кВ.

хранение железобетонных лэп опор

Таблица размеров электрических столбов
МаркировкаL (мм)B (мм)H (мм)
СВ 9.5-2.09500220165
СВ 10.5-3.610500220165
СВ 10.5-5.010500220180
СВ 164-1216400220180
СК 105-310500220370
СК 105-510500220370
СК 105-810500220370
СК 105-1010500220370
СК 105-1210500220370
СК 105-1410500220370
СК 120-412000220391
СК 120-612000220391
СК 120-1012000220391
СК 120-1212000220391
СК 120-1512000220391
СК 120-1712000220391
СК 135-4.613500220412
СК 135-1013500220412
СК 135-1213500220412
СК 135-1513500220412

Руководствуясь таблицей размера железобетонных столбов, можно провести электричество на загородный участок от дома соседа или другого источника питания.

конструкция


Конструктивные особенности

Железобетонные конструкции состоят из железобетонных и стальных деталей. В зависимости от того, где именно они применяются и какие проектные решения выполняют, железобетонные опоры должны иметь собственную маркировку. Сама железобетонная опора состоит из следующих компонентов:

  • Стойки – они могут быть из центрифугированного или вибрированного железобетона;
  • Тросостойки;
  • Траверсы;
  • Хомуты;
  • Оголовники;
  • Надставки;
  • Стальные оттяжки;
  • Узлы укрепления.

конструкция


Рисунок 2. Характеристика железобетонных опор

классификация жби опор
железобетонная опора
опора железобетонная 110
промежуточные опоры лэп

Обязательные требования для проведения описанных работ

Как вы понимаете, персонал, осуществляющий все перечисленные манипуляции, должен быть подготовлен соответствующим образом. При этом ответственные лица должны обеспечить полное соблюдение норм и правил на строительной площадке. В этой главе мы перечислим основные требования, которые должны соблюдаться неукоснительно.

Требования по приемке выполненных работ



Последующие работы на столбах выполняются только после качественной приемки

Прежде чем допустить установленную опору к эксплуатации необходимо убедиться в том, что все работы выполнены качественно.

По этому вопросу разработан ряд технологических требований:

  • Все работы по устройству скважин, установке и извлечению опор под уличное освещение могут производиться только при наличии полного комплекта утвержденной документации.
  • Контроль над качеством проведения работ должен осуществляться только специализированными службами, входящими в состав строительных организаций.
  • Процесс производственного контроля состоит из нескольких частей: проверка документации (соответствие комплектности и достаточности технической информации); проверка самих опор под уличное освещение (проверка сертификатов соответствия, паспортов, а так же визуальный контроль опор на наличие дефектов); контроль рабочих процессов; приемка уже установленных опор.
  • Все результаты проверок заносятся в специальный журнал.
  • Что касается операционного контроля, то он состоит в том, чтобы окончательно убедиться в отсутствии дефектов, а также проверить правильность технологии монтажа. Результаты также заносятся в журнал, но уже производства работ.

По результатам проверки составляется акт по качеству выполненных работ.



Особенности установки

Установка железобетонных опор начинается с выкладки деталей для дальнейшей их сборки. Когда конструкцию опоры собирают на земле, ее при помощи крана поднимают в проектной положение и устанавливают в заранее выкопанный котлован. Пустоты заполняются песчано-гравийной смесью. Если грунт обладает малой несущей способностью, то дополнительно устанавливают опорные плиты. На них ставятся стойки ригелей, к которым прикрепляют опоры. Анкерные плиты устанавливаются для крепления в земле оттяжек или в других случаях, когда того требует проект.


железобетонные опоры 10 кв


СВ 110-3.5


Стойка СВ 110-3.5

Опоры ЛЭП являются важнейшими элементами электроэнергетики, стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ предназначены для устройства и бесперебойной работы воздушных линий электропередач. Это конструкции, с помощью которых осуществляется удержание проводов воздушных линий электропередач на заданном расстоянии от земли и друг от друга. Помимо основной, несущей, функции железобетонные опоры обеспечивают освещение пространства на улицах, площадках, магистралях в темное время суток.

Опоры ЛЭП, произведенные из железобетона, имеют весомые преимущества по сравнению с другими строительными материалами (существуют также деревянные и металлические опоры). Железобетон не подвержен разрушению под агрессивным воздействием окружающей среды и не наносит вреда экологии, железобетонные изделия подходят для установки даже вблизи чистых источников грунтовых вод. Высокая прочность и сопротивляемость окружающей среде (климатические условия, осадки и находящиеся в воздухе химические вещества) позволяют подвергать стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ длительной эксплуатации (50-70 лет), при этом коснтрукции опор не требуют постоянного техосмотра. Конструкция и материалы опор позволяют эксплуатировать их в среде с агрессивной степенью воздействия в климатических зонах, где температура окружающей среды опускается до -55°С, сейсмичность достигает 9 баллов, а ветровая и гололедная нагрузка соответствует VII и V району по СНиП2.01.07-85.

В настоящее время энергетическое строительство активно использует жби опоры ЛЭП по всей России, так как они наиболее устойчивы к экстремально низким атмосферным температурам и агрессивным воздействиям окружающей среды. В отличие от деревянной опоры освещения изделия из железобетона не гниют во влажном климате и могут устанавливаться как в городе, так и вдоль автомобильных трасс, железнодорожных путей, в горных или заболоченных местностях и лесных массивах. По сравнению с металлическими изделиями стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ не требуют регулярного технического осмотра, их не нужно периодически окрашивать или оцинковывать для предотвращения коррозии или окисления — бетон предварительно, во время формовки, обрабатывается антикоррозийными и водоотталкивающими присадками.



Классификация железобетонных опор

Существует несколько разновидностей железобетонных опор. Подбирать их лучше всего вместе со специалистом, который понимает особенность каждой конструкции. По назначению железобетонные опоры бывают:

  • Анкерными. Слева – анкерная опора с линейным разъединителем, справа – только анкерные. Такие конструкции позволяют сбалансировать вес проводов, закрепить их в смежных пролетах.
  • Угловые. Предназначены для компенсирования нагрузок проводов. Столбы устанавливают на поворотах трасс.
  • Концевые. Предназначены для компенсации одностороннего веса.
  • Переходные. Используются для перехода линий через преграды и конструкции.
  • Транспозиционные. Предназначены для смены положения тросов и проводов на стойках.
  • Ответвительные. Предназначены для создания ответвлений.
  • Перекрестные. Ставятся в местах, где пересекаются воздушные линии.

виды опор


Рисунок 3. Разновидности железобетонных опор
Кроме того, железобетонные опоры могут быть различными по конструкции. Среди них:

  • Свободностоящие;
  • Портальные свободностоящие со связями;
  • Портальные со специальными оттяжками;
  • Конструкции со специальными оттяжками и стойками.

Железобетонные опоры также различают по методу закреплению:

  • Свободностоящие опоры;
  • Железобетонные конструкции с оттяжками.

Учитывайте, что подбирать конкретный тип железобетонной опоры должен специалист. По количеству цепей опоры существуют 1-, 2- и многоцепные варианты.

Стоимость монтажа железобетонных столбов:

Бурильно-крановая машина шоссейник 4х2 — Mitsubishi , Hino, Isuzu:
от 14000руб/смена+ 35руб/км от МКАД в оба конца

БКМ на базе вездехода ГАЗ 3308, Урал 4х4:

от 15000руб/смена+ 40руб/км от МКАД в оба конца

Бурильно-крановая машина на шасси вездехода Камаз 6х6:

от 18000руб/смена + 50руб/км от МКАД в оба конца

Монтаж столбов с возможностью перевозки на себе:

Установка деревянных и железных столбов

от 14000руб/смена + доставка от 35руб/км от МКАД в оба конца

Маркировка и примеры

Для более удобного выбора железобетонных опор существует специальная маркировка. Понять ее очень просто:

  • По первым буквам определяют назначение опоры: П – промежуточная, УП – угловая и промежуточная, УА – угловая и анкерная, УОА – угловая оттветвительная анкерная, А – анкерная.
  • Цифры показывают, для какой именно линии они предназначены.
  • Вторая цифра – типоразмер железобетонного изделия. Например, единица означает, что размер столба – 10.5 метра.

Учитывайте, что использование железобетонных опор обязательно должно соответствовать проектным расчетам. Для этого используют нормативные таблицы, которые вы без труда сможете найти.

Виды конструкций

Для прокладки линий электропередач используются как свободностоящие опоры (одно- и многостоечные), конструкции с оттяжками и вантовые сооружения. В зависимости от количества цепей применяются одно-, двух- и многоцепные модели. Конструкции можно классифицировать по нескольким признакам.

Метод производства

  1. Вибрирование. Эта технология бетонирования опор применяется для изготовления конструкций, устанавливающихся для устройства ЛЭП с напряжением, не превышающим 35 кВ. При производстве изделий используется вибрация во время заливки бетонного раствора в специальные формы, которая позволяет уплотнить смесь и повысить ее однородность.


Стойки и подкосы могут быть произведены из ненапряженного или предварительно напряженного материала.


  1. Центрифугирование. В данном случае есть возможность добиться более равномерного распределения раствора.


Применяется этот метод для изготовления стоек, которые предназначены для устройства ЛЭП напряжением от 35 кВ.

Важно! При помощи центрифугирования могут быть изготовлены и низковольтные опоры, например, железобетонная опора ЛЭП на 6 кв.


При изготовлении стоек применяются портландцемент, песок мелкой фракции и гравий. Для производства изделий, эксплуатирующихся в различных условиях, используются различные добавки, в том числе, пластифицирующие и морозостойкие.

Армирование конструкций производится стержнями и проволокой, покрытыми специальными составами, предотвращающими внутреннюю коррозию. Закладные детали также проходят обработку.

Установка бетонных опор

установка опор


Рисунок 4. Монтаж железобетонных опор
При расчете опор необходимо руководствоваться нормами СНиП 2.02.01-83, а также «Руководством по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП». При расчете необходимо учить деформацию и несущую способность линий. Для закрепления промежуточной опоры, например, типа П10-3, необходимо просверлить цилиндрический котлован на 2-2.5 метра. В таком случае устанавливать ригель на опору не нужно.

Анкерные железобетонные опоры монтируются вместе с установочными ригелями. Они могут ставиться на нижний край опоры и подкосы, которые предварительно закапываются в землю или на верхний край опоры. Благодаря ригелям удается добиться дополнительной устойчивости. Не забывайте, что глубина закапывания зависит от того, насколько промерзает грунт.

Особенности и применение опор, изготовленных из железобетона

Дистанционная передача электрической энергии может быть осуществлена двумя способами:

  1. посредством размещения кабеля в земле;
  2. распределением воздушным способом.



Схема воздушной ЛЭП: железобетонные опоры для поддержки проводов

При устройстве воздушных линий необходимыми конструкциями для размещения проводов являются опоры. Они могут быть изготовлены из дерева (такие модели практически не используется сегодня), из бетона, металла или композитных материалов. Правда, последний вид в нашей стране пока не получил широкого распространения.




Железобетонные опоры ЛЭП производятся по технологии заливки армирующего каркаса раствором бетона.

При изготовлении бетонных стоек производители руководствуются требованиями, установленными в действующих стандартах:

  • ГОСТ 13015-2012;
  • ГОСТ 22687.1-85;
  • ГОСТ 22687.1.8;
  • ТУ 34 12.11410-89 с изменениями.

Также следует учитывать нормы, изложенные в документах серий 3.407.1-136, 3.407.1-143, 3.407.1-152, 3.407.1-157, 3.407-175, 3.507 кл-10.

Важнейшим преимуществом конструкций является независимость материала от коррозионных процессов. Допускается эксплуатация изделий при значительных отрицательных температурах, доходящих до -55 градусов.

Их применяют и в условиях повышенной сейсмической активности. Бетон стоек с воздействиям агрессивных сред. При проведенной защитной обработке поверхности срок службы железобетонных опор ЛЭП может составлять 70 лет. К тому же они не боятся пожаров и привлекательны по соотношению цена/качество.

Но сезонные перепады температур могут приводить к появлению в материале трещин и сколов. Определенные трудности при монтаже и транспортировке доставляет большая масса конструкций из бетона.

В состав опор входят:

  • приставки;
  • подкосы;
  • ригели (на фото);



Ригели для установки конструкций

  • опорные плиты;



Опора бетонная ОП 2

  • бетонные крышки;
  • металлоконструкции (траверсы, оттяжки, тросостойки, оголовки, накладки, внутренние связи, крепеж).



Спецификация элементов опоры

Возведение ЛЭП регламентируется Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Опоры из железобетона применяются при установке линий с напряжением от 0,4 до 1150 кВ. От этого значения во многом зависят габариты и масса конструкции.

1.1. Опоры по конструкции и размерам предусматриваются трех типов:

тип 1 - опоры для сосудов и аппаратов диаметром от 159 до 630 мм (черт. 1; 2; табл. 1; 2), который имеет два исполнения по нагрузкам:

исполнение 1 - от 10 до 40 кН (от 1 до 4 тс),

исполнение 2 - от 16 до 80 кН (от 1,6 до 8 тс);

тип 2 - опоры для сосудов и аппаратов диаметром от 800 до 2000 мм (черт. 3; 4; табл. 3; 4; 5), который имеет три исполнения по нагрузкам:

исполнение 1 - от 80 до 250 кН (от 8 до 25 тс),

исполнение 2 - от 160 до 400 кН (от 16 до 40 тс),

исполнение 3 - от 300 до 450 кН (от 30 до 45 тс);

тип 3 - опоры для сосудов и аппаратов диаметром от 2200 до 4000 мм (черт. 5; 6; табл. 6; 7; 8), который имеет три исполнения по нагрузкам:

исполнение 1 - от 250 до 630 кН (от 25 до 63 тс),

исполнение 2 - от 500 до 1400 кН (от 50 до 140 тс),

исполнение 3 - от 900 до 1200 кН (от 90 до 120 тс).

1.2. Опоры типа 2 и 3 для аппаратов с массой до 16400 кг должны изготавливаться с резьбовыми втулками под регулировочные винты - см. черт. 3 - 6.

Размеры резьбовых втулок - см. табл. 9.

Расположение регулировочных винтов - см. черт. 7, табл. 10.

1.3. В опорах для аппаратов с массой более 16400 кг резьбовые втулки (поз. 5) и отверстия ( d + 10) не изготавливаются.

Опора подвижная



DН 159, 273 мм.
Позиция 1 не показана

D Н, DВ от 325 до 530 мм.
Позиция 1 не показана

D Н, DВ 600, 630 мм.
Позиция 1 не показана





1 - лист опорный; 2 - плита опорная; 3 - лист подкладной;
4 - ребро; 7 - болт М16 ОСТ 26-2037 - 2 шт.

* Размер для справок



D Н 159, 273 мм.
Позиция 1 не показана

D Н, DВ от 325 до 530 мм.
Позиция 1 не показана

D Н, DВ 600, 630 мм.
Позиция 1 не показана




1 - лист опорный; 2 - плита опорная; 4 - ребро.

* Размер для справок

Параметры и размеры опор типа 1

Допускаемая нагрузка на опору,
кН (тс)

Масса листа подкладного,
кг

* Масса опор дана без учета листа опорного и листа подкладного.

Пример условного обозначения опоры неподвижной с допускаемой нагрузкой 40 кН, с радиусом R = 314 мм, исполнением по материалу 1:

Опора 40-314-1 ОСТ 26-2091-93.

То же, опоры подвижной без подкладного листа:

Опора П 40-314-1 ОСТ 26-2091-93.

То же, опоры подвижной с подкладным листом:

Опора ПЛ 40-314-1 ОСТ 26-2091-93.

Лист опорный для опор типа 1

Пример условного обозначения листа опорного S = 10 мм, радиусом R = 222 мм из материала Ст3пс4:

Лист опорный 10-222-Ст3пс4 ОСТ 26-2091-93

Опора подвижная

Е (1:2)
Позиция 6 не показана




Позиция 1 не показана



1 - лист опорный; 2 - плита опорная; 3 - лист подкладной; 4 - ребро;
5 - втулка резьбовая - 2 шт.; 6 - шайба – 4 шт.; 7 - болт М16 ОСТ 26-2037 - 4 шт.

* Размер для справок

** Для DВ = 800 мм принимать отверстия и пазы под
фундаментные болты 30 мм и шайбу не ставить.

Опора неподвижная


Позиция 1 не показана



1 - лист опорный; 2 - плита опорная; 4 - ребро;
5 - втулка резьбовая - 2 шт.; 6 - шайба - 4шт.

** Для D В = 800 мм принимать отверстия и пазы под
фундаментные болты 30 мм и шайбу не ставить.

Параметры и размеры опор типа, 2 исполнении 1 и 2

Допускаемая нагрузка на опору, кН (тс)

Масса листа подкладного, кг

* Масса опоры дана без учета листа опорного и листа подкладного.

Параметры и размеры опор типа 2, исполнения 3

Допускаемая нагрузка на опору, кН (тс)

Масса подкладной плиты,
кг

* Масса опоры дана без учета листа опорного и листа подкладного.

Пример условного обозначения опоры неподвижной с допускаемой нагрузкой 360 кН, с радиусом R = 646 мм, исполнением по материалу 1:

Опора 360-646-1 ОСТ 26-2091-93.

То же, опоры подвижной без подкладного листа:

Опора П 360-646-1 ОСТ 26-2091-93.

То же, опоры подвижной с подкладным листом:

Опора ПЛ 360-646-1 ОСТ 26-2091-93.

Лист опорный для опор типа 2

Пример условного обозначения листа опорного S = 10 мм, радиусом R = 832 мм из стали 16ГС:

Лист опорный 10-832-16ГС ОСТ 26-2091-93.

То же, листа опорного с углом охвата 180°:

Лист опорный 10-832-180°-16ГС ОСТ 26-2091-93

Опора подвижная

Е (1:2)
Позиция 6 не показана



Позиция 1 не показана



1 - лист опорный; 2 - плита опорная; 3 - лист подкладной; 4 - ребро;
5 - втулка резьбовая - 2 шт.; 6 - шайба – 4 шт.; 7 - болт М16 ОСТ 26-2037 - 4 шт.

* Размер для справок

Опора неподвижная


Позиция 1 не показана



1 - лист опорный; 2 - плита опорная; 4 - ребро;
5 - втулка резьбовая - 2 шт.; 6 - шайба – 4 шт.

* Размер для справок

Параметры и размеры опор типа 3, исполнения 1 и 2

Допускаемая нагрузка на опору, кН (тс)

Масса листа подкладного, кг

Параметры и размеры опор типа 3, исполнения 3

Допускаемая нагрузка на опору, кН (тс)

Масса подкладной плиты,
кг

* Масса опор дана без учета листа опорного и листа подкладного.

Пример условного обозначения опоры неподвижной с допускаемой нагрузкой 630 кН, с радиусом R = 1920 мм, исполнением по материалу 1:

Опора 630-1920-1 ОСТ 26-2091-93.

То же, опоры подвижной без подкладного листа:

Опора П 630-1920-1 ОСТ 26-2091-93.

То же, опоры подвижной с подкладным листом:

Опора ПЛ 630-1920-1 ОСТ 26-2091-93.

Лист опорный для опор типа 3

Пример условного обозначения листа опорного S = 10 мм, радиусом R = 1920 мм из стали 16ГС:

Лист опорный 10-1920-16ГС ОСТ 26-2091-93.

То же, листа опорного с углом охвата 180°:

Лист опорный 10-1920-180°-16ГС ОСТ 26-2091-93.

Размеры резьбовой втулки

Диаметр резьбы втулки, d

Допускаемая нагрузка, кН (тс)

Масса пустого аппарата*, кг, не более

Примечание. Масса резьбовых втулок должна быть прибавлена к массе опоры.

Расположение регулировочных винтов на опорной плите


* Размеры для справок.

2.1. Опоры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ОСТ 26-291, по рабочим чертежам утвержденным в установленном порядке.

2.2. Материал опор в зависимости от температуры рабочей среды и средней температуры наиболее холодной пятидневки должен выбираться по табл. 11.

Шифр материального исполнения

Марка стали, обозначение стандарта

средняя наиболее холодной пятидневки

от минус 40 до 350

не ниже минус 40

от минус 40 до 475

не ниже минус 40

для S от 12 до 60 мм: 16ГС-17

для S до 12 мм: 16ГС-12

ниже минус 40 до минус 70

от минус 41 до минус 60

категории 7, 8 для рабочих температур 50 и 60 °С соответственно

1. Требования к материалам, виды их испытаний должны соответствовать ОСТ 26-291.

2. Материал втулки резьбовой для всех материальных исполнений сталь марки 20, 25 ГОСТ 1050.

2.3. Количество опор, расположенных вдоль аппарата, должно устанавливаться при проектировании в зависимости от длины и массы аппарата, при этом одна опора должна быть неподвижной, остальные подвижными. Указание об этом должно содержаться в техническом проекте.

2.4. Скольжение подвижной опоры от температурных расширений аппарата должно осуществляться по подкладному листу, которым комплектуется подвижная опора или по металлоконструкции.

2.6. Опорные листы допускается изготавливать с углом охвата 180°, если это обусловлено расчетом на устойчивость. Масса опорного листа в этом случае должна быть пересчитана.

2.7. Опорный лист должен привариваться к аппарату прерывистым валиковым швом по периметру. Величина катета сварного шва должна приниматься равной меньшей толщине соединения "корпус-опорный лист".

Допускается приварка опоры к аппарату без опорного листа при однородных материалах корпуса и опоры, при этом .

2.8. К аппаратам подлежащим термообработке приварка опорного листа должна производиться до термообработки.

2.9. Материал опорного листа должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к материалу корпуса аппарата.

2.10. Приварка ребер опоры к аппарату и к опорному листу должна производиться односторонним сплошным швом.

2.11. Сварка опоры должна выполняться сплошным односторонним швом в соответствии с ГОСТ 5264, ГОСТ 8713, ГОСТ 14771.

Допускается применять другие типы швов сварных соединений с величиной катета не менее указанного в стандартах.

2.12. Допускается крупногабаритные детали опоры изготавливать сварными из частей при условии полного провара. Поверхности скольжения и сопрягаемые поверхности должны быть зачищены заподлицо.

2.13. Для опор типа 1 допускается сварной вариант опорной плиты вместо гиба, при этом толщина ребра должна быть равна толщине опорной плиты.

2.14. Опоры для сосудов и аппаратов диаметром до 3200 мм включительно должны привариваться к корпусу аппарата на предприятии-изготовителе.

Опоры для сосудов и аппаратов диаметром более 3200 мм допускается приваривать на монтаже, опорные листы должны быть приварены к аппарату на предприятии-изготовителе.

2.15. Для транспортировки опор отдельно от аппарата в центральном ребре опоры необходимо предусмотреть отверстие для строповки (см. черт. 8).


2.16. В случае поставки опор отдельно от аппарата на предприятии-изготовителе должна производиться контрольная сборка аппарата с опорой с монтажной маркировкой, обеспечивающей приварку опоры к аппарату на монтажной площадке без подгонки.

Маркировка выполняется нанесением на корпус аппарата несмываемой краской контура примыкаемых крайних ребер опоры с конкретной маркировкой одного ребра и корпуса аппарата.

2.17. Допуск плоскостности подкладного листа и опорной плиты для опоры типа 1 не более 2 мм на всей длине, для опор типа 2 и 3 не более 2,5 мм на длине 1000 мм, но наболев 8 мм на всей длине.

2.18. Допуск соосности отверстий в опорной плите относительно осей отверстий в подкладном листе не более 2 мм.

2.19. Допускается изготавливать опору с радиусами, превышающими максимальные радиусы, указанные в таблицах, но в пределах допускаемых нагрузок на опору.

Выбор радиуса производится следующим образом: ,

где SK - толщина корпуса аппарата,

S - толщина подкладного листа.

Радиус отражается в условном обозначении опоры.

2.20. В опорах тапа 2 и 3 при массе пустого аппарата до 16400 кг должны быть предусмотрены втулки резьбовые под регулировочные винты по ОСТ 26-1420. Регулировочные винты применяются с целью выверки аппаратов и выведения их на проектную отметку. Узел регулировочного винта дан на черт. 9.

Примечание. Масса 16400 кг принято из условия допускаемой нагрузки на винт при распределении всей нагрузки от пустого аппарата па два винта.


5 - втулка резьбовая; 6 - шайба; 7 - болт M16 по ОСТ 26-2037; 8 - винт регулировочный;
9 - гайка по ГОСТ 15521; 10 - пластина опорная по ОСТ 26-1420 ;
11 - болт фундаментный М24 по ГОСТ 24379.0 ; 12 - сайка М24 по ГОСТ 5915 .

2.21. Для сосудов и аппаратов с массой более 16400 кг и для опор типа 1 из-за малого габарита применяются другие методы выверки их положения на фундаменте по рекомендациям монтажных организаций.

2.22. Выбор втулки резьбовой под регулировочный винт должен осуществлять разработчик технического проекта в зависимости от допускаемой нагрузки (см. табл. 9) с указанием размера резьбы на чертеже общего вида аппарата.

2.23. Перед бетонной подливкой резьбовая часть регулировочных винтов смазывается графитной или консистентной смазкой.

2.24. При подливке бетон не должен доходить до поверхности скольжения опоры по подкладному листу.

2.25. После выверки сосудов и аппаратов на фундаменте и затвердения бетонной подливки, регулировочные винты, а также болты M 16, служащие для крепления подкладного листа к подвижной опоре на время установки аппарата на фундамент, должны быть удалены.

Резьбовые отверстия забивается противокоррозионной замазкой.

2.26. Для аппаратов, устанавливаемых на металлоконструкции (раме) если монтаж и выверка горизонтального положения относительно рамы произведена на предприятии-изготовителе, резьбовые втулки под регулировочные винты и болты M16 не устанавливаются.

2.27. Регулировочные винты, опорные пластины, контргайки являются инвентарным инструментом монтажных организаций и предприятиями-изготовителями не поставляются.

2.28. По требованию монтажных организаций в опорах под фундаментные болты должны быть предусмотрены увеличенные отверстия или пазы (для подвижной опоры), на которые устанавливаются шайбы (поз. 6).

2.29. Приварку шайб под фундаментные болты на неподвижной опоре производить при монтаже после установки аппарата на фундамент.

На подвижной опоре шайба не приваривается.

2.30. Для неподвижной опоры в опорной плите допускается вместо отверстий под фундаментные болты выполнять пазы как в подвижной опоре.

2.31. Фундаментные болты в подвижной опоре должны располагаться так, чтобы обеспечить свободное перемещение аппарата от температурных расширений.

2.32. Гайки и контргайки фундаментных болтов не должны затягиваться. Между гайкой и шайбой должен оставаться зазор 1 - 2 мм.

2.33. Допускается вместо круглых шайб под фундаментные болты применять квадратные со стороной квадрата 60 мм.

2.34. При поставке сосудов и аппаратов с опорами, устанавливаемыми на фундаменте подвижная опора комплектуется подкладным листом, болтами М16.

2.35. Подкладной лист должен быть неподвижен относительно фундамента.

2.36. При установке сосудов и аппаратов на металлоконструкцию (раму) подкладной лист должен быть предусмотрен на металлоконструкции.

2.37. Если монтаж и выверка горизонтального положения сосудов и аппаратов относительно металлоконструкции (рамы) производится на предприятии-изготовителе, то резьбовые втулки под регулировочные винты и болты M16 не устанавливаются.

2.38. Фактическая масса опор может отличаться от указанной в стандарте в пределах ±5 %.

2.39. Маркировать условное обозначение опоры без наименования, товарный знак, ОСТ 26-2091-93.

Если опора не имеет самостоятельной поставки, допускается производить маркировку в порядке принятом на предприятии-изготовителе.

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ письмом.

А.Ю. Пролесковский (руководитель темы), Т.Д. Демченкова.

2. Срок первой проверки - 1998 г., периодичность проверки - 5 лет.

3. ВЗАМЕН ОСТ 26-2091-81.

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

Читайте также: