Налогообложение образовательных организаций в рф

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Образовательная организация дополнительного профессионального образования оказывает услуги юридическим лицам по обучению их сотрудников на платной основе.
Субсидии от государства не получает. Организация пользуется освобождением от налогообложения НДС, по налогу на прибыль применяется налоговая ставка 0%. Лицензия на осуществление образовательной деятельности у организации есть.
Может ли организация проводить обучение некоторых физических лиц на безвозмездной основе (бесплатно)?
Как это отразить в налоговом и бухгалтерском учете?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оказание образовательных услуг на безвозмездной основе не приводит к увеличению налоговой базы учреждения ни по НДС, ни по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:
Исходя из п. 1 ст. 572 ГК РФ, дарением признается не только безвозмездная передача в собственность вещи либо имущественного права, но и освобождение лица от имущественной обязанности перед собой (например, обязанности оплатить оказанные услуги).
Законодательством установлен запрет на дарение в отношениях между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Однако ваше учреждение является некоммерческой организацией (ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Следовательно, установленное ГК РФ ограничение в случае оказания образовательных услуг на безвозмездной основе не применяется.
Поэтому считаем, что ваше учреждение вправе бесплатно оказывать образовательные услуги.

НДС

В общем случае реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения НДС. При этом в целях главы 21 НК РФ оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Одновременно в ст. 149 НК РФ приведены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Так, согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
При этом реализация услуг в сфере образования освобождается от налогообложения при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий (п. 6 ст. 149 НК РФ, ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), пп. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", письма Минфина России от 06.03.2015 N 03-07-07/12127, от 28.04.2012 N 03-07-07/47, от 21.06.2012 N 03-07-07/59).
Таким образом, из буквального прочтения изложенных выше норм для освобождения от НДС реализации образовательных услуг необходимо выполнение следующих условий:
- образовательная услуга должна быть оказана некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- организация должна иметь соответствующую лицензию;
- реализуются основные и (или) дополнительные образовательные программы, указанные в лицензии.
Как мы поняли, в отношении вашей организации все перечисленные условия выполняются. Следовательно, реализация образовательных услуг на безвозмездной основе освобождается от НДС.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг), а также внереализационные доходы.
Понятие дохода дано в п. 1 ст. 41 НК РФ, который предусматривает, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ.
Очевидно, что при оказании образовательных услуг на безвозмездной основе ваше учреждение экономической выгоды не получает. В этой связи бесплатное оказание услуг к увеличению ваших налогооблагаемых доходов не приводит. Аналогичное мнение нашло отражение, например, в письмах Минфина России от 17.08.2017 N 03-03-06/1/52899, от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725, ФНС России от 07.09.2009 N ММ-20-3/1313.
Вместе с тем расходы в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг, а также расходы, связанных с оказанием таких услуг, в силу п. 16 ст. 270 НК РФ не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако ваше учреждение оказывает образовательные услуги также и на платной основе. В этой связи считаем, что Вам в целях налогообложения прибыли следует организовать раздельный учет расходов, связанных и не связанных с оказанием образовательных услуг на безвозмездной основе.

Бухгалтерский учет

При безвозмездном оказании услуг увеличения экономических выгод у учреждения не происходит. Соответственно, дохода в бухгалтерском учете не возникает (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
По нашему мнению, расходы (долю расходов), связанные с оказанием бесплатных услуг, целесообразнее учитывать в составе прочих расходов организации на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Причем в бухгалтерском учете (в отличие от налогового) расходы учитываются вне зависимости от факта получения соответствующих доходов или от порядка учета таких расходов в целях налогообложения (п.п. 12, 17-19 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
При этом никаких дополнительных записей, связанных с безвозмездным оказанием образовательных услуг, в бухгалтерском учете не формируется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Похожие материалы

  • Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания
  • Основные виды деятельности центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
  • Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних с использованием физической культуры и спорта
  • История становления права на образование для осужденных в тюрьмах
  • Особенности инновационной деятельности высших учебных заведений в России

Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

  • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
  • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Прибыль;
  • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

  • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

  • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
  • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

  • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
  • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
  • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
  3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
  4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
  5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налог на прибыль


    Кому повезло?

    В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

    Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

    • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
    • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.
    Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

    Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020

    Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395 ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210 ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

    Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

    Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

    Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

    Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

    Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

    Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

    Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

    Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

    При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

    Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

    Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

    Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

    Современная система налогообложения в основном была сформирована в 1992—1996 гг. Применительно к системе образования она основывается на следующих принципах.

      Образовательные учреждения являются плательщиками большинства налогов, т.е.

    Освобождение от уплаты налогов связывается с понятием “непредпринимательская деятельность образовательного учреждения, предусмотренная уставом этого учреждения”. Основные проблемы вокруг него возникают по той причине, что Законом “Об образовании” это понятие введено, а Гражданским кодексом Российской Федерации оно не определено. Отсюда возникают всякого рода коллизии, связанные с реализацией одной из государственных гарантий системе образования — освобождением от всех налогов в части деятельности, содержание которой законодательно не установлено.

    Можно утверждать, тем не менее, что для целей налогообложения (предоставления налоговых льгот, освобождения от налогов или предоставления налоговых скидок) отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. Это легко проверить, обратившись к соответствующим законодательным актам, в которых те или иные льготы связываются исключительно с двумя основными факторами: содержанием деятельности (осуществление образовательного процесса или прочей деятельности) или направлением использования полученных доходов. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности, поскольку льгота по налогу на прибыль в части реинвестирования полученных доходов на цели развития и совершенствования образовательного процесса фактически была отменена.

    В налогообложении очень многое зависит от уровня квалификации работников налоговых органов на местах, сложившейся практики и степени “понятности” налоговых инструкций, т.е. в значительной мере от субъективного фактора. Это обстоятельство существенным образом искажает стратегическое направление государственной политики в области налогообложения системы образования.

    Объектами налогообложения в системе образования, как и в других сферах деятельности, являются:

    • хозяйственный результат деятельности образовательного учреждения;
    • движение собственности;
    • объекты собственности.

    Более подробно объекты налогообложения в системе образования представлены в табл. 1.12.

    Имущество, переданное образовательному учреждению в форме дара, пожертвования или по завещанию

    Имущество, приобретенное образовательным учреждением на доходы от самостоятельной деятельности и соответственно оформленное в качестве собственности образовательного учреждения

    По отдельным налогам образовательным учреждениям предоставлены налоговые льготы.

    В частности, налог на добавленную стоимость не взимается с сумм, полученных в качестве доходов от осуществления образовательной деятельности. Эту льготу можно оценить как стимулирующую развитие в первую очередь основной деятельности системы образования. С остальных видов доходов этот налог взимается.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации относит все внебюджетные средства, получаемые образовательными учреждениями, к доходам бюджета и вводит для них режим учета и расходования, как для бюджетных средств. Следует отметить, что этот подход должен быть отражен и в налоговой системе, поскольку экономическое содержание указанных средств меняется, и государство не должно брать налоги с доходов бюджета (т.е. само с себя), поскольку это увеличивает трансакционные издержки.

    Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, в том числе образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.

    Бюджетные образовательные учреждения освобождены от уплаты транспортного налога.

    От уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. Обязанность платить земельный налог возникает только в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду (пользование), в том числе — в случае сдачи в аренду (пользование) отдельного объекта, который не может быть сдан без земельного участка, на котором он расположен. То есть обязанность платить налог на землю возникает в том случае, если земельный участок тем или иным способом “выпадает” из образовательного процесса, обязательно меняя при этом владельца (пользователя).

    Таким образом, провозглашенные Законом “Об образовании” государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер.

    Сделаем некоторые выводы из всего вышесказанного.

    1. Система образования является крупнейшей сферой деятельности в стране по численности занятых в ней. Только численность обучающихся составляет более 20% населения России.
    2. Система образования находится в постоянном движении: изменяются сеть образовательных учреждений, численность обучающихся и их распределение по уровням образования. Сеть образовательных учреждений является по преимуществу государственной, но в ней динамично развивается негосударственный сектор, а в деятельности всей системы образования растет коммерческая составляющая.
    3. Система образования обладает значительным кадровым потенциалом, характеризующимся высоким уровнем квалификации.
    4. Основным источником финансирования образования является государственный бюджет. Наряду с этим образовательные учреждения могут осуществлять (и осуществляют) разнообразную приносящую доходы деятельность. Главным направлением такой деятельности является образовательная. Это подтверждается постоянным ростом контингента обучающихся с полным возмещением затрат. Одновременно развиваются и другие виды деятельности, прямо не связанные с образовательной.
    5. Образовательные учреждения, осуществляя экономическую деятельность, вступают во взаимоотношения с налоговой системой. Налоговые льготы, которыми они пользуются, носят ограниченный характер (касаются только нескольких налогов), их предоставление обусловлено содержанием осуществляемой образовательными учреждениями деятельности.

    Вопросы налогообложения доходной деятельности образователь­ного учреждения регулируются Налоговым кодексом РФ. Федераль­ный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения в Закон РФ«Об образовании», исключив все нормы, регулирующие налоговыеотношения. Само слово «налог» больше не встречается в тексте Зако­на «Об образовании».

    Конечно, вопросы налогообложения образовательного учреждения достаточно сложны для директора школы. Тут не обойтись без помо­щи квалифицированных специалистов: бухгалтера, экономиста. Нашацель сейчас не научить директора самостоятельно вести налоговыйучет, а дать общие представления о том, плательщиком каких налогови в каких размерах является образовательное учреждение, каким об­разом можно оптимизировать уплату налогов, как не допустить со­вершения типичных для образовательных учреждений нарушений на­логового законодательства. Поэтому мы рассмотрим основные мо­менты налогообложения образовательных учреждений, не вдаваясь вподробности ведения и сдачи налоговой отчетности.

    Образовательное учреждение изначально находится на общем ре­жиме налогообложения. На сегодняшний день общий режим нало­гообложения является единственно возможным для государствен­ных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме общего режима налогообложения существуют специальные режимы. Для организаций сферы образования весьма выгодной является упро­щенная система налогообложения, позволяющая уменьшить нало­говое бремя и упростить налоговую отчетность. Однако для бюд­жетных учреждений, к которым, напоминаем, относятся все государственные и муниципальные образовательные учреждения, пе­реход на упрощенную систему налогообложения не допускается (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой режим может быть использо­ван только различного рода негосударственными образовательны­ми организациями, оказывающими дополнительные образователь­ные услуги.

    При общем режиме налогообложения любая доходная деятельностьобразовательного учреждения подлежит налогообложению налогомна добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работни­кам — единым социальным налогом, если налоговым законодатель­ством не установлены те или иные налоговые льготы.

    Налог на добавленную стоимость (НДС)

    НДС облагается реализация товаров, выполнение работ и оказаниеуслуг на территории Российской Федерации.

    НДС представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара (работы, услуги) и оплачивается покупателем, заказчи­ком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполни­телем услуг, т.е. школой.

    Сумма налога исчисляется по соответствующей налоговой ставке исходя из суммы, полученной от реализации товаров (работ, услуг). НК РФ в зависимости от того, что является предметом реализации, предусматривает три величины налоговых ставок: 0, 10 и 18 процен­тов. В деятельности образовательных учреждений может иметь местоприменение налоговой ставки 10 или 18%. Так, например, если обра­зовательное учреждение сдает в аренду помещение и сумма аренднойплаты составляет без учета НДС 5000 рублей, то общая сумма, кото­рую заплатит арендатор, будет составлять 5000 + 18% = 5900 рублей(в том числе, 900 рублей — НДС).

    Кроме того, для образовательных учреждений НК РФ устанавливает налоговые льготы. Так, не подлежат налогообложению (освобождают­ся от налогообложения) НДС:

    — услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, прове­дению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следует отметить, что наличие лицензии для применения льготы по НДС припроведении занятий с детьми в кружках и секциях для общеобразовательных учреждений предусмотрено п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно ко­торому деятельность, подлежащая лицензированию, не облагаетсяНДС при наличии соответствующей лицензии. Требование наличия ли­цензии при организации кружков и секций (т.е. реализации программ дополнительного образования детей) предусматривается п. 2 Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении*;

    —реализация продуктов питания, непосредственно произведенныхстуденческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошколь­ных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а такжепродуктов питания, непосредственно произведенных организациямиобщественного питания и реализуемых ими указанным столовым илиуказанным учреждениям. Данная льгота применяется в отношении сту­денческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений,столовых медицинских организаций только в случае полного или час­тичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средствфонда обязательного медицинского страхования (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

    —услуги в сфере образования по проведению некоммерческимиобразовательными организациями учебно-производственного (по на­правлениям основного и дополнительного образования, указанным влицензии) или воспитательного процесса, за исключением консуль­тационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

    Таким образом, не облагаются НДС платные образовательные ус­луги как по дополнительным профессиональным программам, ока­зываемые образовательным учреждением в виде занятий в факуль­тативных кружках и секциях, так и по преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторству, по проведению заня­тий по углубленному изучению предметов при наличии соответству­ющей лицензии (т.е. при указании данных программ в приложении к основной лицензии на осуществление образовательной деятель­ности).

    Следует отметить, что судебная практика признает наличие льготыпо НДС и в случаях, когда в суммы платы за обучение включены и услуги гардероба, охраны, исходя из того, что такие услуги признаются необходимой составляющей образовательного процесса.

    Во многих государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях столовые обслуживаются соответствующими комбината­ми питания, которые и осуществляют учет произведенных и реализо­ванных товаров, а администрация образовательного учреждения име­ет возможность отстраниться по крайней мере от налогового учетадеятельности столовой. Однако нередки случаи, когда столовые функ­ционируют и как структурные подразделения учреждения. Поэтому рассмотрим условия, при соблюдении которых возможно освобож­дение реализации продуктов питания в столовых от НДС:

    —образовательное учреждение является государственным или му­ниципальным, и столовая финансируется частично или полностью изсоответствующего бюджета;

    —продукты питания производятся в столовой. При этом Налоговыйкодекс РФ не раскрывает понятие «производства», включается ли сюда,например, разогрев, расфасовка продуктов, разлив напитков? Нало­говый кодекс РФ не дает четкого ответа на данный вопрос.

    Очевидно, что облагаются НДС реализация продуктов питания, про­изведенных и расфасованных на стороне (конфеты, шоколад, напиткив бутылках и т.д.), а, следовательно, образовательное учреждение,реализуя и те, и другие продукты, должно вести раздельный учет такихопераций, что на практике крайне затруднительно. Также следует иметьв виду, что часть продуктов питания (например, хлебобулочные изде­лия) облагается НДС по ставке 10%, другие же продукты (например,шоколад, газированные напитки) подлежат налогообложению по ставке18% (ст. 164 НК РФ).

    Сдача в аренду как движимого, так и недвижимого имущества обла­гается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

    Кроме указанных выше налоговых льгот для учреждений сферы об­разования, НК РФ устанавливает общее (для всех организаций, в томчисле и для государственных и муниципальных образовательных уч­реждений) правило освобождения от налогообложения НДС. Соглас­но п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с ис­числением и уплатой налога, если за три предшествующих последо­вательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в сово­купности два миллиона рублей. Как видим, многие учреждения обще­го образования могут использовать это освобождение. В таком слу­чае не подлежат обложению НДС все операции образовательного уч­реждения (в том числе и сдача имущества в аренду, реализация то­варов, производимых учреждением и т.д.).

    Для получения права на освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика по НДС необходимо не позднее 20-го числа ме­сяца, начиная с которого организация претендует на освобождение, представить в налоговый орган:

    письменное уведомление об использовании права на освобожде­ние от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с ис­числением и уплатой НДС (форма утверждена приказом Министер­ства РФ по налогам и сборам от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);

    выписку из бухгалтерского баланса;

    выписку из книги продаж;

    копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

    Уведомление и соответствующие документы могут передаваться не­посредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом.В последнем случае днем их представления в налоговый орган счита­ется шестой день со дня направления заказного письма.

    Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев, по истечениикоторых учреждение может продлить срок действия освобождения.


    Налог на прибыль организаций

    Государственные и муниципальные образовательные учреждения яв­ляются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на при­быль платится с доходов, полученных от платных образовательных и иныхуслуг, от аренды, от реализации произведенных образовательным уч­реждением товаров (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).

    Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая уста­навливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюд­жетных учреждений.

    Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль опре­деляется как разница между полученной суммой дохода (без учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществ­ленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учрежде­ний, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, получен­ные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.

    На примере оказания платных образовательных услуг рассмотрим,какие расходы могут быть отнесены к числу расходов по коммерчес­кой деятельности:

    1)выплата заработной платы учителям за проведение платных заня­тий (с учетом налогов);

    2)расходы на приобретение книг, учебников для осуществления плат­ных занятий, канцелярских товаров, расходных материалов для копи­ровальной техники.

    При этом важно, чтобы целью использования данных товаров былоименно оказание платных услуг, а не ведение основной образователь­ной деятельности, финансируемой за счет средств учредителя.

    В смете доходов и расходов может быть предусмотрено финанси­рование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транс­портных расходов по обслуживанию административно-управленчес­кого персонала за счет двух источников: средств учредителя и средств, полученных от коммерческой деятельности. В таком случае включениеданных расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческойдеятельности производится пропорционально объему средств, по­лученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов(включая средства учредителя). Следует учитывать, что в общую сум­му доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включа­ются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. При этом еслив смете доходов и расходов финансирование расходов по оплате ком­мунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и наремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюд­жетных средств, вообще не предусматривается, то такие расходы учи­тываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ве­дением такой деятельности.

    Кроме того, согласно п. 4 ст. 321.1. в расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются все расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созда­ны) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расхо­дов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения или не осуществляется за счет бюджетных средств. Такимобразом, если ремонт зданий образовательного учреждения не фи­нансируется за счет соответствующего бюджета, расходы на прове­дение этого ремонта могут включаться в расходы на осуществление коммерческой деятельности и, соответственно, уменьшать налого­вую базу по налогу на прибыль.

    Полученная в результате исчисления сумма доходов бюджетного уч­реждения от коммерческой деятельности облагается по налоговой ставке 24% (ст. 284 НК РФ)*.

    * Эта ставка делится между бюджетами Российской Федерации (6,5%) и субъектов Российской Федерации (17,5%). При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.


    Единый социальный налог

    Образовательное учреждение, как и любая организация, при выпла­те работникам заработной платы и иных выплат, в том числе по граж­данско-правовым договорам оказания услуг, выполнения работ, яв­ляется налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН) (гл. 24 НК РФ).

    Объектом налогообложения ЕСН являются суммы выплат работни­кам, как за счет средств учредителя (сумма налога включается в нор­матив бюджетного финансирования), так и за счет коммерческой дея­тельности, которые включаются в расходы при определении налого­вой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФустанавливает регрессную шкалу налоговых ставок по ЕСН (п. 1 ст. 241),которая, правда, малоприменима для бюджетных учреждений (исхо­дя из того, что ежегодные доходы работников школы редко превыша­ют 280 000 рублей).

    1-4.jpg

    При выплате заработной платы, надбавок, доплат и премий по тру­довым договорам налогообложение ЕСН идет по графе «итого». При выполнении той или иной работы, оказании услуг физическими лица­ми по гражданско-правовым договорам ставка по ЕСН уменьшается на платеж в Фонд социального страхования Российской Федерации(т.е. на 2,9%) (п. 3 ст. 238 НК РФ). При привлечении преподавателей кпроведению занятий по обучению детей заключается гражданско-пра­вовой договор оказания услуг.

    В ЕСН включаются суммы, выплачиваемые в качестве страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование. Данные страховые взносы зачитываются в сумме налога, подлежащей уплате в федеральныйбюджет (графа 2 таблицы 1) (п. 3 ст. 236 НК РФ). Федеральным зако­ном от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсион­ном страховании в Российской Федерации» установлены следующиеставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

    База а -а -з а а з -аа-а

    Читайте также: