Налогообложение кредитных организаций 2020

Опубликовано: 18.05.2024

Раздел 3. Налогообложение кредитных организаций

Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Тема 2. Особенности уплаты налога на прибыль кредитными организациями

Тема 3. Особенности уплаты кредитными организациями налога на добавленную стоимость (НДС)

Тема 4. Налог на имущество кредитных организаций

Тема 5. Прочие виды налогов и сборов, уплачиваемых кредитными организациями

Тема 6. Единый социальный налог

Тема 7. Налог на доходы с физических лиц

Тема 8. Контрольная работа налоговых органов

Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Определение налога и сбора. Функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная. Планирование и прогнозирование налоговых платежей. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения. Роль налогов в регулировании экономики.

Налоговая политика в условиях рыночной экономики. Налоговый кодекс Российской Федерации и основные направления совершенствования налогообложения. Налоговые льготы. Объект налогообложения и налоговая база. Налоговый период.

Состав и структура налоговой системы Российской Федерации и ее эволюция.

Основные виды налогов: прямые, косвенные.

Классификация налогов по уровням государственного управления: федеральные, региональные и местные.

Распределение налогов между федеральными, региональными и местными бюджетами. Налоги закрепленные и регулирующие.

Налогообложение юридических и физических лиц. Права и обязанности налогоплательщиков. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Виды санкций за нарушение налогового законодательства. Налоговый кодекс Российской Федерации о новых формах взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Контроль кредитных организаций за соблюдением клиентами налогового законодательства.

Обязанности и функции кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков. Виды налогов, уплачиваемых кредитными организациями.

Роль и функции кредитных организаций как налоговых агентов.

Ответственность кредитных организаций за совершение налоговых правонарушений.

Тема 2. Особенности уплаты налога на прибыль кредитными организациями

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль кредитными организациями. Доходы и расходы, формирующие финансовые результаты деятельности банков, и их влияние на налоги банков. Расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг, и иные расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль. Методика исчисления налога на прибыль коммерческого банка.

Состав доходов, включаемых в облагаемый оборот. Необлагаемые доходы по налогу на прибыль.

Ставка налога на прибыль кредитных организаций. Льготы по налогу на прибыль, условия их применения.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль кредитной организации.

Тема 3. Особенности уплаты кредитными организациями налога на добавленную стоимость (НДС)

Методика определения объекта обложения и налоговой базы по НДС.

Перечень банковских операций, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость. Ставка налога, сроки уплаты в бюджет.

Методика исчисления и уплаты НДС кредитными организациями.

Тема 4. Налог на имущество кредитных организаций

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на имущество кредитных организаций.

Ставки налога, порядок и сроки уплаты его в бюджет.

Тема 5. Прочие виды налогов и сборов, уплачиваемых кредитными организациями

Методика определения транспортного налога. Ставка, порядок уплаты. Методика определения налоговой базы при исчислении земельного налога. Ставка налога, порядок его уплаты, льготы.

Методика исчисления налога на операции с ценными бумагами. Методика определения налогообложения доходов по ценным бумагам. Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по ценным бумагам.

Налог на рекламу. Порядок исчисления и уплаты. Ставка налога. Льготы по налогу.

Тема 6. Единый социальный налог

Порядок уплаты кредитными организациями единого социального налога. Ставка налога. Перечень выплат, на которые не начисляется ЕСН.

Тема 7. Налог на доходы с физических лиц

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на доходы с физических лиц. Ставка налога и порядок его уплаты. Система вычетов. Порядок декларирования доходов граждан.

Особенности заполнения декларации о доходах физических лиц.

Особенности обложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды.

Тема 8. Контрольная работа налоговых органов

Виды, формы и направления контрольной работы налоговых органов.

Задачи камеральной проверки.

Регламент выездных проверок, методика их ведения.

Оформление результатов выездных проверок.

Порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.


>
Финансы кредитных организаций: менеджмент и анализ
Содержание
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Решение о списании задолженности по «коронавирусному» кредиту банк примет в случае соблюдения ряда условий. О том, что это за условия, напомнило Минэкономразвития.

Льготный кредит на возобновление деятельности

Все организации вне зависимости от того, субъекты МСП они или нет, в период с 1 июня 2020 по 1 ноября 2020 года могли получить льготный кредит на возобновление деятельности по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696. Срок предоставления кредита – до 30 июня 2021 года.

Кредитование предполагало установление 3-х периодов:

  • до 1 декабря 2020 года – базового;
  • с 1 декабря 2020 до 1 апреля 2021 года – период наблюдения;
  • периода погашения.

С 1 апреля 2021 года банки начнут списывать кредиты клиентам, которые выполнили условия по сохранению занятости за период наблюдения.

Банк примет решение о списании задолженности на основании сведений о численности работников по итогам февраля 2021 года по форме СЗВ-М, которую организации-заемщику надо было предоставить в ПФР в срок до 15 марта 2021 года.

Однако, есть и другие условия, которые компании надо выполнить для того, чтобы ей списали кредит. О том, что это за условия, рассказали в Минэкономразвития.

Условия списания кредита на возобновление деятельности

Заемщику спишут долги по кредиту, если:

  • по состоянию на 31 марта 2021 года организация не приостановила свою деятельность, в отношении нее не введены банкротные процедуры. Если заемщик – ИП, то он не должен быть лишен этого статуса;
  • численность работников компании-заемщика по форме СЗВ-М по итогам декабря 2020 года, января и февраля 2021 года составляет не менее 80% от численности ее работников, которая размещена в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года.

Напомним, что ранее существовало и 3-е условие о том, что средняя зарплата работника заемщика должна быть не ниже МРОТ. Однако, из перечня требований оно было исключено (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976). Вместо этого условия добавили новое – зарплату надо выплачивать в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Как определят объем списания

Сколько средств по кредитному договору вам спишут, зависит от численности сотрудников. При этом:

  • долг по кредиту спишут полностью, если отношение численности работников компании по состоянию на 1 марта 2021 года к численности ее работников по состоянию на 1 июня 2020 г. составляет не менее 90 %;
  • спишут половину долга, если отношение численности работников организации по состоянию на 1 марта 2021 года к численности ее работников по состоянию на 1 июня 2020 года составляет не менее 80 %, но не более 90 %.

Данные о количестве работников возьмут из отчета по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.

Последствия несоблюдения условий для списания кредита

Если условия, установленные в базовый период либо в период наблюдения, не выполнены, то кредитный договор переведут на период погашения.

В период погашения действует не льготная, а стандартная ставка по договору.

Информацию о принятом решении о переводе кредитного договора на период погашения банк должен сообщить заемщику в срок до 31 марта 2021 года включительно.

Если заемщик не согласен с этим решением, он должен обратиться в банк, чтобы уточнить, по какой причине договор был переведен на период погашения.

Кроме того по теме:

Налоговые последствия при списании кредита

Организация, которая была освобождена от обязанности возвратить кредит, налог на прибыль с доходов в виде полностью или частично списанного кредита и процентов по нему, платить не должна.

Помимо этого, суммы списанной задолженности по кредитному договору и процентов по нему, не надо учитывать при определении налоговой базы по НДФЛ и расчете «упрощенного» налога (п. 62.2 ст. 217, пп. 21.4 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса).

Это может быть интересно:

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Вышло письмо ЦБ, смягчающее антиотмывочную политику для малого и среднего бизнеса — допустимая (неподозрительная) налоговая нагрузка снижена с 0,9 до 0,5 % от оборота.

С 10 января 2021 года начинают действовать изменения из 208-ФЗ относительно операций, подлежащих обязательному контролю. Под контроль попадут любые операции с наличными, если речь идет о сумме от 600 тысяч рублей.

Кроме того, разработана очередная партия поправок в 115-ФЗ, которые предусматривают введение сервиса ЗСК и отнесение банковских клиентов к одной из трех групп риска.

В этом материале — краткий обзор трех вышеперечисленных документов.

Снижение критерия по уплаченным налогам

Вышло письмо ЦБ № ИН-014-12/165 от 26.11.2020 , которое уточняет применение Методических указаний от 27.07.2017 № 18-МР .

Сначала вкратце напомним, о чем идет речь в методичке № 18-МР.

Этим документам ЦБ дал рекомендации банкам, как выявлять сомнительные операции.

В нем содержится ряд критериев. Один из них связан с уплатой налогов. Их размер должен быть примерно на уровне 0,9 % от оборота по счету.

При этом ЦБ отмечает, что уплата налогов в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для автоматического признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

Есть в 18-МР и другие критерии подозрительности — например, отсутствие операций по перечислению зарплаты, НДФЛ и взносов, или выплата зарплаты в размере ниже прожиточного минимума.

Недавним письмом ЦБ уточнил «налоговый критерий» методички. За 4 квартал 2020 года неподозрительным будет налог в размере 0,5 % от оборота вместо 0,9 %.

Это связано с тем, что Постановлением Правительства от 07.11.2020 № 1791 продлили сроки уплаты отдельными организациями и ИП налогов и взносов.

Напомним, ранее критерий налоговой нагрузки уже был снижен с 0,9 % до 0,5 % письмом ЦБ № ИН-014-12/70 от 17.04.2020 , но это снижение действовало только с 1 по 3 кварталы 2020 года.

Теперь эту сниженную норму продлили, распространив на 4 квартал.

В Ак Барс Банке к услугам клиентов — личный менеджер, который ответит на любой вопрос, найдет нужную информацию, подскажет, если с операциями что-то не так. Получить услуги личного менеджера можно, если открыть счет в банке.

Новые критерии по контролю

10 января вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ , который относит любые операции с наличными при сумме от 600 тыс. рублей к подлежащим обязательному контролю (ОПОК).

То есть при снятии со счета юрлица или зачислении на него наличных денег на сумму от 600 тыс. банки обязаны сообщать об этих операциях в Росфинмониторинг. Это и снятие денег на заработную плату, на командировочные цели, внесение торговой выручки на счет и т.д.

Однако поправки не приведут к дополнительным сложностям для компаний. При отсутствии вопросов к деятельности клиента банки не будут препятствовать проведению операций, проводить проверку его деятельности и запрашивать подтверждающие документы.

Под контроль также попадут:

  • лизинг на сумму от 600 тыс. рублей;
  • почтовые переводы на сумму от 100 тыс. рублей;
  • возврат аванса за услуги связи на сумму от 100 тыс. рублей.

Второе и последующие зачисления на счета по гособоронзаказу будут контролироваться от суммы в 10, а не 50 млн руб.

При покупке гражданами драгметаллов и камней в розницу с использованием персонифицированного электронного средства платежа обязательная идентификация будет проводиться от суммы не в 100, а в 200 тыс. руб.

При этом из числа контролируемых операций исключены:

  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого;
  • перевод средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление средств с такого счета (вклада);
  • перевод средств некредитными организациями по поручению клиента.

Введение цветных групп риска

Очередные поправки в 115-ФЗ содержатся в законопроекте № 1064272-7 .

На базе Центробанка создадут централизованный информационный сервис — платформа «Знай своего клиента» (Платформа ЗСК (KYC)), через который банки в онлайн-режиме смогут получать информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур противолегализационного контроля.

Клиенты будут подразделяться на категории:

  • высокий риск (красная зона);
  • средний риск (желтая зона),
  • низкий риск (зеленая зона).

При этом для клиентов с низким и средним риском предполагается минимальный набор антиотмывочных инструментов, предусмотренных противолегализационным законодательством.

К перечислению денег между зелеными клиентами у банков претензий не будет.

Желтым могут отказать в совершении операции, если она сомнительная.

Для красных клиентов в новой редакции 115-ФЗ будет прописано множество запретов. Фактически такие компании и ИП будут лишены возможности проводить платежи. Впрочем, принимать оплату от клиентов на свой счет они тоже не смогут, так как платежи в адрес красных клиентов проводиться не будут, даже если платежка идет от зеленого клиента.

Открыть счет в другом банке они тоже не смогут, потому что при открытии счета банк должен сверяться со списком — проверять, к какой группе риска потенциального клиента отнес ЦБ.

Банки будут оповещать клиентов об отнесении их к той или иной группе риска: зеленых и желтых — по запросу, красных — в обязательно порядке.

Организации и ИП будут иметь право оспорить отнесение их к плохой группе риска. Кроме того, банк сам может вступиться за клиента, если он не согласен с решением ЦБ по группе риска.

В Ак Барс Банке вы можете получить правовую помощь онлайн. Это удобно и дешевле, чем юрист в штате. Мы всегда на связи. Консультируем как устно, так и письменно. Подключайтесь к программе.

Если оспорить отнесение к красной группе не получится, банк закроет расчетный счет высокорискового клиента и перечислит остатки его денег в бюджет РФ.

Критерии отнесения юрлиц и ИП к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций будут определять Банк России совместно с Росфинмониторингом. Эти критерии будут публиковаться на официальном сайте ЦБ

Разработчики проекта в пояснительной записке перечислили положительные моменты от принятия законопроекта. Проект позволит:

  • снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в первую очередь, на малый и микро-бизнес;
  • снизить количество дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций;
  • акцентировать работу кредитных организаций только на сомнительных клиентах;
  • снизить превентивные ограничительные меры со стороны кредитных организаций при выявлении незначительных и «технических» рисков ОД/ФТ;
  • снизить расходы бизнеса на взаимодействие с кредитными организациями и подготовку документов, обосновывающих реальную хозяйственную деятельность;
  • снизить уровень вовлеченности кредитных организаций в проведение сомнительных операций;
  • снизить объемы сомнительных операций;
  • повысить эффективность национальной системы ПОД/ФТ.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на днях на съезде «Опоры России», так прокомментировала будущее нововведение: «Анализ риска клиента теперь будет не на стороне самого банка, а на стороне платформы, созданной Центральным банком, и которая по принципу светофора будет относить компании к трем группам риска. И банки будут концентрировать свое внимание только на группе, которая обладает этими признаками риска, на анализе деятельности клиентов с потенциально более высокими рисками».

Она отметила, что ввод этой платформы в постоянную эксплуатацию планируется в конце 2021 года, с последующим масштабированием на все кредитные организации до конца 1 квартала 2022 года.

Елизавета Кобрина

В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

  • Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
  • Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
  • Бухучёт кредита на возобновление деятельности
  • Бухучёт коронавирусных субсидий
  • Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Российские банки: финансовые итоги 2020 года

Центробанк спас банковский сектор в разгар экономического кризиса и дал ему год на разбор проблем. Банкиры в непростых условиях пандемии не допустили серьезных сбоев в обслуживании клиентов. Корпоративное кредитование показало рекордный рост. Кредитование физлиц поддержала льготная ипотека. Объявлены итоги программы реструктуризации кредитов. Доля проблемных кредитов невелика благодаря льготам Центробанка. Объемы вкладов растут вопреки рекордно низким ставкам. Крупнейшие банки заработали хорошую прибыль. Наступивший 2021 год станет для банков годом разбора и решения проблем.

По итогам 2020 года основные показатели деятельности банков выросли. Банки даже в самый разгар кризиса экономики, вызванного пандемией коронавируса, продолжали проводить расчеты клиентов и наращивали корпоративное кредитование. Большую помощь банкам в прохождении кризиса экономики оказали регуляторные послабления, которые ввел весной 2020 года Банк России.

Согласно данным Банка России, за 2020 года активы банков выросли на 12,5% с учетом влияния валютной переоценки и составили 103,8 трлн. рублей.

Объем кредитов физлицам вырос на 13,5% и составил 20 трлн. рублей. Для сравнения – за 2019 год рост кредитного портфеля физлицам составил 18,6%. Темпы роста замедлились в основном из-за торможения необеспеченного потребительского кредитования, в котором сосредоточены самые высокие риски. При этом наибольшее увеличение выдач произошло в марте, что связано с увеличением спроса перед введением карантина. В апреле и мае наблюдался спад в розничном кредитовании, что в основном объясняется введенными мерами изоляции и ограничениями в работе отделений банков. После прохождения пика кризиса банки активизировали выдачу розничных кредитов, активное наращивание розничных кредитных портфелей произошло в июле-октябре.

Ипотека остается основным драйвером роста розничного кредитного портфеля, как из-за популярности программы «льготная ипотека под 6,5% годовых», так и из-за общего снижения ставок. Процентная ставка по кредитам на новостройки за год упала с 8,3% до 5,9% годовых, а по кредитам на вторичном рынке – с 9,3% до 8% годовых. За год было выдано 1,7 миллиона ипотечных кредитов на общую сумму 4,3 трлн. рублей. Рефинансировано было около 200 тысяч ипотечных кредитов. По итогам 2020 года рост объема ипотечного кредитного портфеля даже с учетом плановых погашений и рефинансирования составил 25%.

Рост необеспеченных потребкредитов составил 9,2%, что значительно меньше показателя 2019 года (+20,9%). Банки не стремились наращивать потребкредитование как из-за введенных ранее Банком России ограничений, так и из-за общей экономической неопределенности во время пандемии. Доля просроченных кредитов физлицам составила на конец года всего 4,7%.

Объем кредитов юрлицам вырос на 9,9% и составил 44,8 трлн. рублей. Пик выдач пришелся на март и апрель, что связано с необходимостью компенсировать выпадающие из-за введения карантина денежные потоки компаний, а также на июль-октябрь – время возобновления деловой активности. Для сравнения – за весь 2019 год портфель кредитов предприятиям возрос на 5,8%, т.е. в 2020 году банки активизировали кредитование предприятий, что помогло компаниям пройти острую фазу экономического кризиса. Доля просроченных кредитов предприятиям составила на конец года 7,1%.

За апрель-декабрь банки провели масштабную программу реструктуризации кредитов предприятиям и частным лицам на общую сумму 6,8 трлн. рублей, что составляет около 10% от общего кредитного портфеля. Было реструктурировано 1,8 миллионов кредитных договоров с физлицами на общую сумму 860 млрд. рублей. Компаниям малого и среднего бизнеса реструктурировано 95 тысяч кредитных договоров на сумму 840 млрд. рублей. Кредиты компаниям крупного бизнеса были реструктурированы на сумму 5,1 трлн. рублей или 14,4% от общего размера кредитного портфеля. По прогнозам Банка России, 20%-30% этих кредитов окажутся проблемными, что составит всего лишь 2%-3% от общего кредитного портфеля.

Запас капитала банковской системы на конец года оценивается Центробанком в 7 трлн. рублей или 11% от сводного кредитного портфеля. Именно такой объем ссуд банки смогут списать за счет собственных средств в случае необходимости без нарушения обязательных нормативов. Однако в банковской системе этот запас капитала распределен между банками очень неравномерно.


Средства физлиц в банках за 2020 год возросли на 4,2% до 32,7 трлн. рублей без учета остатков на счетах эскроу. Это заметно меньше, чем в 2019 году, когда рост объемов средств физлиц составил 9,7%.

При этом объем вкладов населения за 2020 год сократился на 7% до 21,2 трлн. рублей, а остатки на текущих счетах физлиц возросли на 54% до 11,6 трлн. рублей. Таким образом, часть средств с закрытых вкладов и часть полученных антикризисных пособий и годовых выплат остались на текущих счетах физлиц, с которых они могут быть в любой момент потрачены на покупки товаров или валюты. Основной объем притока средств физлиц традиционно пришелся на декабрь. В значительной степени средства физлиц в банках растут за счет роста остатков на счетах эскроу, накопленный объем этих средств достиг 1,2 трлн. рублей. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым вкладам физических лиц стабильно снижалась. Ставки по рублевым депозитам на конец года составляли в среднем 4,2% годовых.

Совокупный объем депозитов и средств организаций на счетах за 2020 года возрос на 15,9% до 32,6 трлн. рублей.


Прибыль банковского сектора за 2020 год составила 1,6 трлн. рублей, что сравнимо с результатом 2019 года (1,5 трлн. рублей). Однако в 2019 году прибыль частично была показана как следствие применения банками корректировок в соответствии с МСФО-9, поэтому общий финансовый результат банковского сектора за 2020 год весьма удачен. Убыток по итогам 2020 года показали 75 банков. При этом доля активов прибыльных банков составляет 98% от общих активов банковской системы, т.е. убыточными были в основном небольшие банки.

Более детально ситуацию в крупнейших банках страны можно узнать из приведенных ниже таблиц. Эти данные приведены без учета влияния валютной переоценки.

Таблица 1. Банки с максимальным размером кредитного портфеля предприятиям

Размер кредитного портфеля на 1 января 2021г., млн. рублей

Размер кредитного портфеля на 1 января 2020г., млн. рублей

Изменение, млн. рублей

Московский Кредитный Банк

Всероссийский Банк Развития Регионов

Московский Индустриальный Банк

Источник – данные Банка России и портала Банки.Ру

Как видим, большинство крупных банков активно наращивали корпоративное кредитование. В абсолютном выражении значительно нарастили объем кредитного портфеля предприятиям Сбербанк и ВТБ. В относительном выражении значительно нарастили портфели Банк Дом.РФ и Совкомбанк.

Таблица 2. Банки с максимальным размером кредитного портфеля физлицам

Размер кредитного портфеля на 1 января 2021г., млн. рублей

Размер кредитного портфеля на 1 января 2020г., млн. рублей

Изменение, млн. рублей

Хоум Кредит Банк

Московский Кредитный Банк

Источник – данные Банка России и портала Банки.Ру

В абсолютном выражении сильнее всего нарастили объемы портфелей Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк. При этом объем кредитного портфеля лидеров рынка – Сбербанка и ВТБ значительно превышает объемы кредитных портфелей других банков.

В относительном выражении значительно нарастили объем портфелей Банк ДОМ.РФ, ФК «Открытие» и Альфа-банк. Некоторые банки, в том числе традиционно делавшие упор на розницу, заметно сбавили темп наращивания портфелей в сравнении с рекордными показателями 2019 года. Напомним, что банк Уралсиб проходит процедуру финансового оздоровления.

Таблица 3. Банки с максимальным размером просроченной ссудной задолженности в сводном кредитном портфеле

Размер просрочки на 1 января 2021г., млн. рублей

Размер просрочки на 1 января 2020г., млн. рублей

Изменение, млн. рублей

Московский Индустриальный Банк

Московский Кредитный Банк

Московский Областной Банк

Источник – данные Банка России и портала Банки.Ру

В таблице показана суммарная просрочка банков по кредитам предприятий и частных лиц. Заметно нарастили объемы просрочки Сбербанк, ВТБ и банк «Траст». А лучше всех разбор проблемных долгов удался Россельхозбанку и банку «Открытие». Особо отметим рекордные результаты «банка плохих долгов» – банка «Траст», который собрал крупнейший портфель проблемных кредитов в банковской отрасли. Напомним, что БМ-Банк, Мособлбанк, Инвестторгбанк, банк «Пересвет» и банк «Таврический» проходят процедуру финансового оздоровления.

С учетом ухудшения экономической ситуации Банк России ожидает роста просрочки и проблемных кредитов, который будет сглажен из-за реструктуризации части кредитов в рамках предусмотренных законом кредитных каникул или собственных программ банков.

Таблица 4. Крупнейшие банки по объему средств предприятий

Размер средств предприятий на 1 января 2021г., млн. рублей

Размер средств предприятий на 1 января 2020г., млн. рублей

Изменение, млн. рублей

Московский Кредитный Банк

Национальный Клиринговый Центр

Всероссийский Банк Развития Регионов

Источник – данные Банка России и портала Банки.Ру

Таблица 5. Крупнейшие банки по объему вкладов физлиц

Размер вкладов физлиц на 1 января 2021г., млн. рублей

Размер вкладов физлиц на 1 января 2020г., млн. рублей

Изменение, млн. рублей

Московский Кредитный Банк

Уральский Банк Реконструкции и Развития

Московский Индустриальный Банк

Источник – данные Банка России и портала Банки.Ру

Мы видим, что, несмотря на рекордное снижение процентных ставок, активные на рынке банки показали заметный прирост портфеля вкладов физлиц. Отметим, что частично рост объемов вкладов объясняется валютной переоценкой, т.к. после девальвации рубля валютные депозиты в рублях показали заметный рост.

Таблица 6. 20 самых прибыльных банков

Чистая прибыль на 1 января 2021г., млн. рублей

Финансовый результат на 1 января 2020г., млн. рублей

Изменение, млн. рублей

Московский Кредитный Банк

Национальный Клиринговый Центр

Московский Индустриальный Банк

Источник – данные Банка России и портала Банки.Ру

Таблица 7. 20 самых убыточных банков

Убыток на 1 января 2021г., млн. рублей

Финансовый результат на 1 января 2020г., млн. рублей

Изменение, млн. рублей

Севастопольский Морской Банк

Кредит Европа Банк

Банк ПСА Финанс Рус

Источник – данные Банка России и портала Банки.Ру

В целом в банковском секторе России за 2020 год наблюдались резкие колебания значений ряда важных показателей работы, что хорошо видно из приведенных данных финансовой отчетности. Это было вызвано крайне сложными условиями работы банков и их клиентов в период действия карантинных мер, а также последующим медленным восстановлением деловой активности во время второй волны пандемии осенью.

Однако российский банковский сектор даже в разгар кризиса в чрезвычайно сложных условиях продолжал обеспечивать прохождение расчетов и оказание всех видов банковских услуг как предприятиям, так и населению. Это достижение, безусловно, стало следствием как напряженной работы банкиров, так и очень оперативной и продуманной реакции на кризис Банка России. Именно в условиях пандемии как никогда пригодились системы дистанционного банковского обслуживания, получившие в 2020 году новый толчок к развитию.

Очевидно, прохождение предыдущих кризисов послужило хорошей школой всем участникам рынка. Банк России в самый разгар кризиса показал высокий профессионализм своих сотрудников. Представители регулятора активно общались как с участниками рынка, так и со СМИ, разъясняя банкам и их клиентам решения регулятора. Однако нужно помнить, что из-за введенных Банком России регуляторных послаблений негативные тенденции в экономике еще не получили свое отражение в банковской отчетности в полном объеме.

Важной чертой экономического кризиса 2020 года стала мягкая процентная политика Банка России. Если в прошлые крупные кризисы 2008 и 2014 годов регулятор резко увеличивал ключевую ставку, то летом 2020 года Банк России, наоборот, опустил ключевую ставку до исторически низкого уровня в 4,25% годовых. Это решение оказало существенную поддержку экономике.

Судя по последним выступлениям главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, снижение ставки пока приостановлено из-за роста инфляции. Однако столь низкий уровень ставок создает совершенно новые условия работы для банков. Упавший абсолютный размер процентных доходов снизит размер прибыли и удлинит во времени процесс списания проблемных кредитов.

Благодаря снижению ключевой ставки и ставки по банковским вкладам достигли исторически минимальных значений. Низкие ставки, девальвация рубля и введение налога на крупные банковские вклады спровоцировали отток вкладов в разгар кризиса, в первую очередь – вкладов в инвалюте. Значительная доля изъятых вкладов осталось в банках на текущих счетах и может быть изъята при дальнейшем ухудшении ситуации в экономике. Изъятые из банков средства частично были направлены россиянами на фондовый рынок. В результате 2020 год стал годом небывало активного роста числа частных инвесторов.

Быстрое наращивание банками объемов розничного кредитования стало одним из важнейших трендов 2019 года. В 2020 году рост необеспеченного розничного кредитования резко замедлился из-за принятых ранее мер Центробанка, направленных на ограничение кредитной задолженности россиян, из-за карантинных мер, а также из-за более тщательного рассмотрения банками кредитных заявок и ужесточения подхода к рискам. Кредитование корпоративных заемщиков в 2020 году оживилось. Компании стремились компенсировать падение выручки весной из-за введения карантинных мер, девальвации рубля и вызванного этими процессами кризиса экономики. Осенью же компаниям понадобились дополнительные средства для наращивания деловой активности.

Ситуация с ликвидностью в банковском секторе заметно ухудшилась, структурный профицит рублевой ликвидности по данным Банка России сократился на конец года до 0,2 трлн. рублей. Это обусловлено в первую очередь ростом эмиссии наличных денег. Россияне в разгар кризиса запасались наличными на период карантина и возможной финансовой неопределенности.

Объем высоколиквидных рублевых активов составил на конец года 15,3 трлн. рублей. Значительная его часть приходится на рыночные активы, под залог которых банки могут при необходимости получить средства в Банке России. Объем высоколиквидных валютных активов банковской системы страны составил $46,7 млрд., чего достаточно для покрытия 15% всех обязательств в валюте.

При этом избыток дешевой ликвидности имеют госбанки, крупные частные банки и «дочки» инобанков. Крупнейшие банки больше всех выигрывают и от размещения свободных бюджетных средств Минфином. В то же время небольшие частные банки иногда вынуждены держать повышенный запас ликвидности, чтобы пережить случайный набег клиентов.

Кроме того, по данным Центробанка нарастает дисбаланс активов и пассивов банков по срочности – происходит рост долгосрочных кредитов при высокой доле депозитов сроком до 1 года. Этот дисбаланс усилился в результате предоставления компаниям и физлицам кредитных каникул.

В 2020 году Банк России не стремился к активной зачистке сектора, дав возможность и время банкирам самим разобраться с проблемными активами. Об этом свидетельствуют и беспрецедентные льготы для банков в части оценки ими проблемных активов. Кроме того, карантинные меры препятствовали проведению выездных комплексных проверок банков сотрудниками Центробанка, эти проверки и отзыв лицензий возобновились только в июле месяце.

За 2020 год было отозвано всего 17 банковских лицензий, еще 8 банков добровольно ушли с рынка, произошло 13 реорганизаций банков в форме их присоединения к более крупным. Для сравнения – за 2019 год были отозваны 31 лицензия.

Растет концентрация активов в крупнейших банках. На долю 11 системно значимых банков (с их дочерними кредитными организациями) в совокупности приходится более 70% активов банковского сектора. При этом в топ-10 по активам входят всего 3 банка, не контролируемых государством, а в некоторых секторах рынка госбанки уже занимают фактически монопольное положение.

Еще задолго до начала кризиса большинство региональных банков оказались отрезаны от участия в большинстве госпрограмм. А во время кризиса значительная часть региональных банков пострадала сильнее, так как основной удар кризиса пришелся на их клиентов – малые и средние региональные предприятия, а также их сотрудников.

Объем прибыли банковской системы России за 2020 год у наиболее успешных банков был даже несколько больше, чем за соответствующий период прошлого года. Но основной объем прибыли традиционно сосредоточен в нескольких крупнейших банках, прежде всего – в госбанках.

Нужно учесть, что серьезные послабления в учете проблемных кредитов и потерь от вложения собственных средств банков в ценные бумаги, которые ввел Банк России в связи с началом нового экономического кризиса, самым благотворным образом повлияли на финансовую отчетность банков. Поэтому не стоит обольщаться показанной в отчетности банков хорошей прибылью и невысокой долей просрочки. Реальную долю проблемных активов мы хотя бы примерно сможем оценить, скорее всего, лишь во втором полугодии 2021 года.

В этот раз банки подошли к кризису в значительно лучшей форме, чем, например, в 2014 году. Удаление Центробанком с рынка слабых игроков и повышение требований к качеству работы остальных банков дали свои плоды. Кроме того, в случае возможного ухудшения ситуации в экономике государство окажет помощь крупнейшим российским банкам, в которых сегодня сосредоточена основная часть активов банковского сектора. Однако ухудшение ситуации с пандемией коронавируса, которое произошло в конце 2020 года и невысокая скорость вакцинации населения могут существенно замедлить процесс восстановления российской экономики и снизить темпы развития банковского сектора в 2021 году.

Читайте также: