Сборщик налогов в исламе

Опубликовано: 15.05.2024

Налог – это одна из немногих составляющих жизни, которая, согласно широко известному афоризму, как и смерть, является неизбежной. Налогообложение — это система, которую используют государства для получения средств, обеспечивающих финансирование государственных расходов. Государства используют налоговые поступления для того, чтобы содержать армию и полицию, строить плотины и дороги, обеспечивать работу школ и больниц, предоставлять бедным питание, а пожилым медицинскую помощь и для сотен других целей. Государство не могло бы существовать без налогов, которые формируют бюджетный фонд страны, необходимый для выполнения государством его функций.

Система исламского налогооблажения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII-VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата.Налогообложению в исламе отводится далеко не второстепенная роль. В ходе арабских завоеваний в VI-VIII вв. побежденным народам предоставлялась возможность выбора одной из трех альтернатив: умереть, платить налоги или сменить веру. При этом народы, населявшие завоеванные территории и переходившие в мусульманскую веру, уплачивали менее обременительные исламские налоги. Важнейшей особенностью налогообложения в исламском мире было то, что оно основывалось на священных первоисточниках - Коране и cунне. Поэтому исламские налоги имели не только экономическое, но и религиозное значение. Причем исламскими называются только те налоги, которые утверждены шариатом: закят, ушр, хумс, харадж и джизья.

Ислам имеет совершенно иной взгляд на экономику и налогообложение, так как Исламская основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в Исламе, и в Халифате, при налогообложении уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходы. Исламская система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это означает, что средний человек получит более чистый доход, и он будет обязан платить налог на то имущество, которое останется в конце года. Это будет оказывать существенное влияние на экономику.

Исламские налоги - различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

Закят - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:

2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец - 40 голов, с которых также взимается одна овца;

3. Урожай: зерно и плоды.

4. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;

5. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада - 1/5 часть.

Категорий получателей закята:

1. Бедняки - это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.

2. Неимущие - это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).

3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.

4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, - это люди, веру которых хотят укрепить.

5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.

6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.

7. На дела во имя Аллаха — эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.

8. Путники - люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Ушр (мн. ч. ушур; «десятая часть») - налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой).

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой — харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню (закят) с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин — владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу.




Хумс (или хумус, мн. ч. ахмас; «пятая часть») - отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю.

В последующее время хумсом называлось:

1. доля добычи (ганима), каторая отчислялась в распоряжение главы государства (халифа);

2. пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;

3. налог с добытых продуктов моря (амбра, драгоценные камни, жемчуг);

4. отчисление доли найденного клада(кафиру).

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной.

Налоги с иноверцев:

Джизья - подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определенный налог, а не просто «воздаяние». В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения. Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением — 1,2,4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI—XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман.

Харадж в исламе — государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам. Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьезным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII—IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями.

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте — в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам (Египет), так и натурой (либо в смешанной форме). Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями. По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду.

Харадж бывает трёх видов:

1. аль-Мисаха (муфадана), взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.

2. аль-Муваззафа (мукатаа, мунаджиза), предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.

3. аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая.

Контрольные вопросы:

1. Что такое Закят?

2. Исламские налоги - это?

3. Что такое харадж?

4. Перечислите виды налогов в исламе.

Тестовые вопросы:

а. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

б. это налог на имущество

в. это подушный налог

г. это налог на транспорт

а. это налог на имущество, которым облагается 2,5% имущества граждан, которым они владеют в течении года

б. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

в. это подушный налог

г. это налог на транспорт

а. это налог обязаны выплачивать все совершеннолетние мужчины зимми (немусульманские граждане), которые имеют средства, чтобы его оплатить

б. это налог на имущество

в. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

г. это налог на транспорт

Задания на самостоятельную работу студента (СРС):Сдача глоссария (АРМ).

Провести сравнительный анализ основ исламского права и нормативных документов РК, регулирующих деятельность финансовых институтов (конспект с анализом)

Office-hours (СРСП): Провести сравнительный анализ традиционной и исламской системы налогооблажения (презентация PowerPoint, 10-12 слайдов).

Запрещенные направления инвестирования в мусульманском праве (доклад, 2-3 стр.).


Mожно ли продавать товар пьяному покупателю?

Мой отец держит зеленную лавку, и время от времени к нему заходят пьяные посетители. Можно ли иметь с ними дело? Иногда от них сильно пахнет алкоголем, или они держат в руках банки с пивом.

Хвала Аллаху. Мы адресовали ваш вопрос шейху Мухаммаду ибн Салиху аль-Усаймину. Он ответил, да сохранит его Аллах: — Можно, если они христиане. — Почему? — Потому что христиане верят, что им позволено пить алкоголь. — А что, если один из участников сделки не находится в здравом рассудке? — Но ведь он знает, как совершить покупку? — Пьяный человек может осознавать или не осознавать, что он покупает. — Если он не знает, что творит, с ним нельзя иметь дела. — А если он знает, чего хочет? — В таком случае ничего запретного тут нет, ибо сказано в аяте: «Не приступайте к молитве, когда вы пьяны, до тех пор, пока не поймете смысл того, что произносите» (Сура «ан-Ниса», аят 43). Аллаху ведомо лучше.

Mожно ли брать кредит, чтобы расплатиться с долгами?

У меня был маленький бизнес, но он прогорел. В результате образовался долг в $25 тыс., которые я не могу выплатить. Банк предложил мне взять кредит на три года под 30%. Братья по вере советуют не связываться с рибой (процентной ссудой. — Esquire), потому что это неподчинение Аллаху. Но другие люди, осведомленные в учении, сказали: если это совершенно необходимо, то дозволено. Сейчас мне грозит тюремный срок, и я не знаю, что делать: взять кредит или провести 9 лет за решеткой. Приговор вступит в силу через месяц. Посоветуйте, что мне делать.

Хвала Аллаху. Во‑первых, случившаяся с вами неприятность — это испытание от Всевышнего. Будьте терпеливы, поскольку вы следуете истине, и не сходите с пути благочестия, так как Аллах сказал (интерпретация значения): «И кто боится Аллаха и верен ему, тому он даст выход (из любой сложности)» (Сура «Ат-Талак», аят 2). Во‑вторых, вы должны понимать, что риба явным образом запрещена шариатом и является серьезным грехом. В-третьих, мусульманину дозволено делать запретные вещи, если на то его вынуждают обстоятельства. Аллах сказал (интерпретация значения): «Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «аль-Бакара», аят 173). Основанием для должника, который берет процентный кредит, может быть необходимость, но не простая нужда. Необходимость затрагивает преданность религии, физическое здоровье, рассудок, честь или состояние. Например, если вы рискуете умереть, или потерять конечность, или надолго сесть в тюрьму. Многие люди позволяют себе брать процентные кредиты, полагая необходимыми покупку дома, машины или мобильного телефона. Что касается вашего случая, то если у вас есть возможность добыть деньги дозволительным способом, то нет оправдания для кредита. Если вы можете договориться о рассрочке, у вас тоже нет оправдания. Но если других вариантов нет, а невыплата долга приведет вас в тюрьму, мы надеемся, вы будете одним из тех, кто будет прощен в силу необходимости, и на вас не будет греха. Грех будет на тех, кто дал вам в долг, желая получить рибу, — и на тех, кто, зная о вашем бедственном положении, отказался вам помочь. Аллаху ведомо лучше.

Mожно ли покупать облигации с фиксированной доходностью?

Что говорит закон про облигации с фиксированной доходностью?

Совет по фетвам изучил этот вопрос и сделал следующее заявление: «Облигации, которые представляют из себя обязательство выплатить номинальную стоимость с процентами, — это харам (запрещено. — Esquire), вне зависимости от того, покупают ли их, продают или создают, поскольку они расцениваются как процентная ссуда. Это относится равно к частным компаниям и государственным организациям. Запрет нельзя обойти, называя облигации другими именами, такими, как «сертификаты», «инвестиционные инструменты» или «сбережения», а также выдавая процент за «прибыль», «комиссию» или «возврат на инвестиции».

Mожно ли завышать или занижать цену товара?

Брат по вере работает в мусульманском обувном магазине, хозяева которого часто меняют цены. Например, для одного человека пара ботинок будет стоить $50, а для другого — $90, хотя на ценнике написано «$60». Позволяется ли так торговать?

Продавец должен торговать по тем ценам, которые приняты на рынке. Поступать иначе можно в двух случаях:

1. Если он продает что-то дешевле рыночной стоимости, желая, например, сделать одолжение своему другу. В этом нет ничего плохого, и продавцу нельзя запретить делать это, если он не пытается таким образом навредить другим торговцам, поскольку Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Не должно ни причинять вреда, ни отвечать вредом на вред» (Ибн Маджа, хадис 2340).

2. Если он продает что-то дороже рыночной стоимости, но ненамного, например, не за 20, а за 22. Такая торговля допустима, потому что все так делают, и люди терпимо относятся к этому. Но если цена сильно завышена, а покупатель не знает обычной цены — как в вашем вопросе, — в таком случае это недопустимо и является обманом. У покупателя должна быть возможность вернуть товар. И Аллаху ведомо лучше.


Mожно ли делать скидки знакомым?

Я работаю на Западе, в телекоммуникационной компании. Вместе с коллегой мы контролируем все деньги, приходящие от потребителей. Коллега всегда забирает себе часть этих денег, говоря, что работодатель не дает нам всего, что нам положено. Но наша зарплата соответствует договору. Еще мы делаем скидки нашим знакомым. Пожалуйста, помогите мне, потому что я пытаюсь переубедить коллегу, а он считает, что поступает правильно.

Абу Хурайра (да будет Аллах им доволен) рассказывает, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Есть три признака лицемера: когда он говорит, он лжет, когда он дает обещание, он нарушает его, а когда ему доверяют что-либо, он предает (доверие)» (Сахих аль-Бухари, 33). Что касается этого запрета, нет разницы, предает ли мусульманин доверие своего брата по вере или кафира, доверившего ему свое состояние и имущество. Только будучи честным и достойным доверия, можно дать хороший пример другим мусульманам. Многие нации перешли в ислам, потому что видели честность правоверных торговцев. Напротив, если мусульманин предает и лжет, он отвращает людей от ислама. Согласившись на свою зарплату в компании, вы не можете брать больше без согласия владельца. Утверждение, что вам не дают всего заслуженного вами, не служит оправданием. Откроете эту дверь, и каждый станет поступать так же, а право и доверие будут утеряны. Также недопустимо давать скидки своим знакомым или просто снижать цены. Эти деньги принадлежат не вам. Так что вы оба должны покаяться перед Аллахом, прекратить делать то, что делаете, и не поступать так впредь. Также вы должны вернуть компании все, что вы добавили к своей зарплате и раздали в виде скидок своим знакомым и друзьям. И Аллаху ведомо лучше.

Можно ли заниматься сетевым маркетингом?

Мне предложили стать участником программы сетевого маркетинга (многоуровневая схема вроде пирамиды), но я сомневаюсь, позволительно ли это.

Хвала Аллаху. Работать в упомянутой вами компании, и во всех ей подобных, недопустимо, поскольку эта деятельность включает азарт и склоняет людей покупать что-то, что им не нужно. Также эта работа предполагает неопределенность, обман и несправедливые транзакции. Спросите себя честно — что движет людьми, которые участвуют в сетевом маркетинге? Они хотят получить прибыль, продавая свой продукт на нижних ступенях пирамиды? Или они хотят заняться маркетингом и быстро разбогатеть, поднявшись ступенью выше? В большинстве случаев имеет место второй случай, и люди вносят в предприятие свои сто долларов, надеясь заработать много больше. Это азартная игра. Более того, пирамидальная схема — соблазн для многих неопытных людей, которые надеются найти достаточно последователей, чтобы заработать комиссию. Легкость, с которой многие молодые люди идут в такие компании в надежде быстро разбогатеть, заставляет нас задуматься. Даже если некоторые из них смогут сделать деньги, это произойдет за счет неопытных покупателей. В конце концов, они уже не смогут найти желающих увеличить размер пирамиды. Как верующий может согласиться на богатство, полученное в ущерб его братьям по вере? Аллаху ведомо лучше.

Можно ли работать на таможне?

Я читал, что Пророк запретил макс (налоги, сборы), и те, кто назначают и собирают их, будут сурово наказаны в День воскрешения. Экономики многих стран основаны на таможенных пошлинах, а торговцы включают их в цену товаров. Государства тратят собранные таким образом деньги на инфраструктурные проекты. Объясните мне, что говорит закон об импортных пошлинах и таможне, — можно ли там работать?

Хвала Аллаху. Таможенные пошлины с импорта и экспорта рассматриваются как род макса, а макс — это харам, и работа в этой отрасли — харам, даже в том случае, если власти тратят эти деньги на строительство инфраструктуры. Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) запрещал собирать макс и сурово высказывался по этому поводу. Имам Ахмад, Абу Дауд и аль-Хаким рассказывают, ссылаясь на Укба ибн Амира, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Никто из собирающих макс не войдет в рай». Тот, кто собирает пошлины, — один из главных пособников угнетателей, и сам угнетатель, потому что берет не принадлежащее ему. Более того, собирающий пошлины имеет много общего с бандитом и вором. Тот, кто собирает, тот, кто ведет учет, тот, кто свидетельствует, — все делят тяжесть этого греха. Доказано, что Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал в проповеди в день Ураза-Байрам во время Прощального паломничества: «Ваша кровь и ваше имущество, и ваша честь — священны, так же священны, как этот ваш день на этой вашей земле в этот ваш месяц». Мусульмане должны отказаться от запретного дохода и искать только дозволенного. Есть много способов заработать на жизнь праведным образом, хвала Аллаху. И кто бы ни стремился к независимости положения, Аллах даст ему добиться его.

Mожно ли давать взятки на таможне?

Можно ли дать некоторую сумму денег таможеннику, чтобы уменьшить таможенные сборы? Например, заплатить ему, чтобы он взял меньше или внес исправление в декларацию?

Что касается макса (налога. — Esquire), который собирается с мусульман, то это харам, потому что сказал Аллах (интерпретация значения): «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно» (Ан-Ниса 4:29). И Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя забирать имущество мусульманина кроме как с его согласия» (рассказано имамом Ахмадом). Макс — это подобие налога, который собирали во времена джахилии (до прихода ислама) с торговцев на рынках и заставах. Налог этот — один из суровых грехов, поскольку Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) сказал про женщину, совершившую прелюбодеяние и пришедшую к Пророку (да будет с ним мир и благословение Аллаха), чтобы получить наказание: «Она так каялась, что если бы сборщик макса каялся так же, он был бы прощен». Это показывает, что макс — один из тягчайших грехов. Если мусульманин не может найти способа отвратить это зло, кроме как заплатить денег чиновнику на таможне, то он может так поступить. Но для чиновника, берущего деньги, — это харам. Нельзя давать деньги только в том случае, если взятка приведет к большему злу. Также мы должны напомнить, как важно не произносить лжи. Если человека заставили платить, он должен заплатить и искать воздаяния за несправедливость у Аллаха. И Аллаху ведомо лучше.


Можно ли использовать бонусы авиакомпаний?

Из Саудовской Аравии в Канаду летает несколько авиакомпаний. Некоторые из них заманивают клиентов бонусными баллами, которые накапливаются при каждом полете и впоследствии могут быть использованы для получения большой скидки на билет. Допустимо ли предпочитать одну авиакомпанию другой только из-за бонусной программы?

Нет ничего плохого в том, чтобы использовать бонусные баллы, потому что в конечном счете это всего лишь покупка билета за меньшую цену. Это допустимо, согласно большинству исследователей, поскольку продажи основаны на взаимном согласии двух сторон. Похожая ситуация возникает в случае, когда клиент получает бесплатный билет после нескольких полетов с авиакомпанией. Это тоже допустимый подарок от продавца покупателю. Но надо удостовериться, чтобы цена билета без скидки не была выше, чем у конкурентов: в таком случае покупатель выбирает билет из одной только надежды на будущую скидку. Если человек может и выиграть, и проиграть в результате сделки, она недопустима, поскольку не отличается от азартной игры. Ели человек может либо выиграть, либо ничего не потерять, никакого вреда нет.

Mожно ли проводить интернет-аукционы?

Я работаю в компании, которая занимается интернет-аукционами. Разрешает ли ислам такую деятельность?

Во-первых, согласно самому верному и широко известному мнению правоведов, ислам дозволяет проводить аукционы. В пользу этого есть следующие свидетельства. Один человек захотел освободить раба после своей смерти, но потом ему понадобились деньги, и Пророк (да будет с ним мир и благословение Аллаха) взял невольника и сказал: «Кто купит у меня этого раба?» (Сахих аль-Бухари, 2034) Ибн Баттал считает, что слова Пророка (да будет с ним мир и благословение Аллаха) в этом хадисе указывают, что он отдал раба за самую большую цену, чтобы помочь разоренному человеку.

Во-вторых (рациональный аргумент), на аукционе продавец предлагает товар, а покупатель готов купить его за определенную цену. Если продавца не устраивает цена, сделки просто не происходит. После этого он говорит: «Кто предложит больше?» Второй покупатель может назвать свою цену, и так далее. Каждое предложение — это самостоятельная сделка, и ничего плохого в ней нет. В-третьих, некоторые правоведы говорили, что аукционы могут использоваться только для продажи военных трофеев и наследства. Они ссылались на следующий хадис: «Посланник Аллаха (да будет с ним мир и благословение Аллаха) запретил кому-либо из вас повышать друг другу цену, кроме как на трофеи и наследство» (рассказано имамом Ахмадом, 5398). Их мнение опровергается тем, что хадис этот слабый.

Наконец, ислам запрещает участие в наджше. Слово «наджш» означает «провоцировать», но используется и тогда, когда кто-то пытается продать свой товар по завышенной цене. Для этого на аукцион приходит другой человек, который поднимает цену, не желая купить товар. Вне зависимости от того, делается ли это по согласию с продавцом, это запрещено хадисом: «Посланник Аллаха (да будет с ним мир и благословение Аллаха) запретил искусственное завышение цен» (Сахих аль-Бухари, 2035). В остальном аукционы принадлежат к сделкам, дозволенным шариатом. Таково же и общее мнение мусульман на рынках.

Mожно ли пользоваться торрентами?

Не могли бы вы прояснить правила скачивания электронных книг (они не находятся в свободном доступе) с помощью сайтов или пиринговых технологий?

Что касается книг в открытом доступе — никаких трудностей тут нет, и спрашивать не о чем. Те же книги, которые владельцы не распространяют свободно, скачивать недопустимо, поскольку авторы имеют права, которые могут быть утрачены в результате скачивания. Пиринговые сети, о которых вы завели речь, создаются хакерами, чтобы добывать с сайтов материалы, защищенные копирайтом. Для начала — нет никаких сомнений, что большая часть этих материалов — сама по себе харам, например, песни и фильмы; но мы обсуждаем только дозволенные вещи вроде академических книг. Многочисленные фетвы указывают, что авторские права должны уважаться и что нельзя приобретать никакие материалы без согласия их авторов.

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если человек берет в долг с решимостью не возвращать его [намерение таково], тогда [если так и не вернет, в Судный День] предстанет пред Богом вором [о чем будет не просто говорить, а кричать окружающим весь его ужасающий внешний вид]»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял вора, который лишается кисти [руки] за то, что украл яйцо или веревку»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «В Судный День вы обязательно восстановите [нарушенные вами] права людей [вернете обратно то, что вам не принадлежало, но только уже расплачиваясь своими благодеяниями либо беря на себя чужие грехи]. [И не только вы] даже рогатому барану воздастся равным за [боль, нанесенную] безрогой [овце]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «В День Воскрешения [в знак очевидности, тяжести и пагубности греха] вокруг шеи того, кто несправедливо присвоил [себе, живя в земной обители, даже] пядь[4] [чужой] земли, обовьют [объем почвы этого куска на глубину] семи земель[5] [то есть до самого центра Земли; и он, изнемогая, будет вынужден тащить это на себе на площадь Суда]»[6].

«Передается, что один человек по имени Киркира[7] переносил для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) тяжелые вещи [когда в этом возникала необходимость]. После его смерти Пророк сказал: «Он [окажется] в Аду![8]». Люди отправились посмотреть и обнаружили [среди его вещей] плащ[9], который он [когда-то] украл»[10].

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проклял того, кто дает взятку и того, кто ее берет»[11].

Передается, что однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) отправил одного из своих сподвижников в Хайбар собрать поземельный налог. Люди передали налог, но сборщику налогов лично преподнесли ценный подарок, предложив при этом уменьшить размер налога. Сподвижник на их просьбу ответил: «Предложенное вами — взятка, это незаконно, и мы не принимаем ее»[12].

Сподвижник Пророка ‘Абдулла ибн Мас‘уд передал в качестве взятки два золотых динара за свое освобождение после того, как был [несправедливо] схвачен [и заключен под стражу] в Эфиопии[13].

Большинство ученых не вменяет в вину дачу взятки только лишь в случае, когда человек оказался в ущемленном положении и вынужден защитить себя от несправедливости или же восстановить утраченные права. Есть богословское правило: «Все, что запрещено брать, запрещено и давать, кроме некоторых случаев, из них — взятка для защиты своих прав»[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если тот, кому мы поручили какое-либо дело и определили жалование, возьмет что-то сверх этого, то [данное действие] будет незаконным присвоением имущества»[15].

Поступая по совести, понимаешь, что является очевидно запретным, а что сложно отнести к запретному. Если вы, например, подкупаете должностное лицо, чтобы оно «законно» передало вам то, что вам не полагается, а принадлежит государству или другому человеку, — подобное запретно в Исламе (харам). Но если человека, который выполняет свою должностную обязанность и не ставит условием, что за его работу должны заплатить столько-то, отблагодарят в качестве вознаграждения чем-либо в виде подарка или милостыни, то он может принять, и это канонически не будет считаться взяткой.

Если же человека вынуждают дать взятку и иного способа доказать свою правоту или получить принадлежащее ему по праву просто нет, тогда грешен будет лишь тот, кто принуждает к такому противоправному действию, не оставляя никаких вариантов справедливого решения вопроса в рамках закона[16].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 260, хадис № 2410, «хасан сахих».

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1294, хадис № 6783; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2117, хадис № 6783; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 700, хадис № 7–(1687).

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 1040, хадис № 60–(2582).

[4] Пядь — мера длины, равная 22,5 см.

[5] В Коране говорится про семь земель, созданных наряду с семью небесами. Например: «Аллах (Бог, Господь) — Тот, Кто сотворил семь небес и землю по их подобию [то есть в ней также имеются семь слоев]. Между ними [через эти бескрайние для человека космические просторы] спускаются повеления [Божьи, низводимые ангелами]. [Из раза в раз напоминается вам об этом для того] чтобы знали вы [поняли, наконец], что Господь может абсолютно все [Его сила и мощь ничем не ограничены, и дабы поняли], что все [без исключения] охвачено Его знанием» (Св. Коран, 65:12).

В приведенном хадисе образно показана невыносимая тяжесть греха в результате присвоения себе даже пяди чужой земли и, как следствие, — неподъемность наказания в Судный День. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 130–132.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 614, хадис № 3198; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 735, хадис № 2452; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 656, хадис № 138–(1610).

[7] Есть несколько мнений относительно того, как читается это имя. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 231.

[8] Окажется в Аду в искупление столь серьезного проступка. И это в том случае, если он, этот большой грех, не будет прощен Богом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 231.

[9] Если быть более точным, то в хадисе упоминается аба’, а это название шерстяной одежды в виде плаща.

[10] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 588, хадис № 3074; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 945, хадис № 3074.

[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 396, хадис № 3580, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 234, хадис № 1337, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 249, хадис № 2313, «сахих».

[12] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2004. С. 421, хадис № 3030.

[13] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 22. С. 222.

[14] См.: ас-Суюты Дж. Ашбах ва назаир. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 150.

[15] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 333, хадис № 2943, «сахих».

[16] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 22. С. 222, 223.


Налог – это одна из немногих составляющих жизни, которая, согласно широко известному афоризму, как и смерть, является неизбежной. Налогообложение - это система, которую используют государства для получения средств, обеспечивающих финансирование государственных расходов. Государства используют налоговые поступления для того, чтобы содержать армию и полицию, строить плотины и дороги, обеспечивать работу школ и больниц, предоставлять бедным питание, а пожилым медицинскую помощь и для сотен других целей. Государство не могло бы существовать без налогов, которые формируют бюджетный фонд страны, необходимый для выполнения государством его функций.

Налогообложение и экономика

Государства всего мира используют налогово-бюджетную политику для того, чтобы оказывать влияние на уровень совокупных расходов в экономике. Хотя для большинства стран этот метод перестал быть приоритетом в качестве рычага управления экономикой, все же до 1980-х годов это был основной метод, обеспечивающий отсутствие перегрева экономики и сокращение инфляции. В эпоху Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана использование налогов для управления экономикой уступило место монетаризму, т.е. использованию процентных ставок и денежной массы.

Налоги являются наиболее важным источником доходов современных государств и, как правило, составляют более 90% их доходов. Остальная часть государственных доходов поступает за счет займов. Страны значительно отличаются суммами налогов, которые они собирают. В Соединенных Штатах в 2000 году около 30% валового внутреннего продукта (ВВП) - показатель экономического производства - ушло на налоговые платежи. С исторической точки зрения, 30% – это относительно низкая цифра. В результате очередного этапа снижения налогов в 2003 году, доля налоговых поступлений от ВВП, как ожидалось, была ниже, чем в любое время с 1959 года, когда многие крупные государственные программы, такие как Medicare и Medicaid, не существовали. В Канаде около 35% ВВП страны идет на налоги. Во Франции эта цифра составляет 45%, а в Швеции 51%.

Виды налогов

Существует много видов налогов, которыми государства облагают народ. В большинстве развитых стран, люди выплачивают налог на прибыль, когда они зарабатывают деньги, налог на потребление, когда они их тратят, налог на имущество, когда они владеют домом или землей, а в некоторых случаях налог на наследство, когда они умирают. В США все уровни органов власти - федеральные, государственные и местные - собирают налоги. Налоги на доходы населения играют важную роль в системе доходов всех развитых стран. В США личный подоходный налог является самым крупным источником государственного дохода. В 2006 году на его долю пришлось почти 50% всех доходов федерального бюджета.

Налог на потребление служит символом Запада. Такой налог налагается на товары и услуги. Основные виды налога на потребление: общий налог с продаж, акцизы, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины. Величина ставки общего налога с продаж является единой для большого числа товаров и, в некоторых случаях, услуг.

В 1990 году в Великобритании была реализована система местного подушного налога. Британцы посчитали этот налог настолько несправедливым, что провели ряд демонстраций, в том числе с применением силы, по всей стране. Крайняя непопулярность этого налога способствовала отставке премьер-министра Маргарет Тэтчер. Ее преемник Джон Мейджор, в 1991 году отменил этот налог. В США в 1964 году была принята 24-я поправка к конституции, которая запретила взимать избирательный налог за участие в общенациональных выборах.

Проблемы налогово-бюджетной политики

В любой стране уровень налогообложения влияет на экономическую активность людей, в том числе где работать, как хранить деньги и куда их вкладывать. Налогообложение на Западе создало ряд проблем в распределении капитала, где на бедных ложится большая нагрузка, в то время как богатые используют налоговые лазейки и налоговые убежища.

Таблица

Чтобы понять это, приведем простой пример Великобритании, где человек обязан платить налог на прибыль и национальные страховые взносы, налоговое бремя которых достигает 34%. Если добавить к этому налоги на потребление, местные налоги правительству, дорожные налоги и другие косвенные налоги, то налоговая нагрузка приблизится к 50% отметке. Какой бы налоговый режим не использовался, прогрессивный или регрессивный, на Западе налоговая нагрузка остается очень высокой и резко влияет на потребительские расходы. Уровень расходов в экономике любой страны зависит от уровня налогообложения. Высокая налоговая нагрузка может оказывать большое влияние на экономику в целом, особенно на Западе, где расходы играют ключевую роль.

Инвестиционные решения компаний также находятся под влиянием налогообложения. Так, например, материальные инвестиции предполагают вложение капитала в такие объекты, как машины, заводы, компьютерная техника, грузовые автомобили, офисная мебель и т.д. За счет прибыли от материальных инвестиций предприятия увеличивают свои доходы. Как влияют налоги на материальные инвестиции? По сути, налог на доход от предпринимательской деятельности является налогом на прибыль от материальных инвестиций – налог уменьшает доходы фирмы и, таким образом, инвестирование становится не выгодным. Большинство экономистов считают, что бизнес-налоги уменьшают объем материальных инвестиций предприятий.

Налоги также оказывают влияние на то, какие виды материальных инвестиций осуществляют предприятия. Это происходит потому, что государственные налоги на некоторые виды инвестиций имеют более высокие ставки, чем на другие. Эти различия становятся причиной того, что предприятия принимают инвестиционные решения скорее на основе того, какие впоследствии придется платить налоги, а не потому, что они были целесообразными с точки зрения бизнеса. Искажая эти инвестиционные решения, налоговая система приводит к неэффективной структуре инвестирования.

Сумма налогов вызывает постоянные споры на Западе. Например, в Великобритании компании обязаны платить акцизные взносы, когда они добывают нефть, затем нефть облагается налогом после переработки, после чего автомобилисты обязаны уплатить определенный сбор или налог на потребление, когда они заправляют топливом свои транспортные средства. Здесь одна и та же нефть облагается налогом три раза. По большему счету, проблема и спорный вопрос остается: что должно облагаться налогом - доход или капитал, и правительства развивающихся стран продолжают спорить о том, какой уровень налогообложения необходим для выполнения ими функций государства. Каждый год более 40% государственных расходов идет на социальное обеспечение и национальные системы здравоохранения.

Исламский налог?

Ислам имеет совершенно иной взгляд на экономику и налогообложение, так как Исламская основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в Исламе, и в Халифате, при налогообложении уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходы. Исламская система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это означает, что средний человек получит более чистый доход, и он будет обязан платить налог на то имущество, которое останется в конце года. Это будет оказывать существенное влияние на экономику. Можно это продемонстрировать, взяв цифры из британской экономики и подставив их в исламскую модель. В 2007 году средняя годовая зарплата в Великобритании составляла 23 244 фунтов стерлингов, и налоговая нагрузка на эту зарплату составила 34% (подоходный налог и социальное страхование), что немного меньше 8 000 фунтов стерлингов. Получается, что в добавок к косвенному налогообложению (то есть налоги на расходы, а не доходы), а также муниципальному налогу, дорожному налогу, налогу с продаж и т. д., реальная налоговая нагрузка приближается к 40-50%-ой отметке. Это означает, что средний человек в этой стране тратит 10 000 - 12 000 фунтов стерлингов на налоги.

В Исламе, если упрощенно, налог на имущество составляет 2,5%. Это означает, что в течение одного года, средний человек может сэкономить, по крайней мере, 10 000 фунтов стерлингов. Это также означает, что каждый месяц средний человек будет иметь дополнительные 700 фунтов на расходы, так как он не будет облагаться налогом на свои доходы. Принимая во внимание, что общая численность населения Великобритании составляет около 31 миллиона человек, получается, что если бы доходы не облагались налогом, в экономику были бы влиты дополнительные 240 млрд. фунтов стерлингов. В результате чего два или три человека смогли бы легко организовать свой бизнес, удовлетворяя спрос потребителей на некоторые товары, в том числе промышленные, и, таким образом, создавая больше рабочих мест в экономике. Прямым результатом этого будет увеличение спроса на товары и услуги во всей экономике, которая будет порождать рост в торговле и, в свою очередь, увеличение капитала для бизнеса.

Основными доходами Халифата являются:

  1. Различные виды доходов от государственной собственности
  2. Средства Закята
  3. Трофеи (фай)
  4. Земельный налог (харадж)
  5. Подушный налог (джизья)

Различные виды доходов от государственной собственности

В Исламе государство формирует фонды денежных средств, чтобы удовлетворить основные потребности всего населения, устанавливая, что любой объект общего пользования, который считается необходимым для общества, является общественной собственностью. Необходимым он считается в том случае, если при его отсутствии люди вынуждены будут повсюду его искать, т.е. это ресурсы, которые трудно найти и трудно использовать, так как их нужно перерабатывать. Это означает, что объекты общего пользования будут находится в государственной собственности, и доход от них будет идти на благо всех граждан. Это правило выведено на основе хадиса Пророка صلى الله عليه وسلم : "Мусульмане являются совладельцами в трех вещах: в воде, огне и пастбищах". Хотя в хадисе упоминается только три вещи, мы можем использовать кийас (аналогию) и расширить это доказательство для охвата всех необходимых объектов общественного пользования. Таким образом, источники воды, леса и топливная древесина, пастбища для скота и тому подобное – все это является объектами общественного пользования, также как и нефтяные месторождения, электростанции, моря, озера, каналы, заливы, проливы, плотины и т.п. Халиф назначит уполномоченных лиц, которые будут отвечать за государственные доходы. Государство также будет экспортировать нефть в страны за рубеж, что принесет огромные суммы в казну государства. В 2006 году за день производилось 81 млн. баррелей нефти, 45% которой были добыты в мусульманских странах, а это почти 38 млн. баррелей в день, что при текущих ценах на нефть (80 долларов за баррель от 12 октября 2007 г.) составило 3 миллиарда долларов в день!

Средства Закята

Закят (милостыня) - это налог на имущество, которым облагается 2,5% имущества граждан, которым они владеют в течение года. Средства Закята хранятся в специальном месте в Байт уль-Мал (Государственная казна), и их можно расходовать только на восемь категорий людей, упомянутых в Коране. Но Халифу разрешено расходовать их так, как он считает нужным, по его мнению и иджтихаду, на эти восемь категорий людей. Этот налог служит для перераспределения имущества, которое раздается бедным, нуждающимся, тем, у кого есть долги и тем, кто несет исламский призыв, а также людям из других категорий, упомянутых в Коране.

Трофеи (фай)

Это имущество, которое будет передано в сферу полномочий Халифата посредством объединения мусульманских стран. Ислам обязывает мусульман жить в Халифате, который является политической структурой Ислама. Прямым результатом этого будет то, что экономика Халифата будет постоянно сливаться с другими экономиками, поскольку они перейдут в сферу его полномочий.

Земельный налог (харадж)

Харадж - это тип земельного налога; сбор, налагаемый на землю. Ставка налога рассчитывается в зависимости от качества земли и возможной стоимости производства. Это изменит ландшафт мусульманских стран, так как сегодня большая часть плодородных земель не используется или находится в руках землевладельцев, которые унаследовали огромное количество земельных участков от ушедших колонизаторов. Наряду с этим налогом будет проводится ряд других политических мер; Халифат положит начало сельскохозяйственной революции путем предоставления всем своим гражданам субсидий, дешевой аренды земли для того, чтобы обеспечить поддержку его сельскохозяйственной политики народом. Те землевладельцы, земля которых не используется в течение трех лет, будут лишены ее.

Подушный налог (джизья)

Джизья-налог обязаны выплачивать все совершеннолетние мужчины зимми (немусульманские граждане), которые имеют средства, чтобы его оплатить. Женщины и дети освобождены от выплаты этого налога, так же как и нищие, у которых нет средств к существованию.

Джизья налагается в соответствии с благосостоянием зимми. Во время правления Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه было определено три различных вида джизьи в соответствии с материальным положением человека.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Продолжая ответ на этот комментарий, процитирую следующий текст:

Какая разница между закятом и налогами? Дозволено ли облагать налогами? Обязательно ли их платить?

Выплата закята является одним из столпов Ислама, который Всевышний Аллах сделал обязательным для богатых мусульман. Он является своего рода социальной поддержкой, а также тратится на помощь и удовлетворение общих интересов, например, для военных действий на пути Аллаха.

Во многих аятах Всевышний Аллах упоминает закят наряду с молитвой, что ещё более подтверждает его важность. Обязательность закята подтверждается Кораном, Сунной и единодушным мнением учёных /иджма‘/.

Что касается налогов с людей, то их устанавливают государства, и они никак не связаны с закятом имущества, который Аллах сделал обязательным.

Налоги – это материальные обязательства, которыми государство облагает людей, чтобы использовать полученную сумму на удовлетворение общих интересов: транспорт, здравоохранение, образование и пр.

Налоги являются продуктом человеческого ума и существующих политических систем, что же касается закята, то он установлен божественным Законом. Его выплата является одним из важных видов поклонения.

Некоторые люди не отдают закята с имущества и выплачивают только налоги, которые они отдают государству. Это не дозволено. Налоги – это одно, а закят – другое.

Учёные Постоянного Комитета по выдаче фетв сказали:

«Не дозволено считать налоги, которые человек платит с имущества, закятом, который он должен выплатить. Человек, если он обязан выплатить закят, должен выплатить его на нужды, которые оговорены шариатом и о которых Всевышний Аллах сказал:

„Пожертвования предназначены для неимущих и бедных“ (Коран, 9:60)» («Фатава-ль-ляджнати-д-даима», 9/285).

В основе облагать людей налогом запрещено, и это является одним из больших грехов, из-за которого человек не войдёт в Рай. В Сунне Пророка приводится доказательство, которое указывает на то, что налог – больший грех по сравнению с прелюбодеянием. Об этом более подробно – в ответе на вопрос № 39461.

В некоторых исключительных случаях при выполнении определённых условий государство может обложить свой народ налогом. Среди этих условий следующие.

1. Налог должен быть справедливым, то есть по справедливости распределяться между людьми. Не должна быть притеснена ни одна община. Ни одна община не должна быть выделена этим налогом среди других. Налог должны платить богатые, каждый человек в соответствии со своим богатством. Не дозволено облагать налогом бедных, как не дозволено равнять в этом бедных и богатых.

2. Бейту-ль-маль или казна, как называют это сейчас, должен быть пустым. Если же государство богато ресурсами, то людей налогами облагать не дозволено. Если люди будут облагаться налогом при таких условиях, то это будет считаться одним из больших грехов.

3. Это должно делаться в исключительных экстренных случаях и не должно превращаться в систему, которая будет работать всегда.

В «Энциклопедии по фикху» сказано, что доходы бейту-ль-маль это:

«Налоги, назначенные населению ради их интересов: ради военных действий или другого. (Они) не взимаются кроме случаев, когда в казне недостаточно имущества, и имеется крайняя в них необходимость. В ином случае подобный доход не соответствует шариату» («аль-Мавсу‘ату-ль-фикхийя», 8/247).

Источники, которыми можно пополнить бейту-ль-маль мусульман, и которые соответствуют шариату, очень много. Об этом подробно говорилось в ответе на вопрос № 138115.

Если бы мусульмане использовали это, то Всевышний Аллах обогатил бы их, и им не нужны были бы налоги, кроме очень редких случаев.

4. Налог должен быть использован в общественных интересах. Ничего не должно быть потрачено на пути ослушания Аллаха, например, на певцов, актёров, спортсменов и пр.

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, сказал:

«Налоги, которыми облагают правительства: налог с продаж, налог с прибыли, налог на производство, налог с рабочих и прочие налоги, в этом есть место для иджтихада. Если государство собирает налоги вместо обязательного закята, например, с торговцев, то их необходимо платить. Если налогом облагаются люди наряду с закятом, то в случае, когда казна действительно нуждается в финансировании на школы, мосты, мечети, работников государства, то их дозволено платить, и скрывать налоги запрещено.

Если же государство получает от граждан другие налоги, помимо закята, и растрачивает их впустую, проявляет расточительство, тратит на греховные деяния, на пустые развлечения и запретное, не распределяет их между теми, кто имеет право получать закят, то в этом случае разрешено скрывать имущество или прибыль, и не соучаствовать в совершении запретных действий. Ведь Всевышний Аллах сказал:

„. но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве“ (Коран, 5:2)».

Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, говоря о разнице между нововведениями и «неограниченными интересами», сказал:

«Что касается неограниченных интересов (блага, о котором нет упоминания в шариате /масляха мурсаля/ – прим. пер.), то они совершенно отличаются от так называемого благого нововведения /бид‘а хасана/.

Под неограниченными интересами понимают осуществление интереса, которого требует место или время и которое подтверждает Ислам. В этом случае имам аш-Шатыби подтверждает законность обложения налогами, но это отличается от налогов, которые установлены путаными законами во многих, если не сказать во всех мусульманских странах. Это совершается в уподобление неверующим, которые лишены пути и метода Аллаха, указанных в Книге Аллаха и Сунне Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Люди, лишённые прямого пути Корана и Сунны, были вынуждены выработать свои методы и законы, регулирующие и решающие их проблемы.

Что же касается мусульман, то Всевышний Аллах сделал для них достаточным то, что ниспослал в Книге Своей, и что разъяснил им Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому мусульманам нельзя менять шариат на (другие) законы, ведь в подобном случаи они будут относиться к тем, о ком Всевышний сказал:

„Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?“ (Коран, 2:61).

Категорически запрещено делать налоги постоянным законом, превращать их в закон, ниспосланный свыше и действующий до скончания веков. Налог, который мусульманское государство может установить, оговаривается определёнными обстоятельствами, которые касаются того государства. Например, по-моему, этот пример привёл имам аш-Шатыби, если было совершено нападение на мусульманское государство, но в казне не было средств, достаточных для вооружения и снаряжения армии, дабы она могла отразить удар врагов. В подобных обстоятельствах государство (может) обложить определённым налогом определённых людей. Таких, которые в состоянии оплатить возложенные на них государством налоги. Но этот налог не становится постоянным налогом и постоянным законом, как мы говорили об этом ранее. Поэтому, если исчезнет причина налога – нападение врага и защита мусульманского государства, то налог с мусульман снимается. Постановление, как говорят учёные фикха, связано с наличием или отсутствием причины. И если исчезнет причина или повод, из-за которого был установлен налог, то и налог при исчезновении причины отменяется.

Вкратце, в Исламе нет налогов, которые имеют положение законов. Но мусульманское государство при особых обстоятельствах может установить определённые налоги. Если же причина установления этих налогов исчезнет, то будет отменён и сам налог».

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Всё, что забирают у человека не по праву, является налогом. И это запрещено. Человеку не дозволено отнимать имущество брата без права, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Если ты продал своему брату плоды, но плоды погибли (из-за града, или сильного зноя), то тебе не дозволено брать у него (плату за них). Почему ты (желаешь) взять имущество брата не по праву?“ Мусульманин должен прислушаться и повиноваться, слушать правителя мусульман и повиноваться ему. Если тот потребовал деньги на подобные вещи, то человек должен отдать их. И если будут попраны его права, то он найдёт (воздаяние) впереди (то есть в День Суда). Если же налоги взяли у него справедливо, то у человека нет прав на это. Важно, что мы должны слушать и повиноваться правителю мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Слушай и повинуйся, даже если он станет бить тебя по спине и отнимет твоё имущество“. Подобные случаи нельзя использовать для того, что бы порочить мусульманских правителей, ругать их на разных встречах и пр. Нам следует проявлять терпение, а то, что мы не понимаем сейчас, поймём в следующей жизни» («Ликау-ль-баби-ль-мафтух», 12/65)".

Взято из сайта «Ислам: вопрос и ответ», ответ № 130 920.

И да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и сподвижников.

Читайте также: