Налогообложение кфх дипломная работа

Опубликовано: 15.05.2024

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Читайте в бераторе



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан.
Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей.
Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству решать социальные и другие общественные задачи, в первую очередь - выравнивания уровня доходов граждан.
Сельское хозяйство относится к числу отраслей, традиционно подверженных активному государственному вмешательству даже в условиях рынка. Это проявляется, в частности, в особых условиях налогообложения, налоговых льготах и преимуществах по отдельным видам налогов, применении специального режима налогообложения.
Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Особенности сельскохозяйственного производства связаны с объективными условиями, не играющими значительной роли для большинства других отраслей. Зависимость от природных условий, сезонность, невысокий уровень доходности, нерегулярность поступления доходов оказывают значительное влияние на организацию и эффективность отрасли, обусловливают порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сезонность производства и неравномерность получения дохода в течение года определяет использование длительного отчетного периода и перенос обязанности уплаты налоговых платежей на конец года, невысокий уровень доходности в отрасли предопределяет льготный порядок налогообложения. Это также означает, что, базируясь на общих принципах налогообложения, налоговое бремя в сельском хозяйстве должно быть ниже. Низкие налоги в сельском хозяйстве призваны обеспечить справедливое распределение доходов в обществе.
Как правило, стимулирующая функция налогообложения (т.е. использование методов налогообложения в качестве инструментов косвенного государственного регулирования) в сельском хозяйстве может существенно превалировать над фискальной функцией, отвечающей за наполняемость государственного бюджета.
Сельское хозяйство является основным источником продовольствия в мире. Вместе с тем российская сельскохозяйственная отрасль является одной из самых низкодоходных отраслей экономики, по сравнению с другими отраслями наиболее отсталой в техническом плане.
В декабре 2011 года был подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (далее – ВТО). Вступление в ВТО, так или иначе, отразится на всех отраслях экономики, однако наибольшие потери понесет агропромышленный комплекс в связи с низкой конкурентоспособностью отечественной сельскохозяйственной продукции.
Для адаптации агропромышленного комплекса к условиям членства России в ВТО и нивелирования возможных негативных последствий для сельскохозяйственных товаропроизводителей были внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые согласно Федеральному закону от 02.10.2012 года № 161-ФЗ вступили в силу с начала 2013 года.
Среди всех отраслей экономики роль сельского хозяйства, пожалуй, переоценить невозможно. Также огромно количество вопросов, сложностей и особенностей в учете в сельском хозяйстве.
Тема выпускной квалификационной работы: «Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, проблемы и пути их решения».
Предметом выпускной квалификационной работы является единый сельскохозяйственный налог в системе специальных налоговых режимов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является единый сельскохозяйственный налог.
Целью данной работы всесторонне рассмотреть: принцип перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; перечень налогов, уплата которых заменяется уплатой единого налога; основания, по которым налогоплательщик имеет право перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; регламент перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возвращения к общепринятой системе; элементы обложения единым налогом; порядок определения доходов и расходов в целях формирования налоговой базы по единому налогу; порядок исчисления и уплаты единого налога; порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, а также выявить основные проблемы в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей и найти пути их решения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить историю развития ЕСХН в Российской системе налогообложения;
- изучить действующий механизм взимания ЕСХН;
- выявить основные проблемы в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- определить пути решения проблем в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1. Основные этапы развития налогообложения. История появления и развития налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России

Известный ученый И. И. Янжул (1846—1914) в конце XIX в. предложил выделять в процессе развития налогообложения три этапа: первый охватывает Древний мир и Средние века, отличаясь неразвитостью и случайным характером налогов, второй – XVI – XVIII вв. и характеризуется появлением большого количества новых налогов, преимущественно непрямых. Третий этап берет начало в XIX в. и отличается меньшим количеством налогов, их большим однообразием и более совершенными правилами администрирования . Следует отметить наибольшую востребованность данной периодизации. В частности, ее придерживаются многие современные российские и украинские ученые.
Первый период: от Древнего мира до Средних веков. Согласно этим представлениям в этот период происходит зарождение налогообложения. Налоги не являются основным источником доходов государства. Большую часть своих доходов государство получало как любое частное лицо путем эксплуатации своих земель, промыслов, имущества, а также в виде дани, до-бычи, контрибуции, даров.
На первом этапе эволюции налогообложения налоги имеют случайный и временный характер, часто вводятся в связи с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего войнами.
Основными формами налогов, применяемыми в тот период, были имущественные, земельные, подушные налоги, акцизы, пошлины, т.е. наиболее простые формы прямых и непрямых налогов, не требовавших сложной системы учета и определения объекта налогообложения и налоговой базы. Сумма налога определялась на основе заявлений граждан об их семейном положении и объеме имущества (имущественный налог), переписей населения (подушный налог), обмера земельных участков (земельный налог).
Среди прямых выделим также налог на наследство, впервые введенный в Риме, а также промышленный налог, которым облагались лица, занимавшиеся любым видом промысла. В Средние века возникают налоги на доходы.

Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет целый ряд особенностей, присущих только этой отрасли. В аграрной сфере для сельскохозяйственных товаропроизводителей законодательно предусмотрены, кроме общей системы налогообложения, специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН).
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право выбора: оставаться на общем режиме налогообложения или перейти на специальные налоговые режимы.
Сравнение преимуществ и недостатков перехода на ЕСХН свидетельствует о том, что вопрос о целесообразности применения общего или специального режима налогообложения продолжает оставаться актуальным.
При применении ЕСХН, эффект от освобождения от уплаты таких на-логов, как налог на прибыль и на имущество, проявляется в снижении величины налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эффект освобождения от обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость не является однозначным. В ряде случаев такое освобождение означает потерю контрагентов в силу невозможности для последних принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг).
Налоговая ставка при уплате ЕСХН устанавливается в размере 6 % для всех регионов страны, причем не все регионы России имеют одинаковые по плодородию почвы и одинаковую прибыль от занятия сельским хозяйством.
Поэтому для стимулирования ведения сельского хозяйства на малоплодородных землях и снижения убыточности существующих сельскохозяйственных организаций, по мнению автора, налоговую ставку должны устанавливать региональные органы власти, причем она не может превышать установленной в ст. 346.8 НК РФ ставки в 6%.
Можно сделать вывод, что существующая система налогообложения сельского хозяйства далека от совершенства, она не в полном объеме учитывает специфические особенности отрасли.
Подводя итоги, необходимо отметить, что, несмотря на общую положительную оценку ЕСХН, отдельные положения требуют совершенствования с учетом выявленных в процессе исследования недостатков.
При этом совершенствование действующей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей должно быть направлено на создание прозрачности и полноты учета особенностей сельского хозяйства при уплате налогов и ведении бухгалтерского учета, что должно способствовать росту конкурентоспособности отечественной сель-скохозяйственной продукции на мировом рынке.
Вместе с тем для дальнейшего совершенствования налогового законодательства предлагается:
1. В части функционирования ЕСХН уделять особое внимание вопросам совершенствования и параллельного развития с общей системой налогообложения.
2. В части стимулирования инвестиций в сельское хозяйство сделать акцент на регулирующую и стимулирующую функции, а не на фискальную. К числу стимулирующих налоговых мер на селе можно отнести: снижение налогового бремени и формирование благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе.
3. В части стимулирования эффективного использования земельных ресурсов и экологического налогообложения необходимо отметить, что в от-личие от мировой практики российская налоговая система не содержит специальных сельскохозяйственных налогов или других форм ограничения использования ресурсов. При этом существующая экологическая ситуация в отрасли предопределяет потребность в широком применении экологического налогообложения в сельском хозяйстве.

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Самарский Государственный Экономический Университет

Малышева Дарья Дмитриевна, студент 2 курса Самарский государственный экономический университет. Научный руководитель: Черноусова Ксения Сергеевна, Доцент, Самарский государственный экономический университет

УДК 5995

Сельское хозяйство - одна из важнейших отраслей экономики РФ, которая является отражением развития в целом всего государства, так как удовлетворение первичных (базовых) потребностей населения – приоритетная задача любой страны. Основное назначение сельского хозяйства – обеспечить население продуктами питания, легкую и пищевую промышленности – сырьем, в целом же для экономики государства – обеспечить поступление денежных средств в бюджет. По данным американского финансово-экономического журнала “Forbes” в 2018 году доходы России от продажи зерновых культур составили $10,5 млрд., что превосходит показатель 2017 года на $3млрд.

Россия имеет огромный потенциал не только для обеспечения продуктами питания своих граждан, но и для экспорта. По данным в 2018 году объем экспорта сельскохозяйственной продукции достиг 25 млрд. долларов. Если в 2000 году на экспорт шло 1,5 млн.т. зерна, то в 2018 году – 55 млн. т., причем в 2018 году был установлен рекорд по экспорту пшеницы,44 млн.т., что на 0,1 млн. т. превосходит экспорт главной страны- эскпортера пшеницы США в 1981 году. Однако сегодня многие отрасли с/х испытывают проблемы, из-за того что это единственная отрасль материального производства, которая зависит от погодных условий, а так же из-за недостатка финансирования. Правительство обратило внимание на процессы, происходящие в сельском хозяйстве, и прикладывает усилия к решению данных проблем, поэтому в Российской Федерации выработан курс на поддержку сельского хозяйства. Государство выделяет огромные суммы на его развитие. Из федерального бюджета в рамках реализации государственных программ на 2008-2012 гг. и 2013-2020 гг. выделяются субсидии в размере около 200 млрд. руб. (0,3% ВВП). Однако из-за ряда причин (вступление России в ВТО; недостаточное субсидирование для достижения уровня рентабельности в 25% необходимого для расширения воспроизводства (Решение Комитета по аграрным вопросам №38 от 22.11.2013.)) приходится искать новые способы финансовой поддержки аграрного сектора [1]. Ключевыми являются механизмы налогового стимулирования.

Целью нашей статьи является изучение особенностей налогообложения крестьянских ( фермерских) хозяйств.

Задачи – исследование использования общей, специальной и упрощенной систем налогообложения применительно к КФХ; анализ их особенностей, а так же положительных и отрицательных черт.

К методам, используемым в статье, относятся: логический и статистический анализ.

Научная новизна статьи заключается в том, что она написана с учетом изменений в налоговом законодательстве, принятым в 2019 году.

Одной из форм организации деятельности в сфере сельского хозяйства является крестьянское (фермерское) хозяйство. КФХ - это вид предпринимательской деятельности, как отдельного человека, так и группы лиц, направленный на извлечение прибыли из создания, реализации товаров сельского хозяйства. Так же определение КФХ дается в федеральном законе от 11.06.2003г. №74-ФЗ

В соответствии с НК РФ малые предприятия имеют право сами выбирать режим уплаты налогов в бюджет. Фермерские хозяйства имеют широкий выбор системы налогообложения, который они могут выбрать исходя из особенностей своей деятельности.

Если КФХ по каким-либо причинам при регистрации не указали желаемую систему налогообложения, то для них автоматически действует общая система. Далее в течение месяца (30 дней) можно написать заявление о переводе на другую систему налогообложения, по истечению указанного срокапереход возможно будет осуществить только на следующий год.

При общей системе налогообложения КФХ уплачивают в бюджет НДФЛ(13%), НДС( 10 или 20%), а так же земельный и транспортный, имущественный налоги, страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС. В первые пять лет после открытия фермерские хозяйства освобождаются от уплаты НДФЛ. Так же всоответствии со статьей 284.1.3 для некоторых КФХ налог на прибыль может иметь ставку 0%. Крестьянские хозяйства могут использовать общую систему в целях приумножения и сохранения заказчиков своей продукции, так как большинство из них работает по ОСН и для них важно покупать продукцию с НДС для получения вычета по нему.

При упрощенной системе налогообложения те фермерские хозяйства, которые имеют небольшие расходы, предпочитают уплачивать 6% с доходов, в свою очередь те, у кого расходы большие используют “доходы минус расходы”, когда налогом в 15% облагается полученная прибыль. По решению органов субъектов РФ данные ставки могу снижаться с 6% до 1% для первого случая и с 15% до 5% для второго. При данной системе КФХ ведут упрощенный бухгалтерский учет по книге учета доходов и расходов и предоставляют данные в налоговые службы один раз за год, не позднее 30 апреля. Налог уплачивается каждый квартал, первые три - не позднее 25 числа и последний – итоговый - не позднее 30 апреля. КФХ могут использовать данную систему только до тех пор, пока сумма их доходов отчетного периода не превысит 150 млн.руб.

Специальные системы налогообложения[3].

В отношении фермерских хозяйств ЕНВД не применяется.

Главы КФХ могут применять ПСН только в отношении таких видов деятельности, как:

- производство молочной продукции;

- оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке и выпасу скота;

- производств кожи и изделий из кожи

- производство плодово-ягодных растений для посадки;

- производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

- оказание услуг, связанных со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

- сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей (ст. 346.43 НК РФ).

При данной системе налогообложения КФХ освобождаются от уплаты НДФЛ, налога на имущество, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН; при ввозе на территорию РФ и территории под ее юрисдикцией товаров, а также при совершении действий, указанных в статье 174.1 НК РФ) [4].

1 января 2002 года ФЗ от 29.12.2001г.№187-ФЗ на территории РФ начал действовать единый сельскохозяйственный налог. Фермерские хозяйства вправе использовать ЕСНХ, если:

- доход от продаж собственной продукции составляет не менее 70%.

- среднегодовая численность сотрудников не превышает 300 человек и доход от реализации в соотношении к общей выручке не менее 70% (для ИП и рыбохозяйственных организаций)[5].

Для этого КФХ должны предоставить в налоговую службу установленной формы заявление о намерении применения ЕСХН по своему местонахождению (жительству). Это можно сделать в течение месяца после регистрации, либо до 31 декабря. Переход фермерских хозяйств на данный налог освобождает их от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и НДФЛ для ИП, до 2019 г. НДС(кроме случаев осуществления импортных операций), налога на имущество.

С 1 января 2019 года КФХ , применяющие ЕСХН, обязаны платить НДС. Однако законодательство предусматривает 2 варианта . Первый, уплата только ЕСХН. Второй, ЕСХН совместно с НДС. Выбор зависит от выручки. Сельхозпроизводители могут воспользоваться первым вариантом, если переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году, а так же если сумма доходов в 2018 году не превысила в совокупности 100 млн. руб . В последующие годы сумма будет снижаться и к 2022 году составит 60 млн.руб. Первый вариант будет выгоден для небольших КФХ , так как уплата НДС- тяжёлое бремя для них , потому что они редко сотрудничают с крупными фирмами , уплачивающими НДС. Второй вариант предпочтителен крупным сельхозпроизводителям, так как у них появляется возможность получить вычет «входного» НДС[7].

Так же обязательным условием для перехода на ЕСХН является производство или реализация сельскохозяйственной продукции. Ее переработка не является условием перехода на ЕСХН.

Налоговая ставка составляет 6%.

При регистрации КФХ один из его членов определяется в качестве главы и регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Так как статус ИП получает только глава КФХ, в отличие от остальных его членов, то он один является плательщиком ЕСХН. Глава КФХ определяет налоговую базу не по полученному лично им доходу и произведенных расходов, а на основании деятельности всего коллектива фермерского хозяйства. Всем предпринимателям, перешедшим на уплату ЕСХН, необходимо вести учетную книгу (КУДиР). В налоговые органы до 31 марта необходимо предоставлять всю отчетность. Авансовый платеж– до 25 июля, а полная уплата ЕСХН до 31 марта следующего календарного года[6].

Общая система налогообложения

Действует автоматически - т.е. если КФХ при регистрации не указали желаемую систему налогообложения, то для них действует общая система.

НДФЛ, НДС, земельный, транспортный, имущественный налоги + взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС.

- Возможность привлечения новых покупателей и заказчиков продукции, для которых важны партнеры, уплачивающие НДС для получения вычет по нему (все крупные предприятия работают на ОСН).

- НДФЛ уплачивается только на 6-ой год деятельности.

-Высокая налоговая нагрузка.

Дополнительные затраты на оплату деятельности опытного бухгалтера, способного вести налоговую отчетность.

-Строгая отчетность (необходимость подтверждения сделок от контрагентов).

Упрощенная система налогообложения

УСП нельзя применить если:

-среднесписочная численность работников не более 100 человек;

-годовая выручка не превышает 120 млн. руб.

6% с дохода или 15% с дохода минус расходы (налогом 15% облагается прибыль)

- Налогоплательщики платят один налог + социальные выплаты, что облегчает налогообложение.

-Упрощенное ведение отчетности (всего одна декларация)

-Ненужность доказывать обоснованность и правильность документального оформления расходов.

-ограниченность в привлечении покупателей и заказчиков, из-за неуплаты НДС.

-При УСН “доходы-расходы” необходимо уплачивать минимальный налог даже при отсутствии прибыли

- При ставке 15 % сложное ведение отчетности

Специальная система налогообложения– ЕСХН

Обязательным условием для перехода на ЕСХН является производство или реализация с/х продукции

Уплачиваются все налоги, кроме определённых (см. плюсы специальной системы налогообложения)

- Отчетность один раз в год.

- Уплата 6% с дохода.

- Освобождение от налога на прибыль для юридических лиц, налога на имущество, НДС, НДФЛ

-Обязательное определение одного из членов в качестве главы и регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя

-ведение учетной книги.

Специальная система налогообложения– ПСН

-Режим доступен только для ИП.

-Срок действия патентов от 1 до 12 месяцев одного года.

-среднесписочная численность работников не более 15 человек.

- Годовая выручка не превышает 60 млн. руб.

Платит налог за выданный патент

-Отсутствие налоговой отчетности

-Ведение простого налогового учета в КУД.

-Выплачивает заранее определенную и неизменную сумму налога за патент

-Возможность применения пониженных страховых выплат к вознаграждениям наемных работников.

-Оплата патента сразу, не зависимо есть прибыль или нет.

Следовательно, можно сделать вывод, что сельское хозяйство – важнейшая часть экономики, основной формой организации деятельности которой является крестьянское (фермерское) хозяйство. Так как КФХ – это вид предпринимательской деятельности, то он подлежит налогообложению. Рассматривая режимы уплаты налогов в бюджет, можно констатировать следующее: система налогообложения КФХ состоит из трех подсистем – общей, специальной и упрощенной, выбор которых зависит от особенностей, специализации и желания КФХ.

11.11.2019, 12:27 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. В работе имеются все необходимые разделы, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно цели, задачи, а также научная новизна. Аннотация статьи дана в нормальном объеме, перевод качественный. Список литературы состоит из 7 источников информации, которые были изучены автором. Вывод сделан. Данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале.

11.11.2019, 17:45 Лакота Елена Александровна
Рецензия: Статья "Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств" - автор Шурукова Мария Александровна, Самарский Государственный Экономический Университет представляет собой законченную рукопись, изложенную в грамотной и доступной для определенного круга читателей форме. Оформление статьи соответствует требованиям, предъявляемым научным журналом SCI-ARTICLE, и она может быть рекомендована к печати. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока",г. САратов, доктор сельскохозяйственных наук, Лакота Елена Александровна.

Как сделать правильный выбор

Выбор системы НО не может быть случайным. Учитываются основные хозяйственные и организационные факторы, непосредственно влияющие на процесс производства:

  • что организуется — юрлицо или ИП;
  • какой конкретной деятельностью будет заниматься КФХ;
  • сколько работников в КФХ;
  • основные контрагенты КФХ, их налоговые режимы и особенности;
  • стоимость активов КФХ;
  • влияние сезонности производства на объем получаемого дохода;
  • особенности налогообложения в регионах, возможность использования льготной ставки налога для сельхозпроизводителей;
  • необходимость и возможность подтверждать расходы документально.

Здесь необходимы некоторые пояснения. Правовой статус фермерских хозяйств в России таков, что они могут существовать в форме юрлица и без нее. ФЗ-74 от 11/06/03 определяет КФХ как семейное объединение, занимающееся сельскохозяйственной деятельностью и работающее без образования юрлица.

ГК РФ предусматриваетв связи с этим уже две возможности:

  • без образования юрлица (ст. 23 п. 5);
  • с образованием юрлица (ст. 86.1).

Какая продукция относится законодателем к сельскохозяйственной, можно узнать из правительственного постановления №458 от 25/07/06, а виды, соответствующие возможным видам деятельности фермерского хозяйства, содержит справочник ОКВЭД (р. А). Речь идет не только о производстве соответствующей продукции, но и ее продаже, переработке, хранении, перевозке.

Членами КФХ могут быть члены одной семьи или нескольких, связанных родственными узами (не более трех семей). Имеется возможность привлекать посторонних лиц, не более 5 человек. Создать КФХ может и один человек. Глава КФХ имеет статус индивидуального предпринимателя.

Большинство КФХ предпочитает рассчитываться с бюджетом через механизм ЕСХН (гл. 26.1 НК РФ). Популярность этого налога объяснима тем, что при введении режима законодатель постарался учесть все особенности сельскохозяйственной отрасли, в частности мелких производителей продукции.

Важный критерий здесь – объем доходов. Он ограничен величиной 70% и касается реализованной с/х продукции собственного производства и, кроме того, оказания услуг сельхозпроизводителям. Если величина ниже, режим применять нельзя. Ставка по нему — 6%, а база исчисления рассчитывается как разница доходов и расходов. Сельхозпроизводство связано со значительными затратами и, что выгодно, уменьшает налоговую базу. Ставка невысока. Основная сложность здесь заключается в корректном ведении бухгалтерского учета, своевременном и полном документировании расходов.

К сведению! ЕСХН фермеры могут применять в любом случае: зарегистрировав КФХ как организацию или без такой регистрации.

Освобождение от налогов и другие правила, установленные ст. 346.1 НК РФ, относятся к КФХ в полной мере. В настоящее время плательщики ЕСХН уплачивают НДС. Они могут не платить налог, если выполняются ограничения по доходам от сельскохозяйственной деятельности по предшествующему периоду (80 млн руб. — за 2020 год, 90 млн руб. — за прошедший год). На это указывает ст. 145-1 НК РФ.

В течение месяца после создания фермерского хозяйства необходимо подать заявление в налоговую о переходе на ЕСХН. Если этого не сделать, по умолчанию будет применяться общая система налогообложения. Если КФХ работало на другом режиме, заявление подается до 31 декабря, а переход возможен со следующего года.

Упрощенный налог (гл. 26.2 НК РФ) во многом схож с ЕСХН: если речь идет об УСН «доходы», применяется та же ставка 6%, а при выборе варианта УСН «доходы минус расходы» налоговая база является разницей доходной части и затрат.

Очевидно при этом, что в первом случае не удастся уменьшить базу на сумму расходов и в итоге, по сравнению с ЕСХН, налоговое бремя увеличится. Если применять УСН «доходы минус расходы», понесенные затраты могут уменьшить налог по правилам указанной главы НК (есть ограничения). Ставка налога в зависимости от региона — от 5 до 15%, однако минимальный процент применяется редко, и величину налога уменьшить до уровня ЕСХН, скорее всего, не удастся.

При применении УСН придется отслеживать соблюдение ограничений: например, объем выручки, стоимость основных средств. Лимит численности (100 человек), очевидно, будет соблюдаться КФХ по умолчанию.

Важно! Переход на спецрежим происходит тоже по заявлению налогоплательщика.

Отдельный вопрос – страховые взносы членов КФХ в связи с уплатой УСН. Согласно ст. 430 п. 2 НК РФ, главы КФХ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за членов КФХ. Этой же статьей определены и размеры платежа. Согласно ст. 346.21 НК РФ п. 3.1 пп. 3-3, у ИП есть возможность уменьшить налог на всю сумму страховых взносов. Минфин еще в 2014 году (письмо №03-11-06/2/66200 от 22/12/14 г.) сделал вывод: КФХ имеют право на уменьшение так же, как ИП: беря в расчет полную сумму взносов. Отметим, что речь в ст. 346.21 идет об УСН «доходы» и касается фермеров, не использующих наемных работников. Хотя указанный вывод не противоречит нормам ст. 430 НК, вступившей в действие в 2016 году, рекомендуется уточнить возможность применения этого правила в налоговом органе.

Общая система применяется по умолчанию, если специальный режим не был выбран налогоплательщиком. Она связана с наиболее серьезной налоговой нагрузкой по сравнению с другими системами НО. Необходимость вести строжайший бухгалтерский, налоговый учет наиболее актуальна при выборе ОСНО.

КФХ является плательщиком:

  • налога на имущество;
  • земельного налога;
  • НДС;
  • транспортного налога;
  • налога на прибыль.

При этом по земельному налогу могут иметь место льготы для КФХ на региональном уровне, а по налогу на прибыль действует нулевая процентная ставка (ст. 284-1.3).

Уплата НДФЛ на общем режиме для КФХ обязательна. Необходимо обращать внимание на следующее:

  1. КФХ является налоговым агентом. В общем порядке он обязан уплачивать НДФЛ за членов КФХ, исходя из их доходов, а также за наемных работников (ст. 207, 226 НК РФ).
  2. Члены КФХ, в том числе и его глава, освобождаются от уплаты НДФЛ по доходам, полученным от производства, реализации, переработки сельскохозяйственной продукции на срок 5 лет, начиная от года регистрации КФХ (ст. 217 п. 14 НК РФ).

Важно! Льгота предоставляется не отдельным членам, а всему КФХ. Если после истечения пятилетнего срока в КФХ вступает новый участник, от уплаты НДФЛ он не освобождается. Эту позицию ФНС (письмо №04-2-02/404@ от 29/09/05) поддерживают и судебные органы.

  • В отношении доходов, не являющихся доходами от производства, переработки, продажи сельхозпродукции, льгота не действует.
  • Бюджетные средства, направленные на поддержку КФХ: гранты, субсидии, единовременная помощь не облагаются НДФЛ (ст. 217 п. 14.1, 14.2).
  • Этот режим выгоден, если у КФХ есть контрагенты – крупные хозяйства, организации, применяющие общую систему. Им выгодно работать с такими же партнерами, уменьшая налоговую нагрузку по НДС. Очевидный плюс этого режима – нет ограничений по применению и виду деятельности.

    Страховые взносы

    Мы уже касались темы выше в связи с уплатой УСН. По общему правилу взносы в фонды уплачиваются главой отдельно за членов КФХ и за наемных работников, вне зависимости от системы НО. За членов КФХ выплата по пенсионным взносам и медицинскому страхованию представляет собой фиксированную сумму.

    Если КФХ не имеет членов, кроме его главы, он может не платить страховые взносы в определенные периоды, например, военной службы по призыву, ухода за ребенком до полутора лет и др. (письмо ФНС №БС-4-11/25480@ от 11/12/19).

    Главы КФХ не уплачивают пенсионные взносы в размере 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей (письмо Минфина №03-15-05/61471 от 14.08.2019).

    ПСН и ЕНВД тоже можно применять?

    Единый налог на вмененный доход и патентная система НО относятся к спецрежимам, но до сих пор не применялись в сфере КФХ в качестве основных в силу ряда законодательных причин и нюансов применения. В то же время фермеры могли оказывать услуги, не связанные непосредственно с сельским хозяйством, но подпадающие под действие ПСН и ЕНВД. Тогда применение этих систем было вполне оправдано в качестве дополнительных.

    Применение ЕНВД с 1.01.2021 года законом уже не предусмотрено (ФЗ-97 от 29/06/12, ст. 5). Патентная система, напротив, расширила сферу своего влияния и теперь может применяться фермерами. Подписан ФЗ-8 от 6/02/20, вносящий соответствующие поправки в статьи 346.43 и 346.45 НК РФ. Он начнет применяться с 1 числа очередного налогового периода, т.е. фактически с 1.01.2021 года. Стоимость патента рассчитывается исходя из потенциально возможного дохода за год и ставки 6%.

    Бухгалтерский учет для фермеров: главные отличительные особенности

    Бухгалтерский учет – обязательное требование, предъявляемое законодательством к крестьянско-фермерским хозяйствам любого уровня и формы организации. Эта документация важна, поскольку позволяет фермерам регулярно и в полном объеме отчитываться перед налоговой службой и уплачивать налог со своих доходов.

    Кроме необходимости производить отчет перед налоговой службой, ведение бухгалтерского учета значительно облегчает процесс работы и финансовое планирование КФХ. В том числе тщательно продуманная бухгалтерия позволяет разработать грамотное финансовое и материальное планирование деятельности, должным образом контролировать производственные процессы в компании, соотносить доходы и расходы КФХ.

    С самого первого дня деятельности предприятия учредители хозяйства должны начать осуществлять бухгалтерский учет. В этот документ входят данные о собственности предприятия, его техническом оснащении, количестве производимой продукции и прибыли, которую хозяйство получает при ее реализации. В связи с этим необходимо выбрать юридическую форму и разработать стратегию будущей компании необходимо еще на этапе планирования бизнеса.

    Налоговый кодекс, точнее пункт 1 ст. 23 этого документа, диктует, что бухгалтерская отчетность должна вестись на основе книги учета доходов и расходов. Необходимость вести этот документ предусматривается и специальным приказом Министерства финансов (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65497/).

    Конкретный метод ведения отчетности будет зависеть от организационной формы, выбранной для предприятия. Так, фермерское хозяйство, имеющее статус юридического лица, требует осуществления такого же учета, как и в любой компании соответствующей организационной формы. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся фермерством на основе удостоверения ИП, могут выбрать для своей деятельности упрощенную форму налогообложения, что значительно облегчит ведение бухгалтерского учета.

    Бухгалтерский учет в фермерском хозяйстве: выбор системы налогообложения дополнительные особенности

    Фермеры, особенно начинающие, нередко сталкиваются с определенными проблемами. Наиболее распространены такие проблемы, как затруднение в соблюдении сроков подачи отчетности и расчет оптимального размера взносов. Чтобы избежать этой проблемы, следует внимательно изучить существующее законодательство применительно к выбранной системе налогообложения и юридическому статусу компании. Еще одно частое затруднение – с определением базы отчетности и требуемыми размерами взносов, которые должен осуществлять конкретный фермер. Не менее распространенная трудность заключается в расчете себестоимости продукции и общего уровня рентабельности предприятия. Требует решения и вопрос, будет ли необходим бухгалтер или ведением документации фермерского хозяйства и всеми финансовыми вопросами сможет заниматься сам глава КФХ. Если предприятие имеет значительный масштаб, а сам фермер не обладает достаточными навыками и опытом в финансовых вопросах, лучше нанять квалифицированного сотрудника или доверить бухгалтерию удаленным специалистам на основе аутсорсинга.

    Объем и сложность документации в составе бухгалтерской отчетности во многом зависит от характера бизнеса и его масштаба. Так, в зависимости от масштабов деятельности и конкретного типа налогообложения учет может быть простым или упрощенным. А поскольку современные нормативные акты не дают подробных указаний для выбора того или иного варианта налогообложения, это решение оставляют на долю самих учредителей и глав агропромышленных предприятий.

    Фактически различие в ведении бухгалтерского учета отдельно взятого хозяйства будет зависеть от выбора одной из двух доступных систем – простой или упрощенной. Первый метод предусматривает отсутствие корреспонденции счетов и возможность вести все учетные записи по определенным алгоритмам (соотношение прихода и расхода, а также дохода и затрат). Упрощенная двойная система предусматривает обязательное ведение корреспондентских счетов с отражением всех кредитовых и дебетовых операций. Упрощенный режим рекомендуют выбирать для агрокомплексов, имеющих в своем составе сельскохозяйственные угодья более 50 тысяч гектаров, финансовые поступления от продажи продукции составляют более тысячи минимальных месячных окладов.

    Еще одни налоговый формат, в котором может функционировать КФХ – ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН в фермерской деятельности встречается значительно чаще остальных режимов, что объясняется значительными преимуществами, которые предоставляет эта система налогоплательщикам. В числе таких бонусов – более простая система отчетности и простой порядок бухгалтерского учета. Главное требование, позволяющее предприятию перейти на этот режим – не менее 70 процентов выручки должно быть результатом изготовления, переработки или продажи сельхозпродукции. Процесс отчетности для предприятий, работающих по ЕСХН, включает одноразовое предоставление отчетных документов и 6 – процентную налоговую ставку. При этом налоговые выплаты осуществляют дважды в год: первый – до 25 июля текущего года и второй – в начале года, следующего за отчетным.

    Специальный Приказ Министерства финансов РФ №135н от 2012 года утверждает основной пакет учетных журналов и книг, который должен входить в состав бухгалтерии любого сельскохозяйственного предприятия.

    • книга учета собственности, для которой действует форма №1-кх. Она будет непременным условием ведения бухгалтерии;
    • книга, в которой ведется учет изготавливаемой продукции (№2-кх);
    • №3-кх – Книга по учету трудовых ресурсов;
    • журнал, отображающий учет деятельности предприятия (№4-кх);
    • финансовая ведомость, в которой ведется анализ результатов деятельности – для этого заполняют форму №5-кх.

    Одним из важных решений, которое предстоит принять учредителю фермерского хозяйства – оптимальная система налогообложения.

    Подготовка документации

    В зависимости от выбора системы – простой либо упрощенной, состав документации может несущественно отличаться.

    При этом есть перечень документов, актуальный для обеих систем, включает:

    • счет-фактуру по специальной форме №868;
    • платежное поручение, которое требуется для осуществления переводов на счета компаний, с которыми сотрудничает предприятие, прежде всего – поставщиков. Такие документы применяют и для переводов средств в пенсионный и другие внебюджетные фонды;
    • аккредитивное заявление – если в этом есть надобность;
    • расчетные чеки банков, которыми оплачивают услуги, предоставляемые предприятиями – партнерами.

    Помимо этой основной документации, без которой не обходится деятельность хозяйства любого типа независимо от статуса и формата работы, есть еще ряд внутренних учетных документов, включая различные накладные, расписки и акты, табели, ведомости по расчету сотрудников и прочее.

    Значительное внимание в фермерской деятельности уделяется учету материальных ценностей. Большинство глав КФХ, занимающихся выращиванием сельхозпродукции, используют такие виды документации, как путевые листы, реестры отправки зерна, накопительная ведомость для контроля количества продукции после ее поступления на склад. Для отображения затрат, которые предприятие понесло в течение определенного периода. Только для животноводства будет актуальной такая документация, как карточка учета надоев молока, акт оприходования приплода, ведомость учета кормов и прочее.

    Хотя многие фермеры самостоятельно ведут все документальные и финансовые дела, доверить бухгалтерский учет лучше специалисту с профильным образованием. Вся документации должна составляться в бумажном виде и храниться на протяжении 5 лет на случай проверок.

    Бухгалтерский учет: организация и найм сотрудников

    Сельскохозяйственные предприятия имеют некоторые отличительные особенности, нехарактерные для других видов коммерческой деятельности. Так, главной собственностью любой агрокомпании является земля и сельскохозяйственная техника. Как правило, на первоначальное приобретение земельного участка для высадки сельхозкультур или разведения скота индивидуальный предприниматель затрачивает собственные средства или накопления из существующего имущественного пая. В дальнейшем, при условии успешного развития компании, на эти цели выделяются средства со счетов предприятия.

    В бухгалтерской документации следует различать имущество основного характера и ценности, которые в эту категорию не входят. Так, в зависимости от специфики и масштабов компании к основному фонду будут принадлежать земельные угодья и сооружения. Изменяться цена основного имущества будет только если происходит реконструкция зданий или расширение фермы. К собственности, не относящейся к основной, можно причислить животных, которые выращиваются для продажи или откармливания, семена или саженцы, предназначенные для дальнейшей посадки. Отдельным пунктом в бухучете будет сумма амортизации.

    Во время расчетов в нее вносят инвестиции в улучшение угодий, расходы на корма для животных и услуги ветеринара и подобные пункты. Одной из отличительных черт бухгалтерского учета применительно к фермерским хозяйствам является необходимость разделения животных на различные группы при внесении расходов и затрат в учетную книгу. К примеру, животные могут выращиваться для производства молока и других целей. Соответственно в форме №1-кх предусмотрены специальные разделы для внесения сведений относительно размера принадлежащих хозяйству угодий или животных, входящих в собственность фермы, и данные об основных материальных средствах.

    Вопрос, которому следует уделить внимание сразу после открытия хозяйства и в процессе его дальнейшего развития и расширения – сотрудники, или трудовые ресурсы компании.

    Каждый из работников фермы, независимо от общего их количества, должен быть учтен в бухгалтерском учете и отчетной документации. Так, на каждого работника КФХ заводят личное дело с указанием основных персональных данных, состав семьи, возможные льготы и прочие характеристики.

    Для составления учета в отношении трудовых ресурсов фермерского хозяйства используют одну из основных форм – №3-кх. Ее заполняют, указывая всю предложенную информацию в соответствии с календарными датами. Документ состоит из нескольких разделов, в которых указывается отработанное сотрудником время, размер оплаты за выполняемые обязанности и сведения о произведении расчета в установленном порядке.

    Подытоживая сведения о бухгалтерском учете, применяемом для КФХ, следует помнить о необходимости регулярной и точной подачи всех предусмотренных законодательством отчетных документов и осуществлять регулярный учет всех расходов и доходов предприятия независимо от его формата и масштаба. Чтобы этот процесс не вызывал затруднения даже у новичков в фермерстве, в своей деятельности следует опираться на существующие нормативные документы, прежде всего – действующий Налоговый кодекс.

    Читайте также: